фессии: Методические рекомендации. М.: Прометей, 1989.
16. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога М.: Изд-во МПА, 1997.
17. Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007.
18. Федоров А.В., Новикова А.А., Колесниченко В.Л., Каруна И.А. Медиаобразование в США, Канаде, Великобритании. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007.
19. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002.
20. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990.
21. Шмелев А.Г., Похилько В.И., Соловейчик А.С. Тест-опросник 16 ЛФ // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 17-42.
22. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор: Пер. с англ. Минск: ТПЦ «Полифакт», 1992.
23. Шрейдер Ю.А. Информатизация и культура // Научно-техническая информация. Серия 2. 1991. № 8.С. 1-9.
24. Burns Т., Rashid Sh. The New World of Information Professionalism // Information Outlook. Vol. 3. № 7. P. 25-30.
25. Tyner K. Literacy in a Digital World. Mahwah, New Jersey, London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1998.
Т.Д. Молодцова
ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ
В XX - XXI веках наиболее часто встречающиеся понятия так или иначе обозначающие трудности несовершеннолетних это: трудные, трудновоспитуемые, труднообучаемые, педагогически запущенные, социально или социокультурно запущенные, безнадзорные, девиантные, делин-квентные, криминальные, дискомфортные, и, наконец, дезадаптированные.
При разнообразии суждений, связанных с рассматриваемыми явлениями, бесспорным остается одно: в обществе есть люди, которые в него не вписываются или по физиологическим, генетическим, психологическим, или по социальным причинам, или по тем и другим вместе взятым. Кроме того, есть такие, которые испытывают сами или доставляют другим чувство дискомфорта. Все эти понятия были объединены нами термином дезадаптация. Итак, как мы ее понимаем, дезадаптация - это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, появляющийся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности или такое поведение личности, которое отношения в обществе дегармонизирует, нанося моральный и материальный ущерб. Таким образом, это явление, которое охватывает все трудности человека, а применительно к подросткам - все внутренние и внешние трудности данного возраста, независимо от источника природы и степени проявления.
Как показал предварительный анализ явления дезадаптации несовершеннолетних, это явление многогранное, многовариантное, может проявляться с разной степенью интенсивности, широты, в различных вариантах и быть вызвано различными причинами. Рассмотрение дезадаптации как психолого-педагогического явления, поднимает вопрос об ее антиподе, т.е. того, к чему личность нужно направлять, на что ориентировать, что у нее воспитывать. Речь идет о адаптации личности в социальной в широком смысле и школьной как ее разновидности. Социальная адаптация - это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, процесс активного приспособления личности, уравновешивающий потребности человека и требования среды. Показателями адаптации человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении. Больше всего она нарушается в возрасте, который многие психологи и педагоги считают наиболее предрасположенными к дезадаптации, а именно, подростковый. Но как представляется, фатальной неизбежности в подростковом возрасте нет. Она может наступить, если не удовлетворяется ряд
условий. В частности: 1) не удовлетворяется потребность подростка в новой интимно-личностной деятельности, приводя к отчуждению, или данная потребность не развивается, способствуя развитию инфантильности; 2) не удовлетворяются положительно или хотя бы нейтрально чувство взрослости и потребность в самоутверждении, приводя к отрицательному их проявлению или даже к задержке в развитии личности; 3) своевременно не усваиваются положительные нравственные ценности и не берутся на вооружение достойные образцы для подражания, уступая место ценностям и образцам с отрицательной направленностью; 4) не совпадают "Я-концепция" и "Я-идеал", формируя неадекватную самооценку и порождая сложность развития личности; 6) не реализуется "Я" подростка, приводя к "диффузии идентичности"; 6) не формируются необходимые психологические защитные "защитные механизмы" при дезадаптирующих влияниях, или "защитные механизмы" сами по себе несут дезадаптацию и т.д.
В том случае, когда дезадаптация у подростков проявляется, она может иметь различные виды, типы, уровни. В частности, взяв за основу классификацию С.А. Беличевой, мы, расширив ее и дополнив, выделили следующие виды дезадаптации: патогенную, психологическую, психосоциальную, социально-психологическую (или социально-педагогическую) и социальную. Патогенная дезадаптация проявляется в неврозах, истериках, психопатиях, нарушениях анализаторов, соматических нарушениях. Психологическая - обнаруживается в акцентуациях характера, конфликтах мотивационной сферы, уходе в защиту, неадекватной самооценке, депривациях (отчуждении), фобиях (тревожности), фрустрированности и прочих причинах, которые не проявились в поведении (она не всегда лежит на поверхности и требует глубинного изучения). Следствием социально-психологической или психосоциальной дезадаптации является неуспеваемость, недисциплинир-ванность, конфликтность, трудновоспитуемость, грубость (с учителями, родителями, сверстниками), нарушения взаимоотношений, это наиболее распространенный и легко проявляющийся вид дезадаптации. При определенных условиях этот вид дезадаптации может перейти в дезадаптацию социальную, когда подросток просто вредит обществу и т. п.). Если первый и второй виды дезадаптации заставляют школьников испытывать внутреннюю дисгармоничность, третий вид, помимо собственной психологической дисгармонии, нарушает развитие многих связей, дезорганизует деятельность, мешает ближайшему окружению, то четвертый уже просто неудобен, а иногда и опасен для общества, требуя не только вмешательства психологов, педагогов, родителей, врачей, но и работников юстиции.
Уделяя внимание всем видам дезадаптации подростков, мы считали, что сложным ребенком надо заниматься тогда, когда он еще не попал в преступную среду, когда "болезнь" не запущена, существуя как школьная дезадаптация. Школьной мы ее называем не по той причине, что она проявляется только в школе, а поскольку она может быть у подростка, имеющего официальный статус школьника, студента лицея, гимназии, техникума, ПТУ. На наш взгляд, дезадаптацию можно анализировать в зависимости от степени распространенности в разных областях жизни и деятельности, как узкую, распространенную и широкую, в зависимости от того, какова степень углубленности - поверхностную, углубленную и глубокую; по ее выраженности - скрытую, открытую и ярко выраженную; по характеру возникновения - первичную и вторичную; по длительности протекания - ситуативную, временную и устойчивую. Были разработаны показатели уровней дезадаптации подростков.
Уровни дезадаптации подростков.
Нулевой уровень - "адаптированные". Это подростки, которые хорошо учатся и ведут себя, не конфликтуют, удовлетворенные собой, жизнью и окружением.
Первый уровень - "в основном адаптированные". Подростки, у которых дезадаптация присутствует крайне эпизодически, имея лишь отдельные её элементы. Проявления её ситуативны, поверхностны, чаще всего в какой-то одной области. Подросток в этом случае скорее адаптирован, чем дезадаптирован. Это обычный, достаточно хорошо успевающий школьник с некоторыми исключительно возрастными трудностями поведения, что выражается в редких нарушениях дисциплины, эпизодических конфликтах, некоторых неудачах в обучении, ситуативных мотивах (если дезадаптация психологическая).
Второй уровень - "преддезадаптированные". Подростки, у которых дезадаптация проявляется довольно часто, но в основном временно, хотя иногда и широко. Такие нарушения не становятся устойчивой чертой, не затрагивают глубинных образований личности. Дезадаптация проявляется в эпизодической неуспеваемости, недисциплинированности, конфликтах с учителями, родителями и товарищами и т.д. Но дезадаптационные проявления довольно часты, поэтому есть угроза перехода в устойчивую дезадаптацию. Мотивы, связанные с дискомфортом, проявляют большую устойчивость, чем на предыдущем уровне.
Третий уровень - "дезадаптированные". Школьники, у которых дезадаптация может стать углублённой, (особенно в какой-то конкретной области), к тому же устойчивой. Многие отрицательные мотивы перерастают в свойства личности. Подобного рода дезадаптация может проявляться достаточно широко, явно, нарушая деятельность, поведение и взаимоотношения. Обычно таких учащихся уже называют "трудными", "педагогически запущенными". Им присуща грубость, конфликтность, недисциплинированность и прочие отрицательные проявления.
Четвертый уровень - "социально дезадаптированные". Подростки, у которых дезадаптация обширна, глубока, устойчива, нередко вторична, ярко выражена. Она проявляется в дивиантном поведении, депривации, делинквентных поступках и характерна чаще всего для подростков, которые стоят на учёте в детских комнатах милиции, которыми занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. Такие подростки или полностью игнорируют учёбу, совершают проступки, мешают обществу, или это подростки, которые не имеют возможности учиться. Была также составлена таблица данных уровней.
Таблица1
Уровни дезадаптации подростков
Вид дезадаптпации (патогенная, психологическая, психосоциальная, социальная)
Степень углубленности Степень распространенности Временная характеристика
Уровень Поверхностная Углубленная Глубокая Узкая Расширенная Обширная Ситуативная Временная Устойчивая
0 - - - - - - - - -
1 + - - + - - + - -
2 + - - - + - - + -
3 - + - - + - - - +
4 - - + - - + - - +
Примечание: «+» - наличие признака
«-» - отсутствие признака. ,
Нами была разработана методика диагностики уровней дезадаптации, которую необходимо было апробировать.
Для этого была организована исследовательская группа, куда вошли студентов 3 курса факультета социальной педагогики. Данная група под нашим руководством осуществляли эксперимент.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось с 2004 по 2006 г. г. Таганрога: а также двух сельских школах. Апробировалась модель диагностики дезадаптации подростков в целях её предупреждения и преодоления.
Осуществляя исследование, мы брали во внимание весь микросоциум школьников, но осуществляли диагностику в основном в школе. Мы полагали, что подросток может быть дезадаптирован в семье, школе, близком окружении, дезадаптирован психологически, социально, комплексно, но в школе или других учебных заведениях для подростков (ПТУ, техникумах, училищах) диагностические методики применять легче всего в силу следующих причин: 1) это место, где подросток должен осуществлять свою основную деятельность - учебную, туда он обязан ходить, поэтому там складываются удобные условия для изучения; 2) там есть возможность собрать вместе всех учеников для применения ряда групповых методов исследования; 3) педагог может найти союзников и помощников в лице администрации, других педагогов, психолога и т.д. Осуществляя исследовательскую работу в школах, мы начали с диагностики дезадаптации учащихся каждого из классов.
Разработанные параметры уровней дезадаптации были использованы для определения процентного соотношения различных уровней и областей, в которых подростки больше всего дезадаптированы.
Использовались, как правило, беседы с классным руководителем, психологом школы, социальным педагогом, которые были ознакомлены с параметрами уровней дезадаптации. Помимо этого, студенты по выбору применяли рейтинговый метод, метод компетентный судей, взаимоха-рактиристики, самохарактеристики и т. д. Привлекались также собственные наблюдения студентов и методики, которые соответствовали каждой из областей микросоциума школьника, где могла произойти наибольшая социально-психологическая дезадаптация.
Интегрирующим всю собранную информацию документом, по аналогу с педагогическим консилиумом Ю.К. Бабанского, была разработанная нами "Сводная таблица" уровней дезадаптации учащихся класса. При заполнении отдельных граф "Сводной таблицы" (по областям дезадаптации, всего восемь граф), применялись показатели уровней социально-психологической дезадаптации и специально подобранные методики. Так, для изучения отношение к учебной деятельности использовались наблюдения самих студентов, беседы с учителями и учениками, изучение продуктов творческой деятельности и т.д. Изучая отношения с учителями, помимо наблюдений и бесед с учителями и учениками, студенты применяли метод анкетирования, получали сведения с помощью творческой письменной работы "Мой любимый предмет", разбор различных ситуаций и пр. Взаимоотношения с товарищами изучались благодаря ряду социометрических методик. Отношение к общественно-полезной деятельности помогали исследовать классные руководители, актив класса, использовались анкеты. Общение в неформальной группе и взаимоотношения в семье заполнялись с помощью родителей, классных руководителей и самих учеников (анкеты, опросники) и наблюдений. Отношение к самому себе изучалось с помощью ряда специальных методик, о которых пойдет речь ниже. Отношение к миру - с помощью рейтингового метода, сочинений, бесед, анкет. В итоговой графе, обозначающей уровень дезадаптации, выставлялся балл по шкале порядка. Экспериментальные и расчетные данные (по линейной модели) показали высокую согласованность.
Все студенты составляли сводные таблицы дезадаптации учащихся одного из подростковых классов. Суммировались по вертикали уровни дезадаптации для получения сведений о степени дезадаптированности школьников по областям. По этим цифрам составлялся график, позволяющий в дальнейшем представить характеристику класса и стратегию работы с ним.
Приведем пример таблицы уровней дезадаптации в группе, заполненной одним из студентов, участвующих в опытно-экспериментальной работе (табл. 2).
Таблица 2
Область проявления дезадаптации
Фамилия и имя ученика Учебная деятельность Отношения с учителями Взаимоотношения с товарищами Участие в общественно-полезной деятельности Общение в неформальной группе Взаимоотношения в семье Отношение к самому себе Отношение к миру Общий уровень дезадаптации
1. Лариса А. 1 2 2 1 1 0 3 3 0 1 0 3 1 1 1 1 0 2 1 3 2 2 0 2 3 0 2 0 0 1 1 2 2 1 0 0 3 2 2 3 0 0 1 0 2 1 3 0 1 3 1 3 0 0 0 0 0 2 2 0 1 0 3 1 2 2 0 0 1 0 3 2 1 0 1 2 0 2 0 0 1
2. Лида А. 0 1 1 0 0 0
3. Лида А. 1 2 2 0 2 2
4. Оля Б. 2 2 2 1 2 2
5. Оля Г. 6. Миша Г. 0 1 0 1 1 0 0 0 0 1 0 1
7. Аня Е. 8. Валера Е. 0 3 0 2 0 3 0 4 0 4 0 3
9. Катя И. 10. Инна К. 1 1 0 2 1 2 0 2 1 1 1 2
11. Нина М. 2 2 3 2 1 2
12. Оля Н. 0 1 0 0 0 0
13. Дима О. 0 0 1 1 0 0
14. Костя О. 2 3 0 0 1 2
15. Коля П. 16. Витя Р. 1 3 1 4 1 3 0 3 0 2 0 3
17. Виталий Р. 3 3 1 1 0 2
18. Коля С. 0 0 3 0 1 1
19. Надя С. 2 1 0 1 0 1
20. Саша С. 1 1 2 0 1 1
21. Маша Т. 0 1 3 2 2 2
22. Оля Ч. 0 0 0 0 0 0
23. Костя Б. 24. Марина И. 3 2 3 2 0 0 0 1 3 0 2 1
25. Костя Т. 0 0 0 0 0 0
Всего: 29 34 31 19 32 31 21 25 —
Характеристика 6 «б» с точки зрения его дезадаптированности
В классе 25 учеников, 13 девочек и 12 мальчиков. В целом класс неплохой, 15 человек относятся к "адаптированным" и "в основном адаптированным" (нулевой и первый уровни). Отношение к учебе у многих учеников положительное, лишь у четверых уровень отношения к учебной деятельности низкий - третий (Костя Б., Виталий Р., Валерий Е., Виктор Р.). По ряду предметов отстают 5 человек (Марина И., Надя С., Костя О., Нина М., Оля Б.). У всех остальных хороший настрой на учебную деятельность и неплохая успеваемость, что является хорошим потенциалом коллектива. Хотя отношения с учителями у большинства учеников нормальные, все-таки часто бывают конфликты, выясняются отношения, что и обусловило преддезадаптированность (второй
уровень) и дезадаптированность (третий уровень) в этой области у 11 человек из 25. У Виктора Р. - четвертый уровень, так как он часто пропускает уроки, а когда появляется, тут же вступает в конфликты с кем-либо из учителей. Класс в основе своей дружный, сплоченный, существует довольно крепкое ядро, но выделяется группа, которая стоит особняком, имеет отрицательного лидера и допускает иногда враждебные выпады против товарищей (Валерий Е., Виктор Р., Николай С.). Есть также две подруги, которые никак не вписываются в коллектив класса (Маша Т. и Нина М).
Отношения в семьях у большинства благоприятные. Исключение составляет Валерий Е., у которого пьющий отец, часты скандалы, тяжелейшее материальное положение, поэтому в семье четвертый уровень дезадаптации. Валерий Е. имеет неформальное окружение вне школы, причем, судя по многим признакам, весьма отрицательное.
Большинство ребята в своей массе, с удовольствием участвует в общественных делах класса, но ряд учеников явно игнорируют их дела. Это три девочки - Лида А., Оля Б. и Маша Т., которые ходят в танцевальный кружок, по словам ребят, зазнаются и в классе ничего делать не любят. Весьма равнодушны к делам коллектива Маша Т. и Валерий Е.; особняком стоит Николай С., который успешно учится, находится в хороших отношениях с учителями, нормально общается в семье, но с товарищами часто конфликтует из-за нежелания участвовать в делах класса и школы. Самооценки у ребят, как правило, адекватные, однако высок уровень дезадаптации в этой области у Валерия Е., имеющего весьма завышенную самооценку, что сказывается на его поведении и проявляется, в частности, в зазнайстве, эгоизме и т.д. У Кости Б., напротив, самооценка явно занижена: он робок, стеснителен, что очень ему мешает.
Класс в целом находится на среднем уровне дезадаптации: 8 человек - преддезадаптирова-ны, у них второй уровень, 2 человека - дезадаптированы, у них третий уровень (это Валерий Е. и Виктор Р.), общего четвертого уровня нет ни у кого. Есть ученики, (Костя Б., Лиза А., Виталий Р., Николай С., Маша Т.), имеющие очень большие перепады уровней дезадаптации в разных областях, что, с моей точки зрения, весьма опасно. Этим ребятам надо уделить самое пристальное внимание. В классе основная область дезадаптированности - отношения с учителями.
При анализе областей дезадаптации подростков оказалось, что некоторые области давали "пики" дезадаптации, иногда таких "пиков" было два и более. В таких случаях проводилась углубленная диагностика этих областей с целью определения факторов, способствующих их появлению. Методику диагностики разрабатывали для каждой области отдельно.
Обследования учебных групп и изучение их дезаптированности позволило нам научно -обоснованно осуществлять профилактическую и коррекционно-реабилитационную работу с подростками экспериметальных классов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ¡.Альманах психологических тестов / С.А. Римская, Р.Р. Римский. М.: КСП, 1995.
2. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова и др. М.,1990.
3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.
4. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Владос, 1995.
5. Подоляк Я.В. Личность и коллектив. М., 1989.
6. Познай себя: Диагностические методики самопознания. Ставрополь: СКИУУ, 1995.
7. Познай себя и других: Сб. методик Московского психолого-социального ин-та / Сост. С.Ф. Спичак. М.: Изд-во Ин-та практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995.
9. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методическое исследование. Кишинёв: Освета, 1992.