ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (68) 2018
6. Мартышов A^., Горюнова C^., Глебов В.В., Шастун C.A. Влияние тренинга по каратэ на динамику психо-эмоциональной устойчивости и обучения школьников. Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Медицина. 2017; Т. 21; № 1: 7 - 13.
7. ^дельникова Н.Ю., Глебов В.В., Рязанцева МЛ. Уровень кратковременной памяти и адаптации младших школьников, проживающих в разных средовых условиях Москвы. Агаджаняновские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016: 121 - 122.
References
1. Ajzman R.I., Kazin 'E.M., Fedorov A.I., Shinkarenko A.S. Problemy i zadachi zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti v sisteme obrazovaniya na sovremennom 'etape. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. 1: 9 - 17.
2. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: V 6 t. Moskva, 1984; T. 4.
3. Danacheva M.N., Shastun S.A., Glebov V.V. Osobennosti psiho'emocional'noj sfery i adaptacii uchaschihsya srednih klassov, prozhivayuschih v raznyh usloviyah stolicy. Agadzhanyanovskie chteniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 42 - 43.
4. Litvinova, N.A. Kompleksnyj mediko-fiziologicheskij i psihologo-pedagogicheskij monitoring pokazatelej zdorov'ya, adaptacii i razvitiya sub'ektov obrazovatel'nogo processa. Trudy Kuzbasskojkompleksnoj 'ekspedicii. 2004; Tom 1: 93 - 103.
5. Bezrukih M.M. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v obscheobrazovatel'noj shkole: Metodologiya analiza, formy, metody, opytprimeneniya. Moskva, 2002.
6. Martyshov A.V., Goryunova S.V., Glebov V.V., Shastun S.A. Vliyanie treninga po karat'e na dinamiku psiho-'emocional'noj ustojchivosti i obucheniya shkol'nikov. VestnikRossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Medicina. 2017; T. 21; № 1: 7 - 13.
7. Sidel'nikova N.Yu., Glebov V.V., Ryazanceva M.A. Uroven' kratkovremennoj pamyati i adaptacii mladshih shkol'nikov, prozhivayuschih v raznyh sredovyh usloviyah Moskvy. Agadzhanyanovskie chteniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016: 121 - 122.
Статья поступила в редакцию 12.02.18
УДК 373.01
Ryazantseva M.A., postgraduate, Department Social and Differential Psychology PFUR (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
Martyshov A.V., postgraduate, Department of Forensic Ecology with a Course of Human Ecology, PFUR (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
IDENTIFY THE LEVEL OF ANXIETY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN OF THE CAPITAL CITY. The article presents a comprehensive study of the psycho-emotional sphere of school children, as well as the state of adaptation processes. The study is conducted with the participation of 162 healthy primary school children (86 boys and 76 girls from 8.2 to 9.1 years of age) living in different environmental conditions of the Metropolitan area. The research tools include the following methods: Test of Spielberger - Khanin, Test "Drawing of a school". The analysis of the data obtained from the sample showed that the combination of adverse and beneficial effects of environmental and social environment, and vice versa, the action of the environmental factors are partially leveled, which is reflected in the levels of the anxiety of schoolchildren.
Key words: anxiety, schoolchildren, megapolis, adaptation.
М.А. Рязанцева, соискатель каф. социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы
народов, г. Москва, E-mail: [email protected]
А.В. Мартышов, соискатель каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Российский университет дружбы
народов, г. Москва, E-mail: [email protected]
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА
В статье представлено комплексное исследование по изучению психоэмоциональной сферы и состояния адаптационных процессов младших школьников. Изучение проводились с участием 162 практически здоровых младших школьников (86 мальчиков и 76 девочек в возрасте от 8,2 до 9,1 лет), проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса. Исследовательским инструментарием стали следующие методики: Тест Спилбергера - Ханина, Тест «Рисунок школы». Анализ полученных данных исследуемой выборки показал, что при сочетании неблагоприятного и благоприятного воздействия экологической и социальной среды, и наоборот, действия факторов среды частично нивелировались, что отражалось на уровнях тревожности младших школьников.
Ключевые слова: тревожность, младшие школьники, мегаполис, адаптация.
Общепризнано, что ведущими критериями психофизического здоровья человека выступает физическое развитие и адаптационные возможности организма, являющиеся объективными индикаторами состояния окружающей среды [1]. Неблагоприятное воздействие комплекса средовых факторов: негативное воздействие экологических условий в районе проживания, социальный статус семьи, информационная нагрузка и перегрузка в общеобразовательных учреждениях - влияют на организм ребенка [2; 3]. Условия жизни в мегаполисе модифицируют механизмы возрастного развития основных систем жизнеобеспечения организма [4 - 8].
Организация и методы исследования. Комплексные исследования по изучению психоэмоциональной сферы младших школьников, а также состояния адаптационных процессов проводились с участием 162 практически здоровых младших школьников, из них 86 мальчиков и 76 девочек в возрасте от 8,2 до 9,1 лет (второклассники).
Были сформированы 4 сравнительных групп СГ1-СГ4. В первую подгруппу СГ1 вошли дети, проживающие в ЮВАО и
имеющие неблагоприятное влияние социальной среды. Вторая подгруппа СГ2 имела высокий социально-экономический статус при неблагоприятном влиянии экологической среды ЮВАО. В третью подгруппу СГ3 вошла часть младших школьников из ЮЗАО, которая имела низкий социально-экономический статус и благоприятные экологические условия. В четвертую подгруппу СГ4 вошли младшие школьники, которые проживали на территории ЮЗАО в благоприятной экологической и социальной среде.
Исследовательским инструментарием стали проективные методики: Тест Р Томмл, М. Дорки, В. Амен, Тест «Рисунок школы»
Полученные результаты. Анализ полученных данных исследования психо-эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, проживающих в разных средовых условиях г. Москвы показал следующие результаты
Тест тревожности (Спилбергера-Ханина). Сравнительный анализ уровней тревожности учащихся средней школы, проживающих на территориях с разными средовыми условиями представлен на рисунке 1.
155А 1991-5497.МИРНАУКИ,КУЛЬТУРЫ,ОБИАЗОВАНИ9. №1
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень р<0,05
Рис. 1. Среднегрупповые показатели (%) уровней ситуативной тревожности учащихся средней школы) по тесту Спилбергера-Ханина(п=162,*р < 0,05)
Известно, чтоиндикаторомнегативного совтояния психоо-моциодаланойсфер ыиндивидаявняетняпбказателиси^атив-ной тревожности [9] и особенно высокие значения его уровня (>45 баллов). На рис.1вадно,чтолокдиатебиановня«высокие» ситуативной тревожности отмечался у учащихся средней школы группы СГ1, ддечдблигоерияыное соиотачие эыологических и социальных факторов дало самый большой процент встречаемости пнэиэми пбказетялю - 38,Р%. Разнанопрявгрннын реЯслляа экологических и социальных факторов снижало процент встре-чаемостимлащихэя пр поксчатклю «высокийлуупвень ситуч-тивн ойирндижносди .подгруппе СГ2нСГЗикестенило 25%% и 22,1% иооявелятвкнно.В подгр-ппеМПИяэка паяклр«луюокий» урованьсиедаягвес^й тревожности учащихся составил 17,2%.
Личностная тревожность, имеющая у человека биологическую составляющую, была выявлена у учащихся группы СГ1 по показателю уровень «высокий» личностной тревожности», где он составил 33,3% (рис.2), а в группах СГ2 и СГ3 21,1% и 20,6% соответственно. В СГ4 этот показатель по уровню «высокий» личностной тревожности составил 15,7%.
Таким образом, анализ влияние факторов окружающей среды показал разное воздействие на психоэмоциональную сферу младших школьников, где разное сочетание неблагоприятного и благоприятного комплекса факторов среды может отражаться на уровнях тревожности младших школьников.
Рис. 2. Среднегрупповые показатели (%) уровней личностной тревожности учащихся средней школы потестуСпилбергера - Ханина ( п=162,*р<0,05)
Библиографический список
1. Shastun S.A., Glebov V.V., Gazi Kh., Bondarenkova A.L., Belozvetova L.I., Ochilov A.O., Ahmadaliev Zh.B., Cleves M.M., Mohamed Z., Lafi O., Rima O. Symptoms of seasonal affected disorders (sad) and reduction quality of life (qol) as predictors of decreasing the functional reserves of the organism in African medical students during study and life in Moscow. Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалыXVИВсероссийскогосимпозиума.2017:263-265.
2. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье: учебное пособие. Москва: Издательство РУДН, 2006.
3. Глебов В.В. Выявление комплекса социальных факторов среды, влияющих на здоровье школьников в столичном мегаполисе. Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты: сборник научных статей участников Международной научно-практической конференции.В 3-хтомах.ОтветственныйредакторГ.М.Хасанова.2017: 159-164.
4. Казин Э.М., Свиридова И.А., Федоров А.И., Шерер Т.И. Оценка здоровья на основе интеграции психолого-педагогических и меди-ко-физиологическихподходов.йалеология. 2016;2:40-43.
5. Литвинова Н.А. Роль психофизиологических показателей в механиме адаптации к умственной физической деятельности: монография. КГУ-Кемерово, 2012.
6. Питкевич М.Ю., Аракелов Г.Г., Глебов В.В. Стрессоустойчивость как основа психического здоровья личности человека. Экология, здоровье и образование в ХХI веке. Глобальная интеграция современных исследований и технологий: материалы III Кавказского экологического форума. 2017: 196 - 199.