Выявление теневых схем выплаты
зарплаты как фактор обеспечения экономической безопасности доходов
государственного бюджета
Соломатина О.С. *
Many enterprises pay unofficial wages («black money») to their employees. This causes negative influence on both the state s budget income and citizen s pensions and social security. Apparently the state is trying to improve the situation through the militiamen and tax officers. This article describes their methods and results they lead to.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. При этом основную часть доходов бюджета страны составляют налоговые поступления (около 72% в общей сумме доходов)
В свою очередь, состояние бюджета, при котором поступления доходов обеспечивают государственные расходы, в том числе и непредвиденные, называют состоянием экономической безопасности бюджета. Поэтому, обеспечивая полноту собираемости налогов (в том числе и «зарплатных», то есть НДФЛ и ЕСН), государство обеспечивает экономическую безопасность бюджета.
По данным ФНС России, всего в январе-августе 2008 года в федеральный бюджет РФ поступило 2 976,1 млрд. руб. администрируемых доходов (что на 31,4% больше, чем в январе-августе 2007 года). Из них на долю ЕСН приходится 11% таких поступлений. То есть в январе-августе 2008 года сумма этого налога, поступившая в Федеральный бюджет РФ, составила 329,5 млрд. рублей. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2007 года она выросла на 29,7%.2
Что касается НДФЛ, то он в федеральный бюджет не поступает. Поэтому данные приведем относительно консолидированного бюджета РФ. Так, по статистической информации ФНС России за период с января по июль 2008 года в этот бюджет поступило НДФЛ на сумму 931,1 млрд. руб.
Итак, доля единого социального налога в общей сумме налоговых поступле-
ний в федеральный бюджет РФ достаточно велика. Это относится и к сумме поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет нашей страны. А, значит, эти два налога обеспечивают значительную часть расходов страны. Следовательно, они являются одним из важнейших факторов обеспечения экономической безопасности бюджета РФ (как федерального, так и консолидированного).
Но на собираемость указанных налогов существенное влияние оказывает так называемая «серая и черная зарплата» или зарплата «в конвертах». Она представляет собой получаемую работником (выплаченную работодателем) часть заработной платы (или полную ее сумму), с которой не уплачиваются установленные на законодательном уровне налоги.
В случае, когда работнику выплачивается сумма сверх документально отраженного уровня зарплаты, такие выплаты называются «серой» зарплатой. А вот вознаграждения лицу без его оформления у работодателя (официального приема на работу, заключения трудового договора) составляют сумму «черной зарплаты». Такая сумма заработка выдается работнику в конверте (разумеется, без его подписи в платежной ведомости) или перечисляется на банковскую карточку работника (его счет в банке). А неофициальные «черные» ведомости хранятся в организации работодателя (например, в сейфе бухгалтерии) или ином месте.
Но следует отметить, что в настоящее время увеличение уплаты «зарплатных» налогов нередко связывают с активизацией государственной борьбы с «конвертными» схемами. Она объединила сотрудников правоохранительных органов (ОБЭП
Адъюнкт заочной формы обучения кафедры финансов, денежного обращения и кредита Академии экономической безопасности МВД России.
СО
OI
О) О О CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
et
CQ s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
и УНП МВД России) с инспекторами труда, сотрудниками налоговой службы (ИФНС России), представителями профсоюзов и местными органами власти и управления. В некоторых районах России заключаются так называемые «тройственные соглашения». Они объединяют администрацию того или иного города, профсоюз и союз промышленников. В основе заключения такого соглашения лежит идея обеспечения выплаты трудоустроенным гражданам заработной платы не ниже рассчитанной общеотраслевой. Кроме того, с увеличением размера заработка работников связан контроль уплаты хозяйствующим субъектом НДФЛ и ЕСН. А, следовательно, повышение собираемости указанных налогов и обеспечение полноты их поступлений в соответствующие бюджеты.
Так, например, одним из средств реализации такой заботы об уровне достойной оплаты труда является проведение заслушиваний представителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Для этого создаются комиссии в налоговых инспекциях и Администрациях городов. Здесь заслушиваются причины выплаты заработной платы ниже установленного (на законодательном уровне МРОТ), что является нарушением норм трудового законодательства, или рассчитанного минимума (общеотраслевой зарплаты).
Например, в ИФНС Сергиево-Посад-ского муниципального района проводятся заслушивания индивидуальных предпринимателей и руководителей юридических лиц. При этом налогоплательщикам вручаются уведомления о необходимости увеличения уровня заработной платы. По результатам работы такой комиссии каждый из отчитавшихся в письменном виде заявляет о том, что необходимые меры приняты. Тем самым обеспечивается достоверное (хотя, возможно, и частичное) повышение заработных плат работникам. В случае необходимости налоговая инспекция включает того или иного хозяйствующего субъекта в план проведения проверок на перспективу.
А вот в случае неоднократной неявки налогоплательщика на заслушивание в ИФНС сотрудники налоговой службы извещают об этом УВД по Сергиево-Посад-скому муниципальному району, миграционную службу, прокуратуру, инспекцию труда. А последние предпринимают соответствующие меры (в рамках своих пол-
номочий) для выяснения обстоятельств такого «поведения» хозяйствующих субъектов.
Кроме того, правоохранительными органами и сотрудниками ИФНС проводятся совместные проверки полноты и правильности уплаты НДФЛ и ЕСН в бюджет. Практика проведения таких контрольных мероприятий позволила выработать алгоритм выявления «черной» зарплаты (последовательность действий проверяющих), используемый сотрудниками правоохранительных органов (милиции). Раскроем это, дополнив способы выявления актуальными и результативными, на наш взгляд, контрольными мероприятиями. Прежде всего, уполномоченные на то лица правоохранительных органов (чаще всего оперативники) проводят опрос руководителя и бухгалтера организации либо индивидуального предпринимателя. Предмет такого контрольного мероприятия включает:
• выяснение со слов опрашиваемых уровня выплачиваемой работникам заработной платы;
• определение системы налогообложения хозяйствующего субъекта;
• определение количества работников. В результате полученные объяснения
опрашиваемых лиц будут служить доказательной базой в случае выявления несоответствия фактического уровня заработной платы с ее уровнем, отраженным в документах (платежных ведомостях, недавно заключенных трудовых договорах, сумме начисленной зарплаты в отчетных формах по НДФЛ и т. п.). Далее проверяющие проводят опрос нескольких работников разных должностей об уровне их заработной платы в данной организации и на прежнем месте работы. И нередко выясняется, что уровень их зарплаты ниже, чем на прежнем месте работы и со слов опрашиваемых и документально. Это говорит о том, что вероятность выплаты таким работникам заработной платы в «конвертах» достаточно велика. Ведь, вряд ли трудоспособный гражданин согласится сменить предыдущее место работы на новое, менее оплачиваемое (разумеется, здесь не учтен психологический фактор в коллективе на прежнем и новом мете работы, удаленность места работы от места проживания гражданина и т. п.).
Отметим, что такой выборочный опрос работников проверяемого хозяйствующего субъекта наиболее эффективен, когда необходимо подтвердить и офици-
ально зафиксировать ранее полученную оперативным путем информацию.
Далее проверяющие анализируют документы организации или индивидуального предпринимателя. Например, немаловажно установление по документации (хранящейся в отделе кадров организации) данных уволенных работников (их ФИО, адреса, телефоны). Ведь нередко указанная категория лиц располагает информацией об истинном положении дел в проверяемой организации и уровне зарплат и отчислений в Пенсионный фонд РФ.
Следующий шаг сотрудников правоохранительных и налоговых органов — сравнение суммы заработной платы, отраженной в документах проверяемого, с ее уровнем в аналогичных хозяйствующих субъектах. Нередко оказывается, что размер показываемой налогоплательщиком зарплаты показывается в несколько раз ниже. Кроме того, проверяющие могут сравнить зарплату руководящего состава с суммами вознаграждений, выплачиваемым прочим работникам. Следует обратить внимание на то, что у работников предпенсионного возраста зачастую зарплата выше, чем у руководства. То есть здесь действует следующий механизм: работодатель «обеляет» (отражает в документах) всю сумму выдаваемой на руки зарплаты или большую ее часть. С нее перечисляются все установленные налоги (например, ЕСН). Это связано с необходимостью обеспечения достаточного уровня поступлений в Пенсионный фонд России.
Неотъемлемой частью совместной проверки является проведение осмотра кабинетов и офисов руководящего состава и бухгалтерии, а также стендов, размещенных в помещении организации или индивидуального предпринимателя. Нередко на столе руководителя можно увидеть заявки и приглашения на работу с указанной фактической суммой заработной платы.
Также проверяющие производят поиск объявлений хозяйствующего субъекта о приеме на работу и вакансиях в газете и Интернете. Нередко здесь указывается реальная сумма заработка, выдаваемая на руки работнику.
Наиболее важным при проведении контрольных мероприятий является следующий шаг. Это установление местонахождения и изъятие (с составлением описи и протокола осмотра) «черных» расчетных и платежных ведомостей, а также системных блоков с последующим вос-
становлением файлов (в случае, если файлы с фактическими ведомостями были стерты).
Кроме того, достаточно результативно установление даты и времени выплаты заработной платы с целью неожиданного появления проверяющих на территории (в помещении, офисе, кабинетах) хозяйствующего субъекта и уменьшения вероятности уничтожения ведомостей по выплате фактической зарплаты. Естественно, это возможно только при наличии достоверных источников оперативной информации.
Следующий шаг — проверка кассовой книги, выписок по движению денежных средств по счетам (в случае поддержания организацией системы клиент-банк) и приходных и расходных кассовых ордеров.
Нередко «черная» зарплата выдается какому-либо работнику под отчет либо «проводится» документально, как выплата сторонней организации за оказание каких-либо услуг. В этом случае необходимо провести проверки организаций-контрагентов на предмет существования таковых. Если все же указанные организации существуют, необходимо провести проверку документов, подтверждающих факт закупки материалов (иных активов) или оказания услуг.
Заключительный этап — запрос в налоговой инспекции данных об объемах уплаты НДФЛ и ЕСН за проверяемый период, а также данные о количестве человек, по которым проверяемый субъект отчитывается. Сравнить полученную информацию с фактическим количеством работников или указанным в штатном расписании, табеле рабочего времени (если таковой имеется). Выявить число работников в небольшой организации помогут заключенные с ними договора (трудовые контракты) либо обследование помещений, цехов и территории налогоплательщика (в случае нахождения работников на рабочих местах и наличии необходимых справок, служебных записок, больничных листов и заявлений).
Итак, выделим несколько основных направлений деятельности сотрудников милиции и налоговой службы по пресечению и выявлению выплат работникам «черных» и «серых» зарплат:
• направление информации в трудовую инспекцию о выплате налогоплательщиком зарплаты ниже МРОТ;
• убеждение налогоплательщика повысить зарплату посредством проведения «разъяснительных бесед»;
00 О!
О) О
о сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
et
CQ s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO
• работа с трудящимися в организации гражданами (разъяснение отрицательных аспектов получения «черного» и «серого» заработка с точки зрения обеспечения средствами государства на социальной помощи, повышения уровня пенсий);
• выявление схем уклонения от уплаты налогов путем проведения проверок хозяйствующих субъектов;
• привлечение неплательщика к уголовной ответственности.
Таким образом, одним из важнейших положительных аспектов при проведении проверок и заслушиваний сотрудниками правоохранительных органов и ИФНС является то, что ими осуществляются разъяснительные беседы с руководителями организаций, индивидуальными предпринимателями и их работниками. Основная задача таких мероприятий — указание работодателям на прямую зависимость между ростом «белой» заработной платы и отчислений в Пенсионный фонд России, то есть обеспечение работникам достойного уровня пенсионного обеспечения.
Такого рода борьба с «конвертными» схемами в настоящее время привела к тому, что показываемая («обеленная») часть заработной платы в организациях и у индивидуальных предпринимателей значительно возросла. Появляется тенденция того, что «черная» зарплата — уже не модно.
При этом даже, если принимаемые меры не могут обеспечить стопроцентное перечисление НДФЛ и ЕСН в бюджет с денежных средств, выдаваемых работникам на руки, ситуация значительно улуч-
шилась. Так, например, Подмосковное УФНС составило рейтинг инспекций, которым лучше всего удается бороться с зарплатами в «конвертах». В число лидеров вошли: ИФНС по городам Истре, Ногинску, Чехову. Именно в результате работы специальных «зарплатных» комиссий в перечисленных налоговых инспекциях подмосковные организации чаще всего уточняют свои расчеты по НДФЛ и ЕСН.
Общий итог по Подмосковью за 2007 год: 95,2 процента компаний, подозреваемых в сокрытии доходов их работников, повысили заработные платы до средних показателей по виду экономической деятельности 3.
А вот, например, в Сергиево-Посадс-ком муниципальном районе в результате проводимых в ИФНС заслушиваний налогоплательщиков уже по итогам второго полугодия 2006 года поступления НДФЛ увеличились на 69, 1%, а ЕСН — на 69, 8% по уплате из числа заслушанных.
Таким образом, выявление и пресечение применения налогоплательщиками «конвертных» схем уклонения от уплаты налогов — одно из важнейших средств увеличения поступлений ЕСН и НДФЛ в соответствующие бюджеты. А, это, в свою очередь, способствует обеспечению экономической безопасности государственного фонда денежных средств. Следовательно, работники законопослушных налогоплательщиков могут рассчитывать на более высокий уровень пенсий и социальной защищенности. А население страны — на реализацию государственных программ по защите малообеспеченных и социально незащищенных граждан.
Литература и примечания
1. www.ach.gov.ru
2. www.nalog.ru
3. Главбух, 26 марта 2008 г.
О *
о ф
У S 2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со