Научная статья на тему 'Выявление сформированное™ концептуальной модели деятельности, направленной на оздоровление, путем оценки взаимосвязи мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры и уровня здоровья школьников 12-16 лет'

Выявление сформированное™ концептуальной модели деятельности, направленной на оздоровление, путем оценки взаимосвязи мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры и уровня здоровья школьников 12-16 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черепов Е. А., Потапов В. Н., Исаев А. Л., Комельков С. А.

Представлена концептуальная модель оздоровления средствами физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черепов Е. А., Потапов В. Н., Исаев А. Л., Комельков С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выявление сформированное™ концептуальной модели деятельности, направленной на оздоровление, путем оценки взаимосвязи мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры и уровня здоровья школьников 12-16 лет»

ВЫЯВЛЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ, ПУТЕМ ОЦЕНКИ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВОВ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 12-16 ЛЕТ

Е. А. Черепов, В.Н. Потапов*, АЛ. Исаев, С.А. Комельков

ЮУрГУ, г. Челябинск ТГУ*, г. Тюмень

Представлена концептуальная модель оздоровления средствами физического воспитания.

В последнее время публикации и научные работы специалистов различного профиля изобилуют данными о критическом состоянии здоровья подрастающего поколения [1,3,6 и др.]

Не вызывает сомнения, что ценностный потенциал физической культуры способен служить материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично развитой и социально активной личности [1, 5 и др.].

Оздоровительное влияние на организм рационально организованной в рамках физической культуры двигательной активности человека описано огромным числом исследователей и уже давно является бесспорным фактом [1, 5, 13, и др.]. В то же время, до настоящего времени ученые не пришли к единству в концепции понимания механизмов, побуждающих человека к тому или иному виду активности [3, 6]. Для объяснения движущих сил поведения человека используют следующие категории: нужда, желание, потребность, мотив, мотивация, интерес, ценностные ориентации, установки и т. п. По мнению В.П. Симонова [12], первична потребность, которая представлена в виде некоторой энергетической силы, побуждающей индивид к активности ради самосохранения и саморазвития. Производной от потребности является мотивация, возникающая на базе определенного опыта и носящая выраженный когнитивный характер. Связывает поведение и действующую мотивацию мотив. По мнению ряда авторов, формирование мотиваций и производных от них мотивов наиболее интенсивно происходит в первые пятнадцать лет жизни [3,4, 6 и др.].

Не противоречит описанной позиции, а, на наш взгляд, существенно ее дополняет понятие о деятельности человека как направленном процессе адаптации, подробно раскрытое в работах

В.И. Медведева [7]. По его представлению, вся деятельность человека развертывается по двум типам программ - осознанным и неосознанным. Потенциальная программа с зафиксированной последовательностью действий и реакций, с упроченными связями между этими структурами уже имеется в коре головного мозга. Поступившая в

кору информация анализируется, и, в зависимости от ее специфики, определяется цель, затем происходит выбор наиболее подходящей программы. Потребность в деятельности выступает в виде цели, достижение которой обеспечивается благодаря внешним и внутренним преобразованиям, осуществляемым по имеющейся программе. Неосознанные программы, особенно генетически заложенные, обеспечивают физиологические процессы и внутренние механизмы поддержания гомеостаза, осознанные программы связаны с временными целями и обуславливают внешнюю деятельность. Реализация комплекса осознанных программ осуществляется благодаря наличию общей программы, так называемой концептуальной модели деятельности. Она состоит, во-первых, из сформированного образа наличной ситуации, соотнесенного с энграммами долговременной памяти, прошлым опытом; во-вторых, из цели и задач, сформулированных сознанием, и, в-третьих, модель предусматривает выбор стратегии предполагаемой деятельности. Процесс создания в сознании человека концептуальной модели, включающей образ воздействия, его значимость, последствия взаимодействия с учетом возможных ответных реакций со стороны объекта и формирования на основе этого образа состояния, обеспечивающего соответствующие действия человека, определяют как процесс психологической адаптации. Цепочку связей, формирующуюся в процессе адаптации человека, исследователи представляют в следующем виде: «адаптогенный фактор - восприятие - эмоция - концептуальная модель -адаптация». У истоков процесса адаптации постоянно присутствует то или иное противоречие, требующее разрешения в дальнейшем [2, 11]. Отсутствие противоречия не требует адаптации, организм и личность вполне удовлетворяются уровнем наличного состояния, которое было до контакта с тем или иным фактором среды. Выделяют три основные причины возникновения стресса: во-первых, это действительное наличие ситуации угрозы для жизнедеятельности человека; во-вторых, ситуация, обусловленная невозможностью удовлетворить какую-либо потребность, и возникающее как

Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт

следствие состояние фрустрации; в-третьих, возникновение конфликта мотивов или интересов в состоянии человека. Фактор, вызывающий конфликт и возникновение в результате такого конфликта состояния напряженности или стресса, называют адап-тогенным. Адаптогенные факторы могут иметь физическую или химическую природу, могут быть связаны с особенностями информационного потока. В особую группу выделяют семантические адаптогенные факторы, которые сами по себе не угрожают целостности организма, а лишь несут информацию об этой угрозе, их действие связано только с психической сферой, прежде всего с сознанием человека. В группе семантических факторов наибольший интерес для нас, в связи с проблематикой нашего исследования, представляют так называемые ситуационные факторы, т. е. такие, где поводом для развития адаптации является не какой-либо фактор или их группа, а ситуация, которая складывается при их появлении. Особенно интересно рассмотреть ситуации социально-репрезентативные и личностнорепрезентативные. Первые связаны с изменениями социальной обстановки, с отношениями в коллективе или группе, психологическим климатом. Личностно-репрезентативные адаптогенные факторы требуют развития адаптации в силу тех или иных особенностей личности человека, стиля и направления его мышления, особенностей его видения мира. Развиваемая при этом адаптация всегда индивидуальна, как индивидуальна и причина появления адаптации. Другие личности, находящиеся в такой же ситуации, могут и не испытывать необходимости в этом процессе [10].

По результатам анализа литературных источников последнего времени, проблематика формирования социально-валеологических мотиваций в концептуальных моделях деятельности и изучение иерархии ценностных ориентаций различных социально-демографических слоев населения является достаточно актуальной. В то же время, многозначность трактовок феномена здоровья, большое количество подходов оценки элементов, его составляющих, определяет и сложность выделения мотивов сохранения здоровья. Предполагается, что мотивы эти полифункциональны и зависят от разных мотивационных уровней и групп.

Подобное предположение позволило нам сформулировать идею о том, что более эффективным при представленной концептуальной модели на оздоровление средствами физической культуры, а также потребностей, ее формирующих, при создании методик, способствующих направлению психологической адаптации детей в здоровьесберегающее русло, будет использование интеграции различных областей научного знания.

Методика

Исследование проводилось весной 2005 года на базе МОУ СОШ № 118 города Челябинска. Ко-

личество исследуемых составило 200 учащихся в возрасте 12-16 лет. Участникам исследования было предложено ответить на семнадцать вопросов анкеты. Вопросы подобраны таким образом, что позволили судить о витальном, социальном и духовном компонентах в структуре потребностей учащихся в области физической культуры. Анализ анкет выявил силу и интенсивность мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры. Далее респонденты обследовались на аппарате «ЭТОН 1» с целью оценки функции внешнего дыхания. Также нами определялись данные физического развития участвующих в обследовании детей, на их основе высчитывались так называемые индекс тела (отношение массы тела к квадрату длины тела в метрах), жизненный индекс (отношение ЖЕЛ в мл к массе тела), индекс Кетле (отношение массы тела в граммах к длине тела в см). Нам представилось интересным определить зависимость уровня здоровья учеников, выявленного по интегральному коэффициенту оценки состояния бронхиальной проходимости, характеризующего функции системы внешнего дыхания (далее, индекс состояния), от интенсивности мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры. Кроме того, мы попытались выяснить наличие взаимосвязи между преобладающими в структуре физкультурными потребностями и состоянием здоровья учеников.

Результаты и их обсуждение

Анкетирование позволило определить, что структура потребностей учеников средней и старшей школы в области физической культуры представлена следующим образом: у 59 % опрашиваемых ведущие потребности расположены в русле витального компонента, у 21 % респондентов превалируют потребности социального порядка и у 20 % учеников доминируют среди потребностей в физкультурной деятельности потребности идеальные. Как видно, более чем половиной отращиваемых в занятиях физическими упражнениями движет в первую очередь витальность: 73 % 12-14-летних и 69 % 15-16-летних подростков видят основную пользу от занятий физическими упражнениями в укреплении тела, 7 % и 19 %, соответственно, - в возможности просто двигаться. Примерно одинаково сформированы потребности социального и идеального компонентов. Так, предполагают использование приобретенных в рамках занятий физическими упражнениями двигательных умений и навыков

23 % 12-14-летних и 16 % 15-16-летних учеников; 12 % 12-14-летних и 9 % 15-16-летних учащихся видят основную пользу от занятий физическими упражнениями в расширении жизненных перспектив. Основной пользой занятий физическими упражнениями считают развитие моральных и волевых качеств личности 25 % учеников 7-9 классов

Черепов Е. А., Потапов В.Н., Исаев А.П., Комельков С.А.

Выявление сформированности концептуальной модели деятельности, направленной на оздоровление...

и 22 % 10-11-классников; считают возможным развить интеллектуальные способности с помощью занятий физическими упражнениями 13 % 12-14-летних школьников и 7 % 15-16-летних.

Вычисление коэффициента ранговой корреляции между интенсивностью мотивов сохранения здоровья с помощью физических упражнений и индексом состояния позволило выявить достоверные показатели корреляции для возрастов 12 и 15 лет (гр = -0,339 и гр = -0,337, соответственно). Таким образом, можно констатировать отсутствие сформированной концептуальной модели деятель-

Распределение учащихся по уровню здоровья и

ности, направленной на оздоровление, у учащихся других возрастных групп.

Оценка индекса состояния позволила разделить всю выборку на две группы. В первую вошли ученики с интегративным показателем системы внешнего дыхания в рамках нормы и условной нормы; вторую группу составили обследуемые с умеренными и значительными нарушениями системы внешнего дыхания. Кроме того, в каждой группе были выделены три подгруппы в зависимости от доминанты в структуре физкультурных потребностей (табл. 1).

Таблица 1

Показатели в рамках нормы и условной нормы Умеренные и значительные нарушения

47 % (94 чел.) 53 % (106 чел.)

Доминанта потребностей Доминанта потребностей

витальные социальные идеальные витальные социальные идеальные

52,13 % 22,34 % 25,53 % 68,87% 19,81 % 11,32%

(49 чел.) (21 чел.) (24 чел.) (73 чел.) (21 чел.) (12 чел.)

Уравнение регрессии позволяет выявить, насколько различные учитываемые нами показатели соотносятся с индексом состояния.

Зависимость интенсивности мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры и индекса состояния проявилась в группах учащихся без нарушений функции внешнего дыхания с доминантой витальных потребностей:

ИС = 2,419 - 3,8СОС25 - 75выд + 1,ООМОС25выд + 0,321РОвд + 0,7241ау1М - 0,39ЖИ + 20,2МОС50выд - 0,25ИМ;

и идеальных потребностей:

ИС = -2,34 + 0,999гау2М + 0,40Иау1М -ОДбОФВпосвыд + 0,022Тпос + 0,4170ФВ1выд/ЖЕЛвд - 0,21МОД + 0,169МОС50выд/ЖЕЛвыд + 0,368 ОФВ1вд + 0,176Тфжелвыд + 0,085ИМ.

Анализ представленных уравнений регрессии у учащихся групп нормы с доминантой витальных потребностей в сфере физической культуры показал, что ИС зависел от средней объемной скорости при выдохе 25-75 % (СОС25-75)форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), от максимальной объемной скорости при выдохе 25 % ФЖЕЛ (МОС25выд), которые указывают на хорошее состояние проходимости крупных и мелких бронхов, от резервного объема вдоха (РОвд), от степени вогнутости кривой форсированного выдоха в координатах «поток-объем» за 1 с (1ау1М), от показателя жизненного индекса (ЖИ) и от интенсивности мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры (ИМ). У учащихся групп нормы с доминантой идеальных потребностей ИМ также была включена в уравнение регрессии наря-

ду со степенью вогнутости кривой форсированного выдоха в координатах «поток-объем» за 1 и 2 с (гау1М, 2М), объемом при достижении пиковой объемной скорости (ПОС) выдоха (ОФВпосвыд), временем достижения ПОС (Тпос), индексом Тиффно (ОФВ1/ЖЕЛвд), минутным объемом дыхания (МОД), соотношением половины максимальной объемной скорости выдоха к ЖЕЛ выдоха (МОС50выд/ЖЕЛвыд), объемом форсированного выдоха в 1 с (ОФВ1), временем выполнения форсированного выдоха.

В уравнении регрессии индекса состояния в грушах учащихся с нарушениями функции внешнего дыхания, вне зависимости от доминирующих потребностей, интенсивность мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры не фигурировала. Уравнения регрессии имели следующий вид:

Группа с доминантой социальных потребностей:

ИС = 16,844 + 2,03МОС50выд - 0,16ЧД -1,9ОФВ0,5выд - 0,07МОС75выд -

2,0МОС50выд/ЖЕЛвыд - 0,40РОвыд +

0,123 МОСбОвд - 0,45СОСО,2-1,2выд - 0,29Е + 0,124ЖИ.

Группа с доминантой витальных потребностей:

ИС = 27,823 - 0,60МОС50выд -

0,950ФВ1выд/ФЖЕЛвыд - 0,75СПВвыд.

Группа с доминантой идеальных потребностей:

ИС = 8,413 - 1,ЗМОС75выд + 0,229ЧД + 0,463ЖЕЛвыд + 0,26б1ау2М +

0,379ТфЖЕЛвыд.

Таким образом, только у учеников, функции внешнего дыхания которых находятся в норме и условной норме, обнаружена взаимосвязь структуры

Актуальные проблемы здравостроения. Двигательная активность. Образование. Спорт

потребностей в физических упражнениях, интенсивности мотивов сохранения здоровья средствами физической культуры и уровня их здоровья.

Развивая мысль о деятельности как процессе адаптации, можно сделать предположение о том, что в группе детей с отклонениями в состоянии здоровья концептуальная модель деятельности, направленной на оздоровление, не сформирована, зарегистрированные нами при помощи аппаратуры отклонения в состоянии здоровья еще не оцениваются организмом в качестве физических адаптогенных факторов, угрожающих целостности организма. В то же время, владение подобной информацией ставит задачу перед педагогами в плане формирования информационных и семантических адаптогенных факторов, способных запустить механизмы психологической адаптации и ведущих к формированию у школьников концептуальной модели деятельности, направленной на укрепление здоровья средствами физической культуры.

Литература

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. -№ 1. -С. 11-17.

2. Бодров В.А. Информационный стресс. -М: Наука, 2000. - 430 с.

3. Быков B.C. Физическая культура студента: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. - 84 с.

4. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учеб. пособие. - СПб.: Детство-пресс, 1999. -144 с.

5. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ б. - С. 10-15.

6. Малоземов О.Ю. Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в контексте жизненных реалий // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2005.-М2.-С. 17-22.

7. Медведев В.И. Адаптация. - СПб.: Институт мозга человека РАН, 2003. - 584 с.

8. Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. - Пермь: Изд-во ПГПИ, 1977. - 242 с.

9. Плешаков А.Н., Гостев Г.Р., Кудрявцева В.Б. Физическая культура как вид социальной деятельности // Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2004. - № 2. -

С. 15-17.

10. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход. - СПб.: Наука, 2001. - 340 с.

11. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. -М.: Медгиз, I960, -320с.

12. Симонов В.П. Мотивированный мозг. -М.: Наука, 1987.-212 с.

13. Учение о здоровье / А.П. Исаев, Н.Я. Прокопьев, В:М. Чимаров и др. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2002. -143 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.