ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ В ПРОГРАММАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ)
Шманева Л.В., подполковник полиции, заместитель начальника ФКУ НИЦ БДД МВД России, к.ф.н.
Кузнецова Н.М., майор полиции, ст. научный сотрудник ФКУ НИЦ БДД МВД России, к.пс.н.
В статье раскрывается роль системы дополнительного профессионального образования в подготовке специалистов Госавтоинспекции, анализируется зарубежный опыт организации и осуществления повышения квалификации полицейских, приводятся результаты научного исследования, направленного на выявление актуальных проблем дополнительного профессионального образования и определение путей его совершенствования.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, профильное обучение, формы обучения, программы повышения квалификации для сотрудников Госавтоинспекции.
ORGANIZATIONAL AND METHODICAL BASIS OF PROFESSIONAL ADDITIONAL
EDUCATION OF TRAFFIC POLICE OFFICERS
Shmaneva L., lieutenant colonel of police, chief deputy FTD «RC of TSP», Ph.D.
Kuznetcova N., major of police, senior researcher of FTD «RC of TSP», Ph.D.
The article reveals the role of a system of additional professional training of traffic police officers, analyses the international experience in organization and realization of advanced training, presents the results of scientific research aimed at identifying the actual problems of additional professional education and determination of the ways of its improvement.
Keywords: additional professional education, advanced training of traffic police officers, forms of training, advanced training programs, scientific-practical platform.
В динамичных и трудно прогнозируемых условиях развития современного общества важными факторами успешной служебной деятельности являются высокий уровень квалификации и профессиональная мобильность сотрудников органов внутренних дел.В связи с постоянным совершенствованием законодательства, внедрением в практику новых технологий и модернизацией используемых специальных технических средств неуклонно возрастают требования к профессиональному уровню полицейских.
В проекте концепциикадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) указывается, что одним из решающих факторов повышения эффективности правоохранительной деятельности остается человеческий ресурс, подчеркивается необходимость формирования стратегического подхода к управлению персонало [1].
Первоочередной мерой в этой связи можно считать превращение системы профильного обучения в один из действенных факторов усиления мотивации сотрудников органов внутренних дел к профессиональному мастерству, повышению эффективности служебной деятельности, развитию высоких моральных качеств и чувства ответственности.
Одним из условий качественного профильного образования можно назвать реализацию принципа практической направленности в обучении, который позволяет не только применять теорию в ситуациях профессиональной деятельности, но и формировать умения самостоятельного поиска знаний, планировать и осуществлять самообразование, что составляет основу компетентности как личностного качества сотрудника.
К сожалению, не все образовательные учреждения могут обеспечить практико-ориентированную направленность в достаточной мере - разрыв между теоретической подготовкой и практикой по-прежнему слишком велик. Кроме того, в настоящее время сложно сохранять соответствующее современным реалиям качество образования, так как полученные знания и умения быстро устаревают, и требуется постоянное их обновление в системе дополнительного профессионального образования (ДПО), реализуемого через программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки, которое должно быть направлено на дальнейшее развитие и активное использование образовательного, научного и инновационного потенциалов при организации обучения с целью созданияусловий для получения новых и совершенствования имеющихся умений и навыков, необходимых при выполнении служебных обязанностей; интеграцию прикладных, фундаментальных
и методологических знаний, составляющих базу профессиональной и общей культуры.
Важная роль структуры дополнительного профессионального образования (ДПО) в современной системе профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации определяется его ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального потенциала сотрудников, ликвидацию разрыва между теоретическими знаниями и практической деятельностью.
Интересен зарубежный опыт организации и осуществления повышения квалификации полицейских. Так, например, основным заказчиком и организатором дополнительного профессионального обучения в Соединенных штатах Америки является Федеральное бюро расследований (ФБР). В Академии ФБР организуются курсы переподготовки и повышения квалификации сотрудников по различным программам, важными среди которых выступают1:
1. Программа разведывательной подготовки (для спецагентов ФБР), включающая два уровня: первый осуществляется в области информационно-аналитической деятельности, второй - изучения основ разведывательной работы. К проведению занятий привлекаются специалисты, имеющие опыт практической внутренней разведки.
2. Программа Национальной академии (для руководящего состава полиции муниципальных полицейских органов, шерифских департаментов, военной полиции, федеральных правоохранительных органов, включая иностранных полицейских) представляет собой недельный профессиональный курс обучения (10 часов в день), охватывающий следующие области: юриспруденция, судебно-медицинские науки, развитие межведомственного и межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью, антитеррористическая подготовка, развитие управленческих и коммуникативных качеств, физическая подготовка.
3.Программа института развития лидерства, направленная на совершенствование управленческой подготовкисотрудников ФБР и партнерских учреждений, развитие системы эффективного менеджмента. Особое внимание уделяется обучению результативным методам руководства, внедрению инновационных методов и подходов к управленческой деятельности, расширению партнерских связей между руководителями правоохранительного и разведывательного сообщества.
Значительные усилия ФБР прилагаеткразвитию международных программ обучения сотрудников правоохранительных органов различных стран. Считается, укрепление правовых и полицейских
1 Материалы представлены по результатам служебных командировок сотрудников Центрального аппарата и образовательных организаций МВД России за 2010-2013 гг..
систем других стран вносит вклад в дело обеспечения национальной безопасности США, способствует уменьшению террористических рисков из-за рубежа, повышению эффективности системы защиты американских граждан за рубежом.
В целом, программы повышения квалификации в США направлены на изучение методологии исследования;основ управления стрессом в работе правоохранительных органов; вопросов этики, педагогики, виктимологии, психологии (общей, юридической, социальной); причин гибели полицейских (или подвергшихся нападению) во время исполнения служебных обязанностей.
В основу системы подготовки полицейских кадров в Австрийской Республике положено разделение личного состава полиции и органов безопасности на три категории: рядовой состав, младший начальствующий состав, руководящий состав (офицеры), и подготовка полицейских, осуществляемая Академией безопасности МВД (Б1сЬеАе118акМет1е - Б1ЛК) ведется с учетом данной иерархии.
Наряду с такими задачами как первоначальная подготовка специалистов, подготовка руководящего состава для МВД, ведение научно-исследовательской работы, Академия осуществляет курсы повышения квалификации для сотрудников полиции в различных областях их правоохранительной деятельности.
Программы повышения квалификации реализуются по следующим направлениям: защита прав человека, внутрикорпоративная культура, межкультурное сотрудничество; совершенствование навыков в управлении полицейской деятельностью; углубление знаний в уголовно-правовой и процессуальной деятельности, в области уголовного судопроизводства, совершенствование деятельности по расследованию различных видов преступлений; работа с молодежью, профилактика правонарушений в среде несовершеннолетних, предупреждение насилия в семье; физическая и морально-психологическая подготовка сотрудников.
Кроме того, Академия организует краткосрочные курсы повышения квалификации для сотрудников полиции и органов безопасности Австрийской Республики, которые разрабатываются с учетом потребностей общества, служб полиции и органов безопасности. Программы краткосрочных курсов по повышению квалификации, как правило, состоят из двух видов: 1) общей подготовки, включающей вопросы профессиональной компетенции, правовые аспекты, вопросы обеспечения прав человека, развития социальной компетентности и личностных качеств; 2) специализированные курсы для различных служб полиции и органов безопасности в сфере специфических видов деятельности, например, подготовка полицейских водолазов, обучение пилотов вертолетов и летных наблюдателей, подготовка кадров для кинологической службы и др.
В компетенции Академии организовывать курсы повышения квалификации для высших чиновников исполнительной службы органов безопасности и руководителей различных министерств по проблемам управления личным составом, стрессом, в кризисных ситуациях, по проблемам связи со СМИ, рассмотрения жалоб и заявлений и т.п.
В Великобритании традиционно большое внимание уделяют качественному подбору и воспитанию полицейских кадров. Курсы повышения квалификации и переподготовки базируются на блочно-модульной системе организации учебного процесса и дифференцированном подходе, их длительность определяется в зависимости от специализации (от одного дня до нескольких месяцев). В процессе реализации программ повышения квалификации и переподготовки
Образовательный у
Лица, проходившие КПК
высшее среднее
■ юридическое
используются разнообразные методы, учитываются уже имеющиеся знания и опыт, межпредметныесвязи, делается акцент на самостоятельную работу и личную ответственность обучаемых.
В Республике Словения за подготовку работающего личного состава, за его переподготовку и спецподготовку отвечает Центр подготовки и обучения, который готовит дидактические материалы, внедряет образовательные программы, контролирует продолжительность курса подготовки. Центр организует курсы в самых разных областях полицейской деятельности: борьба с различными видами преступности, общие и специальные полицейские задачи, уголовное расследование, профилактическая полицейская работа, безопасность дорожного движения, пограничная охрана и проблемы миграции, социальные навыки работы полиции с общественностью и др.
Во время курсов повышения квалификации для командного состава, главы полицейских подразделений изучают различные формы профилактической работы, учатся действовать на опережение, предотвращение преступления посредством работы с гражданами, работать с детьми, подростками и потенциальными жертвами, знакомятся с формами взаимодействия с гражданским обществом, изучают формы и методы установления контактов с людьми, позволяющие совместно заботиться о безопасности граждан. Особое внимание уделяется формированию социальной ответственности полицейских, изучению конфликтного менеджмента и развитию коммуникативных способностей.
В Российской Федерации сущность системы подготовки полицейских кадров для служб и подразделений органов внутренних дел заключается в совокупности первоначального (базового) обучения с последующим ростом уровня профессиональных знаний и умений в рамках других ступеней образования в сочетании с самообразованием. Сотрудников для Госавтоинспекции готовят, как правило, образовательные организации МВД России. Для граждан, не проходивших обучение в ведомственных вузах и поступающих на службу в органы внутренних дел в подразделения ГИБДД, предусмотрена первоначальная профессиональная подготовка на базе специализированных Центров первоначальной подготовки. Программ дополнительного профессионального образования реализуютсяна базе образовательных и научно-исследовательских организаций.
Главной задачей системы ДПО в сфере обеспечения безопасности дорожного движения является удовлетворение потребностей сотрудников Госавтоинспекции в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и практики, накопленном передовом отечественном и зарубежном опыте; повышение мотивации к постоянному обновлению имеющихся умений и навыков; подготовка специалиста, способного в максимально короткий срок адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности.
В целях выявления актуальных проблем дополнительного профессионального образования и совершенствования системы профессионального обучения сотрудников Госавтоинспекции в зависимости от потребностей практических подразделений, должностных категорий и направлений деятельности с учетом современных тенденций в области обеспечения безопасности дорожного движения ФКУНИЦ БДД МВД Россиив 2013 году проведено научное исследование, в рамках которого было изучено мнение обучающихся2 по вопросамудовлетворенности своей квалификацией; роли и месте системы ДПО в профессиональном обучении; определенияакту-альной тематики программ ДПО, влияющих на эффективность
»вень респондентов
Лица, проходившие первоначальную подготовку
высшее среднее
неюридическое
156
ТЯЛШРОЯТ БШТКЕББ Ш ЯШЗТЛ | №2 2014 |
Роль системы дополнительного профессионального образования
выполнения служебных обязанностей;предпочтительных форм, методов, сроков обучения и др.
Результаты опроса показали, что на выбор респондентов повлиял ряд факторов:
1) образовательный уровень;
2) стаж службы;
3) вид получаемой подготовки.
Остановимся подробнее на полученных данных.
Из участвующих в анкетировании большинство имеет высшее образование, причем профессиональное юридическое - у 50% и более.
Что касается стажа службы, были выбраны периоды до 1 года, от 1 до 3 и свыше 3-х, куда вошли, в том числе, и больше 10 (9 чел.), и больше 15 лет (6 чел.).
Произведенный анализ показал, что с увеличением продолжительности службы уверенность в удовлетворенности своим профессиональным образованием снижается.
Так, если вновь принятые на службу в 45% случаев полностью удовлетворены им, то сотрудники, длительно выполняющие свои должностные обязанности, осознают необходимость получения дополнительных умений, навыков и констатируют, что полученных ранее профессиональных знаний не всегда достаточно. Полностью удовлетворены только 13%. Можно предположить, что это вызвано изменениями условий профессиональной деятельности, её усложнением и повышением к ней требований.
Результатыанкетирования подтверждают, что практически все сотрудники в этой связи отмечают значимость программ дополнительного профессионального образования, которые могли бы восполнить возникающую необходимость в недостающих знаниях, умениях и навыках.
В целях определения актуальных и востребованныхпрограмм ДПО, способных повысить эффективность служебной деятельности сотрудников Госавтоинспекции, респондентам был предложен пере-
Лица, проходившие
КПК
Лица, проходившие первоначальную подготовку
8 % 1 %
I I
существенная незначительная
91%
■ затруднились ответить
чень, из которого каждый выбрал предпочтительные.
Из диаграммы видно, для лиц, проходивших первоначальную подготовку, наибольший интерес вызвали программы, позволяющие приобрести специальные профессиональные навыки и умения по направлениям деятельности, а так же мерам личной безопасности. Сотрудники, имеющие стаж службы от 5 лет испытывают потребность в приобретении знаний о способах организации эффективной служебной деятельности и основах эффективного управления, кроме того, значимой является проблема профилактики профде-формации.
Вместе с тем, результаты опроса показали, что в 46% случаев обучение по программам повышения квалификации проводилось с нарушением установленных п.49 приказа МВД России от 3 июля 2012 г. №663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [2] сроков (т.е. с превышением периода в 5 лет), кроме того 16% не участвовали в таком виде подготовки за весь срок службы ни разу.
Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть респондентов указывает на практико-ориентированный учебный
процесс и ведущими формами обучения выбирает (вне зависимо-
2В анкетировании участвовали сотрудники Госавтоинспекции, проходившие повышение квалификации на базе Орловского юридического института МВД России им. В.В.Лукьянова и филиала ВИПК МВД России (г. Набережные Челны) в количестве 72 человек, а также сотрудники, проходившие первоначальную подготовку в филиале ВИПК МВД России (г. Набережные Челны) в количестве 110 человек.
Сроки прохождения повышения квалификации
Лица, проходившие КПК
46%
12
16 1
менее 2 лет назад
не проходил
сти от категории анкетируемых) формы практической реализации учебного процесса: обучающие семинары; тренинги. Самыми невостребованными были определены: дистанционное обучение и служебные совещания.
Учитывая, что главной целью исследования было выявить, каким именно образом можно повлиять на организацию дополнительного профессионального обучения с тем, что бы повысить эффективность служебной деятельности по его завершению, сотрудникам, проходившим повышение квалификации и первоначальную подготовку, было предложено выделить проблемы дополнительного образования, с которыми они, на их взгляд, встречаются.
В первую группу попали: теоретическая направленность и удаленность от места службы. И если для имеющих достаточный стаж службы в большей степени проблемным отмечена теоретическая направленность реализуемых в настоящее время программ (37%), то для лиц, только начинающих свою служебную деятельность, - это удаленность от места прохождения службы (34%).
Определение результативности обучения по дополнительным профессиональным программам продемонстрировало, что проходившие повышение квалификации в большей степени обменялись положительным опытом с коллегами, чем получили конкретные знания и умения (что подтверждает недовольство излишней за-теоретизированностью), хотя в качестве положительного момента можно отметить получение стимула к самообразованию (25%). В то
же время, на диаграмме видно, больше трети обучающихся по программе первоначальной подготовки (39%) считают, что получают необходимые умения и навыки, в том числе и в процессе обмена опытом (37%).
Исходя из анализа полученного эмпирического материала, были разработаны материалы для методического обеспечения дополнительного профессионального обучения, как то: практико-ориентированные программы дополнительного профессионального образования, учитывающие потребности и предложения сотрудников Госавтоинспекции. Среди них:
1. «Развитие лидерских качеств и управленческой компетентности» (для руководителей подразделений Госавтоинспекции органов внутренних дел на региональном, городском и районом уровнях). Содержание программы основано на теоретико-прикладных исследованиях в области психологии управления, психологии личности и профессионального здоровья, психологии коллектива, морально-психологического обеспечения служебной деятельности органов внутренних дел.Её целью является формирование у руководителей необходимых для координации деятельности группы сотрудников лидерских качеств, а также достижение достаточного уровня управленческой (должностной) компетенции.
2. «Основы эффективной коммуникации» (для сотрудников подразделений Госавтоинспекции органов внутренних дел на региональном, городском и районом уровнях).Программа направлена
158 ТЯАШРОЯТ БШТКЕББ Ш ЯШЗТЛ | №2 2014 |
Оценка эффективности обучения по программам дополнительного профессионального образования
Лица, проходившие КПК
общение с коллегами и обмен опытом
Лица, проходившие первоначальную подготовку
отдых от основной работы и переключение на другой вид деятельности
■ конкретные знания, навыки и , аимулы для самообразоваНия умения
на совершенствование и развитие у сотрудников коммуникативной компетентности, овладение тонкостями профессионального и служебного общения.
3. «Меры личной безопасности сотрудников подразделений ГИБДД МВД России» (для командиров (заместителей командиров, начальников штабов), полков, отдельных батальонов (рот, взводов) ДПС ГИБДД территориальных органов МВД России на региональном уровне). Содержание программывключает обобщение современных правовых, психологических знаний в области обеспечения личной безопасности; позволяет совершенствовать систему знаний, умений и навыков, непосредственно обеспечивающих профессиональную деятельность;способствует выработке умений и навыков самостоятельного решения служебных задач в повседневных и чрезвычайных обстоятельствах, в условиях динамично развивающейся оперативной обстановки.
4. «Контраварийная подготовка» (для сотрудников специализированных подразделений ГИБДД территориальных органов МВД России). Реализация программы направлена на приобретение специальных знаний и устойчивых двигательных навыков по управлению патрульным автомобилем в сложных (включая критические) ситуациях дорожного движения, с учетом изменений оперативной обстановки; совершенствование техники группового взаимодействия при сопровождении транспортных средств.
5. «Организация взаимодействия со СМИ и пропаганда безопасности дорожного движения (БДД)» (для руководителей подразделений, осуществляющих пропагандубезопасности дорожного движения).Программа построена с применением блочно-модульной технологии и включает разделы, направленные на изучение: организации взаимодействия с органами государственного управления, автопредприятиями и общественными организациями; психологических особенностей проведения массовых профилактических мероприятий с участием детей; форм и методов работы по разъяснению правовых норм, регламентирующих поведение граждан на улицах и дорогах, технические требования к автомототранспортным средствам; приемов подготовки и использования наглядной агитации, ее видов, средств и назначения;проблем, возникающих при организации взаимодействия со средствами массовой информации, и поиск путей их решения и др.
Разработанные программы ориентированы на обеспечение системы непрерывного профессионального образования сотрудников Госавтоинспекции, содержательно учитывают особенности и специфику деятельности в подразделениях ГИБДД, максимально приближая обучающий процесс к практической служебной деятельности.К настоящему времени накоплен положительный опыт внедрения некоторых из них.
Так, в рамках реализации программы «Организация взаимодействия со СМИ и пропаганда безопасности дорожного движения» был проведен ряд обучающих семинаров с элементами тренинга:
- 19-21 марта 2013 года - «Организация пропаганды БДД в среде студенческой молодежи» (г.Москва). На практические занятия семинара-тренинга были приглашены руководители отделов пропаганды 26 регионов с целью изучения технологий и техник проведения социальных акций, пиар-кампаний, создания соц.про-ектов и организации мероприятий, направленных на профилактику правонарушений в области БДД среди студентов.
- 6-10 сентября 2013 года - «Использование потенциала общественных организаций в работе по пропаганде БДД в среде юных
водителей» (г.Анапа). В семинаре участвовали руководители и сотрудники подразделений пропаганды БДД органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации из 30 регионов. На практических занятиях рассматривались вопросы взаимодействия СМИ и подразделений пропаганды БДД в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, объединения детей и подростков в детские юношеские автомобильные школы, секции и клубы с целью сокращения детского дорожно-транспортного травматизма, формы и методы организации волонтерских движений для решения задач профилактики в области БДД и др.
- 9-13 октября 2013 года - «Использование знаний психологических и гендерных особенностей водителей как основы безопасного управления транспортным средством в пропаганде БДД» (г.Екатеринбург).Основная цель занятий была показать, что важны не только технические навыки вождения, но и совокупность психологических, анатомических, физиологических особенностей, которые отвечают за реализацию этих навыков, делают управление транспортным средством безопасным или рискованным. Кроме того, учет анатомо-физиологических основ психики, функционирования психических процессов, гендерных особенностей при управлении транспортным средством - необходимое условие эффективной пропаганды безопасности дорожного движения.
Частично реализованы программы «Развитие лидерских качеств и управленческой компетентности» и «Основы эффективной коммуникации» с руководителями управленийГИБДД территориальных органов МВД России на региональном уровне в рамках стажировки, проводимой в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также организованного в период проведения мероприятий, посвященных III Всероссийским соревнованиям по автомобильному многоборью среди женщин-автомобилистов «Автоледи» (9-13 октября 2013 года, г.Екатеринбург Свердловской области) обучающего семинара. Целью проведенных занятий явилось развитие управленческих компетенций, совершенствование коммуникативных способностей руководителей, освоение методов тайм менеджмента. Применение видеозаписи во время тренинговых занятий в сочетании с обучением специальным приемам самонаблюдения и самоанализа позволило приобрести уникальный опыт взгляда на себя «со стороны», помогло более объективно относиться к тому, что руководитель говорит и делает, а, следовательно, обеспечить возможность корректировать свое поведение в нужном направлении. Кроме того, видеопросмотр - эффективная форма осуществления обратной связи, способствующая более полному анализу процесса моделирования в целом и его результатов.
Как показала практика, такая форма реализации программ дополнительного профессионального образования как краткосрочный обучающий семинар является перспективной и получила множество положительных откликов участников.
В заключение необходимо отметить, построение многоуровневой непрерывной подготовки в системе ДПО через реализацию инновационных образовательных программ будет способствовать повышению уровня подготовки кадров, обеспечению высокого профессионализма и приобретению умения ориентироваться в подходах к постановке и решению служебных вопросов, проблем и задач. Для этого необходимо осуществлять обучение,исходя из:
1) актуальных потребностей в приобретении специальных навыков и умений сотрудниками Госавтоинспекции для эффективного выполнения ими оперативно-служебных задач;
2) применения современных средств и методов обучения, увязывая содержание обучения с практическими потребностями специалистов по направлениям деятельности;
3) создания условий для развития научного, методического и информационного обеспечения процесса обучения, позволяющего гибко реагировать на происходящие изменения в профессиональной среде;
4) активного использования ресурсов научно-педагогических кадров образовательных и научных организаций;
5) привлечения специалистов смежных областей.
Литература:
1. Проект концепции кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) [Электронный ресурс]. - URL: /http://police-mvd.ru/ (дата обращения: 22.10.13)
2. Электронный ресурс: http://base.garant.ru/