Научная статья на тему 'Выявление интереса к развитию творческой компетентности студента технического профиля методом экспертных оценок'

Выявление интереса к развитию творческой компетентности студента технического профиля методом экспертных оценок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / ТВОРЧЕСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ЭКСПЕРТ / МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК / INTEREST / CREATIVITY / COMPETENCE / CREATIVE COMPETENCE / STUDENT-TECHNICIAN / EXPERT / METHOD OF EXPERT EVALUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясникова Татьяна Вячеславовна

В статье путем теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы определён основной содержательный компонент творческой компетентности студента технического профиля мотивационный компонент, его показатели и уровни развития. С целью всестороннего изучения явления был использован метод экспертных оценок. Описана процедура оценки компетентности экспертов на основе метода взаимных рекомендаций и самооценки. Приводятся результаты мнений экспертов, их анализ и основные направления дальнейшей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мясникова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF INTEREST IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE COMPETENCE OF THE TECHNICAL PROFILE STUDENT BY THE METHOD OF EXPERT EVALUATIONS

By theoretical analysis and experimental work the article determines the main content component of creative competence of the student-technician a motivational component, its indicators and levels of development. The method of expert evaluations is used with the purpose of comprehensive study of this phenomenon. The procedure for evaluating the competence of experts based on the method of mutual advice and self-assessment is described. The results of the experts’ opinions, their analysis and directions for further work are presented.

Текст научной работы на тему «Выявление интереса к развитию творческой компетентности студента технического профиля методом экспертных оценок»

Мясникова Татьяна Вячеславовна

ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ МЕТОДОМ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

В статье путем теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы определен основной содержательный компонент творческой компетентности студента технического профиля - мотивационный компонент, его показатели и уровни развития. С целью всестороннего изучения явления был использован метод экспертных оценок. Описана процедура оценки компетентности экспертов на основе метода взаимных рекомендаций и самооценки. Приводятся результаты мнений экспертов, их анализ и основные направления дальнейшей работы. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/5-3/56.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 3. C. 197-200. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

TEXT AS A SOURCE OF LINGUISTIC INFORMATION AT HOME READING LESSONS

Lebedeva Natal'ya Georgievna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Lipetsk State Pedagogical University named after P. P. Semyonov-Tyan-Shansky

sabajdy5@mail. ru

The article justifies the necessity to teach students the peculiarities of a literary text at the practical English lessons. The students supposingly should not only recognize linguo-cultural and lexico-grammatical structures different from those in their native language but also identify the interlingual differences, the analysis of which should promote deeper understanding of target language logic and consequently the logic of a native language.

Key words and phrases: home reading; lexico-grammatical structures; interlingual differences; target language logic; native language.

УДК 378.375(075.8)

В статье путем теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы определён основной содержательный компонент творческой компетентности студента технического профиля - мотивацион-ный компонент, его показатели и уровни развития. С целью всестороннего изучения явления был использован метод экспертных оценок. Описана процедура оценки компетентности экспертов на основе метода взаимных рекомендаций и самооценки. Приводятся результаты мнений экспертов, их анализ и основные направления дальнейшей работы.

Ключевые слова и фразы: интерес; творчество; компетентность; творческая компетентность; студент технического профиля; эксперт; метод экспертных оценок.

Мясникова Татьяна Вячеславовна, к. пед. н.

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары tatyanamyasnikova@ya. гы

ВЫЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ МЕТОДОМ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

На современном этапе перед высшим техническим образованием стоит задача обеспечить окончательный переход от «усвоения знаний» к активным действиям, призванная развивать стремление к профессионализму. Именно стремление к профессионализму у студентов технического профиля способно наиболее органично трансформироваться в творческую компетентность, что призвано формировать личность, всесторонне готовую к тому, чтобы непосредственно и в полном объёме включиться в производственный труд и социальные отношения.

Проблема комплексного развития личности отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Е. Н. Ильина, В. А. Сухомлинского и др., она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.

Анализ научных работ А. Г. Асмолова, А. Я. Дудицкого, Д. П. Котова, В. Д. Шадрикова и др. позволяет сделать вывод относительно содержания творческой составляющей компетентности личности, что единого взгляда на эту характеристику творческой компетентности у ученых нет; в содержании появляются то способности и готовность к творческой деятельности, то единство творческих способностей, творческих потребностей, ценностных ориентаций и деятельности как условия развития, то совокупность собственно-потенциальной, мо-тивационной и когнитивной составляющих (в горизонтальном разрезе), в вертикальном - единство предак-туального и постактуального. Однако ученые единодушно признают, что активность личности, которая в объеме понятия представлена интеллектуальной, субъективной и другими ее видами, способствует развёртыванию творческой компетентности.

Поэтому основным содержательным компонентом творческой компетентности студента технического профиля является мотивационный компонент. Под мотивационным компонентом мы понимаем сложившуюся систему мотивационных образований: потребностей, мотивов, интереса к развитию творческой компетентности.

В основе диагностики любого процесса лежит уровневый подход. В педагогической литературе под уровнем понимается ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень его развития [6]. Методологической основой исследования уровней сформированности мотивационного компонента творческой компетентности студентов является представление о развитии, которое с позиции системного подхода способствует возникновению новой структуры, способной к саморазвитию. Начальный уровень развития качества характеризуется возникновением новой системы на основе предшествующих в виде отдельных компонентов. На следующем уровне внутри существующей системы возникает единство компонентов более высокого уровня. На высоком уровне одна система заменяется другой в результате происшедших изменений.

198

^БЫ 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 3

Мы выделили четыре уровня развития мотивационного компонента: наивысший, высокий, средний и низкий. Дадим им характеристику:

- наивысший уровень характеризуется устойчивым, осознанным интересом к развитию творческой компетентности;

- высокий уровень характеризуется проявлением интереса к развитию творческой компетентности в большинстве случаев;

- средний - характеризуется неустойчивым интересом к развитию творческой компетентности, часто проявляется под педагогическим воздействиям;

- низкий - характеризуется редким проявлением интереса к развитию творческой компетентности.

Нами был определён показатель мотивационного компонента - интерес к развитию творческой компетентности.

Категория интереса в науке является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему его миру. Одними из первых исследователей, обратившихся к анализу сущности понятия «интерес», стали французские просветители. Так, П. Гольбах рассматривал интерес в качестве побудительной силы человеческих поступков, замечая при этом, что «интересом называют объект, с которым каждый человек связывает представление о своем счастье» [2, с. 26].

Для выявления у студентов технического профиля наличия интереса к развитию творческой компетентности нами был использован метод экспертных оценок, который рассматривается не как способ выявления общественного мнения о субъектах, а как один из возможных подходов к всестороннему изучению сложных явлений [7].

Эксперт - квалифицированный специалист, отвечающий требованиям профессиональной и квалиметри-ческой компетентности, заинтересованный в работе экспертной комиссии (группы); эксперты отбираются из группы кандидатов (в эксперты) по определенным методикам [3].

Коэффициент компетентности эксперта - количественная оценка компетентности эксперта, произведенная с использованием анкет или тестов; коэффициент компетентности эксперта включает в себя: коэффициент взаимных рекомендаций, коэффициент самооценки [Там же].

В соответствии с приведенными определениями, при оценке компетентности экспертов в качестве основных нами были использованы следующие методы: взаимных рекомендаций; самооценки. Методики были предложены 12 экспертам (Таблица 1).

Практика показывает, что метод взаимных рекомендаций является основным при определении экспертов [Там же]. При этом мы воспользовались специально разработанной анкетой, в которой предлагалось анонимно высказать свои соображения по поводу целесообразности или нецелесообразности участия в экспертизе других специалистов, приведённых в списке.

Коэффициент взаимных рекомендаций (Кв) определяли выражением:

К =

в 12 IА ,

У=1

где А у - величина, равная сумме всех значений, которые получил каждый из экспертов.

В методе самооценки каждому из кандидатов в эксперты предлагалось оценить собственную информированность об изучаемом явлении.

Коэффициент самооценки (Кс) определяли выражением:

К =■

S у

12

I ?, •

у=1

где ^ - сумма самооценок, проставленных j-м экспертом.

Комплексная оценка компетентности экспертов определялась выражением:

КI = С1 ■ Кв + С2 ■ Кс, где С, - коэффициент «важности», который определяли выражением:

с = я

' I Я

где Я, - сумма рангов; / - порядковый номер показателя.

В Таблице 1 приведены результаты оценки компетентности экспертов.

При формировании группы экспертов мы руководствовались рекомендациями Г. Г. Азгальдова [1] об определении численности экспертных групп. Кроме того, мы исходили из существующего в квалиметрии закона распределения экспертных оценок, который близок к нормальному распределению, если, во-первых, число экспертов не ниже 10-ти и, во-вторых, - значения показателей экспертной достоверности соизмеримы

для каждого эксперта. Поэтому мы сочли возможным ограничиться 10 экспертами, отобранными из числа 12 кандидатов, набравших наиболее высокие коэффициенты компетентности. Из Таблицы 1 видно, какие эксперты вошли в состав экспертной группы (в таблице соответствующие им значения коэффициентов компетентности выделены жирным шрифтом).

Таблица 1.

Результаты оценки компетентности экспертов

Коэффициенты Численные значения коэффициентов компетентности экспертов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Кв 0,112 0,092 0,092 0,010 0,061 0,072 0,112 0,112 0,051 0,092 0,112 0,082

Кс 0,090 0,090 0,070 0,080 0,060 0,070 0,090 0,110 0,060 0,070 0,110 0,100

КУ 0,098 0,090 0,078 0,050 0,060 0,070 0,098 0,110 0,056 0,078 0,110 0,093

Результаты мнений экспертов следующие: были выявлены существенные различия в наличии интереса к развитию творческой компетентности студентов технического профиля, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, по сравнению с «бюджетниками». В исследовании приняли участие 82 человека 1-4 курсов дневной формы обучения. Так, в 35% случаях у студентов первой группы не наблюдался интерес к развитию творческой компетентности, и лишь у 12% были заметны его проявления. У остальных 53% не было выражено никаких проявлений интереса к развитию творческой компетентности. Тогда как у «бюджетников» эти соотношения были следующие: 47% против 1%, и у порядка 52% студентов показатель не был выражен. Кроме того, было отмечено, что самооценка у студентов первой группы на 11% выше, чем у вторых.

Полученные результаты выявили тот факт, что у более половины студентов не было никаких проявлений интереса к развитию творческой компетентности. Мы склонны связывать этот факт с тем, что в современном российском техническом образовании сложились определённые дедуктивные принципы, которые ведут к усвоению студентами общих утверждений, но часто эти утверждения не трансформируются в конкретные решения производственных, технических и научных задач. При этом имеет место малая ориентация технической подготовки на развитие творческой компетентности студента. В совокупности эти факторы и ведут к непониманию студентами самой сущности «творческой компетентности» и отсутствию интереса к ее развитию.

Результаты проведённого исследования позволили нам определить количественный показатель уровня сформированности мотивационного критерия творческой компетентности студента: наивысший - 13,5%; высокий - 22,15%; средний - 42,15%; низкий - 22,2%.

Метод экспертных оценок даёт основание сделать вывод о том, что интерес к развитию творческой компетентности у большинства студентов технического профиля недостаточно развит.

Вместе с тем, были определены основные направления работы по формированию интереса к развитию творческой компетентности студентов: активное вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, сущность которой обусловлена ее функциями: организация творческого поиска и применение знаний, овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, формирование интереса к развитию творческой компетентности [4]; использование современных информационных технологий, обеспечивающих студентов четкой и адекватной информацией о продвижении в обучении, поддержание их компетентности и уверенности в себе. Кроме того, отмечено, что использование преподавателями активных методов обучения с учетом личностного опыта студента позволяют студентам стать более самостоятельными, ответственными за свои действия, проявлять творческую активность при решении возникающих проблем, стремиться к достижению результатов деятельности [5].

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что познавательный процесс находится под контролем самого студента: он чувствует ответственность за свое поведение, объясняет причины своего успеха не внешними факторами, а собственным старанием и усердием. Именно эта схема «неуспех - недостаточность усилий» является наиболее успешной для сохранения и развития интереса.

Список источников

1. Азгальдов Г. Г., Костин А. В., Садовов В. В. Квалиметрия: первоначальные сведения. М.: Высшая школа, 2010. 143 с.

2. Беркова К. Н. Поль Гольбах. М.: Красная новь; Главполитпросвет, 1923. 64 с.

3. Ильясов Д. Ф., Сериков Г. Н. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике. М.: ВЛАДОС, 2003. 336 с.

4. Мясникова Т. В. Диагностический анализ исследовательских умений и активности студентов технического профиля в исследовательской деятельности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64): в 3-х ч. Ч. 1. С. 200-203.

5. Мясникова Т. В., Зубкова Д. Г., Кириллова А. А., Петрова Е. А. Педагогическая коммуникация преподавателей технического профиля в вузе [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: электронный сборник статей по материалам XIV студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2017. № 3 (14). URL: https://sibac.info/studconl/science/xiv/68709 (дата обращения: 25.03.2017).

6. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Просвещение, 2001. 304 с.

7. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях М.: Наука, 1986. 152 с.

200

ISSN 1997-2911. № 5 (71) 2017. Ч. 3

IDENTIFICATION OF INTEREST IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE COMPETENCE OF THE TECHNICAL PROFILE STUDENT BY THE METHOD OF EXPERT EVALUATIONS

Myasnikova Tat'yana Vyacheslavovna, Ph. D. in Pedagogy I. N. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary tatyanamyasnikova@ya. ru

By theoretical analysis and experimental work the article determines the main content component of creative competence of the student-technician - a motivational component, its indicators and levels of development. The method of expert evaluations is used with the purpose of comprehensive study of this phenomenon. The procedure for evaluating the competence of experts based on the method of mutual advice and self-assessment is described. The results of the experts' opinions, their analysis and directions for further work are presented.

Key words and phrases: interest; creativity; competence; creative competence; student-technician; expert; method of expert evaluations.

УДК 378

Рассматривается проблема обучения студентов технического вуза иноязычному говорению в ситуациях профессионального общения. Предложена схемно-знаковая модель, разработанная на основе метода мета-плана как информационной основы речевой деятельности говорения. Дана характеристика гетерогенных знаковых элементов метаплана. Представлена двухэтапная система упражнений с учетом реальных ситуаций иноязычного говорения специалиста технического профиля.

Ключевые слова и фразы: схемно-знаковая модель; метаплан; обучение иноязычному говорению; технический вуз; гетерогенная знаковая информация.

Овчинникова Ольга Михайловна, к. пед. н. Французская Евгения Олеговна

Национальный исследовательский Томский политехнический университет ovtchom@tpu. ги; fГancuzskaya@tpu. ги

СХЕМНО-ЗНАКОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГОВОРЕНИЮ НА ОСНОВЕ МЕТОДА МЕТАПЛАНА

Работа выполнена за счет средств субсидии в рамках реализации программы повышения конкурентоспособности Национального исследовательского Томского политехнического университета.

В современном российском обществе, открытом для международных контактов, усложняются задачи профессиональной деятельности выпускников вузов. Их решение неразрывно связано с овладением будущими специалистами умениями эффективно общаться с зарубежными партнерами и работать с профессионально значимой информацией на иностранном языке. Ориентация образовательной системы на социальный заказ ставит перед преподавателем иностранного языка в неязыковом вузе задачу формирования у студентов специальных иноязычных умений, входящих в компонентный состав основных компетенций специалистов. Среди них особое значение имеют компетенции в общении и компетенции в информационных технологиях (прием, переработка и выдача информации) [2, с. 23].

Для выпускника вуза возрастает актуальность устных форм общения, предполагающих сформирован-ность умения говорить на профессионально ориентированные темы на иностранном языке. Мы связываем обучение иноязычному говорению на профессиональные темы с использованием схемно-знаковых моделей, которые отвечают требованиям экономичности и информационной насыщенности.

Проблема обучения иноязычному говорению на профессионально ориентированные темы в неязыковом вузе стала предметом исследования многих специалистов в области лингводидактики [1; 4; 9; 10]. Впрочем, комплексное использование смешанной вербальной и изобразительно-графической информации профессиональной сферы общения и её применение в качестве основы иноязычного профессионально ориентированного говорения требуют дальнейшего изучения.

В основе предлагаемой нами модели обучения лежит метод метаплана, включающий использование вербальных и невербальных знаковых кодов. При восприятии и осмыслении сжатой информации в текстовом, иллюстративном и графическом форматах, а затем при воспроизведении или интерпретации ее содержания в форме устно-речевого высказывания происходит перекодирование визуально воспринимаемых знаков в звучащую речь.

Метод метаплана разработан с целью повысить эффективность групповых дискуссий [12]. Характерная особенность метаплана состоит в том, что он построен на принципе полной визуализации процесса коллективного обсуждения проблемы. При использовании данного метода участники ведут активные обсуждения, целью которых является сбор, структурирование идей, анализ взаимосвязей и расстановка приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.