УДК 371.212.72
Энсешп, ижреш, дипгносшш
ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФИЦИТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Темняткина Ольга Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры проектного управления в образовательных системах Института развития образования Свердловской области, e-mail: [email protected]
В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ДИАГНОСТИКА, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОПРЕДЕЛИТЬ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧЕНИКОВ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ И РАЗРАБОТАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ЭТОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПРИВЕДЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПИЛОТНЫХ ПЛОЩАДКАХ ГРУПП УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕФИЦИТЫ, ДАНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ШКОЛЬНИКОВ.
• диагностика • компоненты деятельности • учащиеся с низкими образовательными результатами
В условиях реализации мероприятия 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путём реализации региональных проектов и распространения их результатов» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [3] возникает проблема изучения причин низких образовательных результатов учащихся.
Анализируя подходы к выявлению школ с низкими результатами обучения, исследователи выделяют следующие аспекты: системный — отсутствие системности в обеспечении принципов открытости и инклюзив-ности; организационный — несформиро-ванность на уровне образовательной организации обучающей среды и педагогических условий, обеспечивающих достижение результатов обучения, адекватных требованиям стандартов; личностный — наличие личностных дефицитов учащихся, которые влияют на освоение ими необходимого объёма знаний и навыков (компетентнос-тей) [1]. Последний аспект исследователи относят к ведущему [7, 8].
В качестве начального этапа в учебных учреждениях с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, предполагается изучение причин неуспешности учащихся, в том числе дефицитов в их личностном развитии. Как правило, в таких школах, особенно сельских, нет школьного психолога для проведения психологической диагностики проблем школьников с низкими образовательными результатами. Предлагаем для оказания помощи педагогам в работе с такими детьми педагогическую диагностику уровня сформированности компонентов деятельности, отражающих особенности личностного развития.
Диагностика личностного развития учащихся основана на наблюдении за их поведением в части сформированности компонентов деятельности и позволяет оценить уровень развития содержания универсальных учебных действий [4].
Концепция компонентов деятельности, разработанная в Институте развития образования Свердловской области, опирается на идеи отечественной теории деятельности,
в которой выделяются шесть типов ведущей деятельности её субъекта [6]: непосредственно-эмоциональное общение, пред-метно-манипулятивная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, профессиональная деятельность и творческая как характерная для подростка [2]. Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию у него определённых ведущих системообразующих действий субъекта деятельности.
В соответствии с законом системной дифференциации развития сложных систем — законом микрогенезиса Хайнца Вернера [5] каждая деятельность субъекта совершается в соответствии с той последовательностью, которая характерна для становления субъекта в процессе онтогенеза. Структура деятельности остаётся постоянной для каждого возраста. Ведущая деятельность каждого возраста определяет лишь «вектор» личностного развития субъекта.
Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Соответственно каждый возраст развивает деятельнос-тные способности человека, однако именно в период ведущей деятельности он становится сенситивным к формированию тех или иных субъектных качеств как основы для формирования культуры человека (табл. 1).
Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности): эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствование. Эти критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки деятельностных образовательных результатов учащихся. В соответствии с этими компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках этих компонентов деятельности.
Данный подход используется для оценки деятельностных и личностных результатов учащихся в образовательном процессе. Для оценки уровня сформированности компонентов деятельности и соответствующих универсальных учебных действий ученика педагогу предлагается обобщить результат наблюдения за поведением школьника в образовательном процессе. Аналогичная работа может быть предложена самим подросткам или их родителям.
В качестве примера предлагается оценка уровня сформированности компонентов деятельности у ученицы 8-го класса Анастасии. В таблицу заносятся данные наблюдения педагога за её поведением (табл. 3). Для оценки используется следующая шкала: 1 балл — качество проявлено слабо,
Таблица 1
Формирование субъектных качеств личности в рамках ведущих типов деятельности
в процессе онтогенеза
Тип ведущей деятельности Развитие субъектных качеств Личностное развитие Компоненты деятельности
Непосредственно-эмоциональное общение Формирование мотивации Эстетическое и эмо-ционально-психоло-гическое развитие Эмоционально-психологический
Предметно-манипуля-тивная деятельность Планирование и организация деятельности Ответственность, аккуратность, исполнительность Регулятивный
Игровая деятельность Накапливание опыта, работа с информацией, в коллективе Социализация в коллективе Социальный
Учебная деятельность Анализ, планирование, рефлексия Нравственность Аналитический
Творческая деятельность (по И.С. Гессену) Решение творческих задач Креативность Творческий
Профессиональная деятельность Решение профессиональных задач Способность к самосовершенствованию Самосовершенствование
Зшжршп, штм, дипгмвстипп
Уровни сформированности компонентов деятельности школьницы
Анастасия, 13 лет
Эмоционально-психологический
Регулятивный
Самосовершенствование
16 14
Социальный
Рис. 1
Творческий
Аналитический
2 балла — качество проявлено частично,
3 балла — качество проявлено не в полной мере, 4 балла — качество проявлено ярко. Максимальный балл по каждому компоненту деятельности — 16 баллов. Итоговые баллы наносятся на лепестковую диаграмму (рис. 1).
При анализе результатов необходимо учитывать равномерное гармоническое развитие всех компонентов деятельности, таким
образом, рисунок должен быть максимально приближен к правильному шестиугольнику.
Анализ результатов: представленный рисунок 1 ярко демонстрирует наиболее развитые компоненты деятельности — эмоционально-психологический и регулятивный, соответственно универсальные учебные действия (табл. 2) личностные — мотивация и регулятивные — способность к деятельности по образцу, ответственности и аккуратности.
Таблица 2
Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных
учебных действий
Компоненты учебной деятельности Типы УУД Универсальные учебные действия
Эмоционально-психологический Личностные Мотивация к учению, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание
Регулятивный Регулятивные (планирование) Целеполагание, планирование
Социальный Коммуникативные Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество
Аналитический Познавательные Логические действия постановки и решения проблем
Творческий Личностные Креативные действия
Самосовершенствование Регулятивные (контроль) Контроль, коррекция, оценка
Таблица 3
Диагностика уровня сформированности компонентов деятельности
Анастасия, 13 лет
Компонент Показатели 1 2 3 4 Сумма баллов
Эмоциональ- но-психоло- гический Владение эмоциональными способами поведения Х 13
Открытость в общении Х
Доверие к педагогам Х
Учение с интересом Х
Регулятивный Аккуратность Х 12
Ответственность Х
Организованность Х
Доведение дела до конца Х
Социальный Любознательность Х 10
Информированность Х
Умение работать в коллективе Х
Проявление терпимости к другим мнениям Х
Аналитический Концентрация на учёбе Х 8
Способность к теоретическому анализу Х
Самостоятельное выполнение домашнего задания Х
Готовность к самостоятельному учению Х
Творческий Способность генерировать идеи Х 9
Умение принимать решения в ситуациях Х
Умение нестандартно мыслить Х
Создание продуктов деятельности Х
Самосовер-шенствова-ние Способность к оценке и самооценке Х 10
Самостоятельное выявление ошибок Х
Умение извлекать пользу из полученного опыта Х
Желание учиться дальше Х
Можно предположить повышенный уровень эмоциональности у ученицы.
На низком уровне сформированность социального, аналитического, творческого компонентов деятельности и компонента самосовершенствования. Соответственно можно говорить о низком уровне сформирован-ности универсальных учебных действий: коммуникативных — взаимодействие в коллективе, работа в группе, в команде; познавательных — способностей к анализу, решению проблемных ситуаций; личностных — создание творческих продуктов, регулятивных с позиции контроля и оценки, самооценки.
В соответствии с данными анализа результатов можно предложить рекомендации по работе со школьниками: развивать аналитический и творческий компоненты деятельности — поддерживать интерес к познанию, самостоятельности, учить нестандартно подходить к решению проблем.
С использованием данной диагностики в рамках стажировочной площадки по реализации мероприятия 2.2 ФЦПРО в условиях проекта Института развития образования Свердловской области педагогическими коллективами региональных пилотных площадок МАОУ «Чукреевская СОШ» посёлка Чукреево под руководством заместителя директора
Зшжршп, штм, дипгмвстипп
Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся с низким уровнем способностей
Самосовершенствование
20_
Эмоционально-психологический
Регулятивный
Социальный
Рис. 2
Творческий
Аналитический
Л.Н. Нагорных и МАОУ «СОШ № 24» г. Верхняя Пышма под руководством заместителя директора С.А. Шичковой было проведено исследование уровня сформированности компонентов деятельности школьников с низкими образовательными результатами в количестве 78 учащихся 2-11-х классов с целью выявления дефицитов в их развитии.
По результатам диагностики выявлены несколько групп:
Группа школьников, имеющих гармоничное личностное развитие: все компоненты де-
ятельности развиты равномерно, но продемонстрирован низкий уровень этого развития — 4-5 баллов из 16 возможных по каждому компоненту (рис. 2). Ученики не справляются с освоением программы в силу низких способностей. Им следует порекомендовать консультации психолога, помощь тьютора.
Группа школьников с задержкой психического развития, когда «отстающими» являются компоненты более высокого уровня — аналитический, творческий и компонент самосовершенствования (рис. 3).
Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся с задержкой психического развития
Самосовершенствование
Рис. 3
Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся — «гуманитариев»
Самосовершенствование
20_
Эмоционально-психологический
Регулятивный
Творческий
Аналитический
Социальный
Рис. 4
Рекомендацией при работе с такими детьми может быть их обследование комиссией на предмет отставания в психическом развитии. Как оказалось, часть продиаг-ностированных учащихся этой группы уже имеет рекомендации ПМПК.
Группа школьников-«гуманитариев» с преобладанием эмоционально-психологического, социального и творческого компонентов, преимущественной работы правого полушария (рис. 4).
Группа школьников-«логиков» с преобладанием регулятивного, аналитического ком-
понентов и компонента самосовершенствования, преимущественной работы левого полушария (рис. 5).
В том и другом случаях рисунки напоминают форму треугольника. При работе с такими детьми необходимо выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, включая учёт особенностей восприятия информации этими школьниками и преобладанием работы правого или левого полушария.
Группа учеников с явным недостатком или переизбытком развития какого-либо компонента деятельности (рис. 6, 7).
Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся — «логиков»
Самосовершенствование
Рис. 5
Зшжршп, штм, дипгмвстипп
Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся с явным недостатком в развитии определённого компонента деятельности
Самосовершенствование
Рис. 6
При работе с такими детьми необходима целенаправленная работа по развитию недостаточно сформированного компонента деятельности, а при избытке его развития необходимо формировать противоположный компонент в целях гармонизации становления личности.
В рамках исследования для каждого учащегося были сформулированы рекомендации педагогам для выстраивания индивидуальной работы в условиях формирования
компонентов деятельности и универсальных учебных действий.
Анализ результатов проведённой диагностики позволил выявить дефициты в формировании компонентов деятельности у учащихся и соответствующих им универсальных учебных действий, определить перспективы применения данной диагностики в образовательном процессе школ, функционирующих в сложных социальных условиях.
Уровни сформированности компонентов деятельности учащихся с явным преобладанием в развитии определённого компонента деятельности
Самосовершенствование
Рис. 7
В дальнейшем сравнение данных достижения каждого компонента деятельности поможет выявить тенденции в формировании образовательных результатов и организовать мониторинг личностного развития учащихся с низкими образовательными результатами и качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в целом. □
Литература
1. Выравнивание шансов детей на качественное образование: сб. материалов / Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования. — М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. — 208 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-75981039-1 (в обл.)
2. Гессен С.И. Основы педагогики. (Введение в прикладную философию). — М.,1995. — 405 с.
3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы. Постановление Правительства Российской федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
4. Темняткина О.В. Оценка сформирован-ности компонентов деятельности и универсальных учебных действий у обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 20. — С. 1-7. — URL: http://e-koncept. ru/2017/870019.htm
5. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. — М.: Столетие. 1994. — 97 с.
6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 224 с.
7. Caldwell, Brian J. (2011), Educational Reform and Change in Australia. Educational Transformations. URL: http://www.ied.edu. hk/apclc/roundtable2011/paper/Brian20J. Caldwell.pdf
8. Fiedman T.L., The Shanghai Secret. The New York Times; October 22, 2013. URL: http://www.nytimes.com/2013/10/23/opinion/ friedman-the-shanghai-secret.html?_r=0
References
1. Viravnivanie shansov detey na kaches-tvennoe obrasovanie [Equaling of chil-drens' chances for qualitative education: selection of articles] / Komissia Obshches-tvennoy palati RF po razvitiu obrazova-nia — Moscow, 2012. 208 p.
2. Gessen S.I. Osnovi pedagogiki. (Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu) [Bases of Pedagogy. Introduction in applied philosophy]. Moscow, 1995. 405 p.
3. O Federalnoy tselevoy programme razviti-ya obrazovaniya na 2016-2020 gg. Post-anovleniye Pravitelstva RF ot 25.05.2015g. № 497. [About the Federal special purposes programme of developing of education for 2016-2020 years].
4. Temnyatkina O.V. Otsenka sformirovan-nosti komponentov deyatelnosti i univer-salnih uchebnih deystviy u obuchaushchih-sya [Evaluation of forming of learning activity's components and universal studying deeds of students] // Koncept, 2017, vol. 20, p. 1-7.
5. Chuprikova N.I. Umstvennoe razvitie i obuchenie [Intellectual developing and teaching]. Moscow, Cencury,1994. 97 p.
6. Elconin D.B. (1995) Izbrannie psixologi-cheskie trudi [Selected psychological works]. Moscow, International pedagogical academy. 224 p.
7. Caldwell, Brian J. (2011), Educational Reform and Change in Australia. Educational Transformations. URL: http://www.ied.edu. hk/apclc/roundtable2011/paper/Brian20J. Caldwell.pdf
8. Fiedman T.L. The Shanghai Secret. The New York Times; October 22, 2013. URL: http://www.nytimes.com/2013/10/23/opinion/ friedman-the-shanghai-secret.html?_r=0