Научная статья на тему '«Вьюнишник» в контексте послесвадебных обрядов Нижегородской области'

«Вьюнишник» в контексте послесвадебных обрядов Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
345
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЬЮНИШНИК / ОКЛИКАНИЕ / КАЛЕНДАРНЫЙ ОБРЯД / ОБХОДНОЙ ОБРЯД / МАТРИМОНИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / ПОСЛЕСВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / "VYUNISHNIK" / "OKLIKANIE" / CALENDAR CEREMONY / MATRIMONIAL CYCLE / POST-WEDDING CEREMONY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курочкина А. А.

Отражены итоги сопоставления обряда окликания молодоженов (также известного как «вьюнишник») с другими послесвадебными обрядами, зафиксированными в Нижегородской области. Цели сопоставления: выделить основные точки народного календаря, к которым бывают приурочены обрядовые действия, направленные на молодоженов; выявить функциональную и формальную специфику «вьюнишника» по отношению к другим послесвадебным обычаям; выяснить, совпадают ли ареалы бытования послесвадебных обычаев, приуроченных к различным календарно-обрядовым циклам (масленичному, пасхальному, петровскому).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«VYUNISHNIK» IN COMPARISON WITH OTHER POST-WEDDING CEREMONIES OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION

The author presents the results of a comparative study of the ceremony of singing special songs to newly-married couples (the ceremony is also known as «vyunishnik») with other post-wedding ceremonies in the Nizhni Novgorod region. The aim of the comparison was: to determine the main points in the folk calendar to which the ceremonial actions directed at newly-married couples are dated; to reveal functional and formal specificity of «vyunishnik» in comparison with other post-wedding customs and rites; to find out whether the geographic areas of existing post-wedding customs and rites associated with various folk calendar points (Pancake week, Easter, Peter's day) coincide.

Текст научной работы на тему ««Вьюнишник» в контексте послесвадебных обрядов Нижегородской области»

Литературо ведение

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 6 (2), с. 66-69

УДК 392.51; 398.331

«ВЬЮНИШНИК» В КОНТЕКСТЕ ПОСЛЕСВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2009 г. А.А. Курочкина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 21.04.2009

Отражены итоги сопоставления обряда окликания молодоженов (также известного как «вьюниш-ник») с другими послесвадебными обрядами, зафиксированными в Нижегородской области. Цели сопоставления: выделить основные точки народного календаря, к которым бывают приурочены обрядовые действия, направленные на молодоженов; выявить функциональную и формальную специфику «вьюнишника» по отношению к другим послесвадебным обычаям; выяснить, совпадают ли ареалы бытования послесвадебных обычаев, приуроченных к различным календарно-обрядовым циклам (масленичному, пасхальному, петровскому).

Ключевые слова: вьюнишник, окликание, календарный обряд, обходной обряд, матримониальный цикл, послесвадебный обряд.

«Вьюнишник» - обряд окликания молодоженов, бытующий в северных районах Нижегородской области. По форме «вьюнишник» соотносится с богато представленными в данном регионе обходными обрядами, приуроченными к значимым точкам народного календаря (рождественские, масленичные, средокрестные, пасхальные, егорьевские, семицкие обходы). Между тем функциональная специфика «вьюниш-ника» по отношению к перечисленным выше обходам определяется его включенностью в годовой матримониальный цикл. «Вьюнишные» песни исполняют только молодоженам в первое Фомино воскресенье1 после свадьбы. Считается, что «окликанные» молодые обретают право на хозяйственную самостоятельность.

«Вьюнишник» - не единственный послесва-дебный обряд, распространенный на территории Нижегородской области. Фольклористами зафиксирован целый спектр предписываемых локальными традициями обрядовых действий, направленных на молодоженов. Все они, насколько позволяет судить собранный материал, приурочены к весенне-летнему обрядовому циклу. Сопоставлению «вьюнишника» с другими послесвадебными обрядами Нижегородчины и посвящена данная статья.

1. Масленица

Нижегородская масленичная традиция наиболее богата послесвадебной обрядностью. Сопоставим направленные на молодоженов обрядовые действия этого цикла с окликанием молодых, приходящимся на пасхальный период.

1.1. Смотры молодоженов. По свидетельству К.Е. Кореповой, «общерусская традиция выставлять молодых на показ всему обществу в нижегородском регионе развита преимущественно в Заволжье» [1]. Обычай предписывал собирать всех молодоженов в месте, где люди могут их рассмотреть, - в специальном ряду базара или в центре торгового села. Со всех окрестных деревень съезжались на «смотренье» молодые в лучших своих нарядах и выстаивали положенные по традиции часы. Так возникновение новой семьи получало общественное «освидетельствование», а событие семейного масштаба обретало масштаб уездный. Согласно имеющемуся материалу, обычай «смотренья» не включал каких-либо дополнительных обрядовых действий. Предписывались только день, место и обязанность молодоженов стоять у всех на виду.

«Вьюнишник» противостоит описанному обычаю по целому ряду признаков: окликанье молодых имеет диалогический характер, включает фиксируемую традицией последовательность ритуализованных действий всех участников обряда, сопровождается специальным текстом. Но при этом сквозь формальные отличия проступает некая функциональная связь: во вьюнишных обходах дворов участвуют либо все половозрастные группы, либо некоторые из них, но это всегда группы, неидентичные семьям новобрачных. Иначе говоря, окликание молодых - обряд установления новых отношений с социумом в целом либо с некой его частью.

Именно в этом смысле мы можем говорить о некоей функциональной связи обычая «смотре-нья» и обряда окликания молодых, в контексте которой два указанных действа предстают звеньями единой цепи. На Масленицу новые семьи «предъявляют» социуму, а после Пасхи -в этот социум включают, но уже в ином качестве по сравнению с прошлым годом.

Добавим также, что «смотренье» зафиксировано в Городецком, Чкаловском, Варнавинском районах, где на рубеже Х1Х-ХХ вв. был повсеместно распространен «вьюнишник». Это совпадение ареалов бытования является дополнительным основанием для предположения функциональной связи двух указанных обрядов в северных районах нижегородского региона.

1.2. «Гостевания». Различные формы масленичных «гостеваний» с участием молодоженов встречаются практически во всех районах Нижегородской области. Варианты «гощений» молодых у тещи локализуются по ареалам, описанным в монографии К.Е. Кореповой «Русские календарные обряды и праздники в Нижегородском Поволжье». В том же исследовании автор указывает на ритуализацию и других видов «гостеваний» с участием молодых: «В каждой местности <гостевания> проходили в свои сроки, имели свой этикет приглашения» [1].

Общим для всех зафиксированных обычаев «гощенья» является предписание молодоженам самим посещать тещу, родственников либо гостей, пировавших на минувшей свадьбе. Иначе говоря, на Нижегородчине Масленица - это время выхода новой семьи «в свет».

При этом в некоторых локальных традициях масленичное «гостевание» выполняет функцию завершения определенного этапа матримониального цикла. Например, зафиксированный в Ардатовском районе обычай «ходить с отвязь-ем» знаменовал «окончательный переход жены в род мужа и получение мужем всех прав на нее» [1].

1.3. «Обкатывание молодых», «катание молодых». В Нижегородском крае широко распространен обычай катания молодоженов в снегу или скатывания с гор. Данный обычай весьма вариативен, но во всех вариациях сохраняет смысловую доминанту совместного испытания мужа и жены. Например, они должны скатиться с горы обнявшись и затем поцеловаться и т.п.

Специфика обычая заключается в его тесной структурной и функциональной связи с масленичным циклом и минимальной связи с циклом матримониальным. Ярким тому свидетельством

служит обилие на Нижегородчине обычаев, связанных с «катанием» с гор или по снегу, но направленных на представителей иных, чем молодожены, половозрастных групп. При этом, в отличие от всех остальных участников масленичных катаний, молодоженам традиция предписывает проходить все «испытания» и «мучения» вместе. Именно данный критерий отличает обычаи, описанные в настоящем пункте, от обычаев пункта следующего.

1.4. Испытания с выкупом. Приведем две локальные традиции масленичных испытаний молодых, включающие требование выкупа.

Первая характерна для Перевозского района Нижегородской области. Здесь молодежь подкарауливает зятя во время «гощения» у новоиспеченной тещи и «валяет» его в снегу до тех пор, пока жена не «выкупит» супруга. Затем молодая должна помочь ему подняться и при всех поцеловать, продемонстрировав таким образом свое отношение к мужу.

Идентичный по структуре и функции обычай бытует в Арзамасском районе. Единственное отличие состоит в том, что валянию подвергается не муж, а сдернутая с него шапка. Здесь жена также должна заплатить выкуп, а затем назвать супруга по имени-отчеству и поцеловать. Зачастую снятие шапки с молодого происходило во время праздничных гуляний, и своими действиями жена перед всем обществом показывала почтительное отношение к мужу.

Мотив выкупа, играющий в указанных обычаях структурообразующую роль, присутствует и во «вьюнишнике». Однако здесь он проявляется преимущественно в обрядовых текстах:

Молодая молодица,

Подавай нам яи’ца!

Не подашь яйца’,

Уведем молодца,

В хлев запрем,

Да помелом заткнем2.

Подобная просьба-угроза распространена на большей части территории бытования «вью-нишника». А в Воскресенском районе, где в текст также добавляют угрозу: «Выпустим котища, вырежем мудища» [2, № 247], хозяйка, вынося угощение, говорит окликальщикам: «Ой, милыя, нет, нет, вот вам и яичко, и по рюмочке! Нет уж, только не вырезайтё, пожалуйста, оставтё» [2, № 247].

Таким образом, «вьюнишник» частично соотносится с масленичными испытаниями молодоженов, бытующими на других территориях, в

том, что касается выкупа. При этом в обряде окликания молодых не выражается характерное для описанных выше обычаев почтение к прошедшему через испытания мужу. Да и сами испытания содержат гипотетическую угрозу, что ставит «вьюнишник» в один ряд с многочисленными обходными песнями, включающими многообразные угрозы навредить.

1.5. Колядование. Особенно интересным в контексте данной статьи является бытующий в Поочье обычай обходить дома и исполнять колядки в честь молодоженов. По свидетельству К.Е. Кореповой [1], специальных текстов масленичного колядования не было, и «для величания молодоженов использовались сюжеты зимних обходных песен: «Пава», «Ягодка».

Интересно отметить, что масленичное колядование как обход всех домов деревни также бытовало и в Верхнем Поволжье. То есть ареал распространения указанного обычая частично совпадает с территорией бытования «вьюниш-ника». При этом обычай масленичного славле-ния молодоженов (как частный вариант широко распространенной традиции колядования в Масленицу) локализуется в Поочье, не знающем обряда окликания молодых.

Таким образом, сопоставляя указанный обычай с «вьюнишником», получаем следующие результаты:

1. Обряды бытуют на сопредельных территориях. (Для уточнения границы ареалов необходимо более подробное исследование вопроса о наличии масленичных славлений молодоженов на территории, где бытуют и обряд окликания молодых, и обычай колядования в Масленицу).

2. Обряды приурочены к разным обрядовым циклам (к масленичному и к пасхальному соответственно).

3. В масленичных славлениях используются тексты зимних колядок. Обряд окликания характеризуется особыми «вьюнишными песнями».

4. При этом сюжеты колядок, исполняемых в Масленицу молодоженам, дифференцируются на адресованные молодцу и восхваляющие молодуху. В этом они сходны с окликальными текстами в наиболее ранних описаниях «вью-нишника».

В структурном и функциональном отношении масленичное славление молодоженов наиболее близко к «вьюнишнику». Главным отличием является отсутствие специального текста.

2. Пасха

В Нижегородском крае к Пасхе приурочены два обычая, включающих обрядовые действия,

направленные на молодоженов. Это «вьюниш-ник», распространенный на территориях севернее Волги, и обычай насильного качания молодых на качелях, локально бытующий в деревне Средние Луги Тоншаевского района.

Пасхальные качели распространены в Нижегородской области практически повсеместно, но лишь в этом населенном пункте традиция предписывает обязательно качать на них молодоженов. К.Е. Корепова в своей монографии объясняет это следами продуцирующей магии, распространяющимися на семейную сферу [1]. В контексте весенней обрядности этот локальный обычай отчетливо сопоставляется с масленичными насильственными катаниями молодоженов с гор.

С масленичным закапыванием в снег соотносится насильственное купание молодоженов на Пасху, бытующее в Сергачском районе.

Некая смысловая связь существует у «вью-нишника» и со «смотрами», и с «гощениями». В наиболее ранних фиксациях окликания молодых в обряде принимали участие практически все члены социума, и, «окликанные» всеми половозрастными группами, молодожены наконец признавались отдельной семьей, имеющей право на самостоятельную хозяйственную деятельность. Вечером «вьюнишного» дня молодожены (теперь их называли мужиком и бабой) принимали у себя родственников, а иногда и участников свадебного поезда. Иначе говоря, молодые принимали тех, у кого гостили на Масленицу.

Таким образом, все основные мотивы масленичного цикла, связанные с молодоженами, так или иначе представлены в нижегородском пасхальном цикле, но локализуются на различных территориях.

3. Петров день

Следующей точкой календаря, к которой приурочены обрядовые действия, направленные на молодоженов, является петровское разговенье. Согласно нижегородскому обычаю, после дня святых апостолов Петра и Павла начинался покос. С этим и связана бытующая в Заволжье традиция ходить на разговенье в гости к родителям молодой. Теща готовила к их приходу сыр (творог) и потчевала им молодоженов, а перед уходом дочери вручали косу, грабли или серп для предстоящего сенокоса. После этого молодая окончательно отделялась от своих родителей и отныне трудилась на благо новой семьи. Про этот петровский обычай «ходить на сыры» так говорили в народе: «Сыр сгнетет, пирог испечет для дочери, после этого та гостья» [1].

Согласно мнению К.Е. Кореповой, описанный обычай распространен в Заволжье, в районах Поветлужья и Заветлужья, то есть его ареал бытования совпадает с «вьюнишным».

В некоторых районах из тех, где отсутствует петровское гощенье, молодоженам все равно уделяют особое внимание. Так, например, в Кстовском и Ардатовском районах в Петров день молодых насильно купают в реке.

Подведем итоги сопоставления «вьюнишни-ка» с другими послесвадебными обрядами Нижегородчины:

1. Основные точки весенне-летнего календарного цикла, к которым приурочены обрядовые действия, направленные на молодоженов:

• Масленичная неделя;

• Пасхальная неделя;

• Петров день.

При всем богатстве Семицко-троицкой традиции Нижегородского края, к указанной точке календаря никакие послесвадебные обряды не приурочены.

2. Обрядовые действия, направленные на молодоженов можно классифицировать по функции:

2.1. Действия, направленные на разрыв связи молодой жены с её прежней семьей и на укрепление связи с родом мужа (масленичные и петровские «гощенья»; «вьюнишные» поучения как «от родной сторонки отвыкать» и как «в чужой-то семье жить»).

2.2. Действия, направленные на социализацию молодоженов в их новом качестве («смотры»; «вьюнишные» обходы различными половозрастными группами и их потчевание).

2.3. Действия очистительного и испытательного характера (различные «валяния», «катания», «качания», «купания» молодоженов; к испытательным действиям также может быть отнесен «вьюнишный» выкуп мужа молодой

женой у окликальщиков, угрожающих его «увести»).

2.4. Действия, связанные со следами продуцирующей магии (парные «валяния» и «катания» молодоженов; требование публично целоваться; ритуальные пожелания плодовитости и описание молодого с молодой «на кровати тесовой» в текстах окликальных песен).

Ареал бытования «вьюнишника» примерно совпадает с территорией распространения масленичных «смотров» и петровских «хождений на сыры». Функциональная связь указанных послесвадебных обрядовых действий позволяет предположить существование на территории Заволжья, в районах Поветлужья и Заветлужья, единого послесвадебного обрядового комплекса. Анализ данной гипотезы заслуживает рассмотрения в отдельной статье.

Примечания

1. Первое воскресенье после Пасхи. В некоторых местах (как правило, на юго-западе ареала бытования обряда) окликать ходят в первую субботу по Пасхе, а кое-где обряд затягивается на несколько дней (например, «вьюнишные» пятница и суббота в дер. Высокая Рамень Городецкого района, или «радуниш-ные» суббота и воскресенье в дер. Селиваниха Вар-навинского района).

2. Архив кафедры фольклора ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 43-3-13. Варнавинский район, с. Макарий, Худякова М.И. (1890 г.р.), Костерина А.А. (1910 г.р.). Записали Потехина Т., Бекирова Н.

Список литературы

1. Корепова К.Е. Русские календарные обряды и праздники в Нижегородском Поволжье. Рукопись монографии.

2. Нижегородская свадьба. Пушкинские места. Нижегородское Поволжье. Ветлужский край. / Под. ред. М.А. Лобанова, К.Е. Кореповой, А.Ф. Некрыловой. СПб.: КультИнформПресс,1998. 312 с.

«VYUNISHNIK» IN COMPARISON WITH OTHER POST-WEDDING CEREMONIES OF THE NIZHNI NOVGOROD REGION

A.A. Kurochkina

The author presents the results of a comparative study of the ceremony of singing special songs to newly-married couples (the ceremony is also known as «vyunishnik») with other post-wedding ceremonies in the Nizhni Novgorod region. The aim of the comparison was: to determine the main points in the folk calendar to which the ceremonial actions directed at newly-married couples are dated; to reveal functional and formal specificity of «vyunishnik» in comparison with other post-wedding customs and rites; to find out whether the geographic areas of existing post-wedding customs and rites associated with various folk calendar points (Pancake week, Easter, Peter's day) coincide.

Keywords: «vyunishnik», «oklikanie», calendar ceremony, matrimonial cycle, post-wedding ceremony.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.