Научная статья на тему 'Выставочное пространство российских музеев как объект культуры'

Выставочное пространство российских музеев как объект культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выставочное пространство / архитектура / объекты культуры / культурное наследие / exhibition space / architecture / cultural objects / cultural heritage

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Екатерина Юрьевна Иванова, Анна Викторовна Черокова, Татьяна Вячеславовна Ашутова

В статье исследуется выставочное пространство российских музеев советского и постсоветского периодов как объект культуры. Подчеркивается его значение в формировании и отражении социальных ценностей, исследуется эволюция выставочных пространств, элементы дизайна и роль, которую они играют в представлении, интерпретации и сохранении культурного наследия. Дискуссия охватывает планировку, взаимосвязь и функциональность различных зон внутри музея. Задачи в проектировании архитектурно-художественных решений музейных комплексов являются, пожалуй, одними из самых сложных в средовом дизайне. Здесь требуется учитывать функциональность, эргономику, эстетику, подчиняя их общей концепции музейного комплекса, продумывая закономерность расположения объектов, движение потоков посетителей, зонированность пространства, принимать во внимание безопасность и сохранность объектов культуры. В статье подчеркнуты особенности проектирования музейного пространства XX–XXI вв. с учетом исторических изменений, политических реалий, стилистических тенденций и направлений в искусстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Exhibition Space of Russian Museums as an Object of Culture

The article examines the exhibition space of Russian museums of the Soviet and post-Soviet periods as an object of culture. Emphasis is placed on its importance in shaping and reflecting social values, and the evolution of exhibition spaces, design elements, and the role they play in presenting, interpreting, and preserving cultural heritage are examined. The discussion covers the layout, interconnection and functionality of the various zones inside the museum. The tasks in designing architectural and artistic solutions for museum complexes are perhaps one of the most difficult in environmental design. Here it is necessary to take into account functionality, ergonomics, aesthetics, subordinating them to the general concept of the museum complex, considering the regularity of the location of objects, the movement of visitor flows, the zoning of space, taking into account the safety and preservation of cultural objects. The article highlights the design features of the museum space of the XX–XXI centuries, taking into account historical changes, political realities, stylistic trends and trends in art

Текст научной работы на тему «Выставочное пространство российских музеев как объект культуры»

Научная статья УДК 130.2:069

https://doi.org/10.24158/fik.2024.6.35

Выставочное пространство российских музеев как объект культуры

Екатерина Юрьевна Иванова1, Анна Викторовна Черокова2, Татьяна Вячеславовна Ашутова3

1,2,3Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3950-6052 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7069-8211 3https://orcid.org/0000-0001-5093-7983

Аннотация. В статье исследуется выставочное пространство российских музеев советского и постсоветского периодов как объект культуры. Подчеркивается его значение в формировании и отражении социальных ценностей, исследуется эволюция выставочных пространств, элементы дизайна и роль, которую они играют в представлении, интерпретации и сохранении культурного наследия. Дискуссия охватывает планировку, взаимосвязь и функциональность различных зон внутри музея. Задачи в проектировании архитектурно-художественных решений музейных комплексов являются, пожалуй, одними из самых сложных в средовом дизайне. Здесь требуется учитывать функциональность, эргономику, эстетику, подчиняя их общей концепции музейного комплекса, продумывая закономерность расположения объектов, движение потоков посетителей, зонированность пространства, принимать во внимание безопасность и сохранность объектов культуры. В статье подчеркнуты особенности проектирования музейного пространства XX-XXI вв. с учетом исторических изменений, политических реалий, стилистических тенденций и направлений в искусстве.

Ключевые слова: выставочное пространство, архитектура, объекты культуры, культурное наследие

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Иванова Е.Ю., Черокова А.В., Ашутова Т.В. Выставочное пространство российских музеев как объект культуры // Общество: философия, история, культура. 2024. № 6. С. 239-246. https://doi.org/10.24158/fik.2024.6.35.

Original article

The Exhibition Space of Russian Museums as an Object of Culture

Ekaterina Yu. Ivanova1, Anna V. Cherokova2, Tatyana V. Ashutova3

123Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3950-6052 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7069-8211 3https://orcid.org/0000-0001-5093-7983

Abstract. The article examines the exhibition space of Russian museums of the Soviet and post-Soviet periods as an object of culture. Emphasis is placed on its importance in shaping and reflecting social values, and the evolution of exhibition spaces, design elements, and the role they play in presenting, interpreting, and preserving cultural heritage are examined. The discussion covers the layout, interconnection and functionality of the various zones inside the museum. The tasks in designing architectural and artistic solutions for museum complexes are perhaps one of the most difficult in environmental design. Here it is necessary to take into account functionality, ergonomics, aesthetics, subordinating them to the general concept of the museum complex, considering the regularity of the location of objects, the movement of visitor flows, the zoning of space, taking into account the safety and preservation of cultural objects. The article highlights the design features of the museum space of the XX-XXI centuries, taking into account historical changes, political realities, stylistic trends and trends in art.

Keywords: exhibition space, architecture, cultural objects, cultural heritage

Funding: Independent work.

For citation: Ivanova, E.Yu., Cherokova, A.V. & Ashutova, T.V. (2024) The Exhibition Space of Russian Museums as an Object of Culture. Society: Philosophy, History, Culture. (6), 239-246. Available from: doi: 10.24158/fik.2024.6.35 (In Russian).

Пространство музея служит сосудом для сохранения, экспонирования и исследования объектов культуры, образцов искусства, научных артефактов и др. Дизайн, планировка и оформление выставочных площадей влияют на то, как посетители взаимодействуют с выставленными экспонатами и интерпретируют их. Эти пространства могут вызывать эмоциональные реакции, провоцировать размышления и способствовать пониманию различных культур и точек зрения.

© Иванова Е.Ю., Черокова А.В., Ашутова Т.В., 2024

- 239 -

Архитектура и атмосфера выставочных площадей могут усилить общее впечатление посетителей и способствовать сохранению и распространению культурного наследия.

Эволюция музейных экспозиций отражает меняющиеся культурные, художественно-эстетические и научные явления, формирующие с течением времени принципы экспонирования и организации выставочного пространства. Выставки переплетаются с более широкими культурными тенденциями, отражая общественные эстетические идеалы. Удачный дизайн выставок позволяет сбалансировать эстетику и функциональность. По мере развития выставок они адаптируются к новым нормам восприятия, художественным стилям и социальным концепциям, в конечном итоге обслуживая зрителей как ключевых участников процесса экспонирования.

Анализ конкретных примеров демонстрирует эволюцию выставочных практик в музеях, которые складываются под влиянием традиций коллекционирования, архитектурных стилей и социального контекста. Изучение истории выставок раскрывает основополагающие элементы, имеющие решающее значение для презентации коллекций и развития музейной культуры в целом.

Многообразие выставочных пространств, между которыми происходит постоянная циркуляция и взаимный обмен идей, техник, подходов, специалистов, задач, поражает.

Создание художественных выставок в настоящее время является сложным процессом, связанным с множеством производственных и концептуальных особенностей. Процесс представления искусства, цели выставочной концепции, специфика выбора пространства и форматов постоянно усложняются.

Конвергенция, то есть слияние различных практик и форм, размытие границ между различными явлениями, характеризуют современный мир и влияют на бизнес-модели. Взаимоотношения между бизнесом, культурой, образованием и государственной политикой становятся все более взаимосвязанными и сложными. Конкуренция, постепенно усиливающаяся во всех сферах, также присутствует в области культуры и искусства.

Необходимость конкурировать с другими выставочными пространствами, культурными и искусствоведческими организациями, учреждениями для досуга и развлечений, а также с цифровым пространством, становится все более актуальной.

Культура, досуг и развлечение объединяются в едином рынке. Современный потребитель уже не делает принципиальной разницы между ними.

Идеальным местом для музея является здание, полностью учитывающее особенности его функций и содержания, также при создании архитектурно-художественного решения следует учитывать возможность постоянного увеличения количества экспонатов вследствие пополнения и обновления коллекций. При создании архитектурного проекта музейного комплекса следует помнить о важности создания интегрированной и взаимосвязанной музейно-выставочной системы, будь то реконструкция музейного комплекса или проектирование нового музея.

«Музейно-выставочная система может включать в себя музеи различных профилей, выставочные залы, памятники истории и культуры и т. д. Как мы знаем, музей отбирает (приобретает), сохраняет, изучает и выставляет материальные и нематериальные предметы прошлого и настоящего для коммуникации с посетителем, из чего можно сделать вывод, что экспонаты и посетители -это два главных направления деятельности любого музея. Эти направления определяют структуру, состав и площади помещений. Поэтому очень важно на этапе проектирования музея максимально соблюсти разделение маршрута посетителей и путей перемещения экспонатов»1.

Для ХХ-ХХ1 вв. характерен поиск новых решений выставочного пространства. Ограничим наше исследование именно этим временным периодом и сосредоточим внимание на том, как развивалась музейная практика экспонирования в нашей стране в советский и постсоветский периоды истории России.

Еще в XVIII—XIX вв. музей воспринимался как собрание произведений, значение которых было, безусловно, высоко, а сами музеи до сих пор воспринимаются как авторитетные организации, которые включают лучшие и наиболее значимые образцы искусства, культуры, науки. Если, к примеру, работы того или иного художника экспонируются в музейной коллекции, то статус данного автора выше, чем его коллег по цеху, чьи творения в музей не попали. Коллекции крупных, как правило, государственных музеев являются национальным достоянием.

Как отмечает М.Т. Майстровская, в советский период нашей истории «именно благодаря музейному использованию и музеям многие памятники были сохранены и с минимальными утратами дожили до наших дней» (Майстровская, 2018: 40).

Своей основной и важной задачей уже в самом начале развития молодого советского государства музеи считали открытость и доступность музейных экспозиций для широкой аудитории, так как в стране насчитывался большой процент малограмотных, и просветительская функция музеев была приоритетной. В некоторой степени музеи, культура и искусство взяли на себя функции религии в стране победившего атеизма, они направляли и питали духовные устремления

1 Щербина А.В. Музейное проектирование : учебно-методическое пособие. Тольятти, 2011. С. 33.

- 240 -

людей в годы советской власти. Поэтому с одной стороны, знакомство населения с предметами культуры и искусства становится важной государственно-политической задачей и частью пропаганды, а с другой - соприкосновение с объектами культуры позволяет населению утолить духовный голод. Музейные экспозиции становятся «окнами», через которые зритель может увидеть культуры других стран и эпох.

По мнению М.Т. Майстровской, «новые музеи обладали специальными пространствами, предназначенными для хранения своих бесценных фондов, научной работы и разнообразных служебных функций, которые были грамотно спроектированы, талантливо и виртуозно построены для этих музеев, с учетом их характера и коллекций, образуя выдающиеся памятники культуры своего времени» (Майстровская, 2018: 35).

Тем не менее стоит отметить противоречивость в истории становления российских музеев в послереволюционный период.

А.А. Сафонов утверждает, что «революция 1917 г. и последовавшая за ней Гражданская война повергли культурную сферу в хаос. Зимний дворец и большинство дворянских усадеб были разграблены, некоторые ценности были найдены позднее, но многие считаются утраченными вплоть до наших дней. Отдельные предметы были переправлены за рубеж эмигрировавшими владельцами»1.

В то же время необходимо подчеркнуть, что именно 1920-е гг. были периодом поиска новых композиционных решений выставочных экспозиций в музеях. Меняется и тематика выставок, как, «например, документальные свидетельства политзаключенных, боевые реликвии и трофеи гражданской войны, листовки, прокламации, подпольные издания, предметы быта аристократии, популярные в то время антирелигиозные выставки и т. д.» (Майстровская, 2018: 49).

Появляются пролетарские музеи, которые носят, с одной стороны, идеологический, с другой - просветительский характер для широких народных масс. «Важнейшей темой экспозиционного показа становилось выявление классового антагонизма в социальном устройстве российского общества, а идеологический аспект был главенствующим и ведущим. Рождались новые музеи, новые типы музеев, вызванные к жизни революцией и гражданской войной» (Майстровская, 2018: 43).

1920-е гг. были сложным, противоречивым, но интереснейшим периодом в истории России. В это время происходили смелые эксперименты в области искусства: если отрицание прошлого приводило к утрате многих ценностей культуры дореволюционной России, то дерзкая устремленность в будущее рождала уникальные шедевры авангардного искусства. Поиски эти отразились и на искусстве выставочных экспозиций.

Появление авангардных направлений в искусстве подталкивает к новому взгляду на презентацию произведений искусства в выставочном пространстве. Это отражается в выставках, которые устраивает молодое советское государство. И то, с каким размахом и грандиозным замыслом за это берутся партийные функционеры, в полной мере отражается в Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 г., которая была организована выдающимся русским архитектором Алексеем Щусевым.

С точки зрения Е.А. Карцевой, «на первый план выходит размещение произведений искусства в качестве общего ансамбля, выстраивающего взаимосвязи между произведениями - происходит изобретение пространства выставки как такового, потому что оно играет ключевую роль в осмыслении искусства и формировании контекста его существования. Происходит рождение инсталляции как художественного приема. Экспозиционный дизайн рассматривается как язык выразительности. Искусство покидает пространство картины и перемещается в реальную жизнь, овладевая, в том числе, прежде пассивным экспозиционным пространством, создавая особую арт-среду, представляющую собой полностью организованное художниками и архитекторами целостное арт-пространство. Формируется иное понимание того, каким должно быть художественное пространство, соответствующее сути нового искусства. Оно включает сложные комбинации цвета, света, движения, кино- и фотопроекций, звука, художественных произведений разных жанров и форм, манифестов, графиков, диаграмм совместно с достижениями технического прогресса, вовлечением зрителя и средств массовой информации. Русские художники-авангардисты пошли принципиально дальше, чем практики европейского модернизма» (Карцева, 2019: 39).

Необходимо добавить, что творческие искания художников-авангардистов затронули и выставочную деятельность, среди них можно выделить Владимира Татлина, Казимира Малевича, Михаила Матюшина, Василия Кандинского, Николая Родченко, Павла Филонова и Николая Пунина.

В развесочную комиссию Музея художественной культуры в 1922 г. вошли Владимир Татлин и Николай Пунин.

1 Сафонов А.А., Сафонова М.А. Музейное дело и охрана памятников : учебник и практикум для вузов. М., 2024. С. 63.

Художники-авангардисты стремились стереть грань между элитарным и народным искусством, адаптировать экспозиции для понимания широкой аудитории, в которые могли включать лубок и примитив, иконы и вывески.

В 1923 г. временным директором Музея художественной культуры был назначен Казимир Малевич. Он стремился полностью изменить подход к созданию экспозиций. «Подлинники в его понимании должны соседствовать со всем сопутствующим и пояснительным материалом - "дополнениями", то есть результатами исследовательской работы, например, с аналитическими графиками, таблицами и схемами изучения влияния цвета и формы, а также фотографиями реальной местности и из студии художника во время работы, репродукциями, копиями, работы признанных мастеров могут соседствовать с еще ученическими работами и так далее. Экспозиция, в понимании Малевича, должна была напоминать живую исследовательскую и творческую лабораторию по изучению художественной культуры» (Карцева, 2019: 41-42).

Следует подчеркнуть, что советское государство возлагало на музеи идеологические функции, последние должны были не только сохранять и изучать произведения искусства, но и влиять на сознание зрителя, транслируя идеологические установки, господствующие в этот период. Начиная с 1931 г. (времени создания Союза художников СССР) все более укрепляется направление социалистического реализма, которое начинает подавлять авангардные течения в искусстве, что отражается и на изменениях стилистики музейных экспозиций.

Как отмечают А.А. Сафонов и М.А. Сафонова, «переход к социалистическому реализму обозначил разрыв со многими художественными экспериментами абстракционистов и футуристов 1920-х гг. Если в странах Запада в 1930-е гг. начали возникать музеи современного искусства и соответствующий арт-рынок, подогреваемый спросом со стороны частных коллекционеров, то советская художественная жизнь оказалась под полным контролем государства и идеологии вплоть до конца 1980-х гг.»1.

1930-е гг. - сложный период нашей истории, часто ассоциирующийся со сталинскими репрессиями, которые сказались и на музейных работниках. Среди последних был большой процент выходцев из дворянской и купеческой среды, были и те, кто до революции владел коллекциями, которые были национализированы. Оставшись работать в музеях в качестве экскурсоводов и хранителей, они трепетно относились к коллекциям, а их далеко непролетарское происхождение не могло не раздражать партийных чиновников, следствием чего становились доносы и аресты.

Трагические события Великой Отечественной войны отразились и на сфере культуры. Так, многие объекты культуры и искусства были уничтожены войной или же бесследно пропали, как, например, Янтарная комната, судьба которой до сих пор неизвестна. Выдающиеся памятники архитектуры, среди которых Петергоф и новгородские храмы, были превращены в руины. Понадобилось несколько десятилетий для реставрации и реконструкции пострадавших во время войны памятников архитектуры.

Послевоенный период ознаменован активным развитием центров научной реставрации, которые, как правило, располагались при музеях. Вместе с тем усиливаются и культурные обмены. В 1955 г. руководство страны принимает решение вернуть вывезенную из Германии коллекцию Дрезденской галереи.

«Распространилась практика обмена экспонатами для выставок внутри и за пределами СССР. Многие выставки перемещались между музеями, становились доступными максимальной аудитории. Так, в ГМИИ им. А.С. Пушкина экспонировали знаменитую Джоконду из коллекции Лувра (1974 г.)»2.

Нужно сказать, что в послевоенный период соцреализм становится доминирующим направлением советского искусства и поддерживается на государственном уровне, в то время как авангардные направления искусства порицаются властями. Наиболее явной эта тенденция стала после разгромной выставки 1962 г. в Манеже, которую посетил Н.С. Хрущев, жестко высказавшийся о ее экспонатах. В результате неприятия на официальном уровне авангардных течений возникает феномен «квартирных музеев» и формирование культуры андеграунда, авангардные и концептуальные течения исключаются из экспозиций государственных музеев. Общеизвестна и попытка проведения несанкционированной уличной выставки художников-нонконформистов в Беляево в 1974 г., которую разрушали сотрудники милиции с помощью бульдозеров, вследствие чего она получила название «Бульдозерной выставки».

Вместе с тем следует отметить большой вклад музейных работников советского периода в сфере реставрации и сохранения памятников, развития выставочной деятельности и музейной педагогики.

1 Сафонов А.А., Сафонова М.А. Указ. соч. С. 66.

2 Там же. С. 72.

«В России история возвращения в международное современное искусство на музейном уровне начинается после распада СССР. В 1991 г. возобновляет свою деятельность Отдел новейших течений Русского музея. В 1992 году учреждается Государственный центр современного искусства. В 1999-м открывается Московский музей современного искусства. В 2001-м открывается Отдел новейших течений в Третьяковской галерее. С начала 2010-х в сторону современного искусства поворачиваются классические музеи и выставочные площадки — Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, МВО "Манеж"» (Карцева, 2019: 107).

Период перестройки и распада СССР не могли не сказаться на музеях: в этот период начинаются трудности с финансированием государственных учреждений культуры, что приводит к приостановке работ по сохранению и реставрации, оттоку специалистов в частный сектор, а также к хищению ценностей.

«Значительно осложнили выставочную и научную деятельность бывших советских музеев различные пути развития в разных постсоветских государствах. Намного сложнее и реже стали проходить обмены выставками. Коллекции и архитектурные памятники в ряде горячих точек (Таджикистан, Абхазия, Нагорный Карабах) оказались под угрозой существования. В государствах Прибалтики была проведена частичная реституция ценностей, национализированных в 1940-х гг. при установлении советской власти»1.

Необходимо также добавить, что 2000-е гг. привнесли цифровизацию в музейную сферу: широкое распространение музейных интернет-сайтов, страницы музеев в социальных сетях, использование информационных технологий в музейном учете и реставрации, применение виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) в экспозиции музеев.

Иммерсионное искусство, или искусство, созданное с применением виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), набирает обороты, и сегодня это уже случившийся факт, от которого мы не можем отказаться.

Современному посетителю мало быть просто наблюдателем или зрителем, он хочет быть частью замысла художника и непосредственно участвовать в создании художественного образа. И в музеях активно применяют эти технологии в создании привлекательных сред для посетителей.

В период пандемии COVID-19 музеи активно переходят на цифровые технологии — проти-воэпидемиологические ограничения подтолкнули многие музеи к цифровизации своих фондов, что сделало их доступными для миллионов виртуальных посетителей. «По данным замминистра культуры РФ Аллы Маниловой, в 2020 г. онлайн-аудитория федеральных музеев из-за пандемии коронавируса в четыре раза превысила показатели по реальным посетителям»2.

В настоящее время музей представляет собой сложное и многогранное явление, отходя от традиционного восприятия музея как храма искусства и переводя его в плоскость экспериментальной площадки, которая требует активного вовлечения в художественный процесс.

В XXI в. перед музеем встала задача сохранения своей уникальности как института культуры и, одновременно с этим, необходимости участия в глобальных процессах. Поэтому музею необходимо быть и коммерчески успешной организацией, и сочетать коммерческую составляющую с высококачественной выставочной деятельностью, научной и образовательной сферами. Если в XVIII—XIX вв. музеи были ориентированы на аристократическую, буржуазную и узкопрофессиональную аудиторию, а в советское время отражали вкусы и идеологические установки советской элиты, то сейчас музейная аудитория максимально разнообразна и исполнена ожиданий успешных музейных проектов, которые будут носить просветительскую, досуговую и развлекательную функции.

В современной социокультурной ситуации следует заметить, что музеи зависят от финансирования. Но они не могут быть по-настоящему коммерческими предприятиями, что ставит их в сложную ситуацию, где первоначальная функция музеев — сохранение и изучение памятников культуры — входит в противоречие с коммерческими задачами.

«Создание выставки в музее включает в себя как разработку концепции, так и планирование, составление бюджета, оформление, проведение выставки, поэтому сегодня также распространена позиция "менеджер проекта выставки" для координации полного цикла организации выставки» (Карцева, 2019: 102).

Вторая половина XX в. ознаменована тенденцией к возникновению музеев современного искусства. При создании таковых возник вопрос, каким образом музейные экспозиции будут представлять такую изменчивую и находящуюся в постоянном поиске субстанцию, как современное искусство.

Здесь встает проблема подходящих для подобных экспозиций выставочных пространств. И наиболее удачными решениями для расположения экспозиций современного искусства оказались бывшие промышленные объекты. Так, экспозиция Музея русского импрессионизма располагается в

1 Сафонов А.А., Сафонова М.А. Указ. соч. С. 73.

2 Там же. С. 76.

стенах бывшего склада муки и сахара кондитерской фабрики «Большевик», здание имеет цилиндрическую форму, что способствовало созданию круговых экспозиций.

Если говорить о функциональности дизайна интерьера музеев, то их архитектура предполагает следующие принципы организации пространства:

- спроектировать складские и выставочные помещения с учетом специфики музейных фондов;

- разделить большую выставочную площадь на секции временными сооружениями;

- отделить постоянную экспозицию от временной, а также от научных и административных помещений, которые, как правило, закрыты для публики;

- предусмотреть наилучшие точки обзора не только для масштабных экспонатов, но и для объектов среднего и малого размера;

- рассчитать, исходя из среднего количества посетителей, размеры вспомогательных помещений, включающие раздевалки, камеры хранения, кассы, сувенирные магазины и др.;

- обязательно согласовать дизайн музейного пространства с требованиями безопасности как для эвакуации посетителей в экстренных ситуациях, так и для предотвращения возможных попыток порчи или хищения экспонатов в складских помещениях;

- продумать наличие зала для образовательных и творческих проектов, без которых не обходится современная музейная практика.

«Одна из последних тенденций в музейной архитектуре - открытое хранение, предполагающее допуск небольших групп посетителей в прежде «заповедные» хранилища. Открытое хранение позволяет в разы увеличить количество демонстрирующихся экспонатов и проводить более индивидуализированные экскурсии под уникальные культурные запросы и конкретные интересы.

Одна из наиболее ярких попыток реализовать данный принцип проводится при реконструкции комплекса ГМИИ им. А.С. Пушкина. Но подобная открытость не должна наносить угрозы безопасности; в музейной среде идет широкое обсуждение границ возможного»1.

Архитектура музея стремится выйти за рамки музейной территории и активно вливается в городскую среду. В качестве примера может служить пешеходная зона вокруг Государственной Третьяковской галереи. Архитектурный памятник-музей нередко становится доминантой в городской архитектуре, в частности, собор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

В решении современного музейного пространства большое внимание уделяется архитектурно-пространственному построению выставочных залов, значимости сквозных маршрутов для навигации посетителей, адаптивности к смене выставок, интеграции специализированных площадей для подготовки выставок. Кроме того, важно включение в музейную среду открытых пространств для экспозиций монументального искусства и рекреационных зон. Придерживаясь этих принципов проектирования, музеи могут улучшить качество обслуживания посетителей, оптимизировать использование пространства и обеспечить эффективные рабочие процессы.

Современные тенденции в дизайне музейного пространства отражают стремление к созданию интерактивных и привлекательных сред для посетителей.

Вот несколько ключевых направлений:

1. Интерактивность и участие посетителей. Современные музеи всё чаще внедряют интерактивные элементы: сенсорные экраны, виртуальные туры и мультимедийные инсталляции. Это позволяет посетителям активно участвовать в процессе изучения экспозиций и делает посещение более запоминающимся.

2. Мультисенсорный опыт. Дизайн музейного пространства становится более мультисен-сорным, включая элементы звука, запаха и тактильного восприятия. Это помогает создать более глубокое и эмоциональное воздействие на посетителей. Ярким примером может служить международная выставка-форум «Россия» на ВДНХ 2024. Здесь можно познакомиться с лучшими достижениями всех регионов нашей большой страны в самых разнообразных формах. Вообще нужно сказать, что это очень современная и прогрессивная выставка в плане организации выставочного пространства и вовлечения посетителей разных возрастов во взаимодействие с экспонатами.

3. Гибкие и адаптивные экспозиции. Музеи стремятся к созданию гибких и адаптивных экспозиций, которые могут меняться в зависимости от интересов и потребностей посетителей. Это может включать временные выставки, ротацию экспонатов и изменение пространственной организации.

4. Использование технологий дополненной и виртуальной реальности. Технологии AR и VR позволяют создавать уникальные и иммерсивные музейные опыты. Посетители могут взаимодействовать с виртуальными объектами и погружаться в воссозданные исторические события.

5. Интеграция с образовательными программами. Многие современные музеи активно сотрудничают с образовательными учреждениями и разрабатывают образовательные программы, направленные на стимулирование учебного процесса и развитие критического мышления у посетителей.

1 Сафонов А.А., Сафонова М.А. Указ. соч. С. 88.

- 244 -

6. Инновационные выставки и экспонаты. Современные музеи предлагают уникальные и интерактивные выставки, которые используют передовые технологии и дизайн для создания увлекательного и запоминающегося опыта.

7. Культурное наследие. Музеи являются хранителями культурного наследия и истории. Посещение музея позволяет посетителям погрузиться в разные эпохи и культуры, узнать о прошлом и настоящем человечества.

8. Образовательные возможности. Многие музеи предлагают образовательные программы и мероприятия для посетителей всех возрастов. Это могут быть лекции, мастер-классы, интерактивные экскурсии и другие образовательные инициативы.

9. Искусство и культура. Музеи представляют широкий спектр искусства и культурных достижений. Они могут включать в себя коллекции картин, скульптур, антиквариата, а также выставки современных художников и дизайнеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Социальные возможности. Музеи часто служат местом для встреч и общения. Посещение музея может быть отличной возможностью провести время с семьей и друзьями, обсудить выставленные работы и поделиться впечатлениями.

11. Иммерсивные исторические и культурные опыты. Некоторые современные музеи предлагают иммерсивные исторические и культурные опыты, включая живые исторические реконструкции, музыкальные и театральные представления, другие формы интерактивного искусства.

Современные тенденции в дизайне музейного пространства отражают стремление музейного сообщества к созданию уникальных и привлекательных опытов, способных заинтересовать и вдохновить самую разнообразную аудиторию.

Список источников:

Карцева Е.А. Динамика художественной выставки. Культурная интерпретация : монография. М.; Берлин, 2019. 166 с.

Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля. М., 2018. 680 с.

References:

Kartseva, E.A. (2019) Dinamika khudozhestvennoy vystavki. Kul'turnaya interpretatsiya [Dynamics of an art exhibition. Cultural interpretation]. Moscow; Berlin. 166 p. (In Russian).

Maistrovskaya M.T. (2018) Muzey kak ob"ektkul'tury. XX vek. Iskusstvo ekspozitsionnogo ansamblya [Museum as an object of culture. XX century. The art of the exposition ensemble]. Moscow. 680 p. (In Russian).

Информация об авторах Е.Ю. Иванова - кандидат культурологии,и. о. заведующего кафедрой дизайна и архитектуры, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=748273 Scopus Author ID: 57195472497

А.В. Черокова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна и архитектуры, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=636362 Scopus Author ID: 636362

Т.В. Ашутова - кандидат педагогических наук, декан факультета дизайна и рекламы, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=584324 Scopus Author ID: 57203792234

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors E.Yu. Ivanova - PhD in Cultural Studies, Acting Head of Design and Architecture Department, Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=748273 Scopus Author ID: 57195472497

A.V. Cherokova - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Design and Architecture, Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=636362 Scopus Author ID: 636362

T.V. Ashutova - PhD in Pedagogy, Dean of the Faculty of Design and Advertising, Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=584324 Scopus Author ID: 57203792234

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 23.04.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.05.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 18.06.2024.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.