УДК 339.138 Рубинштейн Евгения Даниэльевна
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита Дальневосточного федерального университета
Rubinshtein Evgenia Danielevna
PhD in Economics, Assistant Professor, Finance and Credit Department, Far Eastern Federal University
Блинова Ольга Николаевна
магистрант экономического факультета Владивостокского филиала Российской таможенной академии
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Blinova Olga Nikolayevna
PhD student, Vladivostok branch of Russian Customs Academy
EXHIBITION ACTIVITIES ABROAD: ANALYSIS AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Аннотация:
Объектом анализа в статье является выставочная деятельность за рубежом, которая в современном мире выступает одним из локомотивов мировой экономики. Исследуется состояние выставочной деятельности в странах-лидерах: США, Германии и КНР. Особое внимание уделено роли государственной поддержки в успешности проведения выставочных мероприятий. Более детально авторами исследована выставочная деятельность в ФРГ.
Summary:
The paper deals with the exhibition activities abroad. It is noted that the exhibition activity in the modern world is one of the drivers of the global economy. The authors explore the exhibition activity in the leading countries, which are the USA, Germany and China. The key role of the state support in the success of exhibitions is emphasized. The authors review in more detail the exhibition activity in Germany.
Ключевые слова:
Всемирная ассоциация выставочной индустрии, выставочная индустрия, выставочные площади, экспоненты, межотраслевые выставки, выставочные центры, выставки, ярмарки.
Keywords:
The Global Association of the Exhibition Industry, exhibition industry, exhibition space, exhibitors, interindustry exhibition, exhibition centers, exhibitions, fairs.
Выставочная деятельность в современном мире становится одним из важнейших факторов эволюции мировой экономики и ключевым направлением международного сотрудничества, благодаря которому появляется возможность демонстрации отечественных новинок и достижений в той или иной отрасли, изучения зарубежных образцов товаров и услуг [1]. В таблице 1 показаны результаты исследования структуры выставочных площадей в мире, проведенного Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (ЫР!) [2].
Таблица 1 - Распределение выставочных комплексов по регионам мира_
Регион мира Количество комплексов Закрытая выставочная площадь, млн м2 Доля в мире (по площади), %
Европа 496 1,6 46
Северная Америка 389 7,9 24
Азия и Тихоокеанский регион 184 6,6 20
Южная Америка 70 1,3 4
Ближний Восток 33 0,8 2
Африка 25 0,5 2
Как видно из таблицы 1, Европа является безусловным лидером по количеству проведенных выставок - ее доля составляет 46 % от всего выставочного рынка. В тройке стран-лидеров по объемам выставочных площадей находятся США, где эта площадь составляет 6,7 млн м2, или 21 %, Китай, выставочные площади которого оцениваются в 4,76 млн м2, или 15 %, и Германия с выставочной площадью в 3,38 млн м2, или 10 %. Кроме того, США - лидер выставочной индустрии в мире, если принимать за основной критерий количество функционирующих выставочных площадок [3].
Выставочная индустрия США развивается темпами, которые опережают темп роста ВВП. Ежегодно американские предприятия осуществляют затраты на участие в торговых выставках в размере около 60 млрд долл. Эта сумма значительно превышает суммарные расходы на наружную рекламу, рекламу, которая помещается в журналах и на радио. Крупнейшие выставочные
центры США расположены в Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Чикаго, Атлантик-Сити, Орландо, Сан-Диего, Атланте, Розмонте.
Для США характерны три типа выставок. Во-первых, это выставочно-конгрессные центры, во-вторых, отели, которые имеют достаточные площади для осуществления выставочной деятельности, в-третьих, это территории, на которых можно разместить торговые выставочные трейлеры [4].
Помимо США еще одним признанным лидером выставочной индустрии является Германия. Именно здесь проходят две трети ведущих мировых отраслевых выставок [5]. Прежде всего это объясняется выгодным географическим положением страны и высокоразвитой инфраструктурой. Об успешности и высоком уровне организации выставочной деятельности ФРГ свидетельствует рост числа выставок, проводимых за рубежом немецкими компаниями. Соответствующие данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Выставки немецких компаний за рубежом [6]
Также в подтверждение успешной организации проведения выставок в Германии можно привести статистику объема продаж немецких выставочных компаний за период 2008-2013 гг., представленную на рисунке 2.
2,9 9 П 3 3 2,9 3,4 1 3,2
■ 1 ■
■ ■
■ ■
2008
2009
2010
2011
2012
2013
5781738
6832836
6200359
7122411
6696994
Рисунок 2 - Объем продаж немецких выставочных компаний за период 2008-2013 гг.,
млн евро [7]
Стоит также добавить, что выставочные площади в Германии с каждым годом растут, как показано на рисунке 3 [8]. В связи с этим увеличивается число экспонентов и посетителей выставок. Это наглядно продемонстрировано на рисунках 4 и 5 [9].
8000000
6000000
4000000
2000000
0
-2000000
2009
2010
2011
2012
2013
Рисунок 3 - Выставочные площади Германии, м2
В 2009 г. произошел спад, который был связан с мировым финансовым кризисом, серьезно пошатнувшим экономику Германии, что в конечном счете повлияло и на развитие выставочной деятельности.
200000 150000 100000 50000 0
-50000
-173421
154155 --159945
180823
166444
2009
2010
2011
2012
2013
10074724 10071036 10065153
9526246
8916693
Рисунок 4 - Динамика числа экспонентов за период 2009-2013 гг.
12000000 10000000 8000000 6000000 4000000 2000000 0
-2000000
2009
2010
2011
2012
2013
Рисунок 5 - Динамика количества посетителей выставок Германии за период 2009-2013 гг.
С 2010 г. направление прироста меняется ежегодно: оно то положительное, то отрицательное. Сегодня, несмотря на ухудшение состояния экономики, крупные компании стремятся инвестировать больше средств в организацию выставок, а производители промышленных товаров готовы увеличивать свои выставочные бюджеты. Немалое влияние на подобную линию поведения оказывает государственная поддержка выставочной деятельности: на общенациональном уровне 70-80 % от расходов на выставки компенсируют федеральные министерства. В Берлине участникам компенсируют часть затрат, а именно 50 % от участия, если оно было индивидуальным [10].
Германию по праву можно считать «страной выставок». Каждый год в стране проводится приблизительно 150 международных межотраслевых выставок, на которых представлены 160 000 экспонатов и присутствуют около 10 млн посетителей. Для того чтобы организовать мероприятия таких масштабов, необходимы огромные по площади выставочные центры. Только 24 основных выставочных центра Германии имеют территорию в 2,7 км2, причем три центра являются крупнейшими в мире - Deutsche Messe (Ганновер), Messe Frankfurt (Франкфурт), Koelnmesse (Кёльн).
Мировой уровень проведения выставок обеспечивается благодаря деятельности организации, которая называется Ассоциация выставочной индустрии Германии (AUMA) [11]. Данная Ассоциация всячески поддерживает выставочную деятельность не только в Германии, но и за рубежом, следит за сохранением надлежащего уровня проведения выставок и созданием условий для благотворного диалога и сотрудничества международного бизнеса и национальных выставочных компаний и для реализации совместных проектов [12].
Говоря о странах-лидерах выставочной деятельности, нельзя не упомянуть Китай, который на сегодняшний день, так же, как США и Германия, занимает лидирующие позиции в выставочной отрасли. Ежегодно количество выставок, проводимых в Китае, увеличивается - темпы данного роста можно приблизительно оценить в 20 % за год - строятся выставочные комплексы, позволяющие использовать современные технологии. Часто в такие комплексы входят не только выставочные, но и игровые и торговые центры, гостиничные комплексы, а также музеи. Самые влиятельные выставочные центры Китая находятся в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Даляне, Макао и Гонконге [13].
Таким образом, на сегодняшний день абсолютными лидерами выставочной индустрии по праву считаются страны Европы, США и Азии. Выставочная индустрия в этих странах является
одним из элементов, способствующих экономическому развитию государства. На проведение выставочных мероприятий затрачиваются колоссальные суммы, кроме того, государство не создает препятствий для данной деятельности, а, наоборот, всячески поддерживает и субсидирует отрасль. Результатом является не только отсутствие сбоев в структуре выставочной деятельности, даже в условиях экономической нестабильности, но и, напротив, инвестирование в развитие выставочной деятельности: расширяются и строятся новые выставочные площадки, соответствующие международным стандартам. Также нельзя не заметить, что на данный момент происходит глобализация выставочной деятельности, которая прежде всего наблюдается в стремлении государства привлечь к участию в выставочных мероприятиях максимальное число иностранных игроков и самому выйти на международные рынки. Важным итогом выставочной деятельности для стран становятся не суммы, полученные за счет аренды выставочных площадей, а построение прочных деловых контактов, привлечение новых передовых технологий и возможность продвижения своих товаров на иностранные рынки.
Ссылки:
1. Середа О.В. Роль выставочных услуг в период глобализации и инновационного развития мировой экономики // Ученые записки. 2012. № 1. С. 154-159.
2. Исследования UFI: пока лидирует Европа // Удача-Экспо. 2012. № 1. С. 2.
3. Виноградова Е. Европа все еще остается центром мировой выставочной индустрии [Электронный ресурс] // Ведомости. 2013. 27 марта. URL: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2013/03/27/aziya_dogonyaet (дата обращения: 09.03.2015).
4. Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом : учебник. М., 2004. 516 с.
5. Беляева А. Ярмарки-выставки в Германии: организация и преимущества для посетителей [Электронный ресурс]. URL: http://www.experto24.ru/bisnes-i-upravlenie/marketing/jarmarki-vystavki-v-germanii-organizacija-i-preimushchestva-dlja-posetitelei.html (дата обращения: 09.03.2015).
6. Trade fairs abroad help by German organizers [Электронный ресурс] // AUMA. URL: http://www.auma.de/en/Seiten/De-fault.aspx (дата обращения: 09.03.2015).
7. Branchenkennzahlen [Электронный ресурс] // AUMA. URL: http://www.auma.de/de/messemarkt/branchenkennzah-len/seiten/default.aspx (дата обращения: 09.03.2015).
8. Entwicklung 2009-2013 [Электронный ресурс] // AUMA. URL: http://www.auma.de/de/Messemarkt/Branchenkennzah-len/InternationaleMessen/Seiten/Entwicklung2009-2013.aspx (дата обращения: 09.03.2015).
9. Ibid.
10. Комарова Е.В. Опыт развития выставочной индустрии Германии // Известия ИГЭА. 2012. № 4. С. 121-124.
11. Беляева А. Указ. соч.
12. Комарова Е.В. Указ. соч.
13. Алексеев С.П. Выставочная деятельность: лидерство и marketing mix в цифровую эпоху // Инициативы XX века. 2012. № 4. C. 5-10.