Научная статья на тему 'Выставки эстампов в лектории Русского музея'

Выставки эстампов в лектории Русского музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстамп / выставка эстампа / лекторий / Государственный Русский музей / С. М. Жаворонкова. / print / print exhibition / lecture hall / State Russian Museum / Sofia Zhavoronkova.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабияк Вячеслав Вячеславович, Туминская Ольга Анатольевна

Ленинградская школа графики воспитала не одно поколение талантливейших мастеров. Художники-графики проявили себя в различных жанрах и техниках печати; их интересовали портреты, натюрморты, исторические события, пейзажи (в частности – меняющийся облик Ленинграда– Санкт-Петербурга). Отдельным направлением следует назвать иллюстрацию детской книги. Эстампы демонстрируют мастерское владение графическими техниками и индивидуальными приемами рисунка и печати. Особым вниманием были отмечены выставки графиков Ленинграда – Санкт-Петербурга (М. Майофис, О. Почтенный, А. Парыгин, А. Корольчук) в лектории Русского музея. Главным организатором этих выставок и встреч с художниками была научный сотрудник лектория София Михайловна Жаворонкова (1942–2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exhibitions of Prints in the Lecture Hall of the State Russian Museum

Print is a performing graphic art representing engraving or other type of print on paper from a printing form (matrix). The Leningrad school of graphics brought up several generations of the most talented masters of graphic art. Graphic artists proved themselves in various genres and techniques of print-making. The artists were interested in portraits, still lifes, historical events, landscapes (in particular – the changing image of Leningrad – St Petersburg). The certain group of creative interest of the Leningrad graphic artists is illustration of the children’s book. In the print artists demonstrate skillful possession of graphic techniques (etching, linocut, xylography, lithograph, monotyping) and individual methods of drawing and printmaking. The exhibition of prints is one of the forms of educational work of the Lecture Hall of the Russian Museum. Over the years of the existence of the Lecture Hall more than one hundred exhibitions were organized. The special attention was focused on the exhibitions of Leningrad – St Petersburg graphic artists (M. Mayofis, O. Pochtenniy, A. Parygin, A. Korolchuk). The Lecture Hall researcher Sofia Zhavoronkova (1942–2018) was the main organizer of exhibitions and meetings with artists.

Текст научной работы на тему «Выставки эстампов в лектории Русского музея»

УДК 75.046.5:7.033

В. В. Бабияк, о. А. туминская

Выставки эстампов в лектории русского музея

Ленинградская школа графики воспитала не одно поколение талантливейших мастеров. Художники-графики проявили себя в различных жанрах и техниках печати; их интересовали портреты, натюрморты, исторические события, пейзажи (в частности - меняющийся облик Ленинграда - Санкт-Петербурга). Отдельным направлением следует назвать иллюстрацию детской книги. Эстампы демонстрируют мастерское владение графическими техниками и индивидуальными приемами рисунка и печати. Особым вниманием были отмечены выставки графиков Ленинграда - Санкт-Петербурга (М. Майофис, О. Почтенный, А. Парыгин, А. Корольчук) в лектории Русского музея. Главным организатором этих выставок и встреч с художниками была научный сотрудник лектория София Михайловна Жаворонкова (1942-2018).

Ключевые слова: эстамп; выставка эстампа; лекторий; Государственный Русский музей; С. М. Жаворонкова.

Vyacheslav Babiyak, Olga Tuminskaya

Exhibitions of Prints in the Lecture Hall of the State Russian Museum

Print is a performing graphic art representing engraving or other type of print on paper from a printing form (matrix). The Leningrad school of graphics brought up several generations of the most talented masters of graphic art. Graphic artists proved themselves in various genres and techniques of print-

making. The artists were interested in portraits, still lifes, historical events, landscapes (in particular - the changing image of Leningrad - St Petersburg). The certain group of creative interest of the Leningrad graphic artists is illustration of the children's book. In the print artists demonstrate skillful possession of graphic techniques (etching, linocut, xylography, lithograph, monotyping) and individual methods of drawing and printmaking. The exhibition of prints is one of the forms of educational work of the Lecture Hall of the Russian Museum. Over the years of the existence of the Lecture Hall more than one hundred exhibitions were organized. The special attention was focused on the exhibitions of Leningrad - St Petersburg graphic artists (M. Mayofis, O. Pochtenniy, A. Parygin, A. Korolchuk). The Lecture Hall researcher Sofia Zhavoronkova (1942-2018) was the main organizer of exhibitions and meetings with artists.

Keywords: print; print exhibition; lecture hall; State Russian Museum; Sofia Zhavoronkova.

Знакомство зрителей с искусством графики получает дополнительную возможность на выставках эстампов, которые можно организовывать в помещениях, где картины или произведения декоративно-прикладного искусства разместить трудно. За время существования Русского музея лекторий занимал помещения на Инженерной ул. (1956-1993), затем (с 1993 г. по настоящее время) - на Садовой ул. Эстампы размещаются на стенах помещения лектория и в витринах со стеклянными крышками.

В знакомстве зрителей с искусством графики значительная роль принадлежит художественным музеям, их последовательной и планомерной популяризации эстампа [11]. Всеобщий интерес вызывают «декады» изобразительного искусства, проводимые в библиотеках, на предприятиях и в учебных заведениях, во время которых помимо выступлений искусствоведов организуются выставки произведений искусства (эстампы, факсимильные репродукции), литературы по изобразительному искусству, проводятся диспуты и конференции с читателями, вечера встреч с творческой интеллигенцией города: художниками, писателями, композиторами, научными сотрудниками художественных музеев. Популярны и «Дни открытых дверей» музея для различных категорий населения с чтением лекций, экскурсиями по экспозиции

и временным выставкам, встречами с ведущими художниками города и специалистами, показом кинофильмов по искусству [12, с. 19; 16, с. 18-19].

Э. В. Кузнецова в методических рекомендациях «Формы и методы лекционной пропаганды изобразительного искусства» отмечает, что «каждая из названных форм работы со зрителем имеет свои проблемы и заслуживает самостоятельного исследования <...> представляется более целесообразным ограничить круг рассматриваемых вопросов и остановиться в основном на характеристике отдельных сторон и особенностей собственно лекционной работы и ее различных форм» [16, с. 17]. Для ознакомления публики с искусством графики подходят так называемые синтетические формы: выставка и рассказ лектора, диспут, просмотр фильмов, встреча с художниками - авторами эстампов.

Что касается форм и методов просветительской работы музея, то они, как показало время, представляют как практический, так и научный интерес. На методы ведения лекций на временных выставках подробно указывает Х. М. Турьинская (лекции-диспуты и лекции-рассказы) [15, с. 110-112].

К 1960-1970-м гг. в музейной практике сформировался ряд устойчивых методических форм: экскурсия, лекция, кружковые и клубные занятия [12, с. 10]. Все эти формы работы сложились на основе практического опыта, и их разделение отражает существующие между ними специфические методические различия. Это касается главным образом тех или иных комбинаций, сочетаний методов, которые и образуют в своей совокупности определенную форму деятельности. наиболее гибкой и подвижной в данном отношении явилась форма кружкового занятия, все в большей мере рассматриваемая в качестве экспериментальной базы, где отрабатываются и проверяются различные методические приемы. В основе же всех принятых форм лежат единые для всех методы, которые могут быть классифицированы в пределах трех основных групп: собственно искусствоведческие, педагогические и психологические.

К 1970-1980-м гг. Государственный Русский музей по уровню и объему проводимой научно-просветительной и воспитательной работы явился примером одного из наиболее оптимальных вариантов организации музейной пропаганды [12, с. 18-21].

Лекторий Государственного Русского музея как самостоятельный отдел был организован в 1956 г. под руководством директора В. А. Пушкарева, по инициативе заместителя директора по пропаганде Е. Ф. Ковтуна и заведующей экскурсионным отделом Э. В. Кузнецовой, которую назначили заведующей лекторием (отделом лекционной и внемузейной выставочной работы). Для лектория на 200 мест были выделены залы в корпусе Бенуа (здание построено в 1912-1916 гг. архитекторами Л. Н. Бенуа и С. Н. Овсянниковым), там же была размещена и киноустановка. Лекторий имел отдельный вход с Инженерной улицы, вестибюль с гардеробом, два выставочных зала, два кабинета для сотрудников, а также кинобудку, в которой после лекций демонстрировался фильм по искусству [16].

Поначалу лекции читались в сопровождении черно-белых стеклянных слайдов, однако ощущалась необходимость в дополнительном материале по изобразительному искусству - собирать репродукции, открытки активно помогали слушатели лектория, члены клуба «Друзья Русского музея». Были выделены деньги для закупки более качественных факсимильных репродукций и эстампов. Последним уделялось особое внимание как подлинным, подписанным авторами произведениям искусства. из них формировались передвижные выставки для внемузейной работы на крупнейших стройках страны: Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, нефтепроводе «Дружба», на стройплощадках железнодорожной магистрали Тюмень - Сургут - Уренгой, Байкало-Амурской железной дороги и др. Активно велась работа совместно с Главным политуправлением Советской Армии и Военно-Морского Флота, комплектовались передвижные выставки военно-патриотического содержания. Лекторий принимал активное участие в выездах агитпоездов от Центрального комитета

Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи в нечерноземные районы страны, агитационных маршрутах теплохода «Ленинградец», занимался военно-шефской работой, поддерживая многие годы отношения с Главным политуправлением Советской Армии и Военно-Морского Флота. Ежегодно формировались тематические выставки эстампа, посвященные Великой Отечественной войне и различным юбилейным датам (ответственная С. М. Жаворонкова) [5]. Такие выставки, как «Героика борьбы и будней» (эстамп, плакат), «На страже Родины» (эстамп) (ил. 1), «Родина моя» (эстамп) и др. неоднократно экспонировались в отдаленных гарнизонах страны и даже за рубежом [13, с. 82-83]. Выставки сопровождались аннотациями, экспозиционными планами, методическими рекомендациями, о них информировали в местной печати, по радио и телевидению. На экспозициях проводились экскурсии, читались лекции по изобразительному искусству [12, с. 13].

Большое внимание уделялось также собирательской работе, которая заключалась в приобретении учебно-вспомогательных материалов по изобразительному искусству, необходимых для формирования различных выставок. Содержание выставок в духе времени отражало военно-патриотическую тему в графике, выполняя задачу патриотического воспитания. Для детей и школьников организовывались выставки детской иллюстрации (ил. 2). На этих экспозициях также проводились экскурсии и читались лекции по изобразительному искусству [2, с. 72; 12, с. 22].

В 1970-1980-е гг. получил развитие процесс самоопределения музееведения как самостоятельной отрасли научных знаний [7, с. 137]. Советское музееведение в этот период изучало достижения зарубежных специалистов, адаптировалось к запросам отечественной зрительской аудитории. Казалось, еще немного -и желаемое соединение теории и практики на новом уровне станет свершившимся фактом и одновременно мощным толчком к развитию музейного дела. Однако случилось иначе.

В 1980-е гг. многие отечественные музеи регулярно получали сборники научных трудов Научно-исследовательского ин-

ститута науки и культуры Министерства культуры РСФСР и Лаборатории музейного дела, с их помощью приобщая музееведов к новейшим изысканиям искусствоведов, включаясь в острые дискуссии. К сожалению, к концу 1980-х столь нужные музеям сборники выходили уже крайне редко и малыми тиражами. их бесплатная рассылка ушла в прошлое, и потому до большинства региональных музеев информация просто не доходила.

В сложившейся ситуации весьма востребованной оказалась научная работа отдела художественной пропаганды, выражавшаяся в распределении деятельности на музейную и внемузейную секции. Соответственно, музейная секция налаживала контакты с посетителями Русского музея, а внемузейная - оказывала поддержку региональным художественным музеям. Практиковались стажировки, поездки на места, осуществлялось научно-просветительское кураторство.

В 1986 г. выходит в свет сборник научных трудов «Вопросы комплексного исследования художественных музеев», в редколлегию которого вошли А. Д. Боровский, В. А. Гусев, А. Ф. Дмитренко, А. И. Кий, Л. И. Новожилова, И. Н. Шувалова [3]. В сборнике с исторических позиций рассматривались основные типы экспозиций и были предложены отвечающие запросам времени формы работы со зрителем. Подчеркивалось, что еще в середине XIX в. в музеях России зародился проблемно-дидактический тип экспозиции, проводились выставки одной картины, проблемные выставки со смежными с искусствоведением дисциплинами. Позднее в экспозиционное пространство начали вводиться видео- и фотоматериалы, появилась фокусированная подсветка [2, с. 70].

В 1993 г. лекторий перевели в здание Михайловского замка. В настоящее время учебно-вспомогательная коллекция лектория используется для работы непосредственно в музее в качестве дополнительного материала к тем или иным лекциям, празднованию памятных дат, а также в работе со студентами и школьниками по изучению уникальной и печатной графики, их разновидностей и техник, искусства плаката и пр. [13, с. 83].

Коллекция складывалась многие годы и состоит как из подаренных авторами, так и приобретенных музеем работ. Согласно инвентаризации, в фонде лектория числится 3732 экспоната: 2751 -репродукции, фотографии и плакаты и 981 эстамп.

Год от года популярность лектория ГРМ росла. Этому способствовало сотрудничество с ленинградской организацией «Общество „Знание"» (Литейный пр., 42), а затем и с представителями других городов и республик Советского Союза. Сотрудники музея обслуживали 15-18 лекционных циклов в Мурманской области, на Украине и в Белоруссии, в Средней Азии и на Камчатке, в районах Крайнего Севера, осуществляя ежемесячные поездки на протяжении учебного года.

В ходе выполнения постановлений Министерства культуры СССР о совершенствовании работы музеев с Союзом художников, о патриотическом воспитании советских воинов и рабочей молодежи, знакомстве сельских тружеников с подлинными произведениями искусства осуществлялась задача и эстетического воспитания различных групп населения. Сочетая лекционную работу с выставочной, лекторий ГРМ до 1990 г. ежегодно организовывал от 100 до 130 передвижных выставок [6].

После 1990 г. в связи с распадом СССР и нарушением прежних связей, отсутствием средств и многими другими причинами выставочная работа лектория Русского музея резко пошла на убыль. Несмотря на это, в 1997 г. организация выставок совместно с Санкт-Петербургским Союзом художников вновь возобновилась. К выставкам писались аннотации, издавались буклеты, каталоги, проводились вернисажи и творческие встречи слушателей лектория с художниками. Особый интерес вызвали выставки «Зрелищный плакат петербургских художников» (1997), «Выставка литографии» (1997), посвященная 200-летию зарождения этой техники, «Мифы и легенды в графике 1980-1990-х гг.» (1997), «Вспоминая А. С. Пушкина» (1999) - к 200-летию со дня рождения поэта, «Пейзажи Родины» (1998), выставки по разновидностям техникам уникальной графики: «Искусство акварели», «искусство пастели», «искусство гуаши» и мн. др. Выставки

устраивались по специально разработанной методической программе и согласовывались с графической секцией Союза художников. На них экспонировались произведения многих художников разных художественных направлений. В целом в период с 1972 по 2002 г. в лектории Государственного Русского музея было организовано свыше 100 выставок.

В развитии ленинградского эстампа существенную роль сыграла экспериментальная графическая мастерская Ленинградского отделения Союза художников, образованная в 1933 г. С первых лет существования мастерская стала не только своего рода экспериментальной лабораторией, где решались задачи профессионального мастерства - в ней сформировалось духовное и творческое содружество, объединившее ведущих художников Ленинграда: Г. С. Верейского, В. М. Конашевича, Н. А. тырсу, Н. Ф. Лапшина, Е. И. Чарушина, Ю. А. Васнецова, А. Л. Каплана, Б. Н. Ермолаева, А. С. Ведерникова, А. Ф. Пахомова, В. И. Курдова, В. Ф. Матюх, А. Н. Якобсон и др. Мастерская позволяла работать совместно мастерам и молодежи, графикам и живописцам, общение которых взаимно обогащало и помогало творчеству. Учитывалась и роль лаборатории-мастерской в изменении художественного качества полиграфической продукции - результат тесного контакта художников с издателями и полиграфистами-производственниками.

Произведения графики ленинградских художников начали выставляться в лектории Русского музея с 1960-х гг. Эта традиция сохранилась до сих пор. Выставки проводятся регулярно, включая как графические, так и живописные произведения. Назовем лишь нескольких художников, чьи работы были представлены в стенах лектория: Олега Алексеевича Почтенного (1927-1997), Алексея Борисовича Парыгина (род. в 1962) и Андрея Александровича Корольчука (род. в 1961). Под искусствоведческим патронажем С. М. Жаворонковой были проведены выставка гравюр и офортов О. Почтенного (1973), «Живопись» А. Парыгина (1992) и «Живопись, рисунок» А. Корольчука (1992).

О. А. Почтенный в своих гравюрах обладал особым графическим почерком - строгим, собранным, подчеркнуто сдержанным.

Его гравюры часто подцвечены акварелью [10, с. 3-4]. С большой любовью художник писал серии пейзажей, выполненных в технике акварели. В окружающей природе художник ощущал силу и мощь, скрытую энергию и жизнеутверждающее начало. Цвет в его акварелях и гравюрах, как правило, сочный, звонкий, мажорный. Путешествуя по стране, он со свойственным ему мастерством воплощал свои впечатления в сериях пейзажей. Однако главной темой его творчества неизменно оставался любимый им Ленинград и его пригороды, чарующие неповторимой красотой архитектуры (ил. 3).

«Участник многих ленинградских, республиканских, всесоюзных и международных выставок, - пишет О. Ф. Петрова, -О. А. Почтенный демонстрировал свои произведения и на персональных выставках. Первая его выставка состоялась в 1958 г. во Дворце культуры имени И. И. Газа. Специальную встречу с художником на выставке организовал Дворец культуры имени Ленсовета 26 марта 1971 г. В 1973 г. с успехом прошла выставка художника в помещении лектория Государственного Русского музея. В 1980 г. Дом писателя имени В. В. Маяковского пригласил художника показать свои произведения собратьям по искусству и всем желающим. Каждая из этих выставок подтверждала правильность идейно-творческих установок художника и методов их воплощения» [9, с. 12].

Художник более молодого поколения, А. А. Корольчук в своей графике демонстрирует традиции академического рисунка, сочетая их с новыми стилистическими находками. Его линия - прозрачная, легкая, но вместе с тем уверенная и твердая. Пятно и штрих, силуэт и контур - таковы выразительные средства графики Андрея Корольчука. «Знакомясь с его работами, - пишет искусствовед Н. Попова, - невольно задаешься вопросом - почему талантливый график, с отличием окончивший Академию художеств, мастерскую знаменитого Ветрогонского, имевший перспективы продолжить классическое образование, неожиданно изменил свою позицию, стал приверженцем Стерлиговской школы. Этот поворот к нетрадиционному искусству, к новому пластическому языку был вполне

осознанным, он раскрывал перед художником новые возможности для самовыражения» [14].

«В Лектории Русского музея открылась выставка молодых художников Андрея Корольчука1 и Алексея Парыгина2, - писала к ее открытию С. М. Жаворонкова. - Творчество их стало недавно известно зрителям. Они привлекают к себе внимание как поэты разных миров. А. Корольчук стремится к солнцу, свету, мажорному восприятию мира. А. Парыгин увлечен ночными образами, выполненными на грани реальности и сказочности. Каждый из художников прошел сложный путь поисков и выражения своего индивидуального восприятия жизни, неразрывно связанного с общей гармонией природы» [1, с. 3; 4].

И впрямь, произведения художников почти полярны. Объединяет их, прежде всего, свойственное им романтическое восприятие жизни. Они отражают гармонию и целостность природы, данной человеку на радость и счастье (ил. 4).

В результате длительной работы в музее накопленный опыт по пропаганде изобразительного искусства был обобщен сотрудниками и выражен в многочисленных выступлениях с докладами на научно-практических конференциях, в методических пособиях и рекомендациях, вступительных статьях к каталогам выставок и иных публикациях. И среди них труды С. М. Жаворонковой [4; 5; 6; 9; 13] занимают достойное место. Ее статьи о работе в лектории вошли в первый сборник по научно-просветительской деятельности Русского музея, вышедший к 125-летию основания Государственного Русского музея [8, с. 38-41, 121-123].

Подводя итог, следует подчеркнуть важность и действенность выставок эстампов в многосложной просветительской работе художественных музеев. Вне зависимости от прогресса компьютерных технологий, непосредственное, живое общение заинтересованного зрителя с искусством уникальной и печатной графики ничем не заменимо и всегда сохранит свою актуальность.

В память о замечательном искусствоведе, сотруднике лектория Государственного Русского музея С. М. Жаворонковой в статье частично использованы собранные ею материалы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 А. Корольчук окончил в 1987 г. факультет графики Института имени И. Е. Репина дипломной работой «Письма войны», получив за нее бронзовую медаль Академии художеств.

2 А. Парыгин окончил художественно-графический факультет Педагогического института имени А. И. Герцена в 1989 г. серией цветных натюрмортов. Они исполнены в технике шелкографии с поистине ювелирной точностью. В это же время он стал заниматься живописью.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. A. Корольчук. Живопись, рисунок / авт. вступ. ст. С. М. Жаворон-кова. СПб. : ГРМ, 1992.

2. Асеев Ю. А., Калугина Т. П. Экспозиционные типы. Некоторые проблемы истории и теории // Вопросы комплексного исследования художественных музеев : Сб. науч. тр. Л. : Изд-во ГРМ, 1986.

3. Вопросы комплексного исследования художественных музеев : Сб. науч. тр. / отв. ред. В. А. Гусев. Л. : ГРМ, 1986.

4. Два мира - два художника (О выставке А. Парыгина и А. Король-чука) // Вечерний Ленинград. 1991. 20 дек.

5. Жаворонкова С. М. Военно-патриотическая тема в советском изобразительном искусстве. Л. : О-во «Знание», 1980.

6. Жаворонкова С. М. Организация выставочной работы : метод. рекомендации для культмассовой работы. Л. : ГРМ, 1981. 10 с.

7. Закс А. Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев (1917-1936 гг.) // Труды НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры. Вып. 22. М., 1970. С. 128-165.

8. Из истории просветительской службы Русского музея. К 125-летию основания Русского музея императора Александра III / сост. О. А. Тумин-ская. Вып. XXXIII. СПб. : Palace Editions, 2019.

9. О. А. Почтенный. Выставка произведений : каталог / авт. вступ. ст. И. Мямлин, ред. Л. Мочалов. Л. : Художник РСФСР, 1985.

10. О. Почтенный. Выставка гравюр и офортов / авт. вступ. ст. С. М. Жаворонкова. Л. : ГРМ, 1973.

11. Очерки истории музейного дела в СССР. М. : НИИ музееведения. 1957-1971. Вып. 9.

12. Петрова О. Ф. Принципы, методы и формы пропаганды изобразительного искусства в художественном музее : (На материале Гос. Рус. музея) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л. : ЛГУ, 1975.

13. Плакат / сост. С. М. Жаворонкова // Актуальность зрелищного искусства. СПб. : С.-Петерб. союз художников, 2010. С. 82-85.

14. Попова Н. Новый поворот. Корольчук Андрей Александрович. Живопись // Галерея Третьякова. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.artgarden.spb.ru/nindex.php?id=galery& more=13 (дата обращения: 19.05.2019).

15. ТурьинскаяХ. М. Музейное дело в России в 1907-1936 годы. М. : Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2001.

16. Формы и методы лекционной пропаганды изобразительного искусства (методические рекомендации в помощь организаторам лекционной работы) / сост. Э. В. Кузнецова. Л. : ГРМ, 1986.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУ31-и

ОМНИ. ЗСТШ1

1. Афиши к выставкам 1972. Архив ГРМ

2. Стенд выставки «Ленинградская книжная графика» 1973. Архив ГРМ

3. Выставка эстампов О. А. Почтенного. 1973 Архив ГРМ

4. Выставка А. Парыгина и А. Корольчука 1991. Архив ГРМ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.