Кобзев Кирилл Олегович
Kobzev Kirill Olegovich Донской государственный технический университет
Don State Technical University Аспирант/postgraduate student E-Mail: [email protected]
13.00.00 Педагогические науки
Высшие школы (grandes ecoles) - особенность французской системы образования
Higher school (grandes ecoles) - feature of the french system of education
Аннотация: Высшие школы (фр. Grandes ecoles) — неофициальная, исторически сложившаяся категория французских высших учебных заведений, куда входят самые известные и престижные вузы страны, набирающие студентов по результатам конкурсных экзаменов, которым зачастую предшествует учеба в «классах по подготовке в Большие школы» (CPGE — Classe preparatoire aux grandes ecoles). В них готовят высокопрофессиональных специалистов в сфере инженерного дела, управления, экономики, военного дела, образования и культуры. Поступить в высшую школу можно после двух или трёх лет обучения в подготовительных классах по выбранному направлению. Студенты, с отличием закончившие два первых года высшего образования в университете, могут также поступить в «высшие школы» без конкурса, но количество мест для них достаточно ограничено (не более 10 %). После подготовительных классов студенты проходят один или несколько конкурсов для поступления в «высшие школы». Обычно один конкурс объединяет сразу несколько школ.
The Abstract: Higher schools (French Grandes ecoles) - unofficial historically established category of French higher education, which includes the most famous and prestigious universities of the country to recruit students for competitive examinations, which often precedes the study of "training classes in Great schools» (CPGE - Classe preparatoire aux grandes ecoles). They prepare highly qualified specialists in the field of engineering, management, economics, military affairs, education and culture. Enroll in higher education can be after two or three years of preparatory classes in the chosen direction. Students who have graduated with honors from the first two years of higher education at the university, may also enter the "High School" without competition, but the number of places for them is rather limited (no more than 10%). After preparatory classes students take one or several competitions for admission to the "High School". Usually one contest brings together several schools.
Ключевые слова: Высшая школа, поступление, образование, студенты, степень магистра.
Keywords: High school, admission, education, students, master's degree.
***
Развитие системы современного образования идет по Болонской системе. Все чаще создаются новые методики образования и виды учебных заведений. В Европе, которая является основателем высшего образования в мире очень широко и явно развивается данная тенденция. Франция со своими знаменитыми университетами и качеством высшего образования на весь мир создает новые виды образования - это так называемые Высшие школы. Высшая школа это
как правило учебное заведение созданное при профилирующем министерстве или частной компании и занимающаяся непосредственной подготовкой кадров под себя. В связи с этим во Франции появляются новые звания, которые после окончания высших школ получают студенты.
Созданные в начале XIX века, высшие школы существуют параллельно с университетами и сильно от них отличаются:
• зачисление в высшие школы происходит только по результатам вступительных экзаменов,
• высшие школы - небольшие учебные заведения, ежегодный набор может составлять около 30-50 человек,
• перечень специальностей, по которым можно получить образование, в высших школах меньше, чем в университетах,
• в них налажены очень тесные связи с предприятиями (некоторые из них по сути являются ведомственными вузами),
• образование в высших школах платное [1].
Тщательный отбор кандидатов обеспечивает высокий уровень профессиональной подготовки; выпускники этих школ возглавляют крупные предприятия и входят в управленческую элиту Франции и других стран.
Высшие школы могут быть частными или государственными.
Существует несколько типов высших школ:
1. Высшие инженерные школы
Во Франции насчитывается около 240 инженерных школ. Зачисление проводится на основе конкурсного отбора после двухлетних специализированных подготовительных отделений. Полная длительность обучения для получения диплома инженера составляет 3 года. Если у иностранного студента уже есть высшее инженерное образование, полученное на родине, он может претендовать на зачисление на 2-й курс обучения из трёх. Для получения диплома французского инженера иностранный студент должен отучиться в инженерной школе не менее двух лет. Инженерные школы предлагают учебные программы двух типов:
• по программе Grande Ecole: 3 года обучения. Зачисление на этот тип программы проходит по результатам вступительных экзаменов после двухлетнего обучения в университете или двухлетних подготовительных отделений Classes preparatoires;
• по новой программе Bachelor-Master: 3 года обучения для получения диплома бакалавра, затем 2 года - для получения диплома магистра. На 1-й курс по такому типу обучения российские школьники могут поступать сразу после окончания школы.
2. Высшие коммерческие школы и школы бизнеса
Высшие коммерческие школы и школы управления Ecoles Superieures de Commerce или ESC (примерно 230) предлагают учебные программы, наиболее соответствующие современной экономической ситуации и новым методам управления. Патронаж над школами осуществляют местные Торгово-промышленные палаты. Учебным планом предусмотрены обязательные профессиональные стажировки на предприятиях. Школы являются единственным возможным
путем для тех российских студентов, которые хотели бы получить не только престижный диплом в области менеджмента, управления и финансов, но и получить значительный карьерный рост. Качество обучения в этих школах и их соответствие международным стандартам образования подтверждается аккредитациями EQUIS, AACSB и AMBA. При выборе школ советуем вам ознакомиться с различными мировыми и европейскими рейтингами. Так же, как и инженерные школы, школы бизнеса предлагают учебные программы двух типов [2]:
• по программе Grande Ecole: 3 года обучения. Зачисление на этот тип программы проходит по результатам вступительных экзаменов после двухлетнего обучения в университете или двухлетних подготовительных отделений Classes preparatoires;
• по новой программе Bachelor-Master: 3 года обучения для получения диплома бакалавра, затем 2 года - для получения диплома магистра. На 1 -й курс по такому типу обучения российские школьники могут поступать сразу после окончания школы. Зачисление производится только по результатам конкурсных экзаменов, например, SAI (для уровня магистратуры).
3. Высшие педагогические школы (Ecoles normales supеrieures)
Существует 3 высших педагогических школы (ENS Paris, ENS de Cachan, ENS de Lettres et Sciences Humaines (объединилась с ENS de Lyon в начале 2010 года)), которые не выдают дипломы, но готовят к сдаче кандидатского экзамена для работы преподавателем (Agregation, только для граждан ЕС) или для поступления в аспирантуру (Doctorat). Параллельно студенты готовят в партнёрских университетах университетские дипломы Licence 3, Master 1 или Master 2 Recherche. Зачисление в школы проходит по конкурсу, обучение длится 4 года. Иностранные студенты могут пользоваться финансовой поддержкой при определенных условиях, например, претендовать на стипендию.
Иностранные студенты могут поступать только после трёх-четырёхлетнего обучения у себя на родине. ENS специально организует выездные конкурсные экзамены в России, по результатам которых предлагает стипендию для зачисленных кандидатов (Selection Internationale de l'ENS) [3].
4. Другие высшие школы
• Во Франции существует 4 Высшие ветеринарные школы (Ecole nationale
veterinaire, ENV): в Алфорте, в Лионе, Нанте и Тулузе. Продолжительность обучения в них составляет от 4 (базовое образование) до 7 лет после специализированного двухгодичного подготовительного отделения и
вступительных экзаменов (количество мест огранично, принимают 400 абитуриентов в год). Регистрационный взнос при административной записи составляет около 770 евро.
• Национальная школа администрации (ENA, Ecole Nationale d'Administration):
иностранные кандидаты могут претендовать на очень ограниченный круг учебных программ и только уровня магистратуры.
• Институты политических наук (IEP, Instituts d'Etudes Politiques: Sciences Po).
• Национальная школа хартий (ENC, Ecole Nationale des Chartes): одна программа
обучения по специальности "Архивист-палеограф" (ежегодный набор составляет около 15-20 человек) и магистерские программы по историографии,
архивоведению, археологии и истории.
• Высшая национальная школа информационных наук и библиотек (ENSSIB, Ecole nationale superieure des sciences de l’information et des bibliotheques).
Как видно из вышесказанного, одной из характерных особенностей высших школ является очень избирательная система зачисления. В отличие от университетов в высшую школу поступают после сдачи конкурсных экзаменов или, реже, по конкурсу досье.
В высшие коммерческие школы и школы управления Ecoles Superieures de Commerce или ESC на магистерский уровень обучения принимают по результатам вступительных экзаменов TAGE-MAGE (на французском языке) или GMAT (на английском языке):
Подготовка к конкурсным экзаменам в инженерные школы осуществляется в течение 2 лет на специализированных подготовительных курсах (CPGE: Classe Preparatoire aux Grandes Ecoles), куда можно поступить, имея диплом о среднем образовании. Некоторые высшие школы имеют собственные двухгодичные подготовительные курсы.
Таким образом, сразу после окончания средней школы поступить в высшую школу
нельзя.
Несмотря на то, что государство финансирует некоторые высшие школы, обучение в них платное (за некоторым исключением). Стоимость обучения составляет от 500 до 20 000 евро в год и выше (в инженерных школах по программе Diplome d'ingenieur - 596 евро в год).
ЛИТЕРАТУРА
1. Criteria for Academic Bachelor's and Master's Curricula. -http://www.jointquality.com/content/descriptors/AC_English_Gweb.pdf
2. European Association for Quality Assurance in Higher Education. - http://www/. enqa.
eu/
3. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area. -http://www.enqa.eu/files/ Report.pdf
Рецензент: Джужук Игорь Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Естественные науки» Донского государственного технического университета.