Научная статья на тему 'Высшее женское медицинское образование на Дону'

Высшее женское медицинское образование на Дону Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
361
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женское медицинское образование / Ростовский городской женский медицинский институт / Варшавские высшие женские курсы / общество высших женских курсов / женщина-врач / women’s medical education / the city of Rostov medical women Institute / Warsaw higher courses for women / society of women’s higher courses / woman-doctor

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаспарян М. М., Краевская Т. В.

Начало медицинскому образованию женщин в России было положено только с середины XIX века. До этого высшее медицинское образование считалось сугубо мужским делом. В статье раскрываются основные этапы эволюции женского медицинского образования и региональные особенности проблемы, показаны социально-экономические и социально-политические трудности на пути к становлению женского медицинского образования в России и в регионе. Отображено отношение общественности, властей и самих женщин к проблеме женского высшего образования вообще и медицинского в частности. История высшего женского медицинского образования на Дону неразрывно связана с Варшавскими Высшими женскими курсами и Ростовским городским женским медицинским институтом. В июне 1916 года было принято решение городской Думы об учреждении Ростовского городского женского института на базе Николаевской больницы. Институт имел целью предоставить лицам женского пола высшее медицинское образование в объеме университетского курса. Слушательницам, окончившим полный курс, выдавалось свидетельство о прохождении курса медицинских наук, которое давало право сдавать государственные экзамены в Комиссии при Институте или при одном из Российских Университетов на звание лекаря. В 1920 году Институт соединился с медицинским факультетом Донского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN’S HIGHER MEDICAL EDUCATION ON DON

There is researched the history of the women’s medical education in the Don in the pre-revolutionary period. There are substantiated the regional peculiarities of the issue, shown the socio-economic and socio-political difficulties in the process of establishment of the women’s medical education in Russia and in the region. Displays relevant government, community and women themselves to the problem of women’s higher education in General and health in particular. The history of women’s higher medical education on don is inextricably linked with the Warsaw Higher women’s courses and the Rostov municipal women’s health Institute. In June, 1916, was made to the decision of city Council on the establishment of the Rostov city women’s Institute on the basis of Nikolaevska of the hospital. The Institute was designed to provide women in higher medical education in the scope of a University course. The trainees who completed the full course were given a certificate of completion in medical Sciences, which gave the right to take the state examinations Commission at the Institute or at one of the Russian Universities the title of doctor. In 1920, the Institute merged with the medical faculty of the Donskoy University.

Текст научной работы на тему «Высшее женское медицинское образование на Дону»

Журнал фундаментальной медицины и биологии исторические даты

УДК 378:61(470.61-25)

ВЫСШЕЕ ЖЕНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДОНУ

Гаспарян М.М., Краевская Т.В.

Ростовский государственный медицинский университет Россия, 344022, Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29 [email protected]

Реферат

Начало медицинскому образованию женщин в России было положено только с середины XIX века. До этого высшее медицинское образование считалось сугубо мужским делом. В статье раскрываются основные этапы эволюции женского медицинского образования и региональные особенности проблемы, показаны социально-экономические и социально-политические трудности на пути к становлению женского медицинского образования в России и в регионе. Отображено отношение общественности, властей и самих женщин к проблеме женского высшего образования вообще и медицинского в частности.

История высшего женского медицинского образования на Дону неразрывно связана с Варшавскими Высшими женскими курсами и Ростовским городским женским медицинским институтом. В июне 1916 года было принято решение городской Думы об учреждении Ростовского городского женского института на базе Николаевской больницы. Институт имел целью предоставить лицам женского пола высшее медицинское образование в объеме университетского курса. Слушательницам, окончившим полный курс, выдавалось свидетельство о прохождении курса медицинских наук, которое давало право сдавать государственные экзамены в Комиссии при Институте или при одном из Российских Университетов на звание лекаря. В 1920 году Институт соединился с медицинским факультетом Донского государственного университета.

Ключевые слова: женское медицинское образование, Ростовский городской женский медицинский институт, Варшавские высшие женские курсы, общество высших женских курсов, женщина-врач.

WOMEN'S HIGHER MEDICAL EDUCATION ON DON

Gasparyan M.M., Kraevskaya T.V.

Rostov state medical University 29 Nakhichevanskiy str., Rostov-on-Don, 344022, Russia [email protected]

Abstract

There is researched the history of the women's medical education in the Don in the pre-revolutionary period. There are substantiated the regional peculiarities of the issue, shown the socio-economic and socio-political difficulties in the process of establishment of the women's medical education in Russia and in the region. Displays relevant government, community and women themselves to the problem of women's higher education in General and health in particular. The history of women's higher medical education on don is inextricably linked with the Warsaw Higher women's courses and the Rostov municipal women's health Institute. In June, 1916, was made to the decision of city Council on the establishment of the Rostov city women's Institute on the basis of Nikolaevska of the hospital. The Institute was designed to provide women in higher medical education in the scope of a University course. The trainees who completed the full course were given a certificate of completion in medical Sciences, which gave the right to take the state examinations Commission at the Institute or at one of the Russian Universities the title of doctor. In 1920, the Institute merged with the medical faculty of the Donskoy University.

Keywords: women's medical education, the city of Rostov medical women Institute, Warsaw higher courses for women, society of women's higher courses, woman-doctor.

исторические даты

Журнал фундаментальной медицины и биологии

С середины XIX века в обществе и научных кругах возник вопрос о необходимости женского образования, и не было определенного отношения к этой проблеме. Существование мужского образования считалось неопровержимым и бесспорным фактом, так как складывалось годами и имело определенный опыт. Обучение мальчиков преследовало четко определенные практические цели, выдвигаемые обществом и правительством: получить специальные профессиональные знания и применять их на благо общества, государства и семьи. В то же время цели женского образования не были точно определены и представляли собой узкую направленность на сдачу выпускных экзаменов и получение диплома. При этом возможность применения полученных знаний не обсуждалась.

В 60-е годы XIX века под давлением общественности, требовавшей большей доступности и отмены сословной замкнутости школ, в России были приняты реформы, направленные на развитие женского образования. К ним можно отнести «Положения» о женских училищах ведомства министерства народного просвещения, вышедшие в 1858 и 1860 годы, которые заложили основу для дальнейшего развития женского образования. Реформы 60-х годов XIX века носили прогрессивный характер, так как женское образование стало доступным большим слоям населения, и плата за обучение сократилась за счет уменьшения срока обучения по сравнению с привилегированными школами. Не только дворянки, но и представительницы низких социальных слоев получили возможность учиться в учебных заведениях. «Положения» стали достижением работы общественно-педагогического движения 60-х годов [1].

Высшая женская школа в России динамично развивалась с конца XIX века. Начало развитию женского образования (1872—1886 годы) положило открытие первого в России женского университета «в виде опыта» Московских Высших женских курсов профессора В.И. Герье.

В 1872 году были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге — первое высшее учебное заведение по подготовке женщин-врачей в Европе. Первоначально они были учреждены с четырехлетним сроком обучения для подготовки «ученых акушерок». Преподавателями здесь были преимущественно профессора Вое нно-медицинской академии. В 1876 году, после четырехлетнего эксперимента, вновь «по Высочайшему соизволению» был добавлен пятый год обучения (в основном, медицинская практика), и весь курс преподавания был приравнен к программам медицинских факультетов университетов России. Было разработано и утверждено «Временное положение о Высших женских врачебных курсах при Николаевском военно-сухопутном госпитале», где они располагались и где им были предоставлены аудитории, лаборатории и другие необходимые помещения. В связи с этим для слушательниц был открыт доступ в лечебные заведения города Петербурга — Обу-ховскую и Каменкинскую больницы, Мариинское родовспомогательное заведение, детскую больницу

принца Ольденбургского и др. Такие специфически «женские» дисциплины, как акушерство, женские болезни, детские болезни преподавались по расширенной программе [2].

Первые слушательницы женских врачебных курсов в России хотя и добились получения врачебного образования, но соответствующего звания и права работать по своей специальности были фактически лишены, так как они, сдав экзамен, получали только временное свидетельство. Несмотря на то что у выпускниц не было врачебных дипломов, многие больницы, лаборатории, земства предоставляли им работу [3].

В 1876 году Министерству народного просвещения было позволено учреждать Высшие женские курсы в университетских городах: сначала в Казани (1876 год), затем в Петербурге и Киеве (1878 год), но ходатайства общественности об учреждении подобных курсов в Варшаве были отклонены в 1881 году.

1889-1905 годы ознаменовались возобновлением приема слушательниц, но только в Петербургские Высшие женские курсы. Ходатайства общественности об открытии аналогичных учебных заведений в других городах России получали безапелляционный отказ. Правительство объясняло свои действия тем, что Высшие женские курсы уже существовали в некоторых городах России, но, показав отрицательные результаты, вскоре были закрыты. Необходимо было искать другие пути. И они были найдены в виде печатных публичных научных лекций при университетах — Новороссийском (естественно-математический цикл) и Харьковском (историко-филологический цикл).

Дальнейшее развитие высшей женской университетской школы (1905-1917 годы) характеризовалось быстрым ее ростом. В Петербурге и Москве были восстановлены некоторые женские курсы, стали открываться новые, однако с рядом ограничений. В Москве были открыты Историко-филологические и Юридические курсы Полторацкой, Высшие женские педагогические курсы, Высшие женские медицинские курсы, Высшие женские сельскохозяйственные курсы.

Помимо Петербургских и Московских, в 1909 году возникли Высшие женские курсы в Варшаве, которые позже продолжили свое существование в Ростове-на-Дону [4].

В сентябре 1915 года, в связи с военными событиями, Варшавский Императорский Русский университет с четырьмя факультетами в составе, в том числе медицинским, был эвакуирован вначале в Москву, а затем в Ростов-на-Дону. С разрешения Министерства народного просвещения вместе с университетом были переведены Высшие женские курсы. В сентябре 1915 года попечитель Варшавского учебного округа известил администрацию курсов о том, что Министерство народного просвещения разрешило временно перевести курсы в Ростов-на-Дону и осуществлять набор одновременно с набором в университет [5].

Профессор В.В. Никольский, переехавший в 1915 году в Ростов-на-Дону вместе с отцом — профессором Варшавского университета, в 1963-1972

А Журнал фундаментальной медицины и биологии

исторические даты

годы заведовавший кафедрой биохимии Ростовского медицинского института, вспоминает: «...Вместе с медицинским институтом были организованы Высшие женские курсы. Под них отвели здание по Суворовской (ныне улице Тельмана), где теперь помещается кафедра физиологии и центральная научно-исследовательская лаборатория медицинского института. Может быть, не безынтересно, что вблизи за этим зданием начинался пустырь, на котором в отдельности стояли недостроенные здания, городская больница, и переоборудованные под бактериологический институт холерные бараки...» [6].

Определяя важность создания Высших женских курсов, учредители в начале ноября 1915 года провели собрание, пригласив местных адвокатов, общественных деятелей, журналистов, профессоров университета. Директор Высших женских курсов профессор-юрист Ф.Ф. Зигель выступил с докладом, в котором осветил тему существования курсов в Варшаве, их становление и развитие на Дону. Договорились создать Общество Высших женских курсов, избрали оргкомитет из 30 человек, которым поручили разработать проект Устава Общества и представить его на обсуждение к 22 ноября того же года [5].

К лету 1916 года был разработан проект Устава Высших женских курсов. В проекте было записано: «Высшие женские курсы есть учебное учреждение. Они имеют своей целью предоставить женщинам высшее научное образование университетского характера и распространение научных знаний. Донские Высшие женские курсы есть автономное учреждение, управляющееся на основании Устава и самостоятельно организующее свою научную, учебную и административно-хозяйственную деятельность». При женских курсах были как коллегиальные органы управления — совет, факультетские собрания, так и единоличные — директор и деканы факультетов.

На вакантные после приема женщин места на курсы принимались и мужчины, удовлетворяющие образовательному цензу, установленному для приема в университет. Чтобы быть зачисленным на Высшие женские курсы, необходимо было подать прошение на имя директора курсов с 1 июня по 1 сентября с указанием точного адреса просительницы. Рассмотрение прошений и зачисление на курсы происходило с 1 сентября. В прошении должен был быть указан факультет.

Для зачисления в состав слушательниц Высших женских курсов необходимо было иметь аттестат об окончании семи классов женской гимназии, института или семи классов епархиальных училищ, а также других учебных заведений, которые соответствовали программам семиклассных женских гимназий, а те слушательницы, которые переводились из других высших учебных заведений, обязаны были предоставить зачетную книжку или свидетельство о зачетах с указанием в нем времени пребывания в высшем учебном заведении. Почти у всех поступающих имелись свидетельства об окончании гимназии Варшавского учебного округа, со свидетельством об окончании учебных заведений

Царства Польского и других учебных заведений Империи. Большая часть слушательниц была православного и иудейского вероисповедания.

Выпускные экзамены слушательницы сдавали с 1 декабря по 1 февраля. Комиссия обычно проводила 3 заседания, первое из которых посвящалось утверждению программ, по которым должны производиться испытания, второе — обсуждению вопросов, связанных с экзаменами, а заключительное — рассмотрению результатов испытаний и присуждению дипломов, имевших две степени. Для получения диплома 1-й степени требовалось иметь больше половины оценок «отлично» и оценку «хорошо» или «отлично» за сочинение по заданной теме [7].

В день создания Общества Высших женских курсов, пользовавшийся в общественных кругах популярностью и уважением Григорий Хачатурович Чалхушьян — юрист, писатель, автор книги «Историческая записка о городе Ростове-на-Дону», напечатал свой «Привет честным каменщикам!»: «... Разве не теплый луч — сама мысль о Высших женских курсах, которые дадут возможность нашим сестрам, дочерям жить среди нас, в домашней, уютной обстановке и приобщаться к высшей науке?..» «... И для этого дорогого моему сердцу и прекрасного храма прошу первых его честных и умных каменщиков принять и мой маленький кирпичик — чек на 100 рублей» [5].

Высшие женские курсы повторяли структуру Варшавского университета и имели 3 факультета: исторический, юридический и физико-математический с естественным отделением, но на них отсутствовал медицинский факультет. Военное время указывало на безусловную и неотложную необходимость открытия новых учреждений медицинского образования, которые восполнили бы медицинский персонал. Нужны были и мужчины-врачи, и женщины-врачи.

Руководствуясь этими мотивами, Совет Варшавских Высших женских курсов принял решение открыть в их составе новый медицинский факультет. Для осуществления этого решения было необходимо разрешение Министерства народного просвещения, которое не встретило «принципиальных препятствий» к открытию нового факультета, но затруднилось удовлетворить ходатайство «впредь до получения сведений об устройстве медицинского факультета Варшавского университета.». В результате детального рассмотрения вопроса выяснилось, что материальная сторона вызывает затруднения [8].

В апреле 1916 года в Министерство народного просвещения поступило ходатайство городской Думы об открытии Городского женского медицинского университета. Однако, по мнению Министерства, одновременное существование наряду с медицинским факультетом университета еще двух высших медицинских школ в одном городе «не вызывает необходимость и целесообразность с точки зрения надлежащей постановки преподавания».

Медицинский институт, будучи исключительно Городским, не требовал для своего открытия дозволения царя, а только Министра народного

исторические даты

Журнал фундаментальной медицины и биологии

v4

просвещения, считался частным и имел бюджет, определяющийся размерами оплаты за обучение и находящийся на балансе городской Думы, которая назначала жалованье преподавателям.

В июне 1916 года было принято решение городской Думы об учреждении на базе Николаевской больницы Ростовского городского женского института, директором которого был избран декан медицинского факультета и проректор Варшавского университета, заведующий кафедрой гистологии, профессор A.A. Колосов, а заместителем директора — Н.В. Парийский — главный врач Ростовской городской Николаевской больницы и профессор медицинского факультета.

29 июля 1916 года Министр народного просвещения П.Н. Игнатьев утвердил Устав женского медицинского института, разработанный под руководством Н.В. Парийского.

К сентябрю 1916 года поступило 648 прошений о зачислении на I курс: 266 из них от ростовчанок, 38 — от жительниц Донской области, 382 — других областей и губерний. В слушательницы принимались лица не моложе 17 лет, окончившие курс гимназий. На II курс поступило 197 прошений — главным образом, от слушательниц естественного отделения физико-математического факультета Высших женских курсов, где программа почти совпадала с институтской. Первоначальная плата за обучение составляла 200 рублей в год, при среднем заработке 50 рублей в год, и вносилась каждое полугодие.

Ростовский-на-Дону городской женской медицинский институт имел целью предоставить лицам женского пола высшее медицинское образование в объеме университетского курса. Предпочтения при приеме отдавались жительницам города Ростова-на-Дону, затем лицам, окончившим курсы в учебных заведениях Области войска Донского.

Устройством учебной части, выработкой учебных планов занимался Совет Института, состоящий из всех преподавателей. Преподавателями в Институте могли быть профессора университетов и лица, имеющие право преподавания в русских университетах. Учебный курс продолжался не менее пяти лет и включал в себя 29 дисциплин в объеме программы медицинских факультетов Российских университетов. Слушательницам преподавали дисциплины, некоторые из которых осваиваются обучающимися и в настоящее время, в частности: нормальная анатомия, физиология, гистология, частная патология и терапия внутренних болезней.

Выпускницам, окончившим полный курс обучения, выдавалось свидетельство о прохождении курса медицинских наук. Именно оно давало право сдавать государственные экзамены на получение звания лекаря в Комиссии при Институте или при одном из Российских Университетов.

21 ноября 1916 года состоялось торжественное открытие Ростовского городского женского института. В 1920 году женский медицинский институт соединился с медицинским факультетом Донского государственного университета. Это положило конец раздельному обучению мужчин и женщин в высших учебных заведениях [9].

Проблемы женского образования в стране имеют давнюю историю и во многом они определялись отношением к женщине. Изменялось отношение к женщине — изменялось и отношение к женскому образованию. Женское образование — это не раздельные уроки или раздельное обучение, это даже не идеология преподавания. Это признание равных прав и возможностей, это равное отношение к образованию женщины и мужчины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорина Т.М. Женское образование в России в XIX веке -«За» и «Против». Педагогическое образование в России. 2010; 2: 16-22.

2. Кулагина И.П. Русские женщины в медицине во второй половине XIX - начале XX века: правовые и практические проблемы. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012; 18: 19-23.

3. Ткаченко П.С. Из истории высшего образования русских женщин. История СССР. 1979; 5: 171-176.

4. Лобова В.В. Высшее женское образование на Дону в первой четверти XX века. Вестник СПбГУ Серия 2. История. 2012; 4.Сидоров В.С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону: в 6 томах. Том 3. «Брейда»-

Владикавказская. Дополнения. Ростов-на-Дону: «Гефест»; 1995.

5. Газета «За советскую науку» от 1 декабря 1975 года № 33; рубрика «Страницы истории РГУ» статья «60 лет. Начало большого пути. Вспоминает В.В. Никольский, выпускник Северо-Кавказского университета 1928 года».

6. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 528. Оп. 1. Д. 25. Высшие женские курсы.

7. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 503. Оп.3. Д. 19. Ростовский-на-Дону городской женский медицинский институт.

8. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 528. Оп. 1. Д. 8. Высшие женские курсы.

Журнал фундаментальной медицины и биологии

От редакции

от редакции

Редакция «Журнала фундаментальной медицины и биологии» сообщает, что в статье Назаровой Е.В., Улесиковой И.В., Шатыр Ю.А., Мулик А.Б. «Поведенческие риски ВИЧ-инфицирования женщин в динамике овариально-менструального цикла», опубликованной в № 4 2016 года, по технической причине не была внесена информация:

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области в рамках реализации Проекта № 17-16-34019 «Поведенческие риски инфицирования ВИЧ и парентеральными гепатитами в организованных контингентах учащейся молодёжи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.