УДК 378.4
Богуславский Михаил Викторович
член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор
заведующий лабораторией истории педагогики и образования
Института теории и истории педагогики РАО,
председатель Научного совета по проблемам истории образования
и педагогической науки РАО
Неборский Егор Валентинович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и педагогической психологии
Удмуртского государственного университета
Boguslavskiy Michail Victorovich
doctor of pedagogical science, full professor,
corresponding member of
Russian Academy of Education, head of laboratory
of history of pedagogy and education,
Institute of theory and history of pedagogy,
chairman of Scientific council of the problems
of history of education and pedagogical science
of Russian Academy of Education
Neborskiy Egor Valentinovich
candidate of pedagogical science, associate professor
of the department of pedagogy and pedagogical
psychology of theUdmurt State University
Высшее образование в российской традиции: опыт и современность1
Higher education in Russian tradition: experience and modern times
Аннотация. В статье анализируется опыт российской традиции высшего образования после распада СССР и до настоящего времени. Описываются принципы построения образовательной парадигмы и ее трансформация от либерально-вестернизаторской к традиционно-консервативной модели на современном этапе. Дополнительно представлен краткий обзор состояния в системе высшего образования стран БРИКС, решающих аналогичные для нашей страны проблемы.
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-06-00263
Ключевые слова: высшее образование России, университеты, образовательная парадигма, ретроинновации, БРИКС.
Abstract. The article deals with the experience of the Russian tradition of higher education after USSR's collapse till the present time. It describes the principles of modelling of educational paradigm and its transformation from liberal-western to traditional-conservative model in modern times. It represents a survey of condition of higher education of BRICS, which solve the same problems.
Keywords: higher education of Russia, universities, educational paradigm, retro-innovations, BRICS.
В настоящее время разворачивается сложный процесс формирования новой стратегии развития высшего российского образования на основе сочетания его традиционных преимуществ, и вместе с тем обеспечения конкурентоспособности в современном мире. При признании универсальных критериев и целей глобального развития мировой цивилизации в российском обществе приоритетной становится национально - традиционная основа дальнейшего развития российской цивилизации.
Особенность и неоднозначность современной образовательной ситуации в сфере высшего образования заключается в одновременном существовании двух образовательных парадигм. Парадигма, носящая либеральный, вестернизаторский и инновационный характер, сейчас определяет процессы, происходящие в российском высшем образовании (двухуровневая система высшего образования, компетентностный подход, новые образовательные стандарты).
Целеценностные основы либерально - вестернизаторской парадигмы, как мировоззренческой базы развития отечественного высшего образования, формировались на протяжении двадцати лет - в 1990 - е годы и в первое десятилетие XXI века. Несущими основами выступали:
• признание реализации прав и потребностей субъектов образовательного процесса как доминирующей цели образовательного процесса;
• предельная вариативность типов, видов и форм организации образовательных учреждений и образовательного процесса;
• отсутствие у субъектов образовательной деятельности какой то ответственности перед государством, выражающейся, в частности, в вопросах трудоустройства.
• почти абсолютная свобода в осуществлении своей деятельности учреждений и организаций высшего образования при минимальной контрольной роли со стороны государства.
При этом с начала XXI в. руководством Министерства образования и науки РФ был взят курс на полный перенос в отечественную высшую школу западной модели образования, преимущественно его американской модели деятельности университетов.
Таким образом, осуществлявшиеся на протяжении конца XX - начала XXI вв. реформы российского высшего образования, основанные на
вестернизаторско - либеральной стратегии, носили явно выраженный характер «догоняющей» модернизации, происходившей в сфере образования под сильным влиянием опередивших Россию в своем развитии западных стран. Это обуславливало механическое заимствование технологий, приспособление отечественного высшего образования к образцам, возникающих в иных социокультурных условиях, что, конечно, обеспечивало определенный прогресс в образовании, но в итоге порождало существенные негативные последствия.
Менее всего мы хотим оценить этот либерально - западнический курс сугубо негативно. В нем были верно отрефлексированы, определены и частично реализованы основные перспективные позитивные векторы развития системы ВПО:
• создание крупных и суперкрупных университетов;
• складывание иерархии вузов с выделением в ней кластера привилегированных вузов (национальные, федеральные и исследовательские университеты);
• тренд на возвращение в сферу университетов научно -исследовательской деятельности;
• продуктивные попытки создания в российской университетской инфраструктуре технопарков, бизнес инкубаторов и других, успешно апробированных на западе форм соединения образования, науки, бизнеса и производства;
• привлечение к преподаванию известных зарубежных специалистов;
• поощрение международной интеграции российских и зарубежных университетов, реализация программ стажировок преподавателей и студентов, проведения и участия в международных конференциях, исследовательских программах и т.п.
Однако представляется, что эта парадигма развития высшего образования идеологически уже исчерпана и не она будет определять перспективы образовательной политики. У высшего руководства страны, после избрания в 2012 г. Президентом РФ В.В. Путина, начиная с Указов Президента от 7 мая 2012 г. и на протяжении последующего времени, в явном виде и по нарастающей формируется установка на изменение стратегии развития российского образования, в целом предусматривающая построение его на традиционно - консервативной основе, как саморазвивающегося изнутри социокультурного процесса на отечественной ментальной базе культурных, просвещенческих и религиозных установок.
Вместо либерализма будет доминировать консерватизм, на смену западнической (вестернизаторской) образовательной модели приходит ориентация на традиционализм и традиционные ценности отечественного образования, а перспективные инновации заменяются ретроинновациями. В политологии такой тип реформ характеризуется как «возвратная модернизация». При этом подчеркнем, что само понятие «ретроинновация» не несет в себе негативного оттенка, а только научно фиксирует такой тип
инноваций, когда в современное высшее образование «возвращаются», после определенного исторического перерыва, уже ранее присутствовавшие в нем феномены.
В рельефном и целостном виде подобная ретроинновационная деятельность сейчас уже частично реализуется в системе общего образования. Назовем лишь некоторые из таких ретроинноваций, выражающихся на протяжении 2013 - 14 гг. в последовательном возвращении в российское образование большинства форм и способов педагогической деятельности советской системы образования второй половины 70 - х - первой половины 80х гг. ХХ в. Такая направленность образовательной политики, безусловно, подразумевает восстановление всего позитивного, что было в советской школе, но оказалось бездумно вычеркнутым из системы отечественного образования в 1990 - е годы [4, с. 10].
В проекции на современное развитие российского высшего образования такая возвратная модернизация на протяжении второй половины 2012 - 14 гг. воплощается в следующих направлениях реализации государственной политики в сфере высшего образования:
• значительное усиление законодательной, нормативной и регулятивной роли государства в сфере ВПО;
• регламентация профессиональной деятельности и поведения участников образовательного процесса (как профессорско -преподавательского состава, так и студентов);
• уменьшение количества субъектов образовательного пространства высшей школы;
• сужение пространства вариативности видов высшего профессионального образования;
• усложнение квалификационных процедур (лицензирование, аккредитация вузов, процедура защиты диссертационных исследований);
• акцент на том, что поведение всех субъектов образовательной деятельности должно соответствовать социальным нормам (одежда, характер отношений, выполнение статусных ролей).
Наряду с базовыми принципиальными ретро установками, в современном высшем образовании уже достаточно рельефно начинают проявляться более частные ретроинновации из 1970 - х годов - возрождение массового движения студенческих строительных отрядов; активизация деятельности органов студенческого самоуправления; восстановление структуры и форм организации студенческого спорта на основе комплекса ГТО; военно-техническое обучение молодежи в ДОСААФ и т.п.
Поскольку модернизация высшего образования - это процесс формирования в системе высшего профессионального образования способности постоянно и успешно адаптироваться к меняющимся условиям и задачам, создавать новые образовательные институты, модифицировать старые, прокладывая каналы для эффективного диалога между обществом и государством, формируя новый тип взаимодействия в сфере образования, то
возникает необходимость продуцирования новой модели системы ВПО, построенной на отечественной целеценностной основе.
Какие же это могут быть базовые принципы?
1. Прежде всего, предстоит очень сложный процесс, если не соединения, то, по крайней мере, согласования двух основных ступеней системы отечественного образования: общего и высшего. Общему образованию сейчас достаточно императивно придан возвратный дискурс, перебазирующий его на отечественные мировоззренческие ретроценности и постулаты, построенные на российской основе. А вот перед системой ВПО по-прежнему стоит глобальная и в обозримом будущем малодостижимая задача достижения конкурентоспособности с западной системой образования, при отсутствии какой-либо привязки к отечественным традициям высшего образования, более того, отношения к ним как факторам, мешающим прогрессу;
2. Восстановление системы распределения выпускников, в виде контрактной обязательной отработки в течение определенного количества лет в тех сегментах ВПО, где государство в состоянии обеспечить набор, бюджетное финансирование и гарантированное обретение трудовой занятости после окончания обучения в высшей профессиональной образовательной организации: социальная деятельность, образование и, в приоритетном виде, сфера промышленного производства.
3. Определение такого потенциала в системе высшего российского образования, в котором аккумулировано его историческое прошлое, способное в модифицированном виде составить основу для достижения российской системы ВПО конкурентоспособности в современном мире. В связи с этим возникает вопрос: а возможно ли это вообще? К сожалению, большинство экспертов занимает сугубо критическую позицию: они не верят в саму возможность развития российского образования как конкурентоспособного при его базировании на базовых отечественных ценностях.
Рефлексируя всю сложность и неоднозначность таких проблем, нельзя не признать как аксиому: в современной кардинально изменившейся общеполитической обстановке прежний курс на механическое воспроизводство западных форм осуществления высшего профессионального образования невозможен.
Нельзя недооценивать и роль финансово - экономического фактора -дальнейшее осуществление реформирования системы ВПО по западному пути чрезвычайно дорого и накладывает на бюджет, и так испытывающий чрезвычайную нагрузку, серьезные дополнительные расходы, что трудноосуществимо в современной политической и социально - экономической ситуации.
Вместе с тем, обращение к отечественным образовательным традициям и ценностям не означает автаркию - полное замыкание российского образования от транскультурного взаимодействия, использования позитивного зарубежного опыта. Другое дело, необходимо четкое понимание, что современное высшее образование в мире не сводится исключительно к англосаксонской его модели,
а уж тем более не исчерпывается ею. Есть еще ряд перспективных инокультурных образцов.
В данной связи, поскольку по политическим причинам Российской Федерации сейчас необходимо отойти от сугубо западного дискурса, то особый интерес представляет, и по геополитическим, и по собственно образовательным причинам рефлексия постановки высшего образования в дружественных России странах БРИКС - Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки. Представим подробнее в сравнительно - сопоставительном аспекте такой опыт.
В своей статье профессор Бостон-колледжа Филип Г. Альтбах отмечает ряд проблем, с которыми столкнулись страны БРИКС при построении систем высшего образования, соответствующего мировым стандартам. Несмотря на очевидные успехи в публикационной и патентной деятельности, в научно -исследовательской работе, особенно китайских университетов, трудности еще есть. Он выделяет такую проблему, как создание разветвленной системы высшего образования, включающего в себя как крупные научно -исследовательские центры и институты, так и университеты, ориентированные на массовое образование, на бакалавриат.
Еще одной серьезной проблемой, по его мнению, является отсутствие в достаточном количестве высококвалифицированных академических кадров и механизма их адекватного вознаграждения. Исключением в БРИКС является только Индия. Во всем мире профессура считается «ударной силой» глобальной экономики знаний, но им не выплачивают соответствующие деньги. Ежемесячная заработная плата средних должностей профессорско-преподавательского состава равна: в России - 617 долл., в Китае - 720 долл., в Бразилии - 3179 долл., в Индии - 6070 долл. Для сравнения в США - это 6054 долл. Разрыв в соотношении заработной платы преподавателей на высших и низших должностях составляет: в Китае - в 4,3 раза, в Бразилии - в 2,4 раза, в России - в 2,1 раза, в Индии - в 1,9 раза. Для сравнения в США - это 1,5 раза [3]. Проблема финансирования - одна из самых острых в системе высшего образования стран БРИКС. Так, расходы на высшее образование от ВВП составляют: Бразилия - 0,8%, Россия - 0,9%. В США - это 1%. Расходы на НИОКР от ВВП: Бразилия - 0,9%, Китай - 1,4%, Индия - 0,8%, Россия - 1%. В США - это 2,7% [2, с. 17]. При этом очевидно, что финансовых средств недостаточно для расширяющегося высшего образования во всех четырех странах, что, по мнению Ф. Г. Альтбаха, ведет к низкому качеству преподавания, ограничению доступа к высшему образованию и высокому проценту студентов, бросивших учебу.
Не менее важной Ф. Г. Альтбах считает и необходимую автономию университетов, в том объеме, в котором она позволяла бы вузам решать текущие проблемы и принимать ключевые решения без утраты эффективного контроля со стороны национальных правительств стран БРИКС [2, с. 40].
Сохраняется проблема центра и периферии, наблюдается некоторый дисбаланс между крупными университетами в центрах, работающими чрезвычайно эффективно и входящими в различные списки международных рейтингов, и университетами регионов, серьезно отстающих от центральных
вузов. Страны БРИКС имеют большое влияние на свои регионы, и здесь возникает конфликт между национальными языками науки и английским языком, с которым, за исключением Индии, у Бразилии, России и Китая дела обстоят несколько хуже. Странам БРИКС еще предстоит ответить для себя на вопрос, что же им важнее: вхождение в мировые рейтинги, либо создание мощных региональных центров собственной академической культуры [4, с. 48]. Россия, также, как и Китай, сильно отстает в интернационализации своей системы высшего образования, а отдельные регионы даже страдают от провинциальности научно-образовательной среды, которая развивается в замкнутом пространстве, ограниченным собственным языком и подвержена инбридингу.
Доля студентов, зачисленных в университеты от соответствующей возрастной группы, представляет собой ключевой показатель для развития системы высшего образования. И здесь страны БРИКС, несмотря на общий неплохой показатель, достаточно неодинаковы. По данным ЮНЕСКО на 2012 год, в Бразилии - 36%, Китае - 24%, Индии - 16%, России - 76%. В то время как в США, для сравнения, доля таких студентов - 89% [2, с. 14].
Экономики стран БРИКС демонстрируют уверенное развитие и на 2012 год. По оценкам специалистов, доля ВВП этих стран от общемирового составила 20% [5]. Каждая из стран БРИКС рассматривает систему высшего образования в качестве ключевого фактора дальнейшего развития экономики, о чем свидетельствуют политические реформы и преобразования в сфере образования в этих странах. Страны БРИКС обладают собственной спецификой в области высшего образования, возникшей в особенных социокультурных условиях и исторических реалиях, оказывают серьезное влияние на регионы, и, безусловно, стараются создать собственные конкурентоспособные на международной арене модели. И ряд специалистов подчеркивает, что существует высокая вероятность того, что в XXI веке страны БРИКС будут играть важную роль не только в области мировой экономики, но и в области культуры, науки и образования.
Литература:
1. Богуславский М. В. Консервативная стратегия модернизации российского образования в ХХ - начале XXI вв. // Проблемы современного образования. №1. 2014. - С. 5-11.
2. Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США / под ред. Ф. Алътбаха, Г. Андрущака, Я. Кузьминова, М. Юдкевич, Л. Райсберг. М: Высшая школа экономики, 2013. - 247 с.
3. Altbach P. G., Reisberg L., Yudkevich M. Paying the Professoriate: A Global Comparison of Compensation and Contracts. New York: Routledge, 2012. -384 p.
4. Altbach P. G., Salmi J. The Road to Academic Excellence: The Making of World Class Research Universities. Washington, D. C.: The World Bank, 2011. -394 p.
5. Liu C., Li F. BRIC Key for Sustained Growth // China Daily USA Weekly. 2012. February 3.- P. 24.
Literature:
1. Boguslavskiy M. V. Conservative strategy of modernization of Russian education system in XX - XXI century // Problems of Modern Education. No. 1. 2014. - P. 5-11.
2. The global future of higher education and the academic profession. The BRICS and the United States. Ed. by Phillip G. Altbach and etc. Moscow, High School of Economics, 2013. - 247p.
3. Altbach P. G., Reisberg L., Yudkevich M. Paying the Professoriate: A Global Comparison of Compensation and Contracts. New York: Routledge, 2012. -384 p.
4. Altbach P. G., Salmi J. The Road to Academic Excellence: The Making of World Class Research Universities. Washington, D. C.: The World Bank, 2011. -394 p.
5. Liu C., Li F. BRIC Key for Sustained Growth // China Daily USA Weekly. 2012. February 3. - P. 24.