ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИСПЫТАНИЕ ВОЛИ
Г. П. Иванов, Е. А. Меркер, Л. Н. Митюхина
Аннотация: работа посвящена рассмотрению процесса профессионального становления в условиях образовательной среды вуза. Особый акцент сделан на аксиосферу личности будущего профессионала.
Ключевые слова: профессионал, профессионализм, аксиосфера, ценностные ориентации, ранжирование ценностей, воля.
Summary: the paper is the process of professional development in the educational environment of the university. Particular emphasis is placed on the personality of the future axiosphere professional.
Keywords: professional, professionalism, axiosphere, value orientation, the ranking of values, will.
За последнее время наряду с увеличением внимания к исследованиям в области психологии развития личности, ее жизненного и профессионального пути, генезиса мотивационно-потребностной сферы,способностей, а также в связи с разработкой и внедрением концепций деятельностного, личностного и системного подхода при решении комплексных задач совершенствования, оптимизации структур организации деятельности возрос интерес к проблеме формирования личности профессионала. В настоящее время в психологии развития и акмеологии предпринимаются попытки сформулировать законы личностно-профессионального развития, самовыражении личности в профессии (Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев,
А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.).
Идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека становятся более осмысленными практиками и находят все большее подтверждение в исследованиях ученых. При этом важно понять, что ценностные ориентации, их динамика и иерархия являются ядром личности, характеристикой сознания и самосознания.
Основополагающей категорией ак-меологии на нынешнем этапе развития является категория профессионализма. Заметим, что во всех психологических словарях эта категория не рассматривается, также отсутствует научное осмысление другой важной акмеологической категории — профессионал. В связи с этим прежде всего необходимо обратиться к общим представлениям о данной категории. Профессионал в Словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего дела. Таким образом, в обыденном понимании понятие профессионал связывается с самим фактом принадлежности к какой-либо профессиональной деятельности [1].
Исходя из целесообразности более детального рассмотрения становления профессионализма личности, мы остановились на более глубоком изучении процессов, происходящих с личностью на этапе получения высшего профессионального образования. При этом центральным аспектом стал характер ди-
намики ценностных ориентаций человека в процессе профессионального становления.
В данной работе в методологическом плане целесообразно выделить уровень профессионализма. Профессионализм — это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Следует подчеркнуть, что профессионализм человека — это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов — внутреннего отношения человека к труду, его состояния. В своей работе мы исходим из положения о том, что основу профессионального роста составляет личность человека, поэтому при становлении профессионала надо опираться на его общее психологическое развитие.
Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. В литературе профессионализацию определяют как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность [2]. Результатами профессионализации можно считать становление профессионала, развитие новых профессионально важных качеств, переход человека на следующий уровень профессионализма и т. д.
Государственный образовательный стандарт в области уровня подготовки психолога предъявляет ряд требований к формированию знаний, умений и навыков, а это относится к профессионализ-
му деятельности. Становление компетентного специалиста происходит в процессе изменений в личностном и психологическом развитии. Отметим, что требования к профессионализму личности в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отсутствуют. И это несомненный недостаток, который необходимо устранить. Работа посвящена изучению ценностных ориентаций студентов, обучающихся на психологическом факультете одного из вузов г. Калуги. При помощи методики М. Рокича были про-ранжированы, а затем выделены предпочитаемые студентами ценностные ориентации, так как по единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой ценностных ори-ентаций, их система во многом определяет формирование личности человека.
При интерпретации результатов видно, что на первых местах находятся те ценности, выбор которых может говорить о респондентах как о сформировавшихся зрелых личностях. Среди терминальных ценностей можно выделить: здоровье, любовь и желание иметь верных друзей; наименее предпочтительными являются: красота природы и искусства, развлечения и счастье других; среди инструментальных ценностей — образованность, воспитанность, жизнерадостность, а наименее значимыми оказались — непримиримость к недостаткам, высокие запросы и чуткость. Следует обратить внимание на сильное отклонение на IV курсе от выбора остальных курсов главной ценности «здоровье» в сторону ценности «любовь».
Отметим, что все более предпочитаемые ценности и связанные с ними сферы жизнедеятельности ориентиро-
Таблица 1
Результаты теста (ранжирование) ценностных ориентации М. Рокича студентов психологического факультета
Терминальные ценности 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс п. с Н Ииструмен- тальные ценности 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс а. с Н
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Активная деятельная жизнь 12 7-8 12 12-13 6 10 Аккуратность 7 7-8 16 13 12 12
Жизненная мудрость 6 5 10 2 5 4 Воспитанность 2 2 2 10 6 2
Здоровье 1 2 1 1 1 1 Высокие запросы 18 13-14 18 17 1 17
Интересная работа 9 4 5-6 3 11 7 Жизнерадостность 4 6 4 2 9 3
Красота природы и искусства 18 17 18 17 18 1 8 Исполнительность 12-13 10 12 16 18 13-14
Любовь 3 1 2 7 2 2 Независимость 10 5 7-8 3 3 4
Обеспеченная жизнь 5 9 8 4 4 5 Непримиримость к недостаткам 17 15 17 18 5 1 8
Наличие хороших друзей 2 3 3 6 3 3 Образованность 1 3 1 1 2 1
Общественное признание 13 13-14 13 14 14 14 Ответственность 3 13-14 3 8 13 5
Познание 10 10 11 8 13 11 Рационализм 12-13 16 10-11 4 10 9
Продуктивная жизнь 14 12 14 12-13 12 13 Самоконтроль 6 9 7-8 5-6 14 7
Развитие 11 13-14 9 10 10 1 2 Смелость в отстаивании мнения 8-9 7-8 9 7 11 10
Развлечения 16 18 16 18 15 17 Твердая воля 8-9 1 5 5-6 16 6
Свобода 8 6 4 9 9 9 Терпимость 11 17 14 15 8 13 14
Счастливая семейная жизнь 4 11 5-6 11 7 8 Широта взглядов 16 11 10-11 11 4 11
Счастье других 17 16 17 16 17 16 Честность 5 4 6 9 17 8
Творчество 15 15 15 15 16 15 Эффективность в делах 14 18 13 12 15 15
Уверенность в себе 7 7-8 7 5 8 6 Чуткость 15 12 15 14 7 16
ваны на анализ отношения к себе. Студенты предпочитают и ставят на первое место прежде всего те ценности и ситуации, которые непосредственно связаны с ними лично. Особое внимание уделяется ценностям, связанным с интимно-личностной сферой общения и удовлетворяющим потребность в общении. Непредпочтение ценностей, связанных со смыслом деятельности, гармонией с окружающим миром, совершенствованием и творчеством можно объяснить возрастными особенностя-
ми респондентов. Студенты практически игнорируют ситуации, не связанные с ними лично, не несущие в себе личностной значимости. Следует также отметить, что более предпочитаемыми являются ценности, имеющие явную практическую направленность, то есть ориентацию на реальное практическое применение их в жизни.
При анализе результатов видно, что в ответах, даваемых испытуемыми при ранжировании, преобладает ориентация на оценку окружающих людей.
Таблица 2
Результаты теста ценностных ориентации М. Рокича успешных студентов V курса психологического факультета, полученных по отдельной группе учащихся
и успешных учащихся
Терминальные ценности 2009 г. 2011 г. Инструментальные ценности 2009 г. 2011 г.
по группе успешных учащихся по группе успешных учащихся по группе успешных учащихся по группе успешных учащихся
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Активная деятельная жизнь 12-13 14 10 12 Аккуратность 13 16 8-9 11
Жизненная мудрость 2 3 11 14 Воспитанность 10 12-13 4 12-13
Здоровье 1 1-2 1 1 Высокие запросы 17 17 18 17
Интересная работа 3 6 5 2 Жизнерадостность 2 6 2 1-2
Красота природы и искусства 17 17 17 17 Исполнительность 16 10-11 14 16
Любовь 7 7 2 9 Независимость 3 4 6-7 6
Обеспеченная жизнь 4 9 3 3 Непримиримость к недостаткам 18 18 17 18
Наличие хороших друзей 6 5 9 13 Образованность 1 1 1 3
Общественное признание 14 15-16 14 16 Ответственность 8 7-8 3 5
Познание 8 8 13 11 Рационализм 4 12-13 10 7
Продуктивная жизнь 12-13 10 12 5 Самоконтроль 5-6 2 5 4
Развитие 10 13 6 4 Смелость в отстаивании мнения 7 5 13 14-15
Развлечения 18 18 16 15 Твердая воля 5-6 3 6-7 1-2
Свобода 9 12 8 6 Терпимость 15 15 11 12-13
Счастливая семейная жизнь 11 4 7 7 Широта взглядов 11 7-8 8-9 9
Счастье других 16 15-16 18 18 Честность 9 9 15 14-15
Творчество 15 11 15 10 Эффективность в делах 12 10-11 12 8
Уверенность в себе 5 1-2 4 8 Чуткость 14 14 16 10
Можно говорить, что предпочтительнее те ценности, которые имеют связь со склонностью на индивидуальные установки, предпочтение действий в своих собственных интересах, возможность быть независимыми и иметь свою точку зрения.
В контексте исследования необходимо рассмотреть особенности выбора ценностей успешно обучающихся студентов для получения модели личностных особенностей, которая может послу-
жить как эталонная в процессе профессионального обучения. Для этого были выбраны 6 студентов V курса психологического факультета, имеющих преимущественно отличные и хорошие оценки. Был также использован лонгитюдный метод исследования для прослеживания динамики изменения личностных особенностей выбранных студентов. Исследование проводилось в 2009 и 2011 гг.
Анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов по-
казывает, что в целом по 2009 и 2011 гг. среди терминальных ценностей в числе наиболее предпочитаемых оказываются: здоровье; интересная работа; материально обеспеченная жизнь; жизненная мудрость. Наименее предпочтительными для студентов явились следующие ценности: счастье других; красота, природа, искусство; общественное признание; развлечения.
Все более предпочитаемые ценности и связанные с ними сферы жизнедеятельности ориентированы на анализ отношения к себе и своей жизни в целом, что более предпочитаемыми являются ценности, имеющие явную практическую направленность, то есть ориентацию на реальное практическое применение их в жизни.
Анализ результатов показывает, что среди инструментальных ценностей наиболее значимыми для студентов оказались: твердая воля; образованность; жизнерадостность; самоконтроль. Наименее предпочитаемыми ценностями являются: непримиримость к недостаткам в себе и других; высокие запросы; аккуратность; исполнительность.
Анализ результатов показывает, что в ответах, даваемых испытуемыми при ранжировании, преобладает ориентация на личностные качества как основополагающие в индивидуальном развитии и жизнедеятельности отдельно взятого человека. Были также выбраны те ценности, которые имеют связь со склонностью на индивидуальные установки,
оптимистичную оценку происходящего, твердость в своих делах и отстаивании своего мнения.
Особых различий между ценностными ориентациями успешных обучающихся и основной группы студентов-выпускников нами не обнаружено, кроме выделения твердой воли в инструментальных ценностях.
В контексте работы мы более детально рассмотрели становление профессионализма личности и остановились на более глубоком изучении процессов, происходящих с личностью на этапе получения высшего профессионального образования. При этом центральным аспектом стал характер изменений ценностных ориентаций студентов в процессе профессионального становления. Данное исследование являлось пилотажным. В дальнейшем планируется отслеживание изменений в предпочитаемых ценностях посредством влияния на личность студента активных форм обучения.
Литература
1. Богданов Е.Н, Зазыкин В.Г. Введение в акме-ологию. 2 изд., перераб. и доп. — Калуга: КГПУ имени К.Э. Циолковского, 2001. — 145 с.
2. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993. — Юс.
3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. - М. PAY, 1993 — 23 с.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. — Л.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. — 308 с.
5. Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограмма. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 464 с.