Научная статья на тему 'Высшее образование как испытание воли'

Высшее образование как испытание воли Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / АКСИОСФЕРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / РАНЖИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ / ВОЛЯ / PROFESSIONAL / PROFESSIONALISM / AXIOSPHERE / VALUE ORIENTATION / THE RANKING OF VALUES / WILL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Геннадий Павлович, Меркер Елена Александровна, Митюхина Любовь Николаевна

Работа посвящена рассмотрению процесса профессионального становления в условиях образовательной среды вуза. Особый акцент сделан на аксиосферу личности будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванов Геннадий Павлович, Меркер Елена Александровна, Митюхина Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is the process of professional development in the educational environment of the university. Particular emphasis is placed on the personality of the future axiosphere professional.

Текст научной работы на тему «Высшее образование как испытание воли»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИСПЫТАНИЕ ВОЛИ

Г. П. Иванов, Е. А. Меркер, Л. Н. Митюхина

Аннотация: работа посвящена рассмотрению процесса профессионального становления в условиях образовательной среды вуза. Особый акцент сделан на аксиосферу личности будущего профессионала.

Ключевые слова: профессионал, профессионализм, аксиосфера, ценностные ориентации, ранжирование ценностей, воля.

Summary: the paper is the process of professional development in the educational environment of the university. Particular emphasis is placed on the personality of the future axiosphere professional.

Keywords: professional, professionalism, axiosphere, value orientation, the ranking of values, will.

За последнее время наряду с увеличением внимания к исследованиям в области психологии развития личности, ее жизненного и профессионального пути, генезиса мотивационно-потребностной сферы,способностей, а также в связи с разработкой и внедрением концепций деятельностного, личностного и системного подхода при решении комплексных задач совершенствования, оптимизации структур организации деятельности возрос интерес к проблеме формирования личности профессионала. В настоящее время в психологии развития и акмеологии предпринимаются попытки сформулировать законы личностно-профессионального развития, самовыражении личности в профессии (Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев,

А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.).

Идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека становятся более осмысленными практиками и находят все большее подтверждение в исследованиях ученых. При этом важно понять, что ценностные ориентации, их динамика и иерархия являются ядром личности, характеристикой сознания и самосознания.

Основополагающей категорией ак-меологии на нынешнем этапе развития является категория профессионализма. Заметим, что во всех психологических словарях эта категория не рассматривается, также отсутствует научное осмысление другой важной акмеологической категории — профессионал. В связи с этим прежде всего необходимо обратиться к общим представлениям о данной категории. Профессионал в Словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего дела. Таким образом, в обыденном понимании понятие профессионал связывается с самим фактом принадлежности к какой-либо профессиональной деятельности [1].

Исходя из целесообразности более детального рассмотрения становления профессионализма личности, мы остановились на более глубоком изучении процессов, происходящих с личностью на этапе получения высшего профессионального образования. При этом центральным аспектом стал характер ди-

намики ценностных ориентаций человека в процессе профессионального становления.

В данной работе в методологическом плане целесообразно выделить уровень профессионализма. Профессионализм — это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Следует подчеркнуть, что профессионализм человека — это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов — внутреннего отношения человека к труду, его состояния. В своей работе мы исходим из положения о том, что основу профессионального роста составляет личность человека, поэтому при становлении профессионала надо опираться на его общее психологическое развитие.

Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. В литературе профессионализацию определяют как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность [2]. Результатами профессионализации можно считать становление профессионала, развитие новых профессионально важных качеств, переход человека на следующий уровень профессионализма и т. д.

Государственный образовательный стандарт в области уровня подготовки психолога предъявляет ряд требований к формированию знаний, умений и навыков, а это относится к профессионализ-

му деятельности. Становление компетентного специалиста происходит в процессе изменений в личностном и психологическом развитии. Отметим, что требования к профессионализму личности в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отсутствуют. И это несомненный недостаток, который необходимо устранить. Работа посвящена изучению ценностных ориентаций студентов, обучающихся на психологическом факультете одного из вузов г. Калуги. При помощи методики М. Рокича были про-ранжированы, а затем выделены предпочитаемые студентами ценностные ориентации, так как по единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой ценностных ори-ентаций, их система во многом определяет формирование личности человека.

При интерпретации результатов видно, что на первых местах находятся те ценности, выбор которых может говорить о респондентах как о сформировавшихся зрелых личностях. Среди терминальных ценностей можно выделить: здоровье, любовь и желание иметь верных друзей; наименее предпочтительными являются: красота природы и искусства, развлечения и счастье других; среди инструментальных ценностей — образованность, воспитанность, жизнерадостность, а наименее значимыми оказались — непримиримость к недостаткам, высокие запросы и чуткость. Следует обратить внимание на сильное отклонение на IV курсе от выбора остальных курсов главной ценности «здоровье» в сторону ценности «любовь».

Отметим, что все более предпочитаемые ценности и связанные с ними сферы жизнедеятельности ориентиро-

Таблица 1

Результаты теста (ранжирование) ценностных ориентации М. Рокича студентов психологического факультета

Терминальные ценности 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс п. с Н Ииструмен- тальные ценности 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс а. с Н

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Активная деятельная жизнь 12 7-8 12 12-13 6 10 Аккуратность 7 7-8 16 13 12 12

Жизненная мудрость 6 5 10 2 5 4 Воспитанность 2 2 2 10 6 2

Здоровье 1 2 1 1 1 1 Высокие запросы 18 13-14 18 17 1 17

Интересная работа 9 4 5-6 3 11 7 Жизнерадостность 4 6 4 2 9 3

Красота природы и искусства 18 17 18 17 18 1 8 Исполнительность 12-13 10 12 16 18 13-14

Любовь 3 1 2 7 2 2 Независимость 10 5 7-8 3 3 4

Обеспеченная жизнь 5 9 8 4 4 5 Непримиримость к недостаткам 17 15 17 18 5 1 8

Наличие хороших друзей 2 3 3 6 3 3 Образованность 1 3 1 1 2 1

Общественное признание 13 13-14 13 14 14 14 Ответственность 3 13-14 3 8 13 5

Познание 10 10 11 8 13 11 Рационализм 12-13 16 10-11 4 10 9

Продуктивная жизнь 14 12 14 12-13 12 13 Самоконтроль 6 9 7-8 5-6 14 7

Развитие 11 13-14 9 10 10 1 2 Смелость в отстаивании мнения 8-9 7-8 9 7 11 10

Развлечения 16 18 16 18 15 17 Твердая воля 8-9 1 5 5-6 16 6

Свобода 8 6 4 9 9 9 Терпимость 11 17 14 15 8 13 14

Счастливая семейная жизнь 4 11 5-6 11 7 8 Широта взглядов 16 11 10-11 11 4 11

Счастье других 17 16 17 16 17 16 Честность 5 4 6 9 17 8

Творчество 15 15 15 15 16 15 Эффективность в делах 14 18 13 12 15 15

Уверенность в себе 7 7-8 7 5 8 6 Чуткость 15 12 15 14 7 16

ваны на анализ отношения к себе. Студенты предпочитают и ставят на первое место прежде всего те ценности и ситуации, которые непосредственно связаны с ними лично. Особое внимание уделяется ценностям, связанным с интимно-личностной сферой общения и удовлетворяющим потребность в общении. Непредпочтение ценностей, связанных со смыслом деятельности, гармонией с окружающим миром, совершенствованием и творчеством можно объяснить возрастными особенностя-

ми респондентов. Студенты практически игнорируют ситуации, не связанные с ними лично, не несущие в себе личностной значимости. Следует также отметить, что более предпочитаемыми являются ценности, имеющие явную практическую направленность, то есть ориентацию на реальное практическое применение их в жизни.

При анализе результатов видно, что в ответах, даваемых испытуемыми при ранжировании, преобладает ориентация на оценку окружающих людей.

Таблица 2

Результаты теста ценностных ориентации М. Рокича успешных студентов V курса психологического факультета, полученных по отдельной группе учащихся

и успешных учащихся

Терминальные ценности 2009 г. 2011 г. Инструментальные ценности 2009 г. 2011 г.

по группе успешных учащихся по группе успешных учащихся по группе успешных учащихся по группе успешных учащихся

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Активная деятельная жизнь 12-13 14 10 12 Аккуратность 13 16 8-9 11

Жизненная мудрость 2 3 11 14 Воспитанность 10 12-13 4 12-13

Здоровье 1 1-2 1 1 Высокие запросы 17 17 18 17

Интересная работа 3 6 5 2 Жизнерадостность 2 6 2 1-2

Красота природы и искусства 17 17 17 17 Исполнительность 16 10-11 14 16

Любовь 7 7 2 9 Независимость 3 4 6-7 6

Обеспеченная жизнь 4 9 3 3 Непримиримость к недостаткам 18 18 17 18

Наличие хороших друзей 6 5 9 13 Образованность 1 1 1 3

Общественное признание 14 15-16 14 16 Ответственность 8 7-8 3 5

Познание 8 8 13 11 Рационализм 4 12-13 10 7

Продуктивная жизнь 12-13 10 12 5 Самоконтроль 5-6 2 5 4

Развитие 10 13 6 4 Смелость в отстаивании мнения 7 5 13 14-15

Развлечения 18 18 16 15 Твердая воля 5-6 3 6-7 1-2

Свобода 9 12 8 6 Терпимость 15 15 11 12-13

Счастливая семейная жизнь 11 4 7 7 Широта взглядов 11 7-8 8-9 9

Счастье других 16 15-16 18 18 Честность 9 9 15 14-15

Творчество 15 11 15 10 Эффективность в делах 12 10-11 12 8

Уверенность в себе 5 1-2 4 8 Чуткость 14 14 16 10

Можно говорить, что предпочтительнее те ценности, которые имеют связь со склонностью на индивидуальные установки, предпочтение действий в своих собственных интересах, возможность быть независимыми и иметь свою точку зрения.

В контексте исследования необходимо рассмотреть особенности выбора ценностей успешно обучающихся студентов для получения модели личностных особенностей, которая может послу-

жить как эталонная в процессе профессионального обучения. Для этого были выбраны 6 студентов V курса психологического факультета, имеющих преимущественно отличные и хорошие оценки. Был также использован лонгитюдный метод исследования для прослеживания динамики изменения личностных особенностей выбранных студентов. Исследование проводилось в 2009 и 2011 гг.

Анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов по-

казывает, что в целом по 2009 и 2011 гг. среди терминальных ценностей в числе наиболее предпочитаемых оказываются: здоровье; интересная работа; материально обеспеченная жизнь; жизненная мудрость. Наименее предпочтительными для студентов явились следующие ценности: счастье других; красота, природа, искусство; общественное признание; развлечения.

Все более предпочитаемые ценности и связанные с ними сферы жизнедеятельности ориентированы на анализ отношения к себе и своей жизни в целом, что более предпочитаемыми являются ценности, имеющие явную практическую направленность, то есть ориентацию на реальное практическое применение их в жизни.

Анализ результатов показывает, что среди инструментальных ценностей наиболее значимыми для студентов оказались: твердая воля; образованность; жизнерадостность; самоконтроль. Наименее предпочитаемыми ценностями являются: непримиримость к недостаткам в себе и других; высокие запросы; аккуратность; исполнительность.

Анализ результатов показывает, что в ответах, даваемых испытуемыми при ранжировании, преобладает ориентация на личностные качества как основополагающие в индивидуальном развитии и жизнедеятельности отдельно взятого человека. Были также выбраны те ценности, которые имеют связь со склонностью на индивидуальные установки,

оптимистичную оценку происходящего, твердость в своих делах и отстаивании своего мнения.

Особых различий между ценностными ориентациями успешных обучающихся и основной группы студентов-выпускников нами не обнаружено, кроме выделения твердой воли в инструментальных ценностях.

В контексте работы мы более детально рассмотрели становление профессионализма личности и остановились на более глубоком изучении процессов, происходящих с личностью на этапе получения высшего профессионального образования. При этом центральным аспектом стал характер изменений ценностных ориентаций студентов в процессе профессионального становления. Данное исследование являлось пилотажным. В дальнейшем планируется отслеживание изменений в предпочитаемых ценностях посредством влияния на личность студента активных форм обучения.

Литература

1. Богданов Е.Н, Зазыкин В.Г. Введение в акме-ологию. 2 изд., перераб. и доп. — Калуга: КГПУ имени К.Э. Циолковского, 2001. — 145 с.

2. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: РАУ, 1993. — Юс.

3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. - М. PAY, 1993 — 23 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. — Л.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. — 308 с.

5. Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограмма. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.