Научная статья на тему 'Высшее образование и иные формы профессиональной подготовки для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья: барьеры, инклюзия в вузах и возможности для организации обучения при разных патологиях'

Высшее образование и иные формы профессиональной подготовки для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья: барьеры, инклюзия в вузах и возможности для организации обучения при разных патологиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионального обучения молодым людям с различными патологиями. ИНКЛЮЗИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / БАРЬЕРЫ / АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / УЧЕБНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ПРИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ. / INCLUSION / HIGHER EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / BARRIERS / ADAPTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL AND SOCIAL DIFFICULTIES / PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL TECHNOLOGIES / LEARNING WITH COGNITIVE IMPAIRMENTS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевелева Дария Евгеньевна

Статья посвящена высшему образованию для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, какие существуют барьеры в вузах, которые осложняют высшее образование и сдерживают инклюзию. Исследованы педагогические механизмы инклюзивного высшего образования, технологии адаптации учебного процесса и помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья в их социальной интеграции. На примере зарубежного опыта показано, что вузы могут расширять собственные возможности для организации учебной среды, выходить за рамки традиционного высшего образования и предоставлять возможности для профессионального обучения молодым людям с различными патологиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевелева Дария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education and other forms of vocational training for young people with disabilities: barriers, inclusion in universities and opportunities for organizing training in various pathologies

The article is devoted to higher education for young people with disabilities. It is shown what barriers exist in universities that complicate higher education and deter inclusion. The pedagogical mechanisms of inclusive higher education, technologies of adaptation of the educational process and assistance to students with disabilities in their social integration are investigated. Using the example of foreign experience, it is shown that universities can expand their own opportunities for organizing an educational environment, go beyond traditional higher education and provide professional training opportunities for young people with various pathologies.

Текст научной работы на тему «Высшее образование и иные формы профессиональной подготовки для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья: барьеры, инклюзия в вузах и возможности для организации обучения при разных патологиях»

ВОПРОСЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14

Д. Е. Шевелева

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИНЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: барьеры, инклюзия в вузах и возможности для организации обучения при разных патологиях

Обучение, воспитание, помощь в социализации и развитии детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — сфера, охватывающая все ступени образования; на каждой из ступеней решаются свои специфические задачи и, в итоге, принимается широкий комплекс мер для обеспечения этим детям (подросткам, молодым людям) личностную и профессиональную самореализацию и их интеграцию в социум. Для выполнения последнего условия — интеграции в социум — в настоящее время, начиная с дошкольного образования, во многих странах внедрено инклюзивное образование, позволяющее обучаться вместе здоровым детям и детям с ОВЗ. Чрезвычайно значимыми проблемами являются организация совместного обучения в массовой школе и удовлетворение особых образовательных потребностей внутри системы общего образования. Также на се-

годняшний день имеются теоретические работы и накоплен практический опыт о дошкольном инклюзивном образовании — организационно-педагогические условия для включения дошкольников с ОВЗ в детские сады общего вида и группу детей «нормы развития». И далее, сохраняя преемственность с дошкольным и школьным образованием, охватывающим, в том числе детей с ОВЗ, значимой является проблема дальнейшего образования для выпускников школ, продолжения инклюзии на последующих образовательных ступенях и вопрос о требуемых для обучения условиях. Такие условия должны позволить молодым людям с ОВЗ приобретать достаточные профессиональные компетенции и быть включенными в среду здоровых юношей и девушек. При этом, аналогично школьному образованию, важно подчеркнуть, что студентам с ОВЗ, как и здоро-

вым юношам и девушкам, должно даваться качественное образование, действительно обеспечивающее необходимую профессиональную подготовку и в дальнейшем позволяющее конкурировать со здоровыми выпускниками вузов при трудоустройстве и на протяжении карьерного роста.

В исследовании М. А. Абдулпа-хатова, М. О. Омарова и П. М. Абдуловой названы преимущества высшего образования в инклюзивной форме для студентов с ОВЗ. При высшем образовании в форме инклюзии у студентов с ОВЗ: расширяются социальные сети контактов, посредством которых могут быть достигнуты различные, не только материальные цели (в виде потенциальное вхождение в профессиональное сообщество с соответствующей заработной платой. В процессе образования достигаются и иные цели (социальные, личностные); увеличиваются шансы и возможности профессиональной самореализации; молодые люди становятся конкурентоспособными на рынке труда [1].

При решении проблем высшего (и среднего специального) образования для молодых людей с ОВЗ (и официально признанных инвалидами) встает вопрос о барьерах и внешних ограничениях, которые могут осложнить получение образования. В 2018—2019 учебном году в Петрозаводском государственном университете был проведет опорос по проблемам (барьерам) высшего образования для студентов с инвалидностью. В опросе

участвовали молодые люди с ОВЗ, здоровые студенты и преподаватели вуза. По итогам опроса были определены такие барьеры [2—3]:

• инфраструктурный барьер (наличие зданий учебных корпусов, общежитий и социальных объектов вуза, характеризующихся отсутствием возможности свободного перемещения и комфортного пребывания в них для студентов с заболеваниями всех нозологий);

• материально-технический барьер (недостаточность технических средств для комфортного обучения студентов с инвалидностью различных нозологий);

• методический барьер (слабая методическая поддержка организации обучения студентов с инвалидностью; а также недостаточная готовность преподавателей обучать студентов с инвалидностью — дефицит необходимой профессиональной квалификации и низкая осведомленность об использовании специальных технологий и средств);

• социально-психологический барьер (неготовность преподавателей, студентов без нарушений здоровья и обучающихся с инвалидностью к взаимодействию и сотрудничеству).

Организационные формы в виды дополнительной помощи в рамках высшего образования для молодых людей с ОВЗ являются (должны являться) чрезвычайно разнообразными и дифференцированными вследствие разнообразия патологий и большого разброса по психофизическим возмож-

ностям, которые создают трудности и проблемы при обучении. И, сохраняя преемственность с обучением в школе и учитывая специфику высшего образования, обучение в вузе опирается на ряд принципов построения образовательного процесса при особых образовательных потребностях. Эти принципы следующие: принцип последовательности (систематическое внедрение методов, технологий и приемов, позволяющих оптимизировать состояние и развитие юношей и девушек с ОВЗ, способствовать их адаптации к новому коллективу, к новым условиям обучения и требованиями вуза), принцип полноты проводимых мероприятий (диагностика изменений в состоянии здоровья у студентов с ОВЗ и работа по улучшению физического и психологического самочувствия), принцип индивидуального подхода (учет возрастных, физиологических и психологических особенностей), принцип системности (эффективное взаимодействие на междисциплинарном уровне различных специалистов высшей школы — педагогов, психологов, медиков, соци-альныхработников) [4].

В случае принятия вузом решения обучать молодых людей с ОВЗ в кадровый состав вводятся дополнительные специалисты, обеспечивающие специальную, связанную с особыми образовательными потребностями работу. Для помощи в вузе студентам с ОВЗ привлекаются тифло- и сурдопедагоги. Эта мера, юридически закреплен-

ная (для всех ступеней образования) в ФЗ «Об образовании», уравнивает шансы всех молодых людей на получение высшего образования и в случае особых образовательных потребностей позволяет студентам с ОВЗ проходить обучение и получать учебный материал в наиболее адекватной их сенсорным и психологическим особенностям форме. При участии тиф-ло- и сурдопедагогов информация, которая не может быть получена студентами в ее изначальной форме, переводится в иную модальность и, тем самым, воспринимается через сохранные сенсорные каналы.

В вузах, внедряющих инклюзивное образования, ищутся формы работы, с помощью которых оказывается поддержка студентам с ОВЗ в процессе их обучения и адаптации к условиям, требованиям и правилам вуза. Так, ДГУ находится во взаимодействии с Центром инклюзивного образования с целью создать благоприятную среду обучения для молодых людей с ОВЗ (официально признанных инвалидами). Центр инклюзивного образования реализует программу сопровождения в процессе обучения студентов с ОВЗ (инвалидностью).

Эта программа состоит из не-сколькихразделов [5]:

1. Организационно-педагогическое сопровождение инклюзивного обучения студентов с ОВЗ включает в себя систему наставничества и контроля факультетов ДГУ со стороны Центра инклюзивного

образования. Для студентов с ОВЗ (инвалидностью) создан щадящий режим, но не в оценке знаний, а в создании условий спокойной реализации своих возможностей. В организационно-педагогическое сопровождение входит комплекс мер по оказанию помощи людям с ОВЗ. Это могут быть консультации индивидуального характера, представляющиеся студентам, которые сталкиваются с трудностями при изучении академических курсов, помощь в самостоятельном изучении в случае, если студент с ОВЗ болен и временно не посещает занятия, помощь в защите дипломных и курсовых работ и в сдаче сессии. Если возникает необходимость, привлекаются студенты-волонтеры. Много внимания уделяется прохождению молодыми людьми с ОВЗ учебных и производственных практик. Перед началом образовательного процесса преподаватели получают характеристику ограничений физических возможностей на каждого из студентов с инвалидностью.

2. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя учебный материал, проведение лекций и семинаров, в том числе, помогающих сформировать личное мотивационно-ценностное отношение к высшему образованию и избранной специальности. Молодые люди с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем, связанных с их неготовностью в получении специальности. Чаще всего это связано с тем, что юноши и девушки с ОВЗ не имеют четких пред-

ставлений о той профессии, которую выбрали или не имеют учебных навыков для дальнейшего приобретения специальности. Эффективность помощи в этом случае возможна только при совместной работе специалистов центра с учащимися, их родителями и преподавателями. Психолого-педагогическое сопровождение в вузе студентов с инвалидностью призвано обеспечить интеграцию в профессиональную среду, помочь им сформироваться в качестве квалифицированных специалистов. Особого внимания требуют индивидуальные особенности неуспевающих студентов с ОВЗ. Часть студентов с проблемами в физическом развитии медленно усваивают новый материал. Специалисты ЦИО рекомендуют использовать методы коррекции неуспеваемости до поступления в университет. Психокоррекция занимается исправлением особенностей психического развития, не соответствующих критериям «оптимальной» модели. Также, по нашему мнению, помощь должна заключаться в формировании у студентов учебных навыков применительно к обучению в вузе — конспектирование, подбор необходимого дополнительного учебного материала, составление библиографии по определенной теме, эффективное использование Интернет-ресурсов.

3. Социальное сопровождение студентов с ОВЗ представляет собой комплекс мероприятий, основным направлением которых является поддержка людей при их

включении в обучение в вузе. К социальному сопровождению относятся вопросы профилактики, оздоровления, лечения, обеспечения техническими приспособлениями средовой адаптации. С целью соответствия важным принципам при организации инклюзивного высшего образования к основным нуждам студентов с ОВЗ должно быть приспособлено не только кампус университета и библиотека, но и общежития. Важную роль при социальном сопровождении студентов с ОВЗ играет Студенческий совет. Одной из его целей является вовлечение студентов с инвалидностью в социальную среду вуза и их активное участие в деятельности совета.

4. Профилактически-оздоровительное сопровождение включает систематический мониторинг состояния здоровья студентов с инвалидностью. Для студентов с инвалидностью проводятся клиническое исследование на предмет соматического здоровья и регулярное психологическое тестирование.

Учитывая ограниченные возможности здоровья, сниженный темп работы и случаи необходимости уделять время медицинским и реабилитационным мероприятиям для студентов с ОВЗ может быть увеличена продолжительность обучения. Как пишет Т. В. Фуряева, продолжительность обучения может быть увеличена на 10 месяцев (один учебный год). Но, при необходимости ввести дополнительные адаптационны модули и включать в учебный план индивидуальное

сопровождение, возникает вопрос о более продолжительном времени для получения высшего образования. Также некоторые студенты с ОВЗ нуждаются в дополнительных консультациях по дисциплинам, которые являются обязательными для всех и включены в программы высшего образования. Возникает противоречие между стандартизацией образовательного процесса с четкими временными лимитами и особыми образовательными потребностями студентами с ОВЗ, в соответствии с которыми детерминируются оптимальные для них условия для обучения.

В настоящее время не только в России, но и за рубежом, в связи со всеми проблемами и вызовами, вставшими перед высшим образованием, и для учета всех особенностей и потребностей студентов с ОВЗ ведется поиск организационных и педагогических решений. Такие решения должны позволить придерживаться нормативно закрепленной предельной общей нагрузки и одновременно конструировать учебную среду со всеми необходимыми компонентами и при достаточном периоде обучения. По окончанию высшего образования, построенного со всеми обязательными условиями, подготовка молодых людей с ОВЗ будет отвечать общим профессиональным требованиям и выведет их на рынок труда; при этом сохранятся их соматическое здоровье и психологическое благополучие [6, с. 158—159].

В отличии от школьного совместного обучения с максималь-

но возможными условиями для индивидуального подхода, в том числе, при адаптации учебных программ, содержание образования и его наполнение в «инклюзивных» вузах не может варьироваться в направлении менее сложных, дающих меньший объем знаний и компетенций. Молодые люди с ОВЗ, поступающие и способные обучаться в вузе, имеют нормативное умственное развитие, обучались в школе по общеобразовательной программе и по окончанию вуза должны обладать целостной профессиональной подготовкой, которая обеспечивает равные со здоровыми специалистами шансы на трудоустройство. Таким образом, индивидуальный подход при разработке учебных программ для студентов с ОВЗ не может касаться содержательной части подготовки специалистов и предлагать иное наполнение, не соответствующее стандартам высшего образования и требованиям к выпускникам вузов. При обучении всех студентов, и здоровых, и с ограниченными возможностями, за основание принимаются ФГОС с четко установленным целепола-ганием и определенным набором знаний и компетенций, обеспечивающих достаточный профессиональный уровень.

Адаптация образовательных программ, равно как и индивидуальный учебный план для студентов с ОВЗ, может касаться календарного срока, в течение которого студенты проходят обучение, и наличия в вузе дополнительных пе-

дагогических и организационных ресурсов. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный учебный план разрабатываются на основании заключения ПМПК об особых образовательных потребностях и оптимальных условиях для обучения. Изменения в педагогических ресурсах могут выражаться, например, в большем использовании мультимедийного оборудования и введении дистанционного обучения [7]. Мы полагаем, что дистанционное обучение может интегрироваться с инклюзивной формой; при этом сочетаются получение студентами с ОВЗ образования и социальное включение в среду здоровых студентов.

В других странах, также сохраняя преемственность со школьным обучением, высшее образование развивается на направлениях открытости к индивидуальным особенностям и возможности для всех молодых людей получить высшее образование. Также ведется научно-исследовательская и прикладная работа в области возможностей для всех молодых людей с различными нарушениями получить образование определенного уровня и в дальнейшем трудоустроиться.

Интересен опыт США в сфере образования после школы для юношей и девушек с ОВЗ. Аналогично школьному обучению, в колледжах и университетах получила широкое распространение инклюзия. Профессиональное обучение (высшее образование) по-

еле школьного обучения и обучение по специальным учебным программам (вспомогательное обучение) имеют закрепленный нормативно-правовой статус и относятся к компетенции вузов (и иных образовательных структур). При этом, сохраняя преемственность со школьным обучением в направлении инклюзии, имеется запрос и разрабатываются педагогические механизмы (организационные формы, содержание и подходы к обучению), позволяющие молодым людям с различными нозоло-гиями быть включенными в среду здоровых сверстников.

Совместным обучением здоровых молодых людей и людей с ОВЗ поддерживается принцип всеобщего равноправия и право каждого человека на получение качественного образования с дальнейшей возможностью профессиональной самореализацией и материальной независимость. Девушки и юноши с физическими нарушениями (патологии зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата) получают высшее образование и профессиональную квалификацию наравне со здоровыми студентами. Тем самым, поддерживаются равенство шансов и равные жизненные перспективы для всех студентов.

Наравне с традиционным высшим образованием, с соответствующим профессиональным уровнем, под влиянием идей социального гуманизма в настоящее время в некоторых странах расширяется функция университетов и коллед-

жей в плане охвата молодых людей с интеллектуальными нарушениями. Этот вопрос обусловлен проблемой профессионального обучения после школы, возможностью трудоустройства, материальной независимостью и условиями для самореализации. Обучение для студентов с интеллектуальной недостаточностью проводится на базе университетов и колледжей или вне вузов в отдельных группах. Очевидно, что в этой проблематике обучение в университетах и колледжах по форме инклюзии доступно для студентов с полностью сохранным интеллектуальным развитием или с незначительными когнитивными нарушениями. При более выраженными интеллектуальными проблемами для молодых людей предлагаются иные, направленные на получение прикладных профессиональных навыков программы. Обучение проходит, в том числе, в специальных группах внутри вуза. Право на получение молодыми людьми профессионального образования, соответствующего их когнитивным возможностям и гарантирующего последующую профессиональную занятость, в США зафиксировано в Законе о возможностях высшего образования (the Higher Education OpportunityAct - НЕОА, 2008).

При обучении, которое имеет существенное отличие от высшего образования, но проходит в университетах и колледжей, студенты с когнитивной недостаточностью получают педагогическую помощь. Эта помощь им позволяет осваи-

вать учебный материал и, в итоге, получить диплом о соответствующем уровне образования и профессиональной квалификации. По специальным программам молодые люди обучаются профессиям, не требующим фундаментальных знаний и глубокой теоретической подготовки. Целеполаганием в этом случае является, как и при любых формах образования, дальнейшее трудоустройство, материальная независимость и профессиональная самореализация. На сегодняшний день молодым людям с когнитивной недостаточность предлагается более 220 учебных программ, дающих подготовку в различных сферах.

Адаптированные учебные программы для молодежи со сниженными когнитивными функциями представляют собой содержательное продолжение и преемственность с индивидуальными адаптированными учебными программами для школы. Специальные учебные программы для университетов и колледжей, аналогично всей системе образования, подчиняются стандартизации и требованию о достижении всеми студентами образовательных целей, которые были прописаны в общеобразовательных или специальных программах. То есть обучение после окончания школы должно основываться на высоких (абсолютных или относительных) ожиданий относительно каждого молодого человека и достигать целей продвижения всех студентов по образовательной и профессиональной тра-

ектории, приобретения ими профессиональных знаний и навыков и, как следствие, профессиональная компетентность и личная успешность [8—9].

В рамках обучения по адаптированным программам и раздельной со здоровыми студентами форме предусмотрены условия для социального включения. Интеграция со здоровыми студентами происходит при занятиях спортом и различных досуговых мероприятиях. Такая организация обучения выступает содержательным продолжением инклюзивного образования в школе и отражает гуманизацию современной педагогики, опирающейся на принципы открытого для всех образовательного пространства, удовлетворения различных образовательных потребностей и поддержки индивидуальной жизненной траектории [10].

К настоящему времени уже накоплены данные, что молодые люди с интеллектуальными нарушения, прошедшие обучение по специальным программам, в различных сферах жизни показывают более высокие результаты, по сравнению со сверстниками с аналогичными патологиями, нигде не обучавшихся. Данные показывают, что выпускники университета и колледжей, обучавшиеся по адаптированной программе, имеют боле высокую заработную плату; обладают более высоким уровнем личной независимости и лучшие возможности коммуникации; проявляют меньшую потребность в помощи, то есть более способны

к самостоятельной деятельности. Дополнительно обучение на каждой ступени, включаю постшкольное образование, является значительным внешним условием для дальнейшего когнитивного развития и для активизации интеллектуального потенциала, то есть обучение определяет прогресс в ВПФ [11]. В случае организации специальных групп для студентов с интеллектуальными нарушениями внутри университетов и колледжей можно говорить об успешной инклюзии: специальное обучение, дающее профессиональную подготовку, сочетается с социальной интеграцией в сообщество здоровых студентов. Так, при дифференцированном образовательном пространстве с раздельным обучении имеется общая социальная среда для гетерогенной группы молодых людей.

При организации высшего образования для молодых людей с ОВЗ важно учитывать не только учебные и физические, вызванные ограниченной мобильностью, проблемы. В число вопросов, требующих специального решения, входят психологические и социальные проблемы и, в целом, более сложная адаптация (чем у здоровых студентов) к учебному и социальному пространству вуза. Психологические проблемы часто бывают обусловлены отсутствием большого выбора среди вузов, в которых предусмотрено обучение для студентов с ОВЗ. Вследствие этого для молодых людей ограничен выбор специальностей и фа-

культетов, позволяющих им реали-зовывать свои способности и получать образование в наиболее желаемой для них области. Дополнительно особая социальная ситуация развития на протяжении всего детства, предшествующая поступлению в вуз (деформация социального развития, глубокая погруженность в семейную среду без интеграции в иные социальные группы), часто выступает негативным фактором, который снижает вероятность получения высшего образования.

В связи с вопросом психологической адаптации в вузе и проявления студентами с ОВЗ конструктивного поведения было проведено исследование, направленное на выявление психологических рисков и трудностей. Для описания психологических характеристик студентов был принят термин «ко-пинг-стратегия». Копинг-страте-гия — совокупность психических процессов и поведенческих реакций, направленных на преодоление стресса. В данном случае подразумевался стресс, связанный с обучением в вузе. Исследование показало: студенты с ОВЗ (имеющие заболевания с детства или приобрётшие патологии в детстве) реже, по сравнению со здоровыми молодыми людьми, принимают на себя ответственность за возникновение проблемных ситуаций, менее склоны к самостоятельному анализу причин возникающих ситуаций и поиску способов их решению, более склонны к отрицанию проблем, больше используют

защитные психологические механизмы в виде ухода от реальности и фантазирование. Последняя стратегия более свойственна молодым людям, приобретших инвалидность в более старшем возрасте (не с рождения и не в первые годы жизни) и психологически не адаптировавшихся к новому «Я-образу» и новым личным условиям [12]. Обозначенные характеристики молодых людей с ОВЗ показывают низкий уровень психологической зрелости и недостаточные возможности адаптации к ситуации, которая требует устойчивой мотивации достижения и способности к мобилизации интеллектуальных и личностных качеств. При недостаточной психологической зрелости возникают риски несоответствия между условиями и требованиями вуза и личностно-психологиче-скими качествами студентов.

Как показывает другое исследование, выполненное Е. И. Сладко-вым, у части учащихся с ОВЗ ценности образования не входят в число приоритетных. Это происходит отчасти из-за того, что учащиеся вынуждены много времени уделять медицинским процедурам, поддерживать состояние здоровья на должном уровне. Таким образом, главной ценностью становится физическое состояние и показатели здоровья [13]. Положение усугубляется частыми вынужденными пропусками занятий из-за лечения в стационаре или на дому и повышенным, не соответствующим возможностям учащихся объемом домашних заданий, что объ-

ясняется необходимостью восполнить пробелы в знаниях. Все выше названные факторы приводят к снижению успеваемости, падению интереса к учебе и, как следствие, исключению образования из числа субъективно значимых ценностей.

Позиция школы и отдельных учителей в отношении учеников с ОВЗ, которые с трудом справляются с учебной программой — снятие с себя ответственности за дальнейшую судьбу своих выпускников, снижения уровня учебных требований, приводящего к сохранению инфантильной позиции, — отрицательно сказывается на возможности в дальнейшем получения среднего специального или высшего образования. В той же работе Е. И. Сладков приводит данные: из 6 студентов-инвалидов, поступивших несколько лет назад в Томский политехнический институт, четверо через год были отчислены из-за неуспеваемости [там же].

И. М. Пастухов видит основной из причин неготовности молодых людей с отклонениями здоровья к определению дальнейших перспектив собственной жизни в специфической социальной ситуации развития, в которую они попадают с момента рождения (или постановки диагноза). Повышенный уровень тревожности родителей и других близких, гиперопека, отсутствие установки на социальную и профессиональную успешность становятся препятствием на пути появления у молодых людей «социальной зрелости» (определение И. М. Пастухова). Социально зре-

лую личность, по мнению И. М. Пастухова, характеризует ориентация на профессиональную деятельность, активность, наличие убеждений и личных мотивов [14].

Проблема подготовки школой учащихся с ОВЗ к выбору профессии поднимается и В. И. Зубаревым. Автор придерживается мнения, что выбор должен быть сделан на основе двух факторов: особенности состояния здоровья, способности и желания учащихся [15]. То есть должны произойти согласование и быть найден компромисс между объективными возможностями и личными желаниями.

Обобщая выше названные причины неуспешности молодых людей в учебной и профессиональной деятельности, отметим, что даже достаточно высокий уровень успеваемости в школе не может служить гарантией успешного продвижения по профессиональной лестнице. Без внутренних личностных установок (взгляд на образование как на один из эффективных способов оказаться на более высоком материальном уровне и добиться самореализации) дальнейшее обучение в средних специальных или высших учебных заведениях в ряде случаев оказывается неудачным.

Решить проблему отчуждения ценностей образования от личности учащегося с ОВЗ способно введение в содержание образования компонентов, ориентированных на успешную социализацию личности через образование. По мнению Е. И. Сладкова, на теоретиче-

ском уровне должно быть сформировано представление о личности, способной к конкуренции, несмотря на имеющиеся отклонения состояния здоровья. Далее, на уровне учебного предмета, по предложению того же автора, вводится курс «Психология успеха учебной деятельности», рассчитанный как на аудиторно-теоретический цикл занятий, так и на индивидуальные консультации.

Материал курса отбирается таким образом, чтобы он способствовал развитию самопознания, культуры рефлексии, выработке навыка самообразования, что позволит восполнять недостающие знания и более эффективно использовать собственные интеллектуальные возможности. По мнению автора, посещение занятий абитуриентами, слушателями курсов довузовской подготовки, в программу которых включена дисциплина «Психология успеха учебной деятельности», будет способствовать формированию успешного человека во всех сферах его личностного и социального плана [16].

По мнению автора этой статьи, курс «Психология успеха учебной деятельности» может быть включен в программу общеобразовательной школы и ставить перед собой цель: формирование личностных приоритетов не только у старшеклассников с ОВЗ, но и их здоровых сверстников, которые также иногда не связывают образование с успешностью в будущем.

Обучение в вузе, в том числе, при инклюзивной модели, для сту-

дентов с ОВЗ не может рассматриваться только в академическом ракурсе и как подготовка к профессиональной деятельности, включая учебную мотивационную составляющую. Обучение в вузе, аналогично предшествующим и последующим жизненным этапам, — период социализации и продолжение в развитии социальной компетентности. Но, учитывая особенности личности и социальную ситуацию развития патологиях (имеющихся с рождения / с младшего возраста или приобретенных позже), могут иметься сложности, связанные с социальной адаптацией и формированием новых взаимоотношений (с однокурсниками / одногруппниками).

Социальные проблемы, выражающиеся у студентов с ОВЗ (особенно в первоначальный период обучения) как сложности установления контактов с одногруппниками и дискомфорт от необходимости социального включения, могут быть обусловлены, во-первых, личностными особенностями самих студентов и их предшествующей (в детстве и во время обучения в школе) социальной ситуацией развития. Личностные особенности в виде сниженной самооценки, повышенной тревожности, низкой мотивации к общению могут препятствовать социальной активности в среде других студентов и выступать значимыми барьерами в плане социального включения. Вторым отрицательным факторов для социализации в вузе выступают негативные установки здоро-

вых студентов, психологически не принимающих и / или отказывающих в поддержке одногруппникам сОВЗ.

Для разрешения социальных проблем, аналогично эффективной организации обучения, в вузах создаются специальные организационные условия, например, в виде института социального наставничества. Социальный наставник помогает сопровождаемому им студенту с ОВЗ устанавливать контакты внутри вуза с другими людьми и, тем самым, быть бо-леевключеннымвобразовательную и социальную среды [17].

Проблема неконструктивной позиции здоровых молодых людей и их неготовности равноправно взаимодействовать со студентами с ОВЗ решается через специальные тематические занятия. Такие занятия, посвященные вопросам равноправия, гуманизации отношений и позитивным взаимоотношениям между людьми, можно охарактеризовать как информационные и одновременно как формирующее определенные мировоззренческие и ценностные нормы. В процессе занятий здоровые студенты получают знания о социальной политике гуманизации и принятия, о равноправии вне зависимости от психофизических (как и иных) особенностей. Мировоззренческий и ценностный аспекты включаются в личную систему ценностей студентов и определяют их отношение и поведение в адрес одногруппников с ОВЗ. Для формирования толе-

рантности и готовности к равноправному взаимодействию для здоровых студентов в рамках занятий в вузе предлагаются проведение практикумов, лекций и общественных мероприятий по этой тематике [18].

Инклюзивное высшее образование для студентов с ОВЗ можно рассматривать в широком контексте профессиональной подготовки, социальной интеграции и условий для личностного самоопределения и самореализации. Для реализации этих функций вузам необходимо обладать соответствующими условиями по созданию «безбарьерной» образовательной среды, обеспечивать благоприятное социальное пространство, а также проводить мониторинг по вопросам соматического здоровья и психологического состояния у студентов с ОВЗ. При положительном решении всех этих задач — наличие адаптированной учебной среды, толерантное социальное окружение и достаточная психологическая зрелость у юношей и девушек с ОВЗ — возможно говорить о доступности высшего образования для молодых людей, вне зависимости от состояния их здоровья. А, учитывая большой разброс но-

зологий и современную социальную философию интеграции на всем протяжении жизни, можно обратить внимание и провести самостоятельные исследования по организационным и педагогическим возможностям создания инновационного вуза. В таком вузе дающего, наряду с традиционным высшем образованием, может быть предусмотрено обучение прикладным навыкам и профессиональное образование для юношей и девушек со сниженными интеллектуальными способностям. Но могут созданы и иные структуры, располагающие множеством профессиональных направлений — разных по уровню сложности академических предметов, по прикладным навыкам и по будущей сфере деятельности. Такие инновационные образовательные модели — в вузе и в виде других организационных форм — полностью отвечают требованиям качественного разноуровневого образования, которое в дальнейшем обеспечивает трудоустройство и профессиональную занятость, и создает социальную среду с принятием и поддержкой каждого молодого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулпахатов М. А., Омаров М. О., Абдулова П. М. Высшее образование в процессе инклюзии людей с ОВЗ: роль и перспективы развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 10. С. 82-92.

2. Высшее образование без ограничений: сложности и пути решения II URL: https: //zhit-vmeste. ru/news/?id=241033 (дата обращения: 03.06.2024).

3. Коновалова Л. В. Проблема получения высшего образования лицами с

ограниченными возможностями здоровья и пути ее решения (на примере опыта Петрозаводского государственного университета) //Молодой ученый. 2021. № 20 (362). С. 417-420 II URL: https:// moluch.ru/archive/362/81091/ (дата обращения: 03.06.2024).

4. КувшиноваИ. А., Мицан Е. А., Раз-умова Е. М., Шулева Е. И. Современные технологии и инклюзивного образования в высшей школе II Высшее образование в России. 2019. № 6. С. 138-145.

5. Абдулпахатов М. А., Омаров М. О., Абдулова П. М. Указ. соч.

6. Фуряева Т. В. Модели инклюзивного образования. М.: Юрайт, 2021. 176 с.

7. Крепе Т. В. Разработка и реализация адаптированных образовательных программ в вузе //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №10-1 (49). С. 84-87.

8. Minnesota Inclusive Higher Education Consortium II URL: https:// mihec.ici.umn.edu/ (дата обращения: 05.06.2024).

9. The Inclusive Higher Education Accreditation Council is an accrediting agency for college and university programs for students with intellectual disability II URL: https://www.iheacouncil.org/ (дата обращения: 06.06.2024).

10. Intellectual disability and higher education in the United States II URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Intellectual_ disability_and_higher_education_in_ the_United_States (дата обращения: 04.06.2024).

11. Фуряева Т. В. Указ. соч.

12. Гурова Л. В., Лаас Н. И., Прито-люк А. В., Романова И. А. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному образованию

в вузе как условие успешного функционирования на рынке труда II Вестник университета. 2019. № 2. С. 130-136.

13. Сладков Е. И. Технология лич-ностно-ориентированного обучения абитуриентов-инвалидов в системе инклюзивного образования / Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы современной школы и пути их решения: инклюзивное образование» / Под ред. С. И. Ануфриева, Л. В. Ахметовой. Томск: Томский ЦНТИ, 2008. 366 с.

14. Пастухов И. М. Жизненное самоопределение детей с ограниченными возможностями в обществе II Актуальные проблемы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве современной школы (научно-практическая интернет-конференция) II URL: http://www.sch21.stavedu.ru/ exwork/?page=konf281106_st (дата обращения: 28.06.2024).

15. Зубарев В. И. Проблема выбора жизненного пути у молодого инвалида II Актуальные проблемы интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве современной школы (научно-практическая интернет-конференция) II URL: http://www.sch21. stavedu.ru/exwork/?page=konf281106_st (дата обращения: 28.06.2024).

16. Сладков Е. И. Указ. соч.

17. Ворошилова Е. Л. К вопросу о доступности профессионального образования молодежи с инвалидностью II URL: http://www.apkpro.ru/doc/Bopomn-лoвa.pdf (дата обращения: 18.06.2024).

18. Коновалова Л. В. Указ. соч.

REFERENCES

1. Abdulpahatov M. A., Omarov M. O., Abdulova P. M. Higher education in the process of inclusion of people with disabilities: the role and prospects of development/Regional problems of economic transformation. 2021. No. 10. P. 82-92. (InRuss.).

2. Higher education without restrictions: difficulties and solutions // URL: https:// zhit-vmeste.ru/news/?id=241033 (date of application: 03.06.2024).

3. Konovalova L. V. The problem of obtaining higher education for people with disabilities and ways to solve it (using the example of the experience of Petrozavodsk State University) //Young a scientist. 2021. No. 20 (362). P. 417-420 // URL: https:// moluch.ru/archive/362/81091 / (date of application: 03.06.2024).

4. Kuvshinova I. A., Mizan E. A., Razumova E. M., Shuleva E. I. Modern technologies and inclusive education in higher education // Higher education in Russia. 2019. No. 6. P. 138-145. (InRuss.).

5. Abdulpahatov M. A., Omarov M. O., Abdulova P. M. Index of the essay.

6. Furyaeva T. V Models of inclusive education. M.: Yurait, 2021. 176p. (InRuss.).

7. Kreps T. V. Development and implementation of adapted educational programs at the university // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 10-1 (49). P. 84-87. (InRuss.).

8. Minnesota Inclusive Higher Education Consortium // URL: https://mihec.ici. umn.edu/ (date of application: 05.06.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. The Inclusive Higher Education Accreditation Council is an accreditation agency for college and university programs for students with intellectual disability // URL: https://www.iheacouncil.org/ (date of application: 06.06.2024).

10. Intellectual disability and higher education in the United States // URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Intellectual_ disability_and_higher_education_in_ the United States (date of application: 04.06.2024).

11. Furyaeva Т. V. Index of the essay.

12. Gurova L. V., Laas N. I., Prito-lyuk A.V., Romanova I. A. Adaptation of persons with disabilities to inclusive education in higher education as a condition for successful functioning in the labor market // Bulletin of the University. 2019. No. 2. P. 130-136. (InRuss.).

13. Sladkov E. I. Technology of personality-oriented training of applicants with disabilities in the system of inclusive education / Materials of the International scientific and practical conference "Problems of modern schools and ways to solve them: inclusive education" / Edited by S. I. Anufrieva, L. V. Akhmetova. Tomsk: Tomsk Central Research Institute, 2008. 366 p. (In Russ.).

14. Pastukhov I. M. Vital self-determination of children with disabilities in society II Actual problems of integrated education of persons with disabilities in the educational space of a modern school (scientific and practical Internet conference) II URL: http://www.sch21. stavedu.ru/exwork/?page=konf281106_st (date of application: 28.06.2024).

15. Zubarev V. I. The problem of choosing a life path for a young disabled person II Actual problem of integrated education for people with disabilities in the educational space of a modern school (scientific and practical Internet conference) II URL: http://www.sch21. stavedu.ru/exwork/?page=konf281106_st (date of application: 28.06.2024).

16. Sladkov E. I. Index of the essay.

17. Voroshilova E. L. On the issue of accessibility of vocational education for youth with disabilities II URL: http://www. apkpro.ru/doc/Voroshilova.pdf (date of application: 18.06.2024).

18. Konovalova L. V. Index of the essay.

Поступила вредакцию: 27.09.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.