Научная статья на тему 'Высшее художественное образование в зеркале либеральных реформ'

Высшее художественное образование в зеркале либеральных реформ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / КАДРЫ / STAFF / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / ИСКУССТВО / ART / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ART CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бундин Юрий Иванович

Рассматривается современное состояние высшего художественного образования в России, показываются его издержки, понесенные в результате перехода на болонскую систему: сокращение учебного времени, отводимого на освоение базовых предметов фундаментальной художественной подготовки, на натурные практики и дисциплины мировоззренческого цикла. Анализируется проблема востребованности выпускников художественных вузов. Раскрывается специфика организации учебного процесса по подготовке творческих кадров, место и роль художника-педагога. На основании анализа роли искусства и подготовки художественно-творческих кадров в реализации государственной культурной политики обосновывается необходимость принятия мер по развитию высшей художественной школы, ее материально-техническому и кадровому обеспечению. Специальное внимание уделяется подбору руководящих кадров в сфере искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бундин Юрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее художественное образование в зеркале либеральных реформ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ВЫСШЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗЕРКАЛЕ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ Бундин Ю.И. Email: Bundin1798@scientifictext.ru

Бундин Юрий Иванович - кандидат юридических наук, доцент, Центр инновационных образовательных проектов, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: рассматривается современное состояние высшего художественного образования в России, показываются его издержки, понесенные в результате перехода на болонскую систему: сокращение учебного времени, отводимого на освоение базовых предметов фундаментальной художественной подготовки, на натурные практики и дисциплины мировоззренческого цикла. Анализируется проблема востребованности выпускников художественных вузов. Раскрывается специфика организации учебного процесса по подготовке творческих кадров, место и роль художника-педагога. На основании анализа роли искусства и подготовки художественно-творческих кадров в реализации государственной культурной политики обосновывается необходимость принятия мер по развитию высшей художественной школы, ее материально-техническому и кадровому обеспечению. Специальное внимание уделяется подбору руководящих кадров в сфере искусства.

Ключевые слова: высшее образование, кадры, культурная политика, искусство, художественная культура.

THE ART HIGHER EDUCATION IN MIRROR OF THE LIBERAL

REFORMS Bundin Yu.I.

Bundin Yury Ivanovich - PhD in Law, associate professor, CENTER OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJETS, SAINT PETERSBURG STIEGLITZ STATE ACADEMY OF ART AND DESIGN, ST. PETERSBURG

Abstract: discusses the current state of higher education in Russia, shows its costs incurred as a result of the transition to the Bologna system: decrease training time for mastering basic subjects of basic artistic training, field practice and discipline ideological cycle. Examines the problem of demand for graduates of art schools. Disclosed the specifics of the training process for the preparation of creative personnel, the place and role of the artist-teacher. Based on the analysis of the role of art and artistic training of creative personnel in the implementation of State cultural policy rationale for the adoption of measures for the development of higher school of art, its logistical and staffing. Special attention is paid to the selection of cadres in the field of art. Keywords: the higher education, staff, cultural policy, art, art culture.

УДК 7.067.4

Либеральные экономические реформы естественным образом сказались на функционировании системы высшего профессионального образования в стране, обусловив ее перестройку в соответствии с потребностями развития рыночной экономики. В наиболее сложном, если не сказать трагическом положении оказалась отечественная высшая художественная школа - вузы, специализирующиеся на подготовке специалистов художественно-творческого профиля. Связано это с тем, что развитие художественного образования сегодня во многом определяется состоянием, ролью и местом, которое отводится в обществе искусству. За прошедшие более чем 25 лет со времени начала кардинальных социально-экономических преобразований в стране сфера искусства и художественной культуры в целом претерпела существенные изменения. Наметился устойчивый тренд сведения этой сферы к досугу и развлечению. Накопленный отечественной практикой огромный опыт искусства как созидательной общественной силы поставлен под сомнение и, по сути, сведен на нет. Во весь голос заявили о себе характерные для западного общества «развитого капитализма» постмодернистские арт-практики, по существу, не являющиеся искусством в его

традиционном понимании, однако претендующие на доминирование в сфере художественной культуры, в том числе на существенные затраты федерального и регионального бюджетов по их поддержке. Как никогда актуальными стали выводы и оценки отечественной философской мысли конца XIX начала XX веков о кризисе западного искусства, замшелые образцы которого сегодня берутся на вооружение их российскими неофитами [4, с. 62].

Определенную надежду и оптимизм вселили Указ Президента Российской Федерации «Основы государственной культурной политики» и последующее распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», в соответствие с которым культура и искусство совершенно справедливо отнесены к стратегическим приоритетам общественного развития и обеспечения национальной безопасности. Однако, несмотря на громкие заявления, внимательное изучение этих документов свидетельствует, что сколь-нибудь существенного эффекта на путях заявленных в них целей вряд ли следует ожидать, ибо вне внимания оказался определяющий вопрос подготовки художественных творческих кадров, призванных эти цели достигать. Другими словами из поля государственного зрения выпала наиважнейшая сфера культуры - сфера высшего художественного образования.

Современное состояние высшей художественной школы, к сожалению, оставляет желать лучшего [2]. Негативно сказалась кампания по переходу на болонскую систему, которая выразилась в резком, более чем на одну треть сокращении бюджета учебного времени и свела высшее художественное образование, по сути, если пользоваться советскими мерками, к среднему профессиональному. Сокращение учебных часов, в первую очередь, отразилось на освоении базовых предметов, и, прежде всего, фундаментальной для художника дисциплины -рисунка, которая имеет для него такое же значение, как математика для инженера.

Существенная издержка подготовки художников связана с сокращением натурных практик. Ибо именно в работе на натуре и только в ней будущий художник черпает так необходимые для его профессионального мастерства умения видеть и выражать «невидимое». Искусство, как отмечал О.Антоний Сурожский, призвано «извлекать смысл из окружающего мира, раскрывать для нас глубину и значение вещей» [1, с. 24].

Наиважнейшая, с точки зрения реализации президентского указа о государственной культурной политике, проблема - следствие болонской системы: оптимизация общей учебной нагрузки не оставила необходимого времени для дисциплин мировоззренческого, воспитательного характера. Учебный процесс сосредоточился на обучении основам профессионального мастерства, так сказать общей технологической грамотности. Оказалась выхолощенной система воспитания, привития студенческой молодёжи определённой системы ценностей.

Если художник - профессионал призван созидать и развивать духовную культуру, то на каком мировоззренческом базисе, спрашивается, он будет это делать? Получается «духовный воспитатель» не имеющий духовного воспитания. Студент оказывается дезориентированным относительно смысла и назначения своей будущей профессии. Окончив вуз, он вынужден приспосабливаться к реалиям сегодняшнего дня, «вписываться» в рынок, учиться себя продавать, идти на поводу у обывательского вкуса, который все больше и больше дрейфует в сторону «хлеба и зрелищ», брать на вооружение образцы западного искусства, бездуховные по своей природе. В результате фактически плодится «пятая колонна» духовной нищеты, подрываются основы традиционного искусства, выхолащивается его социальная сущность как созидательной силы. В итоге, вирус коммерции окончательно убивает произведение искусства, превращая его в симулякр.

В контексте сказанного поистине судьбоносной для изобразительного искусства стала проблема системной невостребованности художника государством. В стране приняты и реализуются федеральные государственные образовательные стандарты по подготовке живописцев, графиков, скульпторов, а в утвержденном Минздравсоцразвития России Едином квалификационном справочнике «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» специальности «живописец», «график», «скульптор» фактически не востребованы [6]. Есть должности художников с самыми общими квалификационными требованиями художественного образования. Подтверждение тому -отсутствие в числе подведомственных Минкультуры профильных учреждений, специализирующихся на произведениях изобразительного искусства - потенциальных заказчиков на выпускников художественных вузов, по аналогии, например, с учреждениями сценических искусств в части режиссеров, продюсеров, артистов и т.п. В советское время такую роль играли художественные комбинаты, однако сегодня подобные им организации

отсутствуют. Выпускник изначально не имеет возможности трудоустройства по специальности, и данное обстоятельство самым непосредственным образом сказывается, как на мотивации обучения, так и последующей реализации духовной миссии искусства.

Следует признать, что сегодня в ряде вузов имеют место подвижки в обратную сторону, однако уже нанесенный ущерб трудно восполним, ибо над высшей художественной школой продолжает висеть дамоклов меч финансирования.

На ситуации в художественно-творческих вузах весьма своеобразно сказалось выполнение известного президентского указа о поэтапном повышении средней заработной платы профессорско-преподавательского состава. Перекладывание задачи изыскания необходимых для этого дополнительных финансовых ресурсов на плечи самого вуза путем поощрения развития платных образовательных услуг и привлечения иных источников внебюджетного финансирования несет реальные угрозы утраты сути творческого образования в сфере искусства. Стандарты самофинансирования, характерные для технического вуза, у которого всегда есть заказчик из числа хозяйствующих субъектов, абсолютно неприменимы к вузу художественному, поскольку у последнего, как мы указали выше, вообще нет системного заказчика.

В целях повышения уровня заработной платы общие требования и регламенты, выработанные для среднестатистического обезличенного вуза сегодня распространяются и на вузы художественно-творческие. Приведем один, наиболее показательный пример. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица согласно «дорожной карте», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации в 2018 году должна завершить переход на стандарт 1 преподаватель на 12 студентов [8]. В советское время эта норма составляла 1 к 4. И она была оправдана. «Производство» художника требует в первую очередь индивидуальной работы, ибо такого рода выпускники -«штучный товар». Многие деятели культуры и искусства неоднократно напоминали чиновникам об этом. И если Минкультуры России для сети подведомственных образовательных учреждений добилось стандарта 1 к 4, то Минобрнауки России в части своих художественно-творческих вузов продолжает реализовывать общий подход, выработанный для технических вузов [7]. В результате, в Академии имени А.Л. Штиглица в 2017 году предстоит сократить порядка одной трети ставок профессорско-преподавательского состава. Думаю, не надо быть большим аналитиком, чтобы понять, к чему это приведет.

По нашим оценкам, чтобы вуз выполнил майский 2012 года президентский указ «за счет внутренних резервов», преподавателям придется работать на полторы ставки и еще брать 300 часов почасовки, что уже имеет место в отдельных вузах Минкультуры России. В результате получается запредельная норма - примерно 1650 часов в год. Специалисты понимают, что это -не реально. Значит, упростится содержание занятий, преподаватель превратится в ломовую лошадь, главная цель которой - заработать, а не подготовить кадры. Ему уже будет «не до индукции и дедукции», а надо «давать продукцию». Естественно, не остается времени для индивидуальной работы, а отсюда и соответствующее качество выпускника.

Еще более плачевная ситуация складывается с такой уникальной категорией педагогов, как учебные мастера. Сегодня они, к сожалению, не отнесены к профессорско -педагогическому составу, соответственно, не подпадают под президентский указ о поэтапном повышении заработной платы, и неотвратимо исчезают из образовательного процесса. А ведь именно они играют определяющую роль в овладении практическими технологическими навыками будущей профессии.

Нельзя забывать, что художественно-творческое образование строится несколько иначе, чем в обычных вузах естественно-технического и обще гуманитарного профиля. Здесь в основу образования закладывается исторический опыт национальной художественной культуры. Здесь властвуют историческая память и национальные культурные коды, которые требуют воспроизводства национально-культурной идентичности, соответствующей подготовки их носителей и проводников. И это, прежде всего сфера искусства, архитектуры и литературы. Именно здесь требуется принципиально иной подход в организации учебного процесса, способного «производить» принципиально иной «продукт» - художественно одарённую творческую личность. Первоочередное и определяющее значение имеют прямые и персонифицированные творческие коммуникации преподавателя и студента. Ни о каком дистанционном обучении здесь вообще не должно идти речи. Однако именно дистанционное обучение сегодня навязывается, как наиболее легкий способ заработать деньги.

В этой связи, особый разговор о педагогах-художниках, призванных творческие кадры обучать и воспитывать. Именно они выступают «коренниками» обучения творческим

специальностям. Их личный творческий потенциал, мировоззренческая позиция, кругозор и человеческие качества интегрируют усилия всего коллектива преподавателей и, в конечном счете, определяют качество подготовки. Российская высшая художественная школа изобилует более чем убедительными примерами такого рода педагогов. Достаточно посмотреть, какие талантливые ученики вышли из-под педагогического крыла рисовальщика П.П. Чистякова, создавшего собственную систему преподавания рисунка, живописца А.А. Осмеркина, композитора Р.М. Глиэра, режиссера С.А. Герасимова и многих других [10]. Увы, такого рода педагогическая школа сегодня неумолимо иссякает, что грозит ее полной утратой.

Необходимо подчеркнуть, что в художественных творческих вузах педагог - признанный Мастер, Художник с большой буквы, способный творчески сплотить и увлечь за собой студентов, организовать художественное образовательное сообщество преподавателей своей творческой мастерской как профессионально-творчески-экспертной и образовывающей корпорации и студентов как «интерактивной» образовывающейся и образовываемой общности занимает особое место. Именно он транслирует свет трансцендентных горизонтов бытия, который жадно и глубоко впитывает студент, чтобы в конце обучения преобразиться в творца, осуществляет постоянные духовные коммуникации с учениками, не только обучая их профессиональному ремеслу, но и воспитывая в ученике творческую личность, определяет и поощряет его творческую специализацию. Иным путём творческую суть образовательного процесса не обеспечить. И здесь вполне уместно сравнить художественно-творческое образование с образованием университетским. Университеты традиционно призваны готовить интеллектуальную и духовную элиту критически мыслящих, творчески активных граждан. Неслучайно классическая форма организации университетского образования - научные лаборатории и научные семинары, которые персонифицируются в одном лице - носителе научной школы. Аналогично и тоже традиционно организуется учебный процесс в художественном вузе, где основная образовательная форма - творческая мастерская во главе с Мастером - признанным творческим авторитетом. Поэтому и особый разговор о педагогах-художниках, призванных творческие кадры выращивать - обучать и воспитывать.

В России принята и реализуется амбициозная программа «5 в 100», по результатам которой страна надеется пополнить мировой рейтинг высших учебных заведений. На программу выделяются серьезные ассигнования из федерального бюджета. Но сегодня есть сфера высшего образования, где Россия, в силу исторических обстоятельств, продолжает занимать ведущее место в мире. И это - российская высшая художественная школа. Важно не только не растерять эти, наработанные столетиями достижения, но и дальше развивать их, позиционировать страну в качестве центра мирового художественного образования. Кстати, финансовый затраты здесь окажутся несравнимо меньше, а эффект более чем существенный, мы бы сказали -стратегический. Прогностические оценки, сделанные нашим великим соотечественником А.С. Панариным о возрастающей роли культуры, как носителя человеческих ценностей в развитии постиндустриальных обществ - серьезное тому обоснование [5, с. 44-45].

Решение большинства из перечисленных выше проблем высшей художественной школы сегодня, как говорится, лежит на поверхности, не требует крупных капиталовложений и находится в русле общей установки повышения эффективности бюджетных расходов путем достижения мультипликативной отдачи. Так, сегодня, ввиду отсутствия должной востребованности, влачит жалкое существование и фактически разрушается знаменитая Академическая дача - «мекка» русских художников, уникальное историко-культурное наследие, внесшее в царские и советские времена существенный вклад в развитие русской школы академического искусства [9]. Практически все известные русские художники конца XIX - XX веков прошли «Академичку». По инициативе И.И. Репина Академическая дача была преобразована в летнюю творческую базу для студентов Академии Художеств, которые могли здесь отдохнуть и поработать на пленэре. Вскоре после революции 1917 года Академическую дачу закрыли, но все время ее временного простоя в окрестностях по-прежнему жили художники, приезжавшие сюда ранее студентами.

Второе рождение «Академички» произошло в 1947 году. Здесь, в Доме творчества написаны многие жемчужины советского живописного искусства, экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных выставках, хранящиеся в Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях России и по всему миру. Именно «Академичка» и ее окрестности от Вышнего Волочка и до Валдая стали основным и главным содержанием всех пейзажных работ. Патриарх отечественной живописи В.М. Сидоров писал, что как художник он во многом сформировался на Академической даче: «Академическая дача», созданная как пристанище для неимущих

студентов Императорской академии художеств, и в наше время играла ту же роль для нас, недавних выпускников институтов, не имевших «ни кола, ни двора» [3, с. 75].

Воссоздание «Академички», организация на ее базе натурных практик студентов ведущих творческих вузов, с выделением целевого финансирования позволит, и поднять уровень подготовки выпускников, и сохранить историко-культурное наследие, поддержать лидирующие позиции России в части художественного образования, и сделать страну притягательной для мировой художественно-творческой элиты.

Таким образом, ситуация в стране диктует необходимость деятельного осмысления проблем художественного образования в контексте реализации роли культуры в жизни личности, общества и государства. Продукт высшей художественной школы - знания, способные производить художественные ценности - объективированные духовные смыслы бытия. Только в случае решения перечисленных выше основных задач в области организации высшей художественной школы возможна реализация уникальных социальных функций культуры и искусства как фактора общественного развития и обеспечения национальной безопасности. В данном контексте уместно перефразировать известное высказывание насчёт собственной армии: если не иметь своих носителей национальных культурных кодов, будем воспроизводить чужие духовные матрицы. А коллапс духовный неизбежно ведёт к утрате национальной государственности.

Отдельный разговор об управленческих кадрах в сфере культуры и искусства. Дело в том, что ввиду особого психологического склада личности талантливый художник далеко не всегда способен к успешной организационно-распорядительной деятельности. Подбор и подготовка таких кадров - дело весьма трудоемкое, требующее длительной вдумчивой и кропотливой работы. В силу специфики творческой среды весьма вероятно появление на бюрократическом небосводе людей амбициозных, из категории любящих себя в искусстве и не очень талантливых, откровенных карьеристов, утверждающих себя на творческом олимпе нетворческими категориями, за счет административного ресурса и «работы локтями». Такая, по сути, графоманская публика легко подвержена конъюнктуре, всяческим «измам» как способе самоутверждения, воплям о цензуре, склонна к «назначению гениев» и угодливости к начальству. Для искусства убийственно доверяться их мнению. И уже совсем противопоказан управленческий десант в сферу культуры так называемых эффективных менеджеров, проявивших себя в бизнесе, от искусства весьма далеких, страдающих отсутствием элементарного художественного вкуса, не понимающих тонкую натуру художника.

Подготовка просвещенных руководящих кадров - задача архисложная. Профессиональная бюрократия часто не улавливает специфику творческих процессов и особенностей личности художников, и скатывается к командно-административным методам, которые чреваты самыми негативным последствиями для сферы искусства. Просвещенный чиновник в культуре и искусстве еще более чем «штучный товар», чем сам творец. И только кропотливая работа по поиску достойных, их подготовке и выращиванию может дать положительные результаты. В противном случае неминуема перманентная чехарда руководящих кадров, как это имело место, например в Российском институте истории искусств, что, в свою очередь свидетельствует об элементарной некомпетентности, в части касающейся, лиц, принимающих решение. Сказанное следует целиком и полностью, и прежде всего, отнести к подбору руководящих кадров для художественных вузов. Здесь ректор не просто руководитель. Он - творческое лицо всей высшей художественной школы.

Сегодня культура затрагивает и пронизывает все жизненно важные сферы общественного бытия, от воспитания подрастающего поколения до экономического развития и обеспечения национальной безопасности государства. Особую роль в общественной жизни играет искусство. Оно призвано формировать духовную культуру на принципах добра, справедливости и красоты, обеспечивать механизмы единения людей на путях достижения общих, жизненно важных целей, создавать необходимые условия для реализации интегративного качества народа как целостного социального субъекта. В конечном счете, искусство определяет духовное здоровье нации, которое невозможно измерить деньгами. «И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал» - так образно и лаконично сформулировал великий русский поэт А,С. Пушкин смысл и назначение своей миссии в культуре. Именно такого качества сегодня не хватает отечественному искусству. Поэтому так необходимы экстренные меры по развитию отечественной высшей художественной школы, и, как говаривал известный литературный персонаж, «торг здесь неуместен». Время собирать камни.

Список литературы / References

1. Сурожский Антоний, митрополит. Красота и уродство. Беседы об искусстве и реальности. М.: Никея, 2017. 192 с.

2. Бундин Ю.И. Боль грядущей утраты. Художественно-творческие вузы России - наше национальное достояние // Литературная газета, 2015. № 17.

3. Сидоров Валентин. «Гори, гори ясно...». М.: «ГАЛАРТ», 2008. 248 с.

4. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Ильин И.А. Собр. Соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1996. Т. 6: Кн. 1. 560 с.

5. ПанаринА.С. Глобальное политическое прогнозирование. М.: Алгоритм, 2000. 352 с.

6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://client.consultant.ru/ (дата обращения: 21.03.2017).

7. Приказ Минкультуры России от 28.08.2014 N 1483 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» в отношении подведомственных Министерству культуры Российской Федерации федеральных государственных бюджетных образовательных организаций и научно-исследовательских учреждений». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://client.consultant.ru/ (дата обращения: 21.03.2017).

8. Распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 N 722-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://client.consultant.ru/ (дата обращения: 21.03.2017).

9. РоманычеваИ.Г. Академическая дача. История и традиции. СПб.: Петрополь, 2009.

10. Савинов А.М. Система преподавания П.П. Чистякова как пример профессиональной деятельности художника-педагога. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного наследия» http://www.art-education.ru/AE-magazine/ № 3, 2010. http://www.art-education.ru/electronic-journal/sistema-prepodavaniya-p-p-chistyakova-kak-primer-professionalnoy-deyatelnosti/ (дата обращения: 18.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.