Научная статья на тему 'Высшая школа за рубежом. Массачусетсский технологический институт'

Высшая школа за рубежом. Массачусетсский технологический институт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая школа за рубежом. Массачусетсский технологический институт»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дтясов Н. И.г Бояринов Г. А. Внутривенное нагнетание крови при шоке и терминальных состояниях / Мордов. ун-т. Саранск, 1979. 107 с.

2. Владимиров Ю. А., Потапенко А. Я. Физико-химические основы фотобиологических процессов. М.: Высш. иж„ 1989. 199 с.

3. Губанов Н. И.г Утепбергенов А. А. Медицинская биофизика. М.: Медицина, 1978. С. 67 — 95.

4. Дерягина Г. П. Влияние УФ^облученно^ крови на состояние системы свертывания крови и фибринолиза у больных с нестабильной стенокардией // Механизмы влияния облученной УФ-лучами крови на организм человека и животных. Л., 1986. С. 85 — 87.

5. Дуткевич И. Г., Марченко А. В. Актуальные методические вопросы применения УФ-облучения (фотомодификации) крови в медицине // Экспериментально-клиническое использование оптического излучения в медицине. Саранск, 1991. С. 4 — 11.

6. Кукуй Л. М„ Масекко В. П., Фактор Э. А. Особенности гормональной регуляции при лечении тяжелой ишемической болезни сердца аутотрансфузией УФ-облученной крови//Механизмы влияния облученной УФ-лучами крови на организм человека и животных. Л., 1986. С. 85 — 87.

7. Марченко А. В., Дуткевич И. Г., Мальга-

сов А. X., Головин Г. В. Роль воздействия дневного света на кровь в механизме лечебного эффекта гемотрансфузий // Вестн. хирургии,

1989, № 8. С. 114 — 117.

8. Островерхое Г. Е., Никольский А. Д. К

технике портографии // Вестн. хирургии. 1964.,

№ 4. С. 36 — 41.

9. Паташсв Л. В., Чеминава Р. В. Ультрафиолетовое облучение аутокрови в лечении хирургических больных // Вестн. хирургии. 1981 ^

№ 4. С. 152 — 153.

10. Рябов С. И., Наточии Ю. В.г Бондарен-

ко Б. Б. Диагностика болезней почек. Л.: Медицина, 1979. 256 с.

11. Сокрут В. Н., Яблучанский Н. И.г Жда~ мюк Ю. И,г Швиренко И. Р. Влияние УФО крови на перекисное окисление липидов, кинетику миоглобина и креатинкиназы при неослож-ненных и осложненных формах заживления экспериментального инфаркта миокарда //" Экспериментально-клиническое использование? оптического излучения в медицине. Саранск,:,

1991. С. 63 — 69.

12. Холмогорев В. Е., Крыленков В. А., Осма-

. нов М. А. Первичные фотопроцессы в крови и ее компонентах при действии оптического излучения // Молекулярные механизмы биологического действия оптического излучения. М.„ 1988. С. 164 — 177;

АЛЛЛЛЛ «'^ЧЛЛАЛЛЛЛЛЛААЛЛАЛЛАЛАЛЛАЛАЛ^

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЫСШАЯ ШКОЛА ЗА РУБЕЖОМ

МАССАЧУСЕТССКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Проблема подготовки преподавательских, инженерно-технических, научных кадров волнует сегодня многие высшие учебные заведения. Что делать, чтобы выпускники, окончившие институт или университет, отвечали все возрастающим требованиям нашей жизни?

Читателям «Вестника Мордовского

университета» небезынтересно будет узнать опыт работы Массачусетсского технологического института, который? является одним из престижных вузов США. познакомиться с организацией учебного процесса, правилами приема и требованиями, предъявляемыми 1С подготовке бакалавров, докторов.

магистров и

Массачусетсский технологический стипендиаты

институт является техническим университетом, в котором обучаются приблизительно 9 500 человек. Общее количество преподавателей — около 1 900, В это число не входят так называемые

аспиранты и старшекурсники, получающие стипендию за совмещение учебы с работой в качеств ве помощников преподавателей, а также служащие, выполняющие функции: индивидуальных консультантов.

В составе института факультеты архитектуры и планирования, инженерный, гуманитарных и общественных наук, медицинский колледж Уиттекера, факультет управления Слоана, факультет естественных наук. Они объединяют 22 кафедры, а также большое число >лежкафедральных лабораторий, исследовательских центров и других подразделений. Особенностью обучения является возможность совместного участия студентов и профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательской работе, которая

9

проводится на самом современном оборудовании, в некоторых случаях — уникальном.

Высший руководящий орган института — Совет попечителей, или Совет опекунов, состоящий приблизительно из 75 человек. Он формируется из ведущих представителей фицансово^про-.мышленных кругов^ занимающих руко-: водящие посты в сфере бизнеса и политики либр штата, либо государства в целом. Совет наделен большими полномочиями: он решает финансовые ©опросы вуза, избирает его президента, вице-президентов по научной и учебной работе, административным делам, назначает состав деканатов, руководителей отделов и факультетов, определяет общую политику вуза, утверждает план педагогической и научно-исследовательской деятельности, оп-ределяет, по каким специальностям .должна осуществляться подготовка, а также содержание, идеологическую _ направленность преподавания, разрабатывает правила приема и формирования контингента студентов и т. д.

Реализация директив Совета попечителей возлагается на' президента, который осуществляет эту деятельность /через ректора, проректоров, вмце-пре-зидентов. Ректор несет ответственность за программы в области обучения и исследований всего института, работает в тесном сотрудничестве с проректорами и деканами факультетов.

Профессорско преподавательским коллективом руководит президент института через председателя, заместителя председателя и секретаря совета

преподавателей. Кроме того, работают декан по вопросам обучения студентов и декан студенческой жизни.

Организация учебного процесса в вузе представляет большой интерес в связи с тем, что она базируете^ на научных концепциях, разрабатываемых Научно-исследовательским центром института по изучению образования, который координирует и концентрирует всю исследовательскую и практическую деятельность факультетов в области разработки и применения на практике новых средств и методов обучения. Здесь принята трехуровневая система подготовки. Окончившему первую ступень присваивается степень бакалавра, что соответствует уровню выпускника нашего техникума. Для получения более высоких степеней — ма-гистра и доктора — предусматривается так называемая послевузовская подготовка, что соответствует нашей аспирантуре. Успешно окончившим вторую ступень присваивается степень магистра или инженера (в зависимости от специализации), что соответствует уровню подготовки нашего инженера, окончившего технический вуз. Степень доктора приблизительно соответствует уровню нашего кандидата наук, с той, однако, разницей, что не требуется публикаций по теме диссертации, а ее защита проводится непосредственно на кафедре перед комиссией, состоящей из членов профессорско-преподавательского состава кафедры.

Степени магистра, инженера и доктора утверждаются Советом-попечителей по представлению кафедры.

Для того чтобы получить рекомендацию на получение степени бакалавр

л

ра, студент должен успешно изучить предметы, которые входят в программу всех специальностей, а также усвоить совокупность дисциплин в соответствии с программой кафедры. Как это выглядит на деле, удобнее всего рассмотреть на конкретном примере. Так, в программу подготовки бакалавра наук в области электротехники входят 17 йбщеинститутских предметов (144 зачетные единицы), обязательные дисциплины по ^ кафедральной программе (120 единиц), факультативные

предметы с ограничением выбора (48 единиц), факультативные предметы без ограничения выбора (54 едини-: цы). Общее количество зачетных единиц, необходимых для получения степени бакалавра наук, — 366/

Проиллюстрируелл требования к подготовке аспирантов via примере Кафедры электротехники И вычислительной Техники. В институте имёкзтся -фи программы работы для аспирантЬв. Для получения степени магистра "наук обычно нужно примерно два года, чтобы завершить установленные программой занятия и провести исследования. Прозанимавшись один гоД; аспирант, который провел очень важные исследования при работе над 'диссертационной темой, может одновременно поручить звание инженера-электрика и сте-

f I

пень магистра наук.

Определенных условий для приема в аспирантуру нет. Руководство института очень внимательно знакомится уровнем подготовки всех желающих поступить в аспирантуру, чтобы убедиться, что они действительно могут продолжать занятия по аспирантской программе. Отобранные претёнденТы связываются непосредственно с преподавателями — специалистами в интересующей их области. В любом случае очень важными считаются качество подготовки, хорошие знания предметов, изучаемых в институте.

Программа подготовки магистра наук в области электротехники и вычислительной техники включает по меньшей мере четыре формальных предмета аспирантского уровня, *' причем это могут быть дисциплины, изучаемые в ходе лекционных, семинарских или лабораторных занятий. В программе выделяются одйн-два теоретических или экспериментальных аспекта электротехники и вычислительной техники.

Способные аспиранты, которые хотят получить более широкую подготовку, чем обеспечивает программа, могут готовиться к получению степени инженера-электрика. Она присуждается за работу в области как электротехники, так и вычислительной техники. Курс занятий в этом случае электив-

'ный, т. еЛ аспирант сам выбирает необходимые ему предметы. Заканчивается работа написанием диссертации.

Для завершения докторской программы обычно нужно еще пять с половиной лет (после четырехгодичного курса обучения в институте). Как правило, до получения степени доктора, нужно стать магистром наук (это требование кафедры) в данном или каком-либо другом учебном заведении. " ^ Кандидаты на степень доктора должны выполнить диссертационную работу, которая будет представлять зна-г-чительный научный интерес, и участвовать в преподавательской работе < на: кафедре. Качество диссертации, представленной на соискание степени ма~

' л

гистра, играет важную роль при решении вопроса о разрешении аспиранту приступить к подготовке по докторской программе.

Экзаменационные сессии в Магса-* чусетсском технологическом институте? очень короткие (2 — 3 дня). Посколь-ку^экзамены проводятся практически по7 всем изучаемым курсам, студента ' не в состоянии повторить за это время весь материал, поэтому' необходимо» 'накапливать знания в течение семестра.» На экзамене контролируется не запоминание материала на уровне воспро^ неведения, а то, как студент усвоил полученные знания и умеет самостоя^ тельно ими пользоваться.

В институте не ограничиваются только результатами итоговых экзаме^ нов для оценки работы студентов. £ течение семестра знания проверяются?! на практических занятиях методом простого опроса, на основании сделанных докладов, выполненных проектов, курсовых, а также письменных работ. К их проверке привлекаются студент ьИ старшекурсники и аспиранты. Рёзульта-1 ты анализа текущей успеваемости пё-' редаются в регистрационное бюро * сообщаются 'студентам, которые заносят их в табели успеваемости. Для этого выработана соответствующая система обозначений. Результаты проверка текущей успеваемости учитываются при выведении среднего балла по каждой дисциплине.

Знания студентов оцениваются по*

|

5-балльной системе, имеющей буквенные выражения: А — отлично (5) — очень хороший ответ, свидетельствующий о великолепном по;>:ман/ < предмета, широких знаниях и умелом использовании понятий и материалов; В — хорошо (4) — хороший ответ, свидетельствующий об умении пользоваться соответствующими концепциями, понимании темы, способности решать задачи и использовать мате-

л

риалы, связанные с данным предметом; С — удовлетворительно (3) — приемлемый ответ, свидетельствующий о достаточном понимании предмета, о способности решать относительно простые задачи и о достаточной подготовленности к тому, чтобы перейти к более глубоким исследованиям в этой области; Д — неудовлетворительно, но допустимо (2) — минимально приемле- I мый ответ, свидетельствующий о частичном знакомстве с предметом и способности решать относительно про-стые задачи и в то же время выявляющий серьезные недостатки в знаниях; при такой оценке необходима допол-

нительная проработка предмета и повторная сдача экзамена; Е — недопу-

стимо (1).

Особо следует остановиться на проверке знаний первокурсников. По всем изучаемым предметам они получают на экзаменах формальные оценки — сдал / не сдал, обозначаемые Р/Е. Оценка Е в зачетную ведомость не заносится. Такая характеристика знаний преследует несколько целей, главные среди них — уменьшить волнение и напряжение первого года обучения в институте, а также развить зрелое отношение к учебе и распределению своего времени. Считается, что охарактеризовать качество работы; первокурсника средним баллом успеваемости невозможно. Тут нужен более фундаментальный подход. В середине и в конце каждого семестра преподаватели подают в регистрационное бюро характеристику, оценивающую работу первокурсника.

Публикацию подготовил

П. Ф. ПОТАПОВ

Л А А А/\У>У\У\/\/\/\/\/\/\/\У\У>У\^^ /Ч/Ч/Ч/Ч/ЧЛ/Ч/*' ^

РАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ НА ОСНОВЕ КАРКАСНЫХ БЕТОНОВ

В. Т. ЕРОФЕЕВ, кандидат технических наук

%

Сущность каркасной технологии заключается в предварительном изготовлении каркасов из крупнопористых смесей с последующим заполнением пустот в отвердевшем каркасе мелкозернистой матрицей, при этом каркас и матрица могут быть\ сформированы на различных связующих. Это дает возможность получать композиты с сочетанием самых разных и даже несовместимых 'вяжущих с заранее заданным комплексом свойств, т. е. открывает путь к направленному материаловедению [9}.

Полимербзтонные каркасные полы. Традиционные строительные материалы, применяемые в промышленном и

сельскохозяйственном строительстве при устройстве полов, обладают малой долговечностью. Например, бетоны на цементном вяжущем имеют низкую прочность при растяжении, ограниченную химическую стойкость, малукж предельную растяжимость, значительную истираемость. Облицовка иа кислотоупорной плитки, применяемая в цехах машиностроения, металлургии, основной химии, обладает малой ударной прочностью, требует больших затрат ручного труда при изготовлении. Деревянные полы в животноводческих: зданиях быстро гниют.

На данном этапе разработаны и применяются монолитные полимербе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.