«ВЫСШАЯ МУЗЫКА» КАК ЭЛЕМЕНТ МЕДИАТЕКСТА
Л.И.Воробьева, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова
Аннотация. Автор статьи обращает внимание на значимость музыкальной составляющей медиатекста в его развивающем воздействии на личность.
Ключевые слова: медиакультура, медиаобразование, медиатекст, восприятие слуховое, воздействие медийное.
The Expressive Possibilities of Music as an Element of Media Text
Dr. Lubov Vorobyeva, Docent of Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute
Abstract. The author draws attention to the importance of the musical component of media text in his personal effects.
Key words: media culture, media education, media text, audio perception, media effect.
Современный человек воспринимает музыку чаще всего в структуре медиатекстов, слушая радио, посещая кинотеатр, сидя у телевизора или используя мультимедийные компьютерные системы, заходя в Интернет. Становясь объектом медиакультуры, музыка не должна потерять своих качеств, благодаря которым ее с древнейших времен считали сильнейшим воспитательным, развивающим средством. Читатель может напомнить себе о том значении, которое придавали музыке древние народы по работам Платона и Аристотеля. Платон в трактате «Тимей» (ок. 360 г до н.э.) пишет: «...Гармонию, пути которой сродни круговращению души, музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не для бессмысленно-
го удовольствия - хотя в нем только и видят нынче толк, — но как средство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее к строю и согласованности с самой собой. Равным образом, дабы побороть неумеренность и недостаток изящества, которые выступают в поведении большинства из нас, мы из тех же рук и с той же целью получили ритм» [Платон, 1971, с. 11, 121].
Медиакультуру (media culture) в научной литературе определяют как совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в социуме. Отмечают, что по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней
развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа [Федоров, 2001]. В приведенном определении мы хотим, прежде всего, подчеркнуть слово «ценности» и предположить, что оно является ключевым при отборе содержания медиаобразования.
Медиаобразование (media education) - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета [Федоров, 2001].
Для исследователя актуальных тенденций в области музыкального образования ключевое значение приобретают такие понятия как медиатекст (media text) - сообщение, изложенное в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и др.); воздействие медийное (media effect) - различного рода (психологическое, этическое, эстетическое, терапевтическое и др.) влияние медиа и медиатекстов на аудиторию; восприятие слуховое
(audio perception) - способность человека к выявлению смысловых, образных взаимосвязей между единицами звуковой информации; установления в них закономерностей, конфликтов; ощущение атмосферы чувств, значений, ассоциаций; определение своего отношения к звуковой информации.
Озвученный интонационный символизм музыки, закодированный в знаках-нотах, обретает благодаря медиа характер самой распространенной медийной информации. И благодаря медиа музыка получает беспредельное воздействие на людей, их жизнь, идеалы, поступки, мысли, действия. Поэтому так важно, какая музыка звучит в медиатекстах, особенно -в образовательных. Медиатексты становятся культурной образовательной средой. Сегодня при составлении и чтении медиатекстов нельзя опираться только на свою интуицию и субъективный эмоциональный отклик. Необходимы объективные научные основания, определяющие эффективность медиаобразования и образования с использованием медиа.
Все вышесказанное обосновывает актуальность исследования медиатекста в аспекте развивающего воздействия высокой музыки как его элемента (составной части сложного целого).
Обратимся к её духовной сущности, музыковедческим основаниям и музыкотерапевтическим функциям. Определившись с методологией, приступим к составлению медиатекстов, применяемых в музыкальной психотерапии, учебный курс которой автор статьи раз-
работала и читает на факультете искусств и художественного образования Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова.
В процессе исторического развития общества способы передачи и характер восприятия музыки не могли оставаться неизменными. Очевидно, что в прошлом люди слушали и слышали музыку иначе, чем сейчас, в эпоху медиа. Однако, приобретая новые средства коммуникации, не следует забывать об исторической значимости духовных оснований в отечественном образовании, особенно использующем музыку Обретя огромные возможности распространения музыки с помощью медиа, понимая и признавая ее могучую воспитательную силу мы, странным образом, перестали эту силу использовать, утратили духовную составляющую образования, которая так мощно была представлена в образовании на заре становления отечественной школы письменной ориентации.
«Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную. Картины тоже смотрят едва ли не все, но не все видят живопись - искусство» [Асафьев, 1963, с. 39, 40]. Убеждение в том, что музыка понятна всем (ориентир на психофизиологическое воздействие музыки) привела к постепенной утрате понимания и реализации в обучении коммуникативной функции художественного музыкального языка. Серьезная музыка (в каких бы жанрах и стилях она ни была представлена) с ее сложным содержанием и нелиней-
ным развитием оказалась недоступной широкой публике; перестала выполнять свои образовательную (в совокупности воспитательной, обучающей, развивающей) и коммуникативную функции. Публика из концертных залов переместилась в бары, дискотеки, на стадионы, все более требует зрелищ, и, как это уже не раз бывало в истории человечества, - за духовным невежеством неизбежно последовала духовная деградация. Культура ради сиюминутной материальной выгоды предала свои идеалы. «Развал страны начинается с развала душ. ... Бич современности -нераскаянное духовное невежество, любующееся собой в извержении из себя пошлейших интерпретаций жизни» [Медушевский, 2001, с. 4, 7]. Полностью согласимся с В. Медушевским в том, что налицо катастрофический обвал духовной семантики как вербального, так и художественного, музыкального языков, а вместе с этим забвение и самих языков под наступлением сленгов, в том числе и музыкальных [Медушевский, 2001, с. 141].
Трансформацию музыкального образования в условиях возможностей медиаобразования мы связываем с возвращением художественного языка «высшей музыки» (Б. Асафьев), которая может быть порывистой, нервозной, взволнованной, возбужденной, напряженной, восторженной, патетически-приподнятой, волевой, властной, повествовательной, декламационной; в ней могут ощущаться томление, недосказанность, недостижимость, безысходность, холодность, сумрачность, просвет-
ленность, теплота; общий колорит музыки может быть темным, мягким, матовым или блестящим, нежным или резким, колючим, жестким; тон высказывания автора доверительным, интимным, либо обнаженным (В. Медушевский), -но высшая музыка всегда одухотворяет, призывает к свету, добру В образовательный процесс необходимо включать такого рода меди-атексты, позволяющие пережить художественный опыт восприятия, что, несомненно, обогащает внутреннюю жизнь человека, развивает его личностные качества.
В истории отечественного образования известны такие образовательные технологии. Так, для древнерусской музыкальной педагогики основополагающим и системообразующим фактором в определении содержания, педагогических целей и задач обучения, конкретных приемов и методов являлось духовное основание знаменного распева. Вспомним также, что разработанная Христофором система ознакомления учащихся с интонационными комплексами на основе установления слуховых и зрительных связей между звучанием, названием и графическим их изображением, словно создана для реализации с помощью современных медиа и указывает направление разработки музыкальных медиатекстов.
Характеристики высшей музыки обнаруживаем, прежде всего, в работах А. Лосева, Б. Асафьева, В. Медушевского. А. Лосев подметил, что музыка берет за основу две составляющие вербального языка: внеинтонационную структуру члене-
ния и структурирования вербального языка и его богатейшую интона-ционность, сплавляя их воедино. Б. Асафьев, исследуя музыкальную речь, выявляет множественные функции музыкальной интонации, ее звуко-временные объемы [Асафьев, 1963, с.223]. Лосевские понятия у него формулируются как интонационно-языковые обновления и переинтонирования; интонационный отбор; самоценностность интонационной формы. По мнению Асафьева и Лосева, вербальная система стремилась к однозначным точным смыслам, что имело жизненную значимость, а музыка, усиливая своими выразительными средствами фиксированную звучность интонации, оттачивая возможности трансляции через нее чувств и эмоций, создавала свои, искусственные звукообразования, «интонации» - знаки собственно музыкального языка.
Музыка - искусство интонируемого смысла (Б.В.Асафьев). Музыкальные интонации призыва, победы, жалобы, простора наполнены смыслом для слушателей, воспитанных на произведениях европейской культуры. Символизм музыкального развития: стремление к кульминации, конфликт и его разрешение, радостное, трагическое или комическое развитие событий, - все это воспринимается подготовленным слушателем как значимые жизненные события. Произведения, которые наиболее точно выражают обобщенные идеи человеческого существования, мы называем «высшей музыкой». Они остаются в веках, осуществляя связь поколений и их духовное воспитание.
Свои развивающие возможности высшая музыка убедительно продемонстрировала в психотерапии и коррекции различных сторон личности. В исследованиях Е.М. Бурно, Е.А. Медведевой, В.И. Пет-рушина, Г.Д. Семеновой, Е.В. Тихоновой и др. использование музыки в психотерапевтических целях позволяет обеспечивать в образовательном процессе: развитие коммуникационных процессов; развитие творческого воображения и фантазии; релаксацию; расширение и развитие эмоциональной сферы; развитие чувства коллективизма; развитие эстетических потребностей. Музыкально-рациональная психотерапия, разработанная В.И. Петрушиным (2000), представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных пациенту переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главными составляющими этого вида психотерапии. Пет-рушин рассматривает сеанс музыкальной психотерапии со стороны воздействия на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, отмечая что, поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект можно ожидать от влияния ее на чувства и настроения человека, ослабляющего негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки. Успокаивая эмоциональное состояние и наполняя его новыми ра-
достными переживаниями, музыкальный психотерапевт помогает своему пациенту. Влияния музыки на физическую и интеллектуальную сферы организма также существенны. Музыкальное сопровождение дыхательных и двигательных упражнений дает им особый жизнеутверждающий ритм. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, изменяет у пациента его взгляд на жизнь гораздо эффективнее, чем это может быть достигнуто в процессе обычной рациональной психотерапии. Таким образом, констатирует Петрушин, человек, входящий в мир высокой музыки и затем выходящий из него, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновленным.
Музыкальная психотерапия становится особенно актуальной в контексте медиаобразования. Во многих странах серьезно относятся к проблеме восприятия медийной информации и формирования критического мышления. О защитной функции медиаобразования говорят многие исследования. Мы не беремся утверждать, что отдельные жанры музыки опасны для здоровья, хотя такие исследования (например, рок-музыки) существуют. Но мы утверждаем, что музыка - один из самых значимых элементов медиатекстов. Мы предполагаем, что достижению психотерапевтических целей образования будут способствовать медийные технологии обучения - способы построения деятельности с применением медиа для достижения педагогических целей, при ус-
ловии использования в медиатек-стах высшей музыки различных жанров и стилей. Психотерапевтическое воздействие медиатекстов мы связываем, прежде всего, с их музыкальной составляющей.
Музыка может, как созидать, так и разрушать. Медиа усиливают эти ее возможности. В условиях развивающихся медиа задачей музыкального образования становится не только музыкальная подготовка, введение в музыкальную культуру, но и координация культурных явлений и процессов, связанных с восприятием музыки. Формирование культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки музыкальных медиатек-стов, обучение различным формам музыкального самовыражения при помощи медиатехники, - все это наполняет содержание музыкального образования новыми смыслами и компетенциями. В то же время медиа предлагают высокой музыке новые инструменты для реализации ее высокой миссии - одухотворения человека.
Литература
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л , 1963.
Воробьева Л. И. Музыкальная психотерапия в структуре профессиональной подготовки бакалавров на факультете искусств и художественного образования //Высшее образование сегодня. 2013. № 6. С.53-56.
Лосев А. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
Медушевский В. В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. Концепция. М., 2001.
Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. М.: Педагогика 1998. № 4. С.4.
Николаева Е.В. История музыкального образования. Древняя Русь. Конец X - середина XVII столетия. М., 2003.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М., 2000.
Платон. Соч. в 3 т. М., 1971. Т. 3. С. 11, 121.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001. 708 с.
Федоров А.В. Развитие медиаком-петентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М., 2007.
References
Asafyev, B.V. Musical form as a process. L, 1963.
Vorobyova, L.I. Music therapy in structure professional training bachelor in the faculty of arts and artistic education // Higher Education Today. 2013. No.6. P.53-56.
Losev, A. Sign. Symbol. Myth. Moscow, 1982.
Medusevskij,V.V. Basics of spiritually-moral education in the school. Concept. Moscow, 2001
Nazajkinskij, E. The psychology of musical perception. Moscow, 1972.
Nikandrov, N.D. Spiritual values and nurturing person. Moscow: Pedagogy 1998. No. 4. P. 4.
Nikolaeva, E.V. History of music education. Ancient Rus. End X-mid-17th century. Moscow, 2003.
Petrushin, V.I. Music psychotherapy. Moscow, 2000.
Platon. Works. Vol. 3. Moscow, 1971, p. 11, 121.
Fedorov, A.V. Development of media competence and critical thinking students of Pedagogical University. Moscow, 2007.
Fedorov, A.V. Media education: history, theory and methods. Rostov: CVVR, 2001, 708 p.