рами диктанта) на международной ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант».
Написав интерактивный диктант, став участником тотального, наш ученик не только повысит уровень своей грамотности, но и, возможно, заинтересуется произведениями новейшей литературы и найдет своего любимого автора.
Таким образом, традиционное привлечение разнообразного литературного материала на занятиях по русскому языку и культуре речи актуализирует читательский опыт студентов нефилологического профиля обучения и будет способствовать желанию читать и перечитывать.
Список литературы
1. Астафьев В. П Отблеск пламени // Астафьев В.П. Пролетный гусь: Рассказы, затеси, воспоминания. Иркутск.: Издатель Сапронов; Эфлакс. 2002.С.322.
2. Солженицын А. И. Объяснение // Русский словарь языкового расширения. М.: Русский путь.2000. URL: http://www.solzhenitsyn.ru/upload/slovar/1-6.pdf
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Ст. 19. URL: СПС Консультант Плюс.
4. Пушкина А. С. Вольность // Золотой том. М. : Имидж. 1993. С.365.
5. Чехов А. П. Письмо Чехову М. П. (не ранее 5 апреля 1879 г.) // Чехов А. П. Собрание сочинений : в 12 т. Т.11. М. : Художественная литература.1963. С.8-9.
6. Ватутина М. О. В теле письма // Новый мир. 2006. № 4. URL: http://magazines.russ.rU/novyi_mi/2006/4/vat1.html
7. Шибаев А. А. Поговорили // Язык родной, дружи со мной. М.: Детская литература. 1991. С. 88.
8. Гоголь Н. Собрание сочинений в 9 т. Т.5. Мертвые души. М.: Русская книга.1994. Гл.2 // Интернет-библиотека А. Комаров.URL: https://ilibrary.rU/text/78/p.3/index.html
9. Машинский С. И. Художественный мир Гоголя. URL: http://gogol-lit.ru/gogol/kritika/mashinskij-udozhestvennyj-mir/6-chast-2.htm
10. Лукин Е. Ю. Типа декрета об отмене определенности. Заметки национал-лингвиста // Электронная библиотека "Либрусек". URL: http://ip247.ip-144-217-51.net/b/130113/read
11. Королева М. А. Чисто по-русски. М.: Студия pagedown. 2014. С. 142, 162, 350, 155, 414, 447, 455.
12. Гончаров И. А. Обломов // Гончаров И. А. Избранные сочинения. М.: Художественная литература. 1990. Гл. 8. С. 81.
13. Александров Д. Н. Риторика: учеб. пособие. М.: Флинта : Наука. 2002. С.46.
14. Гoамота.Ру.URL: http://www.gramota.ru/
15. Тотальный диктант. URL: https://totaldict.ru/ Reference
1. Astafyev V. P Otblesk plameni // Astaf'yev VP. Proletnyy gus': Rasskazy, zatesi, vospominaniya. Irkutsk.: Izdatel' Sapronov; Eflaks. 2002.S.322.
2. Solzhenitsyn A. I. Ob"yasneniye // Russkiy slovar' yazykovogo rasshireniya. M.: Russkiy put'.2000. URL: http://www.solzhenitsyn.ru/upload/slovar/1-6.pdf
3. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ). St. 19. URL: SPS Konsultant Plyus.
4. Pushkina A.S. Vol'nost' // Zolotoy tom. M. : Imidzh. 1993. S.365.
5. Chekhov A. Pis'mo Chekhovu M. P. (ne raneye 5 aprelya 1879 g.) //Chekhov A. Sobraniye sochineniy : v 12 t. T.11. M. : Khudozhestvennaya literatura.1963. S.8-9.
6. Vatutina M. O. V tele pis'ma // Novyy mir.2006. № 4. URL: http://magazines. russ. ru/novyi_mi/2006/4/vat1.html
7. Shibayev A. A. Pogovorili // YAzyk rodnoy, druzhi so mnoy. M.: Detskaya literatura. 1991.S.88.
8. Gogol' N. Sobraniye sochineniy v 9 t. T.5. Mertvyye dushi. M.: Russkaya kniga.1994. Gl.2 // Internet-biblioteka A. Komarov.URL: https://ilibrary.ru/text/78/p.3/index.html
9. Mashinskiy S. I. Khudozhestvennyy mir Gogolya. URL: http://gogol-lit.ru/gogol/kritika/mashinskij-udozhestvennyj-mir/6-chast-2.htm
10. Lukin Ye. YU. Tipa dekreta ob otmene opredelennosti. Zametki natsional-lingvista // Elektronnaya biblioteka "Librusek". URL: http://ip247.ip-144-217-51.net/b/130113/read
11. Koroleva M. A. Chisto po-russki. M.: Studiya pagedown. 2014. S. 142, 162, 350, 155, 414, 447, 455.
12. Goncharov I. A. Oblomov // Goncharov I. A. Izbrannyye sochineniy a. M.: Khudozhestvennaya literatura. 1990. Gl. 8. S. 81.
13. Aleksandrov D. N. Ritorika: ucheb. posobiye. M.: Flinta : Nauka. 2002. S.46.
14. Gramota.Ru.URL: http://www.gramota.ru/
15. Total'nyy diktant. URL: https://totaldict.ru/
УДК 811.161.1 Д. В. Попов
Андижанский машиностроительный институт, Андижан
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ
Аннотация: Статья посвящена изучению образных средств воздействия, используемых в публицистических текстах русского языка.
Ключевые слова: русский литературный язык, стилистика, публицистика, образные средства языка.
D. V. Popov
Andijan Machine-Building Institute, Andijan EXPRESSIVE MEANS IN PUBLICISTIC TEXT
Annotation: The article is devoted to the study of the figurative means used in the publicistic texts of the Russian language.
Keywords: Russian literary language, stylistics, publicism, figurative means of language.
Как известно, для каждого из функциональных стилей характерен свой собственный набор воздействующих средств, прямо вытекающий из линг-востилистических особенностей этого стиля. Однако очень редко можно встретить чистый образец какого-либо стиля, гораздо чаще мы сталкиваемся с теми или иными инородными вкраплениями, адаптированными к данному конкретному тексту. Для публицистики это особенно важно, так как она охватывает и объединяет в себе множество разнообразных тематик - это и политика, включающая стилистические заимствования из официально-делового функционального стиля, и наука - из научного стиля, и культура - из художественного текста, и различные интервью - из разговорно-бытового стиля и т.д. Таким образом, можно говорить лишь о характерных для данного стиля в большей или меньшей степени средствах языкового воздействия, т.к. все они в той или иной мере всегда присутствуют в языке.
К экспрессивным, то есть выразительным средствам, относятся слова и выражения, главной
особенностью которых является эмоциональная окрашенность, служащая для обозначения положительной или отрицательной оценки. Эмоциональное воздействие обеспечивается при помощи разнообразных экспрессивно-образных средств языка (тропов, фигур речи, лексических средств и т.п.).
Образность как средство воздействия прежде всего принято связывать с художественной литературой и поэзией, однако публицистические тексты часто не менее образны, просто их образность определяется другими задачами и иным подходом к действительности (т.к. художественная литература по большому счету - вымысел, а публицистическая - документальна в той или иной степени, хотя многие художественные и публицистические тексты находятся в промежутке между двумя «полюсами»). Писатель, изображая действительность, выражает свою точку зрения косвенно, через описанные им ситуации и своих героев. Публицист открыто убеждает, агитирует и пропагандирует [3, с. 31].
Но и в том, и в другом случае воздействие на читателя достигается посредством яркости, образности и эмоциональности текста, что отчасти роднит художественную литературу и публицистику, в отличие от, скажем, научного стиля, где основной упор делается на факты и доказательства.
Многие исследователи отмечают, что за последнее время публицистические тексты претерпели довольно серьезные изменения, причем связано это, в первую очередь именно с основной задачей прессы - воздействовать на общественное мнение и при этом быть доступным «среднему», а точнее -любому, вне зависимости от степени образованности и культуры, читателю. Следствием этого стало то, что «публицистический стиль расширил границы норм, стал более «демократичным», разговорным. Элементы эпатажа, шока, нарочито вульгарная речь, грубая игра слов, смешение разных культурных традиций - новые черты языка газеты и телевидения» [2].
Публицистический функциональный стиль, как и любой другой, неоднороден по своей структуре, т.е. подразделяется на различные жанры. И если чистый образец какого-либо стиля встретить затруднительно (это, скорее, абстракция, функционирующая в теории языка), то тексты различной жанровой принадлежности непосредственно составляют все многообразие публицистики.
Выделяют три группы жанров публицистического стиля [4]:
- информационные (заметка, интервью, отчет, репортаж и т.д.). Они нацелены на оперативное и, по возможности, точное и беспристрастное освещение фактов и событий, то есть в данном случае роль журналиста как художника слова минимальна. «В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности» [4].
- аналитические (статья, версия, комментарий, аналитический отчет, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение и т.д.). Здесь уже проводится, как правило, более или менее глубокий анализ и синтез фактов и событий. Журна-
лист уже не просто проводник информации, его основная задача состоит в оценке предлагаемой информации и донесении своих выводов до аудитории.
- художественно-публицистические (зарисовка, беседа, очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграф, житейская история и т.д.). Именно данным жанрам публицистики в наибольшей степени, по сравнению с остальными, свойственны образность, эмоциональная выразительность и насыщенность изобразительными средствами, характерными для художественной литературы.
В последнее время выделяют также рекламу как особый жанр в пределах публицистического стиля.
Выразительные средства, характерные для публицистического стиля в целом, имеют также определенные различия и особенности в зависимости от жанра, к которому принадлежит тот или иной публицистический текст.
Публицистическим текстам свойственны различные фигуры речи, т.е. отступления от нейтрального способа изложения, целью которых является эмоциональное и эстетическое воздействие на читателя. Сюда относят риторические вопросы, риторические восклицания, умолчания (неоконченные фразы с троеточием в конце), парантезы (самостоятельные, графически выделенные высказывания, вставленные в основной текст как пояснения или авторские оценки) и т.д. Но важнейшим и наиболее распространенным средством создания образности в тексте вообще (и в публицистическом тексте в частности) являются тропы, традиционно понимаемые как обороты речи, основанные на употреблении слова или сочетания слов в переносном значении и используемые для усиления изобразительности и выразительности речи [1, с. 520].
Говоря о тропах, имеют в виду прежде всего метафору, сравнение, метонимию, а также эпитет, синекдоху, гиперболу, перифразу, литоту, оксюморон и т.д. В этом ряду именно метафора, как правило, выделяется как основное средство создания образности в современном публицистическом тексте.
Список литературы
1. Аристотель. Поэтика //Аристотель. Собр. соч. в 4 томах, Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 645-686.
2. Гоигорьева О. Н. Публицистический стиль в системе функциональных разновидностей языка // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования // Электронный ресурс EvArtist: URL: http://evartist.narod.ru/textl2/10.htm.
3. Солганик Г. Я. Лексика газеты (функциональный аспект). М, Высшая Школа, 1981. 320 с.
4. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект-Пресс, 2000 // Электронный ресурс EvArtist: URL: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm.
References
1. Aristotel. Poetika //Aristotel. Sobr. soch. v 4 tomax, T. 4. M.: Mysl, 1983. S. 645-686.
2. Grigoreva O. N. Publicisticheskij stil v sisteme funkcionalnyx raznovidnostej jazyka // Jazyk SMI kak obekt mejdisciplinarnogo issledovanija // Elektronnyy resurs EvArtist: URL: http://evartist.narod.ru/textl2/10.htm.
3. Solganik G. Ja. Leksika gazety (funkcionalnyj aspekt). M., Vysshaya shkola, 1981. 320 s.
4. Tertychnyy A. A. Zhanry periodicheskoj pechati. M.: Aspekt-Press, 2000 // Elektronnyj resurs EvArtist: URL: http://evartist.narod.ru/text2/01.htm.