Выравнивание
ценностных пропорций товарообмена продукции
Е.И.Маргулис
Московский государственный университет технологий и управления
Одной из важнейших предпосылок образования аграрного капитала считается эффективность ценового механизма взаимодействия сельского хозяйства с другими отраслями агропромышленного комплекса. Аграрная экономика - открытая социально-экономическая система, поэтому на ее эффективность существенное влияние оказывает сложившийся уровень издержек производства и оптовых цен в топливно-энергетическом, машиностроительном, транспортном и некоторых других народнохозяйственных комплексах. При разных методических подходах к определению норматива рентабельности, закладываемого в цены, нарушается единый подход к стоимостной оценке общественно необходимых затрат, используемый при определении уровня цен. Это неизбежно приводит к нарушению ценностных пропорций межотраслевого товарообмена, диспаритету цен.
Один из важнейших методов протекционизма зернового производства - правильное соотношение цен на зерно, технику, используемую в аграрном секторе, топливо, материалы и другие ресурсы. Паритет цен позволяет развиваться различным отраслям экономики сравнительно одинаковыми темпами, обеспечивать воспроизводственные процессы, осуществлять диверсификацию производства, обновлять средства труда, повышать качество и конкурентоспособность продукции. При нарушении паритета цен, т. е. соотношения между различными видами ресурсов, себестоимость выпускаемой продукции становится, как правило, выше стоимости ее реализации, возникает нехватка средств, необходимых для обновления оборудования, снижаются темпы объемов производства.
Практически во всех развитых странах определенный паритет цен устанавливается государством, оно осуществляет контроль за поддержанием соответствующего соотношения между ресурсами и при необходимости изменяет его в ту или иную сторону.
Либерализация цен в нашей стране в значительной мере обострила проблему ценностных пропорций межот-
раслевого товарообмена, нарушение паритетности которого приняло практически необратимый характер. По некоторым оценкам, за годы рыночного реформирования из-за возрастающего диспаритета цен из сельского хозяйства было изъято около 200 трлн руб. Этих средств хватило бы для коренного обновления производственной базы всего агропромышленного комплекса России. Изменились и натуральные показатели обмена. Если в 1991 г. для приобретения трактора Т-150 требовалось продать 54,7 т пшеницы, то в
1995 г. - уже 126,4 т, при этом производительность трактора за эти годы почти не увеличилась.
Диспаритетность ценового обмена различных товаров остается главным дестабилизирующим фактором российской экономики.
В России динамика индекса паритета цен, рассчитанного как отношение индекса цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию к индексу цен на промышленную продукцию и услуги, приобретенные хозяйствами, выглядит следующим образом: 1991 г. - 82,9; 1992 г. - 44,1; 1993 г. -33,5; 1994 г.- 24,2; 1995 г.- 25,2;
1996 г. - 22,1. Такого несоответствия, как в последние годы, не было за всю историю существования России.
Принцип соблюдения цен включает установление оптимального соотношения между индексами цен на продукцию различных видов отраслей; определение правильного распределения прибыли между сферами экономики, являющимися участниками рыночных отношений, начиная от товаропроизводителя зерна, предприятий по производству техники, материалов, топлива, удобрений и кончая передачей продукции потребителю.
В США и других зернопроизводящих развитых странах поддерживаются соотношения между ценами на зерно и другую сельскохозяйственную продукцию и ресурсы, приобретаемые фермерами. В системе слежения за ценами и анализа их динамики Министерство сельского хозяйства США ведет ежегодный и ежемесячный учет фермерских цен реализации, расчетных паритетных фермерских цен реализа-
ции, цен на средства производства и услуги (включая зарплату наемных сельскохозяйственных рабочих, проценты на ссудный капитал, движимое имущество фермеров, арендную плату), индексов этих цен и платежей, в том числе агрегированного индекса цен на предметы потребления, средства производства и услуги, называемого паритетным индексом, а также паритетного соотношения цен.
Данные о субсидиях аграрному сектору в целом по различным странам мира проранжированы нами в зависимости от их объемов. Наибольший объем дотаций получает аграрный сектор небольших стран - Ирландии, Дании, Бельгии. В странах ЕС больше всего субвенций выделяется под зерновые культуры (почти 40 % от общего их объема), мясо (около 24%), фрукты (примерно 9 %). В Великобритании установлено соотношение цен для фермерских хозяйств, т. е. какое количество зерна фермер должен продать, чтобы купить нужную машину, удобрения, средства защиты растений, горючее и т. д.
Несмотря на диспаритет цен, в России в настоящее время нереально одним законодательным актом восстановить соотношение цен как в 1990 г. Это связано, на наш взгляд, со следующими объективными причинами функционирования народного хозяйства.
Во всем мире имеет место парадигма роста цен. Поэтому резкое снижение их уровня на одни товары и услуги и рост на другие их виды вызовет дисбаланс экономики с непредсказуемыми последствиями. Такую же дестабилизацию вызовет непомерное повышение цен на один вид товаров, например зерно, и неизменность курса цен на другие (сельскохозяйственную технику, удобрения и т.д.).
Изменились внешние условия функционирования рыночной экономики, баланс импорта и экспорта товаров за счет сокращения экспортных возможностей и платежеспособного спроса на продовольствие в стране, повысились издержки добычи полезных ископаемых, износ материально-технической базы предприятий тяжелой промышленности, в том числе машиностроения, нефтехимической и других отраслей экономики, что привело к объективному росту цен на средства производства, запасные части к ним, удобрения и т. д. Поэтому рост уровня цен на товары таких отраслей в определенной мере обоснован.
В экономике России после 1992 г. установилось такое соотношение на зерно и товары, используемые в аграрном секторе, что процесс обновления парка машин стал практически невозможен. Цены на промышленные средства
ECONOMICS AND MANAGEMENT
производства и услуги в первые годы реформ росли значительно быстрее, чем на зерно и другую сельскохозяйственную продукцию. В настоящее время в большинстве регионов России осуществляется регулирование цен, выделяются дотации и используются коэффициенты соотношения цен. Так, из 71 региона РФ гарантированные закупочные цены применялись в 29.
Разрыв индексов цен в целом по промышленной и сельскохозяйственной продукции наметился с 1995 г., когда соотношение составило 5:2. В 1991-1992 гг. индексы были равными, в 1993 г. был отмечен рост цен на продукцию промышленности в 2 раза, в 1998 г. - в 9 раз по сравнению с сельскохозяйственной, а в 2000 г. его уровень составил почти в 28 раз.
В экономике страны сложилась устойчивая тенденция диспаритета цен, выгодная предприятиям-производителям средств производства.
В результате диспаритета цен число убыточных сельскохозяйственных предприятий составило более половины от их общего количества. В то же время рентабельность производства зерна без учета государственных дотаций из года в год остается довольно высокой, кроме 1998 г., когда она снизилась до минус 19 %. С учетом дотаций этот показатель был еще выше. Следовательно, производство зерна высокорентабельно, и сельхозпроизводители могут полностью обеспечить страну зерновыми ресурсами.
Эффективное развитие сельскохозяйственного производства непосредственно связано с системой цен. Оптимальные цены на продукцию полей и ферм должны покрывать издержки производства и приносить чистый доход. Нарушение такого принципа влечет за собой убыточность производства, его банкротство. По существу цены призваны обеспечивать эквивалентный обмен между отраслями народного хозяйства. Однако это непременное условие нарушено, в результате чего чистый доход от реализации сельскохозяйственной продукции часто снижается до весьма низкой отметки. В сельском хозяйстве установилось серьезное несоответствие уровня оптовых и закупочных цен, была нарушена эквивалентность обмена между селом и городом, что привело к значительным противоречиям между государственными и предприятиями-производителями сельскохозяйственной продукции.
Нами выявлена зависимость обеспечения продовольственной безопасности от методов и способов ценообразования, установления паритета цен на продукцию различных отраслей промышленности АПК. Показателем
оптимальности установленного паритета цен можно признать соотношение стоимости зерна пшеницы и других видов ресурсов, техники и материалов за длительный период времени. Наблюдающееся несоответствие уровней цен различных видов сырья, материалов и техники, используемых в сельском хозяйстве, свидетельствует о необходимости мониторинга темпов роста цен за весь рыночный период, определения соотношений величин цен на пшеницу со значениями цен на другие ресурсы, сравнения их с паритетом, принятым в странах с аналогичной структурой экономики, и установления наиболее приемлемых уровней цен. Кроме того, в региональном разрезе имеют место различные темпы роста цен, диапазон которых в один и тот же промежуток времени различается в несколько раз на одинаковые продукты питания. Такая ситуация вызывает снижение жизненного уровня населения отдельных регионов, что в значительной мере усугубляется разрывом в оплате труда работников предприятий различных отраслей экономики страны.
Одно из непременных условий обеспечения надлежащего уровня продовольственной безопасности -объективный учет используемых ресурсов и объемов выпускаемой продукции, а также отражение их в официальных статистических материалах. В настоящее время имеют место как неточный учет материальных ресурсов, так и сокрытие существенной части объема продукции. Наряду с этим уровень продовольственной безопасности зависит от действенности и повседневности проведения контроля за расходованием всех ресурсов, средств и фондов по уровням управления.
Вместе с тем выявлены и другие негативные факторы в сфере экономики, которые снижают уровень продовольственной безопасности. Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности на основе удовлетворения всесторонних потребностей населения в высококачественном продовольствии зависит от эффективной политики всех участников рыночной экономики.
Для аргументации выводов был определен объем зерна, который следует продать, чтобы купить необходимую для ведения хозяйства продукцию. Оказалось, что для покупки одного комбайна в 2003 г. потребовалось продать 560 т зерна, одного трактора - 189 т, грузового автомобиля - 118 т, 1 т минеральных удобрений - 2,4 т зерна и 400 кг зерна - за 1 тыс. кВт^ч электроэнергии. По сравнению с 2000 г. эти данные увеличились: по комбайнам -
в 1,8 раза, тракторам - в 1,5, автомобилям - в 1,6, минеральным удобрениям - в 3,4, а электроэнергии - в 4 раза.
Проведенный анализ подтверждает настоятельную необходимость устранения такого соотношения, так как покупаемая техника продается, как правило, в технически неисправном состоянии и ее приходится доводить до требуемой кондиции на местах. Что касается бензина и других горючесмазочных материалов, то их качество оставляет желать лучшего. Исходя из всего сказанного, представляется возможность внести изменения с целью сокращения диспаритета цен на продукцию сельскохозяйственного сектора и приобретаемую им для использования продукцию, сформулированные учеными РАСХН на основе собственных исследований.
По отношению к сельскому хозяйству государство должно проводить протекционистскую политику. Для стабилизации и последующего развития АПК прежде всего требуется создать условия для его базовой отрасли -сельского хозяйства, - обеспечивающие расширенное воспроизводство на основе целевой, дифференцированной по отраслям зонам и регионам страны государственной поддержки товаропроизводителей. Необходимость последней определяется менее благоприятными по сравнению с другими странами-конкурентами на продовольственном рынке природными условиями большинства регионов России, потребностями защиты от ценового диктата естественных монополий и других монополизированных ресур-сопроизводящих отраслей, финансирования капиталовложений для преодоления технического и технологического отставания отраслей АПК от развитых зарубежных стран, обеспечения программ сохранения почв, лесов, водоемов.
Сезонность поступления сельскохозяйственной продукции и, соответственно, доходов от ее реализации требует выделения отраслям АПК краткосрочных кредитов на льготных условиях. Неустойчивость производства, обусловленная чередованием благоприятных и неблагоприятных по погодным условиям лет, вызывает необходимость страхования урожая на льготных условиях.
Для повышения устойчивости производства требуется создание достаточных, используемых в годы с неблагоприятными погодными условиями семенных и фуражных страховых фондов.
Государственное регулирование соотношения цен на сельскохозяйственную продукцию и поставляемые отрас-
ли средства производства (услуги) в соответствии с Федеральным законом следует осуществлять путем государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий и другие виды материально-технических ресурсов (тарифов на услуги) для сельского хозяйства; компенсации части затрат сельскохозяйственных организаций на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и химических средств защиты растений, лизинговых операций по реализации автотракторной и сельскохозяйственной техники, компенсации части затрат на приобретение новой техники и оборудования в первые два года их массового выпуска; применения дифференцированных по отраслям и видам продукции льготных тарифов на электроэнергию и природный газ.
Обеспечение паритетности ценовых отношений между сельским хозяйством и отраслями промышленности, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье, торговлей должны осуществляться на основе рекомендаций по определению предельного норматива прибыли для заготовительных и перерабатывающих предприятий всех форм собственности, коэффициентов нормативного соотношения между стоимостью сырья и оптовой ценой готовой продукции, применению предельных торговых наценок; гарантированных цен на продукцию, поставляемую для государственных нужд; проведения закупочных и товарных интервенций, залоговых операций; государственной поддержки отраслей элитного семеноводства сельскохозяйственных культур, производства посадочного материала плодовых и ягодных культур, компенсации части затрат на покупку комбикормов, племенного молодняка и др.
Используя положительный опыт ряда российских регионов, необходимо способствовать интеграции предприятий сельского хозяйства, перерабатывающей и пищевой промышленности, обслуживающих отраслей, вовлекать в интеграционные процессы торговые и банковские структуры, предприятия сельскохозяйственного машиностроения и химии. Кроме того, нужно провести следующие мероприятия: создание организационно-экономических условий для повышения эффективности производства в целях увеличения выхода продукции, улучшения ее ассортимента, повышения качества и снижения издержек; осуществление с помощью кооперирования и агропромышленной интеграции мер, направленных на экономически обоснованное распределе-
ние дохода от реализации конечного продукта агропромышленного производства между производителями сырья, перерабатывающими предприятиями и торгово-заготовительными структурами, для чего целесообразно на новых основах восстановить часть созданных в 80-х годах агрокомплек-сов, агрокомбинатов и агрофирм, имевших в своем составе сельскохозяйственные, перерабатывающие и обслуживающие предприятия, систему реализации продукции; государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий и другие основные виды материально-технических ресурсов и услуг для сельского хозяйства; применение гарантированных цен и залоговых ставок на определенные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия; выплаты дотаций и компенсаций на продукцию сельского хозяйства; льготное кредитование сельского хозяйства; лизинг сельскохозяйственной техники и других материальных ресурсов.
Важнейшая предпосылка роста производства в АПК в рыночной экономике- увеличение потребительского спроса на продовольственные товары. Поэтому мероприятия по изменению аграрной политики будут зависеть от решения задачи по преодолению спада уровня жизни, предполагающей повышение реальных доходов населения, снижение масштабов бедности, сокращение дифференциации доходов, усиление адресности социальной поддержки. Вместе с тем создание специальных систем государственной поддержки стимулирования спроса на продукты питания за счет эмиссионных источников, как показывают расчеты, в условиях разбаланси-рованности экономики малоэффективны для стимулирования сельского хозяйства.
Решить проблему диспаритета цен между продукцией сельского хозяйства и других отраслей экономики невозможно без новой политики государства в отношении естественных монополий. Изменение пропорций в доходах между энергетическими отраслями, машиностроительной, химической промышленностью, с одной стороны, и АПК - с другой, служит необходимым условием восстановления сбалансированности между отраслями и роста всей экономики. В начале 1999 г. сложилась благоприятная ценовая ситуация на продукцию АПК, и ее сохранение в последующие годы позволило бы обеспечить безубыточное производство, однако необоснованный рост цен на энергоносители привел к усилению межотраслевого диспаритета. Поэтому необходи-
мой антикризисной мерой в АПК должно стать ограничение цен на энергоносители, удельный вес которых в стоимости продовольствия составляет 60 %. В качестве механизма регулирования можно использовать повышение экспортных пошлин при повышении внутренних цен на материально-технические ресурсы для села, дополнительные поступления от экспортных пошлин направлять на удешевление этих ресурсов.
Для устранения сложившегося диспаритета цен целесообразно осуществить ряд реальных преобразований в экономике страны: разработать механизм распределения прибыли между звеньями экономики, позволяющий обеспечивать получение приоритетного дохода хозяйствам сельскохозяйственного сектора; из государственного бюджета выделять товаропроизводителям зерна средства, способствующие выравниванию паритета цен; из государственного и территориальных бюджетов закупать часть оборудования, запасных частей, топлива, удобрений и других материалов, необходимых для производства и поставок зерна в государственный и региональные фонды; регулировать цены в зависимости от важности решения проблем развития экономики методом прямого или косвенного воздействия; контролировать исполнение федерального и консолидированного бюджетов, проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики и контролируемой денежной эмиссии, укрепление реального курса рубля; с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и создания необходимых финансовых ресурсов для инвестиций ввести жесткий контроль за ростом регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий; устанавливать и контролировать оптимальные ценовые соотношения и перераспределять ресурсы в наиболее предпочтительные сферы деятельности путем регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий с целью стимулирования эффективного использования природных и материальных ресурсов, внедрения новых ресурсосберегающих технологий, рационализации транспортных потоков и развития рыночной инфраструктуры; использовать методы протекционизма с целью стимулирования и поддержки производства ряда высококачественных отечественных товаров; создать экономические барьеры для предотвращения опережающего роста цен на материальные ресурсы, используемые в аграрном секторе и др.