Научная статья на тему 'Выпускники аспирантуры социогуманитарного профиля на рынке труда'

Выпускники аспирантуры социогуманитарного профиля на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / РЫНОК ТРУДА / КАРЬЕРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / PHD PROGRAM / DEGREE / JOB MARKET / CAREER / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бедный Борис Ильич, Гурбатов Сергей Николаевич, Остапенко Лариса Анатольевна

Представлены результаты мониторинга трудоустройства выпускников аспирантуры с профильной подготовкой по социальным и гуманитарным наукам. Приведен сравнительный анализ распределения выпускников (кандидатов наук и не имеющих ученой степени) по видам деятельности, группам занятий и должностям. Рассмотрено влияние ученой степени на профессиональную карьеру специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бедный Борис Ильич, Гурбатов Сергей Николаевич, Остапенко Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graduates of PhD programs in social sciences and humanities in the labor market

We present the results of employment monitoring of graduates of PhD programs in social sciences and humanities. A comparative analysis is given of the distribution of the graduates with a PhD (Candidate of Sciences) degree and those having no such degree with respect to the types of their activities, groups of occupations, and positions. The influence of the degree on the graduates’ professional career is examined.

Текст научной работы на тему «Выпускники аспирантуры социогуманитарного профиля на рынке труда»

4. Образование в Российской Федерации, 2011 : стат. сб. М. : Гос. ун-т — Высш. школа экономики, 2011. 492 с.

5. Образование в Российской Федерации, 2012 : стат. сб. М. : Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2012. 444 с.

6. Росстат. Итоги переписи населения 2010 г. http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/ perepis_itogi1612.htm.

7. Скользящий прогноз развития экономики и финансов системы образования на долгосрочную перспективу (2016-2025 гг.) : отчет по проекту. М. : АНХ при Правительстве РФ, 2009.

8. Федеральная служба государственной статистики : Рос. стат. ежегодник, 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/Main.htm

Б. И. Бедный, С. Н. Гурбатов, Л. А. Остапенко

ВЫПУСКНИКИ АСПИРАНТУРЫ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

НА РЫНКЕ ТРУДА

Представлены результаты мониторинга трудоустройства выпускников аспирантуры с профильной подготовкой по социальным и гуманитарным наукам. Приведен сравнительный анализ распределения выпускников (кандидатов наук и не имеющих ученой степени) по видам деятельности, группам занятий и должностям. Рассмотрено влияние ученой степени на профессиональную карьеру специалистов.

Ключевые слова: аспирантура, ученая степень, рынок труда, карьера, конкурентоспособность.

B. I. Bednyi, S. N. Gourbatov, L. A. Ostapenko

Graduates of PhD programs in social sciences and humanities in the labor market

We present the results of employment monitoring of graduates of PhD programs in social sciences and humanities. A comparative analysis is given of the distribution of the graduates with a PhD (Candidate of Sciences) degree and those having no such degree with respect to the types of their activities, groups of occupations, and positions. The influence of the degree on the graduates' professional career is examined.

Keywords: PhD program, degree, job market, career, competitiveness.

Становление экономики знаний сопровождается значительными изменениями в структуре рынка труда. Эти изменения обусловлены развитием междисциплинарных областей знания, появлением новых видов интеллектуальной деятельности и как следствие — ростом потребности в специалистах высокого класса (knowledge-workers). Высшая школа, являясь основным источником формирования рынка интеллектуаль-

© Бедный Б. И., Гурбатов С. Н., Остапенко Л. А., 2013

ного труда, не в полной мере обеспечивает баланс между спросом и предложением на многие профессии, в результате чего рынок оказывается пересыщенным работниками социально-экономического и гуманитарного профилей, возникают существенные проблемы с трудоустройством выпускников вузов по специальности [9, 10, 12, 13].

В условиях растущей сложности всех сфер интеллектуальной деятельности проблемы с тру-

доустройством зачастую вызваны возрастанием требований со стороны работодателей. Для успешной профессиональной карьеры в современном информационном обществе от специалиста помимо знаний в узкой профессиональной области требуются навыки исследовательской деятельности, способность и готовность быстро ориентироваться в экономических, технологических и организационных инновациях, осваивать и развивать новое содержание и новые формы деятельности [11, 14].

Базовым институтом формирования и развития исследовательских навыков является аспирантура. Вместе с тем, как показывают социологические опросы (см., например, [4, 6]), многие аспиранты не планируют академическую карьеру, предпочитая иные направления профессиональной реализации, что приводит к обострению проблемы кадрового воспроизводства сферы науки и высшего образования.

В настоящее время образовательные программы аспирантуры во многих университетах мира нацелены на формирование компетенций, соответствующих потребностям рынка занятости. Наряду с развитием исследовательских навыков важными компонентами этих программ становятся семинары и тренинги, обеспечивающие развитие универсальных и общекультурных компетенций, повышающих конкурентоспособность выпускников на рынке труда [1, 7, 16]. Таким образом, характерное для многих стран мира изменение социальных функций аспирантуры, стремление обеспечить подготовку выпускников не только к академической карьере, но и к другим видам интеллектуальной деятельности, вызывает необходимость системной модернизации образовательных программ аспирантуры. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования профессиональных траекторий выпускников аспирантуры. Такие исследования во многих университетах мира рассматриваются как необходимый базовый элемент для совершенствования системы подготовки специалистов высшей научной квалификации [16]. В нашей стране, насколько нам известно, мониторингу трудоустройства выпускников аспирантур пока уделяется мало внимания.

В настоящей работе приведены результаты исследования трудоустройства выпускников аспирантуры Нижегородско университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ), обучавшихся по программам социогуманитарного профиля. Нами проведен опрос выпускников очной формы обучения, закончивших аспирантуру в 2009-2011 гг.

В опросе приняли участие 165 респондентов (72 % от общего числа выпускников данной категории). По профилю аспирантской подготовки респонденты распределились следующим образом: экономика — 32 %, юриспруденция — 20 %, история — 17 %, политология — 16 %, филология — 8 %, социология — 7 %. На момент опроса были трудоустроены 97 % респондентов, ученую степень кандидата наук имели 42 % респондентов. Рассмотрим основные результаты опроса.

Распределение выпускников по видам деятельности

Значительная часть выпускников, имеющих степень кандидата наук, закрепляется в сфере образования и науки (41 %), однако большинство молодых кандидатов наук заняты другими видами деятельности. В сфере практической юриспруденции работают 16 % респондентов; маркетингом, рекламой и PR занимаются более 10 %. Кроме того, кандидаты наук с профильной со-циогуманитарной подготовкой задействованы на государственной службе, в банковском секторе, сфере информационных технологий, торговле и др. (табл. 1).

Из данных, приведенных в табл. 1, следует, что в сфере образования и науки представлены выпускники всех научных специальностей. Интересно, что научно-педагогическая деятельность особенно популярна среди кандидатов филологических наук (75 %). Вероятно, это объясняется не столько особым стремлением высококвалифицированных филологов к научной или преподавательской деятельности, сколько относительно узким спектром иных вариантов трудоустройства по специальности в соответствии с приобретенным уровнем квалификации (см. табл. 1). В связи с этим отметим, что в наименьшей степени академическая карьера интересует кандидатов юридических наук, которые востребованы в более престижной и высокооплачиваемой сфере практической юриспруденции.

Интеллектуальная деятельность в области маркетинга, рекламы и PR особенно привлекает специалистов высшей квалификации в области социологии, истории, политологии. На государственной службе эти выпускники задействованы в меньшей степени (по нашим оценкам, 22 % респондентов — кандидатов исторических наук и 8 % — кандидатов юридических наук).

Распределение по видам деятельности респондентов, которые завершили обучение без защиты диссертации и к моменту опроса не имели

степени кандидата наук, существенно отличается от распределения кандидатов наук. В сфере образования и науки трудятся лишь 17 % выпускников, причем научной или педагогической деятельностью заняты менее половины из них (как правило, это представители классических гуманитарных наук — исторических, филологических, социологических). Таким образом, подавляющее большинство выпускников аспирантуры без степени закрепляется в иных, не связанных с наукой и высшей школой областях деятельности (табл. 2).

Данные, приведенные в табл. 1 и 2, свидетельствуют о широком спектре профессиональных траекторий выпускников аспирантуры — сфера управления, госслужба, высокотехнологичный бизнес, сфера услуг, торговля и др. Особенно большое разнообразие вариантов трудоустройства характерно для экономистов, завершивших обучение без защиты диссертации (научной или преподавательской деятельностью занимается лишь 5 % из них).

Анализ полученных данных показывает, что по профилю аспирантской подготовки работа-

Таблица 1

Распределение выпускников аспирантуры, имеющих ученую степень кандидата наук,

по видам деятельности, %

Отрасли науки Юридические науки

Филологические науки Социологические науки

Экономические науки

Политические науки

Исторические науки

Виды деятельности

Практическая юриспруденция (62), наука и образование (23), госслужба (8), промышленность (7)

Наука и образование (75), СМИ (13), практическая юриспруденция (12), Наука и образование (33), сервисные центры (33), маркетинг, реклама, PR (17), муниципальные организации (17)

Наука и образование (36), банковский сектор (18), торговля (9), страхование (9), консалтинг (9), логистика (9), спорт (9)

Наука и образование (47), торговля (13), маркетинг, реклама, PR (13), юриспруденция (7), информационные технологии (7), общественные организации (7), здравоохранение (6)

Наука и образование (40), маркетинг, реклама, PR (27), госслужба (13), практическая юриспруденция (7), телекоммуникации (7), информационные технологии (6)

Отрасли науки Юридические науки

Филологические науки

Социологические науки Экономические науки

Политические науки Исторические науки

Виды деятельности

Практическая юриспруденция (50), наука и образование (25), строительство (5), промышленность (5), телекоммуникации (5), органы местного самоуправления (5), консалтинг (5)

Наука и образование (20), телекоммуникации (20), муниципальные организации (20), сервисные центры (20), ресторанный бизнес (20)

Госслужба (50), наука и образование (25), общественные организации (25) Торговля (15), промышленность (15), банковский сектор (15), строительство (12), наука и образование (5), органы местного самоуправления (5), транспорт (5), информационные технологии (5), юриспруденция (2), общественные организации (2), телекоммуникации (2), муниципальные организации (2), спорт (2), логистика (2) Общественные организации (22), практическая юриспруденция (11), торговля (11), государственная служба (11), строительство (10), телекоммуникации (10), сервисные центры (10), СМИ (10), другие (5)

Наука и образование (58), торговля (8), общественные организации (9), транспорт (8), сервисные центры (7), страхование (7), другие (3)

Таблица 2

Распределение выпускников аспирантуры, не имеющих ученой степени кандидата наук,

по видам деятельности, %

ют 65 % выпускников аспирантуры (среди кандидатов наук доля работающих по специальности составляет 80 %, среди выпускников без степени — 55 %). Наибольшее число респондентов, отметивших, что их работа связана с профилем подготовки, — выпускники юридических и социологических аспирантур.

В табл. 3 представлены данные о распределении выпускников аспирантуры по укрупненным группам занятий. Видно, что 35 % выпускников, имеющих ученую степень, работают преподавателями вузов. В группе респондентов без ученой степени доля преподавателей вузов составляет лишь 7 %.

Процентные доли кандидатов наук и выпускников без ученой степени, занимающих должности специалистов и менеджеров1, различаются незначительно (30 % и 35 % соответственно).

Следующую позицию в рейтинге видов деятельности кандидатов наук занимают административно-управленческие должности (19 %). В этой группе преобладают руководители структурных подразделений государственных и коммерческих предприятий и организаций (53 %). На руководящих должностях более высокого уровня (заместители руководителей предприятий и организаций) работают 33 % выпускников, большая часть которых имеет ученую степень в области юридических и исторических наук. Процентная доля руководителей компаний составляет 13 %. Отметим, что респонденты, занимающие управленческие должности, как правило, задействованы в сфере частного бизнеса (производственный и банковский секторы,

логистика, страхование, информационные технологии, маркетинг, реклама и PR). Примечательно, что 93 % управленцев со степенью считают, что их профессиональная деятельность в значительной мере сопряжена со специальными знаниями и навыками, приобретенными в аспирантуре.

Управленческий персонал компаний и организаций, занимая лишь третью позицию в рейтинге должностных категорий кандидатов наук, выходит на первое место у выпускников аспирантуры без ученой степени (37 %). Здесь приблизительно в равных долях представлены топ-менеджмент и руководители структурных подразделений компаний производственного сектора (промышленность, строительство) и банковской сферы. Более половины респондентов ответили, что их профессиональная деятельность связана со специальностью аспирантской подготовки.

Процентные доли практикующих юристов среди выпускников со степенью кандидата наук и без степени отличаются незначительно (9 % и 11 % соответственно). Здесь в основном представлены должности адвокатов, прокуроров, нотариусов, помощников прокуроров, судей. Большинство из респондентов также отмечают, что трудовая деятельность имеет отношение к аспирантской подготовке.

В строке «Другие должностные страты» табл. 3 объединены респонденты, работающие на должностях, не требующих высшей квалификации (индивидуальные предприниматели, бухгалтеры, учебно-вспомогательный персонал вузов).

Таблица 3

Распределение выпускников аспирантуры по группам занятий, %

Должность Выпускники аспирантуры, имеющие ученую степень кандидата наук Выпускники аспирантуры, не имеющие ученой степени кандидата наук

Научно-педагогические работники высших учебных

заведений 35 7

Специалисты, менеджеры компаний и организаций 30 35

Управленческий персонал компаний и организаций 19 37

Практикующие специалисты в области юриспруденции 9 11

Другие должностные страты 7 10

1 К категории «специалисты, менеджеры» условно отнесены также должности бизнес-консультантов, менеджеров проектов, редакторов, инспекторов, учителей, инженеров. В целом следует подчеркнуть, что респонденты этой категории занимают служебные должности, требующие высокого уровня квалификации.

Влияние ученой степени на профессиональную карьеру

В ходе мониторинга респондентам было предложено оценить влияние ученой степени на их профессиональную деятельность (табл. 4). Большинство (88 %) оценили роль ученой степени как существенную, 12 % — как незначительную или вовсе не влияющую на карьеру (интересно, что 100 % опрошенных нами выпускников, защитивших диссертации в области юридических и социологических наук, считают, что наличие ученой степени — важный фактор профессионального роста и развития карьеры).

Как правило, высоко оценивают роль ученой степени преподаватели вузов, управленческий персонал и специалисты компаний, а также специалисты-практики в области юриспруденции2.

Таким образом, в целом полученные данные свидетельствуют о том, что ученая степень в области социогуманитарных наук в случае трудоустройства ее обладателя по профилю научной специальности повышает его конкурентоспособность, существенно влияя на профессиональный и карьерный рост.

Выводы

По результатам мониторинга трудоустройства выпускников аспирантуры социогуманитар-ных специальностей можно сделать следующие выводы:

1. Около 20 % выпускников закрепляются в сфере высшего образования на преподаватель-

ских должностях. Большинство из них завершили обучение с защитой диссертации или получили кандидатскую степень в течение одного-двух лет после окончания аспирантуры. Основная часть выпускников аспирантуры социогумани-тарного профиля работают в иных, не связанных с высшей школой и наукой, сферах интеллектуальной деятельности (сфера услуг, государственная служба, бизнес, индустрия и пр.). Наибольшее разнообразие вариантов трудоустройства характерно для выпускников экономических специальностей.

2. Работу по специальности находят в среднем две трети выпускников аспирантуры. Среди кандидатов наук доля работающих по специальности существенно выше, чем среди выпускников без степени.

3. В распределении выпускников по группам занятий лидируют руководители и высококвалифицированные менеджеры коммерческих предприятий.

4. Ученая степень в области социогуманитар-ных наук, в случае трудоустройства ее обладателя по профилю аспирантской подготовки, повышает конкурентоспособность ее обладателя, существенно влияя на его профессиональный и карьерный рост.

Ориентация на научную или научно-педагогическую карьеру является важным стимулом для активной научной работы и развития исследовательских навыков аспирантов. Вместе с тем, как показывают результаты настоящей работы, которые согласуются с данными о профессиональных планах аспирантов [2] и предложенной

Таблица 4

Влияние ученой степени кандидата наук на карьеру выпускников аспирантуры в соответствии с полученной специальностью, %

Отрасли науки Роль ученой степени кандидата наук

существенная незначительная не способствует карьере

Юридические науки 100 0 0

Социологические науки 100 0 0

Экономические науки 91 9 0

Филологические науки 88 0 12

Исторические науки 86 7 7

Политические науки 74 13 13

2 Конечно, вряд ли стоит исключать и сугубо инструментальную роль ученой степени в формировании имиджа «knowledge-worker». На это указывает, в частности, тот факт, что среди респондентов, высоко оценивших роль степени кандидата наук в карьерном продвижении, 12 % занимают должности, не имеющие прямого отношения к профилю аспирантской подготовки.

^ s О

в работе [3] типологией аспирантов, готовят себя к академической карьере и добиваются поставленных в аспирантуре целей не более четверти выпускников социогуманитарного профиля. Остальные выпускники аспирантуры предпочитают иные виды деятельности (этот тренд отмечается также и в других странах мира [7, 16]). Таким образом, возникнув как система подготовки кадров для науки и высшей школы, аспирантура сегодня приобрела дополнительные функции, связанные с запросом на высококвалифицированных специалистов в различных сферах интеллектуальной деятельности [5, 7, 8, 15]. Если раньше интеллектуальную элиту общества составляли специалисты с высшим образованием, то сейчас высшее образование становится некой социальной нормой, а место интеллектуальной элиты занимают люди с еще более высоким, исследовательским уровнем подготовки.

На наш взгляд, при проектировании образовательных программ аспирантуры следует руководствоваться принципом «подготовка на базе исследований, но не только для исследовательской деятельности». Выпускник аспирантуры должен обладать профессиональными знаниями не только в своей узкой профессиональной области, но и в сопредельных областях знаний, навыками работы в команде, разбираться в вопросах инновационного менеджмента, коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Наряду с компетенциями, необходимыми для работы в академической среде, аспирантура должна давать выпускникам достаточно широкий набор профессиональных, социальных и личностных навыков для повышения их конкурентоспособности на рынке труда и развития карьеры в различных областях интеллектуальной деятельности. Как представляется, такой подход должен быть положен в основу модернизации аспирантского образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Байденко В. И., Селезнева Н. А. Из истории становления европейской докторской степени // Высшее образование в России. 2010 № 8/9. С. 99-116.

2. Балабанов С. С., Бедный Б. И. Дисциплинарные факторы дифференциации в аспирантской среде // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 1. С. 42-49.

3. Балабанов С. С., Бедный Б. И., Козлов Е. В., Максимов Г. А. Многомерная типология аспирантов // Соци-ол. журн. 2003. № 3. С. 71.

4. Балабанов С. С., Бедный Б. И., Миронос А. А. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре // Социол. исслед. 2008. № 3. С. 70-78.

5. Бедный Б. И., Гурбатов С. Н, Миронос А. А., Чупрунов Е. В. Инновационные походы к подготовке научных кадров в высшей школе // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 3. С. 50-54.

6. Бедный Б., Миронос А., Серова Т. О подготовке специалистов высшей квалификации в области точных и естественных наук (экспертные оценки деятельности аспирантуры) // Alma mater. 2007. № 8. С. 23-27.

7. Бедный Б. И., Чупрунов Е. В. О некоторых направлениях развития системы подготовки научных кадров в высшей школе // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 3-15.

8. Варшавский А. Е., Винокурова Н. А., Никонова М. А. Научно-педагогические кадры России: качество жизни, настроения, ожидания // Alma mater. 2010. № 6. С. 63-69.

9. Гогина Н. А. Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 151-154.

10. Ильчук С. В. Востребованность выпускника на рынке труда как индикатор эффективной деятельности современного вуза // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. 11. С. 191-200.

11. Новиков А. М. Проблемы подготовки кадров для постиндустриальной экономики // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 12-22.

12. Разумова Т. О. Выпускники высших учебных заведений на рынке труда : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М. : Изд-во экон. фак. МГУ, 2009. 67 с.

13. Серова Л. М., Мазаева К. А. Трудоустройство выпускников по данным мониторинга учреждений профессионального образования // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 20-27.

14. Стронгин Р. Г., Бедный Б. И., Максимов Г. А., Миронос А. А. О совершенствовании системы подготовки специалистов высшей квалификации в аспирантуре // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2. С. 45-51.

15. Чупрунов Е. В., Бедный Б. И., Миронос А. А., Серова Т. В. О подготовке кадров высшей квалификации в области нанонауки и нанотехнологий // Высшее образование в России. 2009. № 5. С. 15-27.

16. Auriol L. Careers of Doctorate Holders: Employment and Mobility Patterns // OECD Science, Technolochy and Industry Working Papers. 2010. № 4. OECD Pablishing. 29 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.