И.А. ЦЕПАЕВА, заведующая производственной практикой
Выпускники академии и рынок труда
Статья раскрывает особенности решения проблемы трудоустройства выпускников отраслевого вуза с учетом современных социально-экономических условий и состояния рынка труда в атомной отрасли. Представлен положительный опыт работы Центра содействия трудоустройству выпускников Северской государственной технологической академии в указанном направлении.
Ключевые слова: атомная отрасль, выпускники вуза, трудоустройство, рынок труда, центр содействия трудоустройству выпускников.
В последние годы особую актуальность приобрела проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Атомная отрасль в этом смысле не исключение. При общей численности работающих 338,2 тыс. человек прием молодых специалистов составляет около 3 тыс. человек в год [1]. В то же время результатом выполнения стратегических планов Росато-ма согласно только обязательной программе 1 (то есть с гарантированным финансированием) должен стать ввод в строй к 2020 г. 20 новых энергоблоков.
Столь масштабная программа развития атомной энергетики кроме больших финансовых вложений потребует и привлечения значительных трудовых ресурсов(к 2016 г.дополнительная занятость в организациях отрасли составит около 15 тыс. человек). Так, только для введения в строй Северской АЭС необходимая численность строительно-монтажного персонала будет достигать 8 тыс. человек в пиковый период строительства. Численность эксплуатационного персонала для двух энергоблоков составит 1641 человек, в том числе 496 человек - персонал управления, 500 человек - оперативный персонал, 645 человек - ремонтный персонал.
При этом главным лимитирующим фактором становится время. По словам руководителя госкорпорации «Ро-сатом» С.В. Кириенко, у нас есть 5-7 лет для того, чтобы произвести передачу знаний и опыта вновь приходящему в отрасль поколению [2]. Старые, опытные, дисциплинированные, ответственные кадры, которые сформировались как специалисты в советское время, постепенно уходят. На смену приходит молодежь, которая относится к производству совсем иначе. Она
1 ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 06.10.2006 №605.
хуже подготовлена, менее ответственна, «увлечена» подработками, зачастую рассматривает государственное предприятие не как основную работу, а как «прикрытие» для коммерческой деятельности. Естественный процесс передачи знаний, навыков дисциплины и ответственности нарушается. Между уходящими поколениями и приходящими им на смену образуется вакуум. И времени, чтобы исправить это положение, остается все меньше.
На протяжении последних десяти лет принимались отдельные меры для смягчения отрицательных явлений и тенденций, возникавших в сфере кадрового обеспечения атомной отрасли. В рамках сотрудничества Минобрнау-ки России и Росатома на 2007-2010 гг. сформирован государственный и корпоративный заказ для подготовки молодых специалистов. Предусмотрено обновление научно-лабораторного фонда вузов, строительство научных городков для молодых ученых, разработка новых учебных программ и профессиональных стандартов, создание электронных библиотек и т.д.
Вместе с тем реализуемый комплекс государственных мер является недостаточным. Опыт высших учебных заведений в других секторах экономики, которым удалось наладить партнерские отношения с профильными предприятиями (обеспечивающими систематическое проведение производственных практик и стажировок студентов), установить с работодателями договорные отношения, позволяющие еще до окончания вуза гарантировать трудоустройство выпускников, убеждает нас в том, что эти возможности в атомной отрасли необходимо задействовать в полной мере.
Как известно, закрытые атомные города были созданы для проживания и обслуживания работников оборонных градообразующих предприятий.
Эти предприятия были и остаются основными источниками рабочих мест, поскольку атомная промышленность в силу своей специфики не ориентирована на большой рынок труда. Молодежь этих городов - ценнейший ресурс атомной отрасли. Это новое поколение молодых людей, «генетически» предрасположенных к специфике работы и жизни «за колючкой», воспитанных в семье потомственных работников атомной отрасли, идеологически «заточенных», интеллектуально развитых, не страдающих радиофобией. Вместе с тем уже два десятилетия (на фоне общего демографического спада 17-летней давности) закрытые атомные моногорода «кровоточат»: незаметно, но неуклонно растет миграционный поток молодых людей в конкурирующие секторы экономики. Если не предпринимать никаких действий, не пытаться решать эту проблему всеми доступными средствами (в том числе педагогическими - наряду с политическими, экономическими и др.), то рано или поздно атомные моногорода иссякнут: люди - еще менее восполняемый ресурс, чем нефть и газ.
И дело не только и не столько в количестве выезжающих молодых людей, сколько в их качестве. Мало того что население таких городов сокращается само по себе, что делает практически невозможным нормальное функционирование и перспективное развитие атомных производств, - существенно меняется его качественный состав. В отрасль не попадают самые активные, наиболее подготовленные, творчески развитые люди, то есть те, кто готов действовать [1].
Все вышесказанное вносит в работу отраслевых высших учебных заведений Росатома, направленную на трудоустройство выпускников, в том числе и в работу Северской государственной технологической академии, свою
специфику. Можно выделить наиболее существенные трудности реализации этого важнейшего направления деятельности отраслевого вуза.
Во-первых, в отличие от учебных заведений открытых городов для вузов закрытых территорий характерно малое число связей с предприятиями вне города и предприятиями других отраслей. Поскольку раньше практически всех молодых специалистов забирали «родные» базовые предприятия, то у вузов не было необходимости выходить за их пределы. В настоящее время устанавливать контакты с предприятиями, опираясь на связи с бывшими выпускниками, как это делают многие вузы, нет возможности: выпускники, как правило, работают все на том же базовом предприятии.
Во-вторых, существующие режимные ограничения на въезд в город до недавних пор не позволяли обеспечивать атомный рынок труда за счет иногородних студентов, которые по окончании учебы оставались бы в этом секторе экономики.
Специфично и то, что относительно высокий уровень и качество жизни в закрытых городах сформировали слабо мобильный контингент населения. Молодые специалисты, как правило, продолжали жить и работать в своем городе. Складывается парадоксальная ситуация, когда образовательный уровень безработных в каждом по отдельности из закрытых городов год от года растет, в то время как большинство предприятий отрасли испытывают «кадровый голод».
При консультировании в городских центрах занятости населения достаточно часто выясняется, что выпускники вузов и техникумов не имеют возможности или желания работать по полученной ими специальности. В большинстве случаев эти молодые люди трудоустраиваются по тем спе-
циальностям, которые предлагает весь доступный рынок труда, в том числе и не отраслевой. Спланировать свою карьеру на этапе обучения мешает недостаток достоверной и полной информации о современном рынке труда в атомной отрасли и перспективах его развития.
В непростой ситуации оказываются и сами отраслевые вузы. Указанная специфика привела к тому, что в плане трудоустройства выпускников отраслевые вузы медленнее адаптируются к изменению внешних социально-экономических условий. Фактически в этом направлении они как бы догоняют вузы открытых городов. В то же время сильная зависимость от базового предприятия делает вузы уязвимыми. Ухудшение положения на конкретном предприятии в этих условиях оборачивается высокой степенью невостребованности выпускников, несмотря на то, что в таких специалистах остро нуждаются другие предприятия отрасли.
Все это в полной мере относится и к Северской государственной технологической академии, поскольку до недавнего времени Сибирский химический комбинат (СХК) являлся для её выпускников основным источником рабочих мест: с 1998 по 2007 гг. на СХК из стен академии ежегодно приходили работать в среднем 60-65% молодых специалистов. В 2008 г. плановая остановка двух реакторов на комбинате привела к сокращению рабочих мест и вынудила комбинат временно прекратить набор персонала, в том числе и прием молодых специалистов. Для нас это означало, что почти 50 человек, те самые 65% молодых людей могли остаться без работы по специальности. Достойно выйти из непростой для академии ситуации помогли опережающие меры.
Осознавая, что в сложных современных условиях долг каждого высше-
250
200
100
го образовательного учреждения -сделать все возможное для того, чтобы по максимуму трудоустроить выпускников, а также то, что разовые услуги выпускникам высшей школы проблемы не решают, Северская академия еще в 2003 г. поставила перед собой задачу организовать целенаправленную и системную работу в этом направлении. Был создан Центр содействия трудоустройству выпускников СГТА. Уже шесть лет центр осуществляет взаимодействие с предприятиями и организациями региона и отрасли, региональными и местными администрациями по вопросам трудоустройства выпускников и проведения практики студентов, проводит анализ потребностей предприятий и организаций региона и отрасли в специалистах, предоставляет студентам актуальную информацию по отраслевым и профильным предприятиям. Усилиями сотрудников центра был проведен анализ отраслевого рынка труда, установлены контакты с более чем 30 предприятиями, из них выбраны те, что наиболее полно отвечали требованиям выпускников. В результате этой работы было заключено более 20 долгосрочных договоров на подготовку и
трудоустройство специалистов, и в 2008 г., несмотря на то, что базовое предприятие не смогло предоставить рабочие места, количество вакансий на выпускников в 2 раза превышало число самих выпускников (рис. 1).
На рис. 2 показана структура фак-
Заявки на трудоустройство выпускников
о С
50
□ Иногородние предприятия
□ Предприятия Северска
□ Базовое предприятие (СХК)
ф>
ф>
Рис. 1
Фактическое трудоустройство (2008 г.)
1%
4% 1%-
28%
1%
52%
□ Европейская часть
□ Урал
□ Сибирь
□ Дальний Восток
□ Зарубежье
□ Аспирантура
□ Служба в армии
□ Не трудоустроено
Рис. 2
тического трудоустройства выпуска ально подходить к выбору профессии, 2008 г.: более 50% выпускников трудят- планированию своей профессиональ-ся на предприятиях Сибири, значи- ной карьеры. Получив профориентаци-тельная часть (около трети) - в Евро- онные услуги в стенах родного вуза, они пейской части России и дальнем зару- быстрее находят работу после оконча-бежье, 9% продолжают послевузовс- ния учебного заведения, а нередко уже кое обучение в аспирантуре. трудятся по специальности во время В атомной отрасли и закрытых горо- обучения и впоследствии остаются радах закрепились 65% от выпуска. На се- ботать на этих предприятиях. Это гово-годняшний день выпускники 2008 г. ус- рит о том, что молодые люди имеют пешно работают на машиностроитель- представление о том, какие конкретные ном заводе в г. Электросталь Москов- знания, умения необходимо получить, ской обл., на Железногорском горнохи- чтобы достичь тех результатов, к кото-мическом комбинате (Красноярский рым они стремятся. край), на приборном заводе в г. Обнин- В настоящее время завершается соске Калужской области, в Российском здание Национального исследователь-федеральном ядерном центре ВНИИ эк- ского ядерного университета (НИЯУ) спериментальной физики (г. Саров Ни- с целью кадрового обеспечения госу-жегородской области), на электрохими- дарственных программ развития ядер-ческом заводе в г. Зеленогорске Крас- ного комплекса России. Спрос на мо-ноярского края, Ленинградской атом- лодых людей с инженерным образова-ной станции, Новосибирском заводе нием в атомной отрасли уверенно рас-химконцентратов, атомных ледоколах тет, и в ближайшее время эта тенден-Атомфлота и на многих других предпри- ция сохранится. В связи с этим одним ятиях. Все работодатели хорошо отзы- из приоритетов в работе вуза должен ваются о наших специалистах. стать переход от решения локальной Можно с уверенностью утверждать, задачи трудоустройства выпускников к что студенты академии стали более ре- системному взаимодействию учебного
заведения с рынком труда. На совещании по вопросам подготовки специалистов, состоявшемся 3 марта 2009 г. в Московском физико-техническом институте, председатель Правительства РФ В.В. Путин отметил: «В кризисный период высшая школа способна играть роль одного из важнейших социальных стабилизаторов, смягчать давление на рынок труда, помогать людям оперативно получать новую профессию, новую информацию в самом широком смысле этого слова, востребованную на рынке труда» [3].
Литература
1. См.: Степанов Ю.Н, Жмайло А.И. Кадро-
вый потенциал закрытого города в условиях социально-экономической трансформации. Озерск, 2009. 187 с.
2. Аналитическое обеспечение реформы атомной отрасли: материалы конференции // Атом-пресса, 2008. №1 (787).
3. Путин В.В. В кризисный период высшая
школа способна играть роль одного из важнейших социальных стабилизаторов // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 2-3.
TSEPAEVA I.A. GRADUATES OF THE SEVERSK STATE TECHNOLOGICAL ACADEMY AND LABOUR-MARKET
The article discloses problem-solving peculiarities of job placement of graduates of an applied-research institute of higher education subject to modern socio-economic conditions and the state of labour-market in nuclear industry. Positive experience of work in this direction of the Job Placement Assistance Centre of the Seversk State Technological Academy is presented.
Keywords: job placement of graduates, labour-market in nuclear industry, Job Placement Assistance Centre.
Личностное
т.н. ретунская, и профессиональное
ст. преподаватель самоопределение студентов
в процессе обучения
В статье выявляется взаимосвязь и взаимообусловленность процессов профессионального и личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение эффективно только на основе целостного образа «Я» (мотивы, потребности, цели, ценности, смыслы, способности), что является, на наш взгляд, важным фактором формирования будущего специалиста.
В условиях социально-экономических изменений, происходящих в современном обществе, особую значимость приобретают проблемы профессионализации. Немаловажную роль в становлении специалиста играет профессиональное образование. В настоящее время серьезные изменения претерпели прежде всего цели образования, а следовательно, и критерии его эффективности. Не только качество знаний, и не
объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования. «Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся