Научная статья на тему 'Выпускники академии и рынок труда'

Выпускники академии и рынок труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТОМНАЯ ОТРАСЛЬ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ / JOB PLACEMENT OF GRADUATES / LABOUR-MARKET IN NUCLEAR INDUSTRY / JOB PLACEMENT ASSISTANCE CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепаева Инна Алексеевна

Статья раскрывает особенности решения проблемы трудоустройства выпускников отраслевого вуза с учетом современных социально-экономических условий и состояния рынка труда в атомной отрасли. Представлен положительный опыт работы Центра содействия трудоустройству выпускников Северской государственной технологической академии в указанном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цепаева Инна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graduates of the seversk state technological academy and labour-market

The article discloses problem-solving peculiarities of job placement of graduates of an applied0research institute of higher education subject to modern socio-economic conditions and the state of labour-market in nuclear industry. Positive experience of work in this direction of the Job Placement Assistance Centre of the Seversk State Technological Academy is presented.

Текст научной работы на тему «Выпускники академии и рынок труда»

И.А. ЦЕПАЕВА, заведующая производственной практикой

Выпускники академии и рынок труда

Статья раскрывает особенности решения проблемы трудоустройства выпускников отраслевого вуза с учетом современных социально-экономических условий и состояния рынка труда в атомной отрасли. Представлен положительный опыт работы Центра содействия трудоустройству выпускников Северской государственной технологической академии в указанном направлении.

Ключевые слова: атомная отрасль, выпускники вуза, трудоустройство, рынок труда, центр содействия трудоустройству выпускников.

В последние годы особую актуальность приобрела проблема трудоустройства выпускников высших учебных заведений. Атомная отрасль в этом смысле не исключение. При общей численности работающих 338,2 тыс. человек прием молодых специалистов составляет около 3 тыс. человек в год [1]. В то же время результатом выполнения стратегических планов Росато-ма согласно только обязательной программе 1 (то есть с гарантированным финансированием) должен стать ввод в строй к 2020 г. 20 новых энергоблоков.

Столь масштабная программа развития атомной энергетики кроме больших финансовых вложений потребует и привлечения значительных трудовых ресурсов(к 2016 г.дополнительная занятость в организациях отрасли составит около 15 тыс. человек). Так, только для введения в строй Северской АЭС необходимая численность строительно-монтажного персонала будет достигать 8 тыс. человек в пиковый период строительства. Численность эксплуатационного персонала для двух энергоблоков составит 1641 человек, в том числе 496 человек - персонал управления, 500 человек - оперативный персонал, 645 человек - ремонтный персонал.

При этом главным лимитирующим фактором становится время. По словам руководителя госкорпорации «Ро-сатом» С.В. Кириенко, у нас есть 5-7 лет для того, чтобы произвести передачу знаний и опыта вновь приходящему в отрасль поколению [2]. Старые, опытные, дисциплинированные, ответственные кадры, которые сформировались как специалисты в советское время, постепенно уходят. На смену приходит молодежь, которая относится к производству совсем иначе. Она

1 ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 06.10.2006 №605.

хуже подготовлена, менее ответственна, «увлечена» подработками, зачастую рассматривает государственное предприятие не как основную работу, а как «прикрытие» для коммерческой деятельности. Естественный процесс передачи знаний, навыков дисциплины и ответственности нарушается. Между уходящими поколениями и приходящими им на смену образуется вакуум. И времени, чтобы исправить это положение, остается все меньше.

На протяжении последних десяти лет принимались отдельные меры для смягчения отрицательных явлений и тенденций, возникавших в сфере кадрового обеспечения атомной отрасли. В рамках сотрудничества Минобрнау-ки России и Росатома на 2007-2010 гг. сформирован государственный и корпоративный заказ для подготовки молодых специалистов. Предусмотрено обновление научно-лабораторного фонда вузов, строительство научных городков для молодых ученых, разработка новых учебных программ и профессиональных стандартов, создание электронных библиотек и т.д.

Вместе с тем реализуемый комплекс государственных мер является недостаточным. Опыт высших учебных заведений в других секторах экономики, которым удалось наладить партнерские отношения с профильными предприятиями (обеспечивающими систематическое проведение производственных практик и стажировок студентов), установить с работодателями договорные отношения, позволяющие еще до окончания вуза гарантировать трудоустройство выпускников, убеждает нас в том, что эти возможности в атомной отрасли необходимо задействовать в полной мере.

Как известно, закрытые атомные города были созданы для проживания и обслуживания работников оборонных градообразующих предприятий.

Эти предприятия были и остаются основными источниками рабочих мест, поскольку атомная промышленность в силу своей специфики не ориентирована на большой рынок труда. Молодежь этих городов - ценнейший ресурс атомной отрасли. Это новое поколение молодых людей, «генетически» предрасположенных к специфике работы и жизни «за колючкой», воспитанных в семье потомственных работников атомной отрасли, идеологически «заточенных», интеллектуально развитых, не страдающих радиофобией. Вместе с тем уже два десятилетия (на фоне общего демографического спада 17-летней давности) закрытые атомные моногорода «кровоточат»: незаметно, но неуклонно растет миграционный поток молодых людей в конкурирующие секторы экономики. Если не предпринимать никаких действий, не пытаться решать эту проблему всеми доступными средствами (в том числе педагогическими - наряду с политическими, экономическими и др.), то рано или поздно атомные моногорода иссякнут: люди - еще менее восполняемый ресурс, чем нефть и газ.

И дело не только и не столько в количестве выезжающих молодых людей, сколько в их качестве. Мало того что население таких городов сокращается само по себе, что делает практически невозможным нормальное функционирование и перспективное развитие атомных производств, - существенно меняется его качественный состав. В отрасль не попадают самые активные, наиболее подготовленные, творчески развитые люди, то есть те, кто готов действовать [1].

Все вышесказанное вносит в работу отраслевых высших учебных заведений Росатома, направленную на трудоустройство выпускников, в том числе и в работу Северской государственной технологической академии, свою

специфику. Можно выделить наиболее существенные трудности реализации этого важнейшего направления деятельности отраслевого вуза.

Во-первых, в отличие от учебных заведений открытых городов для вузов закрытых территорий характерно малое число связей с предприятиями вне города и предприятиями других отраслей. Поскольку раньше практически всех молодых специалистов забирали «родные» базовые предприятия, то у вузов не было необходимости выходить за их пределы. В настоящее время устанавливать контакты с предприятиями, опираясь на связи с бывшими выпускниками, как это делают многие вузы, нет возможности: выпускники, как правило, работают все на том же базовом предприятии.

Во-вторых, существующие режимные ограничения на въезд в город до недавних пор не позволяли обеспечивать атомный рынок труда за счет иногородних студентов, которые по окончании учебы оставались бы в этом секторе экономики.

Специфично и то, что относительно высокий уровень и качество жизни в закрытых городах сформировали слабо мобильный контингент населения. Молодые специалисты, как правило, продолжали жить и работать в своем городе. Складывается парадоксальная ситуация, когда образовательный уровень безработных в каждом по отдельности из закрытых городов год от года растет, в то время как большинство предприятий отрасли испытывают «кадровый голод».

При консультировании в городских центрах занятости населения достаточно часто выясняется, что выпускники вузов и техникумов не имеют возможности или желания работать по полученной ими специальности. В большинстве случаев эти молодые люди трудоустраиваются по тем спе-

циальностям, которые предлагает весь доступный рынок труда, в том числе и не отраслевой. Спланировать свою карьеру на этапе обучения мешает недостаток достоверной и полной информации о современном рынке труда в атомной отрасли и перспективах его развития.

В непростой ситуации оказываются и сами отраслевые вузы. Указанная специфика привела к тому, что в плане трудоустройства выпускников отраслевые вузы медленнее адаптируются к изменению внешних социально-экономических условий. Фактически в этом направлении они как бы догоняют вузы открытых городов. В то же время сильная зависимость от базового предприятия делает вузы уязвимыми. Ухудшение положения на конкретном предприятии в этих условиях оборачивается высокой степенью невостребованности выпускников, несмотря на то, что в таких специалистах остро нуждаются другие предприятия отрасли.

Все это в полной мере относится и к Северской государственной технологической академии, поскольку до недавнего времени Сибирский химический комбинат (СХК) являлся для её выпускников основным источником рабочих мест: с 1998 по 2007 гг. на СХК из стен академии ежегодно приходили работать в среднем 60-65% молодых специалистов. В 2008 г. плановая остановка двух реакторов на комбинате привела к сокращению рабочих мест и вынудила комбинат временно прекратить набор персонала, в том числе и прием молодых специалистов. Для нас это означало, что почти 50 человек, те самые 65% молодых людей могли остаться без работы по специальности. Достойно выйти из непростой для академии ситуации помогли опережающие меры.

Осознавая, что в сложных современных условиях долг каждого высше-

250

200

100

го образовательного учреждения -сделать все возможное для того, чтобы по максимуму трудоустроить выпускников, а также то, что разовые услуги выпускникам высшей школы проблемы не решают, Северская академия еще в 2003 г. поставила перед собой задачу организовать целенаправленную и системную работу в этом направлении. Был создан Центр содействия трудоустройству выпускников СГТА. Уже шесть лет центр осуществляет взаимодействие с предприятиями и организациями региона и отрасли, региональными и местными администрациями по вопросам трудоустройства выпускников и проведения практики студентов, проводит анализ потребностей предприятий и организаций региона и отрасли в специалистах, предоставляет студентам актуальную информацию по отраслевым и профильным предприятиям. Усилиями сотрудников центра был проведен анализ отраслевого рынка труда, установлены контакты с более чем 30 предприятиями, из них выбраны те, что наиболее полно отвечали требованиям выпускников. В результате этой работы было заключено более 20 долгосрочных договоров на подготовку и

трудоустройство специалистов, и в 2008 г., несмотря на то, что базовое предприятие не смогло предоставить рабочие места, количество вакансий на выпускников в 2 раза превышало число самих выпускников (рис. 1).

На рис. 2 показана структура фак-

Заявки на трудоустройство выпускников

о С

50

□ Иногородние предприятия

□ Предприятия Северска

□ Базовое предприятие (СХК)

ф>

ф>

Рис. 1

Фактическое трудоустройство (2008 г.)

1%

4% 1%-

28%

1%

52%

□ Европейская часть

□ Урал

□ Сибирь

□ Дальний Восток

□ Зарубежье

□ Аспирантура

□ Служба в армии

□ Не трудоустроено

Рис. 2

тического трудоустройства выпуска ально подходить к выбору профессии, 2008 г.: более 50% выпускников трудят- планированию своей профессиональ-ся на предприятиях Сибири, значи- ной карьеры. Получив профориентаци-тельная часть (около трети) - в Евро- онные услуги в стенах родного вуза, они пейской части России и дальнем зару- быстрее находят работу после оконча-бежье, 9% продолжают послевузовс- ния учебного заведения, а нередко уже кое обучение в аспирантуре. трудятся по специальности во время В атомной отрасли и закрытых горо- обучения и впоследствии остаются радах закрепились 65% от выпуска. На се- ботать на этих предприятиях. Это гово-годняшний день выпускники 2008 г. ус- рит о том, что молодые люди имеют пешно работают на машиностроитель- представление о том, какие конкретные ном заводе в г. Электросталь Москов- знания, умения необходимо получить, ской обл., на Железногорском горнохи- чтобы достичь тех результатов, к кото-мическом комбинате (Красноярский рым они стремятся. край), на приборном заводе в г. Обнин- В настоящее время завершается соске Калужской области, в Российском здание Национального исследователь-федеральном ядерном центре ВНИИ эк- ского ядерного университета (НИЯУ) спериментальной физики (г. Саров Ни- с целью кадрового обеспечения госу-жегородской области), на электрохими- дарственных программ развития ядер-ческом заводе в г. Зеленогорске Крас- ного комплекса России. Спрос на мо-ноярского края, Ленинградской атом- лодых людей с инженерным образова-ной станции, Новосибирском заводе нием в атомной отрасли уверенно рас-химконцентратов, атомных ледоколах тет, и в ближайшее время эта тенден-Атомфлота и на многих других предпри- ция сохранится. В связи с этим одним ятиях. Все работодатели хорошо отзы- из приоритетов в работе вуза должен ваются о наших специалистах. стать переход от решения локальной Можно с уверенностью утверждать, задачи трудоустройства выпускников к что студенты академии стали более ре- системному взаимодействию учебного

заведения с рынком труда. На совещании по вопросам подготовки специалистов, состоявшемся 3 марта 2009 г. в Московском физико-техническом институте, председатель Правительства РФ В.В. Путин отметил: «В кризисный период высшая школа способна играть роль одного из важнейших социальных стабилизаторов, смягчать давление на рынок труда, помогать людям оперативно получать новую профессию, новую информацию в самом широком смысле этого слова, востребованную на рынке труда» [3].

Литература

1. См.: Степанов Ю.Н, Жмайло А.И. Кадро-

вый потенциал закрытого города в условиях социально-экономической трансформации. Озерск, 2009. 187 с.

2. Аналитическое обеспечение реформы атомной отрасли: материалы конференции // Атом-пресса, 2008. №1 (787).

3. Путин В.В. В кризисный период высшая

школа способна играть роль одного из важнейших социальных стабилизаторов // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 2-3.

TSEPAEVA I.A. GRADUATES OF THE SEVERSK STATE TECHNOLOGICAL ACADEMY AND LABOUR-MARKET

The article discloses problem-solving peculiarities of job placement of graduates of an applied-research institute of higher education subject to modern socio-economic conditions and the state of labour-market in nuclear industry. Positive experience of work in this direction of the Job Placement Assistance Centre of the Seversk State Technological Academy is presented.

Keywords: job placement of graduates, labour-market in nuclear industry, Job Placement Assistance Centre.

Личностное

т.н. ретунская, и профессиональное

ст. преподаватель самоопределение студентов

в процессе обучения

В статье выявляется взаимосвязь и взаимообусловленность процессов профессионального и личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение эффективно только на основе целостного образа «Я» (мотивы, потребности, цели, ценности, смыслы, способности), что является, на наш взгляд, важным фактором формирования будущего специалиста.

В условиях социально-экономических изменений, происходящих в современном обществе, особую значимость приобретают проблемы профессионализации. Немаловажную роль в становлении специалиста играет профессиональное образование. В настоящее время серьезные изменения претерпели прежде всего цели образования, а следовательно, и критерии его эффективности. Не только качество знаний, и не

объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования. «Формирование личности, способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.