УДК 528.48
ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТОВ
ПОД СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Степан Андреевич Третьяков
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191, аспирант, инженер кафедры инженерной геодезии, тел. 8(923)129-10-10 e-mail: tretyakov. [email protected]
Андрей Владимирович Карасюк
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191, аспирант, тел. 8(923)224-86-68, e-mail: karasiukAV@gmail. com
Разработана и описана технология выполнения изыскательских работ для подготовки проектов под системы автоматизированного управления путевых машин при помощи аппаратно-программного комплекса «Профиль».
Ключевые слова: система автоматизированного управления, изыскательские работы, АПК «Профиль».
IMPLEMENTATION OF RESEARCH WORK FOR PROJECT PREPARATION FOR AUTOMATED CONTROL SYSTEMS
Stepan A. Tretyakov
Siberian Transport University, 630049, Russia, Novosibirsk, 191 Dusi Kovalchuk st., PhD student, engineer department «Engineering Geodesy», tel. 8(923)129-10-10, e-mail: tretyakov.stepan91 @mail.ru
Andrey V. Karasyuk
Siberian Transport University, 630049, Russia, Novosibirsk, 191 Dusi Kovalchuk st., PhD student, tel. 8-(923)224-86-68, e-mail: [email protected]
Developed and described the technology implementation and survey work for the preparation of projects under automated control system for track machines using hardware-software complex «Profil».
Key words: automatic control system, survey work, HSC «Profil».
Перед подготовкой проекта под системы автоматизированного управления (САУ) путевым машинам, необходимо знать пространственное положение пути на данный момент. Традиционные методы изысканий по сбору этих данных (при помощи теодолитов, тахеометров) занимают достаточно продолжительное время. Технология, разработанная в научно-исследовательском дорожном центре «Диагностики дорожных одежд и земляного полотна» (НИДЦ «ДДОиЗП»), позволяет получить пространственные координаты пути (X, Y, H) с высокой точностью в
геодезической или местной системе координат, расстояние до оси соседнего пути (междупутье) и габариты элементов путевой инфраструктуры с меньшими затратами времени, при помощи аппаратно-программного комплекса «Профиль» (АПК «Профиль»).
Комплекс внесен в реестр средств измерений под номером 33047-06, получен сертификат об утверждении типа средства измерения RU.C27.007A №25716. [1]
АПК состоит из базовой станции и движущейся части на железнодорожном ходу.
В начале работ необходимо выполнить рекогносцировку местности, выбрать места расположения базовых станций (рис. 1) таким образом, чтобы они равномерно располагались вдоль маршрута съемки и угол возвышения не превышал 10°.
Рис. 1. Базовая станция
Координаты планово-высотного обоснования необходимо определить с использованием спутниковой аппаратуры позиционирования, точки располагать таким образом, чтобы расстояние от базы до САУ не превышало 25 км.
После выбора мест установки базовых станций, собирается ходовая часть АПК, она состоит из разборной рамы, изготовленной из алюминиевого сплава, и колес из инструментальной стали с кадмиевым покрытием.
На ходовую часть устанавливается комплект спутниковой аппаратуры позиционирования, состоящий из приемника, контроллера, GSM- или радиомодема и антенны на 2-х метровой вешке (рис. 2).
Рис. 2. АПК «Профиль»
Затем выполняется непосредственно съемка. Рекомендуемая скорость движения 5км/ч, время остановки (во время измерений габаритов и междупутья) при линейной привязке к километровым знакам и пикетам должно быть минимальным. Все данные записываются в файл созданного на контроллере проекта, параллельно ведется абрис.
Данные с контроллера обрабатываются на компьютере и вычисляются сдвижки пути в горизонтальной и вертикальной плоскости для постановки его в проектное положение.
Проект с величинами сдвижек, привязанным к линейной и прямоугольной системам координат загружается в бортовой компьютер путевой машины.
Разработанная методика апробирована на участке железной дороги Чик-Обь при выполнении работ по его капитальному ремонту. Применение АПК «Профиль» позволило в 5 раз сократить время производства полевых и камеральных работ. Точность определения координат головки рельсы не превышала 2 см., что значительно выше, чем при использовании традиционных геодезических методов. Полученные результаты соответствует требованиям. Использование информации, полученной железнодорожной
тележкой в САУ повысило актуальность проектов и, соответственно, качество выполнения работ, сократило время на их выполнение.
Функциональные возможности АПК «Профиль», позволяют при капитальном ремонте выполнять экспертизу, подготовку проекта для САУ и исполнительные съемки по определению проектного положения железнодорожного пути и геометрических параметров удовлетворяющих, соответствуя в полном объеме требованиям к измерительным средствам для капитального ремонта железнодорожного пути.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Щербаков В. В., Аппаратно-программный комплекс для определения геометрических параметров рельсовой колеи АПК «Профиль»
© С. А. Третьяков, А. В. Карасюк, 2014