Научная статья на тему 'ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ ДВИГАТЕЛЕЙ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ МОРСКИХ СУДОВ'

ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ ДВИГАТЕЛЕЙ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ МОРСКИХ СУДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ ДВИГАТЕЛЕЙ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ МОРСКИХ СУДОВ»

УДК 613.68:813,155

В. А. Гофмеклер, Л. Е. Беспалько, Л, Д. Русаленко, М. В. Фокин

ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ ДВИГАТЕЛЕЙ КАК ВОЗМОЖНЫЙ ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ МОРСКИХ СУДОВ

Владивостокский медицинский институт

В нашу задачу входило изучение степени загрязнения воздуха кают токсическими компонентами выхлопных газов судовых двигателей и выявление возможного неблагоприятного действия его на здоровьеморяков в плавании. Исследования проведены надизель-элект-роходе типа «Амгуэма» в период трехнедельного плавания из Владивостока на Чукотку и обратно.

Каюты судов типа «Амгуэмаэ, как и другие современные грузовые суда, оборудованы приточной вентиляцией с единой разводкойна всех палубах. Воздухозаборные шахты расположены симметрично по правому и левому борту судна на шлюпочной палубе. Расстояние между выбросом выхлопных газов и забором приточного воздуха составляет 5,5—6 м по вертикали и 3—3,5 м по горизонтали. Во время исследований функционировала система зимнего кондиционирования без рециркуляции воздуха. Мы изучали состояние воздушной среды и проводили физиологические исследования при включенной (4—5 дней) и выключенной вентиляции, а также при естественном проветривании кают. Изучено состояние воздушной среды 13 кают, расположенных по правому и левому борту судна. Оказалось, что воздушная среда кают значительно загрязнена выхлопными газами судовых двигателей. Суммарное загрязнение окисью углерода, углеводородами и окислами азота превышало ПД К в 2,2—2,3 раза, а в отдельных случаях — примерно в 4 раза. Сернистый газ в воздухе кают не обнаружен ввиду использования на дизель-электроходах малосернистого топлива. Выявлена определенная зависимость степени загрязнения воздуха от всех изучаемых факторов — искусственной вентиляции, естественного проветривания кают и направления ветра. Концентрация загрязнения в воздухе кают при включенной вентиляции значительно выше, чем при выключенной. Так, среднее содержание окиси углерода в первом случае составляет 2,3 мг/м3, во втором — 3,5 мг/м3 (максимальная концентрация 9,94 мг/м3). Загрязнение воздушной среды выхлопными газами наблюдается и при естественном проветривании кают с помощью иллюминаторов. Следует отметить, что в каютах, расположенных с подветренной стороны, степень загрязнения воздуха такая же, как и при искусственной вентиляции. Токсические компоненты выхлопных газов попадают в каюты с вентиляционным возухом, на наш взгляд, из-за неправильного расположения по отношению к выхлопной трубе приточных вентиляционных шахт.

Загрязнение воздушной среды кают в сочетании с повышенной температурой небезразлично для человека, о чем свидетельствуют результаты опроса и обследования состояния здоровья моряков. Судя по данным анкетного опроса экипажа, 2/3 его предъявляют жалобы на работу вентиляции. Ббльшая часть (29,8%) жалоб приходится на сухость слизистых оболочек, 26,3% —на загрязнение воздуха, 21,1% —на головную боль, 19,3% —на высокую температуру воздуха в каютах и 3,5% — на интенсивный шум при работе вентиляции.

При изучении функционального состояния центральной нервной системы у моряков в рейсе определяли латентное время моторной реакции назвуковой (различной интенсивности и частоты) и световой (красный) раздражители, а также дифференцировочную реакцию на эти раздражители (звук различной силы и частоты, свет красный, желтый). Полученные данные свидетельствуют о том, что при включенной вентиляции удлиняется время реакции на звуковой и световой раздражители, нарушается дифференцировочная реакция на них (рис. 1).

с

0.22

0.20 0.18 Щ6 0.14

%

?2 20 18 /6 14

ы ключе не ■ Включена Вентиляция

I—М Щ2 Ш3

ПС £ДД МОК длимч лшрт.ст. л/мим

2000 1800 .1600 /400 1200 1000

- 105 98 8S 78 68 88

- 4

СИ'

Выключена Включена

Вентиляция Е2ЭЗ ШЯ4

Рис. 1. Функциональное состояние центральной нервной системы моряков. Латентное время реакции на звук (/) и свет (2), дифференцировочная реакция — процент ошибок (3). Рис. 2. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы моряков. 1 — МОК; 2 — СДД; 3 — ПС; 4 —. превышение физиологичсскоП нормы.

Оценку функционального состояния сердечно-сосудистой системы мы давали по минутному объему крови (МОК), среднему динамическому давлению (СДД) и периферическому сопротивлению (ПС) в сосудистой системе большого круга кровообращения, которые вычисляли математически по показателям пульса и артериального давления.

Существенной разницы между величинами МОКу моряков во время рейса при выключенной и включенной вентиляции не выявлено. Не обнаружено существенной разницы в этих показателях и при функциональной нагрузке. Что касается СДД и ПС, то они в покое при выключенной вентиляции находились в пределах физиологических норм, тогда как при работающей вентиляции достоверно возрастали (рис. 2). После дозированной физической нагрузки (20 приседаний за 30 с) СДД изменилось при выключенной вентиляции на 2,8 мм рт. ст., а при включенной — на 7,6 мм рт. ст. и через 3 мин не возвратилось к исходному. Эти данные согласуются с материалами В. В. Парина и Ф. 3. Меерсона, указывающих на то, что в системе кровообращения раньше возникают изменения среднего динамического давления в артериях и периферического сопротивления в прекапиллярах, которые характеризуют состояние механизмов, обеспечивающих поддержание объемной скорости кровотока на должном уровне. Некоторое увеличение периферического сопротивления при включенной вентиляции можно объяснить возможным рефлекторным спазмом сосудов; при прекращении действия раздражителя оно исчезает.

При исследовании функции внешнего дыхания с помощью спирографа открытого типа (СПИРО 2-25) не установлено существенной разницы между абсолютными величинами вентиляционных показателей и их соотношениями с должными. Вместе с тем сравнение полученных показателей внешнего дыхания моряков с приводимыми в литературе аналогичными данными, касающимися здоровых мужчин молодого возраста, проживающих во Владивостоке (В. И. Медведев), указывает на статистически значимое различие в минутном объеме дыхания (МОД), жизненной емкости легких, минутной вентиляции легких (МВЛ) и пневмотахометрии выдоха при практически одинаковых показателях физического развития (рост, вес). При этом увеличение МОД сопровождается уменьшением МВЛ, что может свидетельствовать о снижении энергетического резерва дыхательных мышц. Достоверное различие зарегистрировано и при сравнении показателей внешнего дыхания (частота дыхания, МОД) после дозированной нагрузки.

Таким образом, отклонения в состоянии здоровья моряков являются функциональными и свидетельствуют о напряжении защитно-приспособительных механизмов организма в ответ на воздействие загрязненной воздушной среды.

Выводы

1. В каютах судов типа «Аыгуэма» при искусственной вентиляции и естественном проветривании с помощью иллюминаторов обнаружены повышенные концентрации токсических компонентов выхлопных газов.

2. Эти газы забрасываются в каюты с вентиляционным воздухом из-за неправильного расположения по отношению к выхлопной трубе воздухозаборных шахт механической вентиляции.

3. Загрязнение воздушной среды кают в сочетании с повышенной температурой воздуха способствует появлению функциональных сдвигов в организме моряков, в частности в центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной системах.

ЛИТЕРАТУРА. Медведев В. И. О нормативах показателей функции внешнего дыхания у лиц молодого возраста.— Тезисы докладов 14-й научной студенческой конференции Владивостокского мед. ин-та. Владивосток, 1973, с. 132—133. - Па-р и н В. В., Меерсон Ф. 3. Очерки клинической физиологии кровообращения. Л., 1956.

Поступила 24/1 1975 г.

УДК 613.632.4:547.322.31

Кандидаты мед. наук Э. А. Переверзева и В. Р. Цулая, канд. хим. наук Л. И. Волохова

О ДЕЙСТВИИ ХЛОРИСТОГО МЕТИЛЕНА НА ОРГАНИЗМ ПРИ ИНГАЛЯЦИОННОМ ПУТИ ПОСТУПЛЕНИЯ

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Хлористый метилен — бесцветная жидкость с удельным весом 1,356 г/мл, температурой кипения 40—41°, плохо растворим в воде и хорошо в органических растворителях. Исследование этого вещества в воздухе проводили путем гидролиза щелочью до формальдегида и колориметрическом определении последнего по реакции с хромотроповой кислотой.

С целью выявления порога рефлекторного действия хлористого метилена на организм человека установили порог обонятельного ощущения у 14 испытуемых. Проведено 285 опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.