Научная статья на тему 'Выделение набора геометрических приемов, обеспечивающих Построение деталей конструкции одежды расчетно-графическими методами'

Выделение набора геометрических приемов, обеспечивающих Построение деталей конструкции одежды расчетно-графическими методами Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
389
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ревякина Ольга Владимировна, Лашина Ирина Валентиновна, Ультан Александр Ефимович

На основании анализа расчетно-графических методов конструирования одежды выделены унифицированные приемы построения и моделирования конструкций одежды различными методами, что позволяет использовать одни и те же геометрические примитивы при разработке большого многообразия конструкций, осуществить синтез известных методик или создать новые. Выделенные геометрические приемы построения и моделирования исходных объектов были положены в основу создания наречие языка программирования visual basic for application для проектирования одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ревякина Ольга Владимировна, Лашина Ирина Валентиновна, Ультан Александр Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выделение набора геометрических приемов, обеспечивающих Построение деталей конструкции одежды расчетно-графическими методами»

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

О. В. РЕВЯКИНА И. В. ЛАШИНА А. Е. УЛЬТАН

Омский государственный институт сервиса

УДК 687.016.5

ВЫДЕЛЕНИЕ НАБОРА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОСТРОЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ КОНСТРУКЦИИ ОДЕЖДЫ РАСЧЕТНО-ГРАфИЧЕСКИМИ МЕТОДАМИ__

НА ОСНОВАНИИ АНАЛИЗА РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ ВЫДЕЛЕНЫ УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ КОНСТРУКЦИЙ ОДЕЖДЫ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИМИТИВЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ БОЛЬШОГО МНОГООБРАЗИЯ КОНСТРУКЦИЙ, ОСУЩЕСТВИТЬ СИНТЕЗ ИЗВЕСТНЫХ МЕТОДИК ИЛИ СОЗДАТЬ НОВЫЕ. ВЫДЕЛЕННЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ИСХОДНЫХ ОБЪЕКТОВ БЫЛИ ПОЛОЖЕНЫ В ОСНОВУ СОЗДАНИЯ НАРЕЧИЕ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ VISUAL BASIC FOR APPLICATION ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ.

Задачей конструирования одежды является разработка чертежей деталей на индивидуальную или типовую фигуру.

Существующие методы конструирования одежды по точности и обоснованности получаемых результатов можно разделить на: приближенные (1 класса) и инженерные (2 класса) [1].

Несмотря на точность получаемых разверток, применение инженерных методов в "повседневной" практике конструирования одежды до сих пор не нашло широкого применения. Это связано с тем, что усилия, затраченные на сбор исчерпывающей информации о строении фигуры человека, особенностях изготовления образцов одеж-

ды и применяемых материалов намного превышают трудовые затраты на проектирование моделей упрощенными способами. Поэтому методы проектирования 1-го класса, т.е. расчетно-графические, считаются традиционными для конструирования одежды в условиях различных типов производства.

Расчетно-графические методы позволяют приближенно находить положение важнейших конструктивных точек. Каждая методика конструирования включает в себя: информацию о фигуре человека и (или) готовом изделии; методы обработки полученной информации в виде расчетных формул, с помощью которых устанавливаются размеры конструктивных отрезков и узлов деталей

Таблица

Примеры геометрических приемов, использующихся в расчетно-графических методиках конструирования одежды

Графическое изображение Комментарии Область применения

1 2 3

Пример построения точек

• Построение точки в результате пересечения дуг окружностей с известными радиусами и центрами Для построения конечной плечевой точки спинки и полочки, нагрудной и плечевой вытачек

/ Построение точки в результате перемещения вдоль заданной прямой на известное расстояние от указанной точки Построение сетки чертежа, вспомогательных точек проймы и т.д.

* Засечка на известной прямой из указанной точки заданным радиусом Построение плечевой, нагрудной вытачек в мужской, женской и детской одежде

Построение новой точки на кривой в результате перемещения от заданной точки на расстояние, определяемое формулой или измеренное по другой кривой Построение боковых срезов, рельефных швов и пр. в мужской, женской и детской одежде

/ Построение отрезка (прямой) через заданную точку в указанном направлении Построение линий фасонных элементов базовых и модельных конструкций

// Построение прямой через указанную точку и параллельной известной прямой Построение фасонных элементов, оформление плечевой вытачки на спинке

Построение прямой по касательной к заданной кривой и параллельной известной прямой Построение линии втачивания воротника в горловину в воротниках типа шаль, апаш, пиджачный

Г4 Построение кривой через заданные точки и перпендикулярной известной прямой в указанной точке Построение линии отлета воротника и линии втачивания воротника в горловину

одежды; способы геометрического построения и членения конструкций одежды. При этом учитывается особенность телосложения, покрой, способы технологической обработки.

В настоящее время специалистами установлены основные критерии качественной оценки результатов проектирования различными методами. Такими критериями являются: цель проектирования (для индивидуальной, типовой фигуры); способ получения исходной информации о телосложении: (контактный, бесконтактный, комбинированный); количество размерных признаков, необходимых для построения чертежа; возможность с помощью используемой номенклатуры измерений учитывать индивидуальные особенности телосложения (форму тела в целом и отдельных его участков в различных проекциях, осанку и т.д.), антропометричность конструкции.

В практике конструирования в силу названных причин наибольшее распространение получили следующие методики проектирования одежды: методика МТИЛП (Московского технологического института легкой промышленности), методика ЦНИИШП (Центральный научно-технический институт легкой промышленности), методика ЦОТШЛ (Центральная опытно-техническая швейная лаборатория), методика ЕМКО СЭВ (Единая методика конструирования одежды стран - членов СЭВ), методика Мюллера [1 -6] и др. И число таких методик будет расти до тех пор, пока существуют приближенные способы построения плоских разверток одежды.

Расчетно-графические методы получили широкое распространение в силу элементарности эмпирических расчетов и простоты графических построений. Но при всем их разнообразии и степени проработанности представляют собой основу для построения конструкции основных деталей одежды определенного вида, покроя, и силуэта применительно к определенному направлению моды и технологии изготовления.

Изменение моды и размерной типологии сопровождается внесением изменений в эмпирические расчеты и графические построения чертежей новых силуэтов одежды, что приводит к моральному старению методик [7].

С целью выбора объекта исследования в работе выполнен анализ перечисленных выше методов конструирования одежды, а также исходной информации необходимой для выполнения расчетов.

Сделанный анализ показал, что:

- несмотря на очевидные плюсы инженерных (30) методов конструирования одежды, более простым и доступным на сегодняшний день представляется использование систем 20, охватывающих самый широкий круг методов проектирования;

- исследованные расчетно-графические системы оперирует большим разнообразием геометрических приемов, использующихся при построении чертежей.

Поэтому с целью выделения однотипных графических приемов, а главное, имеющих существенные отличия, обеспечивающих проектирование изделий различной сложности, был проведен анализ перечисленных выше методик конструирования.

В результате был сформирован комплекс приемов проектирования, состоящий из:

- 6 способов построения точек;

- 10 способов построения прямых или отрезков;

- 4 способов построения кривых.

Примеры использования и графическое изображение некоторых геометрических примитивов, обеспечивающих построение элементов конструкций, приведены в таблице.

Из таблицы и проведенного анализа следует, что любая конструкция может быть представлена в виде набора точек, отрезков и кривых, рассчитанных по формулам и реализованных графически. Причем в зависимости от выбранной методики проектирования это будут различные комбинации выделенных геометрических примитивов.

Из практики конструирования известно, что создание сложных форм и конструкций одежды осуществляется в результате преобразований лекал 1-го, 2-го, 3-го и 4-го видов [1] по степени сложности выполняемых изменений.

Анализ существующих приемов технического моделирования лекал позволил сделать вывод о том, что преобразования 1-го и 2-го вида осуществляются в результате следующих действий:

0 Поворот указанных кривых относительно заданной точки (выделенной) на определенный угол.

0 Перемещение указанных кривых на заданное расстояние.

При этом указанные кривые могут как перемещаться, так и копироваться относительно исходных.

Проведенные исследования показали, что сложные приемы технического моделирования (3-го и 4-го вида) осуществляются в результате комплексного использования перечисленных выше приемов моделирования и проектирования.

Поскольку обязательным условием использования приближенных методов проектирования при создании новых моделей одежды является проверка конструкций путем изготовления образцов (макетов), необходимо предусмотреть действия, позволяющие корректировать исходные лекала.

Проведенный анализ показал, что все поправочные действия, выполняемые с лекалами после примерки, в основном, описываются уже известными способами построения, перемещения и поворота точек, отрезков и кривых (объектов) как формообразующих элементов деталей любого изделия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

-процесс проектирования базовых основ одежды расчетно-графическими методами может быть реализован в результате комбинации различных геометрических приёмов построения в зависимости от выбранной методики конструирования;

- проектирование базовых конструкций одежды (моделирование 1-го и 2-го вида) выполняется методами перемещения и (или) поворота заданных объектов относительно исходных;

- создание конструкций одежды сложных форм (моделирование 3-го и 4-го вида) осуществляется сочетанием приемов построения и моделирования;

- корректировка исходных чертежей по результатам примерки выполняется теми же методами, что и сложные виды технического моделирования.

Такой подход к решению задачи проектирования одежды позволяет использовать одни и те же приемы при разработке большого многообразия конструкций различными методами, позволяет осуществить синтез методик, а также может быть использован при автоматизации проектных работ на предприятиях различного типа производства, что говорит о несомненной практической значимости данной работы.

Выделенные геометрические приемы построения и моделирования исходных объектов были положены в основу создания наречие языка программирования VISUAL BASIC FOR APPLICATION для проектирования одежды.

Литература

1. Конструирование одежды с элементами САПР: Учебник для вузов/ Е. Б. Коблякова, Г. С. Ивлева, В. Е. Романов и др. М.: Легпромбытиздат, 1988.-464 е., ил.

2. ЕМКО СЭВ Единая методика конструирования одежды стран - членов СЭВ. Теоретические основы. М., 1988. т. 1.

3. Афанасьева Е. Д. Разработка единых методов конструирования одежды для стран - членов СЭВ. М., 1986.

4. Справочник по конструированию одежды/ В. М. Мед-ведков, Л. П. Воронина, Т. Ф. Дурытона и др.; Под ред. П. П. Ко-кеткина. М., 1982.

5. Проектирование изделий сервиса: Учебное пособие/ Лашина И. В.- Омск: ОГИС, 2000. с.24 - 25.

6. Конструирование одежды с элементами САПР: Учебник для вузов/ Е. Б. Кобпякова, Г С. Ивлева, В. Е. Романов и др. М.: Легпромбытиздат, 1988.-464 с., ил.

7. http://www.siluet.ru/main/articles

О. В. РЕВЯКИНА А. Е. УЛЬТАН

Омский государственный институт сервиса

УДК 687.016.5

Интерфейс любой автоматизированной системы должен быть доступным, удобным, содержать в наглядной форме всю необходимую для работы информацию. Простота в работе и обучении является основополагающим фактором, т. к. должна обеспечить пользователям различных возрастных групп и различной квалификации эффективное использование компьютера для построения лекал одееды.

Поэтому при создании интерфейса диалоговой системы проектирования одежды, основными предъявляемыми к нему требованиями являлись простота и удовлетворение Windows-стандарту.

Руководствуясь принципами максимального удобства и простоты, а также исходя из требований Windows-стан-дарта, при работе с нашей программой пользователю предлагается использовать всего лишь одно простое правило. Согласно этому правилу сначала необходимо создать временную группу из выделенных объектов, щелкая на них левой кнопкой мыши при нажатой на клавиатуре клавише Shift. Объектами могут быть точки, прямые, кривые. После этого на временной группе необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши для вызова контекстного меню, содержащего команды, применимые к данной группе, и выбрать нужную. Для работы с одним объектом на нем сразу можно щелкнуть правой кнопкой мыши.

Подобная простота и доступность справки (в виде строки подсказки) одновременно, позволяют специалисту, обладающему навыками в проектировании одежды, до минимума свести период освоения системы.

Наибольшее соответствие задачам диалоговой системы проектирования одежды обеспечивает интерфейс MDI-ти-па И], т. е. интерфейс, позволяющий создавать разные лекала в нескольких взаимодействующих через буфер обмена дочерних окнах, объединенных одним родительским окном редактора. Каждое дочернее окно предоставляет пользователю некоторые вспомогательные объекты.

Первыми вспомогательными объектами, предоставляемыми пользователю в нашем интерфейсе, являются: содержащаяся в каждом дочернем окне прямоугольная область, символизирующая лист бумаги (рис. 1), предназначенный для построения чертежа и находящаяся,в левом верхнем углу листа вспомогательная точка. Щелкнув правой клавишей мыши на листе, можно указать его размеры. Однако, т.к. лист изображается в некотором масштабе, то это отразится лишь на соотношении между его длиной и шириной.

РЕВЯКИНА Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры конструирования швейных изделий, аспирант. ЛАШИНА Ирина Валентиновна, кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой конструирования швейных изделий.

УЛЬТАН Александр Ефимович, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики.

Щелкнув правой клавишей мыши на вспомогательной точке, с помощью появившегося контекстного меню можно превратить ее в основную точку или вызвать на экран стрелку, начинающуюся в этой точке и направленную вниз. Аналогично будем вызывать стрелку, начинающуюся в других нужных нам точках. Стрелка - это важный вспомогательный элемент интерфейса (рис. 1). С помощью щелчка правой кнопки мыши на стрелке, можно совершить различные действия, доступные из контекстного меню: например, повернуть стрелку на указанный угол, отойти вдоль нее на заданное расстояние и поставить в этом месте следующую точку (после этого стрелка исчезнет), или провести через стрелку вспомогательную (основную) линию (отрезок) и т. д.

Возможность задавать размерные признаки и другие переменные величины реализуется с помощью "Универсального окна исходных параметров". Это окно появляется на экране с целью записи формулы в его строку ввода для вычислений необходимых расстояний, или же мы сами вызываем его на экран, когда хотим создать очередную карточку с размерными признаками клиента (рис. 2). Аргументами расчетных формул являются размерные признаки, прибавки и др. необходимые для построения параметры.

Работа системы предполагается в нескольких режимах: режиме проектирования, режиме редактирования и обучающих режимах.

В режиме проектирования в разных дочерних окнах можно создавать либо лекала различных изделий, либо детали одного изделия. Во втором случае, мы имеем возможность измерять длину участка чертежа в одном окне для использования в другом. Очень важно понимать, что, работая в режиме проектирования, мы создаем на экране в указанном масштабе лекала, и при этом в памяти компьютера параллельно создается текст процедуры (на созданном нами наречии Visual Basic), способной при запуске повторить все наши действия. В конце проектирования текст процедуры можно сохранить (в указанной папке появится пиктограмма процедуры, которую в дальнейшем будем называть пиктограммой изделия) для дальнейшего многократного использования (в частности для пересылки с помощью Internet) [2].

Работая в режиме проектирования, можно вносить изменения в лекала, и эти изменения отразятся в процедуре. Однако при проектировании одежды важным является

ИНТЕРФЕЙС

ДИАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ

ВЫДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКСА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПОСТРОЕНИЯ ЛЕКАЛ ПОЗВОЛИЛО СОЗДАТЬ НАРЕЧИЕ ЯЗЫКА VISUAL BASIC FOR APPLICATION И ДИАЛОГОВЫЙ ИНТЕРФЕЙС СИСТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ ПРИ ПОМОЩИ УДОБНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ДОСТУПНЫМИ ИЗ ОСНОВНОГО И КОНТЕКСТНОГО МЕНЮ. ТАКОЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕЛАЕТ "ПРОЗРАЧНЫМ" ПРОЦЕСС КОНСТРУИРОВАНИЯ В ЦЕЛОМ И ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИСТЕМУ КАК В ЦЕЛЯХ ПРОИЗВОДСТВА, ТАК И В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОФИЛЯ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.