Научная статья на тему 'Выдающийся русский таксидермист Владимир Анатольевич Сухарев (1956–2013)'

Выдающийся русский таксидермист Владимир Анатольевич Сухарев (1956–2013) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выдающийся русский таксидермист Владимир Анатольевич Сухарев (1956–2013)»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2025, Том 34, Экспресс-выпуск 2489: 63-80

Выдающийся русский таксидермист Владимир Анатольевич Сухарев (1956-2013)

С.Н.Баккал

Сергей Николаевич Баккал. Зоологический музей, Зоологический институт РАН; Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 23 декабря 2024

«Я вижу истоки своей профессии в детстве», — говорил Владимир Анатольевич Сухарев, когда стал главным редактором журнала «Таксидермия» и владельцем таксидермической компании. «Отец привозил птиц с охоты, и мама с бабушкой начинали их ощипывать. Мне было их жаль — они были такие красивые: перламутровые головы, разноцветные крылья... Через какое-то время я стал подходить к этому процессу творчески: брал пластилин, вставлял в него пёрышки, приделывал крылья. Всякий раз, когда мне в руки попадала новая птица, от волнения и представления, что с ней можно сделать, руки начинали дрожать! Очень долго я не снимал шкур с птиц, а пытался понять, как они устроены. Так что увлечение таксидермией началось гораздо раньше, чем я получил образование биолога». А пластилин. Родные В.А.Сухарева вспоминали, что он лепил не просто статичные позы зверей и птиц, а предпочитал отражать сложную динамику. Уже в подростковом возрасте он понял, что есть такой «расчудесный» материал, с которым он впоследствии никогда не расставался, воплощая многие свои идеи в пластилине ещё до того, как создавалось чучело.

Итак, всё начиналось в далёкие семидесятые годы двадцатого века. Отец Владимира, кадровый военный, служил тогда в Туркмении. В шестнадцать лет Володя сделал первое чучело. А свою третью работу он принёс в Красноводский государственный заповедник, и его немедленно приняли на работу лаборантом-таксидермистом. Два года он делал чучела в Туркмении, а позже семья переехала в Ленинград. Можно сказать, что Ленинград был тогда «кузницей» будущих мастеров-таксидермистов, а Зоологический музей Зоологического института АН СССР стал учебно-методическим центром отечественной таксидермии, где прошли обучение (по разным источникам) от 150 до 650 учеников, где готовили специалистов для всего Советского Союза и ряда социалистических стран. В.А.Сухарев впервые появился в Зоологическом музее весной 1974 года. В таксидермической мастерской он полгода проработал на штатной должности, после чего был призван на срочную военную службу. Через два года он вернулся в Музей и с 1974 по 1982 год, в течение восьми лет,

осваивал свою будущую профессию: работал и параллельно накапливал знания и опыт в мастерской, которой руководил Михаил Абрамович Заславский (1921-1993).

Рис. 1. Многие таксидермисты считают, что интереснее и тяжелее всего делать чучела кошачьих.

Они самые сложные в работе и самые красивые. М.А.Заславский в таксидермической мастерской Зоологического музея Зоологического института АН СССР. 1980-е годы.

Фото из Научного архива ЗИН РАН

Перелистывая страницы истории Зоологического музея, можно сказать, что М.А.Заславский (рис. 1) был человек, наделённый несомненным художественным талантом и организаторскими способностями, который не останавливался ни перед чем, решая в музее разного рода масштабные задачи. Сколько я помню, он всегда существовал в окружении учеников, или «подмастерьев». Зоолог Александр Дмитриевич Миронов вспоминал о нём: «Михаил Абрамович Заславский был абсолютным музейным творцом», у которого «сложился совершенно уникальный тандем с Донатом Владимировичем Наумовым: это были не просто служебные отношения директора с сотрудником музея, это было совместное сотворение Музея». Безусловно, это мнение заслуживает внимания, но на самом деле во всём, что касается отношений, было много осложнений. Д.В.Наумов заведовал музеем 22 года (1961-1984). За это время в музее было поставлено 89 новых экспозиций, из них 55 биологических групп и диорам, реконструировано 20 экспозиций, создано 8 больших тематических выставок для различных организаций (Наумов и др. 2021, с. 69). Такого прогресса Зоологический музей не знал ни до, ни после этого пе-

риода. Всё это время М.А.Заславский выполнял роль заведующего экспозицией музея и возглавлял созданную им при музее группу экспериментальной таксидермии, продолжая совершенствовать старые способы и исследовать новые, в том числе — скульптурную таксидермию, пара-финизацию, сублимацию, лиофильную сушку, работу с пластическими массами и др. Его считают разработчиком своего собственного метода скульптурной таксидермии, все секреты которого были изложены в его первой книге «Новый метод изготовления чучел животных. Скульптурная таксидермия» (1964).

Основателями современной таксидермии считают орнитологов Джона Хэнкока (John Hancock, 1808-1890) и Карла Итана Экли (Carl Ethan Akeley, 1864-1926). Большой заслугой Д.Хенкока было введение в таксидермию творческих элементов реалистического содержания, основанных на точности наблюдений. Тогда заметным событием, которое дало толчок к более точному и реалистичному моделированию образцов в их естественных условиях, была Великая [промышленная] выставка 1851 года в Лондоне. Впервые в истории таксидермисты со всего мира собрались вместе и представили современные, инновационные методы, относящиеся к этому искусству. А одна из таксидермических работ Хенкока стала достопримечательностью этой выставки (Embleton 1894; Львов 2014). Карла Экли в начале XX века называли родоначальником скульптурной таксидермии. Он отработал основные элементы её технологии, в том числе метод монтажа, применяемые до сих пор. Их суть сводилась не к набивке выделанной шкуры опилками, паклей или соломой, которые уже тогда казались вымученным и жалким дилетантством, а к созданию анатомически точной скульптуры животных - манекена, правда, без кожного покрова, но с дальнейшей обтяжкой его шкурой. Экли усовершенствовал способы подгонки кожи по манекену, разработал метод имитации мускулатуры, естественных складок и даже выступающих вен животных. Считают, что именно благодаря Экли таксидермия трансформировалась из ремесла в искусство: он заслужил признание таксидермистов во всём мире и был назван «отцом таксидермии». Экли (Эйкли) пришёл к выводу, что «изготовление чучела — занятие чересчур трудоёмкое и требует от таксидермиста разноплановых навыков. Мастер должен самостоятельно и за короткий промежуток времени сделать необходимые замеры, должным образом освежевать и обработать шкуру свежеубитого животного. Он обязан знать анатомию и характерные повадки зверя, птицы или другого животного, обладать навыками выделки, изготовления гипсового слепка, манекена, бутафорных аксессуаров, а так -же непременно быть творчески развитой (артистической) личностью». Самого себя Карл Итан Экли сравнивал с художником, которому, помимо создания шедевра, надо было собственноручно изготовить для него краски.

Случается, что у человека, пожелавшего стать таксидермистом, нет никаких творческих наклонностей; он не лепит, не рисует, не имеет способностей портного или скорняка. «Всё это не главное, — считал В.А.Сухарев, - всему этому можно научиться, а вот обожать зверька, ощущать его изнутри, влезть, так сказать, в его одежду - не каждому дано. А по-другому никогда не усвоишь, как должна лечь шкура, не сможешь достигнуть правильного силуэта. Когда нет желания и таланта — двух составляющих реального таксидермиста, то без этого ты не мастер, а в самом лучшем случае — штамповщик, ремесленник».

Рис. 2. Владимир Анатольевич Сухарев (1956—2013), 1982 год, фото из Научного архива ЗИН РАН. Справа — касатка Anasfalcata, одна их работ В.А.Сухарева, выполненная в студии таксидермии «Владимiръ Сухаревъ», фото из журнала «Таксидермия» № 13, 2008

Конечно, есть люди, очень далёкие от таксидермии, которые удивляются, что чучела делают до сих пор, и даже думают, что это пережиток прошлого. Несомненно, таксидермисты — люди уникальной профессии. В XVIII и XIX веках бытовало старое и понятное для русского уха название профессии «таксидермист» — чучельник, но, оказывается, не всем современным мастерам оно по нраву. Главное, что и таксидермисты, и чучельники должны обладать знаниями во многих областях; однако только усидчивости, аккуратности и внимательности, как иногда полагают, недостаточно, ещё нужен художественный стиль или вкус, и предприимчивость. В.А.Сухарев говорил, что мастерство таксидермиста — это прежде всего придать животному-экспонату или трофею естественный вид. Ещё 30-40 лет назад, используя намотку и набивку, реже гипс, до-

стичь высоких результатов нашим соотечественникам было непросто. К тому времени в Америке уже давно применялся скульптурный способ изготовления чучел, то есть из специальной глины лепилась скульптура, снималась матрица-форма, которая затем заливалась пенополиуретаном. Полученная скульптура-слепок из пенопласта становилась манекеном. Владимир Анатольевич Сухарев, впервые будучи в США на чемпионате мира по таксидермии, обратил внимание на подобные манекены, затем купил две бочки пенополиуретана и начал изготавливать в России свою коллекцию манекенов (за свою жизнь он слепил около 500 авторских скульптур, где все детали были проработаны; многие мастера России до сих пор пользуются слепками этих скульптур). Что же касается птиц, то к ним Володя всегда относился трепетно, как в детстве. «С птицами работать сложнее, — говорил он, — чтобы хорошо сделать птицу необходимо длительное обучение и талант».

Чучела и модели разнообразных животных являются основными элементами современного зоологического, естественноисторического или краеведческого музея. Они могут экспонироваться как одиночными экземплярами, так и целыми сериями в систематической части музейной коллекции, могут быть включены в биологические группы или диорамы, посвящённые разным географическим зонам земного шара или же более узким региональным подразделениям внутри страны. От качества чучел, от того, насколько точно и правдиво они отражают объективную реальность, в значительной степени зависит доходчивость экспозиции, а следовательно, и её значение как с точки зрения педагогического процесса, так и эмоционального восприятия. Документы, полученные из Научного архива Зоологического института РАН (ЗИН РАН), подтверждают, что до 1982 года при участии В.А.Сухарева было создано несколько биологических групп и оформлено несколько диорам действующей экспозиции («Животные высокогорий Тянь-Шаня» и др.), а также в 1978 году изготовлено несколько копий (гипсовых слепков) киргилях-ского мамонтёнка (Димы), а в 1979 году закончено изготовление его мумии. В качестве профессионального специалиста-таксидермиста (рис. 2) Владимир Анатольевич уже сам делился секретами мастерства. И при этом в нём не было «ни грамма» высокомерия или амбиций. Он считал, что в Зоологическом музее должно быть выставлено только наилучшее, а «наилучшее выходит, когда делаешь одного зверька четыре-пять раз». Серьёзные раздумья, размышления и сомнения долго не приводили его к окончательному решению — «уходить или оставаться, а что дальше?». Ведь здесь надо было переделать кучу дел. Тогда он рассуждал так: «По-настоящему всю коллекцию нужно бы сделать по-новому. Может, и надо бы остаться в музее, работать над коллекцией...». По мнению его коллег, тогда, в 1982 году, он очевидно уже осознал своё предназначение, понял, что важный шаг уже пройдён, а застрять тут — означает затормозить в

развитии. Престиж и стабильность академического учреждения северной столицы, возможность карьерного роста не были для него самоцелью. «Я просто вырос. Вырос и ушёл. И от меня уходили, когда ощущали, что способны на что-то большее, чем работа на владельца. Это не катастрофа, это законы роста». С другой стороны, уходя в неизвестность, он ничего не мог предвидеть, но по переменам не тосковал. Перебивался случайными заработками, но этого было далеко не достаточно, чтобы как-то продержаться. Судьба не дала ему круто свернуть с намеченного пути: вдруг он получил приглашение от Всесоюзного Красноводского орнитологического заповедника (в 1994 году он переименован в Хазарский государственный природный заповедник) для оформления музейной экспозиции. Он уехал на восточное побережье Каспийского моря, в Красноводск (ныне Туркменбаши) - в город, где он родился 26 лет на -зад. За три года Владимир Анатольевич фактически в одиночку создал основу экспозиции, превратив музей заповедника в галерею произведений искусства. До сих пор этот музей считают лучшим в Туркмении.

Но не только в музее Туркмении представлены выполненные Сухаревым многочисленные образцы. Уходя из Зоологического музея в Санкт-Петербурге, В.А.Сухарев оставил заметный след в разделе систематической орнитологии (в других разделах его работы не обнаружены).

Мысленно переносясь в 1830-е годы, нужно заметить, что после отделения зоологической коллекции от Кунсткамеры стало очевидно, что «обыкновенных европейских форм [птиц], составляющих главный контингент русской фауны, совершенно недоставало и приобретение их составляло ближайшую задачу» (Штраух 1889, с. 175). В начале 1980 года Роальд Леонидович Потапов (1933-2018) предложил проанализировать, скольких видов из орнитофауны СССР не хватает в Зоологическом музее. К тому времени список птиц Советского Союза содержал 764 вида (Иванов, Штегман 1978). Вскоре было установлено, что в разделе систематической орнитологии из этого списка отсутствует более 20% видов птиц, при этом среди отсутствующих было много самых тривиальных видов разных регионов страны.

Уже в конце апреля 1980 года мы с Володей Сухаревым были командированы на Биостанцию «Рыбачий» Зоологического института АН СССР на Куршской косе для добычи мелких воробьиных птиц (из числа отсутствующих в Зоологическом музее). Позднее некоторые из недостающих птиц были доставлены из экспедиций в Туркмению (Мургаб), на Кольский и Гыданский полуострова, на остров Кунашир и в другие районы нашей страны, в которых принимали участие и сотрудники музея. Тогда только с Куршской косы в Зоологический музей поступило более 50 птиц, большая часть которых имела пометку: «собрано и изготовлено В.Сухаревым, 1980»; фотографии чучел некоторых из этих птиц представлены на рисунках 3-7. Можно только сожалеть, что за последние 40 лет эти

события, начальный импульс которым был задан заведовавшим тогда Зоологическим музеем Зоологического института АН СССР Р.Л.Потаповым, так и не получили продолжения.

Рис. 3. Чёрный дрозд Тмгймз швгнЬ, щегол СатймеЬ сатймеЬ, юрок Fringilla топй/пп^Иа и варакушка ^шата svecica в экспозиции Зоологического музея ЗИН РАН. Куршская коса, апрель-май 1980 года.

Таксидермист В.А.Сухарев. Фото автора

Владимир Анатольевич Сухарев был широко известен как выдающийся таксидерист; в последнее время коллеги всё чаще вспоминают его благодаря созданной им «сильнейшей школе таксидермии в России». П.Б.Глазков, который работал в таксидермической мастерской Зоологического музея, а затем прославился тем, что в 2016 году открыл персональную экспозицию, посвящённую интимным тайнам животных, а за -

тем создал свою художественно-таксидермическую студию-мастерскую (в настоящее время только в Петербурге таких студий более 20) и в конце концов остановился на том, что стал корреспондентом и ведущим телеканала «Санкт-Петербург» и директором Нового зоологического музея, воспользовавшись семейным архивом, написал статью «Слово о мастере» (Глазков 2014), где Володя Сухарев предстал перед нами как уникальный самородок в не менее уникальной профессии таксидермии. Под словом «самородок», вероятно, должно было подразумеваться действие, а не просто портрет. Павел Глазков разделял мнение очевидцев, которые утверждали, что ещё в мастерской Зоологического музея и работая вместе с М.А.Заславским Сухарев был «на порядок талантливее руководителя и не стеснялся иногда спорить с ним и делать так, как он считал правильным». Так начинала проявляться творческая свобода, и можно предполагать, что мэтр был не в восторге от такого «раздражителя». Однако сам Володя никогда не забывал о том, что учиться ему было у кого.

Рис. 4 (слева). Лесной конёк Anthus trivialis и белая трясогузка Motacilla alba в Зоологическом музее ЗИН РАН. Куршская коса, 24-28 апреля 1980. Таксидермист В.А.Сухарев. Фото автора. Рис. 5 (справа). Певчие дрозды Turdusphilomelos в Зоологическом музее ЗИН РАН. Самки. Куршская коса, 25-27 апреля 1980. Таксидермист В.А.Сухарев. Фото автора

Рис. 6. Зарянки ЕпЛасш тиЬееи1а в Зоологическом музее ЗИН РАН. Самки. Куршская коса, 1 мая 1980. Таксидермист В.А.Сухарев. Фото автора

Рис. 7. Самец горихвостки-лысушки Phoenicurusphoenicurus и пара (самец и самка) зябликов Fringilla coelebs в Зоологическом музее ЗИН РАН. Куршская коса, апрель-май 1980. Таксидермист В.А.Сухарев.

Фото автора

По сей день остаются ценнейшим научным материалом коллекции И.Г.Вознесенского, ученика Е.И.Шрадера, бережно хранящиеся в фондах Зоологического института РАН и в экспозиции Зоологического музея (Баккал 2024). Благодаря своим выдающимся способностям и высокому мастерству И.Г.Вознесенский сумел настолько овладеть искусством таксидермии, что смог взять на себя заведование технической лабораторией после Е.И.Шрадера. Под его руководством работала действительно настоящая лаборатория, занимавшаяся не только изготовлением чучел, но и дальнейшим развитием и усовершенствованием методик таксидермии. Два других ученика Шрадера — братья Панфил и Иван Ивановы — в течение 35 лет были бессменными препараторами, обрабатывая коллекционные материалы и создавая фонды Зоологического музея. Нужно отметить, что техника изготовления чучел, разработанная в первую очередь братьями Ивановыми, для своего времени была очень высокой. Чучела изготовлялись ими в высшей степени добросовестно, капитально, «на века». Многие произведения Панфила Иванова и сегодня выставлены в музее и находятся в хорошем состоянии [чернозобая гагара Gavia arctica (1868), серая неясыть Strix aluco, китайская зеленушка Chlo-ris sinica и др.], несмотря на прошедшие с тех пор 150 лет.

М.А.Заславский был не первым, кто узнал и применил новые методы — глиняную лепку, формовку и использование гипсовых слепков. Методы эти предложил ученик известного петербургского скульптора

Гейзера — Константин Приходко, который пришёл в таксидермическую лабораторию Зоологического музея в 1864 году и осуществил тогда «на практике весьма желательные дополнения» к принятой методике изготовления чучел [очковая гага Somateria fischeri (1866), мускусная утка Cairina moschata (1866), персийский фазан Phasianus colchicus persicus (1870) и др.]. Эти новшества стали прогрессивными и коренным образом изменили устоявшиеся порядки в лаборатории. Энергия и выдающиеся способности К.Приходко позволили ему довольно скоро (с 1875 года) возглавить работу лаборатории музея и стать общепризнанным специалистом в области таксидермии. Таксидермия же, благодаря новым методам, сделала большой шаг вперёд к подлинному искусству.

В.А.Сухарев говорил, что в случаях, когда птицы поступают к таксидермисту в замороженном виде, с ними работать удобнее. На Куршской косе он изготавливал чучела сразу же после добычи свежего материала, укладывал на место парную шкурку, которая в дальнейшем выглядела как на живой птице. Спустя два-три дня шкурка, подсохнув, не коробилась и не выпячивалась... Делал он всё добротно и умело, поэтому его работы так устойчивы на износ: по прошествии более чем 40 лет все изготовленные Сухаревым музейные образцы находятся в идеальном состоянии. Но если внимательно осматривать эти экспонаты, то легко заметить, что глаза у них не из оргстекла, которые обычно изготавливались методом простой заливки в специальные формы. Здесь же мастер использовал бусинки-дробинки, то есть тот материал, который был под рукой.

Среди разных методов, разработанных В.А.Сухаревым, и способов, предложенных для их осуществления, изготовление глаз занимало особое место. В начале 1990-х годов Владимир Анатольевич разработал светоотражающий глаз. Делали его тоже из оргстекла, но этот глаз полностью имитировал натуральный, даже имел глазное дно в виде линзы. При падении света под определённым углом зрачок отражал свет. В итоге, если приходилось фотографировать со вспышкой, то глаза светились как у живого зверя. Тогда в американском журнале по таксидермии появилась статья «Русский глаз», в которой журналисты «по косточкам» разбирали это изобретение.

В 1999 году выполненное В.А.Сухаревым чучело рыси Lynx lynx, (рис. 8) было представлено на чемпионате мира по таксидермии в США и в номинации «Мастер» получило третье место. «Чучело всем понравилось, но ведь я его чуть-чуть оживил — очеловечил глаза. У таксидермистов звери часто похожи на своего автора, так вот взгляд этой рыси похож на мой, так как себя человек знает больше всего». Когда Владимира Анатольевича спрашивали, что самое сложное при работе с чучелом, он чаще всего отвечал: «Правильно посадить шкуру! Звери с короткой шерстью более просты в работе, если есть хороший манекен. Оленю

достаточно наклеить шкуру на манекен и всё. А с рысью уже начинаются проблемы: у них очень сложная анатомия головы: на морде растёт шерсть разной фактуры и длины. Малейшее неправильное уложение шкуры очень сильно изменяет внешний облик, выражение, похожесть. Рысь — один из ярких примеров, где выражается умение мастера сделать мимику». Награда, полученная за рысь, была не последней. На чемпионате Европы в Австрии (Зальцбург, 2008 год) Владимир Анатольевич Сухарев получил серебряную медаль (рис. 8), «доказав свой высочайший профессиональный уровень». Для лепки он выбрал стоящую на задних лапах лису (Глазков 2014).

Рис. 8. Рысь Lynx lynx — работа, за которую В.А.Сухарев получил в США призовое 3-е место в номинации «Мастер» (фото из журнала «Таксидермия», № 1, 2002). Серебряная медаль (справа), полученная в Зальцбурге (Австрия), где В.А.Сухарев выступил в своей коронной номинации — скульптуре; в отличие от чучела, она является наиболее сложной и престижной

Ещё в апреле 1997 года на второй чемпионат мира по таксидермии, проходившем в Чикаго (США), Владимир Анатольевич Сухарев представил чучело русского серого волка (рис. 9). Здесь, в Чикаго, в огромном Естественно-историческом музее во второй половине XIX века в течение девяти лет работал Карл Экли, создавая панорамные группы диких животных (Львов 2014). Великолепной была волчья морда, которую среди звериных считают одной из наиболее выразительных. Эту особенность «лицу» живого волка придают главным образом быстро меняющие выражение глаза, которые можно оценить по достоинству, если рассматривать зверя вблизи. Глаза волка большие и прозрачные, как вода; они бывают серые, золотистые или зеленоватые, цвет их зависит также от

настроения. Чрезвычайно сложна мускулатура самого «лица», и из-за этого, по свидетельству многих художников-анималистов, волчью морду очень трудно и лепить, и рисовать. В зависимости от эмоций глаза волка могут гореть или сверкать свирепым огнём, а морда может демонстрировать так называемую «волчью улыбку». Несмотря на то, что зверь представлен в спокойной позе, он весь - олицетворение гибкой мощи, тело его так и перетекает в движение. Глядя на него, чувствуешь сдержанность и глубину силы зверя, лёгкость и удовольствие, с каким он управляет ею. Все совершенства выразительного чучела не ускользнули от судейских глаз, и волк Сухарева получил второе место в мире в номинации «Профи».

Рис. 9. Первая попытка «русского первопроходца» в заокеанской поездке на таксидермический чемпионат в США. Тогда В.А.Сухарев за чучело волка получил второе место, а мог стать и первым, если бы обратил внимание, что по регламенту все экспонаты должны быть обязательно на подставках. Фото: А.Великанов, 26 июля 2021

В настоящее время американское таксидермическое объединение — это сообщество, которое, по разным оценкам, насчитывает около 50 тысяч разного рода специалистов (по некоторым оценкам, в России около одной тысячи), связанных с изготовлением чучел, муляжей, манекенов и других приспособлений для ускорения процессов, связанных с получением конечного продукта. По мнению русских таксидермистов, побывавших на чемпионатах в США, наиболее слабыми местами американских мастеров были не только примитивно посаженные и ничего не выражающие глаза (там и сейчас работают, используя стеклянные глаза). Обращает на себя внимание и перенасыщенность композиций, и легко заметная схожесть голов и тел животных, которую можно объяснить тем, что перед натягиванием трофейных шкур большинство мастеров

приобретали уже готовые (стандартные) манекены. Работа шла во много раз быстрее, но индивидуальный почерк авторов явно отсутствовал, и экспонаты мало отличались один от другого.

В 1987 году, вскоре после завершения Первого съезда Всесоюзного орнитологического общества (декабрь 1986 года), где собрались почти все орнитологи СССР, после установления новых знакомств инициативная группа сотрудников отделения орнитологии Зоологического института АН СССР была командирована на остров Кунашир для сбора материалов, в том числе для создания научно-коллекционных чучел для Зоологического музея. После путешествия в Сахалинскую область с исследовательской целью Е.П.Соколов, Ю.В.Стариков и А.М.Соколов привезли интересные и редкие образцы, которые заняли пустующие места в сис -тематической коллекции музея (рис. 11). Кроме того, была создана небольшая, но очень содержательная биогруппа — «Птицы дальневосточной тайги», чучела для которой выполнил Владимир Святославович Иванов — таксидермист музея (с 1979 года), один из учеников и последователей М.А.Заславского. Он окончил Ленинградское художественное училище имени В.Серова (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха). Кроме многочисленных образов зверей и птиц (рис. 10), он создал в Зоологическом музее галерею живописных «задников» для биологических групп с млекопитающими и птицами.

Рис. 10. Самец жёлтой древесницы, или золотистого лесного певуна Setop Нью-Йорк, а/п Дж.Кеннеди, 9 мая 1992. Коллектор и таксидермист В.С.Иванов. Зоологический музей ЗИН РАН. Фото автора

Ещё одним учеником М.А.Заславского был и остаётся Сергей Игоревич Фокин, окончивший биолого-почвенный факультет Ленинградского университета в 1978 году и работающий в Зоологическом музее ЗИН

РАН с 1984 года. Он был участником экспедиции на Гыданский полуостров (1987 год), в затерянный мир сибирского севера, откуда поступили многочисленные образцы (рис. 12); благодаря некоторым из них в Зоологическом музее создана биологическая группа «Арктическая тундра».

Рис. 11. Серый скворец ЗШтш стетасеш (4 июля 1987) и большой пегий зимородок Мв£аеегу1е lugubris (самка, ad, 7 июля 1987) с острова Кунашир. Коллекторы Е.П.Соколов, Ю.В.Стариков, А.М.Соколов. Таксидермист В.С.Иванов. Зоологический музей ЗИН РАН. Фото автора

Одним из участников экспедиции 1987 года был сотрудник отделения орнитологии Зоологического института АН СССР Александр Михайлович Соколов, который с 1995 года стал коллегой В.А.Сухарева не только по работе в таксидермической мастерской, но и соучастником в мировых чемпионатах, а также совместной организации в 2002 году в Москве Первого чемпионата России по таксидермии (сообща Сухарев и Соколов организовали первые четыре чемпионата). В настоящее время А.М.Соколов профессионально работает на таксидермическом рынке; также он стал призёром чемпионатов по таксидермии России, мира и Европы. Прекрасное знание анатомии (он окончил аспирантуру биологического факультета Московского университета под руководством Феликса Яновича Дзержинского), научный подход и задатки скульптора

позволили ему создать свой личный «банк» манекенов. А.М.Соколов собирал информацию по анатомии и морфометрии животных, изучал особенности поведения и повадок большинства видов в их естественных биотопах (см.: Ильяшенко и др. 2019). В 1989 году он подарил Зоологическому музею ЗИН РАН чучела двух нырковых буревестников - геор-гийского Рв1всапо1йв8 georgicus и одного из подвидов обыкновенного Р. иппаЬпх ехви1. Работы московской студии А.М.Соколова, выполненные под девизом «Мы стараемся делать то, что трудно повторить!», отличаются качеством исполнения.

Рис. 12 (слева). Щёголь Тпп£а егуАгорш и бурокрылая ржанка РЫтаШ$иЬа (20 августа 1987, Гыданский полуостров) в Зоологическом музее ЗИН РАН. Коллектор и таксидермист С.И.Фокин. Фото автора.

Рис. 13 (справа). Большая выпь Ъotaurus stellaris — дар В.А.Сухарева Зоологическому музею

ЗИН РАН. Фото автора

Многие из тех, кто работал или был знаком с ленинградской такси-дермической школой, впоследствии не забывали про Зоологический музей, где в самом начале его становления родилась новая для Российской Академии наук лаборатория, получившая название технической, где до сих пор сохраняется часть истории отечественной таксидермии и где чучела-экспонаты и вся экспозиция представляют ценность не только как часть научной коллекции, но и как памятник музейного дела разных периодов его развития. Некоторые мастера стали предпринимателями; создавая свои произведения для частных коллекционеров, охотников (в Петербурге и Ленинградской области таковых зарегистрировано около 40 тысяч), для постоянных клиентов среди тщеславных бизнесменов, они продолжали радовать своими работами и Зоологический музей, при-

чём бесплатно. Так, в конце 2024 года в музей поступил довольно крупный экспонат — чучело арапаимы Лгартша gigas, одной из самых больших пресноводных рыб мира (из-за своей архаичной морфологии её считают живым ископаемым), подаренной таксидермической компанией, специализирующейся на изготовлении чучел рыб — «Мир трофеев». Ещё в 2010 году в студии Владимира Сухарева была проведена реконструкция, основой для которой стали фрагменты ископаемого животного — черепа и рогов реликтового оленя Megaloceгos giganteus, после чего этот палеонтологический экспонат (реплика) в виде дара вернулся в музей.

Известно, что после основания петербургского Зоологического музея «возрастание коллекций шло [помимо основных путей] через пожалования и пожертвования». В этой связи академик А.А.Штраух сообщал, что только за первые 50 лет существования музея зоологические предметы в виде подарков поступили от более чем 300 человек (Штраух 1889). При этом немало содействовали приращению орнитологических коллекций дары, сделанные Г.С.Карелиным, А.Д.Нордманом, Н.М.Пржевальским, Г.И.Радде, С.Н.Алфераки, Ф.Д.Плеске, В.Л.Бианки и многими другими известными русскими учёными и путешественниками (Баккал 2021, с. 2572). Между тем, и среди таксидермистов прошлого и позапрошлого века традиция дарения не утратила своего смысла и значимости. Владимир Анатольевич Сухарев подарил Зоологическому музею, воспитавшему его мастерство, несколько великолепных образцов птиц, в том числе краснозобую казарку БгаМа ги^со1Ш (октябрь 1987 года) и большую выпь Бotauгus stellaгis (13 января 1993), ставших украшением систематической коллекции (рис. 13).

На вопрос о том, как Владимир Анатольевич Сухарев стал предпринимателем, коллеги утверждали, что в бизнес А.В.Сухарева инвестиций никто не вкладывал и что единственный капитал, которым он обладал, был его талант и мастерство. А кто-то, вспоминая сюжеты русских сказок с орнитологическими «символами», написанных В.И.Далем и составленных А.Н.Афанасьвым, что-то перефразируя добавлял, что Сухарев действовал постепенно, по принципу: сначала курочку, потом уточку, после уточки — гусочку, индюшечку и так до тех пор, «пока не вышел на тот высокий уровень, который, по его убеждению, был не ремеслом, а искусством». Когда наступила «перестройка», Сухарев уже «созрел» для собственного дела и в 1988 году занимался изготовлением чучел в кооперативе «Таксидермист» на Васильевском острове в Ленинграде. Кооперативное движение тогда было сродни золотой лихорадке, но у Владимира ещё тогда была жёсткая установка: деньги - не главное. Он рассуждал так: «Это происходило из-за правильно избранных ценностей: если вы любите своё дело и постоянно совершенствуетесь, затрачивая на это последние средства, ваша стратегия оправдает себя. Не сразу, но непременно». Иногда он проигрывал в экономическом плане, но пред-

приятие непреклонно разрасталось и плавно перевоплотилось в другое достоинство — в студию таксидермии «Владимiръ Сухаревъ», базировавшуюся тогда в двух столицах. Основным материалом и продукцией были трофеи. «Делать трофеи в простых позах не наш профиль — это не интересно, а вот показать динамичное состояние или остановку в движении [«стоп-кадр»] — это наше, это одна из основных черт нашей профессии». Это было глубоким убеждением В.А.Сухарева: ещё в детстве он предпочитал отражать в своих произведениях сложную динамику. В 2000 году образовалось первое в России предприятие по производству и продаже комплектующих для таксидермии — ООО «Т-Комплект», основателями которого стали известные таксидермисты А.М.Соколов и В.А.Сухарев.

Рис. 14. Владимир Анатольевич Сухарев. Зальцбург, 2008 год

После того, как в нашей стране появился специализированный журнал «Таксидермия» (выпуски выходили с 2002 по 2008 год), где, как на уроке, пошагово рассказывали и показывали, как делать чучела, многие люди увлеклись этой профессией. Издательский дом В.Сухарева и журнал «Таксидермия» — это был ценнейший универсальный источник, посвящённый всем аспектам деятельности таксидермиста: от международных соревнований до рабочих инструментов и профессиональных секретов заслуженных мастеров всего таксидермического сообщества нашей страны. К сожалению, выход этого журнала прекратился, но главное

дело Владимира Сухарева продолжил его брат Вадим Сухарев - руководитель крупнейшей таксидермической студии России «Сухаревъ».

В одном из интервью Владимир Анатольевич сказал: «Надо обязательно оценить красоту животного мира, захотеть её спасти или воссоздать, и только тогда в тебе может родиться настоящий таксидермист». Каждая выполненная им работа излучала удивительную, непосредст -венную, почти детскую его любовь к природе. Немного отыщется среди российских таксидермистов таких вдохновенных мастеровых, в которых были так гармонически слиты человек и творчество. И наверняка именно в этой гармонии таятся истоки того особенного «сухаревского» стиля, той яркой индивидуальности, не ведающей ни подражаний, ни стилизации, ни приспособлений, того свободного творческого почерка, что узнаётся специалистами сразу безошибочно и в больших, и в малых его работах. Чувство, подобное абсолютному слуху музыканта, помогало ему выразить свою влюблённость в красоту птиц и зверей и когда он в детстве использовал пластилин, и позднее, когда получал призы на чемпионатах. На -верно, поэтому он до сих пор остаётся одним из самых известных таксидермистов России. И хотя говорят, что незаменимых людей нет, однако есть неподражаемые. А ещё Володя Сухарев был неистощимо весёлым человеком: это помогало общаться, работать и быть счастливым. «Жизнь даётся только раз, каждая минута - счастье». И сознание этого счастья было настолько велико, что его сердце не выдержало и остановилось.

Выражаю свою признательность и благодарность Е.П.Тихоновой, В.С.Иванову и Ю.В.Старикову, предоставившим материалы из Научного архива ЗИН РАН.

Литер атур а

Баккал С.Н. 2021. Профессиональные орнитологи, натуралисты-любители и коллекции птиц Санкт-Петербургской губернии, представленные в Зоологическом музее Императорской Академии наук // Рус. орнитол. журн. 30 (2075): 2523-2575. EDN: BPKQHD. Баккал С.Н. 2024. Орнитологические сборы препаратора И.Г.Вознесенского (1816-1871) в Академической экспедиции (1839-1849) // Рус. орнитол. журн. 33 (2444): 3385-3413. EDN: USOZEZ.

Глазков П.Б. 2014. Слово о мастере // Safari Portal 9 (1), 10 (2): 1-15. Иванов А.И., Штегман Б.К. 1978. Краткий определитель птиц СССР. Л.: 1-560. Ильяшенко В.Ю., Калякин М.В., Соколов Е.П., Соколов А.М. 2019. Некоторые материалы орнитологических исследований на Кунашире и Шикотане // Рус. орнитол. журн. 28 (1716): 53-69. EDN: YRXTJJ. Львов О. 2014. Человек-легенда. Карл Экли // Safari Portal 8.

Наумов А.Д., Анцулевич А.Е., Марфенин Н.Н. 2021. Просто жизнь. К столетию со дня

рождения Доната Владимировича Наумова. СПб: 1-73. Штраух А.А. 1889. Зоологический музей Императорской Академии наук. Пятидесятилетие

его существования // Зап. Акад. наук 61, 3: 1-372. Embleton L. 1894. Memoir of the life of John Hancock // Natural history transaction of Nortum-berland, Durham, and Newcastle-Upon-Tyne 11: 1-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.