4. Kravchenko AI. Culturology: a textbook for high schools. 4th edition. - Moscow: Academic Project, Triksta, 2003. - 496 p.
5. Mamedov F. Culture of management. Experience of foreign countries: a textbook. 2 nd supplemented edition -Baku: "Apostrophe" Printed House, 2013. - 776 p.
6. Tagirov E.R. Planetary civilization in the mirror of globalistics: monograph. - Kazan: Tatar Book Publishers, 2014. -
336 p.
УДК 008:069.4
Р.М.Валеев
ВЫДАЮЩАЯСЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ УСПЕНСКОГО СОБОРА И МОНАСТЫРЯ СВИЯЖСКА В ТАТАРСТАНЕ КАК ОБЪЕКТА ВСЕМИРНОГО
НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО
Татарстан завершил работу, начатую в 1998 г. и наиболее активно осуществляемую с 2011 г. по номинированию еще одного объекта - острова-града Свияжск - памятника кросс-культурного взаимодействия и православного христианства XVI-XXI вв. До этого были номинированы и включены в Список мирового наследия в 2000 г. Казанский Кремль, а в 2014 г. Болгарский историко-археологический комплекс. В начале мая 2017 г. получена положительная оценка экспертов Международного ИКОМОСа из Парижа. Успенский собор и монастырь острова-града Свияжска рекомендован к включению в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО по критериям II и IV. В июле 2017 г. в Кракове на 41 сессии Комитета Всемирного наследия он стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Тем самым была признана Выдающаяся универсальная ценность Успенского собора и монастыря Свияжска в Российской Федерации, и он пополнил число более тысячи объектов культурного наследия мира, состоящих в Списке Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Ключевые слова: Выдающаяся универсальная ценность, Успенский собор и монастырь острова-града Сви-яжска, Казанский Кремль, Болгарский историко-археологический комплекс, 41 сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, атрибуты и ценности, эволюция монастырей, Иван IV, Макарий, Герман, фресковая роспись, архитектура собора, культурное разнообразие, православная и мусульманская культура, подлинность и целостность, буферная зона, культурный слой, Фонд Возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан.
Rafael. M. Valeev OUTSTANDING UNIVERSAL VALUE OF THE CATHEDRAL AND MONASTERY OF ASSUMPTION AS AN OBJECT OF WORLD HERITAGE UNESCO
Tatarstan completed the work begun in 1998 and most actively carried out since 2011 for the nomination of another object - the island-city of Sviyazhsk - a monument of cross-cultural interaction between Christianity and Islam in the 16th-21st centuries. Before that, two monuments were nominated and included in the World Heritage List. The Kazan Kremlin included in 2000 and Historical and Archaeological Complex of Bulgar in 2014. In early May 2017, we received a positive assessment of the ICOMOS' experts. The Cathedral of the Assumption and the monastery of the island of Sviyazhsk are recommended for inclusion in the UNESCO World Heritage List by criteria II and IV. In July 2017, it became an UNESCO World Heritage Site, thus was assessed The Outstanding universal value of the Assumption Cathedral and the Monastery of Sviyazhsk in the Russian Federation, and it has enriched the number of more than one thousand objects of the world's cultural heritage on the UNESCO World Cultural and Natural Heritage List.
Keywords: Outstanding universal value, Monastery and Cathedral of Assumption of the Island-city of Sviyazhsk, Kazan Kremlin, Bulgar Historical and Archaeological Complex, 41st session of the World Heritage Comittee UNESCO, attributes and values, evolution of monastery, Ivan IV, Macharius, German, fresco painting, cathedral's architecture, cultural diversity, Orthodox Christianity and Muslim culture, cultural layer, Vozrozhdenie Foundation for monuments of History and Culture of the Republic of Tatarstan.
В Кракове (Польша] на заседании 41 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Успенский собор и монастырь были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и стали 29 российским объектом, включенным в этот Список. В обсуждении этого вопроса участвовала 21 страна-член Комитета, из них 17 поддержали Российскую Федерацию за подготовку и представление в номинацию этого объекта. Посол Ливана в ЮНЕСКО, в частности, отметил, что Успенский собор и монастырь демонстрируют диалог культур и религий. Русский православный Собор, находящийся на мультиконфессиональной территории, представляет и традиции Ислама. Архитектура и фрески Собора, отражая как поствизантийские, русские традиции, так и диалог религий, является символическим для человечества. Посол Танзании отметила, что анализ, проведенный ИКОМОС, четко подтверждает и обосновывает Выдающуюся универсальную ценность всех атрибутов этого объекта. Все условия аутентичности, целостности, границы буферной зоны и меры законодательной защиты являются надлежащими. Посол Турции подчеркнул, что географическое расположение и геополитическое положение очень важны и объект уникален, представляя взаимодействие православной и мусульманской культур. Послы Финляндии и Польши поздравили Россию с блестящей номинацией. Участниками было отмечено, что Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск в Татарстане иллюстрируют новую стадию в развитии российской культуры и тренд русского искусства, творчески перерабатывающие достижения классического византийского наследия. Говорилось об очевидной культурной значимости этого объекта для человечества, о его особом духовном значении, межкультурном и межрелигиозном измерении, которое этот объект выражает феноменально.
Успенский собор расположен в комплексе Успенского Богородицкого монастыря острова-града Сви-
яжск, находящегося на полуострове в месте слияния рек Волги, Свияги и Щуки, в 30 км от Казани, столицы Республики Татарстан. Успенский Богородицкий монастырь был основан в 1555 г. по указу царя Ивана IV (Грозного]. Его возглавил выдающийся религиозный деятель - архимандрит Герман, впоследствии причисленный к лику святых. В настоящее время монастырь включает семь каменных построек ХУ1-Х1Х вв., обнесенных каменной оградой ХУН-ХУШ вв., которая придает ему вид настоящего белокаменного Кремля с бойницами и зубцами.
Построенный в 1556-1560 гг., Успенский собор уникален по красоте, подлинности и целостности, согласованности архитектурных деталей разных столетий. Идея собора и монастыря раскрывается в архитектурных, живописных и духовных образах темы Успения.
Успенский собор неразрывно связан с историей Свияжска, основанного в 1551 г. в качестве военной крепости, важнейшего форпоста войск Ивана IV (Грозного] для осады и взятия Казани в 1552 г., положившего конец существованию Казанского ханства в качестве самостоятельного государства. Город создавался не только в военных целях, но и как духовно-миссионерский центр [1].
Роль геополитики в завоевании Казанского ханства и сооружении за очень короткий срок Свияжска несомненна: Свияжск стал отправной точкой покорения его Иваном Грозным и реализации масштабной программы получения земель под контроль московского государства и распространения христианства в зоне исламской культуры. Поэтому появление Успенского собора и монастырей Свияжска стало поворотным пунктом в истории России и Евразии. С его постройкой началось продвижение России на восток и превращение Московского царства в Российскую империю, что коренным образом изменило исторические судьбы многих европейских и азиатских народов, завершив переход от эпохи средневековья, и дало начало эпохе новой истории [2].
Успенский собор и монастырь ознаменовали также определенную трансформацию русских православных монастырей в Евразии в полиэтнич-ной и многоконфессиональной среде.
Россия стала евразийской державой, во многом воспринявшей традиции мощной средневековой империи - Золотой Орды, а уровень многоэтничного, поликонфессионального государства, каким стала Россия во всемирной новой истории, связан именно с Успенским собором и монастырем в Свияжске.
Основание Успенского монастыря в Свияжске летом 1555 г. и посвящение главного храма празднику Успения Богоматери заключали в себе идею покровительства и заступничества Пресвятой Богородицы. Храм уподоблялся одноименному собору в Киево-Печерской лавре, а также Успенскому собору Московского Кремля, где в 1547 г. впервые в истории России совершено венчание на царство. В 1556 г. завершено строительство Никольской трапезной церкви с колокольней, в 1560 г. - освящен Успенский собор. Их строила артель псковских мастеров, специально приглашенная Иваном IV для возведения крепости и культовых построек в главных центрах бывшего Казанского ханства - в Казани и Свияжске. Подлинная крыша псковской архитектуры Успенского собора была заменена в середине ХУШ в., согласно распространившемуся в то время стилю барочной архитектуры, шарообразной конструкцией на приподнятых углах куба из кирпича. Купол приобрел восьмиугольную кирпичную макушку, чтобы вместить новый бутонообразный внешний купол, а в прямоугольные окна были вставлены западные декоративные элементы.
К настоящему времени кроме Успенского собора и Никольской церкви с колокольней сохранились и другие культовые объекты Успенского монастыря: Архимандритский корпус (вторая половина XVII в.], монастырское училище (конец ХШЬначало XVIII в.], братский корпус с церковью Святого Германа (вторая половина ХШЬпервая половина XVIII в.], составляющие высокохудожественный ансамбль Успенского монастыря и подчеркивающие Выдающуюся универсальную ценность Успенского собора и его фресок.
Успенский монастырь с момента своего основания стал центром колонизации края и христианизации местного нерусского населения. Лица, возглавлявшие Казанскую епархию, носили титул архиепископов казанских и свияжских. Начиная с 1555 г., покровителями и вкладчиками становятся Иван Грозный и митрополит Московский и Всея Руси Макарий. Их изображения сохранились в алтарной части Успенского собора. Первый архимандрит монастыря Герман, впоследствии - митрополит Московский и Всея Руси, был канонизирован после смерти, его мощи признаны чудодейственными.
Научные исследования, проведенные в 2012-2016 гг., активное их обсуждение на международных, всероссийских и республиканских конгрессах [3], конференциях [4] и семинарах [5], подтвердили, что:
1] покровители Свияжского монастыря самого высокого государственного уровня и его создатели из Пскова были связаны со строительством зданий в Казани;
2] размер, материалы и разработки монастырских зданий Свияжска являются важной частью программы культурного развития, разработанной Москвой, следуя особому стилю архитектуры, синтезировавшему псковскую и московскую архитектуру;
3] материал, из которого был построен собор, и технологии строительства демонстрируют также местные традиции, сложившиеся в Поволжских городах Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского Ханства;
4] архитектура собора и его фресковая живопись являются редким свидетельством христианской цивилизации, иллюстрирующим новый этап развития российской культуры и тенденции русского искусства с воплощением достижений византийского классического наследия, греческого православного искусства,
Новгородской и Московской школ монументальной живописи и архитектуры, западноевропейских христианских традиций, а также европейского искусства;
5] посвященный Успению Богородицы, особо почитаемой в России, Собор соответствует христианским православным традициям, но при этом исключительно доказывает связи с мусульманскими традициями почитания Мариам (Марии] и желание государственной власти по проведению христианизации тюрко-татарского и финно-угорских народов;
6] архитектура и Мариологический цикл настенных росписей Собора отражают взаимодействие православной и мусульманской культур, а также взаимообмен с западно-христианскими религиозными иконографическими темами, такими как Сотворение, Протоевангельский и Евангельский циклы. Неповторимый стиль фресок и икон Успенского собора возник в результате влияния художественных традиций крупнейших центров Российского государства - Новгорода, Пскова и Москвы, а также техник городов Поволжья и художников Ростовской и Владимиро-Суздальской земель;
7] фрески Собора относятся к числу редчайших образцов Восточно-православной росписи. Иконографическая программа иллюстрирует сюжеты, отражающие новые тенденции в русском религиозном искусстве;
8] изображенные циклы в Соборе свидетельствуют о новизне сюжетов как по форме репрезентации, так и по определенной распространенности, в т.ч. по изображениям сюжетов из Книги Бытия с введением принципов исторического повествования. В евангельском цикле изображены только те эпизоды, роль в которых играет Дева. В Соборе Богоматери, занимающей всю центральную часть стены, сходят исторические повествования Ветхого и Нового Заветов, в Большем входе в зону алтаря - празднование мессы, которую вместо Христа осуществляют ангелы или Святые с людьми, царь со своим сопровождением, что говорит о связи между историческим и литургическим временами;
9] новые исследования пролили свет на исключительную значимость конкретных аспектов символики. Ясность и гармоничность фресок в целом и их содержание, в частности, отражают характер работы всей команды художников, раскрывших ключевые аспекты истории. Функционирование христианского православного храма с набором иконографических тем, общих как для христианской, также и для мусульманской религий, было направлено на прославление царя Ивана IV и его переход к конкретной христианской миссионерской политике;
10] реконструкция здания в стиле барокко ХШП в. отражает новые тенденции в искусстве и архитектуре, ставшие прообразом местных сооружений, проекты которых были заимствованы Петром Великим в Западной Европе и привезены в Российскую империю [13]. Были определены, доказаны и другие атрибуты Выдающейся универсальной ценности Успенского собора и монастыря. Исследования ученых и специалистов, проведенные в Х1Х-ХХ вв., изучение многими учеными проблем Свияжска в целом и Успенского собора и монастыря, в частности [6-10], а также исследования, проведенные в начале ХХ1 в. по специальной программе Правительства РТ и Фонда Возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан (в рамках подготовки номинации для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, осуществленной под моим руководством] [11], позволили сделать вывод, что Успенский собор является исключительным свидетельством исторической преемственности и культурного разнообразия [12].
Учитывая местоположение и геополитические условия появления Успенского собора в инородной тюрко-татарской и финно-угорской среде, идея Собора, раскрывается в архитектурных, живописных и духовных образах темы Успения Богородицы, особо чтимой на территории Руси, и жизненные сцены в росписи Успенского собора впервые предстают в историческом контексте как звено между ветхозаветным и новозаветным повествованием. Роспись иллюстраций из Книги Бытия в интерьере и на сводах храма стало совершенно новым явлением на Руси. С другой стороны, Успенский собор, в идее закладки которого находится образ Богородицы, является выдающимся свидетельством связи с мусульманской традицией почитания Мариам ана (Марии]. Место расположения Собора является одновременно северо-западной точкой распространения ислама и юго-восточной точкой распространения архитектурно-художественного стиля Пскова, Новгорода, Москвы.
Успенский собор - выдающийся символ христианской православной философии и ее догматики в то время, когда в Европе стала осуществляться Реформация и были подорваны вековые устои католичества и утверждался протестанцизм. Совсем иначе в России эволюционировало православие. Изменения были незначительные и не исказили основ апостольской веры. Это религиозно-философская догматика стала основой проведения внешней политики Русского государства. Присоединявшиеся к Московскому царству народы - представители разных культур и религий - становились неотъемлемой ее частью. Взаимопроникновение и общность культурных традиций ярко иллюстрирует Успенский собор.
Уникальный синтез культур Востока и Запада, различных архитектурно-художественных стилей, взаимовлияние ценностей и взаимообогащение культур ярко проявились в Успенском соборе. Его архитектурная история, фресковая и иконописная живопись являются уникальными атрибутами, характеризующими историко-культурную, духовную и религиозную жизнь, демонстрацию чувств верующих разных эпох, преемственность религиозной жизни, а также развитие архитектурной и художественной мысли и ее материального воплощения. Важнейшей символической характеристикой собора и острова-града Свияжска ста-
ла его эволюция из объекта противоборства и войны в остров мира, культурного разнообразия; полиэтнич-ности и поликультурализма, возрождения духовности.
Успенский собор неотделим от ансамбля монастыря, объектов культурного наследия,и в целом острова-града Свияжск и его окружения в пределах видимости. Границы буферной зоны весьма значительны и составляют более 11 тыс. га. Памятник включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО по II и IV критериям и отвечает требованиям целостности и подлинности. Целостность объекта обеспечивается утвержденными границами, включающими в себя все атрибуты и буферную зону. Он представляет собой целостный архитектурно-художественный комплекс с документально,- археологически и научно обоснованной засвидетельствованной историей, историко-культурной и архитектурной структурой, природным ландшафтом и многовековой преемственностью функционального использования в культурно-духовных целях. Уникальная целостность Успенского собора подтверждается тем, что в его границах находится набор элементов, позволяющих представить ход и результаты его эволюции. Сохранению целостности способствует его нахождение на территории государственного музея-заповедника.
Подлинность собора подтверждается целым рядом исторических документов, описями, археологическими материалами, картами, планами, архивами. Сохранились внутренние интерьеры и художественный комплекс фресок второй половины XVI-нач. XVII вв., все атрибуты псковской и барочной архитектуры, а также объекты, создающие историко-культурное окружение и входящие в комплекс монастыря. На территории объекта и вокруг него сохранился аутентичный культурный слой, хранящий в себе артефакты XVI-XIX вв. Составляющие атрибуты Успенского собора сохраняются с конца XIX в. методами консервации и реставрации. Проводившимся работам всегда предшествовали всесторонние научные исследования, дававшие исчерпывающий материал для реставрации памятника с использованием материалов, идентичных оригинальным. Все это является основанием для разработки проектов и выбора методик консервации и реставрации, а также мониторинг специализированных организаций, гарантирующих сохранение подлинности Успенского собора. В храме восстановлено богослужение, исходя из научно рассчитанного уровня антропогенной нагрузки.
Выдающуюся универсальную ценность Успенского собора подчеркивает сохранившийся культурный слой на территории Успенского монастыря в Свияжске. Он содержит предметы, датируемые эпохой позднего бронзового, раннего железного века (I тыс. до н.э.], Золотой Орды (XIII-XV вв.), Казанского ханства (XV-XVI вв.], и свидетельствует о древности освоения этого места человеком. Это территория была сакральной для немусульманского языческого финно-угорского населения в болгаро-татарское время в XI-XVI вв.
Однако уникальность этого места связана с сохранностью культурного слоя периода существования города Свияжска в XVI-XX вв. Здесь сохранились остатки деревянных и каменных сооружений оборонительного, общественного, культового и хозяйственного назначений и укреплений посада, системы водопровода и канализации, древних дорог, культовых объектов и артефактов, а также предметов материальной и духовной культуры народов Волго-Уралья, России в залегании «in situ».
Развернувшееся в 90-е гг. XX-начале XXI вв. масштабное общественное движение за возрождение в Свияжске культурной и религиозной жизни, воспринимается населением Российской Федерации, как символ возрождения традиций религиозной культуры разрушенной в годы тоталитарного режима. Деятельность созданного в 2010 г. Фонда «Возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан» вместе с государственными органами, местным сообществом, неправительственными организациями, научными организациями направлена не только на сохранение материального культурного наследия, но и духовности, а также нематериального культурного наследия.
Литература
1. Валеев Р.М. Атрибуты и ценности Успенского собора и Троицкой церкви Свияжска // Историко-культурное и духовное наследие Свияжска. - Казань: Центр инновационных технологий, 2015. - С.13-29.;
2. Валеев Р.М. Историко-культурологическая оценка Успенского собора Свияжска Республики Татарстан / / Вестник КазГУКИ. - 2015. - №1. - С.47-53;
3. Историко-культурное и духовное наследие Свияжска: сб.мат Межд. конгресса. - Казань: Центр инновационных технологий - 2015. - 324 с.;
4. Историко-культурное и духовное наследие Свияжска: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2014 г.]. Казань: Центр инновационных технологий. - 2015. - 316 с.
5. Успенский собор и его фрески - уникальный памятник православной архитектуры и духовной культуры. Характерные черты и признаки Выдающейся универсальной ценности: Межд. семинар. - Казань: «Хатер.» - 2015. - 243 с
6. Айналов В.Д. Фресковая роспись храма Успенья Богородицы в Свияжском мужском Богородицком монастыре. Древности / / Труды Московского археологического общества. - Т.21. - Вып.1. - 1906. - с. 1-38
7. Дульский П.М. Памятники Казанской старины. - Казань,1914;
8. Каргер М.К. Успенский собор Свияжского монастыря как архитектурный памятник в ТАССР. Т.2. - Казань, 1928. - 58 с
9. Квливидзе Н.В. Фрески Успенского собора Свияжского монастыря. Программа росписи. Иконография и стиль // Фрески и иконы Свияжского Успенского собора. - СП-б.: изд-во Славия. - 2009. - С.37-71;
10. Седов В.В. Псковская архитектура. - М.: Наука, 1996
11. Успенский собор. Изучение и сохранение: колл. монография. Т.2./Р.М.Валеев, АГ.Ситдиков, Р.Р.Хайрут-динов и др. - Казань: изд-во Главдизайн, 2016.- 252 с.
12.. Успенский собор острова-града Свияжск в мировом культурном наследии: колл монгогр. Т.1./Р.М.Ва-леев, А.Г.Ситдиков и др. - Казань: изд-во Главдизайн, 2016. -356 с.; Валеев Р.М. Место и роль Успенского собора и Свияжска в историко-культурном и духовном наследии. Основные направления и результаты исследований: матер. Межд. конгресса «Историко-культурное и духовное наследие Свияжска. - Казань: «Хэтер», 2016. -324 с.
13.Decisions adopted during the 41st session of the Word Heritage Committee. /URL: whc.unesco org/arhive /2017/2-12 yule. - Krakov, 2017. Whe17-41com-18-en.pdf-p.228-230 (ucessed 21/11/2017)
Referenses
1. Valeev R.M. Atributy i cennosti Uspenskogo sobora i Troickoj cerkvi Sviazska / / Istoriko-kul'turnoe i duhovnoe nasledie Sviazska. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2015. - S.13-29.
2. Valeev R.M. Istoriko-kuTturologiceskaa ocenka Uspenskogo sobora Sviazska Respubliki Tatarstan // Vestnik KazGUKI. - 2015. - №1. - S.47-53
3. Istoriko-kul'turnoe i duhovnoe nasledie Sviazska: sb.mat Mezd kongressa. - Kazan': Centr innovaci-onnyh tehnologij - 2015. - 324 s.
4. Istoriko-kul'turnoe i duhovnoe nasledie Sviazska: Sbornik materialov Mezdunarodnoj naucno-prakticeskoj konferencii (14-15 noabra 2014 g.). Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij. - 2015. - 316 s
5. Uspenskij sobor i ego freski - unikal'nyj pamatnik pravoslavnoj arhitektury i duhovnoj kul'tury. Harakternye certy i priznaki Vydausejsa universal'noj cennosti: Mezd. seminar. - Kazan': «Hater». - 2015. - 243 s.
6. Ajnalov V.D. Freskovaa rospis' hrama Uspen'a Bogorodicy v Sviazskom muzskom Bogorodickom mona-styre. Drevnosti // Trudy Moskovskogo arheologiceskogo obsestva. - T.21. - Vyp.1. - 1906. - s. 1-38
7. Dul'skij P.M. Pamatniki Kazanskoj stariny. - Kazan',1914
8. Karger M.K Uspenskij sobor Sviazskogo monasttyra kak arhitekturnyj pamatnik v TASSR. T.2. - Ka-zan', 1928. - 58 s.
9. Kvlividze N.V. Freski Uspenskogo sobora Sviazskogo monasttyra. Programma rospisi. Ikonografia i stil' / / Freski i ikony Sviazskogo Uspenskogo sobora. - SP-b.: izd-vo Slavia. - 2009. - S.37-71
10. Sedov V.V. Pskovskaa arhitektura. - M.: Nauka, 1996
11. Uspenskij sobor. Izucenie i sohranenie: koll. monografia. T.2./RM.Valeev, AG.Sitdikov, R.R.Hajrut-dinov i dr. - Kazan': izd-vo Glavdizajn, 2016.- 252 s.
12.. Uspenskij sobor ostrova-grada Sviazsk v mirovom kul'turnom nasledii: koll mongogr. T.1. /R.M.Vale-ev, A.G.Sitdikov i dr. - Kazan': izd-vo Glavdizajn, 2016. -356 s.; Valeev R.M. Mesto i rol' Uspenskogo sobora i Sviazska v istoriko-kul'turnom i duhovnom nasledii. Osnovnye napravlenia i rezul'taty issledovanij: ma-ter. Mezd. kongressa «Istoriko-kul'turnoe i duhovnoe nasledie Sviazska. - Kazan': «Heter», 2016. -324 s.
13.Decisions adopted during the 41st session of the Word Heritage Committee. /URL: whc.unesco org/arhive /2017/2-12 yule. - Krakov, 2017. Whe17-41com-18-en.pdf-p.228-230 (ucessed 21/11/2017)
УДК 021
Ю.НДрешер, Т.И.Ключенко, Э.Р.Султанова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТУР СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ
Современная библиотека как ключевая часть национальной инфраструктуры в контексте развития информационного общества, общества знаний вполне вписывается в новую культуру, в культуру виртуальных смыслов, поскольку в новых условиях ее функционирования присутствуют признаки сетевой передачи информации. Институциональный ее контур приобретает сложные очертания и, по сути, представляет собой виртуальное пространство в виде трехконтурной модели, состоящей из внутреннего контура (собственно библиотечно-инфор-мационная деятельность), первого внешнего контура (включенность в систему социальных институтов), второго внешнего контура (совокупность факторов социокультурного характера).
Ключевые слова: новый тип культуры, информационное общество, общество знания, третья культура, сетевое общество, библиотека, социальный институт, библиотечно-информационная деятельность, институализа-ция библиотеки, институциональный контур, трехкошурная модель.
Julija N. Dresher, Tamara I. Kluchenko, Elvira R. Sultanova INSTITUTIONAL PROFILE OF THE MODERN LIBRARY INFORMATIONAL ENVIRONMENT
The modern library fits for new culture of virtual senses as a key part of national infrastructure in context of evolution of the informational society and knowledge society. There are signs of network communication in new conditions of culture's functioning. Its institutional contour acquires difficult outlines and represents virtual space in the form of the three-profile model consisting of internal contour (library-information activity), the first exterior contour (involvement in system of social institutes) and the second exterior contour (combination of factors of socio-cultural character).
Key words: new type of culture, the informational society, knowledge society, the third culture, network society, library, social institute, library information activity, institutionalization of library, institutional profile, three-profile model.
Человечество вступило в новый этап развития, когда интенсивно формируется новый тип культуры. Описанию различных взглядов на новый этап развития культуры посвящено значительное число работ философов, культурологов, историков, социологов, информатиков. Библиотечно-информационные специа-