УДК [342.8:342.52] (470/3)
Нечаев Д.Н. Выборы в законодательные
собрания областей Центрально-Черноземного региона: становление "полуторапартийной" модели
В статье проанализированы результаты выборов в органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации Центрально-Черноземного региона России. Автором делается прогноз относительно тенденций формирование партийной системы в РФ.
Ключевые слова: расклад политических сил, политический ресурс преобладающей партии, альтернативные партии, трансформация партийной системы.
Nechaev D.N. The elections in legislative
assembly of Central Region: "polutorapartiynay" model of formation
In this article the results of elections into the legislative branch of the in central region of Russia are analyzed. The author shares the prognoses about tendencies of party-formation system in RF.
Key words: Political powers. The overwhelming political resource of the party. Alternatives parties. Transformation of party system.
В России политические партии начали подготовку к выборам депутатов Государственной Думы 2007 года, которые предусматривают 7-процентный барьер для них и конкуренцию только по партийным спискам. Эти выборы станут одним из важнейших сегментов в становлении новой конфигурации действенного политического института страны. Опираясь на классификацию партийных
систем, предложенную американским политологом Дж. Сартори: однопартийные системы, системы с геге-монистской партией, системы с преобладающей партией, двухпартийные системы, системы умеренного плюрализма, системы крайнего плюрализма и др., автор формулирует свой прогноз о системообразующих единицах становления новой партийной системы постсоветской России.
Дмитрий Николаевич Нечаев - доктор политических наук, доцент кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета, председатель экспертного совета Института политического анализа и стратегий (г. Воронеж).
Контуры данных тенденций проявились на парламентских выборах 2003 года, которые подготовили общественное мнение к формированию партийной системы России с преобладающей партией: "предельная консолидация "основной партии власти", т. е. "Единой России"..., двукратное ослабление Компартии по партийным спискам и резкое сокращение числа ее одномандатников, полный провал либеральных партий, неожиданный по масштабу успех двух популистских проектов - "ветеранов" из ЛДПР и "новичков из Родины1".
Не соглашаясь с мнением российского политолога А. А. Дегтярева2 о том, что в нашей стране мы имеем партийную систему "умеренного плюрализма", автор полагает, что за прошедшее четырехлетие линейного развития событий в сторону оформления реальной двухпартийной или многопартийной системы не произошло. Вместе с тем выборы стали неотъемлемым институтом политической жизни страны, а электоральная политика превратилась в основной (хотя и не единственный) механизм политической конкуренции, но при этом выборы не сопровождались демократической подотчетностью власти. Формируя ограниченные рамки политической легитимности, сами по себе они не создали достаточных институциональных условий для становления, развития устойчивой демократии3.
Морис Дюверже4, анализируя партийную систему ФРГ, употреблял термин "2,5-партийная система". Автор выдвигает гипотезу №1 о том, что Россия постепенно эволюционирует к "полуторапар-тийной" системе, с наличием "большой партии" (партии власти) и "довеска" из числа малых партий. И региональные выборы эту тенденцию цементируют.
Более того, можно отметить и согласие основных участников выборов, то есть политических партий, на вновь вводимые правила игры, когда как бы достигается "основной консенсус, или консенсус по основополагающим моментам (ценностные представления, которые структурируют нашу систему мнений). Это консенсус, который демократия может приобрести в
качестве целевого результата5". Автор утверждает, что в сегодняшних условиях России однопартийная система непритязательна для внешнего показа и неэффективна внутри государства, многопартийная система затратна и дорогостояща, а двухпартийная однажды может привести к поляризации страны на "красных" и "белых" с социальными потрясениями, а возможно, и гражданской войной.
Расклад политических сил в Центральной России: от "красного пояса" к региональной партийной системе с преобладающей партией
Еще более рельефно обозначенная тенденция получила свое развитие на региональных выборах, отчасти опровергая тезисы П.В. Панова6 и о типологии региональных парламентов ("полностью подчиненный парламент, подчиненный парламент, прогубернаторский парламент, автономный парламент, оппозиционный парламент"), и о том, что "специфика электоральных институтов почти не сказывается ни на уровне развития партий, ни на конфигурации региональных партийных систем". И уж тем более региональные выборы 2005 - 2006 годов ставят под сомнение тезис А.Ю. Голубоцкого и А.В. Кынева7 о том, что "партии как значимый фактор региональной политики повсеместно отсутствуют".
Одним из серьезных заблуждений может быть неадекватно сформированное убеждение, что выборы депутатов региона являются хоть и серьезным, но все же местным политическим событием. Вместе с тем изучение "эндогенных институтов дает основу для отдельных концепций об их стабильности, форме и выживании"8. Стоит отметить, что значение законодательных органов власти областей ЦЧР в укреплении партийной системы, цена депутатского места в областных Думах (Советах) серьезно возросла, в том числе и в связи с новым порядком избрания глав администраций субъектов Федерации (избрание губернаторов на сессиях представительных органов по предложению Президента РФ). В силу этого лоббистские возможности народных избранников, их политический ресурс давления неизмеримо возросли. И это также
актуализирует политическую роль партий в политической системе.
Рассмотрим выборы в законодательные собрания в субъектах Федерации на примере промышленно-аграрных регионов России - ЦЧР. В период с марта 2005 по март 2007 года в шести областях Центральночерноземного региона, а именно в Воронежской, Белгородской, Липецкой, Тамбовской, Курской и Орловской областях, состоялись выборы депутатов законодательных собраний. В этих субъектах Федерации впервые парламентариев избирали по новой системе: половину - по одномандатным округам, половину - по партийным спискам. В выборах участвовало более двадцати политических партий, шанс пройти был в основном у "Единой России", КПРФ, ЛДПР, "Справедливой России" и некоторых других. В период выборов в большинстве из названных структур увеличилась численность региональных партийных структур, возросло количество сторонников и сочувствующих, региональные отделения партий усилили информационно-политическую работу среди населения, в руководство вошла часть интеллектуалов и интеллигенции.
Выборы продемонстрировали становление в областях ЦЧР при формальном сохранении многопартийности реальной "полуторапартийной" системы с доминированием партии "Единая Россия" и "довеска" из категории "малых партий", не влияющих на принятие решений. Одна из причин победы "ЕР" кроется в самой категории партии власти и реализации ею административного ресурса. Политическая ситуация в ЦЧР складывалась так, что не партия оказывала политическую поддержку региональным властям, а главы администраций вынуждены были задействовать свой политический ресурс в продвижении "Единой России". Становление "полуторапартийной" системы в регионах имеет исторические корни и проходит естественнее и гармоничнее, поскольку "на федеральном уровне состав партии власти не слишком стабилен, так как у нее отсутствует четкая экономическая база, а
силы в верхних эшелонах постоянно перегруппировываются. В регионе же каркас ее практически не меняется"9.
Одной из форм реализации административного ресурса партией власти стало выдвижение под номером 1 в партийном списке "ЕР" губернаторов. К примеру, такую линию поведения избрали губернатор Курской области А. Михайлов, губернатор Липецкой области О. Королев, губернатор Орловской области Егор Строев. Как отмечает российский политолог и специалист по вопросам элитообразования О. Гаман-Голутвина, "происходит взаимовыгодный обмен ресурсами: высокопоставленные региональные политики и предприниматели используют свое положение для содействия "партии власти" на местах, обретая тем самым поддержку со стороны федерального центра"10. В Воронежской области, важной формой поддержки "ЕР" со стороны областных властей стало публичное вступление губернатора В.Г. Кулакова в "Единую Россию", что усилило административный ресурс партии. А первая "тройка" выглядела следующим образом: В Кулаков, глава администрации области, Ю. Титов, первый зам. председателя областной Думы, В. Ключников, депутат областной Думы.
Главным же политическим событием двух последних лет стал факт окончательного избавления региона от политического брэнда "красный пояс". В Воронежской области на выборах в областную Думу в марте 2005 года при пятипроцентном ба-рьере"в голосовании по партийным спискам лидерство оказалось у "Единой России" - 29,09% набранных голосов, "Родина" набрала 21,02% голосов, КПРФ -13,66%. На четвертом месте в списках оказалась графа "Против всех" - 11,88%. У блока "Справедливость" - 6,43%, у ЛДПР - 5,98%"11. Таким образом, это подтверждает мнение Э. Гидденса, что власть "есть возможность и способность добиваться результатов независимо от того, связаны они или нет с сугубо частными интересами12".
Соответственно из 56 народных избранников в сегодняшнем составе Воронежской областной Думы преобладающая
партия имеет с учетом партийного списка и одномандатников фракцию в количестве 38 человек. Таким образом, "корневая" основа "полуторапартийной"системы сложилась из доминирующей партии "ЕР" и политического противовеса - "оппозиции (КПРФ - 5 депутатов, "Родина" - 7 человек, блок "Справедливость" - 2 народных избранника) и трех депутатов, не вошедших в партийные фракции, 2 из которых являются членами ЛДПР. Исходя из этого, партия"Единая Россия" имеет абсолютное большинство и сохраняет свой контроль над всей областной Думой (из 17 избираемых руководящих должностей в Думе 15 занимают представители партии власти)"13, чтобы, как отмечал Ф. Теннис, "сформулировать свою волю и огласить ее в виде действенного решения"14.
Выборы в Воронежской области фактически стали институциональной матрицей оформления "полуторапартийной" системы и в других областях ЦЧР. На выборах в Белгородскую областную Думу в октябре 2005 года при пятипроцентном барьере "Единая Россия" набрала на выборах 52,7% голосов, КПРФ - 18,5%, "Родина" - 6,4%, ЛДПР - 6,7%. Против всех партий проголосовали 7,13% избирателей"15. Окончательный расклад в законодательном собрании области выглядит следующим образом: из 35 депутатских мест 23 принадлежат "Единой России", 4 - КПРФ, 2 - ЛДПР и одно - "Родине". То, что Президент РФ зондировал на региональных выборах посредством "ЕР" доверие населения области к государственным институтам, свои шаги по реформе политической системы, областной влас-
тью было полностью принято в расчет. К тому же внятная экономическая стратегия, привлекательная социальная программа губернатора Е. Савченко с учетом того, что "граждане склонны отождествлять политическую систему с политикой конкретных руководителей"16, обеспечили приемлемые результаты.
В Тамбовской области в декабре 2005 года семипроцентный барьер, необходимый для прохождения в областную Думу, "преодолели только 3 из 11 партий, участвовавших в выборах. С большим отрывом победила "Единая Россия", которая набрала 40,52% голосов и получит 13-14 из 25 партийных мест в парламенте. Второй и третий результаты у КПРФ и ЛДПР - коммунисты (19,95% голосов) получат семь-восемь мандатов, либерал-демократы (9,7%) - три-четыре"17. В итоге с учетом одномандатников из 50 мест в Думе 34 принадлежат "ЕР", 7 - КПРФ, 4 -ЛДПР.
На выборах в законодательный и представительный орган Курской области в марте 2006 года "семипроцентный барьер преодолели "Единая Россия" (37,3%), КПРФ (11,28%) и Российская партия жизни (7,2%). С учетом одномандатников еди-нороссы получат 30 мест (КПРФ - 5, Российская партия жизни - 3) в региональном заксобрании из 45. Таким образом, у партии власти фактически не будет серьезной оппозиции: КПРФ и Партия жизни не настроены на жесткую конфронтацию. В трех округах выборы признаны несостоявшимися"18. В итоге партийная составляющая в законодательных собраниях областей ЦЧР выглядит следующим образом:
Всего мест "Единая Россия" "Родина" КПРФ ЛДПР Партия жизни (с 2007 года "Справедливая Россия)" Непартийные депутаты
Белгородская 35 23 1 4 2 - Данные отсутствуют
Воронежская 56 38 7 5 2 - 3
Курская 45 30 - 5 - 3 Данные отсутствуют
Липецкая 56 - 4 - ("Справедливая Россия")
Орловская 50 26 - 13 2 4 ("Справедливая Россия") 5
Тамбовская 50 34 - 7 4 - Данные отсутствуют
11 марта 2007 года состоялись выборы в законодательное собрание Орловской области. По итогам выборов в Орловский областной Совет народных депутатов "прошли четыре партии - "Единая Россия" (39% голосов), КПРФ (23,7%), "Справедливая Россия" (12,6%) и ЛДПР (7,3%)"19. Партия власти, с учетом присоединившихся к "Единой России" депутатов по окончании выборов, будет иметь "26 мест из 50, Вторую по численности фракцию из 13 депутатов сформирует Компартия. Четыре места получит СР, два
- ЛДПР. По одномандатным округам избраны пять независимых депутатов"20.
Рекорд по числу мест "Единой России" среди региональных законодательных собраний поставила Липецкая область, выборы в которой прошли в октябре 2006 года. Ведь партийный список партии власти возглавлял губернатор О. Королев, на втором и третьем месте - мэр Липецка, лидер местных единороссов М. Гулевский и спикер регионального заксобрания П. Путилин. "Единороссы получили 41 место (50,6% голосов,17 списочных мест и 24 одномандатника из 28), что дало им квалифицированное большинство. РПЖ (11,7%, четыре мандата) и РПП (11,2%, четыре) намерены создать единую фракцию. Третью депутатскую группу создадут коммунисты (10,7%, три места по списку и один одномандатник)"21 .
Таким образом, роль законодательных собраний в регионах унифицируется, они становятся партийными, - в первую очередь и прогубернаторскими
- во вторую очередь (гипотеза № 2).
Политический ресурс преобладающей партии в субъектах Федерации растет
Региональные выборы в областях региона прямо и косвенно подтвердили тезис об увеличении электоральной поддержки партии "Единая Россия" (конечно, с поправкой на использование региональными властями административного ресурса). Причин этому несколько. Одна из них состоит в следующем: большинство людей стали задумываться, за кого голосовать, за полторы - две недели до выборов. Их по-
литические предпочтения склонялись в сторону того, кому принадлежит реальная власть. Рационально это объясняется четкой ассоциацией: "Единая Россия" -партия власти, значит, надо придерживаться этой позиции. Кроме того, население четко понимало, что президент, с которым связана "интегративная патерналистская идеология22", симпатизирует партии "Единая Россия", соответственно, имеет смысл ее поддерживать.
Вторая причина состояла в том, что последние недели перед выборами наблюдалась тенденция, когда население, пресытившееся негативной информацией от конкурентов "Единой России", начало менять свои политические предпочтения в пользу политической структуры, олицетворяющей государственную власть. Кстати, упоминания Д. Рогозина о том, что именно Воронеж может стать для "Единой России" вторым Сталинградом, стало серьезным раздражающим фактором для населения. Это высказывание нанесло ущерб партии "Родина" и пошло на пользу партии власти - "Единой России". Третья причина: конкуренты "Единой России", как правило, не смогли объединиться и составить единый союз борьбы с основным объектом конкуренции.
Вторым фактором усиления влияния партии власти в "полуторапартийной" системе стало увеличение численности членов партии "Единая Россия" в региональных отделениях по отношению к числу избирателей (данные на 9 июня 2006 г), см. таблицу ниже23. Немаловажно и то, что в партию вступила значительная часть руководителей предприятий, фирм, бюджетных организаций, предпринимателей, чиновников регионального и муниципального уровней, у которых сосредоточена реальная финансовая и политическая власть. И это лишь подчеркивает тезис Ф. Беннетона о том, что "политика, конечно же, не является независимой от прочих видов деятельности. Ее связи многочисленны, сложны, их интенсивность изменяется"24. И наконец, партия постепенно стала "обрастать" определенным спектром неправительственных организаций, которые являются "субъектами социально-политического действия, объединяют граждан на основе важных для населения задач"25.
№ Наименование Кол-во Численность Численность Количество Отношение
области избирателей, населения, членов партии, вступивших в партию числа членов
тыс.человек тыс. человек тыс. человек в месяц (в среднем) партии к числу
избирателей, %
1. Белгородская 1186 1512 10000 120 0,8
2. Курская 972 1235 13000 150 1,3
3. Липецкая 907 1213 8500 400 0,9
4. Тамбовская 864 1179 9300 200 1
5. Орловская 667 860 7780 100 1,1
6. Воронежская 1920 2379 18684 160 1
Весомым фактором закрепления доминирующего положения "Единой России" в обществе стало наличие ряда проблем у оппозиции после региональных выборов: отток членов партии, активистов и симпа-тизантов. Нередки случаи перехода депутатов, проходивших по спискам оппозиции, во фракцию "Единой России" в областных парламентах.
Политические факторы сдерживания становления реальной однопартийной системы
Вместе с тем было бы преждевременным преувеличивать влияние "ЕР" и приуменьшать роль "половинки" (категория "малых партий") в региональной партийной системе, хотя в этом случае они могут претендовать на роль "арбитров, что делает их весьма влиятельными - будь то выборы или непосредственно парламентская деятельность"26. Итак, определим факторы, препятствующие тотальному доминированию "Единой России" в институционализирующейся новой конструкции партийной системы.
Областные центры региона. С 2004 года, сразу после удачных для "Единой России" выборов в Государственную Думу, в крупных городах ЦЧР обозначилась четкая тенденция сопротивления доминированию партии власти. Так, например, в городе Воронеже партия"Единая Россия" на выборах депутатов законодательного собрания области в 2005 году заняла лишь четвертое место, уступив "Родине", КПРФ и графе "Против всех". В марте 2007 года на выборах в Орловский областной Совет народных депутатов в городе Орле партия
власти заняла второе место после КПРФ, "получив 27,9% против 31%"27.
Еще более четко горожане выразили свою позицию по отношению к ставленникам партии власти на выборах мэров областных центров. В частности, на выборах главы города Орла в марте 2006 года "вопреки прогнозам, победу одержал не первый вице-губернатор и лидер регионального отделения "Единой России" Павел Меркулов, а кандидат оппозиции, топ-менеджер ООО "Стройинвестдевелопмент" Александр Касьянов. Выдвиженец КПРФ получил 29% голосов (за него проголосовали более 35 тыс. орловцев), а считавшийся фаворитом предвыборной гонки первый вице-губернатор Павел Меркулов - 25,8%. Кандидат "против всех" набрал 17,4%"28. Чуть ранее, на прямых выборах главы города Воронежа в январе 2004 года, кандидат в мэры И.Д. Образцов, поддерживаемый "Единой Россией"и губернатором Воронежской области, занял лишь третье место.
Оппозиционные партии. Учтя ошибки предвыборных баталий, оппозиционные силы левого фланга политические акции на региональном уровне все чаще координируют между собой, а иногда и с партиями либерального спектра (СПС, "Яблоко"). Они видят опасность в "Единой России", прокладывающей путь к реальной однопартийной системе, и именно на ней сосредоточивают направление главного удара. Во время проведения съезда "Молодой Гвардии Единой России" в Воронеже в ноябре 2005 года активисты КПРФ и сторонники Дмитрия Рогозина активно использовали внепарламентские акции про-
тив партии власти. А весной 2006 года в столице Черноземья пытался реализовать себя Объединенный гражданский фронт (ОГФ) с участием актива право-либеральных и лево-радикальных сил как противник государственного дирижизма в партийном строительстве.
Нельзя недооценивать и самую серьезную оппозиционную силу - КПРФ, утверждающую вместе с другими левыми движениями современности, что альтернативой "дикому" капитализму является "демократическая плановая экономика29". У региональных структур партии остались важные позитивные сегменты: организационная структура и ячейки во всех районах областей ЦЧР, последовательный состав голосующих, протестные настроения. Установлены связи с администрациями Воронежа и Орла, предлагающие финансовый и информационный инструментарий поддержки. Очевидно, именно против нее направлен смоделированный альянс "Справедливой России"(эсэров) на левом фланге с участием Российской партии жизни, партии "Родина" и Российской партии пенсионеров(РПП). В декабре 2006 года во всех шести областях Центрально-Черноземного региона были образованы региональные объединения "Новой партии власти", оппозиционной "Единой России".
На "поле" коммунистов, предлагающих идеалы "о гуманизме, справедливости и продуктивности"30, будет играть и проект Селезнева-Гудкова, создающих социал-демократический альянс. Впрочем, в левой системе координат становление транспарентной по весу и влиянию партии может не состояться или дать сбой (в середине 90-х годов прошлого века этот сценарий не прошел - "проект Ивана Рыбкина"). Все это укрепляет мнение автора, что "левое поле" будет все же состоять из категории "малых партий", "довеска" к доминирующей: реальной оппозиции (КПРФ) и сателлита "ЕР" - "Справедливой России".
Бизнес. Российское бизнес-сообщество не только не оформилось окончательно, но и не определило стратегический вектор своей политической самоиденти-
фикации. Поэтому, с одной стороны, значительная часть бизнеса, замкнутая на систему власти, будет поддерживать "партию власти", а другая часть будет искать любую возможность для того, чтобы ослабить "Единую Россию". Именно интересы бизнеса будут толкать эту часть на альтернативные, хотя и рискованные партийно-политические проекты.
Часть федерального политического класса. Неоднородность российской политической элиты также будет оставаться фактором, сдерживающим доминантную составляющую партии власти, потому что, к примеру, не все политическое чиновничество готово к усилению "ЕР" и ее лидеров Грызлова и Володина. Очевидно, это может быть одной из важных причин "зеленого света" на проект спикера верхней палаты парламента Сергея Миронова по становлению на левом фланге нового партийного образования, первого и, скорее всего, не единственного политического компромисса по партийной конструкции среди федеральной политической элиты.
Региональный правящий слой во все большей степени проявляет свою политическую активность, поскольку "центральная государственная власть все больше утрачивает свое первенство внутри страны"31. Сегодня с большой долей объективности нужно отметить, что значительная часть региональной политической элиты не нашла своего места в "Единой России". Поэтому существует серьезный политический сегмент "недовольных" доминированием "ЕР", который прямо и косвенно будет сдерживать наступающий порыв партии власти, с которым не только придется считаться, но и идти на определенные уступки в политической составляющей.
Запрограммированные неудачи в формировании альтернативной партии власти в регионах России Одним из центральных событий в партийном строительстве Центрально-Черноземного региона 2006 года стало формирование "Справедливой России", в лице которой "Единая Россия" должна, с одной стороны, получить реального конкурента, с другой стороны, пойти на компромисс, осуществляя
"общее дело при противоположных целях, ценностях и идеалах32". Между тем опыт объединения в черноземных областях Российской партии жизни (РПЖ), "Родины" и Российской партии пенсионеров (РПП), на базе которых создавалась СР, показал достаточно прохладное отношение региональных элит к "альтернативной партии власти". Без их поддержки "Справедливой России" (эсэрам)неудалось преодолеть монополию партии "Единая Россия" и оказать заметного влияния на региональную политику, что показали выборы в законодательное собрание не только Орловской области, но и выборы еще в 12 регионах России 11 марта 2007 года (прецедент в Ставропольском крае, где по партийным спискам "СР" опередила "Единую Россию", скорее всего, говорит об исключении, нежели о правиле).
Значительный интерес в плане партийного строительства новой партии власти представляла Липецкая область, где начало объединительного процесса совпало с октябрьскими выборами депутатов законодательного собрания. Отличительной чертой кампании стало участие в них Сергея Миронова, на тот момент председателя Российской партии жизни (РПЖ), а сейчас "Справедливой России". Таким образом, липецкие выборы явились первой проверкой электоральных возможностей господина Миронова как лидера альянса, готового конкурировать с "Единой Россией". Впрочем, проверка проходила в комфортных условиях, в значительной степени представляя "определенную эстетику в политике"33: "липецкая "Родина" отказалась от участия в выборах в пользу Партии жизни. Сам лидер РПЖ в ходе предвыборной кампании четырежды побывал в регионе, где публично заручился поддержкой губернатора Олега Королева, первого номера списка местной "Единой России", пообещав лоббировать интересы области на федеральном уровне. Относительный успех Партии жизни местная элита расценила как реверанс губернатора Олега Королева в сторону спикера Совфеда Сергея Миронова"34.
В Белгородской области сформированное региональное отделение партии "Справедливая Россия" со значительной
долей уверенности нельзя обозначить как серьезную оппозиционную силу для противостояния с региональным Политсоветом "Единой России". По рекомендации Центрального совета председателем отделения делегаты объединительной партконференции избрали главу "Родины", председателя наблюдательного совета агрохолдинга "Славия-Черноземье", депутата Белгородской областной думы Леонида Новикова. Как представитель агробизнеса, он во многих начинаниях поддерживает губернатора Евгения Савченко, авторитетного регионального лидера, вокруг которого оформилась "многочисленная группа людей, которые ловят каждое слово учителя"35. Но такая лояльность к главе области вряд ли поможет усилению позиций эсэров, поскольку у властей области, как и других регионов, на первом месте стоят интересы "ЕР".
В Тамбовской области региональное отделение "СР" возглавил лидер местной "Родины", депутат Тамбовской областной Думы и представитель среднего бизнеса Александр Алешкин (совладелец ряда компаний, в частности "Рубин-сервис" и "Тамбовэнергонефть", основное направление деятельности - реализация нефтепродуктов). Альтернативы новому руководителю в качестве лидера не было - он является практически единственным в региональном отделении "Справедливой России" политиком, известным в политических и деловых кругах области. И не совсем логично, что он сможет привлечь видных представителей региональной элиты в партию "Справедливая Россия", чтобы создать мощную оппозиционную силу "ЕР, поскольку она (элита) в основном сконцентрирована вокруг губернатора Олега Бетина и прогубернаторского отделения партии "Единая Россия".
Не удалось создание "альтернативной партии власти" и в Орловской области. В декабре 2006 года региональное отделение партии "Справедливая Россия" возглавила непримиримый оппонент областных властей - владелец оппозиционной газеты "Орловские новости" и лидер местной "Родины" Марина Ивашина, представляющая интересы части малого и среднего
бизнеса. Однако мартовские выборы 2007 года в региональные законодательные собрания доказали не только то, что "старые левые" (КПРФ. - Авт.) имеют все шансы сохранить представительство и в Госдуме нового созыва"36, но и опередить по электоральной поддержке "актуальных левых".
В определенной мере лишь Курская область стала исключением из наметившейся тенденции: региональное отделение партии "Справедливая Россия" здесь возглавил не представитель второго эшелона политиков, а лидер фракции Российской партии жизни в областной Думе и владелец одной из крупнейших сельхозкорпо-раций Черноземья - компании "Агрохол-динг" Александр Четвериков. В ходе кампании по выборам в законодательное собрание Курской области, которые состоялись в марте 2006 года, кандидаты от РПЖ прошли в облдуму, несмотря на высокий проходной барьер в 7% и активное применение региональными властями административного ресурса. Но если областные отделения "ЕР" и КПРФ лояльны к бывшему коммунисту, а ныне члену "ЕР" губернатору Курской области Александру Михайлову, то Александр Четвериков демонстрирует независимую линию поведения. Впрочем, влияние "СР" на принятие политических решений в Курской области вряд ли стоит переоценивать.
Значительный шанс в становлении реальной двухпартийной системы имелся и в Воронежской области, создавая почву для размежевания элиты и контрэлиты, поскольку губернатор Воронежской области Владимир Кулаков позиционирует себя с партией власти, а мэр Воронежа Борис Скрынников стоял у истоков становления РПЖ. К началу февраля 2007 года в Воронежской организации"Справедливой России" уже "насчитывалось 6800 человек"37. Оппозиционный настрой руководителя города и наличие у него административного и информационного ресурсов, политической команды вполне вписывались в логику построения альтернативной партии власти. Однако объединительный процесс в столице Черноземья прошел болезненно. Фактически из-за конфликта потенциальных лидеров, не принявших во
внимание значение положительного имиджа партии среди "определенных групп населения"38, был предопределен раскол внутри регионального объединения "СР".
В декабре 2006 года прошло две партконференции по избранию руководства партячейки "СР". Одна в соответствии с рекомендацией бюро Центрального совета избрала лидером Алексея Гаршина, подтвердив "государственную регистрацию регионального отделения, законность полномочий лидера"39, вторая, вопреки воле федерального руководства, - мэра Воронежа Бориса Скрынни-кова. Тем не менее контрольно-ревизионная комиссия партии "Справедливая Россия" признала легитимным лидером Алексея Гаршина, оставив его с многочисленной и разветвленной парторганизацией, но, по сути, без серьезной опоры из числа депутатов и бизнесменов, информационного и административного ресурсов. Таким образом, в преддверии выборов в Государственную Думу Воронежская региональная организация партии"Справедливая Россия"подходит раздробленной и разобщенной, с дошедшими до широкого общественного мнения внутренними дрязгами, не способствующими формированию к ней политических симпатий.
Таким образом, формирование альтернативной партии власти в областях Центрально-Черноземного региона показало, что претензии партии "Справедливая Россия" на второе место в двухпартийной системе пока безосновательны. В субъектах Федерации ей пока не удалось опереться на широкую политическую почву не только среди населения, но и среди региональной политической элиты. У отделений партии недостаточно административного, финансового и информационного ресурсов, а ряд из них находится под влиянием руководителей исполнительной власти, для которых приоритетной задачей является усиление "Единой России". В силу этого в регионах России идет не только процесс "территориального экономического и политического развития, эффективного использования ресурсов регионов в увязке со стратегическими интересами всей Российской
Федерации"40, но и организационного завершения создания полуторапартий-ной системы, обеспечивающей политическую стабильность.
Прогнозируемые характеристики политических итогов на 2007 и 2008 гг. в областях Центрально-Черноземного региона
Основной задачей федеральной власти на выборах-2007 будет формирование предсказуемого абсолютного большинства в парламенте и становление реальной "полуторапартийной" системы уже на федеральном уровне. Подготовлена нормативная база для усиления позиций "ЕР": введены дополнительные меры по борьбе с экстремизмом, ликвидирован минимальный порог явки избирателей, запрещено использование эфирного времени для проведения агитации против других политических партий. Все это приведет к снижению шансов оппозиции. Сосредоточивается и масштабный политический ресурс, состоящий из нескольких важных сегментов (финансовые ресурсы, административные возможности, ресурс средств массовой информации). Очевидно, парламентские выборы станут репетицией и апробированием идей и технологий на президентских выборах.
На выборах-2007 прогнозируема линия на объединение вокруг партии "Единая Россия" широкого круга кандидатов, а также лоббистских групп. В данном аспекте есть как плюсы (внесение вклада в общий финансовый ресурс, "координация действий"), так и минусы: "консолидация режима тоже предполагает распределение политических и институциональных ролей между различными фракциями элиты"41. К тому же прошедшие региональные выборы привели и к определенному истощению административного ресурса региональных властей. Поэтому стратегия политсоветов на выборах 2007 года будет ориентирована на интеграцию идей у оппонентов.
Партия власти активно ищет идеологическую основу своего функционирования, что говорит об определенном вакууме в данном направлении. Динамично
работает специальная группа под руководством первого зам. Председателя Госдумы О.В. Морозова над информационно-политическим проектом "Идеи. Лидеры. Действия". Кстати, именно в нем "Единая Россия" все больше ориентируется на "консерватизм - мировоззрение, мироот-ношение, идеологию"42, в теории ориентируясь на И. Ильина, Н. Бердяева, а в практике - на П. Столыпина. "ЕР" все больше оттесняет на "левую обочину" политические осколки "Родины", исторически идентифицируя себя с российскими консервативными партиями начала ХХ века: кадетами, то есть Конституционно-демократической партией (Партией народной свободы) и октябристами ("Союз 17 октября"), "пусть и небольшого, но все же значимого опыта построения консервативных партий в России в период между двумя революциями в начале ХХ века. Именно сейчас мы нуждаемся в строительстве сильной консервативной партии"43.
В ближайшее время партия "Единая Россия", как представляется, столкнется и с тем, что проявится тенденция активизации оппозиционных сил с ярко выраженной неудовлетворенностью сложившимися политическими отношениями, при которых доминирует один партийный институт, и желанием изменить сложившийся статус-кво (исключение в бюллетене графы "Против всех" будет работать прежде всего, на оппозицию). Стратегия избирательной борьбы данных групп давления для реализации главной задачи будет носить характер долговременного ослабления "Единой России" как некоего символа. Оппозиция будетреализовыватьлинию на позиционирование себя как противника "Единой России", что, по мысли Т. Парсон-са, является первым фактом "принадлежности к единице родства и статуса внутри нее повсюду44".
Ключевым "довеском" к доминирующей партии по итогам парламентских выборов в России 2007 года станут "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/ Жизнь" и Коммунистическая партия Российской Федерации (ЛДПР будет балансировать на уровне 7%. Если она пройдет в Думу, то ее роль можно свести к роли
"сателлита" "ЕР"). Основной интерес участия КПРФ в парламентских выборах будет состоять в достижении политического реванша. Результат у КПРФ, по мнению автора, будет невелик. Администрациям областей удалось на местном уровне эффективно подключиться к реализации федеральной стратегии по нейтрализации усилий КПРФ и "левых сил". Кроме того, у КПРФ сейчас нет в наличии серьезных финансовых средств, партийная пропаганда и агитация не подвергалась изменениям с учетом времени, ее приемы и формы остались на уровне 90-х годов. Очевидно, мало шансов пройти в Думу будет и у СПС и "Яблоко", хотя отсутствующее маленькое либеральное звено в системе представительной власти приведет к окончательному исключению "правого" противовеса в партийной системе.
Однако к 2008 году в России партийная система полностью оформится как с системообразующими парламентскими партиями, так и с широким спектром внепарламентских партий и движений. В случае возможного сложения политических ресурсов радикализирующихся "левых" и "правых" партий хотя бы по одному из сегментов критики власти эффект воздействия на социальную и политическую стабильность в обществе может быть высоким, а опыт удачных совместных действий послужит прологом формирования внепарламентского оппозиционного "право-левого" блока.
1 Макаренко, Б. И. Парламентские выборы 2003 г. как проявление кризиса партийной системы //Полис. 2004. № 1. С. 51-65.
2 Дегтярев, А. А. Основы политической теории. М: Высшая школа, 1998. С. 145.
3 Лапаева, В.В. Право и многопартийность в современной России. М.: Издательство НОРМА, 1999. С. 304.
4 Дюверже, М. Политические партии / Пер. с фр. М.: Изд-во "Академический Проект", 2002. С. 560.
5 Сартори, Дж. Управляемая демократия и управляющая демократия // Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М.: Политологический центр РАУ, 1992. С. 122-127.
6 Панов, П. В. Изменение электоральных институтов в России. Кроссрегиональный сравнительный анализ // Полис. 2004. № 6. С. 16-28, с. 22-23.
Он же. Реформа региональных избирательных систем и развитие политических партий в регионах России. Кроссрегиональный сравнительный анализ //Полис. 2005. № 5. С. 102-117.
7 Голубоцкий, А. Ю., Кынев, А. В. Партийная составляющая законодательных собраний российских регионов // Полис. 2003. № 6. С. 71-87.
8 Вейнгаст, Б. Политические институты с позиций концепции рационального выбора //Политическая наука: новые направления. М.: Вече, 1999. С. 181-204.
9 Несмелова, М.Ю. Феномен "партии власти": федеральный и региональный аспект // Россия. Политические вызовы XXI века. Второй всероссийский конгресс политологов. М.: РОССПЭН, 2002. С. 226.
10 Гаман-Голутвина, О.В. Политические элиты России: Вехи исторической эволюции М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2006. С. 385-386.
11 Выборы по новой модели: кто выиграл? // Экономика и жизнь Черноземья. 2005. - 6.03 С. 4.
12 Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2005. С. 355.
13 Партийная составляющая законодательных собраний. Цифровые показатели выборов депутатов в областях ЦЧР по "смешанной" системе // Экономика и жизнь Черноземья. 2006. 15.07-21.07. С. 5.
14 Теннис, Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: "Владимир Даль", 2002. С. 348.
15 В Белгородской области прошли федеральные выборы // Коммерсантъ. Черноземье. 2005. 19.10. С.16.
16 Философия власти / Под ред. В.В. Ильина. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 203.
17 Тверская и Тамбовская области поддержали "Единую Россию" // Коммерсантъ. Черноземье. 2005.20.12. С. 16.
18 Курская облдума обойдется без оппозиции // Коммерсантъ. Черноземье. 2006. 14.03. С. 16.
19 Единороссы сдали Орел // Коммерсантъ. Черноземье. 2007. 13.03. С.16.
20 Под вице-губернатором зашаталось кресло // Коммерсантъ. Черноземье. 2007 16.03. С. 12.
21 Партия Сергея Миронова отказалась от портфелей // Коммерсантъ. Черноземье. 2006. 13.10. С. 12.
22 Лапкин, В. В. Опыт количественного описания трансформаций электорального пространства России // Принципы и практика политических исследований. М.: РОССПЭН, 2002. С. 245-274.
23 Партия нуждается в народной поддержке // Экономика и жизнь Черноземья. 2006. 10.06 - 16.06. С. 3.
24 Бенетон, Ф. Введение в политическую науку / Пер. с фр. М.: Изд-во "Весь мир", 2002. С. 140-141.
25 Нечаев, Д. Н. Неправительственные организации как фактор политического развития России и ФРГ: Сравнительный анализ. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та., Изд-во Ворон. гос. ун-та., 2003. С. 3.
26 Дюверже, М. Указ соч. С. 363.
27 Орловские единороссы определились со стрелочником // Коммерсантъ. Черноземье. 2007. 20.03. С.12.
28 Губернатор проиграл выборы мэру // Коммерсантъ. Черноземье. 2006. 14.03. С. 16.
29 Каллиникос, А. Антикапиталистический манифест. М.: Праксис, 2005. 192 с. С. 116.
30 Мюллер, Д. Капитализм, демократия и удобная бакалейная лавка Ральфа / Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2006. С. 47.
31 Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции:Теория и практика. М.: Формула права, 2006. С. 137.
32 Макаренко, В.П. Политическая концепто-логия: обзор повестки дня. М.: Праксис, 2005. С. 46.
33 Рансьер, Ж. На краю политического /Пер. с франц. М.: Праксис, 2006. С. 83.
34 Меньшевистский уклон // Коммерсантъ. Черноземье. 2007. 30.01. С.16.
35 Шайхутдинов, Р. Современная политика: охота на власть. М.: Издательство "Европа",
2006. С. 433.
36 Выбор пал // Коммерсантъ. Черноземье.
2007. 13.03. С. 2.
37 "Справедливая Россия": всерьез и надолго // Воронежский курьер. 2007. 23.02. С. 3.
38 Политическая имиджеология / Под ред. А.А. Деркача, Е.Б. Перелыгиной и др. М.: Аспект-Пресс, 2006. С. 189.
39 "Справедливая Россия" начинает и ...// Воронежский курьер. 2007. 08.02. С. 2.
40 Россия: федеральные округа и регионы (география, недра, история, население, религия, власть, экономика, социальная сфера, достопримечательности, стратегия развития). М.: Международный университет "Содружество", 2006/2007. С. 50.
41 Голосов, Г. Губернаторы и партийная политика // Pro et contra. Том 5, № 1. Центр и регионы России. М.: Фонд Карнеги за Международный мир, 2000. С. 96-108.
42 Поляков, Л.В. К сбережению России: первоначала государственной мудрости // Библиотека "Единой России": Идеи. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. С. 7.
43 Симонов К.В. Формула консервативной партии: государство, эффективность, модернизация// Библиотека "Единой России": Действия. М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2006. С. 5.
44 Парсонс, Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Академический Проект, 2002. С. 244.