■ ■ ■ ВЫБОРЫ КАК ЗНАКОВЫЙ ОБРЯД, ЛЕГИТИМИРУЮЩИЙ ПРОЦЕСС ВЛАСТИ
Автор: ДОБРОНРАВОВ А.В.
ДОБРОНРАВОВ Андрей Владимирович - аспирант кафедры ЮНЕСКО ИГСУ Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Адрес: 119571, Москва, пр-т Вернадского, 82 E-mail: [email protected]
Аннотация: на сегодняшний день наиболее актуальным является вопрос легитимации проведения выборов в стране. Это обусловлено недоверием к результатам избирательных кампаний со стороны значительной части российского общества, как в связи с бюрократизацией избирательного процесса и тотальным влиянием на него средств массовой информации, так и с переходом к информационным технологиям в процедуре голосования, надежность и безопасность которых условна.
Сущность выборов как средства легитимации власти может быть реализована посредством воплощения их символического обрядового потенциала. Личностный выбор человека, интегрированный в общий коллективный социально-политический выбор, осуществляемый в регламентированном «обряде» голосования, способен укреплять социальное единство и социальную безопасность, замещать открытые социальные столкновения общественно-безопасными символическими процедурами и, в конечном счете, легитимировать власть, которая утверждается как результат данного выбора.
Доверие к результатам выборов, как показателю легитимности власти, обеспечивается и предвыборными кампаниями, и технологиями голосования, и самим процессом подсчёта голосов. Общая информатизация общества, приобретающая в настоящее время глобальный характер, безусловно, повышает статус электронного дистанционного вида голосования и доверие к его результатам. При очевидной эргономичности дистанционных электронных выборов, ключевым становится вопрос об обеспечении надежного общественного контроля над процессом подсчета голосов, то есть за достоверностью результатов выборов. Развитие современных IT позволяет не только нарушить тайну волеизъявления избирателя, но и изменить его результат. Никакая сложная система паролей и сертификатов не сможет обеспечить того доверия и гарантии надёжности, которые даёт общественный контроль, что означает, что выборы как инструмент легитимации власти не выполнят своего предназначения. В тоже время, если дистанционная форма электронного голосования представляется разрушающей символическую сущность процедуры выбора, то форма электронного подсчета голосов укрепляет эту сторону голосования.
Ключевые слова: выборы; обряд; символическое значение; легитимация; электронное голосование.
В условиях современного российского общества одной из ключевых проблем является проблема легитимации власти. Очевидную остроту здесь имеет вопрос способов легитимации власти, среди которых в социально-политической полемике называют такие варианты как «минималистский» вариант, совещательная и антагонистическая модели, традиционная, харизматическая, рациональная и др. [1,2]. Самым же эффективным способом легитимности политической власти является привлечение граждан к управлению обществом и государством [3]. Демократическая форма управления начинается в процессе передачи каждым гражданином своих властных полномочий представителю народа, посредством проведения выборов. Политическая конкуренция в современных демократических условиях отнюдь не обеспечивает признания стороны, выигравшей выборы в силу многих причин и, прежде всего, в силу бюрократизации избирательного процесса, широчайших возможностей манипулирования голосами избирателей посредством средств массовой информации. Каким бы ни был способ легитимации власти, для своей устойчивости от должен быть традиционным.
Это заставляет обратиться к содержательному и организационному потенциалу обряда, как выразителя мировоззренческих ориентиров традиционной части общества. Всякое общество, стремится к стабильности, ориентировано на воспроизведение, передачу идей, традиций, ценностей, социальных институтов, морально-этических норм и правил, которые выражены, прежде всего, в обрядах. «Собирательные» возможности обряда, позволяющие ему выступать в качестве социального и психологического стабилизатора обусловлены его завершенностью, постоянством, внутренней ритмичностью, а также, что гораздо важнее, обращённостью к всеобщей справедливости и связью с различными сферами человеческого существования. Общество, в каком-то смысле, «нуждается» в обрядах, поскольку они обладают высоким идеологическим пафосом, поэтому социальные обряды (культы) становятся ярким идеологическим явлением современности [4].
Своё символическое действие обряды принимают посредством чередования совокупности действий в жёстко заданном порядке. Вовлечённый в обрядовое действие человек приобретает те общественные эталоны, нормы и ценности, которые заложены в обрядовую практику.
Первым элементом выборов является предвыборная борьба, которая наполняется своим символическим содержанием, замещая собой реальные социальные конфликты, которые разрешаются посредством участия людей в день голосования.
Экономическая нестабильность и другие социально-политические конфликты повышают электоральную активность населения. Сам выборный процесс по сути является противопоставлением власти и оппозиции и влечёт за собой определённую потенциальную конфликтность.
В процессе проведения предвыборной кампании действующей власти кроме политической рекламы и агитации необходимо снижать вызванную данным фактором социальную напряжённость.
Периодичность и цикличность выборов с их регламентированными процессами являются той обрядовой формой, которая становится результатом всей политической жизни общества. Потенциальное развитие политических конфликтов в процессе электорального цикла посредством выборного процесса переводится в управляемую строго регламентированную форму. Результатами данного процесса становятся замещение открытых социальных конфликтов, нивелирование социальной агрессии и как следствие социальная стабилизация общества.
Следующим элементом политического обряда является процесс голосования, который ориентирован на внедрение в массовое сознание конкретных идеологических концепций. Делая свой выбор человек относит себя к той или иной политической силе. Таким образом происходит естественное структурирование общества, которое делает его более стабильным. Символическая форма наполняется актуальным содержанием, отвечающем конкретным социальным запросам.
Процесс голосования связан с принятием человеком личностного решения, что становится центром и характеристикой человеческой сущности. По мнению одного из самых влиятельных теологов Пауля Йохан-неса Тиллиха, важность проблемы выбора необходима для определения сущности человеческого бытия: «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения» [5]. Способность человека принимать ответственность за собственное решение становится характеристикой человеческой сущности. В момент принятия политического решения у человека появляется возможность осознать возможность участия в социальных общественных процессах, почувствовать собственную значимость. Определение личностной позиции позволяет изменить своё отношение к жизни.
Символичность и обрядовость процедуры выборов вызывает сопричастность каждого человека к данному процессу вне зависимости от того пришёл он на них, или что становится не менее важно - не пришёл на выборы.
Сам обряд выборного процесса наполнен архетипическими смыслами, предопределяющими жизнь и деятельность человека. Противопоставление и день разделения прошлого и будущего, преобразование тайного волеизъявления в явное, обращённость человека к высшей и всеобщей справедливости. Многие авторы находили в действе голосования, в частности, в уединение в кабине для голосования и «тайне выбора» аналогию с «тайной религиозной исповеди» и последующую надличностную волю Проведения.
Последствия выборов также наделены символическими смыслами и значениями. Традиционная социальная иерархия подвергается вре-
менной инверсии, в процессе которой происходит сближение власти и общества. Депутаты, проводя предвыборную агитацию и встречи с избирателями, находятся максимально близко к людям. Каждый человек на время избирательной компании из объекта становится субъектом управления, приобретает высокий социальный статус.
В связи с многонациональностью Российской Федерации особого внимания заслуживает специфичность политической партиципации граждан, которая формируется и определяется специфическими ментальными моделями, национальными традициями и обрядами, встроенными в культуру народов. В данном случае большую роль играют иррациональные аспекты, ассоциативность совершаемого человеком выбора, «пра-логичность» коллективных представлений. Поскольку в национальных обществах с сильно-развитыми кастовыми и семейными социальными связями традиция всеобщего политического участия не развита, а сами выборы малоэффективны, легитимность власти приобретается опять же посредством высокой символичности и обрядовости процедуры выборов.
Символическое обрядовое содержание выборного процесса, на наш взгляд, должно быть реализовано посредством превращения самого дня голосования в своеобразный праздничный ритуал, в процессе которого человек реализует одну из своих главных потребностей - «личностный выбор». Праздник является особым эмоционально-окрашенным элементом социального времени, выполняющим важнейшую функцию социально-культурной интеграции, как в локальных, так и в национальных, государственных масштабах [6]. Внедрение праздничной обрядовости в организацию дня голосования существенно повышает уровень социального единения людей, их готовность участия в принятии общих решений. День голосования должен стать Красным днём календаря, официальным праздничным днём в независимости от дня недели. В день голосования идеологе-ма «свободы выбора» переходит с провозглашаемого, иллюзорного уровня на фактический, реальный. Процедура голосования становится обрядом, в котором личностный выбор человека обретает свою предметность.
Важнейшим вопросом в современном обществе остаётся технология процесса голосования. Наиболее широко обсуждаемой является идея введения электронного и дистанционного голосования, в том числе посредством интернет-технологий и высоко развитой телефонии. С технологической точки зрения данные предложения группируются по двум основным направлениям. Первым является идея использования современных электронных средств для автоматизации подсчёта голосов, например, посредством сканирующих урн для голосования. Вторым - идея самого дистанционного процесса подачи голоса с использованием новых телекоммуникационных технологий [7].
Общая информатизация общества, которая обрела в настоящее время тотальных характер, безусловно повышает статус электронного дис-
танционного голосования. Основным поводом для внедрения дистанционного вида голосования является низкая явка избирателей, в особенности на местных выборах, что существенно снижает авторитетность и легитимность избранных властных органов. Дистанционное электронное голосование может существенно повысить избирательную активность, но, может получится значительный перекос в сторону молодой части избирателей за счёт их большей активности в данном сегменте. В то же время у избирателей более старшего поколения форма электронного дистанционного голосования будет вызывать недоверие и даже отторжение. Также сильное недоверие будут вызывать итоги электронного дистанционного голосования [8]. Искусственное накручивание «Лай-ков» в социальных сетях не редкость для пользователей сети Интернет.
Если дистанционная форма электронного голосования представляется сомнительной и в тоже время разрушающей символическую сущность процедуры выбора, то форма электронного подсчёта голосов укрепляет эту сторону голосования. Переход на электронное голосование представляет собой достаточно сложный процесс создания систем шифровки, высоких степеней защиты, контроля за обработкой и передачей информации, которые должны не только обеспечивать реализацию избирательного права гражданина, но и высокий уровень доверия к результатам выборов.
В основе демократического государства лежит традиционная легитимность, основанная на привлечении граждан к управлению обществом, государством, чиновниками. Первым звеном данного процесса безусловно являются выборы народных избранников, поэтому необходимо наиболее серьёзное отношение к эффективности выборов не только с точки зрения результатов в виде большинства голосов, но и количества пришедших на выборы, явки избирателей и их веры в результаты и личностную значимость выбора каждого.
Список литературы
1. Ильинская, С. Г. Гражданское общество и современное российское государство // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2009. №4. С. 71-79.
2. Вебер, М. Избранное. Образ общества // Центр гуманитарных инициатив. 2012 г.
3. Исаев, Б. А. Политология. - 5-ое издание // СПб, 2005 г
4. Ванд, Л. Э., Муратова А. С. Генеалогия культуры и веры: зримое и тайное. М., 2000. 524с.
5. А. Маслоу А., Мэй Р., ОллпортГ., Роджерс К. Экзистенциальная психология // Институт общегуманитарных исследований, Инициатива. М., 2005 г.
6. Хамрина, Ю.А. Способы и пути трансформации ритуалов в современном обществе // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 347. С. 53-56.
7. Титовская, А.В. Электронное тайное голосование в России и за рубежом // Юридическая наука. 2012. №4. С. 106-108.
8. Селкер, Т. Электронное голосование // В мире науки. 2005г. №1. С. 60-65.
■ ■ ■ ELECTIONS AS A SYMBOLIC CEREMONY LEGITIMIZING THE PROCESS OF POWER
Author: DOBRONRAVOV A.V.
DOBRONRAVOV Andrey Vladimirovich, Postgraduate of the UNESCO Department
at the Institute for Public Administration and Management,
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Address: Vernadskogo prosp., 82, 119571, Moscow, Russia.
E-mail: [email protected].
Annotation
The question of legitimating of power in elections is important. This is due to distrust of results of the election campaign with a significant portion of Russian society in connection with the bureaucratization of the electoral process and pervasive influence of mass media, and in connection with the transition to information technology in the voting process, the reliability and safety of which is conditional. The essence of elections as a means of legitimating of power can be realized through the symbolic ritual embodiment of their potential. Personal choice of the person, integrated into a common collective socio-political choices carried out in a regulated «ritual» of voting, can strengthen social cohesion and social security, to replace open social clashes with social-symbolic safe treatments and, ultimately, to legitimize authority, which is established as the result of this choice. The credibility of election results as the indicator of the legitimating of authority is also provided by the technologies of voting and vote counting. Overall Informatization of society, acquiring currently global in nature, undoubtedly increases the status of remote electronic voting and the credibility of its results. With obvious ergonomic advantages of remote electronic elections, ensuring the reliable public control over the counting process, the credibility of the election results, is becoming the key issue. The development of modern IT allows not only to violate the secrecy of choice of the voter, but to change the results. No complicated system of passwords and certificates can guarantee the reliability of control compared with public control, which means elections as a tool of legitimization of power does not fulfill its purpose. If the form of remote electronic voting seems to be destroying the symbolic essence of the procedure of selection, then the form of electronic counting of votes strengthens this aspect side of the vote.
Keywords: election; rite; symbolic meaning; legitimating; electronic voting.
References
1. Il'inskaya, S.G. Grazhdanskoe obshchestvo i sovremennoe rossijskoe gosudarstvo / S. G. Il'inskaya // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Politologiya. -2009. №4. S. 71-79. [Iliinskaya, S.G. Civil society and the modern Russian state // Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series: Political Science. 2009. No. 4. pp. 71-79].
kommyhmkomrnq - communicology
2. Veber, M. Izbrannoe. Obraz obshchestva // Centr gumanitarnyh iniciativ. - 2012 g. [Weber, M. Selected works. The image of society // Moscow, Center of humanitarian initiatives. 2012].
3. Isaev, B.A. Politologiya. - 5-oe izdanie // SPb., 2005 g. [Isaev, B.A. Political Science. 5th edition // StPetersburg, 2005].
4. Vand, L.E., MuratovaA. S. Genealogiya kul'tury i very: zrimoe i tajnoe / L. E. Vand, A. S. Muratova. Moscow, 2000. 524s. [Vand, L.E., Muratov, A.S. Genealogy of culture and faith: the visible and secret. Moscow, 2000. 524 p].
5. Maslou A., Mey R., Ollport G, Rodzhers K.. Ekzistencial'naya psihologiya // Institut obshchegumanitarnyh issledovanij, Iniciativa. - 2005 g. [ Maslow A., May R., Allport G., Rogers K. Existential psychology // Institute of General humanitarian studies Initiative. Moscow, 2005].
6. Hamrina, Yu. A. Sposoby i puti transformacii ritualov v sovremennom obshchestve / YU. A. Hamrina // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 347. -S. 53-56. [Hamrina, J. A. Methods and ways of transformation of rituals in modern society / J. A. Hamrina // Bulletin of the Tomsk state University. - 2011. No. 347. P. 53-56].
7. Titovskaya, A.V. Elektronnoe tajnoe golosovanie v Rossii i za rubezhom / A. V. Ti-tovskaya // Yuridicheskaya nauka. 2012. №4. S. 106-108. [Titovskaya, A. V. Electronic voting by secret ballot in Russia and abroad // Yuridicheskaya nauka. 2012. No. 4. Pp. 106-108].
8. Selker T. Elektronnoe golosovanie / T. Selker // V mire nauki. - 2005 g. - №1. S. 60-65. [Selker T. E-voting / T. Selker // V mire nauki. 2005. №1. P. 60-65].