Научная статья на тему 'ВЫБОРЫ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАНАХ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ'

ВЫБОРЫ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАНАХ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ВЫБОРЫ / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ТРОПИЧЕСКАЯ АФРИКА / ГАНА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Элез А. Й.

Значение выборов как показателя политической культуры в странах Тропической Африки рассматривается в статье на примере предвыборной борьбы основных политических партий Ганы в период между всеобщими выборами 2016 и 2020 гг. в этой стране. Показаны преимущества сформировавшейся после принятия в 1992 г. действующей конституции Ганы либеральной демократической политической системы в этой стране под углом зрения буржуазной демократии. Вместе с тем показана на примере Ганы историческая отсталость механизмов этой демократии, в связи с сущностным однообразием программ, манифестов и принципов политической деятельности сколь угодно многочисленных политических партий, лишающих общество возможности реального выбора политического курса страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIONS AS AN INDEX OF THE LEVEL OF POLITICAL CULTURE IN TROPICAL AFRICAN COUNTRIES

The importance of elections as an indicator of political culture in the countries of Tropical Africa is considered in the article on the example of the pre-election struggle of the main political parties of Ghana in the period between the general elections of 2016 and 2020 in the country. The advantages, from the point of view of bourgeois democracy, of the liberal democratic political system in this country formed after the adoption of the current constitution of Ghana in 1992 are shown. At the same time, the article shows, on the example of Ghana, the historical backwardness of the mechanisms of that democracy which, due to the essential uniformity of programs, manifestos and principles of political activity of political parties regardless of their number deprives society of the possibility of a real choice of the country’s political course.

Текст научной работы на тему «ВЫБОРЫ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАНАХ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ»

УДК 329

А.Й. Элез,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Центр изучения стран Тропической Африки Института Африки

Российской академии наук, Москва

ВЫБОРЫ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СТРАНАХ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ

AJ. Elez.

PhD in Philosophy, Senior Research Fellow, Centre for Tropical African Studies, Institute for African Studies,

Russian Academy of Sciences, Moscow E-mail: [email protected]

ELECTIONS AS AN INDEX OF THE LEVEL OF POLITICAL CULTURE IN TROPICAL AFRICAN COUNTRIES

Аннотация. Значение выборов как показателя политической культуры в странах Тропической Африки рассматривается в статье на примере предвыборной борьбы основных политических партий Ганы в период между всеобщими выборами 2016 и 2020 гг. в этой стране. Показаны преимущества сформировавшейся после принятия в 1992 г. действующей конституции Ганы либеральной демократической политической системы в этой стране под углом зрения буржуазной демократии. Вместе с тем показана на примере Ганы историческая отсталость механизмов этой демократии, в связи с сущностным однообразием программ, манифестов и принципов политической деятельности сколь угодно многочисленных политических партий, лишающих общество возможности реального выбора политического курса страны.

Ключевые слова: политическая культура, политические партии, выборы, избирательная кампания, Тропическая Африка, Гана.

Abstract. The importance of elections as an indicator of political culture in the countries of Tropical Africa is considered in the article on the example of the pre-election struggle of the main political parties of Ghana in the period between the general elections of 2016 and 2020 in the country. The advantages, from the point of view of bourgeois democracy, of the liberal democratic political system in this country formed after the adoption of the current constitution of Ghana in 1992 are shown. At the same time, the article shows, on the example of Ghana, the historical backwardness of the mechanisms of that democracy which, due to the essential uniformity of programs, manifestos and principles of political activity of political parties regardless of their number deprives society of the possibility of a real choice of the country's political course.

Key words: political culture, political parties, elections, election campaign, Tropical Africa, Ghana.

На общем фоне африканского континента вообще и Тропической Африки в частности одним из оазисов демократии может показаться Гана, которая именно по этой причине представляется нам достойным особого внимания примером того, как политическая культура, считающаяся во многом соответствующей современным идеалам гражданского общества, консервирует его исторические недостатки и не позволяет даже в стране, где общественное сознание до сих пор во многом опосредовано идеями К. Нкрумы, прорастать семенам социального прогресса. Подавля-

ющее большинство исследователей политической жизни Африки сходятся сегодня на том, что Гана ныне обладает достаточно стабильной демократической политической системой и достаточно высоким по африканским меркам уровнем политической культуры избирателей. В качестве одного из критериев стабильности демократии зачастую используют модный в наши дни показатель: число идущих подряд мирных смен руководства страны на выборах. Поэтому типичным для работ, посвященных политической жизни Ганы, — причем независимо от позиции автора — стало напо-

минание вроде следующего: «С 1992 года в стране состоялись уже восемь выборов подряд в ее четвертой республике. Эти выборы привели к успешной трехкратной передаче власти между двумя основными политическими партиями в стране» [4, р. 1].

В предлагаемой В. Штуппертом классификации типов политических режимов в странах Африки к югу от Сахары Гана относится к числу стран либеральной демократии (режим же в Нигерии, скажем для сравнения, В. Штупперт квалифицирует как конкурентно авторитарный) [5, р. 12]. Народные массы Ганы, как отмечает ряд исследователей, неизменно демонстрируют доверие к демократии и принимают ее как единственный законный способ правления. «Политическая элита в стране также научилась соблюдать правила, регулирующие практику демократии, в то время как выборы признаны единственным средством получения доступа к власти. Две доминирующие политические партии в стране — Национальный демократический конгресс (НДК) и Новая патриотическая партия (НПП) — теперь признают тот факт, что, проигрывая выборы, вынуждены дожидаться новых всеобщих выборов, чтобы вернуть себе власть. Таким образом, кампания по проведению следующих всеобщих выборов в Гане начинается практически сразу после объявления результатов выборов» [1, р. 71].

Оценивая силу и жизнеспособность демократии, политические аналитики обычно не забывают указать на то, что одним из важнейших показателей демократии является консолидация общества. В этом отношении Гана также получает в литературе весьма высокие (по африканским меркам) оценки, ибо считается, что и ее руководящие круги, и народ уже в немалой мере научились соблюдать правила, регулирующие практику демократии, уважать конституцию страны как основу демократического порядка качеств. «Эти впечатляющие демократические возможности отличают Гану от других стран Африки. Другими словами, Гана смогла преодолеть некоторые антидемократические формы поведения и ожесточенное политическое соперничество, которые часто ввергают многие африканские страны в избиратель-

ное насилие и заставляет их демократию оставаться на стадии зарождения. Поэтому, учитывая приверженность Ганы идеалам демократии, можно однозначно сказать, что эта страна является маяком надежды в отношении демократической консолидации в Африке» [1, p. 75].

С другой стороны, в пользу Ганы говорит и частое в последние годы отсутствие Ганы в поле зрения авторов, исследующих столь распространенные (не только в Африке) бедствия, как коррупция, нестабильность, конфликты, неразвитые институты и т.п. Скажем, в недавней статье «Коррупция в Африке к югу от Сахары — препятствие экономическому росту» содержатся весьма удручающие общие оценки: «Страны Африки к югу от Сахары страдают от слабых политических институтов и большого числа непредсказуемых лидеров, что для политических элит служит стимулом к неправедному накоплению богатства, поскольку они сталкиваются с постоянной неопределенностью и страхом перед неизвестным будущим. Этот ошеломляющий уровень оппортунизма, пронизывающего экономику стран Африки к югу от Сахары, обретших независимость, — прежде всего результат плохо выстроенного, недейственного и негодного институционального порядка. Идея коррупции, это — не только привходящее явление для данного региона, но и позор, глубоко укоренившийся в культурных нормах и моральных кодексах с обычно снисходительным отношением к ней. Для ИВК (индекса восприятия коррупции) за 2017 г. «Transparency International» обследовала около 180 странн, и результаты показали, что половина из 25 стран в низу списка, т.е. имеющих наибольший уровень коррупции, находится в Африке, в то время как среди первых 25 стран из этого списка, т.е. наименее коррумпированных ее стран — 0» [3, с. 19-20]. При этом в статье содержатся не более оптимистичные характеристики и конкретных стран Африки к югу от Сахары в аспекте коррупции (особенно достается, конечно, Нигерии), но Гана в этой статье не упоминается вообще!

В Гане основными политическими институтами, пребывающими в отношении взаимной конкуренции, являются, раз-

умеется, политические партии. Но интерес африканистов к современной межпартийной борьбе в Гане куда меньше, чем их интерес к межпартийной борьбе, скажем, в Нигерии, и отнюдь не только потому, что Гана занимает гораздо более скромное место в мировой экономике и в мировой политике, чем Нигерия, но и благодаря относительной политической стабильности Ганы, о политических потрясениях в которой в последние десятилетия даже при очень большом внимании к ней не скажешь и малой доли того, о чем никак нельзя умолчать в отношении политической жизни в Нигерии. Эта относительная политическая стабильность Ганы очевидна сегодня не только в межнациональных, межплеменных и межконфессиональных отношениях, но и в отношениях партийной жизни, прежде всего межпартийных и внутрипартийных. Но, отдав должное уже сложившейся традиции признания прогресса Ганы на пути демократизации и т.п., попытаемся взглянуть пристальнее на современное положение ее основных политических партий.

На 2020 г. в Гане были зарегистрированы 29 политических партий, крупнейшие из которых — правящая Новая патриотическая партия — НПП (New Patriotic Party — NPP) и оппозиционный Национально-демократический конгресс — НДК (National Democratic Congress — NDC). Нет нужды доказывать, что реальных программ в количестве 29 штук не найти ни в одном обществе; вместе с тем, от многих других стран Африки современная Гана несколько отличается, во-первых, в среднем сравнительной левизной партийных установок (воспроизводящей сохраняющееся в общественном сознании наследие идей К. Нкрумы) и, во-вторых, тем, что в идеологических постулатах ее партий — прежде всего двух основных, — некоторую специфику усмотреть при большом желании можно. Правда, в политической практике партии зачастую «меняются» своей спецификой, что вынуждает исследователей признавать, что «у двух основных партий отсутствует четкая партийная идеология. НДК взял за опору социал-демократическую идеологию, поскольку верит в вовлечение маргинализированных,

обездоленных и бедных в основное русло данного социально-экономического строя. С другой стороны, НПП придерживается либерально-демократического принципа свободной экономики, предполагающего обеспечение необходимых благоприятных условий для процветания частного сектора. Но при пристальном наблюдении за теми программами, которые обе стороны реали-зовывали в разное время, можно было бы увидеть, что НДК осуществлял некоторые неолиберальные экономические программы — такие, как приватизация, — точно так же, как НПП осуществлял некоторые программы социального вмешательства — такие, как схема расширения прав молодежи, бесплатная охрана здоровья матерей и программы борьбы с бедностью... Это отсутствие приверженности к какой-либо партийной идеологии может влиять на силу политических партий, а следом уже и на демократическую консолидацию» [1, р. 72].

Мы полагаем, что отсутствие четко выраженной идеологии в партийных программах может влиять на силу той или иной партии по-разному, и уж тем более не согласны с тем, что это отсутствие в какой-либо мере мешает «демократической консолидации» в Гане или где бы то ни было еще. И искусственное (в свифтовском духе), и уж подавно реальное разнообразие партийных программ отдаляет общество от какой бы то ни было общеобщественной консолидации и способно укреплять лишь собственную консолидацию отдельно взятых партий. Возможно, относительным спокойствием политической жизни и «демократической консолидацией» Гана в последние десятилетия обязана, помимо прочего, как раз отсутствию большого разнообразия «партийной идеологии». Реальная конкуренция партий в Гане — не конкуренция партийных программных установок, а конкуренция конкретных организационных структур и конкуренция конкретных политиков с их собственными биографиями и предвыборными обещаниями.

Отнюдь не все оценки, которые получает политическая жизнь Ганы в современной литературе, исчерпываются общими комплиментами; подчас даже автор,

начинающий текст за здравие, дальнейшим изложением приводит хорошо если не к заупокойным выводам. В той самой статье К. Овусу, к которой мы обратились первой, позиция автора не сводится к удовлетворению длительным опытом мирной смены руководства страны на выборах: «В связи с этими примерами такие ученые, как Гьима-Боади (2008), Оджие-ло (2007) и др., как правило, соглашаются с международным сообществом в том, что Гана — мирная страна, в которой проводятся свободные и справедливые выборы, и что в этом отношении она резко контрастирует со многими своими аналогами в Африке. Но это предположение не совсем верно, если критически изучить политическую культуру Ганы, а также ее избирательный процесс... » [4, р. 2]. Гана, напоминает К. Овусу, пережила в прошлом ряд государственных переворотов, видела многочисленные конфликты; кроме того, в большинстве районов наблюдались земельные споры с применением насилия, конфликты по поводу вождей, а также избирательное насилие.

Именно поэтому, утверждает К. Ову-су, Гана не застрахована от гражданских войн, с которыми-де сталкиваются другие африканские страны; он согласен с теми, кто считает, что «успешные выборы и передача власти в Гане не должны использоваться для прикрытия существования, как представляется, долгой истории злоупотреблений на выборах в стране» [4, р. 2] и что «...подтасованные результаты голосования в стране превратились в опасную бомбу замедленного действия, состоящую из неурегулированных конфликтов, которые могут в будущем во время выборов детонировать. Следовательно, то, что мы видим мир и стабильность, не может использоваться в качестве гарантии долгосрочного мира, особенно когда то и дело поступают сообщения о бесчисленных конфликтах на общинном и местном уровне, относящиеся к гражданским и трудовым спорам, вождям, земельным спорам, внутренним и внешним политическим конфликтам и прочему» [4, р. 2]. С точки зрения К. Овусу, если игнорировать все эти частности, можно проморгать приближение вполне возможного взрыва

насилия в национальном масштабе, ибо выборы в Гане неизменно сопровождаются не только фальсификацией результатов, но и разного рода нарушениями в самом избирательном процессе, прежде всего такими, как повторное голосование, кража так называемыми «мачо» урн для голосования, а также различные акты устрашения, совершаемые по отношению к избирательным штабам конкурирующих партий их конкурентами. «У страны — долгая история мошеннических голосований, блокового голосования и фальсификаций, сложившихся в практику избирательных злоупотреблений. Эти избирательные злоупотребления и факты избирательного насилия часто порождают страх в обществе и угрожают стабильности страны» [4, р. 3], — констатирует К. Овусу.

Очередные всеобщие выборы в Гане назначены на 7 декабря 2020 г., и, хотя избирательные бюллетени были сформированы только в октябре, можно сказать, что в Гане предвыборная конкуренция основных партий начинается сразу после окончания выборов. В бюллетене к выборам президента страны — 12 кандидатов, включая одного беспартийного и 11 партийных. Основная предвыборная борьба разворачивается между нынешним президентом Н. Акуфо-Аддо (НПП) и его предшественником на президентском посту Д.Д. Махамой.

Вряд ли следует считать чем-то необычным для современной политической культуры буржуазных обществ то, что бюллетень, подготовленный избирательной комиссией для президентских выборов, на несколько дней стал в Гане объектом математических упражнений. Из порядкового места своего кандидата каждая партия пыталась извлечь какую-то символику, причем непременно выгодную для данной партии. Если оказавшийся на второй строчке НДК объявлял, что цифра 2 символизирует второе пришествие ее кандидата, то занимающая первую строчку НПП утверждала, что тот, кто проголосует за нее, проголосует за один шаг вперед, а тот, кто проголосует за НДК, проголосует за два шага назад. О том, сколько шагов и в каким образом вычисленном направлении обеспечит стране тот, кто проголосует за какую-либо из нижестоящих строк,

можно было только гадать, ибо стоящие на этих строках партии сами изощрялись в символизме счастливых сочетаний цифр, используя уже только что не логарифмы. Даже единственный независимый кандидат, который автоматически оказался на последнем месте, внес свою лепту в достойную претендентов на высший государственный пост Ганы полемику, заявив, что, поставив рядом номера НПП и НДК (1 и 2), получаешь 12, и поэтому его позиция — выигрышная. Из всех частных комментариев, которые эти разговоры получили во всемирной электронной сети, процитировать прилично разве что слова одного из политических обозревателей, заявившего, что ганцы знают, как найти то, что им нужно, поэтому, «если предпочтительный для них кандидат указан даже на обратной стороне бюллетеня, они найдут его (или ее) и проголосуют».

Впрочем, конкурс красоты номеров в избирательном бюллетене — самая мирная составляющая межпартийной предвыборной борьбы в целом. По всем остальным составляющим жизнь показала в очередной раз, чего стоит в условиях гражданского общества предвыборное партийное миролюбие. 19 декабря 2019 г. Комитет межпартийного диалога (КМПД) при Национальной комиссии по гражданскому просвещению (НКГП), образованный в целях обеспечения поддержки мира в стране до, во время и после всеобщих выборов 2020 г., начали работу: региональное отделение НКГП Большой Аккры встретилось в Аккре с членами комитета. В комитет вошли представители Национального совета мира, Регионального координационного совета Большой Аккры, политических партий, Управления главного национального имама, Полицейской службы Ганы и ИК. Обращаясь к участникам совещания, председатель КМД преподобный каноник Окаиджа Бортиер сказал, что цель комитета состоит в том, чтобы содействовать миру среди жителей Ганы и принять меры для того, чтобы трения, которые могут нарушить этот мир, пресекались в зародыше. Люсиль Хьюлетт Аннан — региональный директор НКГП — заявила, что «комитеты должны гарантировать, что политические партии будут вести себя надлежащим

образом». КМПД уже начал составлять свой план действий к всеобщим выборам 2020 г., сообщила Л.Х. Аннан, главное в котором — обучение электората и сторонников политических партий правилам выборной кампании.

Но менее чем через две недели избирательная комиссия Ганы объявила о своем окончательном решении о создании к выборам 2020 г. нового реестра избирателей, после чего НДК на многие месяцы превратил весьма склочную борьбу против избирательной комиссии в основное содержание своей предвыборной кампании. Предварительное же решение о новом реестре принималось и даже обсуждалось гораздо раньше; во всяком случае, НДК, прежде всего устами своего лидера, уже летом 2019 г. высказывался против этого решения избиркома. Примеров того, как партии вместо агитации за свои программы раздували склоки, можно привести множество, и большинство их относится к заслугам НДК. Скажем, средства массовой информации сообщили, что 25 апреля 2020 г. Высокий суд города Темы наложил временный запрет на запланированный семинар избирательной комиссии по обучению своих сотрудников предстоящей регистрации избирателей. Оказывается, суд получил заявление члена парламента от НДК Сэма Нарти (избирательный округ Нинго Прампрам), озаботившегося соблюдением карантина в связи с пандемией. Суд указал, что единственным исключением для собраний является право собрания 25 человек исключительно ради частных похорон, а в число государственных учреждений, освобожденных от введенных президентом карантинных ограничений, избирательная комиссия не входит. Впрочем, вынесенное к удовлетворению представителя НДК решение не помешало председательствующему судье Юджину Ньянте Ньяду заявить: «Однако я должен сразу добавить, что собрание в офисах комиссии-ответчика ее сотрудников, соблюдающих протоколы социального дистанцирования, не нарушит Распоряжения 64 от 2020 г., измененного Распоряжением 67 от 2020 г., потому что не будет, в моем понимании, публичным собранием», и тем самым вернуть ситуацию в русло здраво-

мыслия, ибо ИК и не требовала для себя права нарушать протоколы социального дистанцирования.

С чем бы мы ни сталкивались в предвыборной кампании политических партий Ганы, мы не можем не признать, что кое в чем политическая культура нынешней кампании может послужить примером и для многих других стран. Правящая партия, агитируя за переизбрание своего кандидата на второй (всего лишь на второй) подряд президентский срок, не считала возможным ограничиваться пространными публикациями о том, какие славные прожекты зреют в голове кандидата (или в головах его литературных подмастерьев) и как хорошо потом будет стране, если она проголосует за него. В газетах не появлялись подписанные кандидатом от этой партии статьи по различным вопросам общественной жизни, призванные заменить отчет (о выполнении намеченного в статьях, опубликованных тем же кандидатом к предыдущим выборам) и показывающие даже слепому, что никакой реальной ответственности за исполнение взятых на себя обязательств кандидат ни в какой перспективе нести не собирается. Напротив, правящая НПП считала важнейшим компонентом агитации не словесные обещания на будущее, а отчет о реальных делах, призванный показать на уже достигнутых за истекающий президентский срок результатах, что на исполнение ее кандидатом обязательств избиратели могут твердо рассчитывать. Насколько объективно эти достижения изображались в предвыборных речах — вопрос для детального разбора, но в плане тактики кампании безусловным достоинством такой партии было то, что в ее агитации отчет по прошлым обещаниям соседствовал с очередными обещаниями, а не заменялся ими. Вообще предвыборная кампания НПП создавала впечатление уверенности в ее победе на президентских выборах, предвыборная же кампания НДК не позволяла допустить возможность его победы на этих выборах при условии внутригосударственного определения политического будущего страны.

В последние дни октября 2020 г. вице-президент Махамуду Бавумия предпринял турне по Восточному региону. Выступая

в ходе этого турне перед гражданами, он заявил, в частности, что ни одна партия не может состязаться с НПП, когда речь идет о социальной политике и о борьбе за повышение благосостояния народа Ганы. «Мы — партия масс. Партия народа. Партия равных возможностей и партия всех жителей». Правительство Акуфо-Аддо, напоминает М. Бавумия, создало эти равные возможности благодаря продуманным мероприятиям и всеобъемлющей программе развития. Выделяются пособия на стажировку учителей и младшего медперсонала, выделяется автомобильная техника для скорой медицинской помощи в округах, создаются новые фабрики, обеспечивается бесплатное образование для старших классов школ. В последующем предполагается предоставление более высоких ссуд на получение высшего образования для всех.

В этом предвыборном выступлении М. Бавумия, разумеется, упомянул и НДК. В ходе нынешней кампании ее кандидат в президенты Д.Д. Махама обещал всем ганцам равные возможности в случае, если будет во второй раз избран президентом. М. Бавумия, припомнив эти обещания, призвал Д.Д. Махаму показать ганцам, где же та равная возможность, которую он создал для жителей Ганы за годы своего пребывания на президентском посту. «Не могут они сказать вам, какие равные возможности они предоставили нашей молодежи. Безработица — не равные возможности. Думсор — не равные возможности. Отмена пособия на стажировку учителей — не равные возможности. SADA Акоп£ет — не равные возможности. Отмена пособия на стажировку медсестер — не равные возможности». Поясним в скобках, что Dumsor — подача электроэнергии с длительными перебоями, вынуждающая потребителей ограничивать пользование электричеством определенными часами либо вообще не имеющая графика, аналог блэкаута; дело «SADA АкоМет» — известная в Гане коррупционная афера, в которой большинство средств массовой информации считает замешанным тогдашнего президента страны Д.Д. Махаму; «акоМет» в выступлении М. Бавумии употреблено как ганский аналог «панамы».

В ходе той же предвыборной поездки

М. Бавумия выступил и перед избирателями округов Северного Афрам Плейнс и Южного Афрам Плейнс. Оба этих округа на протяжении всей истории Четвертой республики голосовали за НДК как на парламентских, так и на президентских выборах. М. Бавумия обратил внимание аудитории на то, что при такой верности однажды избранной партии оба округа весьма сильно отстали в развитии от остальной части страны: «В течение 28 лет вы голосовали за НДК и были ему лояльны, но здесь нет ничего, что можно было бы показать как результат всей той поддержки, которую вы им оказывали, несмотря на то даже, что они много лет пребывали у власти. Все эти 28 лет депутаты были членами парламента от НДК, и они не смогли заставить свои контролируемые НДК правительства способствовать развитию жителей Афрам Плейнс, особенно при последнем правительстве НДК, 8 лет находившемся у власти. НДК ничего не сделал для Афрам Плейнс, и он не сможет указать на какие-либо существенные сдвиги, которые они обеспечили людям». НПП же распространила проекты развития на многие части страны, включая Афрам Плейнс, где в сельские общины провели электричество, а районному собранию были предоставлены трактора, которые смогут арендовать по доступным ценам фермеры, составляющие большинство населения. Кроме того, напомнил М. Бавумия, НПП осуществляет национальные программы, связанные с обеспечением населения продовольствием, с созданием рабочих мест, с укреплением служб скорой медицинской помощи, с бесплатным средним образованием и т.п. (поясним, что в проекте «Free SHS» — «Бесплатные средние школы» — под бесплатным средним образованием подразумевается освобождение от платы за обучение, поступление, учебники, библиотечное обслуживание, доступ к научным центрам, информационно-компьютерное обеспечение, экзамены, коммунальные услуги, проживание при школе и питание). От реализации этих проектов, подчеркнул вице-президент, выигрывают все, и пора избирателям в Афрам Плейнс сказать наконец НДК «нет». «Это были 28 лет пренебрежения со стороны НДК и разочарова-

ния в нем. В этом году скажите НДК, что с вас хватит. Мы призываем вас дать шанс НПП, и вы увидите разницу между НДК и НПП. Вам нужен член парламента, который сможет достойно представлять вас и проводить для вас дальнейшие проекты. Поэтому я призываю вас проголосовать за Нана Акуфо-Аддо и за члена парламента от НДК ради столь насущного для Афрам Плейнс развития».

Исследователи не подвергают сомнению тот факт, что на посту президента Д.Д. Махама оказался самым коррумпированным президентом в истории Ганы; утверждают, в частности, что «он передал 70% всех запасов бокситов в стране на колоссальные 180 миллиардов долларов компании, принадлежащей его брату Ибрагиму Махаме. Оба брата утверждали, что сделка была честной, но конфликт интересов очевиден... было несколько обвинений в том, что государственные деньги, вложенные в проекты, буквально испаряются» [2, р. 42]. Кроме этого, период президентства Д.Д. Махамы ознаменовался двумя серьезными проблемами, бороться с которыми более или менее результативно начало лишь правительство Н. Акуфо-Аддо: проблемой нелегальных китайских и местных добытчиков золота и алмазов, а также проблемой Думсора (когда в течение ряда лет граждане не имели стабильного доступа к электронергии). Обе проблемы были связаны с коррупцией. «За президентом Джоном Махамой последовал нынешний президент Нана Акуфо-Аддо, имеющий репутацию неподкупного президента. Тем не менее, президент Акуфо-Аддо в настоящее время подвергается критике — не из-за своей собственной коррупции, поскольку доказательств этого нет, а из-за предполагаемой (даже если не доказанной) коррупции его назначенцев — таких, как бывший директор Налоговой службы Ганы (НСГ), министр спорта и один из заместителей министра спорта в 2019 г.» [2, р. 42].

В своих предвыборных выступлениях Д.Д. Махама не скупился на обещания, подчас не только связанные с очередными социально значимыми проектами, но и такие, которые можно истолковать, как скрытые угрозы или как скрытый подкуп. В частности, он пообещал, что, если

выиграет выборы 7 декабря, то не уволит М. Амиду. Со ссылкой на «Daily Mail» новостное агентство «Ghana Web» в разделе политики выставило 20 октября аж целый баннер: «Махама: Я не уволю Мартина Амиду, если одержу победу». То же агентство в тот же день в разделе общих новостей со ссылкой на радиостанции Starr FM и Class FM поместило соответственно материалы: «Махама: Я предупрежу моих назначенцев, чтобы не ссорились с Амиду» и «Махама: Я предупрежу моих назначенцев, чтобы не ссорились с Амиду, вмешиваться в его работу я не стану». М. Амиду счел такие предвыборные заявления Д.Д. Махамы недопустимыми: «Как Специальный прокурор, который олицетворяет Управление специального прокурора, я считаю такие заявления покровительственными и ненужными при тех целях, полномочиях и функциях, которые предоставлены Управлению в соответствии с Законом о Специальной прокуратуре от 2017 г. (Закон 959). Эти заявления представляют собой вмешательство и попытку повлиять на независимый мандат этого Управления на расследование и судебное преследование определенных избирательных правонарушений, отнесенных к ведению этого Управления в соответствии с законом, которые содержат состав коррупции и связанных с коррупцией правонарушений, согласно четкому указанию раздела 79 Закона 959. Любому ганскому гражданину, который достоин того, чтобы выдвинуться кандидатом в президенты на предстоящих выборах, следует уже знать содержание Закона о Специальной прокуратуре от 2017 г. (Закона 959). К настоящему времени он должен знать, что в соответствии с разделом 4 Закона 959, за исключением особых случаев, предусмотренных Конституцией 1992 г., Управление не подлежит руководству или контролю со стороны какого-либо лица или органа при выполнении функций Управления, даже если Управление действует на основании полномочий генерального прокурора для возбуждения и судебного преследования коррупции или связанных с ней преступлений».

Между строк заявления Специального прокурора читалось, что, даже если

можно надеяться на то, что Д.Д. Махама не уволит его после своей победы на выборах, то уж никак не стоит опасаться, что Д.Д. Махама каким-то образом сумеет это сделать в случае своего поражения, в котором прокурор не сомневается. А чтобы развеять последние сомнения граждан в том, что чистых намерений в обещаниях Д.Д. Махамы искать не приходится, М. Амиду напомнил: «Каждый взрослый ганский гражданин знает, кто подал в суд на кандидата на должность Специального прокурора в январе 2018 г. — даже до того, как эта кандидатура могла быть рассмотрена парламентом на предмет одобрения. В протоколе судебного разбирательства и в средствах массовой информации публиковались имена когорты адвокатов, поддерживавших и отстаивавших дело против генерального прокурора и Мартина Аламиси Амиду, пока имя Мартина Ала-миси Амиду не было исключено из иска. Нет ни одного разумного ганца, который не знал бы тех, кто осуждал в средствах массовой информации тогдашнее решение Верховного суда и продолжает это делать. Верховный суд уладил этот вопрос своим окончательным и авторитетным решением в пользу генерального прокурора. До решения Верховного суда еще возможны были фантазии на тему о том, кто что может позволить Управлению делать или не делать. В толковании Верховного суда Закон о Специальной прокуратуре 2017 г. (Закон 959) не подлежит обсуждению, и никто не может мешать этому Управлению, пока Специальный прокурор не откажется от собственной независимости и не уступит функции своего Управления политикам».

Такая реакция М. Амиду на адресованные ему в контексте предвыборной агитации НДК и Д.Д. Махамы против НПП и Н. Акуфо-Аддо обещания выглядела принципиальной и бескомпромиссной; фактически на заигрывающее «Я вас знаю, и я вам гарантирую» был дан ответ: «Зато я вас давно знаю и насквозь вижу, и я вам, самое мягкое, ничего не гарантирую, а там еще и посмотрим». Ведь в заключительной части заявления М. Амиду не только напомнил о том, что против коррупции он боролся и до получения должности Специального прокурора, но и констатировал,

что «воры опасаются опытных, заслуживающих доверия и проверенных следователей, на которых не могут повлиять», а также дал понять, что бессмысленно рассчитывать на то, что он позволит кому бы то ни было использовать Гану как «дойную корову».

Разумеется, хроника предвыборной кампании не обходилась и без криминальных новостей, и без сообщений о проявлениях политического насилия (в основном сепаратистами Западного Тоголенда в регионе Вольта). Проявления насилия конкурирующими партиями и их сторонниками именно в связи с предвыборной борьбой настолько незначительны на общеафриканском фоне, что комментаторы в других странах (вроде Нигерии) реагируют на эти проявления фразами вроде «нам бы ваши заботы». В воскресенье 25 октября в избирательном округе Одододиодио (в Джеймстауне в Большой Аккре) местные члены НДК вышли с утра пораньше на пешую оздоровительную (sic!) прогулку под руководством депутата парламента от этого округа Эдвина Нии Ланте Вандерпуийе и при участии основных местных партийных функционеров, а также сторонников партии. Между участниками мероприятия и местными сторонниками НПП произошло, как сообщили средства массовой информации, кровавое столкновение (оппоненты забрасывали друг друга камнями и бутылками), по итогам которого примерно десять раненых были доставлены на дополнительное оздоровление в учебную больницу Корле Бу. Что касается повреждений имущества, то в этот раз пострадал, как сообщали, один-единственный мотоцикл с коляской.

О нем-то и рассказал подробности кандидат в депутаты от НПП от того же округа Эдвард Патрик Нии Ланте Баннерман на следующий день на пресс-конференции: мотоцикл принимал участие в оздоровительной прогулке активистов и сторонников НДК и был наполнен пустыми бутылками. Э.П.Н.Л. Баннерман добавил также к ранее сообщенной в новостях информации, что еще до столкновения на шоссе Атта Миллс некоторые сторонники НДК осадили и разгромили канцелярию партии НПП, располагавшуюся поблизости,

и задал риторический вопрос: «Если этот инцидент не был запланирован заранее, почему они везли пустые бутылки и что именно они собирались делать с этими предметами?» Организатором провокации он объявил Э.Н.Л. Вандерпуийе. А новостной ресурс «Graphic Online», который в течение ближайших дней после инцидента не смог связаться с прячущимся от звонков Э.Н.Л. Вандерпуийе, просто со ссылкой на информацию «очевидца» сообщил на всякий случай в первый же день, что «прогулки» в то воскресенье запланировали обе партии, а конфликт явился результатом неразберихи, возникшей при столкновении двух «прогулок». Стоит ли говорить, что «Graphic Online» не назвал этого информатора, умудрившегося быть очевидцем принятия решений обеими партиями, но почему-то не заметившего, что неразберихе предшествовал разгром канцелярии НПП...

Джеймс Оппонг-Боану, генеральный инспектор полиции Ганы, 4 ноября 2020 г. заявил на брифинге в Аккре, что в связи с беспорядками в Одододиодио арестованы уже пять человек и дело их уже передано в суд. Днем ранее местные отделения НПП и НДК заключили мирное соглашение между партиями и с инстанцией, контролирующей оборот легких вооружений и стрелкового оружия в стране (!), на период до, во время и после выборов 7 декабря. Это говорит о том, что в сравнении, скажем, с Нигерией Гана может считаться оазисом предвыборного мира и спокойствия, но всё же невозможно считать демократической избирательную кампанию, в ходе которой сначала противоборствующие стороны наносят друг другу увечья камнями и бутылками, а потом усаживать эти стороны за стол переговоров должны те, кто контролирует оборот отнюдь не камней и бутылок. Кстати, именно в Одо-додиодио жестокие столкновения между сторонниками НДК и сторонниками НПП происходили и раньше, в том числе в январе 2020 г. прямо на площади перед полицейским участком. О демократической избирательной кампании не приходится говорить там, где законы сами по себе настолько недостаточны, что нужны (да и тоже без реальных гарантий) специ-

альные договоренности между теми или иными организациями о том, что они не будут попирать закон. С другой стороны, упорное умолчание ответственных инстанций о том, с чьей стороны арестованы те самые пятеро, лишний раз подтвердило готовность правящей партии стерпеть многое ради того, чтобы не накалять предвыборные страсти именно в отношениях с НДК. Не только Национальный совет мира (НСМ) и другие организации осудили столкновения в Одододиодио, с осуждением выступил и президент Н. Акуфо-Ад-до, заявивший, что «эти действия были совершены легкомысленными умами, у которых не было никаких идей и хорошей репутации на выборах», но ни НСМ, ни президент никого конкретно не обвиняли.

К числу проявлений насилия в Гане, зачастую явно связанного с межпартийной конкуренцией, можно было бы отнести и нередкие случаи недозволенного обращения солдат, полицейских и служб безопасности с журналистами, да вот только информация о таких происшествиях зачастую, мягко говоря, оставляет вопросы. Летом 2019 г. один из арестованных службой национальной безопасности журналистов Эммануэль Аджафор Абугри (редактор новостного агентства Modern Ghana) в ряде интервью после своего освобождения из-под стражи заявил даже, что его пытали и избивали, чтобы вынудить признать свою вину. Обвинение касалось киберпреступ-ности (sic!), хотя большинство средств массовой информации не считало случайным то, что Э.А. Абугри и его коллега из того же агентства были арестованы вскоре после опубликования ими новостных статей о министре национальной безопасности. Секретариат Совета национальной безопасности отверг обвинения в применении пыток и потребовал от журналиста пройти медицинское обследование для отыскания следов этих пыток. Разумеется, и без всяких следов тут как тут оказалась Международная федерация журналистов, потребовавшая расследования по факту насилия над журналистами и нарушения свободы прессы, а сам журналист подал в суд. Но вся эта история с Э.А. Абугри уместилась в несколько дней, а после 15 июля 2019 г. она внезапно перестала интересовать но-

востные агентства, ориентирующиеся на НДК (т.е. как раз те, которые ее раздували до названной даты), и вряд ли потому, что врачи до сих пор ищут следы пыток на теле журналиста...

Говоря о роли насилия в межпартийных отношениях, именно в случае с Ганой нельзя умолчать о таком явлении, как использование собственных дружинников (в каких-то случаях можно даже сказать: карателей) политическими партиями, называемое термином «вигилантизм», изначально обозначающим исполнителей внеправовых наказаний в отношении людей, совершивших или якобы совершивших те или иные проступки. Для Ганы использование дружинников политическими партиями давно уже стало серьезной проблемой, хотя на сегодняшний день в стране действует принятый в 2019 г. закон о ви-гилантизме и связанных с ним правонарушениях (закон 999). То, что в период правления НПП был принят этот закон, можно поставить ей в заслугу, а встречающиеся иной раз замечания о том, что запрет использования дружинников политическими партиями в большей мере ослабляет оппозицию, чем правящую партию, у которой и так в руках весь государственный аппарат, не отвечают на вопрос о том, что же мешало НДК в период его пребывания у власти провести такой же законодательный запрет — ведь не демократизм же, если речь идет о лицах и группах лиц, явно и с использованием силы подменяющих собой закон государства.

Взаимоотношения политических партий, в первую очередь в ходе предвыборной конкуренции, совокупность используемых ими в этой конкуренции средств и степень реального разнообразия партийных программ являются важнейшими факторами развития политической культуры гражданского общества не только сами по себе, но и постольку, поскольку опосредованы общественным мнением, на которое и призвана влиять партийная пропаганда. Эти факторы имеют особенное значение в обществах вроде Ганы, где они во многом обусловлены сохранением традиционных институтов и экономических связей, а также традиционным экономическим, правовым и моральным сознанием.

Список литературы

1. Akin P.M., Ade O.F. Democratic Consolidation in Africa: The Ghanaian Paradigm // International Journal of English Literature and Social Sciences (IJELS). — 2018. — Vol. 3. Issue 1: February. — P. 69-77.

2. Armah S. Nurturing Sustainable Prosperity in West Africa: Examples from Ghana. Cham: Palgrave Macmillan, 2020. — XVIII. — 106 p.

3. Ceesay L. Corruption in Sub-Saharan Africa — An Impediment to Economic Growth // European Scientific Journal. — 2019. — Vol. 15. — No. 10:

April. — P. 16-26.

4. Owusu K. A Decade of National Infrastructure for Peace: Assessing the Role of the National Peace Council in Ghanaian Elections. Master's thesis in Peace and Conflict Transformation. [Tromse]: The Arctic University of Norway — University of Tromse, 2017. — XVI. — 84 p.

5. Stuppert W. Political Mobilizations and Democratization in Sub-Saharan Africa. [Cham]: Springer, c2020. (Advances in African Economic, Social and Political Development). — VIII. — 161 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.