эвритмии, так как сразу задают целостность всему пространству театра, а части найдены в соотношении к его фигуре. Симметрия также нашла свое выражение в чертежах театра, так как эта гармония возникла от части - модуля, который активно используется в ордерной системе архитектуры.
Витрувий ордеру придавал большое значение и считал важным архитектурным принципом. Поскольку было решено рассматривать теорию архитектуры Витрувия на материале театра и театрального пространства, то на планах чертежей, составленных на основе записей, можно проследить применение модуля. Этим модулем является радиус круга орхестры. Таким образом, Витрувий достигает стройной гармонии - симметрии и эвритмии.
Завершая работу о влиянии пифагорейцев на пространство театра Витрувия, необходимо сделать ряд выводов и предположений. Витрувий воспринял первоосновы строения мира -стихии огня, воздуха, земли и воды, числа через свою архитектурную практику. Мы это наблюдали в книге второй - глава девятая, где он рассуждал о свойствах древесины: ели, дуба, ольхи, кипариса, кедра, а также в книге второй - глава третья и четвертая. В них Витрувий описывал производство кирпича и песка, и на практике наблюдал влияние на их качество воды, огня, воздуха, земли, числа.
Витрувий считал, что именно греки владели некоей тайной истиной и совершенным знанием, т. е. знали, что такое космос и каковы те законы, которым он подчиняется, а поэтому знали и секрет архитектуры. В архитектуре античного театра впервые проявился новый тип сооружения - амфитеатр, влиявший на всю историю культурного развития человечества. Только в нем могло существовать дионисийское действо, только в нем могла родиться античная драма.
А.Г. Мартынова
Выборгский художник Николай Семенович Соколов (1909-1983)
У города Выборга давняя история организации школ живописи и объединений художников. В конце XIX в. в городе действовало общество «Выборгские друзья искусства», имелась художественная школа. Представить публике свои произведения художники могли в здании городской ратуши, в которой вскоре открылся историкоэтнографический музей. В конце 20-х гг. XX в. в Выборге строится здание Художественного музея. Автор проекта - уроженец и ведущий архитектор города Уно Ульберг. Основу музейной
172
коллекции составили произведения финских, русских и европейских художников: Х. Симберга, Э. Ярнефельта, А. Эдельфельта,
А. Галлен-Каллелы, П. Халонена, И. Айвазовского, И. Репина, К. Богаевского, М. Эрасси, В. Святишина. Художественный музей Выборга стал вторым по значению в Финляндии после Хельсинкского «Атенеума». Активная музейная и просветительская деятельность прекратилась в 1939 г., началась зимняя война. Коллекция была вывезена из Выборга и распределена по нескольким музеям Финляндии. Выборгское общество художников с 1945 г. обосновывается в Хельсинки. В послевоенном Выборге изостудия появилась в 60-е годы, руководил которой Николай Семенович Соколов1.
Николай Семенович Соколов родился в 1909 г. в д. Большая Вишера, Новгородской области. Участник Великой Отечественной войны, воевал на Ленинградском фронте, был контужен2. Ремеслом художника начал интересоваться с 10 лет, брал уроки живописи у художника Кузнецова - ученика Левитана. Профессионального художественного образования ему получить не удалось, остался самоучкой, но достиг при этом высокого уровня мастерства3. Имя Н.С. Соколова хорошо известно старшему поколению выборжан. Его имя связано с возрождением духовной жизни послевоенного Выборга. Николай Семёнович был первым руководителем студии изобразительного искусства в течение 20 лет. Учеников у него было много, и большинство из них стали профессиональными художниками. Среди них: Валерий Шарыгин, Сергей Прушинский, Николай Малыхин, Владимир Юферов, Михаил Федоров, Геннадий Матюхин, Владимир Шпигов, Альберт Бакун, Василий Червяков, Геннадий Кузнецов, Валерий Солодских, Вячеслав Солодских, Владимир Барбиняга, Владимир Никитин, Борис Куничкин, Геннадий Шилов, Борис Шилов, Ольга Савченко, Владимир Быков, Татьяна Дмитриева (Архангельская), Виктор Дмитриев, Николай Сажин, Юрий Свиридов, Юрий Смородин, Николай Березовский. Многие, получив образование, вернулись в Выборг. Почти все местные художники «с именем» в то или иное время учились у Соколова. В 60-е годы Выборгскую студию рисования и живописи признавали лучшей в Ленинградской области4.
1 Воронина О. Первые друзья искусства в Выборге // Выборг. 2011. № 38. С. 4-5.
2 ЛОГАВ. Ф. Р-118.
3 Сизьмина Е. Николай Соколов. Прощальный закат осени. К юбилею основателя первой изостудии в Выборге. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazetavyborg.ru/?q=gazeta&art_id=9479&num_id=&rubrik_id=5
4 Воронина О. Первые друзья искусства в Выборге // Выборг. 2011. № 38. С. 4-5.
173
В краеведческом музее города Выборга осталось двенадцать работ этого художника. Большинство произведений осели в частных коллекциях1. Художник был исключительно щедрым человеком, любил безвозмездно отдавать свои картины или просто дарил их друзьям, знакомым, а порой и каждому, кто с похвалой отзывался о его творчестве2.
Художник любил писать натюрморты. Его цветы, написанные свободно, бросками, порой якобы в небрежной, а на самом деле в тщательно продуманной композиции, создавали праздничное настроение. Безызвестность в официальном мире художников и критиков-искусствоведов его угнетала, тяготила. А рядовой зритель относился к нему, как к чудаку и человеку со «странностями», одержимому изображением цветов, камней и березок. Главным же в творчестве художника было прославление всей красоты Карельского перешейка. Воспел эту сказочную красоту Н.С. Соколов страстно, в полный голос. Названия картин говорят за себя: «Облака», «Холодная весна нашего края», «Прощальный закат осени», «Часовня у реки», «Осень в лесу», «Дорога в лесу». Одни из
о
лучших его работ посвящены композиторам Березовскому и Григу3.
В изображениях выборгских гранитов Н.С. Соколов достиг совершенства. Он говорил, что писать их необычайно трудно: «Надо добиваться, чтобы они выглядели не декоративными макетами, сделанными из раскрашенной фанеры, а чтобы даже зрительно ощущалась их плотность, тысячепудовая весомость». Философское осмысление природы было свойственно Николаю Семеновичу в его «каменном цикле» картин. Художник был тонким лириком, создал целую серию осенних пейзажей. Вдохновение для творчества Соколов черпал на рыбалках, каждый выходной день уплывал в залив на острова4.
После одной из таких рыбалок, Николай Семенович написал одну из лучших своих картин - «Белая ночь». Он ликовал, что сумел передать в ней сумеречный серебристый свет июньской ночи. Именно эту картину особенно выделяли уличные мальчишки, приходившие к художнику. Постепенно при Николае Семеновиче возник постоянно действующий кружок юных любителей живописи. «Ребятишки - наше будущее. Если не мы, то кто направит их на путь истинный, заронит в душу божью искру. Смотрите, как они тянутся к постижению прекрасного. Все силы приложу, а добьюсь, чтобы в Выборге для моих мальчишек открыли художественную
1 Николай Семенович Соколов. Галерея «Триада». Выборг, 1993.
2 Хлебников А. Певец земли Калевалы // Выборг. 1992. 17 окт. С. 3.
3 Там же. С. 5.
4 Там же.
174
школу. И буду в ней преподавателем. Нельзя допустить, чтобы их таланты погибли», - говорил Н.С. Соколов1.
Мечта художника осуществилась. Необычайным упорством он добился ее реализации. В 1958 г. студия была открыта и размещалась на Красной площади в угловом доме. При студии часто открывались сезонные выставки. В самой студии царила особая атмосфера. Соколов предъявлял жёсткие требования к ученикам. «Мне нужны люди, влюблённые в искусство!» - любил повторять он. Учитель опозданий не терпел. У Соколова было правило: три пропуска без уважительной причины - и ученик изгонялся из студии2. Занятия он проводил нестандартно. Чтобы создать своим воспитанникам необходимый творческий настрой, Соколов принес из дома проигрыватель и ставил пластинки. В студии части звучала музыка Чайковского, Бетховена, Моцарта, Верди. У Николая Семеновича было богатейшее собрание классической музыки. «Такая музыка - лучший друг художника. Она окрыляет», - говорил Соколов. По воспоминаниям учеников, Николай Семёнович был человеком сложным, глубоким, но закрытым. Однако эти качества характера не мешали ему иметь много друзей и учеников, отдавать все силы и время творчеству. Сам Николай Семенович очень любил Сибелиуса. Одну из своих картин «гранитного» цикла он создавал под звучание «Сентиментального вальса». «Когда пишу камни, Ян мой соавтор», - говорил художник. Студия Соколова просуществовала до 1966 г. Надежды Николая Семеновича сбылись, так как его бывшие ученики стали талантливыми художниками, руководителями и преподавателями художественных школ и студий. А
художественная школа (ныне Школа искусств города Выборга), действует и по сей день.
Информации о Николае Семеновича практически нет. Благодаря его ученикам, перу выборгского искусствоведа Натальи Золочевской и некоторым свидетельствам по крупицам удаётся узнать о жизни художника. В 1985 г. искусствовед Ксения Михайловна Дашкова писала: «Другое видение весенней природы у Н.С. Соколова - это тонкая гамма серо-лиловых оттенков, музыкальный ритм стволов берез и елей перебивается темными проталинами на фоне серовато-голубого снега - «Ранняя
1 Сизьмина Е. Николай Соколов. Прощальный закат осени. К юбилею основателя первой изостудии в Выборге. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazetavyborg.ru/?q=gazeta&art_id=9479&num_id=&rubrik_id=5
2 Подскребаева Ю. Знакомьтесь: Рафаэль. Не Санти, но Грановский! [Электронный ресурс]. URL: http://beelvily.do.am/news/znakomtes_rafaehl_ne_ santi_no_granovskij/2012-11 -20-46
175
весна» (1974). Другие его пейзажи также полны тонкой музыкальности и необычных оттенков в передаче красоты Севера»1.
В настоящий момент ученикам Н.С.Соколова уже много лет (в среднем 60 и более), но все они - носители знаний, эстетического видения мира. Эти талантливые люди, как и сам Николай Семенович Соколов, достойны внимания и места в памяти потомков.
С.А. Клубникина
Этнотекстиль в учебных постановках по живописи (для студентов специальностей «Дизайн костюма» и «Дизайн»)
В условиях перехода на новую двухуровневую систему образования, когда в перечне обязательных дисциплин появились новые предметы, особенно остро встает вопрос объема и тематики практических заданий по живописи. Сравнительно небольшое количество часов у будущих дизайнеров костюма обусловлено спецификой их профессии, требующей, в первую очередь, базовых знаний в области цветоведения.
Составление колористической гармонии в каждой отдельной работе является первостепенной задачей студента. Живопись у дизайнеров - дисциплина вспомогательная, она лишь дополняет курс дисциплин, направленных на раскрытие способностей к проектированию костюма. Однако именно задания по живописи, наряду со специальными графическими заданиями по рисунку, способны не только развить творческий потенциал студента, но и воспитать у обучающихся чувство текстуры, пластики ткани. В данном случае с особым вниманием стоит отнестись к выбору тканей для учебных постановок.
На первом и втором курсе, когда студентами еще в достаточной степени не изучена история костюма и предметов быта, этнический текстиль становится не просто эффектным элементом натурной постановки - он знакомит студентов с историей декоративных тканей. Изучение народного костюма входит в программу учебной практики на втором курсе, а включение винтажных тканей в натюрморты позволяет будущим дизайнерам оценить красоту народного орнамента намного раньше.
В истории живописи изображения тканей и драпировок встречаются как в связи с изображением костюма, так и в составе
1 Воронина О. Первые друзья искусства в Выборге // Выборг. 2011. № 38.
С. 3.
176