УДК 316.776
DOI: 10.34020/2073-6495-2021-4-242-251
ВЫБОР ВУЗА ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ: МОТИВЫ, ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
Воловская Н.М., Плюснина Л.К.
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» E-mail: [email protected], [email protected]
В статье представлены результаты двух социологических исследований, проведенных с целью изучения мотивации получения высшего образования и факторов выбора вуза иностранными студентами, выявления проблем и разработки рекомендаций по их решению. Выявлено, что иностранные студенты в целом высоко ценят получение высшего образования и что мотивационные постулаты получения образования содержат не только коммерческие цели, но и культурные. Установлено, что российское образование высоко оценивается иностранными студентами по качеству и что иностранные студенты целенаправленно стремятся получить российское образование. Определено, что Россия является финансово привлекательной страной для зарубежных студентов, в том числе и привлекательной в получении рабочих мест. Исследование показало высокую значимость сайта вуза и социальных сетей для принятия решения о получении образования в данном вузе. Результаты исследования показали, что уровень подготовки в высших учебных заведениях города соответствует требованиям и максимально удовлетворяет потребности иностранных студентов. В то же время выявлен ряд проблем, связанных с обучением иностранных студентов: языковые проблемы; проблемы в обучении; коммуникационные проблемы; социокультурные и социально-бытовые проблемы, для решения которых в статье предложен ряд рекомендаций.
Ключевые слова: иностранные студенты, мотивы, факторы, проблемы.
SELECTION OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION BY FOREIGN STUDENTS: MOTIVES, FACTORS AND PROBLEMS (BASED ON THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL STUDIES)
Volovskaya N.M., Plyusnina L.K.
Novosibirsk State University of Economics and Management E-mail: [email protected], [email protected]
The article presents the results of two sociological studies carried out for the purpose of research of motivation of obtaining a higher education and factors of selection of a higher educational institution by foreign students, revelation of problems and elaboration of recommendations for their solution. It was revealed that foreign students in general praise obtaining a higher education, and that motivational postulates of obtaining education include not only commercial goals but cultural as well. It was established that Russian education is praised by foreign students in terms of quality, and that foreign students seek Russian education purposefully. It was found that Russia is a financially attractive country for foreign students, including employment. The study demonstrated a great significance of the website and social media of a higher educational institute for making decision on obtaining education in this higher educational institute. The results of the study showed
© Воловская Н.М., Плюснина Л.К., 2021
that the level of competence in higher educational institutes of the city conforms to the requirements of foreign students and satisfies their demands maximally. At the same time several problems were revealed relating to training of foreign students: language problems; problems in training; communicational problems; social and cultural problems and social and everyday problems. Several recommendations were made to solve those problems.
Keywords: foreign students, motives, factors, problems.
В связи с интернационализацией и глобализацией международного образовательного пространства экспорт образовательных услуг является одним из приоритетных направлений государственной политики многих стран. Включение России в международный рынок образовательных услуг способствует реализации социально-экономических и геополитических интересов страны. Конкурентоспособность стран в международном пространстве, направления и динамика их развития зависит от интеллектуального и образовательного потенциала. Для многих государств экспорт образования используется в качестве одного из многообещающих направлений привлечения инвестиций.
Расширение экспорта российского образования в настоящее время входит в состав государственной политики страны. Сейчас в России претворяются в жизнь две разработки - приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» и федеральный проект «Экспорт образования», ключевой целью которых является повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг и наращивание несырьевого экспорта Российской Федерации [15, 16]. Осуществление данных проектов должно оказать воздействие на повышение привлекательности российских вузов для иностранных граждан, улучшение условий их пребывания в период обучения на территории России, а также на повышение узнаваемости и статуса бренда российского образования на международном образовательном рынке.
Численность иностранных студентов является важнейшим показателем качества и привлекательности российской системы высшего образования. Проведенный анализ динамики численности иностранных граждан, обучающихся в вузах России, показывает, что с 1990 по 2018 г. их численность увеличилась в 3,7 раза (для сравнения в российских вузах рост составил 1,5 раза). Доля иностранных граждан в общей численности студентов, обучающихся в вузах РФ, выросла в 2,5 раза [4]. На протяжении всего анализируемого периода наблюдается устойчивый рост прибытия иностранных граждан в Россию для получения высшего образования. При этом лидером среди стран является китай (пятая часть всех иностранных граждан).
Тенденция к интернационализации высшего образования во всем мире усиливается в связи с глобализацией образовательного пространства, однако основная проблема международных вузов заключается в том, как мотивировать студентов к обучению за рубежом и преодолевать проблемы обучения студентов в вузах, которые влияют на результаты обучения иностранных студентов. В зарубежной и отечественной литературе существуют различные подходы к исследованию проблем и трудностей, с которыми сталкиваются иностранные студенты в зарубежных вузах. Так, T.A. Adisa
исследует трудности, которые в значительной степени влияют на успех или неудачу в учебе иностранных студентов в Великобритании. По мнению автора, студенты испытывают трудности, связанные с языком, нарушением коммуникации и трудной адаптацией к британской культуре и системе образования [5]. D. Akiba пишет о том, что университеты в США все больше делают упор на интернационализацию, что приводит к увеличению числа студентов, обучающихся в вузах США. Автор делает вывод, что студенты, как правило, тяготеют к крупным исследовательским университетам и возникает проблема привлечения иностранных студентов в региональные вузы [6]. В контексте интернационализации рассматривает мотивацию к обучению за рубежом О. Fakunle и в качестве основных факторов называет качественное образование и возможности трудоустройства [7]. Исследование У. Han показало, что проблемы обучения иностранных студентов в основном связаны с языковыми барьерами, культурными предпосылками и академическими традициями в принимающих вузах [9]. На значимость языковых барьеров как трудностей, с которыми сталкиваются иностранные студенты, указывает в своем исследовании также J. Ma [10]. Проводя исследование иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях США, J. Rivas пришел к выводу, что они сталкиваются с трудностями социальной и культурной интеграции при адаптации к новой социокультурной среде [11]. Межкультурные проблемы, влияющие на устойчивое обучение иностранных студентов в высших учебных заведениях Малайзии, рассматривает A.A. yassin и делает вывод, что языковые, академические и исследовательские проблемы оказывают значительное негативное влияние на результаты обучения иностранных студентов [12].
исследованию мотивов, факторов и проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в российских высших учебных заведениях, посвящены работы Э.Ф. Галямовой, и ГО. Кудимана, Т.Т. Капезиной, В.В. Неклюдовой, И.В. Салосиной [1-3, 14].
однако несмотря на многочисленные исследования различных аспектов, связанных с обучением иностранных студентов в вузах России, на наш взгляд, требуют дальнейшего исследования вопросы, связанные с их обучением и выявлением проблем, с которыми они сталкиваются в российских вузах.
Проблема исследования: недостаточная привлекательность российского образования для иностранных граждан и повышение его статуса на международном образовательном рынке.
Новизна исследования связана с получением новых эмпирических данных о мотивах, оценках, мнениях и проблемах иностранных студентов по обучению в российских вузах, что позволит усовершенствовать процесс обучения иностранных студентов.
Шпотеза исследования: на выбор иностранными студентами вуза большое влияние оказывают успешное трудоустройство на родине в будущем, быстрое построение карьеры, достойная оплата труда. Большинство студентов выбирают Россию в связи с высоким качеством образования. Кроме того, некоторая часть иностранных студентов связывает свою жизнедеятельность с Россией. Учеба в России также привлекательна тем, что на Родине российский диплом котируется довольно высоко. также к факторам,
стимулирующим иностранных студентов учиться в России, относится высокая стоимость обучения на своей Родине.
Цель исследования: изучить мотивацию и факторы выбора вуза иностранными студентами, выявить проблемы и разработать рекомендации по решению проблем. Задачи, поставленные в исследовании, призваны решить ряд исследовательских вопросов: причины получения высшего образования, почему именно Россия выбрана для получения образования, почему студенты не стали получать образование на Родине, каковы источники получения информации о российских вузах, степень удовлетворенности качеством образования и каковы проблемы обучения?
Для решения поставленных задач в 2019 г. было проведено два социологических исследования: исследование мнения иностранных студентов по обучению на базе семи новосибирских вузов и исследование мнения китайских студентов, обучающихся в Новосибирском государственном университете экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), так как в данном вузе обучается много студентов из этой страны.
Эмпирические методы исследования: анализ документов и опрос.
Объектом исследования являются иностранные студенты, обучающиеся в вузах г. Новосибирска, предметом исследования - мотивы обучения, факторы выбора вуза, проблемы.
Генеральная и выборочная совокупности. Генеральная совокупность по 1-му исследованию: иностранные студенты, обучающиеся в семи вузах г. Новосибирска - объем выборки 198 чел. (выборка репрезентирует генеральную совокупность), по 2-му исследованию: китайские студенты, обучающиеся в НГУЭУ - объем выборки 72 чел. (выборка сплошная).
Процедура исследования. В первом исследовании анкетирование проводилось онлайн через программу «Google формы», а во втором исследовании была применена раздаточная анкета. Место проведения: г. Новосибирск. Для обработки полученной эмпирической информации использовался специализированный пакет SPSS.
Остановимся на результатах исследования. Результаты двух исследований показали (рис. 1), что выбор высшего образования иностранными студентами характеризуется мотивационным ядром, включающим в себя три основные группы мотивов: успешное трудоустройство после окончания вуза (56 % по группе иностранных студентов в целом и 64,8 % по китайским студентам), хороший заработок (47 и 71,5 %) и возможность построения карьеры (42 и 57,2 %). Китайские студенты (78,3 %) дополнительно к указанным мотивам выделили престижность высшего образования и поставили этот мотив на первое место. Их мотивационное ядро составляют: престижность высшего образования, хороший заработок и успешное трудоустройство.
Почему именно Россия выбрана для получения высшего образования? Ответы новосибирских студентов показывают (рис. 2), что российские высшие учебные заведения дают качественное образование (44 и 60,4 % опрошенных), хорошие перспективы для профессионального роста и развития (39 и 15 %), примерно четверть всех опрошенных хотели бы остаться жить в России (25 и 26,7 %).
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
шн
Л3 </> У 4
/ Л
□ Иностранные студенты, обучающиеся в вузах г. Новосибирска
■ Китайские студенты, обучающиеся в НГУЭУ
Рис. 1. Мотивы выбора высшего образования (% к опрошенным)
70 60 50 40 30 20 10 0
ЯШМ
□ Иностранные студенты, обучающиеся в вузах г. Новосибирска
■ Китайские студенты, обучающиеся в НГУЭУ
Рис. 2. Факторы выбора вуза в России (% к опрошенным)
На поведение китайских студентов в большей степени, чем фактор «перспективы для профессионального роста», влияет фактор «совет родителей». И.В. Салосина выделяет факторы, способствующие выбору г. Томска. Это: безопасность среды проживания и обучения, межличностные и межкультурные отношения, возможность использовать русский язык в карьерных целях и в повседневном общении, изучение изучаемого языка и культуры и т.д. [3]. Исследование ученых из Китая показывает, что большинство иностранных студентов, выбирая данную страну, называют отсутствие таких проблем обучения, как безопасность в кампусе, низкая стоимость обучения и проживания, хорошие возможности для трудоустройства [13]. На значимость безопасности обучения как фактора выбора страны иностранными студентами указывает также в своем исследовании турецкий исследователь М. Оип^иг [8].
Ответы респондентов, почему они не стали получать образование на Родине (рис. 3) между анализируемыми группами, не совпадают. В целом иностранные студенты, обучающиеся в вузах г. Новосибирска, выделили три причины учебы в России: желание в дальнейшем работать в России (36 %), высокая стоимость обучения на Родине (27 %) и высокая котировка диплома российского университета у себя на Родине (25 %). Ответы китай-
□ Иностранные студенты, обучающиеся в вузах г. Новосибирска
■ Китайские студенты, обучающиеся в НГУЭУ
Высокая Хочу Диплом У себя Нет стоимость работать выше сложнее перспектив обучения в России котируется поступить
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Почему Вы не стали получать образование на Родине?» (% к опрошенным)
60 50 40 30 20 10 0
ЯК
т
/У/?? 0<
Е
□ Иностранные студенты, обучающиеся в вузах г. Новосибирска
■ Китайские студенты, обучающиеся в НГУЭУ
&
СГ
Рис. 4. Источники получения информации о российских вузах (% к опрошенным)
ских студентов показывают, что на первое место вышла причина, связанная с трудностями поступления в вуз в их стране (32,4 %), далее идет причина: желание работать в России (27 %) и высокая котировка диплома российского университета у себя на Родине (16,2 %).
Основным источником получения информации для большинства студентов (рис. 4) является сайт вуза (49 и 18,2 %); далее идут социальные сети (28 и 7,1 %); сведения от иностранных выпускников вуза (22 и 21 %). Для китайских студентов более значимой является информация от родных и друзей (19,6 %). Значительно меньше респондентов (по 3-5 %) отмечают рекламные объявления, буклеты. Исследования других вузов, в частности Пензенского государственного университета, также показали высокую значимость Интернета, в том числе сайта как источника информации о вузе, так считают 70 % респондентов [14].
Исследование показало высокую степень удовлетворенности качеством обучения: 64 и 73 % респондентов отметили, что полностью удовлетворены качеством образования в вузе, частично удовлетворены 13 и 9 % и лишь от 6 до 7 % не удовлетворены (рис. 5).
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10
Иностранные студенты, Китайские студенты, обучающиеся в вузах обучающиеся г. Новосибирска в НГУЭУ
Рис.5. Удовлетворенность качеством обучения (% к опрошенным)
Исследование выявило основные проблемы иностранных студентов. Это недостаточное знание русского языка (72 и 68 %); проблемы, связанные с проживанием в общежитии (53 и 77 %); проблемы, связанные с включением в социокультурное пространство вуза и города (47 и 54 %); проблемы с питанием (28 и 43 %) и другие, менее значимые.
Сравнение выявленных проблем с результатами других ученых показывает, что для большинства вузов проблемы являются общими. Так, Т. Капезина основными проблемами считает плохое владение языком, бытовые коммуникации и сложности с освоением изучаемых дисциплин [14]. В.В. Неклюдова в число основных проблем включает неблагоприятные условия проживания иностранных студентов в общежитии, сложности с питанием (например, нет специальных блюд из кухни мусульман), неблагоприятный климат, транспортные проблемы, плохую экологию [2]. И.В. Салосина определяет такие проблемы обучения, как опасная среда проживания, трудности межкультурного и межличностного общения [3].
Проведенные исследования позволили нам сделать следующие выводы: студенты в целом высоко ценят получение высшего образования в России и в том числе в г. Новосибирске, считают его престижным. Сложившаяся ситуация выгодна обоим участникам рынка. Студенты полагают, что, получив высшее образование в России, они гарантируют себе хорошие перспективы профессионального роста, построения карьеры, получения солидной оплаты труда. А для вузов России привлечение иностранных студентов будет способствовать увеличению экспортного потенциала высшего образования и повышения значимости вуза на образовательном рынке. Ярко выраженных, существенных различий между мнением иностранных студентов как общей совокупности и мнением китайских студентов не обнаружено. Существующие отличия, по нашему мнению, связаны с менталитетом страны.
■ Не удовлетворен
■ Частично удовлетворен □ Полностью удовлетворен
Для устранения существующих проблем, усиления привлекательности российского образования и повышения статуса вуза на рынке необходимо постоянно изучать трудности, с которыми сталкиваются иностранные студенты, следить за их удовлетворенностью обучением, т.е. проводить мониторинг; совершенствовать систему обучения иностранных студентов русскому языку; осуществлять информационно-коммуникационную деятельность по информированию студентов и активному вовлечению их как в учебную, так и во вне учебную деятельность; в процессе обучения при возникновении проблем у студентов осуществлять адресную помощь.
Литература
1. Галямова Э.Ф., Кудимана ГО. Привлекательность российских вызов на международном рынке образовательных услуг // Вестник Удмуртского университета. 2017 Т. 27. Вып. 3. С. 23.
2. Неклюдова В.В. Комфортная городская среда как фактор выбора места обучения иностранного студента // Современный город: власть, управление, экономика. 2017. т. 1. С. 332.
3. Салосина И.В., Охорзина Ю.О. Исследование причин выбора российского регионального вуза иностранными студентами // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 3. С. 124-138. doi: 10/15293/2226-3365.1803.09
4. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 9 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований, 2019. С. 29-39.
5. Adisa T.A., Baderin M., Gbadamosi G., Mordi C. Understanding the trajectory of the academic progress of international students in the UK. Education and training. T. 61. Vol. 9. P 1100-1122. doi: 10.1108/ET-08-2018-0177
6. Akiba D. Recruitment of International Students Through a Synthesis of English as a Second Language Instruction, Social Justice, and Service Learning. Innovative Higher Education. 2021. https://doi.org/10.1007/s10755-020-09538-2
7. Fakunle O. Developing a framework for international students' rationales for studying abroad, beyond economic factors. Policy Futures in Education. 2020. Vol. 11. № 1478210320965066. https://doi.org/10.1177/1478210320965066
8. Gunduz M., Alakbarov N. Analysis of social adjustment factors of international students in Turkey. Journal of International Students. 2019. № 9. P 1155-1171. doi: 10.32674/jis.v9i4.917
9. Han Y., Li W., Bao M., Cao X. An Investigation of the Experiences of Working with Multilingual International Students among Local Students and Faculty Members in Chinese Universities. Sustainability. 2020. 12 (16), 6419. doi: 10.3390/su12166419
10. Ma J. Supporting practices to break chinese international students' language barriers: The first step to facilitate their social adjustment. Journal of International Students. 2020. № 10. P 84-105. doi: 10.32674/jis.v10i1.773
11. Rivas J., Hale K., Burke M.G. Seeking a sense of belonging: Social and cultural integration of international students with American college students. Journal of International Students. 2019. № 9. P 682-701. doi: 10.32674/jis.v9i2.943
12. Yassin A.A., Razak N.A., Qasem Y.A.M., Mohammed M. Intercultural Learning challenges Affecting International Students' Sustainable Learning in Malaysian Higher Education Institutions. Sustainability. 2020. 12 (18), 7490. doi: 10.3390/ su12187490
13. Wei G., Lin W, Jingdong Y., Yanxiong W. China as a Global Destination for International Students. Journal of politics and law. 2020. Vol. 13. No. 1. P 135-142. https:// doi.org/10.5539/jpl.v13n1p135
14. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-obucheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze (дата обращения: 20.09.2020).
15. Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». [Электронный ресурс]. URL: http://govemment.ru/projects/selection/ 653/ (дата обращения: 19.09.2020).
16. Федеральный проект «Экспорт образования». [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/info/27864/ (дата обращения: 19.09.2020).
Bibliography
1. Galjamova Je.F., Kudimana G.O. Privlekatel'nost' rossijskih vyzov na mezhdunarod-nom rynke obrazovatel'nyh uslug // Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2017. T. 27. Vyp. 3. P 23.
2. Nekljudova VV. Komfortnaja gorodskaja sreda kak faktor vybora mesta obuchenija inostrannogo studenta // Sovremennyj gorod: vlast', upravlenie, jekonomika. 2017. T. 1. P. 332.
3. Salosina I.V, Ohorzina Ju.O. Issledovanie prichin vybora rossijskogo regional'nogo vuza inostrannymi studentami // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. 2018. T. 8. № 3. P 124-138. doi: 10/15293/2226-3365. 1803.09
4. Jeksport rossijskih obrazovatel'nyh uslug: Statisticheskij sbornik. Vyp. 9 / Minister-stvo nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii. M.: Centr sociologicheskih issledovanij, 2019. P 29-39.
5. Adisa T.A., Baderin M., Gbadamosi G., Mordi C. Understanding the trajectory of the academic progress of international students in the UK. Education and training. T. 61. Vol. 9. P 1100-1122. doi: 10.1108/ET-08-2018-0177
6. Akiba D. Recruitment of International Students Through a Synthesis of English as a Second Language Instruction, Social Justice, and Service Learning. Innovative Higher Education. 2021. https://doi.org/10.1007/s10755-020-09538-2
7. Fakunle O. Developing a framework for international students' rationales for studying abroad, beyond economic factors. Policy Futures in Education. 2020. Vol. 11. № 1478210320965066. https://doi.org/10.1177/1478210320965066
8. Gunduz M., Alakbarov N. Analysis of social adjustment factors of international students in Turkey. Journal of International Students. 2019. № 9. P 1155-1171. doi: 10.32674/jis.v9i4.917
9. Han Y., Li W., Bao M., Cao X. An Investigation of the Experiences of Working with Multilingual International Students among Local Students and Faculty Members in Chinese Universities. Sustainability. 2020. 12 (16), 6419. doi: 10.3390/su12166419
10. Ma J. Supporting practices to break chinese international students' language barriers: The first step to facilitate their social adjustment. Journal of International Students. 2020. № 10. P 84-105. doi: 10.32674/jis.v10i1.773
11. Rivas J., Hale K., Burke M.G. Seeking a sense of belonging: Social and cultural integration of international students with American college students. Journal of International Students. 2019. № 9. P 682-701. doi: 10.32674/jis.v9i2.943
12. Yassin A.A., Razak N.A., Qasem Y.A.M., Mohammed M. Intercultural Learning Challenges Affecting International Students' Sustainable Learning in Malaysian Higher Education Institutions. Sustainability. 2020. 12 (18), 7490. doi: 10.3390/ su12187490
13. Wei G., Lin W, Jingdong Y., Yanxiong W. China as a Global Destination for International Students. Journal of politics and law. 2020. Vol. 13. No. 1. P 135-142. https:// doi.org/10.5539/jpl.v13n1p135
14. Kapezina T.T. Problemy obuchenija inostrannyh studentov v rossijskom vuze // Nauka. Obshhestvo. Gosudarstvo. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-obucheniya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze (data obrashhenija: 20.09.2020).
15. Prioritetnyj proekt «Razvitie jeksportnogo potenciala rossijskoj sistemy obrazova-nija». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://govemment.ru/projects/selection/653/ (data obrashhenija: 19.09.2020).
16. Federal'nyj proekt «Jeksport obrazovanija». [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// government.ru/info/27864/ (data obrashhenija: 19.09.2020).