Научная статья на тему 'Выбор вариантов организации доставки материальных ресурсов'

Выбор вариантов организации доставки материальных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цверов В. В., Черемин А. В.

В статье рассматриваются существующие подходы к обоснованию вариантов доставки материальных ресурсов и обосновываются направления их развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choice of organization of material resources delivery variants

Existing approaches to material resources delivery variants basis are considered and their lines of development are based.

Текст научной работы на тему «Выбор вариантов организации доставки материальных ресурсов»

УДК 656.6.338.47

В. В. Цверов, к. т. н., доцент

А. В. Черелшн, соискатель, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ВЫБОР ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСТАВКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В статье рассматриваются существующие подходы к обоснованию вариантов доставки материальных ресурсов и обосновываются направления их развития

Перевозка матрериальных ресурсов (МР) от поставщика до потребителя может осуществляться как одним видом транспорта, так и сочетанием нескольких. При этом возможны различные комбинации их сочетания по участкам перевозки. Это приводит к необходимости выбора варианта перевозки МР. Вариант перевозки характеризуется: используемыми видами транспорта; маршрутом; расстановкой видов транспорта по участкам пути; размерами отправок; сроками доставки и издержками связанными с перевозкой.

В литературе часто рассматривается отдельно выбор вида транспорта (для перевозки по магистральным путям), что правомерно при доставке без перегрузок по пути следования от склада поставщика до склада потребителя. И отдельно оцениваются и выбираются схемы перевозок грузов. По мнению автора, решение должно приниматься в последовательности представленной в алгоритме на рис. 1.

Рис. 1. Алгоритм выбора варианта перевозки МР

Блоки 1,2 и 3 алгоритма представляют собой исходные данные для принятия решения.

Предварительный выбор используемых видов транспорта (блок 4) производится на основе сфер их рационального использования. Этот подход рассматривается в большом количестве источников [4, 5, 6, 8 и др.].

Общие подходы к выбору вариантов перевозок МР приведены в табл. 1. Приведенный ряд методов предлагается развить через учет фактора иммобилизации средств в запасы МР, связанные с доставкой.

•экономики и управление ни туиньпиутс

Таблица 1

Рекомендации по выбору вариантов перевозок МР

Методы оценки и выбора вариантов перевозки Описание метода Особенности и границы применения Источники описания метода

На основе сфер экономичного использования видов транспорта На основе достоинств и недостатков вырабатываются рекомендации по целесообразным направлениям использования видов транспорта (родам грузов, условиям перевозки) Для предварительного выбора видов транспорта при перевозке по магистральным путям. Не учитывает особенностей конкретной перевозки [3, 4, 5, б, 7, 8 и др.]

Метод равновыгодных расстояний По средним тарифам за перевозку и перегрузку рассчитываются предельные равновыгодные расстояния автомобильного и железнодорожного видов транспорта по видам МР, используемым на предприятии. На расстояние больше этого расстояние рекомендуется перевозить железнодорожным транспортом, а меньше автомобильным Для выбора в оперативных условиях между перевозкой «от двери до двери» автомобильным транспортом и схемой перевозки с железнодорожным транспортом. Целесообразен для небольших партий дешевых МР. [6, 8]

Метод равновыгодных расстояний с учетом иммобилизации денежных средств в запасы в пути По тарифам за перевозку и пере! рузку и средним условиям перевозки, стоимости перевозимых МР рассчитываются предельные равновыгодные расстояния автомобильного и железнодорожного видов транспорта по видам МР, используемым на предприятии. На расстояние больше этого расстояние рекомендуется перевозить железнодорожным транспортом, а меньше автомобильным Метод предназначен для выбора в оперативных условиях между перевозкой «от двери до двери» автомобильным транспортом и схемой перевозки с участием железнодорожного транспорта небольших партий относительно дорогих МР. [9]

Метод суммарных затрат на основные операции перевозки Учитывает расходы на следующие операции перевозки (в виде платежей внешним исполнителям или затрат на выполнение своими подразделениями): перегрузочные работы и перевозку Может использоваться для оценки перевозки относительно дешевых МР, когда дополнительные услуги, связанные с перевозкой не используются [1,2,5,8]

Метод суммарных затрат на основные и вспомогательные операции перевозки Учитывает расходы на следующие операции перевозки (в виде платежей внешним исполнителям или затрат на выполнение своими подразделениями): перегрузочные работы, перевозку, страхование, охрану, хранение, экспедирование МР Рекомендуется для оценки больших или постоянных материальных потоков относительно дешевых МР. когда используются дополнительные услуги, связанные с перевозкой [3,5,7,8]

Продолжение таблицы 1

Методы оценки и выбора вариантов перевозки Описание метода Особенности и границы применения Источники описания метода

Метод суммарных издержек на доставку МР Учитывает издержки в виде: расходов на основные и вспомогательные операции перевозки (в виде платежей внешним исполнителям или затрат на выполнение своими подразделениями), затраты на подготовку МР к перевозке, издержки на иммобилизацию средств в запасы пути Рекомендуется для оценки больших или постоянных материальных потоков относительно дорогих МР, когда время накопления перевозимой партии и ее потребления не значительны

Метод суммарных издержек на доставку, с учетом иммобилизации денежных средств в операции связанные с перевозкой МР Учитывает издержки в виде: расходов на основные и вспомогательные операции перевозки (в виде платежей внешним исполнителям или затрат на выполнение своими подразделениями), затраты на подготовку МР к перевозке, издержки на иммобилизацию средств в запасы пути и на время накопления и расходования перевозимой партии МР Рекомендуется для оценки больших или постоянных материальных потоков перевозки относительно дорогих МР, когда размеры перевозимых партий МР в сравниваемых вариантах отличаются [10]

Метод техни-ко-экономи-ческих расчетов стратегического выбора варианта перевозки МР Оценка и выбор производится на основе расчета эксплуатационных и дополнительных капитальных затрат на реализацию варианта перевозки Рекомендуется использовать, в тех случаях, когда реализация рассматриваемых вариантов доставки требует капитальных затрат [1,2,3]

Примечание: жирным шрифтом выделены методы разработанные авторами.

Метод выбора варианта перевозки на основе суммарных издержек, с учетом иммобилизации денежных средств в операции связанные с доставкой МР. Совокупные текущие издержки потребителя, связанные с вариантом (условиями) перевозки, могут быть представлены в виде шести составляющих:

Сс = С„д + С„„ +СМ + С, + С„еу + Ср, (1)

где Сс - совокупные текущие издержки покупателя МР, связанные с вариантом перевозки, руб.;

С^ - затраты на организацию доставки МР (в виде платежа ТЭО, или доли расходов своих структурных подразделений), руб.;

С„„ - затраты на подготовку МР к транспортировке (могут отличаться при разных вариантах перевозки, сюда включаются затраты на тару, контейнеры и т. п.), руб;

С„0 - затраты на выполнение логистических операции - в виде платы другим организациям (при заказе покупателем их выполнения у сторонних организаций) или расходов на их выполнение своими структурными подразделениями, руб.;

С, - издержки по запасам МР, связанные с вариантом перевозки, руб.;

С„еу - издержки грузовладельца, связанные с товарными потерями в процессе доставки вследствие естественной убыли;

Ср - рисковые издержки грузовладельца, связанные с доставкой груза.

Издержки по запасам МР, связанные с вариантом перевозки, складываются из трех составляющих

С] — Сост + Сдсузп Сдсцэмр (2)

где Сдс,„ - издержки, связанные с иммобилизацией денежных средств в запасы МР в пути, руб.;

С^ - издержки по циклические запасы готовой продукции поставщика при накоплении их для отправки по рассматриваемому варианту перевозки, руб.;

Сыр - издержки по циклическим запасам МР покупателя (при хранении доставленной партии МР), руб.

Издержки, связанные с иммобилизацией денежных средств в запасы МР в пути могут быть рассчитаны по формуле (3)

Сдсзп - ■ 7йй ' Кж- (Цгр ■ Кфсрп + Пд ■ Кфсрй), (3)

где С7 - размер грузопотока, т (ед);

Цмр - цена единицы транспортируемого груза, руб/т (руб./ед);

Пд- размер платежей по доставке груза в транспортно-логистической цепи, руб/т (рубУед);

Тю - продолжительность доставки единицы груза способом «от двери до двери» (общее время нахождения груза в канале товародвижения), сут;

Кж - коэффициент эффективности капитала, вложенного в оборотные средства;

Кфсрп - коэффициент, учитывающий форму и срок расчетов с поставщиком;

Кфсрп - коэффициент, учитывающий форму и срок расчетов за услуги доставки.

Издержки по циклическим запасам МР покупателя определяются по формуле (4)

(-\мр — Сзхмр Сдсзмр ^ ' $хмр'

вп/(2 Ирмр) + о ■ кж- (Цмр ■ Кфсрп + П0) <2ЛИр«р, (4) где Сзхмр - затраты по хранению циклических запасов МР покупателем (при хранении доставленной партии МР), руб.;

Сдсыр - издержки, связанные с иммобилизацией денежных средств в циклические запасы МР покупателя (при хранении доставленной партии МР), руб.; - себестоимость хранения МР, руб./т-сут (руб./ед. сут);

Qn - размер партий отправок поставляемых МР в рассматриваемом варианте перевозки, т (ед.);

Ирмр - интенсивность расхода МР у покупателя, т/сут (ед./сут).

Издержки на циклические запасы готовой продукции поставщика при накоплении их для отправки по рассматриваемому варианту перевозки учитываются в расчетах только в тех случаях, когда поставщик корректирует цену на поставляемые МР в зависимости от размеров отправок (когда ценообразование у поставщика построено на логистической основе). Адекватная издержкам поставщика на операцию накопления готовой продукции до размера отправки по рассматриваемому варианту перевозки величина может быть определена по формуле (5)

Ск„ = Сигп + Сидскп = С • 0/(2*^ + С • Кэк Бг„ ■ (5)

где С^п - затраты по хранению циклических запасов готовой продукции поставщиком (при накоплении до размера партии оправки), руб.;

Сидагп - издержки, связанные с иммобилизацией денежных средств в циклические запасы готовой продукции поставщика при накоплении до размера партии оправки), руб.;

5хг„ - себестоимость хранения ГП, руб./т сут (руб./ед. сут);

Ирщ- интенсивность пополнения запасов готовой продукции у поставщика, т/сут (ед./сут).

Рисковые издержки грузовладельца, связанные с доставкой груза в рассматриваемой варианте перевозки включают:

- рисковые издержки грузовладельца при превышении заявленного времени нахождения оборотных средств в пути в ходе транспортного обслуживания;

- рисковые издержки грузовладельца, связанные с несохранностью грузов в ходе транспортного обслуживания в рассматриваемой логистической цепи;

- рисковые издержки грузовладельца, связанные с несохранностью транспортных средств и средств транспортирования в ходе транспортного обслуживания;

- рисковые издержки грузовладельца, связанные с прохождением таможенных формальностей в рассматриваемой логистической цепи;

- рисковые издержки грузовладельца, связанные с претензиями органов финансового и налогового контроля, либо неисполнения ими своих обязательств перед грузовладельцем в ходе транспортного обслуживания;

- рисковые издержки грузовладельца, связанные с удовлетворением иных претензий, возникающих в отношении него в результате транспортного обслуживания в рассматриваемой логистической цепи.

Затраты на выполнение логистических операции в цепи доставки. В логистической системе грузодвижения производится большое количество различных операций: транспортирование, перегрузка грузов, хранение грузов на терминально-складских комплексах, экспедирование, охрана грузов, страхование грузов и другие. Указанные операции могут выполняться одним участником логистической цепи (транспортно-экспедиторской компанией или самим грузовладельцем) или несколькими (грузовладельцем, железной дорогой, судоходной компанией, автотранспортным предприятием, речным или морским портом, терминально-складским комплексом, страховой компанией, охранной организацией, таможенным складом и др.), выполняющими только одну или несколько операций. В любом случае грузополучатель (или грузоотправитель) несет затраты по выполнению логистических операций (в виде затрат на их выполнения самостоятельно или платежей сторонним организациям предоставляющим эти услуги).

При этом состав операций с грузом и предоставляемых услуг логистическими посредниками зависит от выбранного варианта доставки грузов. Общий список затрат грузовладельца на выполнение логистических операций и получение услуг в цепи доставки включает:

- платы и сборы за транспортирование груза магистральными видами транспорта, в т. ч. сборы за пользование платными автобанами и мостами;

- затраты на транспортирование по подъездным железнодорожным путям или завозу и вывозу другими видами транспорта в пунктах отправления и назначения;

- затраты на погрузку (выгрузку) груза из транспортных средств в пунктах отправления, назначения и промежуточных (перевалочных) терминалах и портах;

- платы на услуги паромных переправ;

- таможенные сборы;

- затраты на экспедиционные услуги, в том числе подготовке продукции к перевозке;

- затраты по страхованию. Сумма страховки за доставку определенного количества конкретного груза из одного предприятие на другое для различных транспортных организаций может отличаться, что связано с разной степенью риска;

- затраты на складские услуги;

- затраты на охрану грузов. Стоимость охраны грузов зависит от длительности и условий транспортировки, а то и другое может отличаться у разных перевозчиков.

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов или договорных цен. Особенности формирования затрат по видам транспорта детально рассмотрены в работе [3].

Предлагаемый метод обеспечивает возможность объективной оценки вариантов перевозок, вместе с тем он достаточно трудоемок и по этому его целесообразно использовать при оценке вариантов перевозки дорогостоящих или больших объемов регулярно закупаемых материальных ресурсов.

Метод выбора варианта перевозки на основе равновыгодных расстояний с учетом иммобилизации денежных средств в запасы в пути. Расчет затрат по каждой корреспонденции и всем возможным вариантам перевозок весьма громоздок, хотя и более точен по с другим методом оценки, т. к. позволяет учесть не только "средние", а конкретные условия перевозок и определить реальную экономию транспортных издержек грузовладельца. Для упрощения процедуры выбора видов транспорта в практике организации перевозок грузов пользуются заранее установленными рациональными сферами применения видов транспорта или равновыгодными расстояниями. Особенно часто используются предельные расстояния при принятии решения о выборе вида транспорта [б].

Например, при конкуренции с железнодорожным или водным транспортом границы применения автомобилей ограничиваются экономическими и временными факторами перевозок. Расчеты границ обычно определяются для "средних" условий перевозок, поэтому для конкретных корреспонденций эти границы могут отличаться.

В типовых условиях перевозок, например, равновыгодная дальность, разграничивающая сферы использования автомобильного и железнодорожного видов транспорта при прочих (дополнительных) равных расходах определяется по формуле [6]

где Ьр - предельное равновыгодное расстояние перевозок автомобильным транспортом при наличии альтернативного варианта доставки железнодорожным транспортом, км;

311КЖ> 3„ка - удельные затраты (тарифные ставки) на начальные и конечные операции транспортного процесса, включая расходы на погрузку и выгрузку, а также подачу подвижного состава но подъездным путям соответственно по железнодорожному и автомобильному вариантам перевозок, руб./т;

Мпер - число перегрузочных операций в зависимости от схемы транспортировки по железнодорожному транспорту;

3„еР - удельные затраты (тарифные ставки) на перегрузочные операции на железнодорожном и автомобильном транспорте, руб./т;

Здж. Зда - удельные затраты (тарифные ставки) на движенческие операции соответственно по железнодорожному и автомобильному вариантам перевозок, руб./ткм.

Предлагается определять Ьр с учетом увеличения замораживания средств во время дополнительных перегрузочных операций по формуле (7)

где Тщ - продолжительность одной перегрузочной операции; сут;

Ц - стоимость доставляемого груза, т;

14 - ставка банковского кредита, %;

Я - уровень годовой инфляции, %.

В принятых условиях и обозначениях перевозки на расстояние меньшее полученной равновыгодной дальности относятся к сфере экономически выгодной зоны использования автомобильного транспорта, а на большее расстояние - к сфере использования железнодорожного варианта перевозок.

Сферы экономической выгодности использования видов транспорта колеблются в довольно значительных пределах и зависят от:

- рода перевозимого груза, от которого зависит технология выполнения операций по доставке (например при перевозке навалочных грузов в самосвалах затраты на разгрузку исключаются);

- цены единицы перевозимого груза (от которой зависит размер иммобилизуемых («замораженных») в запасы в пути средств);

- схем транспортировки (меняется количество перегрузочных операций);

(6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^р ((ЗНКЖг Ыпер ' 3Пер Тпер

+ Ц -М„ср Ттр (ёк -И)/36500)/( Д* -Здж),

'нка

(7)

• типа транспортных средств (себестоимость, а следовательно и тариф, в значительной степени зависят от используемого транспортно средства);

- объемов перевозок (от них зависит уровень тарифа);

- категорий автомобильных дорог;

- формы собственности подъездных путей (ставки платы за подачу по подъездным путям принадлежащим железной дороге и грузовладельцу значительно отличаются).

Изложенные в статье методы и рекомендации по границам их применению позволяют обоснованно принимать решения по выбору вариантов доставки материальных ресурсов с использованием различных видов транспорта.

Список литературы

[1] Захаров В. Н. Организация работы речного флота: Учеб. для вузов / В. Н. Захаров, В. П. Зачесов, А. Г. Малышкин. - М.: Транспорт, 1994. - 287 с.

[2] Зюзин В. Л. Эксплуатационно-экономические обоснования на речном транспорте / В. Л. Зю-зин, И. Ф. Мостовой, В. М. Федюшин. - Ростов на Дону: Издательство Ростовского университета, 1994.-192 с.

[3] Костров В. Н. Транспортная логистика: Учебное пособие / В. Н. Костров, А. М. Государев, В. В. Цверов, А. Г. Китов. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2006. - 207 с.

[4] Линдере М. Р., Фирон X. Е. Управление снабжением и запасами. Логистика / Пер. с англ. -СПб.: ООО «Виктория плюс», 2002. - 768 с.

[5] Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. - М.: Филинъ, 1997. - 772 с.

[6] Степанов В. И. Логистика: учебник. - М.: ТК Вслби, изд-во Прогресс, 2006. - 488 с

[7] Транспортно-экспедиционное и агентское обслуживание при перевозке грузов / Справочное и научно методическое пособие / Под ред. А. И. Телегина. - H.H.: ВГАВТ, 1999. - 426 с.

[8] Транспортная логистика: Учебное пособие / Под редакцией Л. Б. Миротина. - М.: МГАДИ (ТУ), 1996.-211 с.

[9] Цверов В. В. Выбор вариантов доставки грузов на основе равновыгодных расстояний с учетом иммобилизации средств / Росинформресурс. Информационный листок N° 11-004-06. -Н. Новгород: Нижегородский центр научно-технической информации, 2006, - 4 с.

[10] Цверов В. В. Метод выбора варианта перевозки с учетом иммобилизации денежных средств в операции связанные с доставкой / Росинформресурс. Информационный листок № 11-025-07. -Н. Новгород: Нижегородский центр научно-технической информации, 2007, - 4 с.

CHOICE OF ORGANIZATION OF MATERIAL RESOURCES DELIVERY VARIANTS

V. V. Tsverov, A. V. Cheremin

Existing approaches to material resources delivery variants basis are considered and their lines of development are based.

УДК 656

В. В. Цверов, к. т. н., доцент

А. В. Черемин, соискатель, ВГАВТ.

603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТАВКИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

В статье приводится научно-методический подход к организации доставки материальных ресурсов в логистических цепях. Процесс доставки рассматривается с точки зрения грузовладельца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.