НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 631.171:631.372
DOI: 10.32786/2071-9485-2019-01-48
ВЫБОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ РУЛОНОВ СЕНА ПО ЗАТРАТАМ НА ТОПЛИВО-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
THE CHOICE OF VEHICLE TO TRANSPORT BALES OF HAY COST OF FUEL-LUBRICATING MATERIALS
При постоянно увеличивающемся объеме перевозок сельскохозяйственных грузов не следует допускать увеличения себестоимости транспортных работ, которая во многом определяется затратами денежных средств на топливо-смазочные материалы. На транспортных работах сельскохозяйственных грузов, в том числе сена, спрессованного в рулоны, применяется как серийный, так и специализированный транспорт различного типажа. Выбор транспортного средства, обеспечивающего минимальные затраты денежных средств на приобретение топливо-смазочных материалов, является актуальной задачей. Цель настоящей работы - дать оценку затрат денежных средств на топливо-смазочные материалы и технические жидкости, приходящихся на транспортировку одного рулона сена на расстояние в один километр, по результатам которой рекомендовать транспортное средство для перевозки рулонов сена. Результаты исследований транспортировки рулонов сена в хозяйствах Волгоградской области в течение 3 лет, а также необходимая статистическая информация дали возможность определить затраты на приобретение топлива, смазочных материалов и технических жидкостей, приходящиеся на транспортировку одного рулона сена на один километр применительно к транспортным средствам, наиболее часто используемым в условиях Волгоградской области на внутриусадебных, внутрихозяйственных и внехозяйственных перевозках. Исследовали расход топливо-смазочных материалов и технических жидкостей трактором МТЗ-82.1 с прицепом 2ПТС-4,5, автомобилями ГАЗ-3302 «Газель», ГАЗ-САЗ-3507 и КАМАЗ 45144 с прицепом. С точки зрения минимума затрат денежных средств на приобретение топлива, смазочных материалов и технических жидкостей, приходящихся на транспортировку одного рулона сена на один километр, выгодно использовать колесный трактор с тележкой на перевозке рулонов сена на небольшие расстояния (до 3 км), а автомобиль большой грузоподъемности с прицепом - на больших расстояниях.
With the ever-increasing volume of transportation of agricultural goods should not be allowed to increase the cost of transport work, which is largely determined by the cost of funds for fuel and lubricants. In the transport work of agricultural goods, including hay, compressed into rolls, used as a serial and specialized transport of various types. The choice of the vehicle providing the minimum expenses of money for acquisition of fuel and lubricants is an actual task. The purpose of this work is to estimate the cost of funds for fuel, lubricants and technical liquids, attributable to the transportation of one roll of hay at a distance of one kilometer, the results of which recommend a vehicle for the transport of hay rolls. Using the results of studies of hay rolls transportation in the farms of the Volgograd region for 3 years, as well as the necessary statistical information, the costs for the purchase of fuel, lubricants and technical liquids, attributable to the transportation of one roll of hay per kilometer in relation to vehicles, most often used in the conditions of the Volgograd region for the transportation of hay rolls on domestic, on-farm and off-farm transportation, are determined. The consumption of fuel and lubricants and technical liquids by MTZ-82.1 tractor with trailer 2PTS-4,5, GAZ-3302 "Gazelle", GAZ-SAZ-3507 and KAMAZ 45144 with trailer was investigated. From the point of view of the minimum cost of funds for the purchase of fuel, lubricants and
А.И. Ряднов1, доктор сельскохозяйственных наук, профессор
О.А. Федорова1, доктор технических наук, доцент
И.В. Алмазов2, кандидат технических наук, главный инженер
1 12 A.I. Ryadnov , O.A. Fedorova , I.V. Almazov
1 Волгоградский государственный аграрный университет, 2ИП П.С. Алмазова Кумылженского района Волгоградской области
1Volgograd State Agrarian University, 2ИП P. S. Almazova Kumylzhenskiy district, Volgograd region
2
2
technical liquids, coming to the transportation of one roll of hay per kilometer, it is advantageous to use a wheeled tractor with a cart for the transportation of hay rolls for small distances (up to 3 km), and a heavy-duty car with a trailer-at.
Ключевые слова: транспортные средства, рулоны сена, затраты денежных средств на топливо-смазочные материалы, перевозка рулонов сена.
Key words: vehicle, bales of hay, the cost offunds for fuel and lubricants, transportation of hay rolls.
Введение. При возделывании и уборке сельскохозяйственных культур наряду с основными технологическими и вспомогательными операциями широко используются транспортные работы [6, 7]. Объем транспортных работ неразрывно связан с уровнем урожайности зерновых и других сельскохозяйственных культур, с применяемыми технологиями их возделывания и уборки, организацией работ [5, 11], качеством технического обслуживания [9] и другими факторами. При постоянно увеличивающемся объеме внутриусадебных, внутрихозяйственных и внехозяйственных перевозок сельскохозяйственных грузов следует не допускать увеличения себестоимости транспортных работ, которая, как известно, во многом определяется затратами денежных средств на топливо-смазочные материалы [5, 8, 12]. На транспортных работах сельскохозяйственных грузов, в том числе сена, спрессованного в рулоны, применяется как серийный, так и специализированный транспорт различного типажа [1, 2, 3, 10]. Выбор транспортного средства, обеспечивающего минимальные затраты денежных средств на приобретение топливо-смазочных материалов, является актуальной задачей.
Цель настоящей работы - дать оценку затрат денежных средств на топливо-смазочные материалы и технические жидкости, приходящихся на транспортировку одного рулона сена на расстояние в один километр, по результатам которой рекомендовать транспортное средство для перевозки рулонов сена.
Материалы и методы. Для достижения цели настоящей работы были определены средняя цена бензина и дизельного топлива для транспортных средств, используемых на перевозке рулонов сена в условиях Волгоградской области, и объем перевозок рулонов сена различными транспортными средствами.
Цена бензина и дизельного топлива определялась как средневзвешенная на АЗС, функционируемых в сельской местности Волгоградской области.
Объем перевозок рулонов сена различными транспортными средствами определялся методом хронометража их работы. При этом для исследуемых транспортных средств определяли количество рулонов сена, перевозимых за один рейс, число рейсов, расстояние транспортировки рулонов сена, пробег автомобиля и наработки трактора в моточасах, расход бензина, дизельного топлива, моторного, трансмиссионного и гидравлического масла и других жидкостей.
Хронометражные наблюдения выполнялись в соответствии с ГОСТ 28722-90.
Относительная ошибка среднеарифметической исследуемой величины была принята равной 5...10 % .
Результаты и обсуждение. Затраты на приобретение топлива, смазочных материалов и технических жидкостей, приходящиеся на транспортировку одного рулона сена на один километр, определяются по следующей формуле:
Стсм" гг Np , (1)
где Зт - затраты на приобретение топлива, руб.; Зм - затраты на приобретение моторного, трансмиссионного и гидравлического масел, руб.; Зтж - затраты на приобретение технических жидкостей, руб; 1г - расстояние транспортировки рулонов сена, км; Np - количество рулонов сена, перевезенных транспортным средством за учетный период (сезон), шт.
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рассмотрим составляющие формулы (1) применительно к транспортным средствам, наиболее часто используемые в условиях Волгоградской области на перевозке рулонов сена: трактор класса 14 кН с прицепом, например, МТЗ-82.1 + 2ПТС-4,5, автомобили ГАЗ-3302 «Газель», ГАЗ-САЗ-3507 и КАМАЗ 45144. Известно, что автомобили ГАЗ-3302 «Газель» и ГАЗ-САЗ-3507 заправляют бензином АИ-92, а трактор МТЗ-82.1 и КАМАЗ 45144 - дизельным топливом. Для расчетов принята цена 1 литра дизельного топлива 45,7 руб., а бензина АИ-92 - 41,9 руб.
По результатам исследований транспортировки рулонов сена в хозяйствах Волгоградской области в течение 3 лет установлено, что среднее расстояние перевозки рулонов сена автомобилями КАМАЗ 45144 составило 93 км, ГАЗ-САЗ-3507 - 16 км, ГАЗ-3302 «Газель» - 37 км и тракторами типа МТЗ с прицепом 2ПТС-4,5 - 2,6 км.
Среднее количество рулонов Nр, перевозимых различными транспортными средствами в течение года для различных расстояний, представлено в таблице.
Таблица - Среднее количество рулонов, перевозимых
Марка транспортного средства Показатель Количество перевезенных рулонов на расстояние
до 3 км от 3 км до 20 км от 20 км до 100 км и более
МТЗ-82.1 + 2ПТС-4,5 всего 1361 - -
на одно ТС за один рейс от ПР-Ф-110 14,2 - -
на одно ТС за один рейс от ППР-120 12,7 - -
ГАЗ-3302 «Газель» всего 3991 1406 1072
на одно ТС за один рейс от ПР-Ф-110 9,28 8,9 8,6
на одно ТС за один рейс от ППР-120 5,71 5,2 4,8
ГАЗ-САЗ- 3507/35071 всего 2974 704 -
на одно ТС за один рейс от ПР-Ф-110 10,1 8,2 -
на одно ТС за один рейс от ППР-120 10,6 9,0 -
КАМАЗ 45144 с прицепом всего - - 5124
на одно ТС за один рейс от ПР-Ф-110 - - 38,1
на одно ТС за один рейс от ППР-120 - - 36,7
Статистические данные позволили определить среднюю стоимость топлива на перевозку одного рулона сена, сформированного пресс-подборщиками ПР-Ф-110 и ПРП-120, на расстояние один километр.
Затраты на приобретение топлива, приходящиеся на транспортировку одного рулона сена на один километр, оценивали по формуле:
Рт (2)
1г Ыр
где Рт - расход топлива на перевозках Ыр рулонов сена на расстояние /г , л.
Результаты расчета затрат на приобретение топлива, приходящихся на транспортировку одного рулона сена на один километр, на различных видах перевозок показаны на рисунках 1 -3.
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рисунок 1 - Затраты на приобретение топлива, расходуемого МТЗ-82.1 (1), ГАЗ-3302 «Газель» (2) и ГАЗ-САЗ-3507/35071 (3) на перевозке рулонов сена, сформированных пресс-подборщиками ПР-Ф-110 (а) и ПРП-120 (б), на расстояние до 3 км
0,8
0,6
0,4
0,2
0,84
0,6 1
1,2
ч 0,8 п.
I 0,6
ю
ё: о,4
0,2
1,03
1 0,78
1
1 2 Транспортное средство
Транспортное средство б
Рисунок 2 - Затраты на приобретение топлива, расходуемого ГАЗ-3302 «Газель» (1) и ГАЗ-САЗ-3507/35071 (2) на перевозке рулонов сена, сформированных пресс-подборщиками ПР-Ф-110 (а) и ПРП-120 (б), на расстояние от 3 км до 20 км
Транспортное средство Транспортное средство
а б
Рисунок 3 - Затраты на приобретение топлива, расходуемого ГАЗ-3302 «Газель» (1) и КАМАЗ 45144 (2) на перевозке рулонов сена, сформированных пресс-подборщиками ПР-Ф-110 (а) и ПРП-120 (б), на расстояние более 20 км
НИЖНЕВОЛЖСКОГО АГРОУНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА: НАУКА И ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Из результатов исследований следует, что по средним затратам на приобретение топлива, приходящимся на транспортировку одного рулона сена на один километр, при транспортировках рулонов сена малой массы на расстояние до 3 км (внутриусадебные перевозки) более выгодными являются автомобиль ГАЗ-3302 «Газель» и машинно-тракторный агрегат МТЗ-82.1 + 2ПТС - 4,5, при транспортировке рулонов большей массы - МТЗ-82.1 + 2ПТС - 4,5 и автомобиль ГАЗ-САЗ-3507. На расстоянии перевозок рулонов сена от 3 км до 20 км (внутрихозяйственные перевозки) выгоднее использовать автомобили малой (ГАЗ-3302) или средней (ГАЗ-САЗ-3507) грузоподъемности. При транспортировке рулонов сена на существенные расстояния следует применять автомобили большой грузоподъемности с прицепом, например, КАМАЗ 45144.
Рисунок 4 - Затраты на приобретение топлива, смазочных материалов и технических жидкостей, приходящиеся на транспортировку одного рулона сена, сформированного ПР-Ф-110 (а) и ПРП-120 (б), на один километр МТЗ-82.1 (1), ГАЗ-3302 «Газель» (2) и ГАЗ-САЗ-3507/35071 (3) при расстоянии перевозки до 3 км
Рисунок 5 - Затраты на приобретение топлива, смазочных материалов и технических жидкостей, приходящиеся на транспортировку одного рулона сена, сформированного ПР-Ф-110 (а) и ПРП-120 (б), на один километр ГАЗ-3302 «Газель» (1) и ГАЗ-САЗ-3507/35071 (2) при расстоянии перевозки от 3 км до 20 км
Затраты на приобретение моторного масла, пластических смазок и технических жидкостей определяли исходя из их расхода и цены. Расход указанных материалов определяли в процентном отношении от расхода бензина (дизельного топлива). Для расчетов приняли 1 % для моторного масла и 0,3 % для пластических смазок и технических жидкостей.
Цена моторного масла принята равной 395 руб./л, охлаждающей жидкости - 115 руб./л и тормозной жидкости - 247 руб./л.
Расчет затрат на приобретение топлива, смазочных материалов и технических жидкостей, приходящихся на транспортировку одного рулона сена на один километр, выполнили по зависимости (1). Результаты расчетов СТСМ представлены на рисунках 4 - 6.
12 12 Транспортное средство Транспортное средство
а б
Рисунок 6 - Затраты на приобретение топлива, смазочных материалов и технических жидкостей, приходящиеся на транспортировку одного рулона сена, сформированного ПР-Ф-110 (а) и ПРП-120 (б), на один километр ГАЗ-3302 «Газель» (1) и КАМАЗ 45144
(2) при расстоянии перевозки более 20 км
Представленные на рисунках 4-6 данные позволяют выбирать транспортное средство для перевозки рулонов, сформированных двумя марками пресс-подборщиков, на различные расстояния.
Заключение. Таким образом, с точки зрения минимума затрат денежных средств на приобретение топлива, смазочных материалов и технических жидкостей, приходящиеся на транспортировку одного рулона сена на один километр, выгодно использовать колесный трактор с тележкой на перевозке рулонов сена на небольшие расстояния (до 3 км), а автомобиль большой грузоподъемности с прицепом - на больших расстояниях.
Библиографический список
1. Гуськов, Ю.А. Использование специализированных транспортных средств в технологиях сбора и транспортировки прессованной в рулоны растительной массы в условиях Сибири [Текст] / Ю.А. Гуськов, И.В. Тихонкин, Ю.Н. Блынский // Дальневосточный аграрный вестник. - 2018. - №2(46). - С. 146-151.
2. Каплиев, К.И. Многофункциональные машины в животноводстве - универсальность и импрортозамещение [Текст] / К.И. Каплиев, Д.В. Казанский // Вестник Всероссийского научно-исследовательского института механизации животноводства. - 2015. - №4(20). - С. 233 - 235.
3. Классификация типажа машин для заготовки прессованного сена [Текст] / И.И. Пиуновский, В.Р. Греков, Н.И. Дудко и др.// Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - №4. - С. 133-138.
4. Оробинский, Д.Ф. Оптимизация транспортных средств на перевозке льносырья [Текст] / Д.Ф. Оробинский, Р.А. Шушков // Отраслевая экономика. - 2012. - №5(23). - С. 136-142.
5. Паук, В.Г. Зависимость расходов на внутрихозяйственные перевозки по площади угодий сельхозпредприятий [Электронный ресурс] /В.Г. Паук // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2010. -№55(01). - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2010/01/pdf/10.pdf.
6. Повышение эффективности технической эксплуатации автомобилей [Текст] / Н.В. Бышов, С.Н. Борычев, Г.Д. Кокорев и др. // Сельский механизатор. - 2015. - № 7. - С. 38-39.
7. Повышение эффективности эксплуатации автотранспорта и мобильной сельскохозяйственной техники при внутрихозяйственных перевозках [Электронный ресурс] / Н.В. Бышов, С.Н. Борычев, И.А. Успенский и др.// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. -№88(04). - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/04/pdf/35.pdf.
S. Попондопуло, Ю. А. Особенности состава и классификации затрат на содержание автомобильного транспорта в сельскохозяйственной организации [Текст] / Ю.А. Попондопуло // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. - №86 (02). - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/37.pdf.
9. Ряднов, А.И. Стратегии технического обслуживания воздухоочистителя двигателя внутреннего сгорания [Текст] / А.И. Ряднов, О.А. Федорова, В.А. Кочергин // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. -2017. - № 1 (45). - С. 226-234.
10. Ряднов, А.И. Усовершенствованная грузовая платформа автомобиля ГАЗ-3302 «Газель» [Текст] / А. И. Ряднов, Р. В. Шарипов, И. В. Алмазов// Сельский механизатор. - 2015. - № 5. - С. 14.
11. Decision Support System to Improve Delivery of Large and Heavy Goods by Road Transport [Текст]/ A. Pashkevich, K. Shubenkova, I. Makarova, D. Sabirzyanov // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2019. -Vol. S44. - P. 13-22.
12. Сумець, А.М. Економiчне обгрунтування вибору транспортних засобiв - основа ефективноï логiстичноï дiяльностi та безпеки агрошдприемств [Текст] / А.М. Сумец// Вюник економши транспорту i промисловосп, - 2013. - №44. - С. 1SS-192.
Reference
1. Gus'kov, Yu. A. Ispol'zovanie specializirovannyh transportnyh sredstv v tehnologiyah sbora i transportirovki pressovannoj v rulony rastitel'noj massy v usloviyah Sibiri [Tekst] / Yu. A. Gus'kov, I. V. Tihonkin, Yu. N. Blynskij // Dal'nevostochnyj agrarnyj vestnik. - 201S. - №2(46). - P. 146-151.
2. Kapliev, K. I. Mnogofunkcional'nye mashiny v zhivotnovodstve - universal'-nost' i im-prortozameschenie [Tekst] / K. I. Kapliev, D. V. Kazanskij // Vestnik Vserossijskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta mehanizacii zhivotnovodstva. - 2015. - №4(20). - P. 233 - 235.
3. Klassifikaciya tipazha mashin dlya zagotovki pressovannogo sena [Tekst] / I. I. Piunovskij, V. R. Grekov, N. I. Dudko i dr.// Vestnik Belorusskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akade-mii. - 2012. - №4. - P. 133-13S.
4. Orobinskij, D. F. Optimizaciya transportnyh sredstv na perevozke l'nosyr'ya [Tekst] / D. F. Orobinskij, R. A. Shushkov // Otraslevaya jekonomika. - 2012. - №5(23). - P. 136-142.
5. Pauk, V. G. Zavisimost' rasxodov na vnutrihozyajstvennye perevozki po ploschadi ugodij sel'hozpredpriyatij [Jelektronnyj resurs] /V. G. Pauk // Politematicheskij setevoj ]lektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2010. - №55(01). - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2010/01/pdf/10.pdf.
6. Povyshenie jeffektivnosti tehnicheskoj jekspluatacii avtomobilej [Tekst] / N. V. Byshov, S. N. Borychev, G. D. Kokorev i dr. // Sel'skij mehanizator. - 2015. - № 7. - P. 3S-39.
7. Povyshenie jeffektivnosti jekspluatacii avtotransporta i mobil'-noj sel'skohozyajstvennoj tehniki pri vnutrihozyajstvennyh perevozkah [Jelektronnyj resurs] / N. V. Byshov, S. N. Borychev, I. A. Uspenskij i dr.// Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. - №88(04). - Rezhim dostupa: http://ej .kubagro.ru/2013/04/pdf/35.pdf.
S. Popondopulo, Yu. A. Osobennosti sostava i klassifikacii zatrat na soderzhanie avtomo-bil'nogo transporta v sel'skohozyajstvennoj organizacii [Tekst] / Yu. A. Popondopulo // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2013. - №86 (02). - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/02/pdf/37.pdf.
9. Ryadnov, A. I. Strategii tehnicheskogo obsluzhivaniya vozduhoochistitelya dvigatelya vnutrennego sgoraniya [Tekst] / A. I. Ryadnov, O. A. Fedorova, V. A. Kochergin // Izvestiya Nizh-nevolzhskogo agrouniversitetskogo kompleksa: nauka i vysshee professional'noe obrazovanie. -2017. - № 1 (45). - P. 226-234.
10. Ryadnov, A. I. Usovershenstvovannaya gruzovaya platforma avtomobilya GAZ-3302 "Gazel'" [Tekst] / A. I. Ryadnov, R. V. Sharipov, I. V. Almazov// Sel'skij mehanizator. - 2015. - № 5. - P. 14.
11. Decision Support System to Improve Delivery of Large and Heavy Goods by Road Transport [Tekst]/ A. Pashkevich, K. Shubenkova, I. Makarova, D. Sabirzyanov // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2019. -Vol. 844. - P. 13-22.
12. Sumec', A. M. Ekonomichne obrruntuvannya viboru transportnih zasobiv - osnova efek-tivnoi' logistichnoi' diyal'nosti ta bezpeki agropidpriemstv [Tekst] / A. M. Sumec// Visnik ekonomiki transportu i promislovosti, - 2013. - №44. - P. 188-192.
E-mail: [email protected]
УДК 623.437.422:631.3 DOI: 10.32786/2071-9485-2019-01-49
ФОРМИРОВАНИЕ КРЮКОВОЙ НАГРУЖЕННОСТИ ТРАКТОРА В СОСТАВЕ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА
THE FORMATION OF THE HOOK LOAD OF THE TRACTOR PART
OF THE TRACTOR UNIT
Р.А. Косульников, кандидат технических наук, доцент А.А. Карсаков, кандидат технических наук, доцент С.Д. Фомин, доктор технических наук, доцент В.А. Привалов, аспирант
R.A. Kosulnikov, A.A. Karsakov, S.D. Fomin, V.A. Privalov
Волгоградский государственный аграрный университет Volgograd State Agrarian University
Характер формирования крюкового усилия трактора в составе машинно-тракторного агрегата обусловлен особенностями взаимодействия рабочих органов почвообрабатывающих машин с почвой. При наличии неоднородностей в почве возникает динамическая составляющая крюкового нагружения, которая приводит к росту среднего значения крюковой нагрузки трактора. Динамический прирост крюковой нагрузки трактора определяется как свойствами обрабатываемого материала, так и упругими, диссипативными, инерционными характеристиками кинематической цепи от двигателя до движителей трактора. Для описания этого эффекта рассмотрена принципиальная схема машинно-тракторного агрегата, получена система уравнений, описывающая движение МТА в течение времени. Расчеты показали, что в составе среднего крюкового усилия трактора имеется динамическая составляющая AP, величина которой определяет снижение производительности. Динамический характер крюкового усилия трактора не только вызывает увеличение усилий на все упругие звенья трансмиссии, но сказывается на увеличении кинематических потерь, связанных с ростом коэффициента буксования. С увеличением степени изменения крюкового усилия тракторного агрегата коэффициент буксования, средний за период, увеличивается. Это происходит вследствие нелинейного характера зависимости S = f (P^), а также связано с возникновением колебаний деформации почвы в пятне контакта, их ускорения, приводящих к уменьшению несущей способности агрофона, его прочностных параметров в горизонтальном направлении. С точки зрения снижения динамических нагрузок на детали трансмиссии и ведущие колеса необходимо снижать жесткости звеньев трансмиссии. Наиболее эффективно снижать жёсткость звеньев, непосредственно близко расположенных от источника колебаний.
The principle of formation of the hook force of the tractor as part of the machine-tractor unit is due to the peculiarities of the interaction of the working bodies of the tillage machines with the soil. If there are irregularities in the soil, a dynamic component of hook loading will arise, which leads to an increase in the average hook load of the tractor. The dynamic increase in the hook load of the tractor is determined by both the properties of the material being processed and the elastic, dissipative, inertial characteristics of the kin-