Научная статья на тему 'Выбор трансмиссионных масел для применения в условиях отрицательных температур'

Выбор трансмиссионных масел для применения в условиях отрицательных температур Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
800
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЗКИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ / ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / LOW TEMPERATURES / TRANSMISSION OILS / EFFECTIVE USE OF ENERGY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Корнеев Сергей Васильевич, Буравкин Руслан Валерьевич, Лавриенко Наталья Сергеевна, Ширлин Иван Иванович, Иванников Алексей Алексеевич

Разработана методика выбора трансмиссионного масла с учетом влияния вязкостно-температурных характеристик на энергоэффективность агрегатов трансмиссии при эксплуатации техники в условиях отрицательных температур. Представлены рекомендации по практическому применению результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Корнеев Сергей Васильевич, Буравкин Руслан Валерьевич, Лавриенко Наталья Сергеевна, Ширлин Иван Иванович, Иванников Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choice of transmission oils for application in conditions of subzero temperatures

The technique of a choice of transmission oil taking into account the influence of viscous and temperature characteristics on energy efficiency of units of transmission is developed at equipment operation in the conditions of subzero temperatures. Recommendations about practical application of results of research are submitted.

Текст научной работы на тему «Выбор трансмиссионных масел для применения в условиях отрицательных температур»

кий И. К. ; заявитель и патентообладатель Омский гос. тех. ун-т. — № 98107039/06 ; заявл. 13.04.1998 ; опубл. 20.06.2000.

10. Пат. № 2183288, Российская Федерация, МПК7 F 04 В 39/10, F 04 В 53/10 Поршневая расширительная машина / Калекин В. С., Бычковский Е. Г., Ваняшов А. Д., Кезь Д. Н. ; заявитель и патентообладатель Омский гос. тех. ун-т. — № 2001122558/06 ; заявл. 09.08.2001 ; опубл. 20.06.2003.

11. Пат. № 2206791, Рос. Федерация, МПК7 F 04 В 39/10, F 04 В 53/10. Поршневая расширительная машина / Ваня-шов А. Д., Калекин В. С., Коваленко С. В., Калекин В. В. ; заявитель и патентообладатель Омский гос. тех. ун-т. — № 2001122558/06 ; заявл. 09.08. 2001 ; опубл. 20.06.2003.

12. Кожевников, С. Н. Теория механизмов и машин: учеб. пособие для студентов вузов / С. Н. Кожевников. — М. : Машиностроение, 1973. — 591 с.

КАЛЕКИН Вячеслав Степанович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Нефтегазовое дело».

КАЛЕКИН Дмитрий Вячеславович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника».

НЕФЕДЧЕНКО Александр Николаевич, аспирант кафедры «Нефтегазовое дело».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.10.2013 г.

© В. С. Калекин, Д. В. Калекин, А. Н. Нефедченко

УДК 665 765 С. В. КОРНЕЕВ

Р. В. БУРАВКИН И. И. ШИРЛИН Н. С. ЛАВРИЕНКО А. А. ИВАННИКОВ

Омский государственный технический университет

ОАО «Сургутнефтегаз», г. Сургут

Филиал Академии тыла и транспорта МО РФ, г. Омск

ВЫБОР ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТЕМПЕРАТУР_______________________

Разработана методика выбора трансмиссионного масла с учетом влияния вязкостно-температурных характеристик на энергоэффективность агрегатов трансмиссии при эксплуатации техники в условиях отрицательных температур. Представлены рекомендации по практическому применению результатов исследования. Ключевые слова: низкие температуры, трансмиссионные масла, энергоэффективность.

При эксплуатации техника испытывает активное и, как правило, неблагоприятное воздействие климатических факторов. К главному фактору относятся низкие температуры окружающего воздуха, суточные и годовые колебания этих температур, а также влажность воздуха, осадки и ветер. В подобных условиях резко изменяются свойства конструкционных материалов, применяемых в машинах, что приводит к ухудшению условий работы узлов и агрегатов техники. В свою очередь, ужесточение условий работы, под воздействием климатических условий, приводит к снижению надежности машин в целом и эффективности их использования [1].

Эффективность эксплуатации техники зависит от большого числа факторов и свойств как самой машины, так и условий ее использования. В этой связи эффективность эксплуатации техники представляет собой совокупность двух понятий: производитель-

ность машины и затраты на ее приобретение и использование [2].

По мере эксплуатации возрастают затраты на содержание техники [3]. Так, если машина не рассчитана на эксплуатацию в условиях Севера, то затраты на ее содержание могут увеличиваться до 2 — 4 раз в сравнении с затратами на эксплуатацию в условиях умеренного климата. Причиной такого роста затрат является увеличение расходов на топливо, запасные части и неплановые ремонты техники, что особенно проявляется при низких температурах.

Одной из причин снижения эффективности эксплуатации техники в суровых климатических условиях является изменение свойств эксплуатационных жидкостей и смазок, в частности трансмиссионного масла.

Низкие температуры окружающего воздуха приводят к повышению вязкости трансмиссионного

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013

Рис. 1. Алгоритм методики выбора вязкостно-температурных характеристик трансмиссионного масла

масла, что повышает внутренние потери в агрегатах трансмиссии и снижает общий к.п.д. трансмиссии машины. Кроме того, повышение вязкости нарушает режим смазывания деталей агрегатов, так как масло с повышенной вязкостью не поступает в зоны контакта, что вызывает повышенный износ, а это снижает надежность агрегатов.

В сложившемся положении при эксплуатации техники в суровых условиях вопросам предпусковой подготовки агрегатов трансмиссии не уделяется должного внимания. Обычно решение указанной проблемы ограничивается использованием всесе-зонных трансмиссионных масел, рекомендованных заводом-изготовителем, без учета особенностей эксплуатации техники. При этом не уделяется вни-

мания вопросу энергоэффективности агрегатов трансмиссии машин.

Таким образом, несмотря на существующие методы подбора трансмиссионных масел, остается недостаточно изученным влияние вязкостно-температурных характеристик трансмиссионного масла на энергоэффективность агрегатов трансмиссии техники, что особенно актуально для землеройнотранспортных машин (ЗТМ), поскольку энергоэффективность трансмиссии таких машин напрямую влияет на их производительность [2].

Результаты проведенных исследований влияния вязкостно-температурных свойств трансмиссионного масла на коэффициент полезного действия (к.п.д.) агрегатов трансмиссии [4] позволили разра-

І

Е

?

га

І

температура смазочного масла, С

Рис. 2. Экспериментальные данные влияния температуры масла на изменение расхода топлива автогрейдером ДЗ-98

Рис. 3. Расчетные зависимости влияния вязкостно-температурных характеристик трансмиссионных масел на общий к.п.д. трансмиссии автогрейдера ДЗ-98

ботать методику выбора вязкостно-температурных характеристик трансмиссионного масла для повышения эффективности использования в ДСМ, эксплуатирующихся в условиях отрицательных температур холодного климата.

Последовательность выбора вязкостно-температурных характеристик трансмиссионного масла базируется на разработанной математической модели [4]. Основным критерием выбора масла является величина к.п.д. агрегата полученная на основе расчетов.

Результаты проведенных теоретического исследования и эксплуатационных испытаний, свидетельствуют, что при низких температурах окружающего воздуха из-за повышения вязкости трансмиссионного масла повышается, увеличиваются гидравлические потери на перемешивание, а это снижает общий к.п.д. трансмиссии техники.

В таких условиях при использовании трансмиссионного масла без учета его вязкостно-температурных характеристик резко снижается эффективность эксплуатации машины за счет увеличения потерь в трансмиссии машины, которые приводят к увеличению расхода топлива при снижении общей производительности.

На основе вышесказанного и с учетом методических основ подбора масел [5] разработана методика выбора вязкостно-температурных характеристик трансмиссионного масла с учетом снижения энергоэффективности трансмиссии при эксплуатации техники в условиях холодного климата. Методика выбора трансмиссионного масла с учетом изменения вязкости масла и, следовательно, к.п.д. агрегатов трансмиссии, при эксплуатации техники в регионах с холодным климатом представлена в виде алгоритма (рис. 1).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (123) 2013

В результате экспериментального исследования было выявлено снижение расхода топлива (рис. 2), которое обуславливается снижением потерь в агрегатах трансмиссии. Представленные графики показывают, что с повышением температуры трансмиссионного масла снижается эффект от применения маловязкого трансмиссионного масла.

Применение маловязкого масла позволяет снизить потери и, следовательно, должно приводить к снижению эксплуатационного расхода топлива. Таким образом, проведенные исследования показали, что замена трансмиссионного масла «Экойл-Т» на масло ТСЗп-8 привело к сокращению расхода топлива в среднем до 5 % при движении с нагрузкой (имитация рабочего режима) и до 8 % на транспортных режимах работы автогрейдера.

В основу методики выбора трансмиссионного масла были положены результаты решения разработанной математической модели для различных температур окружающего воздуха с учетом вязкостно-температурных характеристик трансмиссионных масел по ГОСТ 23653-79 [6], с использованием которой определены значения общего к.п.д. трансмиссии автогрейдера ДЗ-98 (рис. 3).

Из графиков видно, что трансмиссионное масло ТСЗп-8 обеспечивает высокий к.п.д. в широком диапазоне температур окружающего воздуха. Пологая характеристика зависимости объясняется высоким индексом вязкости масла (не менее 140 против 90 у других образцов) и низкой температурой застывания (не выше —500С).

Представленные зависимости на номограмме (рис. 3) справедливы для масел с аналогичными вязкостно-температурными характеристиками. На основании предварительного выбора нескольких марок трансмиссионных масел следует определить изменение вязкости выбранных масел в зависимости от температуры нагревания в процессе работы машины. Таким образом, произведя необходимые сопоставления для рассматриваемых марок масел, производится выбор оптимального масла исходя из условия максимального к.п.д. на характерных режимах работы машины, после чего определяются возможность и целесообразность рационализации сроков замены масла, исходя из организационной возможности и периодичности работ технического обслуживания.

Библиографический список

1. Корнеев, С. В. Особенности применения трансмиссионных масел в условиях низких температур / С. В. Корнеев,

Н. В. Дорошенко, И. П. Залознов // Значение технических регламентов в решении проблем создания и эксплуатации автомобилей в условиях Сибири и Крайнего Севера : материалы внеочередной конф.-семинара Ассоциации автомобильных инженеров. — Сургут, 2005. — С. 73 — 77.

2. Эксплуатация дорожных машин : учебник для вузов / А. М. Шейнин [и др.] — М. : Машиностроение, 1980. — 336 с.

3. Топливная экономичность автомобилей с бензиновыми двигателями / Т. У. Асмус [и др.]. — М. : Машиностроение, 1988. - 504 с.

4. Корнеев, С. В. Эффективное использование трансмиссионных масел в условиях холодного климата / С. В. Корнеев, Н. С. Лавриенко // Техника и технология современного нефтехимического и нефтегазового производства : материалы 3-й науч.-техн. конф. аспирантов, магистрантов, студентов, творческой молодежи профильных предприятий и организаций. -Омск, 2013. - С. 201-207.

5. Горбунов, С. П. Разработка методики выбора моторного масла в эксплуатации (на примере городских автобусов) : дис... канд. техн. наук / С. П. Горбунов ; МАДИ. — М., 2006. — 201 с.

6. ГОСТ 23652-79. Масла трансмиссионные. Технические условия. — М. : Госстандарт, 1979. — 18 с.

КОРНЕЕВ Сергей Васильевич, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Нефтехимические технологии и оборудование» Омского государственного технического университета (ОмГТУ).

БУРАВКИН Руслан Валерьевич, кандидат технических наук, заместитель начальника отдела эксплуатации УТТСТАД ОАО «Сургутнефтегаз», г. Сургут. ЛАВРИЕНКО Наталья Сергеевна, магистрант, группа ВМС-512 ОмГТУ.

ШИРЛИН Иван Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Нефтехимические технологии и оборудование» ОмГТУ.

ИВАННИКОВ Алексей Алексеевич, начальник кафедры «Ремонт бронетанковой и автомобильной техники» Омского филиала Академии тыла и транспорта МО РФ.

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 03.10.2013 г.

© С. В. Корнеев, Р. В. Буравкин, Н. С. Лавриенко,

И. И. Ширлин, А. А. Иванников

Книжная полка

62/Ю95

Юша, В. Л. Охлаждаемые несмазываемые подшипники малорасходных турбоагрегатов : моногр. / В. Л. Юша, Н. А. Райковский; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. - 125 с.

Представлены результаты экспериментального и численного исследования несмазываемых подшипников малорасходных турбоагрегатов, дан анализ взаимосвязи эффективности систем охлаждения таких узлов трения с их эксплуатационными характеристиками, рассмотрены прикладные результаты. Предназначена для специалистов в области исследования, проектирования несмазываемых металлополимерных трибосо-пряжений и их систем охлаждения роторных машин и агрегатов, а также для аспирантов, магистрантов и студентов технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.