40
Российский педиатрический журнал. 2023; 26. Приложение 5 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S5
https://elibrary.ru/khjomv
V НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СТУДЕНИКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ»
ТРУДНОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПОРАЖЕНИЙ ТОНКОЙ КИШКИ У РЕБЁНКА СО СТЕНОЗИРУЮЩЕЙ ФОРМОЙ БОЛЕЗНИ КРОНА
Королева О.А., Прохоренкова М.О.
Научный руководитель: доктор мед. наук, проф.
А.С. Потапов
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия
Ключевые слова: клинический случай, болезнь Крона, диагностика
Актуальность. В настоящее время отмечается рост распространённости воспалительных заболеваний кишечника, при этом заболеваемость болезнью Крона (БК) растёт быстрее, чем язвенным колитом. В 30% случаев при БК поражается только тонкая кишка, а длительная диагностика может приводить к формированию серьёзных осложнений.
Описание клинического случая. Пациент С. болен с 8 лет, когда впервые появилась периодическая боль в животе, жидкий стул. Ребёнок в течение 5 лет наблюдался амбулаторно, получал симптоматическую терапию, без эффекта. В возрасте 13 лет госпитализирован по месту жительства в связи с появлением отёков лица, нижних конечностей, значительной потерей массы тела, задержкой роста; лабораторно — желе-зодефицитная анемия, тромбоцитоз, выраженная гипоальбу-минемия, гипопротеинемия, повышение уровней С-реактив-ного белка и фекального кальпротектина. По данным обследования установлен диагноз БК, назначено лечение: месалазин, преднизолон, азатиоприн, проведена терапия альбумином. На фоне снижения дозы преднизолона пациент поступил в гастроэнтерологическое отделение. Лабораторно сохранялись прежние изменения. При колоноскопии выявлена картина руб-цово-язвенной деформации баугиниевой заслонки без нарушения её проходимости. По данным магнитно-резонансной энтерографии (МРЭ): участки стенозов на уровне подвздошной кишки. По этим данным установлен диагноз БК тонкой кишки, стриктурирующая форма, умеренной активности, с задержкой роста. Принято решение о необходимости оперативного вмешательства: верхнесрединной лапаротомии с резекцией поражённого участка тонкой кишки и формированием тонко-тонкокишечного анастомоза «конец в конец». Постопе-рационно назначен адалимумаб. В динамике через 5 мес на фоне терапии лабораторно отмечается выраженная положительная динамика в виде нормализации уровней гемоглобина, железа, общего белка и альбумина. У ребёнка жалобы отсутствовали, масса тела увеличилась на 12 кг, вырос на 1 см.
Заключение. При БК не всегда поражается только толстая кишка, поэтому необходимо тщательно планировать объём обследования с учётом тонкокишечной локализации, которая может проявляться железодефицитной анемией, гипопротеи-немией, гипоальбуминемией. МРЭ может быть полезна для оценки состояния глубоких отделов тонкой кишки, недоступных для визуализации при рутинной эндоскопии, а также для определения объёма оперативного вмешательства.
ВЫБОР РАЗВИВАЮЩИХ СЕНСОРНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Кузнецова А.А.
Научный руководитель: Н.А. Кузнецова
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия
Ключевые слова: дети, когнитивное развитие, сенсорные объекты
Актуальность. Для полноценного развития ребенка необходимо последовательно развивать его органы чувств. Однако подробных описаний стратегии развития мелкой моторики с конкретными сенсорными объектами пока недостаточно, или они неудобно структурированы. Мы сталкиваемся с отсутствием конкретных рекомендаций по улучшению сенсо-моторного развития для детей определённого возраста в удобной для восприятия родителями форме. Детям, проходящим через возраст сенсомоторного развития, необходимо учиться по выверенным методикам, постепенно развиваться, поэтапно познавая мир. Для этого родители должны иметь представление о правильном порядке развития когнитивных функций и органов чувств ребёнка.
Цель: определить оптимальные развивающие сенсорные объекты для детей в возрасте от нескольких недель до 2 лет.
Материалы и методы. Для работы использовали сенсорную коробку — контейнер, наполненный множеством предметов, обладающих различной текстурой, цветом, запахом и звуками. Данные контейнеры служат для развития мелкой моторики и когнитивных функций у детей младшего возраста, а также для стимуляции органов чувств. В качестве наполнения используются подручные материалы: рассыпчатые текстуры (песок, крупы), крупные объекты необычной формы/ цвета/текстуры, инструменты (лопатка, молоточек). Объектом исследования стали когнитивные функции у детей от нескольких недель до 2 лет. В ходе работы были проанализированы различные возможные составляющие сенсорной коробки и влияние занятий с ними на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Результаты. Установлена эффективность занятий с детьми раннего возраста с применением сенсорной коробки для развития их когнитивно-сенсорных функций. Положительным аспектом работы являлась возможность применения её результатов в условиях любой семьи.
Заключение. В данной работе поставлены вопросы отсутствия конкретных рекомендаций по улучшению сенсомоторно-го развития детей определённого возраста в удобной для восприятия форме, а также установлена возможность применения сенсорной коробки в повседневной жизни любой семьи для совершенствования развития детей и улучшения мелкой
моторики малышей в возрасте до 2 лет.
* * *
* * *