УДК 656.212.5
ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОГО ВАРИАНТА ДОСТАВКИ ПАРТИОННЫХ ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ
Н.Ю. Шраменко, доцент, к.т.н., Л.С. Шевченко, студент, ХНАДУ
Аннотация. Разработана методика выбора рационального варианта доставки партионных грузов в международном сообщении.
Ключевые слова: модель, транспортно-технологическая схема, партионные грузы, грузовой терминал.
Введение
Интеграция транспортного комплекса Украины в европейскую и мировые транспортные системы требует приведения отдельных участков транспортных сетей в соответствие с международными, включая постоянное совершенствование работы отдельных видов транспорта на основе разработки и внедрения соответствующих моделей, стратегий и алгоритмов. За последние годы в Украине объемы международных перевозок грузов различными видами транспорта как в экспортном, так и в импортном направлении возросли на 30 - 70 %.
Актуальными становятся проблемы совершенствования международных перевозок партионных грузов: повышение уровня качества обслуживания, рационализация маршрутов и технологий доставки партионных грузов [1].
Анализ литературы
В литературе [2] описываются принципы логистического управления международными перевозками партионных грузов. Совершенствование перевозок партионных грузов в международном сообщении возможно за счет широкого внедрения методов, моделей и стратегий логистики.
Терминалы осуществляют большую часть транспортно-экспедиционных услуг и являются главной частью в организации транс-
портного процесса [3]. Терминальная система способствует быстрой доставке; позво-ля-ет иметь запасные складские помещения для обеспечения сезонных колебаний в спросе; иметь возможность хранить продукцию для коммерческих целей и реализовать её в период наиболее выгодных цен и налогов.
Цель и постановка задачи
Главной целью исследования является выбор рационального варианта доставки партионных грузов в международном сообщении для повышения эффективности функционирования производственно-транспортной цепи.
Модель выбора транспортно-технологической схемы доставки
В качестве критерия оптимальности выбраны суммарные затраты на доставку партионных грузов в международном сообщении. Для определения себестоимости доставки необходимо определить затраты, связанные с осуществлением транспортной работы при различных транспортно-технологических схемах. Модель предусматривает оптимизацию параметров каналов грузопотоков: Lij - расстояние перевозки, км; g - объём партии, т.
Критерий эффективности доставки партионных грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении имеет вид
R( g, L) = R1 + R2 + R3 + R4 + R5 + R6, (1)
где Ш - затраты на транспортировку автомобильным транспортом, грн; R2 - затраты на погрузку и разгрузку груза, грн; R3 - затраты на перевозку груза железнодорожным транспортом, грн; R4 - затраты, связанные с простоем на пункте пропуска через государственную границу, грн; R5 - затраты, связанные с исключением стоимости груза из оборота на время доставки, грн; R6 - затраты, связанные с накоплением и хранением груза на железнодорожной станции, грн.
Критерий эффективности доставки партионных грузов автомобильным транспортом по прямому варианту в международном сообщении имеет вид
2 (g, Г) = 21 + 2 2 + 2 3 + 2 4 + 2 5 + 2 6, (2)
где 21 - затраты на погрузку и разгрузку, грн; 22 - затраты на транспортировку автомобильным транспортом, грн; 23 - затраты, связанные с простоем при таможенном контроле, грн; 24 — затраты, связанные с исключением стоимости груза из оборота на время доставки, грн; 25 - затраты на накопление и хранение груза у отправителя, грн, 26 — затраты на простой в ожидании обслуживания на пункте пропуска через государственную границу, грн.
Критерий эффективности доставки партионных грузов в международном сообщении с использованием терминалов имеет вид
S(g,Г) = 51 + Б2 + £3 + S4 + £5 + £6 + 57, (3)
где 51 - затраты на погрузку-разгрузку груза, грн; 52 - затраты на транспортировку груза автомобильным транспортом, грн; 53 - затраты на накопление и хранение груза на терминале, грн; 54 - затраты, связанные с простоем транспортного средства под таможенным контролем, грн; 55 - затраты, связанные с исключением стоимости груза из оборота на время доставки, грн; 56 — затраты, связанные с ожиданием обслуживания на таможенном пункте, грн; 57 - затраты на оформление документов на терминалах, грн.
Затраты на транспортировку автомобильным транспортом
(4)
R1 = •T¡¡•LJ,
где Та- тариф на перевозку груза автотранспортом, грн; Г/ - расстояние перевозки груза автомобильным транспортом, км;
Затраты на погрузку и разгрузку груза
g
R2 = п Ч^ Ч ^),
gr
(5)
где п - количество погрузочных и разгрузочных работ; g - масса отправки, т; 5п/р - стоимость погрузочно-разгрузочных работ, грн/т; gr - перерабатывающая способность фронта погрузки (разгрузки), т/ч.
Затраты на перевозку груза железнодорожным транспортом
R3 • Тж 'Lj,
(6)
где Тж - тариф на перевозку грузов железнодорожным транспортом, грн/км; Г/ - расстояние перевозки груза железнодорожным транспортом, км.
Затраты, связанные с простоем на пункте пропуска через государственную границу
R4=ж•Cв
(7)
где tж - время простоя вагонов под таможенным контролем, ч; Св - стоимость часа простоя вагона, грн/ч.
Затраты, связанные с исключением стоимости груза из оборота на время доставки
Ц ЧТ R5Д, гр д Ч 365Ч24
(8)
где Цгр - стоимость партии груза, грн; Д -норма дисконта; Тд - время доставки груза, рассчитывается для каждого варианта доставки, ч
В результате детального анализа технологии доставки грузов в международном сообщении по описанным транспортно-техноло-гическим схемам рассчитаны основные составляющие затрат.
Тд = '„л, + е
+ е
д п/р ■ V. -дв/ ' V« пер' i= 1 ^ 1
(9)
где 'п/р - время погрузки и разгрузки в отправителя и получателя; - время движения, ч;
п
п
Тпер - время на переработку груза в пунктах перевалки, ч.
'п/р
= ж ± V
и gr ш
(10)
где g - маса отправки, т; gr - перерабатывающая способность фронтов погрузки (разгруз-
ки), т/ч; п
количество погрузочно-раз-
грузочных операций.
На железнодорожном транспорте Д„
/ж = + t Чп
дв V
пс пс'
(11)
где Lж - расстояние перевозки железнодорожным транспортом, км; V - скорость движения на железнодорожном транспорте, км/ч; -время простоя поезда на промежуточных станциях, ч; ппс - количество промежуточных станций, ед.
На автомобильном транспорте
t3 = — да" V'
(12)
Z 5 = С Ч
(15)
где tнх - время хранения груза у отправителя, ч; Схр - стоимость часа хранения груза, грн/ч.
Затраты на накопление и хранение груза на терминале
5 3 = Q- Ч g ЧСхр,
(16)
где Схр - стоимость накопления и хранения груза на терминале, грн/сут; Q0т - количество отправок в сутки; g - масса отправки, т.
Таким образом, математическая модель доставки партионных грузов железнодорожным транспортом имеет вид
R(g, ЬТ== ф а Ч п + 5 Ч( п/р4% + L ж Ч ж +
Л 2г
Ц ЧТ
"го д
Щ, 1
(17)
+ ЧД + с ВТ Сч „¡"Ч-.
365Ч24
ы g
При этом должно соблюдаться условие доставки груза «точно в срок»
где Фа - расстояние перевозки автомобильным транспортом; VI - техническая скорость, км/ч;
Затраты на накопление и хранение грузов на железнодорожной станции отправления
R6 = ^ ЧСхр,
(13)
где txp- время хранения груза на станции, ч; Схр - стоимость часа хранения груза, грн/ч.
Затраты, связанные с простоем на пункте пропуска через государственную границу при доставке автомобильным транспортом по прямому варианту
Z3 = /а Са
(14)
где /а - время простоя автомобиля на пункте пропуска через государственную границу, ч; Са - стоимость одного часа простоя автомобиля, грн/ч.
Затраты на накопление и хранение груза у грузоотправителя
tав + t + tж + t + t I Т (18)
дост п/р дост там нх ^ дог ; V /
где ^цост^ - время на доставку автомобильным транспортом до ж/д станции отправления, ч; /п/р- время на погрузку-разгрузку, ч; ^оСТж-время на доставку железнодорожным транспортом, ч; /там - время на таможенный контроль, ч; Тдог - договорной срок доставки груза клиенту, ч.
Модель доставки партионных грузов в международном сообщении по прямому варианту автомобильным транспортом
и 2
Z^, Ф) = к п Ч(5п/р Ч+ Та Чф +
Л 2г
+ Ч
Ц ЧТ
^гр д
'365Ч24
ЧД^ ЧСа +
1
(19)
+ С Ч х/ + С Ч а Щ- • g
При этом необходимо соблюдать условие
/п/р + /дост + /там + /нх + /ож J Тдог . (20)
хр
где 'ож _ время ожидания обслуживания в очереди на пункте пропуска через государственную границу, ч.
Математическая модель доставки партионных грузов в международном сообщении автомобильным транспортом с использованием терминалов
И g Т
5(g, Г) = л п Ч(5п/р -*.) + ТаГа + -—gCхр +
Л gr ^от
Ц ЧТ
+ 'С ж гр д ЧД + 'С с гч-, а аож 3365 Ч24 ъ
щ 1 ы g
(21)
где Соф - стоимость оформления документов на терминале, грн.
В моделях учтены затраты, которые подчёркивают особенности функционирования каждой конкретной транспортно-технологи-ческой схемы. По результатам моделирования процесса доставки партионных грузов в международном сообщении построены графики (рис. 1, рис. 2).
Затраты, грн/т 250
прямая
терминал
Рис. 1. График зависимости затрат на доставку от партии груза
При доставке груза на расстояние 100 км партиями до 7 т рационален вариант с использованием терминалов, так как затраты, приходящиеся на 1 т груза, при этой схеме наименьшие (рис. 1). При размере партии 7 -8 т оптимальной будет доставка по прямому варианту автомобильным транспортом. С увеличением партии груза более 8 т наиболее рационально использовать железнодорожный транспорт, что обусловлено относительно низким его тарифом, который покрывает при больших партиях отправки расходы на до-
полнительные простои и более длительное время доставки.
Затраты, грн/т 250
Ц км
- прямая
ж/д
-терминалы
Рис. 2. График зависимости затрат от расстояния перевозки
Для фиксированной партии доставки равной 5 т целесообразно применение автомобильного транспорта по прямому варианту на расстояние перевозки до 90 км, при расстоянии от 90 км и выше целесообразно использование терминалов (рис. 2).
Выводы
Для выбора рационального варианта доставки партионных грузов в международном сообщении необходимо применять предложенный подход. В результате моделирования получены значения оптимальных размеров партии отправки и расстояния перевозки для разных транспортно-технологических схем, что может быть использовано в практических целях.
Литература
1. Курганов В.М., Миротин Л.Б. Международные
грузовые автомобильные перевозки. — К.: Транспорт, 1999. - 142 с.
2. Левковец П.Р., Товкун Д.Л. Управление пере-
возками грузов и логистика — К.: Транспорт, 2002. - 403 с.
3. Шустов А.С, Малышева О. А. Терминальная
система международных перевозок грузов автомобильным транспортом — М.: АСМАП, 1994. - 66 с.
Рецензент: М.А. Подригало, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 11 января 2008 г.
К, т