Научная статья на тему 'Выбор рационального варианта доставки партионных грузов в международном сообщении'

Выбор рационального варианта доставки партионных грузов в международном сообщении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
900
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / транспортно-технологическая схема / партионные грузы / грузовой терминал
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of consignment haulage rational choice on international routs has been developed.

Текст научной работы на тему «Выбор рационального варианта доставки партионных грузов в международном сообщении»

УДК 656.212.5

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОГО ВАРИАНТА ДОСТАВКИ ПАРТИОННЫХ ГРУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ

Н.Ю. Шраменко, доцент, к.т.н., Л.С. Шевченко, студент, ХНАДУ

Аннотация. Разработана методика выбора рационального варианта доставки партионных грузов в международном сообщении.

Ключевые слова: модель, транспортно-технологическая схема, партионные грузы, грузовой терминал.

Введение

Интеграция транспортного комплекса Украины в европейскую и мировые транспортные системы требует приведения отдельных участков транспортных сетей в соответствие с международными, включая постоянное совершенствование работы отдельных видов транспорта на основе разработки и внедрения соответствующих моделей, стратегий и алгоритмов. За последние годы в Украине объемы международных перевозок грузов различными видами транспорта как в экспортном, так и в импортном направлении возросли на 30 - 70 %.

Актуальными становятся проблемы совершенствования международных перевозок партионных грузов: повышение уровня качества обслуживания, рационализация маршрутов и технологий доставки партионных грузов [1].

Анализ литературы

В литературе [2] описываются принципы логистического управления международными перевозками партионных грузов. Совершенствование перевозок партионных грузов в международном сообщении возможно за счет широкого внедрения методов, моделей и стратегий логистики.

Терминалы осуществляют большую часть транспортно-экспедиционных услуг и являются главной частью в организации транс-

портного процесса [3]. Терминальная система способствует быстрой доставке; позво-ля-ет иметь запасные складские помещения для обеспечения сезонных колебаний в спросе; иметь возможность хранить продукцию для коммерческих целей и реализовать её в период наиболее выгодных цен и налогов.

Цель и постановка задачи

Главной целью исследования является выбор рационального варианта доставки партионных грузов в международном сообщении для повышения эффективности функционирования производственно-транспортной цепи.

Модель выбора транспортно-технологической схемы доставки

В качестве критерия оптимальности выбраны суммарные затраты на доставку партионных грузов в международном сообщении. Для определения себестоимости доставки необходимо определить затраты, связанные с осуществлением транспортной работы при различных транспортно-технологических схемах. Модель предусматривает оптимизацию параметров каналов грузопотоков: Lij - расстояние перевозки, км; g - объём партии, т.

Критерий эффективности доставки партионных грузов железнодорожным транспортом в международном сообщении имеет вид

R( g, L) = R1 + R2 + R3 + R4 + R5 + R6, (1)

где Ш - затраты на транспортировку автомобильным транспортом, грн; R2 - затраты на погрузку и разгрузку груза, грн; R3 - затраты на перевозку груза железнодорожным транспортом, грн; R4 - затраты, связанные с простоем на пункте пропуска через государственную границу, грн; R5 - затраты, связанные с исключением стоимости груза из оборота на время доставки, грн; R6 - затраты, связанные с накоплением и хранением груза на железнодорожной станции, грн.

Критерий эффективности доставки партионных грузов автомобильным транспортом по прямому варианту в международном сообщении имеет вид

2 (g, Г) = 21 + 2 2 + 2 3 + 2 4 + 2 5 + 2 6, (2)

где 21 - затраты на погрузку и разгрузку, грн; 22 - затраты на транспортировку автомобильным транспортом, грн; 23 - затраты, связанные с простоем при таможенном контроле, грн; 24 — затраты, связанные с исключением стоимости груза из оборота на время доставки, грн; 25 - затраты на накопление и хранение груза у отправителя, грн, 26 — затраты на простой в ожидании обслуживания на пункте пропуска через государственную границу, грн.

Критерий эффективности доставки партионных грузов в международном сообщении с использованием терминалов имеет вид

S(g,Г) = 51 + Б2 + £3 + S4 + £5 + £6 + 57, (3)

где 51 - затраты на погрузку-разгрузку груза, грн; 52 - затраты на транспортировку груза автомобильным транспортом, грн; 53 - затраты на накопление и хранение груза на терминале, грн; 54 - затраты, связанные с простоем транспортного средства под таможенным контролем, грн; 55 - затраты, связанные с исключением стоимости груза из оборота на время доставки, грн; 56 — затраты, связанные с ожиданием обслуживания на таможенном пункте, грн; 57 - затраты на оформление документов на терминалах, грн.

Затраты на транспортировку автомобильным транспортом

(4)

R1 = •T¡¡•LJ,

где Та- тариф на перевозку груза автотранспортом, грн; Г/ - расстояние перевозки груза автомобильным транспортом, км;

Затраты на погрузку и разгрузку груза

g

R2 = п Ч^ Ч ^),

gr

(5)

где п - количество погрузочных и разгрузочных работ; g - масса отправки, т; 5п/р - стоимость погрузочно-разгрузочных работ, грн/т; gr - перерабатывающая способность фронта погрузки (разгрузки), т/ч.

Затраты на перевозку груза железнодорожным транспортом

R3 • Тж 'Lj,

(6)

где Тж - тариф на перевозку грузов железнодорожным транспортом, грн/км; Г/ - расстояние перевозки груза железнодорожным транспортом, км.

Затраты, связанные с простоем на пункте пропуска через государственную границу

R4=ж•Cв

(7)

где tж - время простоя вагонов под таможенным контролем, ч; Св - стоимость часа простоя вагона, грн/ч.

Затраты, связанные с исключением стоимости груза из оборота на время доставки

Ц ЧТ R5Д, гр д Ч 365Ч24

(8)

где Цгр - стоимость партии груза, грн; Д -норма дисконта; Тд - время доставки груза, рассчитывается для каждого варианта доставки, ч

В результате детального анализа технологии доставки грузов в международном сообщении по описанным транспортно-техноло-гическим схемам рассчитаны основные составляющие затрат.

Тд = '„л, + е

+ е

д п/р ■ V. -дв/ ' V« пер' i= 1 ^ 1

(9)

где 'п/р - время погрузки и разгрузки в отправителя и получателя; - время движения, ч;

п

п

Тпер - время на переработку груза в пунктах перевалки, ч.

'п/р

= ж ± V

и gr ш

(10)

где g - маса отправки, т; gr - перерабатывающая способность фронтов погрузки (разгруз-

ки), т/ч; п

количество погрузочно-раз-

грузочных операций.

На железнодорожном транспорте Д„

/ж = + t Чп

дв V

пс пс'

(11)

где Lж - расстояние перевозки железнодорожным транспортом, км; V - скорость движения на железнодорожном транспорте, км/ч; -время простоя поезда на промежуточных станциях, ч; ппс - количество промежуточных станций, ед.

На автомобильном транспорте

t3 = — да" V'

(12)

Z 5 = С Ч

(15)

где tнх - время хранения груза у отправителя, ч; Схр - стоимость часа хранения груза, грн/ч.

Затраты на накопление и хранение груза на терминале

5 3 = Q- Ч g ЧСхр,

(16)

где Схр - стоимость накопления и хранения груза на терминале, грн/сут; Q0т - количество отправок в сутки; g - масса отправки, т.

Таким образом, математическая модель доставки партионных грузов железнодорожным транспортом имеет вид

R(g, ЬТ== ф а Ч п + 5 Ч( п/р4% + L ж Ч ж +

Л 2г

Ц ЧТ

"го д

Щ, 1

(17)

+ ЧД + с ВТ Сч „¡"Ч-.

365Ч24

ы g

При этом должно соблюдаться условие доставки груза «точно в срок»

где Фа - расстояние перевозки автомобильным транспортом; VI - техническая скорость, км/ч;

Затраты на накопление и хранение грузов на железнодорожной станции отправления

R6 = ^ ЧСхр,

(13)

где txp- время хранения груза на станции, ч; Схр - стоимость часа хранения груза, грн/ч.

Затраты, связанные с простоем на пункте пропуска через государственную границу при доставке автомобильным транспортом по прямому варианту

Z3 = /а Са

(14)

где /а - время простоя автомобиля на пункте пропуска через государственную границу, ч; Са - стоимость одного часа простоя автомобиля, грн/ч.

Затраты на накопление и хранение груза у грузоотправителя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tав + t + tж + t + t I Т (18)

дост п/р дост там нх ^ дог ; V /

где ^цост^ - время на доставку автомобильным транспортом до ж/д станции отправления, ч; /п/р- время на погрузку-разгрузку, ч; ^оСТж-время на доставку железнодорожным транспортом, ч; /там - время на таможенный контроль, ч; Тдог - договорной срок доставки груза клиенту, ч.

Модель доставки партионных грузов в международном сообщении по прямому варианту автомобильным транспортом

и 2

Z^, Ф) = к п Ч(5п/р Ч+ Та Чф +

Л 2г

+ Ч

Ц ЧТ

^гр д

'365Ч24

ЧД^ ЧСа +

1

(19)

+ С Ч х/ + С Ч а Щ- • g

При этом необходимо соблюдать условие

/п/р + /дост + /там + /нх + /ож J Тдог . (20)

хр

где 'ож _ время ожидания обслуживания в очереди на пункте пропуска через государственную границу, ч.

Математическая модель доставки партионных грузов в международном сообщении автомобильным транспортом с использованием терминалов

И g Т

5(g, Г) = л п Ч(5п/р -*.) + ТаГа + -—gCхр +

Л gr ^от

Ц ЧТ

+ 'С ж гр д ЧД + 'С с гч-, а аож 3365 Ч24 ъ

щ 1 ы g

(21)

где Соф - стоимость оформления документов на терминале, грн.

В моделях учтены затраты, которые подчёркивают особенности функционирования каждой конкретной транспортно-технологи-ческой схемы. По результатам моделирования процесса доставки партионных грузов в международном сообщении построены графики (рис. 1, рис. 2).

Затраты, грн/т 250

прямая

терминал

Рис. 1. График зависимости затрат на доставку от партии груза

При доставке груза на расстояние 100 км партиями до 7 т рационален вариант с использованием терминалов, так как затраты, приходящиеся на 1 т груза, при этой схеме наименьшие (рис. 1). При размере партии 7 -8 т оптимальной будет доставка по прямому варианту автомобильным транспортом. С увеличением партии груза более 8 т наиболее рационально использовать железнодорожный транспорт, что обусловлено относительно низким его тарифом, который покрывает при больших партиях отправки расходы на до-

полнительные простои и более длительное время доставки.

Затраты, грн/т 250

Ц км

- прямая

ж/д

-терминалы

Рис. 2. График зависимости затрат от расстояния перевозки

Для фиксированной партии доставки равной 5 т целесообразно применение автомобильного транспорта по прямому варианту на расстояние перевозки до 90 км, при расстоянии от 90 км и выше целесообразно использование терминалов (рис. 2).

Выводы

Для выбора рационального варианта доставки партионных грузов в международном сообщении необходимо применять предложенный подход. В результате моделирования получены значения оптимальных размеров партии отправки и расстояния перевозки для разных транспортно-технологических схем, что может быть использовано в практических целях.

Литература

1. Курганов В.М., Миротин Л.Б. Международные

грузовые автомобильные перевозки. — К.: Транспорт, 1999. - 142 с.

2. Левковец П.Р., Товкун Д.Л. Управление пере-

возками грузов и логистика — К.: Транспорт, 2002. - 403 с.

3. Шустов А.С, Малышева О. А. Терминальная

система международных перевозок грузов автомобильным транспортом — М.: АСМАП, 1994. - 66 с.

Рецензент: М.А. Подригало, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 11 января 2008 г.

К, т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.