ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2017. № 1
А.И. Кравченко, докт. социол. наук, проф., ведущий науч. сотрудник кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Kravchenko Albert Ivanovich, doctor of sociology, professor, leading researcher of the Department of history and theory of sociology of the sociological faculty of Moscow State University, e-mail: [email protected]
THE OCCUPATIONAL CHOICE AS A SOCIOLOGICAL PHENOMENON: QUESTIONS OF THE THEORY
На разных этапах истории различные виды труда закреплялись за членами общества принудительным или недобровольным способом. Только в рыночном обществе, т.е. при капитализме, способ закрепления труда за работниками приобретает характер почти свободного выбора профессии. На профессиональные предпочтения соискателя влияют не только его потребности, желания, мотивация и личностные качества, но также ситуация на рынке труда и экономическое положение семьи.
В отечественной социологии различают два явления — выбор профессии и профессиональный подбор. Выбор профессии — стихийный индивидуальный процесс поиска рабочего места, характеристики которого соответствовали бы характеристикам личности (склонностям, темпераменту, социальному статусу, месту жительства и т.д.). Профессиональный подбор — целенаправленный отбор одного кандидата среди нескольких претендентов на свободную вакансию, который осуществляется специалистом — сотрудником организации, на основе списка требований, характеризующих данное рабочее место. Социологи нередко пользовались определением, которое предложили психологи. Согласно точке зрения последних, профессиональный подбор — это целенаправленный процесс выбора одного кандидата из группы претендентов на данную должность, кто соответствует требованиям рабочего места по своим личностным качествам.
Профессиональный отбор — это процесс, с помощью которого предприятие или организация выбирает из числа кандидатов одного или нескольких, наилучшим образом подходящих под критерии отбора на вакантное место, принимая во внимание текущие условия окружающей обстановки. Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе), — это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника. Американский социолог и психолог Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры)
* Кравченко Альберт Иванович, e-mail: [email protected]
человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как "чередующиеся выборы").
Социологу всегда интересно знать, как человек выбирал профессию: шел по стопам родителей, выбирал институт, где был наименьший конкурс или, наоборот, поступал в престижный вуз. Если не удалось пройти конкурс с первого раза, то поступал ли в тот же институт еще раз. Или решил гибко подойти к решению проблемы, не ломать копья о неприступную стену и выбрать ту же специальность, но в другом учебном заведении. А может, вообще, после неудачи решил не рисковать и перекинулся на другую профессию.
Выбор профессии и профессиональные ориентации молодежи стали особенно интересовать отечественную социологию в 1960-е гг. Вслед за новосибирскими социологами изучать профессиональные и образовательные ориентации начали социологи Прибалтики во главе с М.Х. Титмой (М.И. Тальюнайте, К.А. Пярна), ленинградские вместе с В.В. Водзинской и В.А. Ядовым, социологи из Свердловска (М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина, Ф.Р. Филиппов), украинские социологи под руководством В.Ф. Черново-ленко (В.Л. Оссовский, В.И. Паниотто), а также социологи Белоруссии (В.Н. Тихонов, Я.В. Леверовская), Армении (Джилавян), Таджикистана (Ш. Шоисматулоев), Узбекистана (З.Х. Саидов), Туркмении (Т.Н. Джу-маева). В 1990-е и 2000-е гг. под руководством Д.Л. Константиновского, В.Н. Шубкина, Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчевой, И.М. Козиной проведены серьезные исследования профессиональных ориентаций российских школьников. Полученные данные установили, что притязания учащихся в сфере будущей профессии завышены по сравнению с нуждами общества.
Автор стремится провести четкие границы между выбором профессии как психологическим (внутренняя мотивация) и социологическим (внешняя институциализация) феноменом. Во втором случае на решение человека влияют такие социальные агенты, как значимые другие, и такие социальные факторы, как семейное происхождение, материальный достаток, социальная среда. Важными факторами профессионального выбора являются вакансии на рынке труда, материальное положение семьи происхождения, социально-экономический статус, престиж профессии, возраст, национальные традиции и расовые особенности. В статье проводится разграничение между двумя близкими понятиями — профессиональный выбор и профессиональный подбор.
Ключевые слова: выбор профессии, профессиональный подбор, социальные агенты влияния, значимые другие.
At different stages of the history of various types of labor assigned to the members of the society forced or involuntary manner. Only in a market society, i.e., under capitalism, the process of securing the labor of employees assumes the character almost free occupational choice. On the professional preferences of the applicant affect not only his needs, desires, motivation and personal qualities, but also the situation on the labour market and economic situation of the family.
In the Russian sociology there are two phenomena — the occupational choice and occupational selection. The occupational choice — a spontaneous process of
finding an individual workplace, the characteristics of which would correspond to the characteristics of the person (inclinations, temperament, social status, place of residence, etc.). Occupational selection — purposeful selection of a single candidate among several applicants for vacancies, which is carried out expert — an employee of the organization, on the basis of the list of requirements that characterize a given workplace. Sociologists often use the definition that is offered by psychologists. According to the latest point of view, the occupational selection — a purposeful process of selecting a single candidate from the group of applicants for the position of those persons who meet the requirements of the workplace in their personal qualities.
Occupational selection — the process by which a company or an organization chooses from among the candidates of one or more that best fit under the criteria of selection for the vacant position, taking into account the current environment conditions. The occupational choice, as opposed to professional self-determination (for E.I. Golovakha) — a decision that affects only the near-term student life. American sociologist and psychologist D. Super believes that during the life (career), a person is forced to make a lot of choices (he considered a career as an "alternatingelections").
Sociologist is always interesting to know how a person chooses a profession: walking in the footsteps of their parents, chose institute, where was the least competition or, on the contrary, he acted in a prestigious university. If unable to pass competition from the first contest, he have done in the same institute again. Or he decided flexible approach to solving the problem, not to break the spear of an impregnable wall and choose the same profession, but in a different school. Or, in general, after the failure he has decided not to risk and spread to another profession.
The occupational choice and professional orientations of young people became the subject of studies by Russian sociologists in the 1960s. Following Novosibirsk sociologists study the professional and educational orientations began Baltic sociologists headed by M.H. Titma (M.I. Talyunayte, K.A. Pyarna), Leningrad with V.V. Vodzinskoy and V.A. Yadov, sociologists from Sverdlovsk (M.N. Rutkevich, L.Ya. Rubina, F.R. Filippov), Ukrainian sociologists led by V.F. Chernovolenko (V.L. Ossovsky, V.I. Paniotto), as well as Belarus sociologists (V.N. Tihonov, Ya.V. Leverovskaya), Armenia (Dzhilavyan), Tajikistan (Sh. Shoismatuloev), Uzbekistan (Z.H. Saidov), Turkmenistan (G.N. Dzhu-maeva). In the 1990s and 2000s under the leadership of D.L. Konstantinovsky, V.N. Shubkin, F.E. Sheregi, V.G. Harcheva, I.M. Kozina conducted serious research professional orientations of Russian schoolchildren. The data found that the claims of the students in future career too high in comparison with the needs ofsociety.
The author seeks to draw clear boundaries between the occupational choice as a psychological (intrinsic motivation) and sociological (external institutionalization) phenomenon. In the second case, the person's decision is influenced by such social agents as significant others, and social factors such as family background, material prosperity, social environment. Important factors of the occupational choice are vacancies in the labor market, the financial situation of the family of origin, socio-economic status, the prestige of the profession, age, na-
tional traditions and racial characteristics. The article distinguishes between two close concepts — occupational choice and professional selection.
Keywords: occupational choice, professional selection, social agents of influence, significant others.
Институциализация и мотивация выбора
В социологии различают два явления — выбор профессии и профессиональный подбор. Выбор профессии — осознанное или неосознаваемое предпочтение при определении своего места в профессиональной стратификации общества. Если психологи и педагоги трактуют его прежде всего либо исключительно как стихийный и индивидуальный процесс поиска человеком своего рабочего места, параметры которого должны соответствовать характеристикам личности (склонностям, темпераменту, социальному статусу, месту жительства и т.д.), то социологи смотрят на выбор иначе. Самое главное отличие состоит в том, что социологи уходят от интерпретации выбора профессии исключительно как индивидуально-личностного процесса. Выбор совершают за человека не его личные склонности, желания и потребности. Хотя, разумеется, они играют важную роль. Выбор за него совершают: а) социальные обстоятельства (юноше надо кормить семью и он берется за любую работу; в небольшом городке очень узкий рынок труда и выбирать почти не из чего); б) социальные агенты, партнеры, родственники, друзья (круг значимых других) и СМИ. Человеку остается только регистрировать и озвучивать происходящую внутри него и часто не осознаваемую игру разных сил, агентов и факторов. При этом они не просто сталкиваются, противоборствуют, вытесняют или уничтожают друг друга. Сами они между собой ни в какое столкновение входить не могут. Каждый фактор влияния на выбор профессии в нашей голове субъективно оценивается, эмоционально окрашивается, ранжируется. Мнение родителей в одних случаях перевешивает советы друзей, в других — уступает им. Борьба между этими агентами влияния происходит не только у разных людей с разным исходом, но часто у одного человека в разное время с разным исходом. Иными словами, наше сознание, жизненный опыт, привязанность к близким, доверие или недоверие к социальным агентам конструируют мощное силовое поле выбора, — социальное по своему контексту и функциям, — которое специалисты шифруют как "выбор профессии".
Профессиональный подбор — целенаправленный отбор одного кандидата среди нескольких претендентов на свободную вакансию, который осуществляется специалистом, сотрудником организации, на основе списка требований, характеризующих данное рабочее
место. Лично от нас здесь мало что зависит. Никакого борения сил во внутреннем поле сознания не происходит. Вы можете, конечно, переживать, пригласят вас на эту должность или нет, но сам процесс отбора кандидатов институциализирован задолго до вашего решения выбрать профессию, формализован множеством инструкцией и правил, наконец, бюрократизирован и просчитан и калькулирован экономическим отделом предприятия. Индивид здесь не ферзь или король, но всего лишь пешка. Это не его игра. В процессе профессионального подбора человек включен совсем в другое поле — макросоциальное и макроэкономическое поле рыночной борьбы и конкуренции. На разных этапах развития человечества виды труда закреплялись за членами общества по-разному и лишь в рыночном обществе, т.е. при капитализме, способ закрепления труда за производителями приобретает характер выбора профессии1.
В американской социологии изучают то, как на профессиональный выбор прямо или косвенно влияют социальные факторы, в том числе социально-экономическое неравенство и мобильность. В число этих факторов включают профессиональный престиж, социально-экономический статус (SES) родителей, образование родителей, структурные характеристики получаемого образования (школа, колледж, вуз, их престижность, географическое расположение и др.). В социологии социальные факторы перемещаются на передний план, в то время как личностные переменные уходят на второй план (Johnson & mortimer, 2002). Профессиональный выбор представляет для социологов интерес в качестве контекста для изучения межпоколенной мобильности (продвижение и карьера детей в сравнении с отцами). В круг социологического поиска включают гендер, этническую принадлежность, размер местного сообщества, количество братьев и сестер, особенности семьи происхождения, дискриминацию женщин, расовых и этнических меньшинств, степень доступности образования и рынка труда для представителей различных национальностей, конфессий, классов, формальные и неформальные практики приема на работу, стратегии и модели профессонального роста и др.
Известно, что родителей не выбирают, хотя над выбором профессии люди задумываются уже на протяжении многих тысячелетий. Самое удивительное заключается в том, что в этой области чужие советы практически ничем не помогают. Каждый должен пройти путь профессионального выбора на собственном опыте, пробуя и ошибаясь, мучаясь, сомневаясь и очаровываясь. Выбор
1 Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975. С. 2.
профессии для мужчины порой представляется более важным шагом, чем выбор жены. Хотя и женщины подходят сегодня к такому выбору гораздо более ответственно, чем прежде. Правильный выбор профессии — считай, половина успеха в жизни. Легче бывает развестись с женой и найти себе новую, о чем свидетельствует неутешительная статистика разводов, чем сменить профессию. Оно и понятно: для перемены рода деятельности надо заново учиться или переучиваться, заканчивать вуз, поступить в который — при нынешних условиях — почти нереально. А для смены спутника жизни достаточно сходить в загс, подписать нужные документы и поделить имущество.
Социологу всегда интересно знать, как человек выбирал профессию: шел по стопам родителей, выбирал институт, где был наименьший конкурс или, наоборот, поступал в престижный вуз. Если не удалось пройти конкурс с первого раза, то поступал ли в тот же институт еще раз. Или решил гибко подойти к решению проблемы, не ломать копья о неприступную стену и выбрать ту же специальность, но в другом учебном заведении. А может, вообще, после неудачи решил не рисковать и перекинулся на другую профессию.
Если производительность труда правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием принять за 100%, то у человека, охотно работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию, — 30%2.
Углубление общественного разделения труда увеличивает количе -ство специальностей (число которых сегодня доходит до 40—50 тыс.) и усложняет проблему выбора профессии. Перед человеком, попавшим на рынок труда, открывается широкий выбор сфер профессиональной занятости. Не все они открыты в равной мере, большинство требует наличия определенных способностей и навыков, которыми индивид не обладает, либо трудового опыта, которого он еще не имеет. Ряд профессий недоступен в силу их клановой закрытости, т.е. монополии на определенный вид деятельности со стороны разветвленной системы родства или профессиональной корпорации. Немаловажную роль играют социокультурные и исторические условия. Каждое общество характеризуют присущие только ему уровень специализации труда и каналы трудовой мобильности, формирующие пространство возможных альтернатив. Выбор профессии — не только личное, но и общественное дело. В любом случае это сознательное действие, целерациональный
2 Труд как первая жизненная потребность. Минск, 1987. С. 43.
выбор, на который, тем не менее, влияют и такие факторы, которые не поддаются рациональному учету, но определяются действием конъюнктуры или случайного стечения обстоятельств. В частности, Т. Уотсон считает, что решение стать танцовщицей стриптиза "спонтанно, нерационально, случайно и основано на ситуативном давлении и обстоятельствах"3. Важность столь ответственного шага определяется тем, что выбор профессии задает будущую диаграмму жизненного пути: статус, заработок, социальное окружение и круг знакомых, досуг, место жительства, образ жизни.
Выбор профессии — это всегда мотивированное действие. Из множества альтернатив человек останавливается на одной, видимо, самой привлекательной. В терминах теории ожиданий В. Врума4, для любого человека в каждый период времени различные профессии обладают различной степенью привлекательности, или валентности. Согласно одной из гипотез, валентность профессии есть монотонно возрастающая функция от алгебраической суммы произведений валентностей ожидаемых результатов (целей жизни, например, высокого социального положения) и полезности этой профессии для достижения таких целей. Иными словами, чем выше цели в жизни ставит индивид, тем выше требования к будущей профессии. Если он стремится стать знаменитым писателем, то специальность столяра и учеба в ПТУ ему никак не подойдут.
Конечно, одного желания занять высокую позицию недостаточно. Важно и то, верит ли в свои силы человек, насколько сильна мотивация добиваться поставленной цели. Вторая гипотеза теории В. Врума гласит: сила, побуждающая индивида выбрать ту или иную профессию, есть монотонно возрастающая функция от произведения валентности (значимости) этой профессии и его ожидания относительно вероятности ее достичь. Многие стремятся быть юристами, но понимают, что шансов у них не так много — то ли не хватает знаний или способностей, то ли недостаточно высокое социальное положение или доход семья. Валентность профессии юриста для таких людей высока, но ожидания, уверенность в ее достижении низки, поэтому они предпочтут выбрать другую, более доступную профессию.
Гораздо в меньшей степени люди стремятся заниматься ремонтом машин, хотя условий у них может быть предостаточно, в том числе унаследованная от отца мастерская. Специальность автослесаря можно приобрести, не прикладывая особых усилий, но она непривлекательна, т.е. имеет низкую валентность. Таким образом,
3 Watson T.J. Sociology, work and industry. N.Y., 1995. P. 217.
4 Vroom V.H. Motivation in management. N.Y., 1965.
конечный выбор профессии — это мультипликативное соотношение двух или нескольких переменных, когда одна стремится к нулю, а другие занимают промежуточные позиции на шкале от 1 до 0.
Выбор профессии является попыткой реализации ощущения собственного "Я". Стремление к профессиональному успеху и связанные с ним ожидания также зависят от самооценки. Подростки, которые поставили перед собой определенные профессиональные цели, имеют более высокую самооценку, чем те, у кого таких целей нет. Молодость — это время, наиболее благоприятное для выбора профессии и супруга. Прежде чем найти себя и закрепиться в профессии, молодежь должна многое испробовать. Именно поэтому она часто меняет работу и сексуальных партнеров. Выбор ограничивается, если материальное положение молодого человека (либо родителей) затруднительное. Ему приходится бороться за первое попавшееся место, но не супруга. В этом случае средний возраст вступления в брак увеличивается. Когда экономическая ситуация в стране благоприятна, безработица невысока, а численность вступающей в трудоспособный возраст молодежи мала, рабочие успевают перепробовать профессии за более короткое время и раньше закрепиться на рабочем месте. Если безработица велика, закрепление происходит позже. Молодые рабочие Америки сегодня дольше остаются молодыми. Им труднее найти работу, у них выше средний возраст первого брака и средний возраст, когда они рожают первого ребенка.
В 1960-1980-е гг. советские социологи проводили немало исследований, посвященных выбору профессии. В круг изучения попали такие вопросы, как привлекательность конкретных профессий, профессиональные ценностные ориентации, мотивы выбора профессии. Под мотивами выбора профессии В.В. Водзинская понимала осознанные побуждения в конкретном виде труда реализовать внутренне значимые ценности, в том числе выполнение общественного долга, творчества, материального обеспечения5. Ученым удалось выявить "мотивационное ядро", которое включало четыре фактора: творчество, рост, социальный престиж, заработок. Они служили основным источником перемены места работы, именно их искали люди, переходя с одной работы на другую.
Любопытный эксперимент по профессиональному клирингу провела студентка пятого курса социологического факультета МГУ Л.Ю. Тараненко. Она использовала цветовой метод тестирования Люшера. Испытуемые разделились на две группы: 18 работающих
5 Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию (социальные проблемы социалистического промышленного производства). М., 1973. С. 43.
социологов в возрасте от 23 до 62 лет (обследовались в течение 1987—1991 гг.) и 18 студентов четвертого курса социологического факультета в возрасте 20—21 года (обследовались в 1992 г.). Для каждой группы построены профессиограммы — обобщенные психологические портреты. В чем-то они были сходны, а в чем-то различались. Общие черты — любознательность, интерактивность, чувственность, целеустремленность, самостоятельность. Различия работающих и обучающихся социологов были следующие: первые были пессимистичны, замкнуты, озабочены, вторые — оптимистичны, коммуникабельны, беззаботны.
Но интересно вовсе не это. Когда дополнительная группа экспертов выделила 40 способностей/признаков, необходимых профессиональному социологу (самоконтроль, интуиция, любознательность, творческий и аналитический склад, коммуникативность, гибкость, открытость и т.д.), и эти данные сравнили с первыми двумя, то оказалось, что серьезных различий нет. Иначе говоря, по основным параметрам и студенты-социологи, и ученые-социологи соответствуют идеальным стандартам профессии. Конечно, второстепенных различий было множество. Но в главном — сходство. Что же это значит? Это значит, что естественный отбор студентов в университет так же эффективен, как и научный. На социологический факультет подобрались будто по заказу. Но в таком случае нужен ли научный профотбор, если он дает те же результаты, что и стихийный самотек.
Каналы информации
Удовлетворенность своим выбором зависит от множества факторов, которые могут быть и не связаны между собой, а потому и плохо контролируемы. Маленький городок или поселок — это всегда очень узкий рынок труда. Да и брачный рынок тоже. Подобрать здесь хорошую работу, как и завидную (-ого) невесту/жениха, крайне трудно. Другим сдерживающим фактором служит наличие подходящих учебных заведений. Ты мечтаешь стать модельером, а в округе кроме кулинарного техникума ничего нет.
К перекосам при выборе профессии приводит недостаточная или искаженная информация о ней. Свою базу данных на будущее подросток, для которого актуален такой выбор, комплектует из самых разных источников — книг, журналов, газет, телепередач, рассказов близких и родных, советов случайных или малознакомых людей, увиденных жизненных ситуаций, объявлений на столбе или на воротах заводской проходной, наконец, из интернета. Ни один из них нельзя признать достоверным, объективным или надеж-
ным источником данных. У каждого свои особенности. Один достаточной полный, но информации в нем так много и она настолько несистематизирована, что кроме "каши" в голове после общения с таким источником ничего не остается. Как уже догадались, речь идет о самом современном канале информации — интернете. Другой источник сообщит такие "интимные" подробности, каких не услышишь ни из какой телепередачи, но он явно субъективен и пристрастен. Подруга может отсоветовать идти в эстрадные певцы, поскольку в этой профессии, по ее словам, "всех пропускают через постель". Хотя реальность и далека от эмоциональных суждений подружки, основанных то ли на ее неудачном личном опыте, то ли на слухах и сплетнях, полученных от знакомых.
Можно сказать, что ни один канал информации о профессиях не выдерживает испытания на достоверность и объективность. Но самое удивительное кроется в том, что такого канала в принципе существовать не может. Любая информация о любой профессии основана исключительно на личных впечатлениях тех людей, которые заняты ею и видят ее изнутри. А видят люди совершенно разные картины мира. Общими и достоверными могут быть самые общие сведения, проверяемые статистикой, и главное среди них — размер материального вознаграждения. К объективным сведениям можно отнести данные о характере и содержании труда, режиме работы и некоторые другие. Они определены законодательно или сложившейся культурной практикой общества, мало меняются в зависимости от места работы. Скажем, авиадиспетчер или менеджер по продажам, в каком бы городе он ни трудился или в каком учреждении ни состоял на службе, повсюду встретит одни и те же условия занятости. А вот условия труда, например комфортность рабочего места, всевозможные льготы, надбавки и доплаты могут быть совершенно разными на разных местах работы.
В результате недополученных сведений молодой человек, задумывающийся о своем, быть может, самом главном выборе в жизни, на самом деле выбирает не профессию, а место работы. Подобная путаница сводит с ума специалистов, так чего уж говорить о неопытной молодежи?! Кто разберется, что идет от места службы, а что от профессии? В вузе или техникуме учат профессии, а не месту работы.
Реальный выбор профессии предполагает наличие информации как о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них, так и о себе самом, своих способностях и интересах. Но объективной информации молодежи как раз и не хватает. Недостаток жизненного опыта и некоторая гипертрофия собственного
"Я" формируют завышенный уровень притязаний к профессиям, одни из которых чрезмерно романтизируются, другие — отвергаются с порога: в "хорошей" профессии все хорошо, в "плохой" — все плохо. Людям в возрасте проще — они прекрасно владеют ситуацией и ориентируются в большинстве существующих профессий. Но им уже ничего выбирать не надо. Получается социальная или жизненная несправедливость: когда нужно выбирать самое главное в жизни, информация в дефиците, а когда уже ничего не надо выбирать, человек все обо всем знает. Исход известен — от 30 до 40% людей разочаровываются в избранной специальности на третьем—четвертом курсах, до 50% меняют профессию после окончания вуза или трудятся не по специальности. Аналогичная статистика наблюдается и у той части молодежи, которая не поступила в вуз, а устроилась работать. И она меняет профессии и места работы как в калейдоскопе.
Агенты и факторы влияния
Агентами влияния называются индивиды, группы или институты, оказывающие на принятие окончательного решения либо очень заметное, либо преобладающее воздействие. Агентами влияния при выборе профессии выступают родители, родственники, друзья и знакомые, школа, рынок труда, а факторами, оказывающими такое влияние, — пол, возраст, социальный класс, уровень образования, место жительства, доступность информации о профессиях.
Среди агентов влияния выделяются родители, которые испокон веков оказывали и оказывают ныне решающее влияние в кризисные периоды жизни или в момент решительных поступков. Выбор профессии, несомненно, относится к таковым. С одной стороны, он является решительным моментом, поскольку требует максимальной концентрации силы воли, необходимой для принятия решения, и умения взять на себя повышенную ответственность. С другой стороны, это кризисный период, поскольку протекает в условиях стресса, нервных срывов, аффективных действий, нерешительности, глубоких раздумий и сомнений.
Социальный статус родительской семьи, уровень ее материального благополучия, образование и методы воспитания родителей являются тем фундаментом, с опорой на который происходит планирование жизненной и профессиональной карьеры детей. Однако влияние исходной базы в силу различия между семьями может происходить как в позитивную, так и в негативную сторону. Родители могут научить ребенка, как стать достойным человеком либо как не стоит жить на свете.
Родители оказывают влияние, обучая своей профессии. Эмпирические исследования, проведенные в США, показали, что на профессиональный выбор известных математиков, по их словам, в решающей мере повлияло то обстоятельство, что один из родителей был математиком. В другом исследовании было доказано, что наличие в родне хотя бы одного учителя, оказывает решающее влияние, по заявлениям абитуриентов, на их поступление в педагогический вуз6. Примерно 44% сыновей врачей также становятся медиками, а 28% сыновей адвокатов выбирают юридическую карьеру — процент, значительно более высокий, чем при случайном выборе7.
В семьях с низким социально-экономическим статусом подростки часто вообще не имеют выбора8. В таких семьях родители просто передают свое мастерство детям.
Родители создают ролевые модели, которым следуют дети. Хотя родители могут и не стремиться повлиять на выбор детей, но они делают это своим примером, особенно если дети привязаны к своим родителям. Эмпирические исследования обнаружили закономерность: отцы, являющие собой пример позитивной профессиональной и общей ролевой модели, оказывают наиболее сильное и положительное влияние на выбор их детьми будущей профессии. Несмотря на то что влияние отца на выбор профессии в семьях с низким социально-экономическим статусом не оценивается как положительное (обычно у них или нет достаточно близких отношений с детьми, или они не принимают активного участия в их воспитании, или их занятие не престижно), тем не менее оно бывает довольно значительным9.
Как показывает исследование10, проблема выбора профессии становится актуальной у школьников лишь по мере приближения окончания школы. Хотя уже в 9-х классах значительный процент молодежи обсуждает ее с кем-либо из своего социального окружения. Среди них приоритетную роль играет для 76,1% опрошенных мать, 58,1% обсуждают проблему выбора профессии также с друзьями, 48,8 — с отцом, 29,5% — с кем-либо из родственников и, наконец, последнее, шестое, место по ответам опрошенных занимают
6 Lankard B.A. Family role in career development // ERIC Digest. 1995. N 164.
7 Conger J.J. Adolescence and youth. N.Y., 1973.
8 DeRidder L. The impact of parents and parenting on career development. Knoxville, 1990.
9 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 535-537.
10 Исследование проведено в старших (9-, 10-, 11-х) классах средних школ европейской части России и Урала в конце октября 1996 г. и охватило 1750 учеников.
учителя — всего 16,3%. Следовательно, при решении проблем профессионального самоопределения самыми неавторитетными фигурами являются педагоги школы.
Родители направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенном вузе или спецшколе, на приобретении такой профессии, которую они считают наиболее выгодной или самой лучшей. Взрослые в подобной ситуации не считаются с интересами или желаниями своих детей, заранее считая их незрелыми и не заслуживающими внимания. Часто получается, что они обрекают своих чад всю жизнь заниматься делом, к которому они совершенно не приспособлены. Зачастую подростки, привыкшие к авторитарному воспитанию, не решаются возражать родителям либо соглашаются с их желаниями, чтобы сделать им приятное или просто оттого, что сами не знают, чего хотят. Поскольку авторитарные методы воспитания чаще практикуются в семьях низшего класса, именно в них родители навязывают детям то, какую профессию тем следует выбрать. Поступая вопреки своим желаниям, дети рабочих испытывают двойную психологическую перегрузку: с одной стороны, они подавлены тем, что им не позволяют реализовать заветную мечту, с другой — испытывают чувство вины перед родителями, когда поступают по-своему и не оправдывают надежд родителей. В авторитарных семьях подростки настолько задавлены, что неспособны отличить своих желаний от желания и воли ^ 11
своих родителей11.
Иногда отец стремится к тому, чтобы его сын приобрел специальность, которой он сам всегда интересовался, но так и не смог ее получить. В этом случае ребенок выполняет функцию агента реализации родительской мечты. Навязывание своей воли может происходить еще и потому, что отец или мать нашли удовлетворение в своей профессии и полагают, что детям она тоже понравится. Отец может оказывать давление посредством денег, или же отправляя сына учиться в суворовское училище, которое некогда окончил сам и с которым у него связаны лучшие воспоминания.
Представители низших классов считают, что иметь высшее образование не обязательно, поскольку они-то прожили без него. Другие родители, не ожидая от своих детей больших успехов или
11 Middleton E.B., Loughead T.A. Parental influence on career development: an integrative framework for adolescent career counseling // Journal of Career Development. 1993. Spring. Vol. 19. N 3. 161—173; Penick N., Jepsen D. Family functioning and adolescent career development // Career Development Quarterly. 1992. March. Vol. 40. N 4. P. 208-222.
выдающихся талантов, не прилагают усилий к тому, чтобы они поступили в престижную школу или вуз. Так или иначе, но родители ломают судьбу детей, не предоставив им шанса добиться чего-то большего, чем ожидают родители или чего они сами добились. Ограничение возможностей профессионального выбора может служить прямым отражением ограниченности материального уровня родительской семьи или ограниченности родительского кругозора.
В своем исследовании Дж. Мортимер12 установил, что при ограниченности материальных ресурсов в малообеспеченных семьях деньги на образование и получение приличной профессии родители направляют прежде всего на сыновей, а затем уже — на дочерей. Гендерное неравенство в низшем классе более заметно, чем в других классах. Его усиливает не только практика преимущественных инвестиций в обучение сыновей, но и существующая в среде рабочего класса система стереотипов относительно разделения труда в семье, согласно которым место женщины — у плиты.
На выбор детей оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности. Однако по результатам одного из исследований, в рамках которого проводилось сравнение оценок различных профессий 322 студентами колледжей и их родителями, ценностные ориентиры детей существенно отличались от родительских13. Очевидно, что влияние родителей в современном обществе постепенно ослабевает, а роль других факторов, таких, как средства массовой информации или образование, заметно возрастает.
Влияние родителей тем заметнее, чем больших успехов в жизни они сами добились и чем выше их социальный статус. Исследования показывают, что подросток тем скорее прислушается к мнению матери относительно целей образования, чем выше уровень ее собственного образования. Оно весомее в тех ситуациях, когда осуществляется в демократических, а не в авторитарных формах, когда учитывает в большей степени интересы ребенка, чем интересы самих родителей. Наконец, согласованные действия родителей, когда между отцом и матерью нет конфликта или противостояния интересов, оказывают более заметное воздействие в сфере профессионального выбора детей, чем рассогласованные и противоречивые.
Роль родителей заметно возрастает с повышением социального статуса семьи. В высшем классе явное и латентное (через наследо-
12 Mortimer J. et al. Influences on adolescents vocational development. Berkeley, 1992.
13 Vodanovich S.J., Kramer T.J. An examination of the work values of parents and their children // Career Development Quarterly. 1989. N 37. P. 365—374.
вание крупного состояния, среду общения) влияние родителей очень заметно. Оно несколько ослабляется в среднем классе, в котором меньше имущественных рычагов воздействия на поведение детей и шире распространена практика демократического общения поколений. Наконец, в низшем и рабочем классах роль родителей минимальна. В лучшем случае она эквивалентна влиянию на выбор профессии сверстников и случайных факторов. Подростки из рабочего класса стремятся достичь более высокого статуса, если их в этом поддерживают родители и друзья. Согласно данным исследования, проведенного под руководством Дж. Бахмана, юноши, которые изначально были уверены, что их родители хотят, чтобы после школы они пошли работать, как правило, именно так и поступали14.
При выборе профессии российские школьники, как и учащиеся СПТУ, на первое место "ставят" (чаще всего) не те профессии, которые они считают "престижными", а те, которые возможно получить по соображениям "доступности" и "полезности", т.е. более высокой зарплаты. Например, среди "престижных" профессий профессия программиста не получила и долей процента, тогда как после окончания школы 5,8% юношей и 0,3% девушек не прочь освоить именно эту профессию. Не попали в престижные профессии "педагоги", которыми хотят стать 4,5% девушек и 0,4% юношей. Аналогичная ситуация и с профессиями медработника, занявшими на шкале "престижа" последнее место, тогда как 4,5% юношей и столько же девушек пойдут в медицинские вузы. Таким образом, молодежь весьма реалистично оценивает свои возможности в выборе профессии. Часто эти возможности выходят на первое место по сравнению с профессиональными интересами и способностями
^ 15
молодых людей15.
Социо-экономический статус семьи влияет на осведомленность молодых людей о различных профессиях. У родителей, принадлежащих к среднему классу, больше шансов дать своим детям широкую информацию о существующих специальностях, сформировать у них целенаправленный интерес и получить представление о возможностях трудоустройства за пределами родного района. Напротив, подростки из неблагополучных семей обладают более узким профессиональным кругозором, они меньше читают и меньше наслышаны о разных профессиях. Ограниченная профессиональная
14 Schulenberg J., O'Malley P., Bachman J., Johnston L. Paths into adulthood, well-being, and substance use // Research Network on the Transitions to Adulthood. 2004. Oct. Iss. 13.
15 Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997. C. 18.
осведомленность снижает шансы благополучного трудоустройства на рынке труда. Отечественные социологи отмечают, что малодоходные группы уже на этапе выбора профессии занижают свои потребности, исходя из ограниченных возможностей их реализации.
Местные традиции профессионального выбора, скажем, предпочтение аграрных, пастушеских или ремесленных занятий, оказывают влияние не меньшее либо сопоставимое с воздействием классовой позиции индивида. Немаловажным фактором является также район проживания молодого человека — живет он в городе или в сельской местности. Подростки в городах имеют более широкие возможности, чем сельские жители.
Фактором, определяющим профессиональную карьеру индивида, является возраст начала трудовой деятельности, в общем случае чем он ниже, тем ниже ранг будущей профессии, ее позиции в общественном разделении труда. Дети рабочих, начиная трудиться с 12—14 лет, так и остаются рабочими на всю жизнь. Поскольку сочетать учебу и работу очень сложно или вовсе не удается, подростки не получают базового образования, необходимого для овладения высоко престижной профессией. Чем более интенсивна выполняемая работа, тем менее вероятно, что молодые люди продолжат свое образование. Таким образом, можно сделать вывод, что работа подростков в раннем возрасте может способствовать тому, что некоторые из них в выборе между работой и учебой отдадут предпочтение работе.
Средняя общеобразовательная школа отсеивает слабых учеников, т.е. тех, кто не нацелен на учебу, сбрасывая ненужный груз в профессиональные училища и техникумы, где учится молодежь, которая к усвоению знаний, в том числе профессиональных, абсолютно не тяготеет. В 1990-е гг. "золотая молодежь" успешно завершает 11 класс и стройными рядами направляется в вуз. Не удивительно, что более 70% подростков в 11-м классе однозначно намерены пойти в вуз16. Образование в профессиональном выборе играло раньше и играет сегодня определяющую роль в обретении первоначально необходимых для работы знаний. В 1971 г. 87,5% опрошенных по общесоюзной выборке школьников намеревались продолжать учебу, 8% — работать, а 4,5% — совмещать работу с учебой17.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Подмарков В. Г. Введение в промышленную социологию (социальные проблемы социалистического промышленного производства). М., 1973.
16 Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Указ. соч. С. 18—19.
17 Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975.
Труд как первая жизненная потребность. Минск, 1987.
Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
REFERENCES
Arulmani G., Van Laar, D., Easton S. The influence of career beliefs and socioeconomic status on the career decision-making of high school students in India // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2003. N 3. P. 193-204.
Career choice and development / Ed. by D. Brown. San Francisco, 2002.
Conger J.J. Adolescence and youth. N.Y., 1973.
Creed P. A., Patton W., Prideaux L. Causal relationship between career indecision and career decision-making self-efficacy: a longitudinal cross-lagged analysis // Journal of Career Development. 2006. N 33. P. 47-65.
DeRidder L. The impact of parents and parenting on career development. Knoxville, 1990.
Ford J., Box S. Sociological theory and occupational choice // The Sociological Review. 1967. Nov. Vol. 15. N 3. P. 287-299.
Ginzberg E., et al. Occupational choice: an approach to a general theory. N.Y., 1951.
Inkson К. Understanding careers: the metaphors of working lives. Thousand Oaks, 2007.
Johnson M.K., Mortimer J.T. Career choice and development from a sociological perspective // Career Choice and Development / Ed. by D. Brown. San Francisco, 2002. P. 37-81.
LankardB.A. Family role in career development // ERIC Digest. 1995. N 164.
Lent R.W. A social cognitive view of career development and counseling // Career Development and Counseling: Putting Theory and Research to Work / Ed. by S.D. Brown, R.T. Lent. Hoboken, 2005. P. 101-127.
Middleton E.B., Loughead T.A. Parental influence on career development: an integrative framework for adolescent career counseling // Journal of Career Development. 1993. Spring. Vol. 19. N 3. P. 161-173.
Mortimer J. et al. Influences on adolescents vocational development. Berkeley, 1992.
O'bryantS.L., DurrettM., Pennebaker J.W. Developmental and sex differences in occupational preferences // The Journal of Social Psychology. 1978. Vol. 106. N 2.
Penick N, Jepsen D. Family functioning and adolescent career development // Career Development Quarterly. 1992. March. Vol. 40. N 4. P. 208-222.
Podmarkov V.G. Vvedenie v promyshlennuju sociologiju (Social'nye problemy socialisticheskogo promyshlennogo proizvodstva) [Introduction to Industrial Sociology (Social problems of socialist industrial production)]. M., 1973 (in Russian).
Rajs F. Psihologija podrostkovogo i junosheskogo vozrasta [Psychology of adolescence and youth]. SPb., 2000 (in Russian).
Schulenberg J., O'Malley P., Bachman J., Johnston L. Paths into adulthood, well-being, and substance use // Research Network on the Transitions to Adulthood. 2004. Oct. Iss. 13.
Sheregi F.Je., Harcheva V.G., Serikov V.V. Sociologija obrazovanija: prikladnoj aspect [Sociology of education: applied aspect]. M., 1997 (in Russian).
Slocum W. L. Some sociological aspects of occupational choice // The American Journal of Economics and Sociology. 1959. Jan. Vol. 18. N 2. P. 139—147.
Smithers A. A structural study of the occupational value orientations of engineering students // The Vocational Aspect of Education. 1969. Vol. 21. N 50.
Super D. E. Vocational development. N.Y., 1957.
Titma M.H. Vybor professii kak social'naja problema [The choice of profession as a social problem]. M., 1975 (in Russian).
Trud kak pervaja zhiznennaja potrebnost' [Work as the first vital need]. Minsk, 1987 (in Russian).
Vodanovich S.J., Kramer T.J. An examination of the work values of parents and their children // Career Development Quarterly. 1989. N 37. P. 365—374.
Vroom V.H. Motivation in management. N.Y., 1965.
Watson T.J. Sociology, work and industry. N.Y., 1995.