Научная статья на тему 'Выбор оптимального регионального самолета России'

Выбор оптимального регионального самолета России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
171
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЛЕТ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ САМОЛЕТЫ / AIRCRAFT / REGIONAL AIRPLANES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сяков Е. Е., Афанасьева А. В., Лукасов В. В.

Приведены летно-технические характеристики описываемых региональных самолетов, их анализ и выявления лучшего из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHOICE OF THE OPTIMAL REGIONAL AIRCRAFT OF RUSSIA

The article presents the flight-technical characteristics of the described regional aircraft, their analysis and the identification of the best of them.

Текст научной работы на тему «Выбор оптимального регионального самолета России»

Эксплуатация и надежность авиационной техники

УДК 629.7

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО САМОЛЕТА РОССИИ

Е. Е. Сяков, А. В. Афанасьева, В. В. Лукасов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-шаП: [email protected]

Приведены летно-технические характеристики описываемых региональных самолетов, их анализ и выявления лучшего из них.

Ключевые слова: самолет, региональные самолеты.

THE CHOICE OF THE OPTIMAL REGIONAL AIRCRAFT OF RUSSIA

E. E. Syakov, A. V. Afanaseva, V. V. Lukasov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: tupolev5k@gmailcom

The article presents the flight-technical characteristics of the described regional aircraft, their analysis and the identification of the best of them.

Keywords: Aircraft, regional airplanes.

От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля... А ведь и вправду Россия самая большая страна в мире, ее протяженность с севера на юг превышает 4000 км, а с запада на восток приближается к 10 000 км. В ней сочетается большое количество природных зон: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, пустыня, полупустыня, тропики и субтропики [1-3].

Необходимость региональных самолетов, связана с тем, что они могут взлетать с коротких и неподготовленных взлетно-посадочных полос, особенно на севере Сибири и на Дальнем Востоке.

Чтобы преодолевать большие расстояния в отсутствии дорог необходим воздушный транспорт - региональный самолет. Рассмотрим несколько типов воздушных судов, которые были в эксплуатации ранее и используются в наши дни.

Летно-технические характеристики региональных самолетов представлены в таблице.

Долгое время лучшим региональным самолетом был Ан-2. На данный момент его выпуск прекращен. В настоящее время эксплуатация такого самолета экономически невыгодна. Стоимость керосина за одну тонну начинается от 51 тыс. руб., а стоимость бензина с 52 тыс. руб. Многие Ан-2 уже давно выработали свой ресурс и не подлежат ремонту. Их эксплуатация закончилась за исключением нескольких экземпляров. Появилась необходимость в создании региональных самолетов на новой технологической основе [4].

На замену Ан-2 разрабатывается и запускается в серийное производство самолет ТВС-2ДТ. Он представляет собой лёгкий цельнокомпозитный многоцелевой биплан, в конструкции и аэродинамических характеристиках схож с Ан-2.

Сравнительная характеристика

Показатели Ан-2 ТВС-2ДТ Рысачок Л-410

Пассажировместимость 12 9 10 19

Максимальная полезная нагрузка, кг 1 500 3 000 1 570 1 615

Силовая установка АШ-62ИР Honeywell TPE331-12UA Walter М60№ Walter M601E

Мощность, л.с. 1 000 1 100 2x760 2 x 750

Крейсерская скорость, км/ч 180 300 390 380

Дальность полета с макс. нагрузкой, км 780 1 300 1 990 1 380

Практический потолок, м 4200 6 000 6 000 4 200

Максимальная длина разбег, м 235 80 370 830

Максимальная длина пробега, м 225 150 350 840

Расход топлива в крейсерском полёте, л/час 195 160 - 270

Собственная масса, кг 3350 2 859 3 850 4 150

Решетневскуе чтения. 2018

Современный биплан превосходит предшественника по всем параметрам, кроме пассажировместимо-сти. У ТВС-2ДТ меньше длина пробега, что позволяет взлетать с еще более коротких полос, а масса полезной нагрузки превосходит Ан-2 в два раза. Он более экономичен не только по замене вида топлива, но и расхода. Одним из приемуществ является собственная масса самолета, при которой он может садиться на менее плотный грунт и неподготовленные аэродромы [1].

Кроме ТВС-2ДТ в России используется региональные самолеты чешского производства L-410 и самолет российского производства Рысачок.

Рассмотрим многоцелевой, двухмоторный самолёт -L-410. Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами [5-7]. По сравнению с Ан-2, обладает большей безопасностью и комфортом. Более просторный салон для пассажиров. Может принять почти в два раза больше людей, чем другие перечисленные самолеты.

Сравнивая L-410 с ТВС-2ДТ можно заметить, что первый превосходит второго по некоторым признакам: пассажировместимость, крейсерская скорость, дальность полета и его безопасность- наличие двух двигателей.

Рысачок - лёгкий многоцелевой двухмоторный турбовинтовой российский самолёт. Имеет простую конструкцию, изготовленную из алюминиевых сплавов, - моноплан с низким расположением крыла [5]. У Рысачка более высокая, чем у Ан-2, крейсерская скорость, скороподъемность, большая дальность и продолжительность полета при той же нагрузке. На борту установлено современное оборудование, благодаря которому самолет можно использовать днем и ночью в любых метеоусловиях. Это воздушное судно предназначено, в первую очередь, для использования в качестве выпускного учебного самолета в летных училищах гражданской авиации России. Рысачок может продолжить полет при отказе одного из двигателей. Он превосходит все остальные региональные воздушные суда в крейсерской скорости и дальности полета.

Из рассматриваемых типов воздушных судов для рейсов по Сибири и дальнего Востока наиболее подходящим по своим характеристикам является самолет ТВС-2ДТ. Это максимальная полезная нагрузка, максимальная длина разбега, максимальная длина пробега, расход топлива в крейсерском режиме, собственная масса. Кроме этого, он лучше справляется с тяжелыми погодными условиями России. И это единст-

венный самолет, который может решать задачи сопоставимые с возможностями на данный момент не выпускающегося Ан-2.

Библиографические ссылки

1. Авиация России [Электронный ресурс]. URL: http ://aviation21.ru/tvs-2dts-lyogkij -celnokompozitnyj-mnogocelevoj-samolyot (дата обращения: 18.02.2018).

2. Национальный аэрокосмический журнал взлет [Электронный ресурс]. URL: http://www.take-off.ru/ item/2491-tvs-2dts-debyutiruet-na-maks-2017 (дата обращения: 03.05.2017).

3. Россия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Россия (дата обращения 14.09.2009).

4. Уголок неба [Электронный ресурс]. URL: http://www.airwar.ru/enc/craft/an2.html (дата обращения: 14.09.2009).

5. Уголок неба [Электронный ресурс]. URL: http://www.airwar.ru/enc/la/rysachok.html (дата обращения: 03.05. 2013).

6. Пилот гид [Электронный ресурс]. URL: https:// pilotgid.ru/samolety/samolet-let-410.html (дата обращения: 25.06.2018).

7. Airlines Inform [Электронный ресурс]. URL: https://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/ L-410.html (дата обращения: 17.07.2018).

References

1. Aviatsiya Rossii [Aviation of Russia] Available at: http ://aviation21.ru/tvs-2dts-lyogkij-celno-kompozitnyj-mnogocelevoj-samolyot (accessed: 18.02.2018). (In Russ.)

2. Natsional'nyy aerokosmicheskiy zhurnal vzlet [National Aerospace Journal take off]. Available at: http://www.take-off.ru/item/2491-tvs-2dts-debyutiruet-na-maks-2017 (accessed: 18.02.2018). (In Russ.)

3. Rossia [Russia] Available at: https://ru.wikipedia. org/wiki/Россия (accessed: 14.09.2009). (In Russ.)

4. Ugolok neba [The corner of the sky]. Available at: http://www.airwar.ru/enc/craft/an-2.html (accessed: 14.09.2009). (In Russ.)

5. Ugolok neba [The corner of the sky]. Available at: http://www.airwar.ru/enc/la/rysac-hok.htmal (accessed: 03.05.2013). (In Russ.)

6. Pilot Gid [Pilot Guide]. Available at: ttps://pilotgid. ru/samolety/samolet-let-410.html (accessed: 25.06.2018). (In Russ.)

7. Airlines Inform. Avialable at: https://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/L-410.html (accessed: 17.07.2018).

© Сяков Е. Е., Афанасьева А. В., Лукасов В. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.