Научная статья на тему 'Выбор объекта управления инновационными процессами в условиях коммерциализации инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса'

Выбор объекта управления инновационными процессами в условиях коммерциализации инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерыгин Ю. В., Борисова Е. В.

Определена роль инновационной инфраструктуры региона в решении задач коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. С целью комплексной реализации инновационных проектов региона в качестве объекта управления предложены составляющие их бизнес-процессы. В качестве критерия выделения бизнес-процессов предложен принцип максимального вовлечения в реализацию инновационных проектов субъектов инновационной деятельности, формирующих инновационную инфраструктуру региона. Методическим инструментом реализации предложенного принципа является матрица, позволяющая распределить бизнес-процессы между субъектами инновационной деятельности и обеспечить вовлечение их компетенций и ресурсов в реализацию инновационных проектов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ерыгин Ю. В., Борисова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTING THE MANAGEMENT OBJECT OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE CONDITIONS OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE potential AT DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES

This article highlights a role of innovative infrastructure of the region in the solution of problems of commercialization of innovative potential of defense industry enterprises. For complex implementation of innovative projects of the region object of management there are business processes of innovative projects. The principle of the maximum involvement in implementation of innovative projects of innovative activity objects as a part of innovative infrastructure of the region is criterion of allocation of business processes. The methodical instrument to realize the proposed principle is the matrix. This matrix allows to distribute business processes between subjects of innovative activity and to provide involvement of their competences and resources in implementation of innovative projects of the region.

Текст научной работы на тему «Выбор объекта управления инновационными процессами в условиях коммерциализации инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса»

Решетневские чтения. 2017

УДК 330.34+338.40

ВЫБОР ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В УСЛОВИЯХ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА*

Ю. В. Ерыгин, Е. В. Борисова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: borisovaev2015@mail.ru

Определена роль инновационной инфраструктуры региона в решении задач коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК. С целью комплексной реализации инновационных проектов региона в качестве объекта управления предложены составляющие их бизнес-процессы. В качестве критерия выделения бизнес-процессов предложен принцип максимального вовлечения в реализацию инновационных проектов субъектов инновационной деятельности, формирующих инновационную инфраструктуру региона. Методическим инструментом реализации предложенного принципа является матрица, позволяющая распределить бизнес-процессы между субъектами инновационной деятельности и обеспечить вовлечение их компетенций и ресурсов в реализацию инновационных проектов региона.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, коммерциализация инновационного потенциала, инновационная инфраструктура региона.

SELECTING THE MANAGEMENT OBJECT OF INNOVATIVE PROCESSES IN THE CONDITIONS OF COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE POTENTIAL AT DEFENSE INDUSTRY ENTERPRISES

Yu. V. Erygin, E. V. Borisova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: borisovaev2015@mail.ru

This article highlights a role of innovative infrastructure of the region in the solution ofproblems of commercialization of innovative potential of defense industry enterprises. For complex implementation of innovative projects of the region object of management there are business processes of innovative projects. The principle of the maximum involvement in implementation of innovative projects of innovative activity objects as a part of innovative infrastructure of the region is criterion of allocation of business processes. The methodical instrument to realize the proposed principle is the matrix. This matrix allows to distribute business processes between subjects of innovative activity and to provide involvement of their competences and resources in implementation of innovative projects of the region.

Keywords: defense industry complex, commercialization of innovative potential, innovative infrastructure of region.

Одним из приоритетных направлений государственной политики России в настоящее время является решение задачи диверсификации экономики страны на основе ее инновационного развития, в том числе за счет коммерциализации инновационного потенциала, сосредоточенного на предприятиях ОПК.

Наряду с этим, в целях дальнейшего развития ОПК Правительством РФ ставится задача увеличения удельного веса высокотехнологичной продукции гражданского назначения [1], что способствует развитию их экономического и, в частности, инновационного потенциала.

В этой связи эффективное использование имеющегося инновационного потенциала предприятий ОПК требует его коммерциализации, которая осложняется отсутствием опыта работы на рынках высоко-

технологичной продукции, а также ресурсов и механизмов, связанных с коммерциализацией инновационного потенциала.

Решение несвойственных предприятиям ОПК задач, связанных с коммерциализацией их инновационного потенциала, не позволяет обеспечить комплексную и непрерывную реализацию инновационных проектов региона, включая проекты коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК, что определяет необходимость вовлечения в этот процесс других субъектов инновационной деятельности, важнейшее место среди которых занимают объекты инновационной инфраструктуры, в том числе расположенные в регионе размещения предприятий ОПК, которые обладают компетенциями и опытом работы в рыночных условиях.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00792 «Инструменты формирования инновационной инфраструктуры региона для коммерциализации инновационного потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса».

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

В этой связи ведущую роль в решении задач коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК играют региональные объекты инновационной инфраструктуры.

Отсутствие необходимости и опыта взаимодействия с объектами рыночной и инвестиционно-финансовой инфраструктуры не позволяет предприятиям ОПК осуществлять реализацию всех стадий инновационных проектов региона, что требует решения задачи выделения неэффективных для инновационных предприятий бизнес-процессов с целью передачи функций их реализации другим субъектам инновационной деятельности, включая объекты инновационной инфраструктуры.

В этой связи обеспечение комплексной и непрерывной реализации инновационных проектов региона, в частности проектов коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК, невозможно в условиях общепринятой декомпозиции инновационного процесса на стадии.

В таких условиях объектом управления должны выступать не инновационные проекты в целом, а составляющие их бизнес-процессы, включая бизнес-процессы объектов рыночной, инвестиционно-финансовой инфраструктуры, в том числе национальной, международной инновационной инфраструктуры, связанных с созданием, финансированием и коммерциализацией инноваций.

Декомпозиция инновационных проектов на бизнес-процессы, должна обеспечивать наиболее широкое вовлечение субъектов инновационной деятельности в реализацию инновационных проектов региона, в частности проектов коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК, что способствует снижению издержек за счет формирования наиболее эффективных кооперационных связей между участниками реализации инновационных проектов.

В качестве критерия выделения бизнес-процессов авторами предложен принцип максимального вовлечения в реализацию инновационных проектов региона субъектов инновационной деятельности, формирующих инновационную инфраструктуру региона.

Реализуемые в регионе инновационные проекты, определяют состав бизнес-процессов, позволяющие выделить функции инфраструктуры, необходимые для реализации инновационных проектов региона, что обусловливает необходимость определения совокупности бизнес-процессов, передаваемых объектам инновационной инфраструктуры и составляющих основу формирования портфелей их заказов.

При этом часть этой совокупности, включающая нехарактерные для предприятий ОПК бизнес-процессы, должна реализовываться региональными

объектами инновационной инфраструктуры, обеспечивающими комплексную и непрерывную реализацию бизнес-процессов инновационных проектов региона, исходя из критерия минимальных затрат.

С целью комплексной реализации завершенной совокупности бизнес-процессов инновационных проектов региона необходимо определение состава участников реализации инновационных проектов региона, в частности, проектов коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.

Для решения этой задачи авторами предложен матрица распределения бизнес-процессов инновационных проектов региона по объектам инновационной инфраструктуры (матрица «РБПИП») [2], позволяющая выделить и распределить неэффективные для предприятий ОПК бизнес-процессы инновационных проектов региона между субъектами инновационной деятельности, формирующими архитектуру инновационной инфраструктуры региона, а также обеспечить максимальное вовлечение их компетенций и ресурсов в реализацию инновационных проектов региона, обеспечивая, тем самым, формирование инновационной инфраструктуры региона для решения задач коммерциализации инновационного потенциала предприятий ОПК.

Библиографические ссылки

1. Послание Президента к Федеральному Собранию от 01.12.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207 978/ (дата обращения: 08.10.2017).

2. Борисова Е. В. Матрица распределения бизнес-процессов инновационных проектов как инструмент формирования инновационной инфраструктуры в регионе [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т. 8. № 4 (35). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/77ЕVN416.pdf (дата обращения: 08.10.2017).

References

1. Poslanie Prezidenta k Federal'nomu Sobraniyu 01.12.2016. [The message of the President to Federal Assembly]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW 207978/ (accessed: 08.10.2017). (In Russ.)

2. Borisova E. V. [Business process allocation matrix of innovative projects as a tool for the formation of innovation infrastructure in the region]. Internet-zhurnal Naukovedenie. 2016. Vol. 8. № 4 (35). Available at: http://naukovedenie.ru/ PDF /77ЕVN416.pdf (accessed: 08.10.2017). (In Russ.)

© Ерыгин Ю. В., Борисова Е. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.