УДК 796.83
ВЫБОР НОВЫХ НОРМАТИВОВ, БОЛЕЕ ТОЧНО ОТРАЖАЮЩИХ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОКСЕРОВ В ДЮСШ
Аспирант Ш.Р. Зайнуллин Камский государственный институт физической культуры
г. Набережные Челны
CHOICE OF THE NEW NORMATIVE WHICH SHOWS THE
READINESS LEVEL OF BOXERS AT CHILDREN AND YOUTH SPORT
SCHOOL MORE CORRECTLY Sh. R. Zainullin, Post graduate student
Kama State Institute Of Physical Culture,
Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: нормативы, боксеры, уровень подготовленности, комплекс нормативных упражнений, ДЮСШ, физические упражнения
Аннотация: В статье рассматривается выбор новых нормативов, более точно отражающих уровень подготовленности боксеров в ДЮСШ. Разработанный автором комплекс нормативных упражнений, состоящий из 34 показателей, более точно отражает уровень подготовленности боксеров-учащихся в ДЮСШ, прошедших курс по программе интенсивной технико-тактической подготовки боксеров 15-18 лет, нежели чем существующие комплексы упражнений.
Key words: normative, boxers, readiness level, complex of normative exercises, Children And Youth Sport School, physical exercises
Summary: The article tells about the choice of the new normative which shows the readiness
level of boxers at Children And Youth Sport School more correctly. Author created the complex
of normative exercise, which includes 34 features, and shows the readiness level of boxers at
Children And Youth Sport School more correctly. Author made the course under the program of
intensive technique and tactic boxers preparation aged 15-18, in spite of old based complex. Имеются основания утверждать, что только реализация на практике представленных в
статье концептуальных положений и может обеспечить необходимый, социально
значимый эффект в оценке уровня подготовленности боксеров, занимающихся в ДЮСШ.
Одной из основных причин низкого уровня здоровья населения страны является слабость традиций самостоятельных занятий физическими упражнениями на протяжении всей индивидуальной жизни человека, что, в свою очередь, во многом обусловлено отсутствием специальных знаний и умений их эффективной организации.
По глубокому обсуждению авторов данной статьи эту проблему можно решить только путем повышения качества общего образования в области физической культуры и спорта в России.
Вместе с тем, практика свидетельствует о том, что система оценок уровня подготовленности учащихся в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) требует существенной корректировки.
Наряду с объективными причинами снижения уровня физической подготовленности в стране выделяется и целый ряд обстоятельств субъективного характера. По мнению авторов данной работы к ним следует отнести, прежде всего, следующие обстоятельства:
- Неверная ориентация большинства специалистов и общественного мнения об основном предназначении тренировок и уроков физической культуры как формы, главным результатом реализации которой должно быть не обеспечение необходимого уровня образованности в области физической культуры, а достижение непосредственного и достаточно выраженного эффекта в деле укрепления здоровья и повышения двигательной подготовленности учащихся.
- Недостаточность теоретико-методического обоснования и, связанная с этим, слабая методическая разработанность технологического подхода по физической культуре в
ДЮСШ, обусловленные неверием большинства практических работников в его эффективность.
- Не очевидность, кажущаяся иллюзорность возможности получения ощутимого положительного результата от реализации образовательной направленности, обусловленная опосредованным, пролонгированным характером влияния уровня образованности в области физической культуры, ее интеллектуального компонента на конечную результативность процесса физического воспитания в ДЮСШ.
- Трудности, связанные с регистрацией конкретного вклада именно образовательного компонента при оценке результата деятельности по укреплению здоровья и повышения уровня двигательной подготовленности занимающихся. Для его определения необходимы длительные, масштабные исследования, в области физической культуры и спорта.
Мы считаем, что одним из главных показателей является шкала оценок уровня подготовленности учащихся спортивных школ. Данную проблему мы постарались рассмотреть на примере шкалы оценок уровня подготовленности боксеров в ДЮСШ г. Набережные Челны. Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по данной проблеме.
2. Определение основных нормативов, более точно отражающих уровень подготовленности боксеров и создание комплекса нормативных упражнений, включающего в себя оценку уровня подготовленности: общефизической (ОФП), специально-физической (СФП) и технико-тактической подготовки (ТТП).
3. Апробация комплекса нормативных упражнений (ОФП, СФП и ТТП) и анализ результатов исследования.
Объектом нашего исследования являются учащиеся ДЮСШ бокса г.Набережные Челны.
Предметом нашего исследования являются уровни подготовленности боксеров занимающихся в ДЮСШ г. Набережные Челны.
Предполагается, что разработанный нами комплекс нормативных упражнений будет более точно отражать уровень подготовленности боксеров, нежели существующая шкала оценок. (Дегтярева И.П.1977 и 1979г. и А.О. Акопяна 2005 года). Организация исследования:
Для определения эффективности оценки уровня подготовленности данного комплекса нормативных упражнений нами проведено исследование которое проходило в 2005-2006 учебном году в ДЮСШ бокса г.Набережные Челны (стадион «Строитель» и
спортивный комплекс «Олимпийский»). В исследовании приняли участия 56 человек 4 группы по 14 человек в каждой, 2 контрольные и 2 экспериментальные группы. Суть исследования заключалась в том, что в контрольных группах учебно-тренировочный процесс проходил по учебно-тренировочной программе И.П.Дегтярева 1977 года. Данная программа включает в себя шкалу оценок уровня подготовленности боксеров, состоящую из 6 нормативов, предусмотренных для групп начальной подготовки (ГНП). А в экспериментальных группах учебно-тренировочный процесс проходил по новой экспериментальной программе интенсивной технико-тактической подготовки боксеров 15-18 лет на начальном этапе обучения в ДЮСШ. Разработанная Ш.Р.Зайнуллиным 2006 год. Данная программа включает в себя шкалу оценок, состоящую из 34-х показателей уровня подготовленности боксеров.
Рассматривая контрольные нормативы для боксеров, занимающихся в группе начальной подготовки, можно сказать, что в учебно-тренировочной программе И.П.Дегтярева 1977 года указано 6 нормативов, а в учебнике по боксу И.П.Дегтярева 1979 года указано 7 нормативов, комплекс нормативов, разработанных тренерским советом по боксу спортивного комплекса «Олимпийский» в 2000 году включает в себя 9 нормативов, учебно - тренировочная программа, разработанная под руководством А.О.Акопяна в 2005 году включает в себя 11 нормативов и экспериментальная программа разработанная нами в 2006 году включает в себя 34 норматива. Данная экспериментальная программа 2006 года включает в себя 9 нормативов ОФП, 9 нормативов СФП и 16 нормативов ТТП. Данный подход, на наш взгляд, позволит усилить контроль за уровнем подготовленности боксеров-новичков, занимающихся по программе интенсивной технико-тактической подготовки боксеров 15-18 лет на начальном этапе обучения в ДЮСШ, а также позволит увеличить число занимающихся в школе олимпийского резерва.
Основываясь на научных трудах авторов, занимающихся общефизической, специальной и технико-тактической подготовкой боксеров (И.П. Дегтярев, 1977; И.П.Дегтярев, 1979; В.М.Романов, Г.Ф. Васильев, М.С. Кейзбаев, 1983; В.Е. Котешев, 1998; В.А. Климачев, 2000; Р.Х. Аминов, 2001; С.С. Наумов, 2001; В.А. Макаров, 2002; В.В. Денискин, 2002; АН. Гаракян, 2003; Д.В. Баранов, 2004; И.С. Колесник, 2005; А О. Акопян, Е.В. Калмыков, Г.В. Круглов, В.А. Панков, А.В. Родионов, А.С. Черкасов, 2005;) нами был разработан комплекс нормативных тестов, более точно определяющий уровень общефизической, специально-физической и технико-тактической подготовки.
Комплекс контрольных физических упражнений по тестированию уровня общей физической подготовленности.
□ Бег 30 м - для оценки быстроты;
□ Прыжок в длину с места - для оценки скоростно-силовых качеств;
□ Челночный бег 3х10 м - для оценки быстроты и координационных качеств;
□ Подтягивание на перекладине из положения виса - для оценки силовых показателей;
□ Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на кулаках- для оценки силовых качеств;
□ Бег на 1000 м - для оценки выносливости;
□ Лазание по канату на время - для оценки скоростно-силовых возможностей рук;
□ Сгибание туловища из положения лежа на спине - для оценки уровня скоростно-силовой подготовки мышц пресса;
□ Удержание ног под углом 90° в висе на шведской стенке (на время).
Комплекс контрольных физических упражнений по тестированию уровня специальной физической подготовленности.
□ Выпрыгивание из полного приседа с ударами на время (30 сек) - определение скоростно-силовых возможностей рук, ног и специальной выносливости;
□ Удару кувалдой по колесу (кол-во раз за 30 сек) - определение силы разгибателей предплечья;
□ Толкание ядра левой рукой (мет) - определение скоростно-силовой возможности руки;
□ Толкание ядра правой рукой (мет) - определение скоростно-силовой возможности руки;
□ Выполнение максимального количества ударов левой рукой
по мешку (за 30 сек) - определение скоростных возможностей левой руки;
□ Выполнение максимального количества ударов левой и правой рукой попеременно по мешку (за 30 сек) - определение скоростных возможностей рук;
□ Выполнение кувырков за 30 сек (кол-во раз)
□ Отжимание на параллельных брусьях ( кол-во раз)
□ Жим штанги от груди (кол-во раз 20% от собственного веса) - определение силы рук.
Комплекс контрольных физических упражнений по тестированию уровня технико-тактической подготовленности.
□ Отработка на лапах с тренером (3р по 3мин)- определение силы, скорости, точности, передвижения, скорости реакции и координации движения, по пяти-бальной шкале;
□ Работа в парах, определение скорости, точности, передвижения, скорости реакции, координации движения, выбор момента для выполнения удара, выбор дистанции, выполнение защитных действий, выполнение атакующих действий и умение распределить силы на весь бой по пяти-бальной шкале;
По результатом исследования и общения с тренерами можно сделать вывод, что разработанный нами комплекс нормативных упражнений, состоящий из 34 показателей, более точно отражает уровень подготовленности боксеров-учащихся в ДЮСШ, прошедших курс по программе интенсивной технико-тактической подготовки боксеров 15-18 лет, нежели чем существующие комплексы упражнений.
Имеются основания утверждать, что только реализация на практике представленных в статье концептуальных положений и может обеспечить необходимый, социально значимый эффект в оценке уровня подготовленности боксеров, занимающихся в ДЮСШ. Glossary: