УДК 391
Алигаджиева Заира Алиевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства
ВЫБОР НЕВЕСТЫ В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ АВАРЦЕВ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
Aligadzhieva Zaira Alievna
PhD in History, Assistant Professor, Department for the Humanities, Dagestan State Institute of National Economy
SELECTION OF A BRIDE IN THE WEDDING CEREMONY OF THE AVARS: TRADITIONS AND INNOVATIONS
Аннотация:
Статья посвящена выбору невесты в свадебной обрядности с выявлением степени сохранности традиционного и нового. Свадебная обрядность аварцев претерпела определенные трансформации, связанные с изменением общественного строя, процессами урбанизации и глобализации. Они заметны особенно со второй половины 1980-х гг. и приобрели лавинообразный характер в 1990-е и последующие годы.
Ключевые слова:
аварцы, невеста, жених, свадьба, свадебные обычаи, обряды, традиции, инновации, урбанизация, глобализация.
Summary:
The article deals with the selection of a bride in the context of the wedding ritual, identifying the correlation of traditional and new features. The wedding ceremony of Avars has undergone certain transformations associated with changes in the social structure, urbanization and globalization processes. These transformations have been especially noticeable since the late 1980-s, becoming a snowballing process in the 1990-s and beyond.
Keywords:
Avars, bride, groom, wedding, wedding ceremonies, rituals, traditions, innovations, urbanization, globalization.
Одним из важных этапов предсвадебной обрядности у аварцев, как и у других народов, являлся выбор брачного партнера, который определял раньше и теперь определяет дальнейший ход всего комплекса свадебных обрядов. Выбор невесты - самый ответственный момент брачных отношений. Возможная кандидатура будущей невесты подробно, со всех сторон обсуждалась сначала на семейном совете, а затем к обсуждению привлекались близкие родственники. Здесь учитывалось все: происхождение, сила и авторитетность тухума, материальное состояние семьи девушки, ее внешние данные и личные качества - доброта, уважительность к старшим, трудолюбие, хозяйственность и т. д. Конечно же, она должна была быть одного с женихом сословия. В старину у аварцев при выборе невесты для сына отдавали предпочтение девушке здоровой и физически крепкой, трудолюбивой, то есть на первом месте стояли экономические мотивы. Особым признаком красоты раньше считалось физически крепкое стройное телосложение. В аварских, даргинских и лакских свадебных песнях самый похвальный эпитет для невесты -«широкоплечая» - символ здоровья и силы [1, с. 644].
Трудолюбие и хозяйственность, которые ценятся в супруге и сейчас, считались необходимыми качествами брачного партнера во все времена. В традиционном семейном быту в прошлом эти требования в большей степени предъявлялись к девушке, женщине, так как в ее обязанности входил обширный круг хозяйственных работ и забот о семье [2, с. 17].
Н. Львов, долгое время бывший в плену у аварцев и хорошо изучивший их культуру и быт, писал по этому поводу следующее: «Выбирая себе жену, он (муж) имеет в виду, чтобы девушка или женщина была крепкая, дородная, а главное, не ленивая, не с тем, однако, расчетом, чтобы иметь от нее здоровых детей - подобный расчет не входит в соображения горца, - а для того, чтобы будущая его жена могла исполнять все работы по хозяйству, дома, в поле, в саду и проч.» [3, с. 15].
В оценке личности жениха и невесты большое значение, как и раньше, придавали общественному мнению. При обсуждении достоинств невесты наряду с вышеперечисленными ее качествами, учитывались также личные достоинства и общественная репутация ее родителей, ибо предполагалось, что те же черты характера должны быть и у девушки. У аварцев бытует много пословиц и поговорок, связанных с выбором невесты. Приведем некоторые из них: «Яс хьихьи-наб жо - эбел, ц1а босинаб жо - гъец1» («Девочку может вырастить мать, а огонь можно взять щипцами»), «Яс йихьулеб мат1у раса» («Зеркало, в которое можно разглядеть девушку, - ее корыто для теста»), «Эбел йихьун яс яче, г1ала бихьун тай босе» («По матери выбирай дочь, по кобыле - жеребенка»), «Г1адамаз ц1ехола ясалъул эбел, инсул кьибил тухум борцуна халкъалъ»
(«Люди расспрашивают о матери девушки, а отцовский род измеряет народ»), «Гъвет1 кинаб бу-гониги к!варич!о, пихъ лъик1аб бугони» («Неважно, какое дерево, важно, чтобы плоды были хорошие»), «Гъвет1алда релъгьарабин пихъги бук!унеб» («Какое дерево, такие и плоды»).
Такими же предпочтениями при выборе невесты руководствовались и другие народы Северного Кавказа. Так, у чеченцев, по свидетельству А.П. Ипполитова, решающее значение при выборе невесты придавали личным качествам ее родителей и старались «выбрать себе невесту из сильного и почетного родства. Это обстоятельство при выборе невесты стоит всегда на первом плане. Красота и качество ее - дело второстепенное» [4, с. 7].
Как отмечал описавший быт и культуру аварцев второй половины 20-х гг. XX в. Г.Ф. Чурсин, основными требованиями, соблюдение которых считалось наиболее важным при заключении брака, у аварцев были следующие: «1) равенство общественного положения фамилии жениха и невесты и 2) эндогамия, или брак в пределах своего рода или тухума. В прежнее время при заключении браков авары больше всего заботились о том, чтобы жених и невеста были из равных по знатности, влиятельности и могуществу фамилий. В Аварии имеются фамилии, считавшиеся в свое время принадлежащими к знатным узденям, так называемым «баш-узденям». В этих фамилиях в дореволюционное время строго наблюдалось, чтобы жених и невеста оба принадлежали к «баш-узденям», браки с членами низших по положению фамилий не допускались, как унижающие достоинство «баш-узденей» [5, с. 30].
Это положение подтверждает и Г. Цадасы, который писал, что «серьезную роль играла и сословная принадлежность жениха: если его родители или один из родителей даже в 7-8-м поколениях являлись рабами, то с ним не обручали свою дочь родители из свободных сословий» [6, с. 35].
Как отмечал известный дагестанский этнограф А.И. Исламмагомедов, при выборе супруга (супруги) в традиционном аварском обществе существенное значение имел принцип «свой - чужой». Предпочтительными были браки между родственниками, внутри тухума, называемые эндогамными [7, с. 273]. Существование в прошлом у аварцев эндогамии было отмечено многими исследователями. Как указывал Н. Львов, у аварцев эндогамные браки были распространенным явлением. В прежнее время требование заключения браков в пределах своего рода соблюдалось дагестанскими горцами строго [8, с. 18]. Из авторов XIX в. на эндогамию в Дагестане обратил внимание также И. Константинов. Описывая аварцев Джаро-Белоканского округа, он указывал, что у них «только самые близкие, кровные родственники не могли вступить в брак между собой» [9, с. 173]. Как пишет М.А. Агларов, «эндогамный аул, вернее джамаат, - это характерная черта дагестанского общества, обусловленная особенностями общественно-политического строя» [10, с. 11].
Наиболее предпочтительными у аварцев считались кузенные браки. Если у девушки был неженатый двоюродный брат, то ее родители рассчитывали на него, узнавали о его намерениях перед тем, как дать согласие (ответ) на брак дочери другим сватам. Точно так же поступала и семья юноши. Существовала поговорка: «Если хорошая (девушка) - жалко отдать, если плохая -стыдно». Известный знаток обычного права кавказских горцев М.М. Ковалевский писал, что обязательство брать жен из собственного рода настолько строго соблюдается на Кавказе, что при невозможности найти подходящую невесту в собственном роде жених требовал, чтобы избранная им чужеродка подверглась предварительному усыновлению со стороны его рода, и затем уже вступал с ней в брак [11, с. 171].
О том, что эндогамные браки в традиционном горском обществе были предпочтительными, отмечает и С.Ш. Гаджиева. Она писала: «Выдача девушек замуж в другие общества и тем более в иноэтническую среду было редким явлением. Этот порядок отразился и в устном народном творчестве: «Бац1адаб меседица г!ор бахуларо, г!айиб гьеч!ей ясалъ росу толаро» («Чистое золото реку не переплывет, хорошая девушка село не оставит») [12, с. 147], «Лъик!аб лакдаца г!ер бахунаро» («Хорошая корова за реку не уйдет»), «Лъик!аб г!алайица лъор бахунаро, берцинал ясаца росо толаро» («Хорошая лошадь реку не перейдет, красивая девушка не оставит свое село») [13, с. 98].
Интересно отметить, что почти во всех аулах Дагестана брак, заключенный с девушкой из другого тухума, не порицался, если девушка была не рабского происхождения. Можно сказать, что таких браков в Дагестане было не меньше, чем браков внутритухумных. Зато браки, заключенные между представителями разных сельских общин (обществ), были редким исключением. В народе говорили: «Красное золото из аула не уйдет» [14, с. 20].
В свете сказанного любопытную картину дают адаты разных аварских обществ. Так, адаты Келебского общества запрещали женщинам браки с мужчинами других обществ, и за нарушение адата женщины строго наказывались [15, с. 71].
Брачные отношения в традиционном горском обществе имели патриархальный характер, так как они заключались по желанию родителей, главным образом отца, молодые же люди особенно девушки, не имели совершенно права голоса в этом вопросе, как и во всем остальном.
Вопрос о женитьбе сына или замужестве дочери решался старшими членами семьи, которые в своем выборе руководствовались соображениями сословной принадлежности, общественного престижа тухума, имущественными интересами. Непременным условием надежности брака было экономическое равенство сторон [16, с. 13].
В наше время в связи с развернувшимися в мире процессами глобализации и унификации эта деликатная сфера семейного быта претерпела определенные трансформации. Следует отметить, что в современных условиях в сознании аварской молодежи происходит переоценка прежних культурных традиций в сфере семейно-брачных отношений и морально-нравственных устоев и представлений. Мы наблюдаем у них интеграцию ценностей разного типа обществ. С одной стороны, широко распространившиеся ценности западного мира, которые эффективно усваиваются аварской молодежью, с другой - заметна серьезная тенденция разочарования в «новых» идеалах и ценностях, так как они не всегда соответствуют особенностям национального менталитета, нивелируют, а иногда и сводят на нет этническую идентичность. P.A. Ханаху отмечает, что в современном обществе в связи с обособлением сфер человеческой деятельности, их специализацией и порой «самозамкнутостью» прогрессирует процесс образования множественности ментальностей, недетерминированных строго этнической принадлежностью. Эта тенденция по своей природе универсальна и связана с переходом к индустриальному и постиндустриальному обществу [17, с. 178].
Женщина в современном обществе вынуждена подстраивать свою историческую менталь-ность под единые требования индустриального общества. Она стала активным участником всех процессов, происходящих в обществе. Сегодня мы видим женщину в структурах власти, в науке, образовании, медицине и т. д. В последние годы обязательным приоритетом каждой семьи является дать высшее образование дочери и устроить ее на престижную работу. Современная женщина социально активна, в том числе и в выборе брачного партнера.
За годы советской власти и в последующее время не только расширился брачный круг, но и исчезли препятствия для браков между людьми разных классов. Расширилась свобода их собственного брачного выбора. Как показал наш полевой материал, только небольшая часть молодых людей следует воле родителей, подавляющее же большинство учитывает мнение старших, но руководствуются собственным выбором. Хорошо видна тенденция к усилению самостоятельности: в младших возрастных группах браки по выбору родных заключаются намного реже, чем в старших.
Основные изменения, происшедшие в брачных отношениях населения за годы советской власти, заключаются в том, что изменилась мотивация брака, иным стал идеал супруга. В связи с демократизацией брачных отношений изменилась роль родителей и родственников при заключении брака.
В наше время основным стимулом для вступления в брак для молодежи является любовь, хотя в определенной мере учитывается и меркантильный интерес (наличие престижной работы, квартиры, иномарки). Лишь незначительная часть браков заключается по инициативе родителей. Но и эти скорее являются актом согласия между родителями и молодежью, а не насильственным навязыванием воли родителей. Такой порядок свидетельствует о полном преодолении авторитарных, деспотических отношений в семье и обществе. Обычно решение молодых сначала обсуждается в семейном кругу, затем в кругу самых ближайших родственников. Если родители не согласны с выбором сына или дочери и считают, что их выбор неудачен, они пытаются вмешаться и повлиять на ход дела, но в конечном счете последнее слово остается за молодыми.
Выбор брачного партнера в наши дни стал личным делом, касающимся, прежде всего самих брачащихся. Любовь, общность интересов, взаимопонимание в наше время - главные условия при выборе брачного партнера. Помимо этого появилось совершенно новое представление о достоинствах жениха и невесты. Так, например, в наши дни считается желательным, чтобы жених или невеста имели высшее образование и престижную работу. Не является препятствием для брака в нынешних условиях и то, что жених и невеста - выходцы из разных аулов, хотя это обстоятельство в прошлом считалось серьезной помехой.
Надо отметить, что и в наше время многие предпочитают выбирать брачного партнера для своих детей среди односельчан. Для отдельных субэтносов и этнических групп аварцев такого рода предпочтение - обязательная норма, которую нельзя нарушить, ибо это вызывает бурную реакцию протеста среди родственников и односельчан. К таковым можно отнести турутлинцев сел Андых, Могох, Хебда, тлейсерухцев села Ириб, каралальцев села Гочоб, хунзахцев сел Хун-зах, Батлаич, Геничутль и многих других. Будучи горожанами в нескольких поколениях, они поддерживают тесные связи и отношения со своими аулами и за их пределами брачного партнера не ищут. Это правило применимо не ко всем аварцам. В современных условиях нередки случаи, когда молодые люди, не взирая на тухумную и национальную принадлежность, сами себе находят брачного партнера среди коллег по учебе или работе.
В современных условиях родители редко возражают, если молодые настаивают при выборе брачного партнера для себя. У родителей также не вызывает особых возражений, если сын и дочь хотят вступить в брак с представителями другой дагестанской национальности, близкой к ним по культуре и религии. И та, и другая сторона сначала пытаются убедить молодых людей сделать выбор в пользу своей национальности, но, как правило, родители уступают, если молодые люди проявляют настойчивость. Согласие родителей на брак, по представлениям дагестанцев, считается важным, ибо от этого зависит будущее молодой семьи, дальнейшие их отношения с родственниками мужа, а также с родителями невесты.
Мы уже говорили о подборе брачной пары в традиционном дагестанском обществе, который в основном осуществлялся родителями. Специфика подбора брачной пары у аварцев такова, что она имеет значение и для современной семьи. И в наше время родители начинают искать своему сыну невесту, если он сам себе ее не находит. С помощью родственников и знакомых они перебирают варианты кандидатур. Молодые люди при этом могут не знать друг о друге. С учетом нынешних реалий родители стараются не ущемить вкусы и предпочтения детей, и без их согласия подобная сделка может и не состояться. Родители невесты, решая вопрос о замужестве дочери, по этой же причине придают большое значение достоинствам жениха и его родителей. И в наши дни в женихе прежде всего ценится готовность и способность содержать семью.
Таким образом, как это видно из представленного материала, выбор брачного партнера в традиционной свадебной обрядности аварцев, зависел от целого ряда факторов - общественного и семейного уклада, хозяйственных занятий, обычного права, морали и нравственности общества, сословной принадлежности, личностных характеристик. В советское время брачный выбор претерпел определенные трансформации. Они были связаны с борьбой с так называемыми «вредными адатами и пережитками» и внедрением в быт новой советской семейной обрядности. Эндогамия стала не такой обязательной нормой, как в прежнее время, получили распространение браки с представителями разных сословий, других национальностей и вероисповеданий. В наше время в связи с процессами глобализации и унификации культур в брачном выборе при обязательном учете мнения родителей превалирует решение о браке молодых. На выбор брачного партнера у аварцев и других народов Дагестана оказывают влияние такие факторы, как взаимная любовь юноши и девушки, их образовательный уровень и материальное благосостояние [18, с. 248-250].
Ссылки:
1. Амирова М., Маллаева З. Образ горянки в любовных песнях народов Дагестана // Материалы международной научной конференции «Археология, этнология, фольклористика Кавказа». Тбилиси, 2011.
2. Булатова А.Г. Традиционное и новое в современном быту и культуре сельского населения Дагестана. 1979 г. // Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 694.
3. Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. 3.
4. Ипполитов А.П. Этнографические очерки Аргунского округа // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. 1
5. Чурсин Г.Ф. Авары : этнографический очерк. 1928 г. / науч. ред. Р.И. Сефербеков. Махачкала, 1995.
6. Цадаса Г. Адаты о браке и семье аварцев в XIX - начале XX вв. // Памятники обычного права Дагестана XVII—XIX вв. : архивные материалы / сост., предисл. и прим. Х.-М. Хашаева. М., 1965.
7. Исламмагомедов А. Аварцы: Историко-этнографическое исследование. XVIII - начало XX вв. Махачкала, 2002.
8. Львов Н. Указ. соч.
9. Константинов И. Джаро-белоканцы до XIX в. // Кавказ. 1846. № 2.
10. Агларов М.А. Сельская община как эндогамный круг в Дагестане // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX - XX вв. Махачкала, 1986.
11. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. В 2 т. М., 1890. Т. 2.
12. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX вв. М., 1985.
13. Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. XIX - начало XX вв. : историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2001. С. 98.
14. Гаджиева М.И. Семья Дагестана в прошлом, настоящем и будущем. Махачкала, 2005.
15. Адаты Келебских селений // Памятники обычного права XVII-XIX вв. : архивные материалы / сост., предисл. и прим. Х.-М. Хашаева. М., 1965.
16. Хасбулатов Х.М. Обряды, традиции и верования дагестанцев. Махачкала, 2003.
17. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997.
18. Алигаджиева З.А. Традиционные и современные способы знакомства юношей и девушек у аварцев в свадебной обрядности // Теория и практика общественного развития : научный журнал. 2012. № 8.