Е.В. Минаева,
профессор В.А. Деева,
профессор
Московский государственный университет технологий и управления
Экономика
Выбор научно обоснованных принципов развития организаций
в условиях кризисной ситуации
В процессе формирования рыночных отношений должна реализовываться стратегия переноса акцентов деятельности на приоритетность запросов потребителей вместо удовлетворения интересов продавцов. В этих условиях, чтобы завоевать конкурентные преимущества, предприятия должны следовать основным экономическим законам развития. Их деятельность должна сопровождаться существенными изменениями в организации производства, труда и управления.
Для завоевания значительной ниши и сегмента рынка продаж продукции предприятиями должны использоваться следующие методы и способы достижения конкурентных преимуществ:
• удовлетворение запросов каждого клиента. Цель любой компании — создать сообщество лояльных заказчиков, поддерживая приверженность потребителя всеми возможными способами;
• максимальное использование возможностей уже завоеванного сообщества. Создав потребительское •сообщество», организация может извлечь из этого наибольшую прибыль. В этом случае товары превращаются в -расширенные товары», включающие в себя множество дополнительных услуг. А сами компании эксплуатируют свою бизнес-технологию, предлагая потребительской аудитории все новые продукты И услуги;
• трансграничность потребительского сообщества. Организация должна стремиться расширить свою клиентуру до максимально возможного объема. Информационные технологии в настоящее время дают возможность хозяйствующим субъектам общества обслуживать потребителя 24 ч в сутки, 7 дней в неделю. 365 дней в году в любой точке земного шара;
• приоритет гибким формам организации производства. Традиционным типом становится производство небольших партий товара в рамках одной обшей модели;
• приоритет доставки продукта или услуги «точно в срок-;
• гарантия качества продукции и его соответствия указанным на этикетке параметрам;
• использование эффективных методов ценообразования в зависимости от длительности периода работы с клиентом и партии закупаемой продукции.
Учитывая, что в эпоху завоевания доверия индивидуальных групп клиентов товар дифференцируется как по типам, так и по объему, то местом хранения продукции, как правило, становится транспорт, на котором она доставляется потребителям. Если до начала формирования экономики, например, мука, сыр и другие виды продовольствия проходили на складе стадию дозревания, то в условиях рынка этот процесс происходит во время доставки. За счет этого скорость оборачиваемости капитала возрастает более быстрыми темпами. Происходит экономия издержек на содержание складов и хранение продукции. Однако это доступно не всем организациям, а только тем. кто. не нарушая технологию производства и реализации продукции, воспользуется этим преимуществом при соблюдении без нарушения установленных параметров качества.
Когда продукция предприятия не пользуется достаточным спросом населения из-за низкого качества, неисследовательности запросов потребителей, ограни-
Экономика, Статистика и Информатика 29 №2, 2007
ценности ассортимента, то происходит затоваривание продукции, а как следствие — увеличение затрат на ее хранение, снижение качества и потребительских свойств.
Приспособление к интересам клиентуры в условиях конкуренции, в свою очередь, требует от производителей адекватной реакции на эти условия, результатом выполнение которого должно стать повышение качества продукции обслуживания, прежде всего, сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Тем самым, фактор времени наряду с ценой и качеством продукции становится определяющим условием успеха функционирования предприятия на современном рынке. Усложнение проблем реализации продукции при одновременном росте требований к качеству процесса ее распределения и товародвижения вызывает у производителей аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образуется довольно сложная система взаимосвязей между различными субъектами рынка, которая вызывает необходимость модификации существующих моделей организации процессов снабжения и сбыта.
Для ориентации на достижение высокой эффективности производства и реализации продукции путем завоевания доверия потребителей всем хозяйствующим субъектам необходимо использовать принципы гармоничного развития.
Как видно из изучения целого ряда литературных источников, принципы развития у различных авторов имеют аналогичный состав, а подчас и противоречивый. Поскольку принципы гармоничного развития предприятий предложены ограниченным числом авторов, то при рассмотрении их состава будем исходить из посылки, что речь идет об аналогичных категориях. Поэтому проведем аналогию и допустим, что принципы развития и принципы устойчивого развития предприятий могут считаться своего рода синонимами принципов гармоничного их функционирования. Развитие производства базируется на принципах: инерции (запазды-
вания), эластичности, непрерывности и стабилизации.
Принцип инерции заключается в том. что изменение потенциала системы (организации) начинается лишь спустя определенное время после начала воздействия изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время.
Принцип эластичности состоит в том, чю скорость изменения потенциала системы (организации) зависит от самого потенциала. Если система мало восприимчива к изменениям, т.е. эластичность ее мала, то небольшие воздействия не оказывают на нее никакого влияния. Если же система восприимчива к воздействиям, то считается, что она обладает высокой эластичностью. На увеличение эластичности организации влияет ряд факторов, наиболее важными из которых называются универсализация производства, страхование. высокий уровень унификации изделий, ротация кадров, слабая зависимость от внешней среды и т.п. Уменьшению уровня эластичности организации соответствуют узкая специализация производства, отсутствие резерва производственных мощностей, значительная зависимость от внешней среды. сокращение ротации кадров.
Принцип непрерывности заключается в том, что процесс изменения потенциала системы (организации) идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения.
Принцип стабилизации состоит в том. что система (организация) стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на потребности человека и общества в стабильности на определенном отрезке времени.
Принцип координации — каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм их выполнения и др.
Проанализировав состав перечисленных принципов, можно сделать вывод о том. что они носят не общий, а скорее локальный характер и приемлемы более для развития производства, чем для гармоничного развития хозяй-
ствующих субъектов. Несмотря на весомость приведенных принципов, вряд ли можно считать принципами углубленную переработку зерна, обновление знаний и контроллинг. Это. прежде всего, факторы, механизмы достижения цели развития предприятий.
К сожалению, пристальное изучение приведенных характеристик каждого из принципов не позволяет априори согласиться с их составом. Например, принцип независимости противоречит сути рыночной экономики, когда хозяйствующие субъекты получили полную свободу действий и государство возложило на них целый ряд функций, ранее не выполняемых предприятиями. Принцип слабого влияния также носит противоречивую природу, так как одним из признаков совершенной конкуренции, согласно теории рынка, является как раз слабое влияние одного из производителей товаров на уровень цен.
Основываясь на основных экономических законах из числа проанализированных, а также выявленных в процессе изучения составляющих данной категории, предложим собственную классификацию принципов гармоничного развития предприятий: пропорциональность, автоматизированность. стандартизиро-ванность, координационность, стимули-рованность, информационность, ресур-сосберегаемость, продуктивность, прибыльность. ответственность, дисциплинированность и социально-экономическая справедливость.
Принцип пропорциональности ориентирует на постепенное выравнивание уровней развития всех сторон деятельности предприятия в материально-техническом, инновационном. организационном, управленческом, социальном аспектах. Только при равномерном развитии производства, труда и управления во внутренней сфере предприятия, а также адаптации своей деятельности к требованиям социально ориентированной экономики возможно достижение конкурентных преимуществ и обеспечение на этой основе высокой прибыльности, необходимой для расширенного социально-экономического воспроизводства.
Принцип автоматизированное™ По этому принципу реко-
№2, 2007
30
Экономика
мендуется повсеместное использование вспомогательных технических средств везде, где это возможно. Человеческий труд, насколько это возможно, должен бы ть заменен работой машин. Автоматизация не ограничивается только применением машин, она должна охватывать весь производственный, организационно-коммерческий и информационный процесс.
Принцип страдартизиро-ванности означает, что все виды выпускаемой продукции, предоставляемые услуги, выполняемые функции должны соответствовать определенным параметрам, показателям, нормам, требованиям.
Принцип координацион-ности. т.е. объединение усилий всех работников на достижение цели развития, подчинение усилий всего персонала и ориентация его на единство целей. Координация должна осуществляться на каждом уровне управления одним менеджером, т.е. путем использования способа единоначалия. Эффективность координации зависит от диапазона числа подчиненных каждому менеджеру. Это возможно только в том случае, если число прямо подчиненных работников одному начальнику не превышает 6—8 человек.
Одним из эффективных принципов гармоничного развито! является стиму-лированность. т.е. успешный труд каждого человека может быть мотивирован только хорошей заработной платой. Человек действует рационально и в отношениях взаимообмена с окружающими ищет максимальную выгоду, преследуя свои собственные интересы. На предприятии эти отношения взаимообмена состоят в исполнении работы за вознаграждение в виде хорошей заработной платы. Таким образом, организовывать означает также направлять средства и людей на достижение определенной цели.
Следующим принципом следует выделить информационность Развитая сеть информационного обеспечения структурных подразделений должна обеспечивать руководство полной информацией о действиях и поведении подчиненных, а персонал должен быть информирован о планах руководства.
Принцип ресурсосбережения ориентирован на то, чтобы из всех производственных, торговых оборотов, комплекса услуг был выбран вариант, обеспечивающий наиболее экономически выгодное использование ресурсов и выполнение поставленной задачи.
Принцип продуктивности
труда обеспечивает соотношение достигнутых результатов и суммы использованных факторов производства. Про дуктивность достигается при увеличении результата, без привлечения дополнительных трудовых ресурсов, без роста потребления энергии и сырья. При увеличении результата на основе роста суммы издержек, т.е. за счет экстенсивного фактора, обеспечивается рост производства, но не повышение продуктивности труда. Показателями роста продуктивности труда служат в промышленности — снижение затрат на единицу продукции, в торговле — увеличение выручки на продавца, кассира или на квадратный метр торговой площади. в бухгалтерском учете — число произведенных операций на одного бухгалтера.
Принцип ответственности за принимаемые решения предусматривает. что эффективный менеджмент невозможен без возложения на него соответствующей доли ответственности. Мера этой ответственности, ее материальный эквивалент не поддается никакому учету. Однако каждый менеджер должен нести ответственность за принимаемые решения, так как от их обоснованности и скорости принятия зависит эффективность деятельности организации и уровень заинтересованности в результатах труда персонала. размер ниши рынка и контингент потенциальных покупателей продукции.
Принцип дисциплинированности означает, что весь персонал предприятия, начиная от руководства и заканчивая работниками низших тарифно-квалификационных разрядов, менеджеры всех уровней, независимо от занимаемой должности, обязаны четко соблюдать производственно-техно-логическую и управленческую дисцип-
_
лину, этику и культуру ведения бизнеса.
Рабочие обязаны обеспечивать ведение технологического процесса, рационального использования ресурсов, снижать потери и выполнять все указания своего непосредственного руководителя. Менеджеры должны использовать современные методы и способы управления, обеспечивать благоприятный морально-психологический климат в коллективе, соблюдать режим труда и отдыха.
Соблюдение принципа социально-экономической справедливости есть результат сочетания благожелательности с правосудием. Справедливость не исключает ни энергичных действий, ни жесткости в случаях необходимости со стороны руководителей различных звеньев управления. Справедливость при практическом ее осуществлении нуждается в применении современных методов, здравом смысле, большом опыте и добропорядочности. Требования социально-экономической справедливости и равенства — это совокупность запросов, с которыми менеджерами различных уровней надо всегда считаться в обращении с персоналом и друг с другом. Руководители и менеджеры предприятия должны применять свои лучшие способности, чтобы эффективно управлять персоналом. Они должны стремиться укоренит!) чувство справедливости на всех ступенях иерархии. При этом условия труда должны быть равными для всех, только при этом они будут улучшаться, обновляться знания, повышаться заработная плата.
Принцип прибыльности ориентирован на наращивание массы прибыли и расширенное воспроизводство. Для получения объема прибыли, достаточного для осуществления производственно-коммерческой деятельности, стимулирования персонала и удовлетворения его труда в результатах диверсификации и обновления производства, расширения числа рабочих мест необходимо осуществлять постоянный поиск новых сфер рынка, расширять ассортимент продукции, обеспечивать ее конкурентоспособность, внедрять культуру производства, обеспечивать охрану окружающей среды.
Экономика, Статистика и Информатика
31
№2, 2007