УДК 338
НК Рожкова ВЫБОР МЕТОДА РАСЧЕТА ВЕЛИЧИНЫ СТАВКИ
РОЯЛТИ ПО ФРАНЧАЙЗИНГОВОМУ ДОГОВОРУ
Аннотация. Дана характеристика франчайзинга как разновидности лицензии на передачу технологии и бренда. Показаны виды платежей по франчайзинговому договору. Дан обзор различных методов расчета величины ставки роялти по франчайзинговому договору. Обозначены факторы, которые оказывают влияние на ставку роялти. Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчази, роялти, паушальный платеж, метод и ставки роялти.
NadezMa Rozhkova CHOICE CALCULATION METHOD ROYALTY RATES
FOR FRANCHISE AGREEMENTS
Annotation. The characteristic of franchising as a variety of licenses for the transfer of technology and brand is done. The types of payments for a franchising contract are shown. Overview of the different methods of calculation of the royalty rates for franchising agreement is done. The factors that influence the rate of royalty are identified.
Keywords: franchising, franchisor, franchisee, royalty, lump-sum payment, method and the royalty rate.
Система франчайзинга является ярким примером симбиоза в бизнесе для компаний, потому что ей свойственно эффективное решение быстрого развития и освоения новых рынков сбыта при минимальных финансовых вложениях и снижение издержек за счет эффекта масштаба, существенное снижение риска банкротства за счет хорошей репутации франчайзера и использования отработанных им технологий. Франчайзинг представляет собой модель бизнеса, в которой идеи преобразуются в инновации и достаточно быстро распространяются, что способствует высокой конкурентоспособности не только единичной организации, но и всех участников сети.
В настоящее время на рынке оперирует большое количество российских и зарубежных франчайзеров, и их количество постоянно растет. Ежегодный прирост франчайзеров в несколько раз превышает прирост франчайзи, однако на рынке остаются только компании, способные организовать крупную и жизнеспособную франчайзинговую сеть. Нельзя не отметить, что в России само понятие «франчайзинг» приобрело особые национальные черты, следствием чего стало игнорирование его обязательных принципов партнерами и снижение эффективности системы. Одним из таких принципов является наличие и справедливость величины платежа роялти [5; 6].
Франчайзинг по сути является разновидностью лицензии на передачу технологии и бренда. Известная компания продает право использовать свой бренд (и, следовательно, контролировать технологию) небольшой и неизвестной на рынке компании. В результате передачи компания-франчайзи предоставляет исключительное право на использование этого бренда на конкретной заранее оговоренной территории на определенный период времени. Данная лицензия по сравнению с патентной лицензией является более всеобъемлющей: в договоре четко прописываются характер деятельности франчайзи, взаимные права и обязательства, консультирование по финансовым вопросам, вопросам бухгалтерского учета, использования технологии франчайзинга.
Франчайзинг, как и любой вид экономической деятельности, генерирует финансовые потоки расходов и доходов. В основе лежат четыре вида платежей:
1) оплата франшизы, т.е. единовременный (паушальный) платеж за вход во франчайзинговую систему. Это плата за использование интеллектуальной собственности компании-франчайзера, получение набора стандартных консультаций и услуг, необходимых для открытия собственного предприятия, покупку оборудования, обучение сотрудников;
4. © Рожкова Н.К., 2014
2) роялти — регулярные обязательные платежи компании-франчайзеру за поддержку и развитие франчайзинговой сети;
3) взносы в центральный рекламный фонд;
4) дополнительные платежи за дополнительные услуги.
Для расчета роялти и для расчета паушального платежа используются три подхода и методы оценки инноваций. Задача состоит в том, чтобы выбрать и обосновать подход и способ оценки бренда товара. При этом необходимо учитывать возможность для передачи прав на пользование брендом другим хозяйственным субъектам в рамках договоров франчайзинга.
Самые распространенные платежи - паушальный и роялти. Паушальный платеж в большинстве случаев одноразовый. Бывают случаи, когда сумма платежа рассчитывается исходя из совокупности всех затрат, которые компания-франчайзер планирует понести в процессе подготовки пакета документов и регистрации франшизной компании, а также запуске его в работу. Сюда входят и аренда коммерческих помещений, и обучение персонала, и разработка маркетинговой стратегии.
Тем не менее, единого способа расчета паушального платежа нет. Каждый франчайзер выбирает для себя сам размер выплат и устанавливает его из расчета планируемой прибыли для компании-франчайзи и возможного экономического эффекта для компании-франчайзера. Также он может вообще не рассчитываться, а быть произвольной величиной.
Дефиниция «роялти» произошла от английского термина «royal», что дословно означает - королевский, а «royalty» - налог, который взимался королевской властью Англии за право пользования земельными участками и разработку недр. Термин «роялти» начал использоваться с середины XVI в., когда предприятия получили от короля право на разработку угольных копей, за которое ежегодно отчисляли королевскую долю. В настоящее время роялти означает выплату согласованных в договоре денежных сумм в размере, зависящим от результатов, получаемых при использовании интеллектуальной собственности компаниями-франчайзи. Роялти может применяться для обозначения платы за право разработки недр, пошлины, арендной платы, платы за лицензию, а также доли продукта или прибыли, зарезервированной для себя владельцем какой-то собственности за предоставление права на пользование этой собственностью другим лицом [1].
Роялти бывает трех видов:
— процент с оборота. Представляет собой зафиксированный в договоре процент от валового оборота компании-франчайзи, платится по результатам работы за определенный период времени;
— процент с маржи. Применяется, если в магазине установлен разный уровень наценки товаров. Франчайзеру выгоден именно такой вид роялти, если у него есть возможность контролировать ценовую политику оптовых и розничных продаж;
— фиксированный роялти (процент от продаж, зафиксированный в договоре). Этот вид роялти зависит от стоимости услуг франчайзера, числа предприятий, размера торговой площади, числа обслуживаемых клиентов и т.д. Данный вид используется в случаях, когда сложно просчитать точный объем дохода франчайзи.
В международной практике часто размер роялти не рассчитывается, а определяется эмпирически на основе среднего показателя заключенных лицензионных сделок в разных отраслях, т.е. стандартов роялти. Значения ставок роялти колеблются в пределах от 0,5 % до 20 % от цены единицы продукции или коммерческого оборота. Кроме того, в каждой отрасли существует свой диапазон ставок с минимальными и максимальными значениями, который иногда достигает 15 %. Стандартные ставки роялти по отраслям в расчете от валового объема реализации лицензионной продукции или оказания услуг представлены в таблице 1 [1].
Таблица 1
Типичные ставки роялти по отраслям сферы услуг от валового объема реализации
лицензионной продукции
Отрасль сферы услуг Роялти, %
Услуги общественного питания 2-8
Услуги в системе образования 5-20
Медицинские услуги 2-4
Туристические и экскурсионные услуги 5-12
Услуги пассажирского транспорта 5-10
Услуги физической культуры и спорта 7-15
Услуги правового характера 3-9
Услуги торговли 0,5-6
Услуги учреждений культуры 4-14
При установлении ставки роялти необходимо учитывать следующие моменты. Ставка роялти
должна
- полностью возместить компании-франчайзеру расходы по подготовке договора, а также техническую информацию и прочие затраты, такие как обучение, пусковые расходы и т.п.;
- компенсировать упущенный доход в результате появления на рынке новой компании-франчайзера;
- учитывать инновационные расходы в том случае, если последние улучшают свойства нематериального актива, по которому выдана лицензия, используемая франчайзи. При этом ставка роялти должна повышаться и распределяться между франчайзи, имеющими лицензию, пропорционально основному показателю, по которому установлена ставка роялти;
- учитывать, как правило, минимальную сумму за право использования интеллектуальной собственности.
Российскими экономистами рассматриваются несколько методов расчета роялти. Например, профессора Г.Г. Азгальдов и Н.Н. Карпова предложили использовать стандартные ставки, скорректированные с учетом факторов, оказывающих влияние на стоимость инновации, в нашем случае - роялти по договору франчайзинга:
- юридический фактор (объем передаваемых по договору прав, территория и срок действия договора);
- особенности заключаемого договора (условия договора, наличие аналогичных предложений на рынке, степень самостоятельности франчайзи);
- экономические аспекты договора (размер требуемых инвестиций, объем передаваемой технической документации, объем производства франчайзи, доля передаваемой интеллектуальной собственности и т.д.) [1].
Слабой стороной метода является то, что используются именно исторически сложившиеся ставки в отраслях без учета изменяющихся внешних условий.
Другой метод, предложенный А.С. Евдокименко, основан на том, что объект интеллектуальной собственности покупается (предмет франчайзингового договора), а лицензиат (франчайзер) рассматривает сделку как вложение средств в инвестиционный проект с соответствующими выплатами и ожидаемыми поступлениями [2]. Просчитываются денежные потоки от данного инвестиционного проекта, и определяется сумма, которую лицензиат согласен заплатить за инновацию, как чистый дисконтированный доход (КРУ), ставка роялти в долях единицы определяется следующим образом:
ИРУ ...
г =--(1)
где г - ставка роялти; И - сумма дисконтированных поступлений по проекту.
Особенностью этого метода является сложность расчета прогнозных значений поступлений и выплат на предварительном этапе. Кроме того, проверить достоверность значения ставки роялти не представляется возможным, и франчайзер оказывается в привилегированном положении. Соответственно, от той информации, которую он предоставит, и будет зависеть установленная величина платежа.
По мнению О.В. Новосельцева, достоверную ставку роялти целесообразно подсчитать по величине рентабельности производства и степени участия в прибыли компании-франчайзи [4]. Величина ставки роялти по договору рассчитывается как отношение произведения дополнительной рентабельности (рентабельности от использования приобретаемого по договору франшизы бренда) и доли франчайзера в дополнительных доходах к сумме общей рентабельности производства по договору франчайзинга и единицы:
г = (2)
Ро+1 4 у
где: Рд - дополнительная рентабельность, полученная в результате использования франшизы, ё - доля франчайзера в дополнительной прибыли франчайзи, Ро - общая рентабельность производства по франшизе.
Из формулы видно, что ставка роялти будет расти с ростом дополнительной прибыли и, соответственно, с ростом дополнительной рентабельности.
Серьезным минусом предложенного О.В. Новосельцевым метода является то, что не совсем понятно, каким образом возможно рассчитать указанные показатели. Например, абсолютно не понятно, как можно оценить наличие патентной охраны, степень готовности объекта договора франчайзинга, предпринимательские риски в математической форме для проведения справедливого анализа.
И.С. Мухамедшин предложил оценивать роялти методом расчета величины дополнительной прибыли [3]. Суть метода - в расчете величины дополнительной прибыли лицензиата (франчайзи) и предельной ставки роялти. После корректировки рассчитанных величин с учетом коммерческих и производственных рисков окончательно определяется доля прибыли франчайзера в дополнительной прибыли франчайзи и предельная ставка роялти. Недостатком данного метода является то, что рассчитать долю франчайзера (лицензиара) в прибыли франчайзи (лицензиата) довольно непростая задача. Тем не менее, для проведения такого расчета предлагается учесть следующие факторы: долю лицензиата (франчайзи) на рынке, степень исключительности лицензии, наличие передаваемых по лицензии патентов, степень рыночной конкуренции. Однако некоторые из этих факторов могут быть трудно определимы. Данный метод занимает много времени и требует относительно точных и достоверных данных, например, об эффективности работы лицензиата (франчайзи) или аналогичных предприятий, особенностях и емкости рынка лицензионной продукции, о доле рынка конкурентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что совершенного метода расчета роялти не существует. У каждого из рассмотренных вариантов есть свои достоинства и недостатки (см. табл. 2).
В результате анализа методов оценки величины регулярных платежей по лицензионному договору необходимо разработать методику, которая учитывала бы два важных момента:
— равновесие интересов франчайзера и франчайзи (выражается в том, что минимум дохода по данному договору должен соответствовать минимальному доходу, который каждый мог получить бы в результате альтернативного вложения своих финансовых средств);
— экономические характеристики, влияющие на доходность франшизы и, соответственно, на ее стоимость. Понятно, что чем выше доходность, тем больше будет величина ежемесячных вы-
плат и, наоборот, чем меньше доходность, тем меньший процент от своей прибыли франчайзи должен будет отдать франчайзеру.
Таблица 2
Сравнительная характеристика методов расчета роялти
Метод Плюсы Минусы
Метод Г.Г. Азгальцева и Н.Н. Карповой Использование среднеотраслевых показателей, легкость поиска информации для расчетов Не учитываются изменяющиеся внешние условия
Метод А.С. Евдокименко Хорошо отточенная на инвестиционных проектах техника расчета Сложность расчета прогнозных значений, невозможность оценить достоверность ставки роялти
Метод О.В. Новосельцева Относительная простота и наглядность В оценке стоимости принимается во внимание только рентабельность и доля франчайзера в прибыли франчай-зи
Метод И.С. Мухамедшина Учет многих факторов, влияющих на величину дополнительной прибыли Сложные расчеты, вероятность неопределенности ключевых факторов
Максимально точным должен быть метод, учитывающий требования и интересы обеих сторон франчайзингового договора, а также недостатки других методов.
Библиографический список
1. Азгальдов Г.Г. Отчет об оценке интеллектуальной собственности (практические рекомендации) / Г.Г. Аз-гальдов, Н.Н. Карпова. - М.: Институт профессиональной оценки, 2000.
2. Евдокименко А.С. Определение ставки роялти при продаже ОИС // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2001. - № 2.
3. Мухамедшин И.С. Как эффективнее защитить, продать или купить научно-техническую продукцию / И.С. Мухамедшин. - М., 1993.
4. Новосельцев О.В. Метод расчета ставки роялти при определении цены лицензии // Проблемы промышленной собственности. - 1998. - № 5. - С. 23-28.
5. Рожкова Н.К., Блинова У.Ю., Рожкова Д.Ю. Парадоксы теории Клейтона Кристенсена // Вестник Университета (Государственный университет управления) - 2013. - № 4. - С. 191-199.
6. Рожкова Н.К. Учет затрат методом «директ-костинг» // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. - С. 243-248.