Современные технологии. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_
m
УДК 658.562
Подгорнова Евгения Станиславовна,
аспирант кафедры «Экономика и управление на железнодорожном транспорте», Иркутский государственный университет путей сообщения, e-mail: [email protected]
ВЫБОР КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
E.S. Podgornova
WORKING EFFICIENCY CRITERIA FOR EAST SIBERIAN RAILWAY QUALITY MANAGEMENT SYSTEM SELECTION
Аннотация. На основе анализа действующих критериев оценки функционирования системы менеджмента качества Восточно-Сибирской железной дороги в статье даются предложения по их совершенствованию.
Ключевые слова: система менеджмента качества, эффективность функционирования, железнодорожный транспорт.
Abstract. Based on valid working efficiency criteria of East Siberian Railway quality management system, some suggestions for improvement in them are offered.
Keywords: quality management system, working efficiency, rail transport.
В ходе структурной реформы отрасли российские железные дороги встали на путь построения эффективной конкурентоспособной компании, максимально полно способной удовлетворить ожидания и требования потребителей по уровню качества продукции.
Активная работа в области совершенствования методов управления качеством была развернута на сети дорог, в том числе и на ВосточноСибирской железной дороге (ВСЖД), в соответствии с Функциональной стратегией управления качеством в ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 15 января 2007 г № 46р. Согласно указанной стратегии, рассматриваемой в качестве одного из ключевых инструментов управления эффективным развитием ОАО «РЖД», в компании необходимо было создать Корпоративную интегрированную систему менеджмента качества (СМК).
Наряду с Октябрьской и Куйбышевской железными дорогами ВСЖД вошла в число магистралей, разрабатывающих и внедряющих систему менеджмента качества на основе следующих пилотных подразделений: Слюдянская дистанция пути, локомотивное ремонтное депо Нижне-удинск, вагонное эксплуатационное депо Тайшет,
Специальная путевая машинная станция - 337 (Слюдянка), Северобайкальская дистанция пути [2]. Уже 14 сентября 2010 г. ВСЖД был вручен сертификат соответствия СМК требованиям стандарта МС ИСО 9001:2008 в системах «Русский регистр» и «^№1» [5].
Начало массовому внедрению СМК и технологий бережливого производства в структурных подразделениях ВСЖД было положено распоряжением главного инженера дороги от 22 апреля 2011 г. № 9-9/381. По итогам 2011 года ВосточноСибирская железная дорога заняла второе место в номинации «Самая активная дорога в реализации передового опыта» в конкурсе «Лучшее подразделение» проекта «Бережливое производство» [2].
В целях оценки эффективности внедрения СМК в деятельность подразделений дороги отделом развития технологий управления, созданным в составе ВСЖД в 2009 году, была разработана система критериев.
До 2012 года оценка выполнялась на соответствие требованиям дорожных стандартов «Внутренний аудит КСМК», «Анализ со стороны руководства», «Порядок управления несоответствующей продукцией (услугой)», «Управление записями», «Входной контроль и претензионная деятельность», «Управление документацией», а также методики «Оценка удовлетворенности потребителей на основе анкетирования». Заключение об эффективности функционирования СМК давалось на основании помесячного, поквартального и годового выполнения девяти целей в области качества:
1. Выполнить график движения пассажирских поездов своего формирования по отправлению на уровне 100 %, по проследованию и прибытию на конечные станции - выше среднесетевых.
2. Обеспечить уровень участковой скорости 46,5 км/ч.
иркутским государственный университет путей сообщения
3. Снизить количество отказов: технических средств I, II, III категории - на 10 %, сбоев АЛСН - на 20 %.
4. Обеспечить средний вес поезда 3715
тонн.
5. Обеспечить освоение инвестиционной программы до 1 декабря.
6. Обеспечить экономию всех видов ресурсов не менее чем на 80 млн рублей.
7. Обеспечить текучесть кадров массовых профессий не более 7,5 %.
8. Снизить себестоимость предоставляемых услуг не более 227,08 коп./ 10 прив. ткм.
9. Обеспечить объем погрузки в среднем в сутки 182,5 тыс. тонн.
Аналогичный подход для анализа эффективности СМК используется и начиная с 2012 года, но с определенными корректировками.
Помимо ранее указанных стандартов и методики в перечень требований включены стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Система менеджмента качества. Требования», свод требований Корпоративной интегрированной СМК ОАО «РЖД», нормативная и организационно-распорядительная документация в области качества ОАО «РЖД» и ВСЖД, политика в области качества ВСЖД на 2012 год, цели в области качества на 2012 год. Фактически политика и цели в области качества ВСЖД на каждый рассматриваемый период, а также остальные из указанных документов и ранее использовались при анализе, но, по-видимому, были выпущены при составлении данного перечня.
Список показателей оценки эффективности функционирования СМК в 2012 году видоизменен. Так, показатель № 8 исключен. Показатель № 3 разделен на два:
- снизить количество отказов технических средств I, II категории не менее чем на 15 % к уровню 2011 года путем реализации мер по повышению качества содержания и ремонта технических средств инфраструктуры, подвижного состава и своевременного выявления из предотказного состояния;
- снизить количество сбоев АЛСН на 10 % к уровню 2011 года.
Перечень дополнен четырьмя целями:
1. Повысить производительность труда путем эффективного использования всех видов ресурсов на 3,2 %.
2. Выполнить график внедрения технологий бережливого производства в пилотных подразделениях, расположенных в границах дороги, с достижением целевых показателей проектов по результатам реализации.
3. 100%-е выполнение программы внедрения системы менеджмента качества в подразделениях.
4. Не допустить в 2012 году случаев производственного травматизма в подразделениях дороги.
Изменены и целевые значения некоторых сохраненных показателей в сторону ужесточения требований.
Основное изменение подхода к оценке эффективности функционирования СМК с 2012 года состоит в группировке показателей по четырем сегментам с последующим подведением итогов (достижение/недостижение целей), а также разработкой корректирующих мероприятий, нацеленных на устранение несоответствий в следующем периоде времени. Группировка целей по сегментам в 2012 году приведена в табл. 1 (таблица составлена по итоговому отчету о функционировании КСМК Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» за 4-й квартал и 12 месяцев 2012 года).
По мнению автора, примененная группировка целей в сегменты вызывает ряд вопросов.
Удовлетворенность потребителей-пассажиров выражается выполнением графика движения поездов, что является справедливым с позиций обеспечения своевременности, но не с позиций качества сервиса. Удовлетворенность грузоотправителей и грузополучателей, по мнению разработчиков, может быть охарактеризована выполнением уровня участковой скорости и объема погрузки. С точки зрения автора статьи, эти показатели скорее могут быть отнесены к сегменту «Качество технологических процессов», так как неважны для конкретного клиента. На удовлетворенность клиента в грузовых перевозках напрямую будут оказывать влияние показатели полноты, своевременности, сохранности и удобства перевозки.
Для сегмента «Качество технологических процессов» важным будет являться не только количество отказов технических средств, но и время на их устранение. Кроме того, для характеристики взаимодействия дирекций на полигоне дороги целесообразно будет использование показателя производительности локомотива, производного от веса поезда. Показатель производительности труда, по мнению автора, может быть отнесен к сегменту «Кадровый потенциал». Будучи критерием эффективности труда, темп роста данного показателя традиционно сравнивается с темпом роста реальной заработной платы, то есть в качестве цели более ожидаемо определение соотношения указанных показателей. Также в сегменте не учтены показатели эффективности использования основных фондов.
Т а б л и ц а 1
Группировка показателей эффективности функционирования СМК ВСЖД по сегментам с 2012 года
Сегмент № п/п Цель
Удо влетворенно сть потребителей 1 Выполнить график движения пассажирских поездов своего формирования по отправлению на уровне 100 %, по проследованию и прибытию на конечные станции - выше среднесетевых показателей
2 Обеспечить уровень участковой скорости 46,6 км/ч за счет соблюдения графиковой дисциплины движения грузовых поездов и повышения надежности работы технических средств инфраструктуры, подвижного состава в границах дороги
3 Обеспечить объем погрузки 72,3 млн тонн грузов, в среднем в сутки -197,5 тыс. тонн путем заключения договоров с крупными грузоотправителями на долгосрочный период
Качество технологических процессов 4 Снизить количество отказов технических средств I, II категории не менее чем на 15 % к уровню 2011 года путем реализации мер по повышению качества содержания и ремонта технических средств инфраструктуры, подвижного состава и своевременного выявления их пре-дотказного состояния
5 Снизить количество сбоев АЛСН на 10 % к уровню 2011 года
6 Обеспечить средний вес поезда 3775 тонн путем эффективного использования возможностей тягового подвижного состава по весу и длине поезда
7 Повысить производительность труда путем эффективного использования всех видов ресурсов на 3,2 %
8 Обеспечить освоение инвестиционной программы до 15 декабря за счет своевременной подготовки исходно-разрешительной документации и планомерного исполнения календарных графиков выполнения строительно-монтажных работ
Постоянные улучшения (функционирование СМК) 9 Обеспечить экономию всех видов ресурсов не менее чем на 70 млн рублей
10 Выполнить график внедрения технологий бережливого производства в пилотных подразделениях, расположенных в границах дороги, с достижением целевых показателей проектов, по результатам реализации
11 100 % выполнение программы внедрения системы менеджмента качества в подразделениях
Кадровый потенциал 12 Обеспечить текучесть кадров массовых профессий не более 7,9 % путем реализации мер, направленных на повышение мотивации сотрудников и создание благоприятного социально-психологического климата в трудовых коллективах дороги
13 Не допустить в 2012 году случаев производственного травматизма в подразделениях дороги
Сегмент «Постоянные улучшения (функционирование СМК)» предполагает полное выполнение программы внедрения СМК в подразделениях, в то же время в качестве отдельного показателя выделено выполнение графика внедрения технологий бережливого производства в пилотных подразделениях. Бережливое производство является частью системы менеджмента качества, и выделение отдельного показателя на данном этапе, вероятнее всего, объясняется внедрением технологий бережливого производства исключительно на пилотных предприятиях. Показатель обеспечения экономии всех видов ресурсов не уточняет, к уровню предыдущего периода или к уровню плана текущего осуществляется экономия.
В расшифровке анализа данный показатель складывается из эффективности эксплуатации ресурсосберегающих технических средств и экономии топливно-энергетических ресурсов. В таком случае возникает вопрос об учете экономии других видов ресурсов и подходах к измерению данной экономии.
Сегмент «Кадровый потенциал», помимо ранее сказанного и с учетом формулировки его названия, необходимо дополнить показателем выполнения плана по обучению работников. Количество случаев производственного травматизма целесообразно рассматривать с позиций причин, его вызвавших. Производственный травматизм по вине компании скорее является показателем каче-
иркутским государственный университет путей сообщения
ства технологических процессов, в то время как производственный травматизм по вине работников может быть отнесен к сегменту «Кадровый потенциал», но в таком случае весьма мало подвержен влиянию со стороны работодателя.
При выполнении целевого значения показателя цель считается достигнутой. Для оценки выполнения всех целевых задач рассчитывается обобщающий коэффициент выполнения целей в области качества:
г и = г^Е ы- : Г и, где Кеып - количество выполненных целей (показателей),
г[: : — - суммарное количество целей (показателей).
Стоит отметить, что величина коэффициента во многом зависит от степени адекватности плановых показателей. Так, если цель установлена на легкодостижимом уровне, велика вероятность получения высокого коэффициента выполнения целей в области качества, и наоборот. По мнению автора, при формировании целей в области качества крайне важен учет анализа динамики анало-
гичных показателей предыдущих периодов. Рассмотрим значения целевых показателей, общих для критериев эффективности функционирования СМК ВСЖД в 2012 году и ранее, в динамике за 2011-2012 годы (табл. 2).
Как видно из таблицы, не всегда целевое значение показателя устанавливается с учетом фактической величины данного показателя в предыдущем периоде. По многим показателям (участковая скорость, средний вес поезда, выполнение инвестиционной программы, экономия всех видов ресурсов) целевое значение показателя устанавливается ниже достигнутого уровня предыдущих периодов, что говорит о недостаточной жесткости планирования.
Таким образом, анализ динамики выполнения целей в области качества свидетельствует о необходимости совершенствования планирования целевых показателей и корректировки расчета используемого обобщающего коэффициента выполнения целей в области качества. С точки зрения автора статьи, используемая методика характеризуется рядом неточностей в определении эффекТ а б л и ц а 2
Показатель Ед. изм. Значения показателей
целевое значение СМК на 2011 г. факт 2011 г. степень достижения, % целевое значение СМК на 2012 г. факт 2012 г. степень достижения, %
Выполнение графика движения поездов своего формирования % 100 98,74 98,7 100 99,47 99,5
Выполнение графика движения поездов по проследованию % 95,6 94,5 98,8 94,96 97,34 102,5
Выполнение графика движения поездов по прибытию на конечные станции % 97,5 97,2 99,7 97,06 97,06 100,0
Участковая скорость км/ч 46,5 46,2 99,4 46,6 41,3 88,6
Объем погрузки грузов в сутки тыс. тонн 182,5 196,0 107,4 197,5 197,6 100,1
Количество отказов технических средств шт. 11692 10316 88,2 1777 1815 102,1
Количество сбоев АЛСН шт. 4362 4081 106,9 17960 16633 108,0
Средний вес поезда тонн 3715 3777 101,7 3775 3818 101,1
Выполнение инвестиционной программы млн руб. 14944,8 14947,0 100,0 16085,3 16231,3 100,9
Экономия всех видов ресурсов млн руб. 80 84,32 105,4 70 137,4 196,3
Текучесть кадров % 7,5 7,7 97,4 7,9 7,1 111,3
тивности работы СМК дороги:
1. Группировка показателей по сегментам не в полной мере соответствует наименованиям сегментов.
2. Ряд показателей в целях более полного отражения эффективности функционирования ВСЖД по заданным сегментами направлениям может быть исключен или заменен.
3. Оценка выполнения целей производится по принципу «выполнено/не выполнено», без учета степени их выполнения, в то время как невыполнение цели на 1 % и 99 % абсолютно по-разному характеризует ситуацию и требует разных мер.
4. Показателям условно присвоена одинаковая значимость, равная единице.
5. Показатели измеряются в разных величинах и не могут быть сопоставлены между собой.
Для совершенствования критериев оценки системы менеджмента качества автор предлагает по сегменту «Удовлетворенность потребителей» использовать показатели полноты, своевременности, сохранности и удобства перевозки.
Для сегмента «Качество технологических процессов» целесообразно оценивать не только количество отказов технических средств, но и время на их устранение. Кроме того, для характеристики взаимодействия дирекций на полигоне дороги предлагается использование показателя производительности локомотива.
Показатель «Повышение производительности труда» предлагается использовать в сопоставлении с темпом роста реальной заработной платы и включить в сегмент «Кадровый потенциал».
Устранение перечисленных узких мест и учет предлагаемых критериев позволит повысить адекватность оценки функционирования СМК, а значит, более оперативно предпринимать реализацию необходимых корректирующих мероприятий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] // официальный сайт ОАО «РЖД». URL: http//www.rzd.ru. (Дата обращения 18.01.2013).
2. Бережливое производство. Опыт внедрения на предприятиях железнодорожного транспорта : информ. выпуск. Иркутск: ДЦНТИ. 2012. 47 с.
3. Итоговый отчет о функционировании КСМК Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» за 4 квартал и 12 месяцев 2011 года. Иркутск, 2012. 55 с.
4. Итоговый отчет о функционировании КСМК Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» за 4 квартал и 12 месяцев 2012 года. Иркутск, 2013. 61 с.
5. Восточно-Сибирская железная дорога получила сертификат соответствия системы менеджмента качества ИСО 9001:2008 [Электронный ресурс] // Восточно-Сибирская железная дорога : сайт. URL: http://vszd.rzd.ru/news/public/ru7STRUC TURE_ID=2&layer_id=4069&page3307_810= 2&refererLayerId=3307&id=12093. (Дата обращения 16.09.2010).