обычно во избежание неодобрения со стороны других людей, чувства стыда или утраты контроля над собственными импульсами. Таким образом, у них выражен эмоциональный компонент психического неблагополучия, нарушается такая функция психологической культуры, как обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля, отмечается неразвитая культура эмоций и чувств [1, с. 363].
Людям, переживающим одиночество как временное вынужденное явление, свойственна неспособность поддерживать устойчивые эмоционально-личностные комфортные отношения с социумом, а также испытывать глубокую длительную привязанность. Они убеждены в своей особенности, их стратегия заключается в нападении и стремлении к величию. Такой личностный конфликт провоцирует переход от одной грани к другой, например, от мазохистских склонностей к садистским. Поведение заключается в смене позиции доминирующего на позицию жертвы или их совмещение. Таким образом, происходит нарушение одной из важнейших функций психологической культуры в обеспечении социальной адаптации, эффективном взаимодействии и понимании, а также обеспечении эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем на основе имеющегося жизненного опыта.
Для людей, отрицающих переживание одиночества как негативного чувства, свойственна некая изолированность, другие им не интересны. Эти люди - воплощение автономной личности. Они высоко ценят подвижность, независимость и самостоятельность, и предпочитают самостоятельно принимать решения и действовать в одиночку, но не быть вовлеченными в группу. Также они воспринимают других людей как навязчивых и полагают, что близость дает возможность людям ограничивать их. Данный тип переживания одиночества требует особого внимания, так как он приводит к деформации таких структурных компонентов психологической культуры человека, как ценностно-смысловой, являющийся «ядром» культуры человека, и рефлексия [2, с. 19].
Полученные данные доказывают, что одиночество является сложным чувством и имеет различные типы переживания, а наличие ранних неадаптивных схем качественно влияет на его особенности. Таким образом, данное исследование показывает многофакторность феномена одиночества и необходимость учета специфики этого переживания в научной деятельности ученого, практической деятельности психолога по повышению уровня психологической культуры личности и при создании условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья.
Библиографический список
1. Колмогорова, Л.С. Психологическая культура и психическое здоровье в обществе и образовании // Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий: Междунар. науч.-практ. конф., посвящен. 70-летию Алтайского края: сб. ст. - Барнаул, 2007.
2. Колмогорова, Л.С. Психологическая культура как условие и средство сохранения психического здоровья детей // Начальная школа. -2007. - № 6.
3. Перлман, Д. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л.Э. Пепло // Лабиринты одиночества / под ред. Н.Е. Покровского. -М.: Прогресс, 1989.
4. Furtham, A.A content analysis of four personaly inventories / A. Furtham, M. Henderson // J. Clinical Psychol. - 1982. - V. 38.
Bibliography
1. Kolmogorova, L.S. Psikhologicheskaya kuljtura i psikhicheskoe zdorovje v ob-thestve i obrazovanii // Kuljtura Altayjskogo kraya kak opiht tole-rantnogo vzaimodeyj-stviya sopredeljnihkh territoriyj : Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyathen. 70-letiyu Altayjskogo kraya: sb. st. - Barnaul, 2007.
2. Kolmogorova, L.S. Psikhologicheskaya kuljtura kak uslovie i sredstvo sokhra-neniya psikhicheskogo zdorovjya deteyj // Nachaljnaya shkola. -2007. - № 6.
3. Perlman, D. Teoreticheskie podkhodih k odinochestvu / D. Perlman, L.Eh. Peplo // Labirintih odinochestva / pod red. N.E. Pokrovskogo. - M.: Progress, 1989.
4. Furtham, A.A content analysis of four personaly inventories / A. Furtham, M. Henderson // J. Clinical Psychol. - 1982. - V. 38.
Статья поступила в редакцию 05.06.11
УДК 159.922
Trofimova Y.V. CHOICE AS A CONDITION OF SELF-DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF EXISTENTIAL PSYCHOLOGY. The article shows that understanding of choice made by a human being goes from admitting the choice as a condition of self-development to the discovery of a special mechanism of transferring possibility to reality which can also be considered as a mechanism of self-development.
Key words: self-development, choice, existential approach, transition from possibility to reality, non-classical psychology.
Ю.В. Трофимова, канд. психол. наук, доц., с.н.с., АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: trofimova_yu@mail.ru
ВЫБОР КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Показано, что понимание выбора, совершаемого человеком, в контексте становления экзистенциальной психологии проходит путь от признания выбора как условия саморазвития человека к обнаружению особого механизма «перевода возможности в действительность», который можно рассматривать и как механизм саморазвития.
Ключевые слова: саморазвитие, выбор, экзистенциальный подход, переход возможности в действительность, неклассическая психология.
Экзистенциальный подход в психологии, возник как оппозиция естественно-научному психологическому подходу, при котором человек описывается как объект, подобно другим объектам мира, представленным сознанию и изучению. Общим для различных направлений в экзистенциально-гуманистической психологии «является настойчивое требова-
ние специфически человеческой модели, отличной от моделей, объясняющих поведение животных или машин. Именно такой взгляд на человека вызывал интерес к вопросам, связанным с личностным ростом, самоосуществлением и самоактуализацией» [1, с. 25].
Зарождение и разворачивание экзистенциально-гуманистической психологии объективирует то, что «центр в истории науки передвинулся; то, что было на периферии, стало определяющей точкой круга» (Л.С. Выготский), а именно объективирует тенденцию выхода психологии к «самому человеку во всей его живой конкретности и реальности» (А.А. Ухтомский). Экзистенциальная психология наметила переход от классического к неклассическому типу рациональности, в рамках которой «появляется человек - пусть в начале и не целостный, «урезанный» до личности, субъекта или сознательного индивида, но все-таки с ним уже надо было считаться» [2, с. 48]. В рамках неклассического типа рациональности открываются «новые смыслы» (В.С. Степин), «новые смысловые координаты» (К.Х. Делокаров) такой категории как причинность. Если в классической психологии, в силу установившейся дихотомии «субъект-объект», причина понималась как внешнее воздействие, тем самым приоритетными становились концепции, в основе которых человек мыслился как «Tabula Rassa», либо же причина воспринималась как врожденное свойство самого субъекта, и тогда развитие мыслилось как реализация, модификация унаследованных задатков. В экзистенциальной психологии все столь разнообразные подходы объединяет то, что «причинность в экзистенциальной формуле предстает как распространение на все связи мироздания принципа связи между человеческим усилием и его результатом» [1, с. 211]. В неклассических, гуманитарных парадигмах развития появляется «новый вид психологической детерминации - самодетерминация, самоактуализация, самореализация, самоосуществление, и особое внимание уделяется внутренней логике развития личности» [3, с. 26].
Начиная с неофрейдистов К.-Г. Юнга, Э. Фромма и других, признававших большую роль сознания и влияние социального фактора на развитие личности, акцент делается на роли самой личности в своем развитии. Так, К.-Г.Юнг пишет: «... личность никогда не сможет развернуться, если человек не выберет - сознательно и с осознанным моральным решением - собственный путь» [4, с. 434-435], и у Э. Фромма мы видим схожую идею: «... рождение - в общепринятом значении этого слова - всего лишь начало рождения в более широком смысле. Вся жизнь индивида есть не что иное, как процесс рождения самого себя. По существу, мы должны бы полностью родиться к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться» [5, с. 34].
Еще более ярко это обнаруживается у ученых представителей экзистенциальной психологии. Так, В. Франкл отмечает: «человеческое существо - не вещь среди других вещей; вещи детерминируют друг друга, а человек в конечном итоге существо самодетерминирующее. Кем он становится - в границах наследственности и среды - зависит от него самого» [6, с. 216].
Постулат экзистенциальной психологии «существование предшествует сущности» (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Л. Бинсвангер, В. Франкл и др.) принципиально меняет установки и взгляды на человека его роль в собственном развитии, о чем Ж.-П. Сартр пишет: «экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование» [7, с. 113], открывая простор для понимания и анализа процессов самостроительства, саморазвития.
Анализ экзистенциальных концепций позволяет отметить, что ключевым условием саморазвития является совершаемый самим человеком осознанный выбор, обеспечивающий рождение его сущности на основе существования, «живущего бытия» (Л. Бинсвангер).
Ж.-П. Сартр, рассматривая выбор, совершаемый человеком как сознательный, возникший на основе рефлексии, отмечает, что человек может существовать, только посредствам выбора, «преследуя трансцендентные цели» [7, с. 136], тем самым сам себя созидает, становится самим собой. Но при этом ученый дифференцирует первоначальный выбор, в основе которого лежит желание, и собственно выбор, в основе
которого лежит воля. Желание, понимается автором как сознательное решение, задающее проект себя и устремленность к будущему, отражая множество различных вариантов собственного развития [7]. Однако, выбором станет тот путь, который реализуется через поступок, именно этот выбор и определит человека, его сущность.
Совершаемый человеком выбор лежит в основе понимания становления человека и у С. Кьеркегора. Выбор, по его мнению, есть условие становления человека, его саморазвития, так как «имеет решающее значение для внутреннего содержания личности: делая выбор, она вся наполняется выбранным, если же она не выбирает, то чахнет и гибнет» [8, с. 227]. Выбор, совершаемый человеком, «пробуждает и конденсирует его сознание и этим заставляет человека быть самим собой» [8, с. 252]. В своих размышлениях С. Кьеркегор говорит о первоначальном выборе (выборе выбора), от которого зависят все последующие выборы человека. Первоначальный выбор, как «желание решиться на выбор» (С. Кьеркегор), обусловливает переход от эстетической к этической стадии существования. Это - переход от руководства чувствами, от приоритета получать удовольствие от жизни, реализации того, чем наделила человека природа, к жизни, для которой характерно наличие осознанного выбора человеком, где он «проявляет свою силу и укрепляет свою индивидуальность» [8, с. 239]. В теоретических построениях автора именно на этической стадии, когда человек может совершать «перерождающий» его выбор, и начинается осмысленное саморазвитие.
Возможности самостановления, саморазвития связываются и Л. Бинсвангером с выбором, осуществляемым самим человеком, посредствам которого обеспечивается построение и реализация «жизненного плана», представляющего собой совокупность собственных (т. е. независимых от внешних, материальных и социальных причинных связей с миром) целей, планов, проектов. «Подлинная» жизнь, сохранение непрерывности самостановления, саморазвития может быть достигнута по словам Л. Бинсвангера «только если Dasein пройдет через многотрудный процесс собственного выбора и созревания» [9, с. 216]. Л. Бинсвангер приходит к выводу, что человек сам выбирает свое существование, и его единственная необходимость - все время выбирать. «Выбор, будь то отдельного действия или же дела всей жизни, предполагает подъем или самовозвышение над конкретной земной ситуацией, а следовательно над сферой знаемого и видимого» [9, с. 214], тогда как подъем над, выход за пределы знаемого и видимого, по Л. Бинсвангеру «подразумевает «обретение собственной позиции», выбор самого себя» [9, с. 214].
Для концепции В. Франкла характерно то, что человек осуществляет себя, становится самим собой, только осуществляя смысл, локализованный во внешнем мире. Движимый стремлением найти и реализовать смысл, человек постоянно находится перед необходимостью решать «каким будет его существование, каким он станет в следующий момент» [6, с. 212]. Открытие человеком смысла обнажает перед ним возможности, то есть то, что потенциально можно сделать по отношению к данной ситуации, ставя тем самым перед человеком задачу выбора какие из возможностей «будут осуждены на небытие, а какие будут реализованы» [6, с. 204]. Открытие человеком смысла ведет к принятию им и позиции по отношению к внешней ситуации и самому себе, и ответственности за совершаемый выбор. Именно поэтому основную цель лого-терапии В. Франкл видит в необходимости расширения способностей клиентов видеть спектр потенциальных смыслов как альтернативных возможностей, содержащихся в любой ситуации.
Свободный выбор Р. Мэйем принимается в качестве главного критерия психологического здоровья. Для ученого выбор, совершаемый человеком, это и акт реализации собственной свободы, и саморазвития как «творческое созидание своего будущего» [10, с. 16]. Раскрывая особую связь человека и мира, Р. Мэй отмечает, что в мир входят и возможности человека, а само бытие человека он понимал как «индиви-
дульно-неповторимый рисунок возможностей» [11]. Из этого индивидульно-неповторимого рисунка возможностей человек выбирает лишь те, которые может осуществить, принимая при этом ответственность за «способ воплощения его возможностей в действительность» [11, с. 20]. И этот способ воплощения возможностей человека в действительность, являясь «силой, оформляющей жизнь» (Н.М. Бахтин), и определяет «эту сейчас возникающую, становящуюся, «строящую мир» личность» [11, с. 21].
Как видно из анализа, выбор в экзистенциальной традиции занимает особое место, выбор, с одной стороны, есть акт осуществления свободы, но с другой, выбор, совершаемый человеком, это и условие принятия ответственности за выбранное решение. Именно благодаря выбору, экзистенциальный подход, возвращает «волю и решение в центр картины» (Р. Мэй) существования человека, где обнаруживается вся полнота «ответственного бытия» (В. Франкл). При этом становление экзистенциальной психологии делает большой шаг от признания выбора, совершаемого человеком, как условия его становления к пониманию того, что за этим выбором обнаруживает себя особый механизм «перевода возможностей в действительность» (В.Е. Клочко, Р. Мэй, В.С. Степин и др.)
Можно обнаружить у многих экзистенциалистов идеи, которые наталкиваются на существование этого особого механизма «перевода возможности в действительность», и эти идеи локализованы в размышлениях о соотношении выбора, совершаемого человеком, и его поступков. Так Ж.-П. Сартр пишет о том, что человек выбирает не умом, а «целостностью своего «Я»», а его выбор реализуется в поступке. Только благодаря поступку можно понять, какой выбор сделан человеком. Человек, по мнению Ж.-П. Сартра, представляет собой «совокупность своих поступков» [7], задающих пределы собственной жизни. Л. Бинсвангер, говоря о продуктивном человеке, способном пройти через превратности судьбы, выбрав самого себя, отмечает, что это человек, «способный на перемены, человек, для которого веление действовать служит не кнутом и приказом, а задачей и миссией «всей жизни до самой смерти» [9, с. 24]. Именно веление действовать как задача, как миссия человеческой жизни позволяет человеку вести подлинное существование, открытое будущему и ориентированное на собственные планы, проекты. Аутентичная жизнь, по мнению автора, возможна только на пределе возможностей, воплощение которых и позволяет стать самим собой. У С. Кьеркегора мы можем увидеть, что человек обретает свою «многообразную конкретность», действительность посредст-вам собственного выбора, до совершения которого эта конкретность была не действительностью, а «возможностью» или «задачей» индивидуума. Причем С. Кьеркегор разделяет возможности на возможности-условия, как условия внешней среды, и на возможности-задачи как выражение «власти над собой». Возможности-условия присущи выбору эстетика, который «ожидает всего от места и ничего от самого себя» [8, с. 331], и возможности-задачи, присущие выбору этика, который «увидит предстоящую ему новую задачу и немедленно приступает к делу» [8, с. 332], становясь «действующим лицом» (С. Кьеркегор).
Наличие особого механизма «перевода возможности в действительность» еще более ярко обнаруживается в работах В. Франкла. В. Франкл связывает душевное здоровье не со статичным состоянием покоя человека, а с «ноодинамикой», работой духовного начала. Ноодинамика, по мнению ученного возможна только с возникновением определенной степени напряжения, маркирующего собой разрыв «между тем, что человек уже достиг, и тем, что он еще должен осуществить; или тем, что он есть, и тем, чем он должен стать» [6, с. 192]. Это постоянно возникающее напряжение обозначает особую ситуацию, особое отношение в системе «человек - мир», а именно, человек обнаруживает потенциальный смысл, требующий своего осуществления [6]. Осуществление же этого потенциального смысла мы наблюдаем в совершаемых человеком действиях и поступках, преодолевающих разрыв «между тем, что человек уже достиг, и тем, что он еще должен
осуществить», что обеспечивает переход от потенциальной возможности к воплощенной в жизнь реальности, так как «осуществление чего-то есть самый надежный способ его сохранения» [6, с. 204].
А. Маслоу, давая характеристику экзистенциальной психологии, отмечет, что ей удалось обнаружить и зафиксировать особый режим существования человека, где личность является «одновременно действительно существующей и потенциально возможной» [11, с. 43]. При этом ученый отмечает, что понятия, которыми активно оперирует экзистенциальная психология, такими как рост, становление, потенциал, возможности, надежды «обязательно указывают на будущее» [11, с. 47] и актуализируют потенциал экзистенциальной психологии. Этот потенциал, по мнению ученого, заключается в необходимости рассматривать человека через призму его будущего, наполненного возможностями, что и определяет это будущее как «динамически активное в любой настоящий момент времени» [11, с. 47].
По меткому замечанию А. Маслоу, экзистенциализм может выступить «добавочным стимулом к учреждению новой ветви психологии, психологии полностью развитой подлинной личности и ее способа существования» [11, с. 48]. И мы видим, что экзистенциальная психология становится системой методологических, теоретических установок, принципиально изменяющих взгляд на человека, подводя науку к необходимости посмотреть на человека в его становлении, трансцендентности, открытости, в контексте его (человека) динамического будущего, маркированного его возможностями. Здесь же можно привести цитаты отечественных психологов, которые, по нашему мнению, резюмируют взгляд на человека, сложившийся в экзистенциальной психологии, и определяющий дальнейший вектор развития психологии. М.К. Мамардашвили писал: «... реальный человек как бы выпадает в осадок от поисков возможного человека» [12, с. 69], а ниже отмечает «а поиск возможного предполагает выпадение из стереотипов, из привычно сцепившихся связей, из знаковых культурных схем» [12, с. 70]. Д.А. Леонтьев выделяет, что: «главное - не то, что человек имеет, а то, что человек с этим делает. Можно с этим вообще ничего не делать. Но если человек ничего не делает со всем тем, что ему дано - биологически, социально, в индивидуальном опыте -человек ли это?», и продолжает: «человек есть человек в той мере, в которой он преобразует то, что ему дано» [13, с. 19].
Однако экзистенциальная психология натолкнулась на «непрадигмальную проблему» (А.С. Майданов), решение которой требует новых парадигмальных установок. Мы видим, что становление экзистенциальной психологии прошло путь от признания выбора как условия саморазвития человека к обнаружению, лежащего за феноменологией выбора, особого механизма «перевода возможности в действительность», который можно рассматривать и как механизм саморазвития. Однако остался без ответа основной вопрос, позволивший раскрыть содержание механизма «перевода возможности в действительность», это вопрос о том, каким образом, почему и как из множества возможностей реализуется лишь одна, как происходит превращение «поливариативного будущего в моновариативное прошлое» [14], приводя к переходу от «поливозможного пространства (среды) в пространство собственного становления» человека [14].
В своих размышлениях экзистенциально ориентированные философы и психологии пытались решить поставленный вопрос, вводя ряд понятий, которые указывают на изначальную направленность выбора человека: «матрица» (Л. Бинсвангер), «первоначальный проект» (Ж.-П. Сартр), «первоначальный выбор» (С. Кьеркегор), «сверхсмысл» (В. Франкл) и др. Эти понятия призваны показать, что существует некоторая психологическая реальность, определяющая выбор, реализуемый человеком, но введение в оборот этих понятий не раскрывает механизма выбора, не объясняет процесс становления и саморазвития человека. И проблема здесь не в поиске нового, объясняющего понятия, а в необходимости перехода к постнесклассической рациональности
(А.Г. Асмолов, В.Е. Клочко, П.А. Мясоед, В.С. Степин), к более сложному уровню системности профессионального мышления (Т.А. Ваулина, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, И.О. Логинова, и др.).
Преодолевая логику бинаризма, экзистенциальная психология, вплотную подошла к изучению «становящегося», а теперь стоит перед порогом понимания «самого становления», и мышление ученых «должно подняться к реальной многоБиблиографический список
мерности человеческих миров, устойчиво существующих только в динамике их становления, самодвижения, саморазвития» [2, с. 17]. Только приходя к пониманию человека как сложной открытой психологической системы (В.Е. Клочко), становится возможным понять и объяснить, что саморазвитие, механизмом которого является переход возможностей в действительность, выступает в качестве источника устойчивого существования человека во времени и пространстве.
1. Тихонравов, Ю.В. Экзистенциальная психология / Ю.В. Тихонравов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
2. Клочко, В.Е. Психология инновационного поведения / В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. - Томск: ТГУ, 2009.
3. Гусельцева, М.С. Парадигмы развития в психологии / М.С. Гусельцева, А.Г. Асмолов // Мир психологии. - 2007. - № 2.
4. Юнг, К. Г. Аналитическая психология и психотерапия. - СПб.: Питер, 2001.
5. Фромм, Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / Э. Фромм. - М.: Транзиткнига: АСТ, 2005.
6. Франкл, В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В. Франкл. - СПб.: Речь, 2000.
7. Сартр, Ж.-П. Экзистенция - это гуманизм // Хрестоматия по педагогической аксиологии / сост. В.А. Сластенин, Г.И. Чижова. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
8. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг. - Киев, 1994.
9. Бинсвангер, Л. Бытие-в-мире. - М.; Киев: Рефл-Бук: Ваклер, 1999.
10. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования. - М.: «Класс», 1994.
11. Экзистенциальная психология / под ред. Р. Мэй. - М.: Апрель Пресс, 2001.
12. Мамардашвили, М.К. Лекции по античной философии. - М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009.
13. Леонтьев, Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция выбор личности в непредсказуемом мире // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И. Яцуты. - Кемерово: ИПК «Графика». - 2002.
14. Klochko, V. Modern Psychology: Systems Meaning of a Paradigm Shift // Psychology in Russia: State of the Art / Ed. by Y. Zinchenko & V. Pe-trenko. - Moscow Department of Psychology MSU & IG-SOCIN, 2008.
Bibliography
1. Tikhonravov, Yu.V. Ehkzistencialjnaya psikhologiya / Yu.V. Tikhonravov. - M.: ZAO «Biznes-shkola «Intel-Sintez», 1998.
2. Klochko, V.E. Psikhologiya innovacionnogo povedeniya / V.E. Klochko, Eh.V. Galazhinskiyj. - Tomsk: TGU, 2009.
3. Guseljceva, M.S. Paradigmih razvitiya v psikhologii / M.S. Guseljceva, A.G. Asmolov // Mir psikhologii. - 2007. - № 2.
4. Yung, K. G. Analiticheskaya psikhologiya i psikhoterapiya. - SPb.: Piter, 2001.
5. Fromm, Eh. Zdorovoe obthestvo. Dogmat o Khriste / Eh. Fromm. - M.: Tranzitkni-ga: AST, 2005.
6. Frankl, V. Osnovih logoterapii. Psikhoterapiya i religiya / V. Frankl. - SPb.: Rechj, 2000.
7. Sartr, Zh.-P. Ehkzistenciya - ehto gumanizm // Khrestomatiya po pedagogicheskoyj aksiologii / cost. V.A. Slastenin, G.I. Chizhova. - M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEhK», 2005.
8. Kjerkegor, S. Naslazhdenie i dolg. - Kiev, 1994.
9. Binsvanger, L. Bihtie-v-mire. - M.; Kiev: Refl-Buk: Vakler, 1999.
10. Mehyj, R. Iskusstvo psikhologicheskogo konsuljtirovaniya. - M.: «Klass», 1994.
11. Ehkzistencialjnaya psikhologiya / pod red. R. Mehyj. - M.: Aprelj Press, 2001.
12. Mamardashvili, M.K. Lekcii po antichnoyj filosofii. - M.: Progress-Tradiciya, Fond Meraba Mamardashvili, 2009.
13. Leontjev, D.A. Simbioz i adaptaciya ili avtonomiya i transcendenciya vihbor lichnosti v nepredskazuemom mire // Lichnostj v sovremennom mire: ot strategii vih-zhivaniya k strategii zhiznetvorchestva / pod red. E.I. Yacutih. - Kemerovo: IPK «Grafika». - 2002.
14. Klochko, V. Modern Psychology: Systems Meaning of a Paradigm Shift // Psychol-ogy in Russia: State of the Art / Ed. by Y. Zinchenko & V. Petrenko. - Moscow Department of Psychology MSU & IG-SOCIN, 2008.
Статья поступила в редакцию 05.06.11
УДК 159.922.7
Gavrilova E.V., Safronova M.V., Hlyzova E.V. PSYCHOSOCIAL WELL-BEING OF RUSSIAN CHILDREN. In work attempt to define feature of psychosocial well-being of Russian children is made on the basis of empirical research and the comparative analysis of the western models.
Key words: children; psychosocial well-being; factors; model.
Е.В. Гаврилова, асп. НГТУ, г. Новосибирск, E-mail: blossom@ngs.ru
М.В. Сафронова, канд. психол. наук, н.с. ГУ НИИ физиологии СО РАМН, доц. НГТУ, г. Новосибирск, E-mail: safronova@academ.org
Е.В. Хлызова, соискатель НГТУ, г. Новосибирск, E-mail: psybex@mail.ru
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ1
В работе делается попытка определить особенности психосоциального благополучия российских детей на основании эмпирического исследования и сравнительного анализа западных моделей.
Ключевые слова: дети; психосоциальное благополучие; факторы; модель.
Благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов.
Благополучие имеет внешние и внутренние (латентные) проявления, т. е. оно всегда ощущается человеком как некое
внутреннее состояние и одновременно проявляется внешне через поведение, в том числе через профессиональную деятельность [1].
Психосоциальное благополучие направлено на психологическое регулирование человека относительно его социальной среды. Данное понятие затрагивает психологические