Р. А. Алу
ВЫБОР КАЧЕСТВА И ДОСТУПА К МЕДИЦИНСКИМ УСЛУГАМ ДЛЯ РОССИЙСКИХ И СИРИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Аннотация
В данной статье рассматриваются: общие показатели, характеризующие системы здравоохранения в Российской Федерации и Сирийской Арабской Республике, исследованы направления развития указанной системы в соответствии с их социальноэкономическими результатами, данная статья базируется на общественном мнении граждан (потребителей), и экономико-финансовые политики указанных государств на удовлетворение потребности нации по охране здоровья.
Annotation
In this article are considered: general indicators of the health care system in the Russian Federation and the Syrian Arab Republic, to examine its direction of development of this system in accordance with their socio-economic outcomes based on public opinion of the citizens (customers) and economic and financial policies these States to meet the needs of the nation health.
Ключевые слова
Здравоохранение, фонд общественного мнения, потребитель, медицинские услуги, качество, бюджет.
2010 № 2
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
Keywords
Health care, the foundation of public opinion, consumer, medical services, quality,
budget.
Состояние функционирования российской системы здравоохранения характеризуется общими и особенными подходами ее рассмотрения в контексте трансформации советской системы государственного управления сферой медицинских услуг к мировому опыту развития данной сферы. Вместе с тем всесторонняя оценка текущего и перспективного развития здравоохранения требует выхода за пределы узкоотраслевого подхода ее рассмотрения. Экономико-финансовый аспект обеспечения ее современной модернизации, повышения качества и эффективности медицинских услуг для населения требует, безусловно, и научно обоснованного выявления общественных оценок состояния здравоохранения, ожидаемой результативности от предоставляемой медицинской помощи на основании диагностики и мониторинга общественного мнения. В этой связи целью настоящей работы стал анализ развития национальных систем здравоохранения РФ и САР; финансового обеспечения здравоохранения, состояния здоровья граждан и их удовлетворенности получаемой медицинской помощью; выработка приоритетных направлений регулирования отношений в данной сфере.
Данные официального статистического учета1 в РФ за последний период их наблюдения (2000-2007гг.) показывают, что общий объем заболеваемости за это время возрос с 106,328 чел. до 109,571 чел. больных первичного учета регистрации, или с уровня 730,5чел. (2000г.) до 771 чел. (2007г.) на 1000 чел.
1См.: Федеральная служба государственной статистки. Здравоохране-
ние//www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_ A/.s/7_0_344/_th/J_0_CH/_s.7_0_A/7_0_FL/_s.7_
0 A/7 0 344
населения. Особенно высокие доли среди распространенных заболеваний занимали (на 1000 чел. нас.) в границах периода: болезни органов дыхания
(317,2 чел. и 302,3 чел., снижение -14,9 чел.), травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (86,2 чел. и 92чел., рост +5,8 чел.), осложнения беременности, родов и послеродового периода (52,9 чел. и 68,2 чел., +15,3 чел.), болезни кожи и подкожной клетчатки (44 чел. и 50,4 чел., +6,4 чел.), болезни мочеполовой системы (37,6 чел. и 48,8 чел., +11,2 чел.), некоторые инфекционные и паразитарные болезни (44,3 чел. и 37,5 чел., -6,8 чел.), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (30,6 чел. и 35,3 чел., +4,7 чел.) и др. За пореформенный период отмечается уменьшение в целом количества больничных и больнично-амбулаторных учреждений. Если в 1990г. в России насчитывалось 12,8 тыс. больниц и 21,5 тыс. врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, то в 2007 г. их стало соответственно 6,8 тыс. и 18,8 тыс.
На фоне благоприятной динамики за период 1992-2007гг. некоторого роста числа врачей (всего с 637чел. до 707 тыс. чел. или с 42,9 чел. до 49,8 чел. на 10 тыс. чел. насел.) падала численность среднего медицинского персонала (с 1709 до 1542 тыс. чел. или со 115 чел. до 109 чел. на 10 тыс. чел.
Представляемые общероссий-
скими социологическими службами данные исследований выделяют актуальные направления общественной ди-
2 См.: Федеральная служба государственной статистики. Здравоохране-
ние//www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_ A/.s/7_0_344/_th/J_0_CH/_s.7_0_A/7_0_FL/_s.7_ 0_A/7_0_344
агностики состояния российского здравоохранения и оценки предоставляемых медицинских услуг их потребителем, то есть так называемая “самооценка”.
Рассмотрим самооценку состояния здоровья российских граждан. Сравнительные данные общенациональных российских опросов показывают как позитивные изменения, так и негативные характеристики самооценки здоровья и его защищенности у российских граждан. Мониторинговые срезы удовлетворенности состоянием здоровья россиян с 1996 по 2007 гг., проводившиеся социологической службой Левада-Центр1, показывают рост благожелательных оценок с 51% до 62% и соответственно сокращение негативного восприятия с 47% до 38%. Эти изменения происходили на фоне некоторого расширения ресурсных финансовых возможностей населения по обеспечению расходов на поддержание и восстановление здоровья. Число граждан, подтвердивших отказ от лечения и восстановления здоровья по причинам постоянной нехватки денег за тот же период, сократилось с 41% до 34%.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), наблюдалось (2006-2008гг.) динамическое равновесие в самооценке гражданами своего здоровья2. Ее производные показатели составлялись из следующей самоидентификации здоровья респондентов: «очень хорошее» состояние здоровья отмечают 4-3%, «хорошее» - 27-24%, «удовлетворительное» -45-49%, «слабое» - 19-18%, «очень слабое» - 5% (затруднились ответить 1%). При этом удовлетворенность в целом состоянием здоровья членов семьи выразили за тот же период 54-56% респон-
См.: Здравоохранение. - Левада-
Центр//www.levada.ru/community.html
2 См.: Национальный диагноз - 2008. ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1054. 24.09.2008 //
www.wciom.ru
дентов, не удовлетворены им - 45%-
40%.
По данным Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр)3 отмечается рост удовлетворенности респондентов системой здравоохранения РФ с 2002 по 2008 гг. с 11% до 18%. При этом соответственно уменьшилась доля лиц, придерживающихся противоположного мнения соответственно с 62% до 58% (при сохранении нейтральных мнений в пределах 23%). Вместе с тем, указанный показатель критических оценок состояния сферы российского здравоохранения остается слишком высоким, охватывающим постоянно более половины аудитории опросов. Около половины россиян (45%) показывают, что «современные российские врачи обладают низким уровнем квалификации, профессиональных знаний, в то время как считают их квалификацию высокой треть респондентов (34%)»4. При этом не менее 2/5 граждан (42%), обратившихся за медицинской помощью, лично сталкивались с врачебными ошибками. Их причины связываются, прежде всего, с непрофессионализмом медиков и их нежеланием повышать свою квалификацию (позиция 39% респондентов), а также «безалаберностью», «халатным отношением» к работе, равнодушием к профессии, коррупцией и даже пьянством на рабочем месте (33%)5.
Оценка доверия профессионализму медицинского персонала характеризуется существенной высокой степенью сомнения в перспективах адекватно предоставляемой им медицинской помощи. По данным ФОМ (2006г.) постоянные сомнения в правильности постановки диагноза и лечения выразили более трети респондентов (36%), каждый десятый (11%) указал на их частые
3 См.: Здравоохранение. - Левада-
Центр//www.levada.ru/community.html
4 Иванова М. Престиж белого халата // Социальная реальность. 2007. №4. С. 32.
5 См. Иванова М. Указ. соч. С. 32-33.
проявления, редкость непрофессионализма выделила пятая часть пациентов (20%) и лишь 5% указали на единичность такого случая1 .
Отношение к системе коммерческой медицины, предоставлению платных медицинских услуг для населения, на раннем этапе (данные опроса ФОМ 2002г.2) носило характер некоторого равновесия полярных реакций в отношении необходимости или ненужности предоставления коммерческих медицинских услуг (по 48%). При этом около трети респондентов (31%) указывали на оплату ими работы врачей в бюджетных медучреждениях, где услуги должны оказываться безвозмездно, поэтому более половины обратившихся к врачам (54%) воспринимали данные платежи как взятки.
Эти данные разнятся с преобладающим выбором основной частью населения системы государственного медицинского обслуживания по данным мониторинга ВЦИОМ-а (2006-2009гг.)3. Они указывают на устойчивый выбор большей частью граждан (при наличии у них заболевания) государственного учреждения, бесплатной (то есть обслуживающей по полису) поликлиники, больницы на уровне 52-51% респондентов. Ориентируются на самолечение -37-33%, обращаются в платное медучреждение 6-8%, прибегают к нетрадиционной медицине 2%, ничего не предпринимают 3-4%. Проблемы российского здравоохранения в значительной степени выделяются при сравнении его основных показателей не только с аналогичным положением в ведущих мировых державах, но и в развивающихся странах.
1 См. Иванова М. Указ. соч. С. 33.
2 См. Иванова М. Указ. соч. С. 34.
3 См.: Бесплатная медицина и самолечение: рос-
сийский рецепт спасения от болезней. ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1211. 28.04.2009 //
www.wciom.ru
Проводимая с 1995г. в Сирии политика здравоохранения и демографическая политика ограничения рождаемости населения взаимосвязаны именно в том, что «ежегодные темпы роста населения за последние два десятилетия, оказывая давление на образование, здравоохранение и другие услуги, затрудняют, улучшение качества социальных услуг, препятствуют процессу роста доходов и развитию в целом, сдерживая общее повышение качества жизни»4. Местными экономистами отмечается5, что превышение более, чем наполовину расходов средней сирийской семьи по оплате услуг здравоохранения, обрекает ее фактически на нищету. При постепенном росте доли финансирования здравоохранения от ВВП Сирии с 0,22 до 1,66% и 4% (соответственно 1985-2004 гг.; 2008 г.) национальны-
6
ми экспертами признается его существенное отставание от аналогичных расходов (2008г.) таких ведущих стран, как США (12%), Исландия (8,8%), Франция (7,7%), и некоторых развивающихся стран, таких как Куба (6,3%), Турция (5,4%). Среди арабских стран, таких как Иордания (4,2%), Алжир (3,3%), Судан (1,9%), позиции Сирии выглядят предпочтительнее (4%).
В целом же характеризующие Сирию тенденции присущи и для замедленных темпов финансирования потребностей российского здравоохранения. Начало 2000-х годов сопровождалось продолжением сокращения финансирования российского здравоохране-
4 Д-р Мухаммед аль-Аль-Хаузен Satoof. Указ. соч.
5 Д-р Фуад Мохаммед Фуад. Указ. соч.
6 См.: Д-р Абдул-Хади аль Рифаи, д-р Валид Амер, Синан Диб. Прогресс показателей медицинского обслуживания в Сирии и их роль в его развитии // Т^Ы'ееп университет. Журнал исследований экономических и правовых наук. 2006. №1.// www...; Развитие финансирования системы здравоохранения в Сирийской Арабской Республике//...//www...; Д-р Фуад Мохаммед Фуад. Указ. соч.
ния, снижая долю государственных расходов в структуре ВВП с 3,1% до 2,9% (2002-2003гг.), ориентируясь на возможные улучшения тенденции оптимизированных прогнозов роста указанных расходов до 4,8% (на 2007г.)1. В обсуждаемой Концепции развития здравоохранения до 2020 года, представленной министром здравоохранения и социального развития РФ Т. А. Голиковой, отмечается, что «рост показателя продолжительной жизни в 2005-2007 годах в значительной степени связан с увеличением расходов на медицинскую помощь с 2,6% ВВП в 2005 году до 2,9% ВВП в
2007 году, а расходов на здравоохранение в целом - с 3,2% ВВП в 2005 году до 3,5% ВВП в 2007 году»2. Эксперты указывают на приоритетность поэтапного повышения бюджетного обеспечения здравоохранения и доведения его в среднесрочной перспективе до уровня 5% от ВВП3.
Сходство проблемных зон российского здравоохранения с аналогичной сферой таких стран, как Сирия наблюдается и в отношении существенных диспропорций медобслуживания на межрегиональном уровне. По Сирии тенденции начала 2000-х гг. показывают сохранение разрыва между явно малой группой регионов с высоким уровнем реализации территориальных программ государственных гарантий с показателем от 70%-100% от нормативного (в
1 См.: Флек В.О. Финансирование российского здравоохранения: проблемы и перспективы / Под ред. дейст. чл. РАМН В.И. Стародубцева. М. 2005. С. 13, 16.
2 См.: Концепция развития здравоохранения до 2020 года. Экспертная площадка открытого обсуждения Концепции развития здравоохранения до 2020 года //www.zdravo2020.ru
3 См.: Социальные аспекты проектов федераль-
ного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Материалы Аналитического вестника Совета Федера-
ций//www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitor ing/document4777.shtml
2001-2003 гг.) и группой с низким уровнем данного показателя на уровне менее 40% от нормативного (от 34 до 61 за аналогичный период). Программными документами российского правительства признается сохранение данного положения, указывая при анализе финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) на их дефицит в 60 субъектах РФ, составивший 65,4 млрд. руб. (2007 г.)4. При этом бремя издержек на недополученные медицинские услуги или неэффективную медицинскую помощь перекладывается на граждан, вынужденных обращаться за помощью к коммерческой медицине. Это отражается в растущем, но по-прежнему низком уровне финансирования российского здравоохранения.
В среднем на душу населения (рост с 100-168 долларов США в 20002003 гг. до средне нормативного уровня 170 долларов США (2007г.)5. Позиции России в этом вопросе, хотя и опережают соответствующие показатели (в долларах США, 2008г.) Сирии (58$), как и отстающих арабских стран: Палестины (138$), Судана (25$) и др., но явно проигрывают другим более успешным странам региона - Катару (992$), Иордании (200$) и др.6 При этом и внутри России отмечается существенный разрыв фактически сложившихся подушевых нормативов ТПГГ от 1 723 рубля в Республике Ингушетии до 26 918 рублей в Чукотском автономном округе при среднем нормативе по РФ в 5 150 рублей (2007г.)7.
4 Концепция развития здравоохранения до 2020 года//www.zdravo2020.ru
5 См. Флек В.О. Указ. соч. С. 156; Концепция развития здравоохранения до 2020 го-да//www.zdravo2020.ru
6 См.: Д-р Фуад Мохаммед Фуад. Можно ли измерить здоровье. 2008-02-16//www.pediatrics-
alep.com;
7 См.: Концепция развития здравоохранения до 2020 года//www.zdravo2020.ru
Среди стратегических целей российского здравоохранения называ-ются1:
• прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;
• увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;
• снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);
• снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.);
• снижение показателя материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.);
• формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;
• повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.
Актуальность движения в общем направлении с российскими подходами повышения эффективности системы здравоохранения подтверждается базовыми показателями аналогичной сферы Сирии. К позитивным аспектам итогов ее развития следует отнести2:
• увеличение средней продолжительности жизни населения с 57 лет (1970-1975гг.) до 71,5 лет (2004 г., из них 70 лет у мужчин, 72,1 у женщин);
1 См.: Концепция развития здравоохранения до 2020 года//www.zdravo2020.ru
2 Статистические данные приводятся по: Д-р Абдул-Хади аль Рифаи, д-р Валид Амер, Синан Диб. Указ. соч.
• снижение коэффициента смертности до 3,2 чел. на 1000 чел. населения в (2004 г., 3,4 - в 2001г., 8,1 - в 1995г.);
• снижение показателя младенческой смертности до 18,1 на 1000 чел. (2004г., 24 - в 2001г, 33 - в 1995г.);
• снижение показателя смертности у детей до 5 лет до 20 чел. на 1000 чел. (2004г, 29 чел.- в 2001г., 41,7 чел.- в 1995г.);
• высокий уровень охвата прививок для иммунизации населения (99%).
К негативным тенденциям функционирования системы сирийского здравоохранения национальные эксперты относят следующие направления: развитие территориальной сети здравоохранения отличается крайне неравномерным распределением инфраструктуры ее объектов; наибольшая концентрация государственных и частных больниц наблюдается (2003 г.) в провинциях: Халеб (соответственно 9 и 99); Дамаск (17 и 37); Хама (3 и 42); Риф Димашк (10 и 29); Хомс (8 и 30); а в Суайда (1 и 2), Дара (4 и 4), Латакия (4 и 12), Ракка (2 и 14), Тартус (4 и 15). По числу жителей на 1 койко-место выделяются: провинции с менее интенсивной потенциальной нагрузкой - Дамаск (291 чел.), Тартус (486), Суайда (644), Латакия (709), Халеб (828) и провинции с повышенной потенциальной потребностью -Идлеб (1750), Хасеке (1469), Риф Димашк (1239), Дара (1175), Хомс (1053), Хама (1026).
Из данных проведенного анализа допустимо считать, что соотношение между наиболее высоким отложенным спросом на услуги медицинских специалистов и реальным его обеспечением имеет относительно благоприятные пропорции в провинциях Дамаск, Ракка, Суайда, неблагоприятные - в регионах Хасеке, Дейр-эз-Зор, Идлеб то есть высокая насыщенность больничной инфраструктуры вполне обоснована в про-
винциях Халеб, Дамаск, Хама, Риф Ди-машк, Хомс с позиций повышенной потенциальной нагрузки, обусловленной наиболее высокой концентрацией проживающего здесь населения страны. Но если для Халеба и Дамаска спрос и предложение примерно уравновешены, то для Риф Димашк, Хомса и Хамы потенциально отложенный спрос еще не вполне насыщен.
Среди других наиболее важных проблем сирийского здравоохранения следует выделить такие, как высокая стоимость лекарств и медикаментов; высокие тарифы по оплате медицинских услуг, различия в уровне квалификации, технологичности и качестве предоставляемой медицинской помощи в государственных и коммерческих медучреждениях; недостаточность действующей системы оценки эффективности работы государственных медучреждений, обеспечивающей повышение качества предоставляемой медицинской помощи для населения; необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки, аспекта медицинских услуг.
В современных условиях приоритетной задачей государственного управления отраслью национального здравоохранения САР должно выступать принятие соответствующих действий :
• по наращиванию объемов выделяемых государством бюджетных средств на развитие системы здравоохранения;
• формированию системы взаимно согласованных показателей бюджетного обеспечения расходов медицинских учреждений на профессиональную деятельность;
• созданию условий для равномерного размещения инфраструктуры объектов здравоохранения в стране, обеспечивающей равный доступ к получению необходимой медицинской помощи нуждающихся в них граждан.
Реализация указанных мер, актуальных как для России, так и для Сирии, позволит повысить конкурентоспособность медучреждений, специалистов, страховых организаций при системной поддержке и мерах государственного регулирования гарантированной медицинской помощи для нуждающихся в ней граждан. Все это позволит обеспечить на должном уровне права и законные интересы потребителей медицинских услуг. Они должны способствовать сближению возможностей финансирования медицинской сферы государством и бизнесом через стимулирование, руководствуясь не только выгодами отраслевых хозяйствующих субъектов, производителей и распорядителей медицинских услуг и их потребителей, но развитием инвестиций в человеческий капитал, выравниванием ресурсных возможностей получения доступной, разнообразной, качественной медицинской помощи для граждан России и Сирии.
Библиографический список
1.Бесплатная медицина и самолечение: российский рецепт спасения от болезней. ВЦИОМ Пресс-выпуск №1211. 28.04.2009 // www.wciom.ru
2. Федеральная служба государственной
статистики. Здравоохране-
ние//www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/ .ce/7_0_A/.s/7_0_344/_th/J_0_CH/_s.7_0_ А/7_0_БЬ^.7_0_А/7_0_344.
3.Здравоохранение. - Левада-
Центр//www.levada.ru/community.html
4. Иванова М. Престиж белого халата // Социальная реальность. 2007. №4. С. 31-45.
5.Национальный диагноз - 2008. ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1054. 24.09.2008 // www.wciom.ru
6.Флек В.О. Финансирование российского здравоохранения: проблемы и
перспективы / Под ред. дейст. чл. РАМН В.И. Стародубцева. М.: ООО «Тэтис Паблишн». 2005. - 199с.
7.Концепция развития здравоохранения до 2020 года. Экспертная площадка открытого обсуждения Концепции развития здравоохранения до 2020 года //www.zdravo2020.ru
8.Социальные аспекты проектов феде-
рального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на
2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Материалы Аналитического вестника Совета Федера-
ций//www.socpolitika.ru/rus/social_policy _monitoring/document4777.shtml
9.Д-р Абдул-Хади аль Рифаи, д-р Валид Амер, Синан Диб. Прогресс показателей медицинского обслуживания в Сирии и их роль в его развитии // Tishreen университет. Журнал исследований экономических и правовых наук. 2006№1www.tishreen.shern.net/new%20s ite/univmagazine/V0L282006/Eco/No1/12 .doc.
10.Д-р Мухаммед Аль-Хаузен Сатоф.
Развитие демографической политики в Сирии//Журнал исследований в области экономических и юридическихна-
ук.№3.2006
www.tishreen.shern.net/new%20site/univ
magazine/V0L282006/Eco/No3/13.doc.
11.Д-р Фуад Мухаммед Фуад. Можно
ли измерить здоровье. 2008-02-16//
www.pediatrics-alep.com.
Bibliographic list
1.Free medicine and self-medication: a Russian recipe rescue from disease. VCIOM Press-release № 1211. 28.04.2009 / / www.wciom.ru
2. Federal State Statistics Service Health //www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/ 7_0_A/.s/7_0_344/_th/J_0_CH/_s.7_0_A/
7 0 FL/ s.7 0 A/7 0 344.
3. Health. - Levada-Center / /
www.levada.ru / community.html
4. Ivanov M. Prestige white coat / Social Reality. 2007. № 4. S. 31-45.
5. National diagnosis - 2008. VTslOM. Press-release № 1054. 24.09.2008 / / www.wciom.ru
6. Fleck VO Financing of the Russian health care: Problems and Prospects, Ed. Action. tsp. RAMS VI Starodubtseva. M.: OOO "Tetis Pablishn. 2005. - 1995.
7. The concept of health development until 2020. Expert market open discussion of the Concept of Health until 2020 / / www.zdravo2020.ru
8. Social aspects of projects the federal budget and the budgets of state extrabudgetary funds for 2008 and the planned period 2009 and 2010. Materials Analytical bulletin of the Federation Council //www.socpolitika.ru/rus/social_policy_mo nitoring/document4777.shtml
9. Dr. Abdul-Hadi Al Rifai, Dr. Walid
Amer, Sinan Dib. Progress indicators of health care in Syria and their role in its development / / Tishreen University. Journal of studies on economic and legal sciences. 2006. № 1www.tishreen.shern.net/new
site/univmagazine/VOL282006/Eco/No1/1
2.doc.
10. Dr. Mohammed Al-Hausen Satof. The development of population policies in Syria / / Journal of Research in the field of economic and yuridicheskihnauk. №3.2006 www.tishreen.shern.net / new site/univmagazine/VOL282006/Eco/No3/1
3.doc.
11. Dr. Fouad Mohammed Fouad. Can you
measure health. 2008-02-16
//www.pediatrics-alep.com.