Е. Н. ТУЖИКОВ, преподаватель кафедры организации надзорной деятельности Уральского института Государственной противопожарной службы МЧС России (Россия, 620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, 22; e-mail: [email protected])
А. Н. ТЫРСИН, д-р техн. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-инженерного центра "Надежность и ресурс больших систем и машин" УрО РАН (Россия, 620049, г. Екатеринбург, ул. Студенческая, 54а; e-mail: [email protected])
УДК 614.849
ВЫБОР ФАКТОРОВ,
ВЛИЯЮЩИХ НА КАЧЕСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Рассмотрен порядок выбора факторов, влияющих на качество обеспечения первичных мер пожарной безопасности, осуществляемых органами местного самоуправления на территории рассматриваемого муниципального образования, в зависимости от весовых коэффициентов значимости каждого из факторов. Описан порядок определения минимального требуемого количества респондентов, необходимых для проведения статистического опроса. Приведен порядок выбора факторов на примере одного из муниципальных образований — Арамильского городского округа Свердловской обл. По выбранным факторам проведен анализ состояния пожарной безопасности муниципального образования.
Ключевые слова: фактор; муниципальное образование; первичные меры пожарной безопасности.
Одной из важных задач в области пожарной безопасности является выявление факторов, в наибольшей степени влияющих на возникновение пожаров [1-3]. Так как пожарная опасность Российской Федерации в целом определяется состоянием пожарной опасности отдельных муниципальных образований (далее — МО), то представляется целесообразным, что предлагаемые решения в области пожарной безопасности должны быть ориентированы в первую очередь на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления (далее — ОМС) по реализации первичных мер пожарной безопасности.
Если прогнозируемый ущерб от пожаров за текущий год существенно превышает фактический, то можно говорить о неэффективном обеспечении первичных мер пожарной безопасности в конкретном муниципальном образовании [4]. В связи с этим необходимо:
• установить причину увеличения фактического суммарного ущерба от пожаров;
• провести мониторинг качества выполнения мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Мониторинг качества выполнения мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности проводится на основе выборочных статистических наблюдений. В качестве экспертов выступают выбранные случайным образом жители МО,
© ТужиковЕ. Н., Тырсин А. Н., 2014
поскольку только они могут знать, насколько качественно выполняются мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на их родной земле.
Для того чтобы выявить основные факторы, влияющие на возникновение пожаров, необходимо в каждом МО отдельно провести опрос жителей — анкетирование.
Показатели, входящие в оценочную систему, должны характеризовать объект исследования в интересующих исследователя направлениях. Поскольку в нашем случае показатели предназначены для оценки качества выполнения мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории МО, они должны быть доступны для понимания как экспертам, так и руководителям соответствующих подразделений (администраций МО, МЧС России) и способствовать выработке и принятию эффективных управленческих решений.
На основании анализа имеющихся данных по пожарам на территории МО можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории МО, являются факторы, приведенные в табл. 1.
Жителям МО предлагается заполнить анкету, в которой необходимо дать оценку факторам (см. табл. 1) по 4-балльной системе (табл. 2) в зависимости от важности и степени влияния каждого из них на качество выполнения мероприятий по обес-
Таблица 1. Факторы, влияющие на обеспечение первичных мер пожарной безопасности
№ п/п Фактор Баллы
1 Общая протяженность автодорог и качество дорожного покрытия
2 Качество работы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России
3 Число жителей муниципального образования, задействованных в муниципальной и добровольной пожарной охране
4 Количество исправной спецавтотехники на вооружении муниципальной и добровольной пожарной охраны
5 Количество граждан, ведущих асоциальный образ жизни
6 Число жителей муниципального образования, обученных мерам пожарной безопасности
7 Качество работы органов местного самоуправления по профилактике пожаров
8 Количество источников противопожарного водоснабжения, содержащихся в надлежащем состоянии
9 Количество в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности
10 Количество исправных средств связи и оповещения населения о пожаре
11 Проведение противопожарной пропаганды и агитации через СМИ
12 Качество надзора, осуществляемого надзорными органами в области обеспечения пожарной безопасности в отношении органов местного самоуправления
13 Загромождение путей следования пожарной техники на пожар, отсутствие свободного подъезда к жилым зданиям
Таблица 2. Шкала оценки факторов
Баллы Интерпретация
0 Практически не влияет
1 Скорее нет, чем да
2 Скорее да, чем нет
3 Безусловно, влияет
печению первичных мер пожарной безопасности на территории МО.
Факторы, приведенные в табл. 1, отражают основные виды деятельности ОМС по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, которые должны соблюдаться на территории МО.
Для проведения корректного статистического исследования следует оценить минимальное количество респондентов, которое необходимо опросить. Для этого надо провести выборочное обследование методом случайного бесповторного отбора.
Минимальное число опрашиваемых экспертов п должно удовлетворять неравенству [5]:
п >
г2 ст2 N А2 N + г2 ст2
(1)
где г — критерий Стьюдента (коэффициент доверия) [6], который находится из условия Ф(г) = = Р(|Т| < г1-а), Т~ N(0; 1); г = 2 для уровня значимости а = 0,05;
ст2 — выборочная дисперсия, полученная в ходе пробного обследования;
N — объем генеральной совокупности; в нашем случае это количество жителей в каждом из 58 МО Свердловской обл., входящих в группу "Городские округа", чел.;
А — предельная ошибка выборки, которая измеряется в принятой шкале, в нашем случае в баллах.
Таким образом, получаем случайную бесповторную репрезентативную выборку. Результаты исследования позволят оценить на основе разработанных критериев качество обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Численность населения N для МО, входящих в группу "Городские округа", принимаем согласно [7].
Предельную ошибку выборки А находим по формуле
А = ^ ст 2/п . (2)
Выборочную дисперсию ст2 вычисляем как
X (X - X )2
ст2 =
п-1
(3)
где х1 — частные значения результата статистического опроса;
х — среднее значение выборки.
Среднее значение выборки х определяем по формуле
X **
X . (4)
п
После того как проведены все необходимые вычисления, получаем необходимое минимальное количество экспертов п, которое следует опросить. Минимальное количество экспертов п для каждого МО из группы "Городские округа" составляет примерно 35 чел. Это объясняется тем, что дисперсия ст2 и коэффициент доверия г слишком малы по сравнению с числом жителей N.
6
{ББИ 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2014 ТОМ 23 №2
После того как определено минимальное количество экспертов, проводим анкетирование. Далее необходимо определить весовые коэффициенты значимости каждого фактора, чтобы выявить первоочередные направления деятельности по повышению уровня обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Для этого необходимо взять выборку баллов по всем факторам и определить сумму баллов Бк для каждого фактора по всем анкетам:
т
Бк , (5) г = 1
где т — количество анкет, шт.;
югк — результат г-го ответа о значимости к-го фактора; югк е {0, 1, 2, 3}; к = 1, 2, ..., I ; I — число факторов.
Чтобы определить весовые коэффициенты каждого из факторов, необходимо разделить сумму баллов за каждый фактор на общую сумму баллов. Эксперты оценивают каждый фактор по четырехбалльной шкале (см. табл. 2).
Коэффициент значимости каждого фактора рк вычисляем по формуле
Рк = Як /Б, (6)
где рк — весовой коэффициент значимости каждого фактора в повышении пожарной безопасности, определяемый экспертным путем; рк е [0; 1], причем ^р к = 1;
Б — общая сумма баллов по всем анкетам:
т I
Б . (7)
г = 1 г = 1
Таким образом, были определены первоочередные проблемные факторы, влияющие на возникновение пожаров. В зависимости от того, какие факторы становятся первоочередными, будем предлагать комплекс конкретных мероприятий по повышению качества обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории МО.
В качестве примера рассмотрим, как проводился выбор факторов, влияющих на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории одного из МО — Арамильского городского округа Свердловской обл. (далее — Арамильский ГО).
По формуле (1) было установлено необходимое минимальное число опрашиваемых экспертов, после чего было проведено анкетирование 35 жителей Арамильского ГО. В результате обработки анкет была получена выборка баллов, представленная в табл. 3.
Для определения весовых коэффициентов значимости каждого из факторов необходимо определить сумму всех баллов. Согласно формуле (5) сумма
Таблица 3. Таблица ответов жителей Арамильского ГО Свердловской обл. на вопросы анкеты
Номер Номер вопроса (фактора)
отвечающего эксперта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 0 2 1 2 1 2 1 2 0 0 1 2 0
2 0 1 1 1 1 2 1 1 3 2 1 1 1
3 3 2 2 1 1 1 1 1 3 3 1 2 2
4 1 1 1 1 1 1 0 1 3 2 1 0 3
5 2 2 1 2 3 2 3 2 2 3 2 2 1
6 0 3 1 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2
7 0 2 1 1 1 3 1 0 3 2 2 1 0
8 2 2 2 2 2 0 2 0 2 3 2 1 2
9 2 3 3 0 1 2 2 2 2 1 2 1 1
10 0 0 0 3 3 0 3 0 3 3 3 2 3
11 1 0 2 2 1 3 2 0 0 0 1 0 0
12 1 2 2 0 2 3 1 2 3 2 1 1 1
13 1 1 1 1 1 3 2 1 3 1 1 2 1
14 0 0 1 1 1 3 2 1 3 1 2 3 1
15 3 2 1 2 2 3 3 1 2 3 2 2 1
16 0 0 0 0 2 3 3 0 3 0 0 1 0
17 1 1 2 1 1 2 1 0 3 2 1 2 1
18 1 2 1 2 1 3 2 0 3 3 0 1 1
19 2 1 2 1 1 2 1 2 3 3 1 2 1
20 1 2 1 1 3 2 1 1 3 3 1 2 1
21 1 3 2 3 2 3 3 2 3 2 2 2 1
22 2 3 3 3 3 3 3 3 1 3 2 3 3
23 0 1 3 2 3 3 3 3 3 2 2 3 2
24 2 2 1 2 2 3 2 0 3 2 2 1 2
25 2 1 0 2 1 1 2 3 3 3 3 1 2
26 1 2 2 0 1 3 2 2 2 3 2 2 2
27 0 0 3 1 1 2 1 0 3 1 1 2 1
28 0 1 1 1 3 3 2 2 3 3 2 3 1
29 1 1 0 3 2 3 2 0 0 1 0 2 1
30 2 0 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 3
31 1 1 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 2
32 2 3 1 3 2 1 2 2 2 3 2 2 3
33 3 0 0 3 1 3 2 0 3 0 0 2 2
34 1 3 2 2 3 3 3 1 1 3 3 2 1
35 2 2 1 1 1 2 2 1 3 2 2 2 1
всех баллов Б равна 792. Теперь, чтобы вычислить значимость каждого из факторов рк, необходимо по формуле (6) разделить сумму балов за каждый вопрос Бк на общую сумму баллов Б. Полученные весовые коэффициенты значимости факторов для Арамильского ГО представлены в табл. 4.
Как видно из табл. 4, четко выраженные факторы, которые свидетельствовали бы об острой проб-
Таблица 4. Весовые коэффициенты значимости каждого фактора для Арамильского ГО Свердловской обл.
Номер фактора Весовой коэффициент значимости Значение Номер фактора Весовой коэффициент значимости Значение
1 Р1 0,052 8 Р8 0,057
2 Р2 0,066 9 Р9 0,109
3 Р3 0,064 10 Р10 0,093
4 Р4 0,074 11 Р11 0,072
5 Р5 0,077 12 Р12 0,081
6 Р6 0,104 13 Р13 0,063
7 Р7 0,088
леме в обеспечении первичных мер пожарной безопасности, отсутствуют. Мнения экспертов разделились примерно поровну между всеми факторами. Это можно объяснить тем, что Арамильский ГО располагается в непосредственной близости от столицы социально-экономического региона — Екатеринбурга, где обеспечение пожарной безопасности находится на приемлемом уровне в отличие от удаленных населенных пунктов, в которых складывается напряженная обстановка по числу пожаров, гибели и травмирования населения, а также по размеру ущерба от пожаров.
При всем при этом жители выделяют несколько значимых факторов, которые, по их мнению, в наибольшей степени влияют на возникновение и развитие пожаров на территории Арамильского ГО: 1) количество исправных средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
2) численность населения МО, обученного мерам пожарной безопасности;
3) количество исправных средств связи и оповещения населения о пожаре.
Таким образом, жителей Арамильского ГО в первую очередь беспокоит плохое состояние профилактики пожаров на территории, а именно неукомплектованность или зачастую полное отсутствие каких-либо первичных средств тушения пожара в жилых и общественных зданиях. Значительная часть населения МО не имеет достаточных знаний в области пожарной безопасности, хотя согласно всем отчетам МЧС России по Свердловской обл. с населением регулярно проводится противопожарная пропаганда и агитация, направленные на ознакомление его с мерами и правилами пожарной безопасности. Напряженная обстановка складывается также с наличием и работоспособностью технических средств связи и оповещения населения о пожаре.
Выводы
1. Предложен подход к повышению качества обеспечения первичных мер пожарной безопасности, основанный на определении значимости факторов, влияющих на возникновение и развитие пожаров, с помощью анкетирования экспертов — жителей МО.
2. Данный подход позволяет конкретно определять существующие проблемы в обеспечении первичных мер пожарной безопасности и тем самым обосновывать целесообразность комплекса мероприятий по повышению качества обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории МО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимов В. А., Лесных В. В., Радаев Н. Н. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. — М. : Деловой экспресс, 2004. — 352 с.
2. Краковский Ю. М., Могильников А. А. Ранжирование территорий с низким уровнем пожарной безопасности // Пожарная безопасность.—2011.—№ 1. — С. 131-137.
3. Фомин А. В., Тужиков Е. Н. Экспертный метод оценки деятельности органов местного самоуправления по реализации первичных мер пожарной безопасности // Научный электронный журнал "Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России". — 2012. — № 2. — С. 27-34. URL :http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V42/5.pdf(датаобращения: 06.09.2013 г.).
4. Тужиков Е. Н., Тырсин А. Н. К вопросу оценивания общего экономического ущерба от пожаров // Научно-аналитический журнал "Проблемы управления рисками в техносфере". — 2013. — № 4. — С. 66-72.
5. Дубина И. Н. Математические основы эмпирических социально-экономических исследований : учебное пособие. — Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2006. — 263 с.
6. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. — 9-е изд. — М. : Высшая школа, 2003. —479 с.
7. Количество населения, проживающего в муниципальных образованиях. URL: http://www.gks.ru/ dbscripts/munst/munst.htm (дата обращения: 15.09.2013 г.).
Материал поступил в редакцию 8 ноября 2013 г.
8
ISSN 0869-7493 ПОЖАРОВЗРЫВОБЕЗОПАСНОСТЬ 2014 ТОМ 23 №2
CHOICE OF THE FACTORS AFFECTING THE QUALITY OF PRIMARY FIRE SAFETY MEASURES
TUZHIKOV E. N., Lecturer of Department of Fire Supervision Organization, Ural State Fire Service Institute of Emercom of Russia (Mira St., 22, Yekaterinburg, 620062, Russian Federation; e-mail address: [email protected])
TYRSIN A. N., Doctor of Engineering Science, Associate Professor, Leading Researcher of Science and Engineering Centre "Reliability and Safety of Large Systems" of Ural Branch of Russian Academy of Sciences (Studencheskaya St., 54a, Yekaterinburg, 620049, Russian Federation; e-mail address: [email protected])
ABSTRACT
Identification of factors that have the greatest impact on the occurrence of fires is one of the important tasks in the field of fire safety. As the fire danger of the regions of the Russian Federation is determined by the fire danger of their constituent municipalities, the solutions proposed in the field of fire safety are advised to be oriented first of all to the increase of efficiency of the local government bodies realizing primary measures of fire safety. Before the efficiency of activity of local governments can be enhanced it has to be assessed. Within the process of evaluation of the effectiveness one should choose between the factors which affect the effectiveness of the primary fire safety measures implementation.
The choice of the factors is carried out by means of the statistical survey of the residents. In order to make a choice of unknown factors in the territory of a particular municipality one should define the minimum required number of respondents. This is followed by an interview of respondents through a questionnaire characterizing the basic directions of activity of local governments in the field of primary fire safety measures implementation.
Upon completion of the survey data processing is carried out. Then the weights of each of the factors are determined. The last stage is the analysis of the obtained results, which are mapped to actual performance and facts, characterizing the state of fire safety on the territory of the municipality.
As a result, in accordance to the selected factors a set of specific measures aimed at increasing the efficiency level of primary fire safety measures implementation on the territory of a particular municipality is proposed. The fire management in the municipality thus is being implemented.
Keywords: factor; municipal formation; primary fire safety measures.
REFERENCES
1. Akimov V. A., Lesnykh V. V., Radaev N. N. Osnovy analiza i upravleniya riskom vprirodnoy i tekhno-gennoy sferakh [Bases of analysis and risk management of natural and technogenic spheres]. Moscow, Delovoy Ekspress Publ., 2004. 352 p.
2. Krakovskiy Yu. M., Mogilnikov A. A. Ranzhirovaniye territoriy s nizkim urovnem pozharnoy bezopas-nosti [Ranking territories with low level of fire safety]. Pozharnaya bezopasnost — Fire Safety, 2011, no. 1, pp. 131-137.
3. Fomin A. V., Tuzhikov E. N. Expertnyy metod otsenki deyatelnosti organov mestnogo samoupravleniya po realizatsii pervichnykh mer pozharnoy bezopasnosti [Expert method of estimation of activity of local governmental bodies realizing primary fire safety measures]. Nauchnyy elektronnyy zhurnal "Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPSMChSRossii" — Scientifically-practical magazine "Bulletin of St.-Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia", 2012, no. 2, pp. 27-34. Available at: http://vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V42Z5.pdf (Accessed 6 September 2013).
4. Tuzhikov E. N., Tyrsin A. N. K voprosu otsenivaniya obshchego ekonomicheskogo ushcherba ot pozha-rov [On the assessment of the total economic damage from fires]. Nauchno-analiticheskiy zhurnal "Proble-my upravleniya riskami v tekhnosfere" — Scientifically-Analytical Magazine "Problems of Management of Risks in a Technosphere", 2013, no 4, pp. 66-72.
5. Dubina I. N. Matematicheskiye osnovy empiricheskikh sotsialno-ekonomicheskikh issledovaniy: ucheb-noye posobiye [Mathematical foundations of the empirical socio-economic research. training manual]. Barnaul, Altai University Publ., 2006. 263 p.
6. Gmurman V. E. Teoriya veroyatnostey i matematicheskaya statistika. 9-e izd. [The theory of probability and mathematical statistics. 9th ed.]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2003. 479 p.
7. Kolichestvo naseleniya prozhivayushchego v munitsipalnykh obrazovaniyakh [The number of population living in municipalities] Available at: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm (Accessed 15 September 2013).