Хорошо это или плохо? Как проявится новая логика и повлияет на развитие российской и региональных партийных систем? Ответим уклончиво: время покажет...
В. А. Айрапетов
ВЫБОР БЕЗ ВЫБОРОВ:
ЭВОЛЮЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ КПСС («поздний сталинизм» - «оттепель» - «застой»)
Постановка проблемы
Известно, что в СССР номенклатурный принцип управления обществом был единственным способом карьерной инфильтрации. В номенклатуру включались работники, находящиеся на ключевых постах (партийных, комсомольских, советских, хозяйственных). Номенклатурный принцип управления сложился и окончательно утвердился к концу 1930 гг. и в течение 50 лет вплоть до распада СССР и ликвидации КПСС лишь модернизировался. В ходе войны, в силу обстоятельств, партийные комитеты превратились в органы оперативного управления, взяв на себя «решение всех текущих, даже мелких, хозяйственных вопросов»1. Задача настоящей статьи - продемонстрировать трансформацию государственных требований к кадрам послевоенной руководящей партийной номенклатуры и ее практические результаты.
«Поздний сталинизм» (1945-1953 гг.): ужесточение идеологических требований и деэкономизация
На XIX съезде ВКП (б) (октябрь 1952 г.) секретарь ЦК Г. М. Маленков заявил: «Обстановка военного времени обусловила некоторые особенности в методах партийного руководства, а также породила крупные недостатки в работе партийных органов и партийных организаций. Это нашло свое выражение, преж-
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. Т. 8. М.: Политиздат, 1985. С. 50.
де всего, в том, что партийные органы ослабили внимание к партийно-организационной и идеологической работе, во многих парторганизациях эта работа оказалась запущенной»1. В ВКП (б) за годы войны влились фронтовики, слабо индокринированные и чаще всего не имевшие никакого партийно-политического образования. В 1945 г. ВКП (б) насчитывала более 5,7 млн. кандидатов и членов партии. При этом коммунистов с довоенным стажем было не более 2 млн.2.
О низком идейно-теоретическом уровне номенклатуры свидетельствует доклад секретаря Тамбовского обкома ВКП (б) Л. Зубынина на совместном собрании областного и городского партийного активов (1946 г.). «Если по существу оценить работу по повышению уровня марксистско-ленинской подготовки, то мы должны признать, что она находится в запущенном состоянии... Равнодушное отношение к вопросам марксистско-ленинской теории зашло так далеко, что в Граждановском районе сами секретари райкома партии тт. Четырин и Иванушкин давно перестали учиться и, растеряв свой идейный багаж, оказались неспособными контролировать, по существу, политическое образование. Так, например, до последних дней т. Четырин считал, что у нас еще сохранился НЭП и попытался это доказать некоторым товарищам.»3. Соответственно, в позднесталинский период перед ЦК ВКП (б) стояла задача ужесточения идеологического курса.
Мы проанализировали 137 партийных характеристик руководящих работников районов и городов Тамбовской области, написанных в 1952 г. Цель была одна - выявить наиболее часто отмечаемые в них качества партработников (своего рода их идентификационные признаки).
Таблица 1
Контент-анализ характеристик руководителей городов и районов4
1 Большевик. 1952. № 19. С. 49.
2 Верт Н. История советского государства. М.: Весь мир, 2006. С. 383.
3 Центр документации новейшей истории Тамбовской области (ЦДНИТО). Ф. 1045. Оп. 1. Д. 6481. Л. 3, 7, 9, 10.
4 ЦДНИТО. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 8174. Л. 1-232.
Упоминаемые качества Всего %
Политическая грамотность 75 55
Идеологическая выдержанность 56 41
Работа над повышением идейного уровня 53 37
Дисциплинированность 44 32
Инициативность 36 26
Моральная устойчивость 34 25
Выступления с политическими докладами 28 20
Энергичность 17 12
Организаторские способности 16 12
Настойчивость 8 6
Знание сельского хозяйства 2 1,5
Итак, политические и идеологические качества при выдвижении на руководящие посты стояли, безусловно, на первом месте. Хотя, полагаем, дело здесь было не только в номенклатуре. Государству было предельно важно усилить идеологическую составляющую, чтобы вернуть общество в довоенное равновесное состояние, поколебленное войной. Пресс государственной индокринации за годы войны существенно ослаб. Последствия такого ослабления были для государства опасны. По мнению М. Левина, в послевоенные годы возникла реальная перспектива поглощения партии хозяйственниками, так как за годы войны партийный аппарат превратился в придаток хозяйственного аппарата. В итоге под угрозу было поставлено существование партии как политической администрации1. Косвенным подтверждением этой версии можно признать ряд действий партии-государства сразу по окончании Великой Отечественной войны: «дело авиапрома» (апрель 1946 г.), введение судов чести (март 1947 г.) и присуждение фильму «Суд чести» Сталинской премии, «дело Роскина - Клюевой» (июнь 1947 г.), «Ленинградское дело» (1949-1950 гг.) и борьба с космополитизмом (вторая половина 1940-1953 гг.). Полагаем, хозяйственный аппарат и, шире, общество, таким способом были вновь поставлены в зависимое положение от партийного аппарата. В организационно-партий-
1 Левин М. Номенклатура: Технологии управления против социологии управленцев // Свободная мысль. 1997. Апрель. С. 76-77.
ной работе явно прослеживается стремление освободить партийный аппарат от текущих хозяйственных дел и блокировать тенденцию экономизации партии и партаппарата, неизбежно усилившуюся в годы войны.
Н. С. Хрущев: вновь экономизация
Вызовы НТР и связанная с ними потребность в появлении экономически компетентных управленцев коснулись партийной номенклатуры. Не случайно на ХХ съезде КПСС (1956 г.) произошло смещение акцентов в требованиях к партийным кадрам: «Деятельность руководящего партийного работника следует оценивать в первую очередь по результатам, достигнутым в развитии хозяйства, за успехи которого он несет ответственность»1. Партийное руководство экономикой трактовалось таким образом: «Партия требует от партийных кадров, чтобы они не обособляли партийной работы от хозяйственной работы, руководили хозяйством конкретно, со знанием дела»2.
Выводы высшего партийного руководства, сделанные на основе анализа ситуации в КПСС, подтверждаются на материалах Тамбовской областной партийной организации. Первый секретарь Тамбовского обкома КПСС Г. С. Золотухин 13 марта 1956 г., выступая на собрании областного партийного актива, отмечал, что только десятая часть коммунистов охвачена экономическим образованием. Перед секретарями райкомов ставилась задача вести постоянную пропаганду передового опыта, лучше поставить в районах дело экономического образования, проводить экономические семинары, читать лекции и доклады по вопросам конкретной экономики сельского хозяйства3.
Данные об образовательном уровне областной партийной номенклатуры в 1956-1957 гг. свидетельствуют, что 90 % секретарей райкомов, горкомов, председателей гор- и райисполкомов имели высшее и незаконченное высшее образование. При этом из 78 первых и вторых секретарей райкомов только 10 имели
1 ЦДНИТО. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 8174. Л. 103.
2 Там же. Л. 103.
3 ЦДНИТО. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 10499. Л. 87.
сельскохозяйственное образование (13 %), а из 94 секретарей райкомов по зонам МТС - только 16 (17 %)'. Поэтому вполне обоснованными были просьбы и предложения отдельных районных руководителей на XI областной партийной конференции (декабрь 1957 г.), адресованные обкому, регулярно проводить с ними экономические семинары и лекции2.
Из выступлений секретарей райкомов КПСС на XI областной партийной конференции (25-26 декабря 1957 г.) следовало, что после ХХ съезда КПСС обком сосредоточил все свое внимание на решении только хозяйственных задач. «В вопросах идеологической работы, - отмечал секретарь Избердеевского райкома КПСС Запольский, - обком имеет не только недостатки, но и запущенность. За два года, сколько было партийных активов, совещаний, и никогда вопросы идеологии не рассматривались. Если учесть, сколько раз заседали по различным хозяйственным вопросам с первыми секретарями райкомов, их было не менее 20-30, и ни на одном из них не рассматривались вопросы идеологической работы»3.
Масштабные планы экономического развития, поставленные перед страной XXI съездом КПСС (1959 г.) повышали ответственность региональных партийных руководителей. Возник серьезный разрыв между масштабами хозяйственных задач и уровнем экономического образования региональных руководящих кадров. Причем, он не мог быть преодолен быстро. Не могла помочь и система политического образования, перестроенная только летом 1956 г. Несмотря на то, что к 1960 г. 96 % первых секретарей горкомов и райкомов КПСС имели высшее и незаконченное высшее образование, среди них только 28 % являлись специалистами сельского хозяйства и промышленности. Несколько более высокую долю составляла эта группа среди первых, вторых и третьих секретарей райкомов - 38 %. Значительную часть секретарей райкомов КПСС составляли учителя. Так, среди 58 первых, вторых и третьих секретарей райкомов 22 че-
1 Там же. Л. 45.
2 ЦДНИТО. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 10736. Л. 184.
3 Там же. Л. 215.
ловека (38 %) имели педагогическое образование, 14 (24 %) -партийно-политическое1. В Мучкапском, Гавриловском, Мордовском райкомах и первые, и вторые секретари имели педагогическое образование. По-видимому, это, в том числе, стало причиной того, что в условиях форсированного решения выдвинутых на внеочередном съезде экономических задач руководители обкома КПСС не предоставляли районным руководителям самостоятельности, прибегая к жесткой регламентации их деятельности.
В 1962-1964 гг. в кадровом составе первых секретарей горкомов и райкомов КПСС произошли значительные изменения. Прежде всего, это сказалось на образовательном уровне городских и районных руководителей. К январю 1966 г. из 22 первых секретарей райкомов и горкомов 19 (86 %) имели высшее образование. Из них 9 человек (41 %) - партийно-политическое (на 8 % больше, чем в 1961 г.), 6 человек (27 %) - сельскохозяйственное (на 5 % больше, чем в 1961 г.), трое (14 %) - педагогическое и юридическое (на 13 % меньше, чем в 1961 г.) и трое (14 %) - инженерно-техническое (на 7 % больше, чем в 1961 г.)2. Таким образом, в период 1961-1965 гг. доля первых секретарей, имеющих педагогическое и юридическое образование, наиболее склонных к руководству идеологической работой, сократилась почти в два раза. В то же самое время вдвое увеличилось число специалистов с инженерно-техническим образованием, людей прагматического мышления, как правило, тяготящихся идеологической деятельностью.
Следует обратить внимание еще на одну тенденцию в динамике обновления руководящих партийных кадров городского и
1 ЦДНИТО. Ф. 1045. Оп. 1. Д. 11856. Л. 53. Здесь уместно привести оценку известного исследователя советской номенклатуры А. Г. Авторханова, касающуюся карьерного пути партийного работника. По его мнению, обычный путь партаппаратчика: 10 лет средней школы (там он вступает в комсомол), 5 лет вуза (там он вступает в партию). Получив профессию инженера, агронома или педагога, он начинает проявлять интерес к партийной работе, становится секретарем партийной организации, выбирается в состав райкома. После 4-5 лет его переводят на чисто партийную работу. Еще через 5-6 лет его направляют в Высшую партийную школу при ЦК КПСС (Авторханов А. Г. Технология власти // Вопр. истории. 1993. № 2. С. 101).
2 ЦДНИТО. Ф. 1045. Оп. 2. Д. 22. Л. 7.
районного уровней. К 1966 г. доля первых секретарей горкомов и райкомов партии, имевших инженерно-техническое и сельскохозяйственное образование, впервые сравнялась с относительным количеством руководителей, имевших партийнополитическое образование.
Брежневский период: прагматизация и технократизация номенклатурного управления
Брежневский период ознаменовался мощным обновлением номенклатуры. За период с сентября 1965 г. по сентябрь 1976 г. на посты первых секретарей обкомов РСФСР были избраны 69 % человек, работавших в этих же регионах (в т. ч. две трети -в период с октября 1965 по март 1971 г.)1. В Тамбовской областной партийной организации в 1965-1971 гг. только 6 человек сохранили посты первых секретарей горкомов и райкомов партии. Таким образом, к 1971 г. из 28 первых секретарей горкомов и райкомов 22 человека (79 %) - новые в этой должности люди. Среди них 12 человек (43 %) имели партийно-политическое образование, 8 (29 %) являлись специалистами сельского хозяйства (на 2 % больше, чем в 1965 г.), 6 (21 %) - специалисты промышленности (на 14 % больше показателя 1965 г.). Только двое имели педагогическое образование2.
Изменения в составе первых секретарей горкомов и райкомов в 1961-1971 гг. могут быть представлены следующим образом.
Таблица 2
Образовательный уровень номенклатуры
Образование 1961 г. (%) 1965 г. 1971 г.
Партийно-политическое 33 41 43
Инженерно-техническое 7 14 21
Сельскохозяйственное 22 27 29
Педагогическое 26 14 7
1 Мохов В. П. Региональная политическая элита России (1945-1991 гг.). Пермь: Пермское книжное изд-во, 2003. С. 93.
2 ЦДНИТО. Ф. 1045. Оп. 4. Д. 62. Л. 121.
С 1961 по 1971 г. доля первых секретарей, имевших инженерно-техническое образование, увеличилась втрое. В свою очередь, процент руководителей горкомов и райкомов с педагогическим образованием сократился почти в 4 раза.
Далее тенденция только усилилась. В 1976 г. из 29 первых секретарей 12 (41 %) человек являлись специалистами сельского хозяйства, 9 (31 %) имели инженерно-техническое образование, 3 (10 %) - педагогическое. Среди 29 руководителей 15 (52 %) имели партийно-политическое образование1. К 1979 г. картина изменилась незначительно: 12 (41 %) человек являлись специалистами сельского хозяйства, 8 (27 %) имели инженернотехническое образование, 3 (1 0 %) - педагогическое. Среди них 17 человек (58 %) имели партийно-политическое образование. В итоге, в сумме специалисты промышленности и сельского хозяйства к началу 1980 гг. составляли почти 70 %2.
По наблюдениям В. П. Мохова, к середине 1970 гг. завершается постепенное вытеснение из сферы политической власти тех работников, для которых почти вся жизнь в составе руководящих кадров была связана только с политической деятельностью на различных уровнях власти3. Их место все больше стало занимать пополнение, которое основную часть своей жизни провело на хозяйственной или общественной работе. Накопленный номенклатурно-хозяйственный опыт становился востребованным во властных структурах. Тип «чистого» политического работника, не знающего практической экономической работы, окончательно ушел в прошлое. Противовесом «ветеранам» от политики служили выдвиженцы-технократы. В итоге преобладающим типом на низовом уровне региональной политической власти становится крепкий хозяйственник, прошедший школу партийной работы в первичных парторганизациях.
1 ЦДНИТО. Ф. 1045. Оп. 19. Д. 63. Л. 2.
2 Там же. Оп. 23. Д. 97. Л. 8, 9, 10.
3 Мохов В. П. Региональная политическая элита России (1945-1991 гг.). Пермь: Пермское книжное изд-во, 2003. С. 112.
26 апреля 1979 г. ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», в котором от региональных партийных комитетов требовалось значительно увеличить количество партийно-политических школ. Однако эти «экстенсивные» меры не дали желаемых результатов1. Как отмечал на V пленуме обкома КПСС (22 декабря 1980 г.) первый секретарь Знаменского райкома А. В. Брыскин, многие недостатки в партийной учебе явились отчасти следствием неоправданного в ряде партийных организаций увеличения числа политшкол и семинаров, что привело к дефициту компетентных специалистов. По его оценке, «к руководству школ пришли специалисты народного хозяйства, которые имели слабые знания общественных наук, методики партийной пропаганды»2. К началу 1980 гг. 75 % ответственных работников идеологических отделов партийных комитетов областной организации КПСС являлись специалистами промышленности, транспорта и сельского хозяйства3.
XXVI съезд КПСС (23 февраля - 2 марта 1981 г.), ставший последним партийным съездом брежневского периода, констатировал, что в результате активного выдвижения на партийную работу специалистов народного хозяйства4 наметился серьезный дисбаланс между профессионально-деловыми и политическими качествами выдвигаемых на руководящие партийные посты. «Нельзя не учитывать, что часть специалистов, пришедших в партийный аппарат с производства, не обладает достаточным политическим опытом, привносит порой в партийные органы административно-хозяйственные методы»5. Обновление партийной номенклатуры в 1970 гг. свидетельствовало об усилении
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. Т. 13. М.: Политиздат, 1987. С. 333.
2 Тамбовская правда. 1980. 22 дек.
3 Там же. 1981. 5 нояб.
4 В материалах съезда приводится статистика, согласно которой 2/3 секретарей горкомов и райкомов партии имели инженерно-техническое, экономическое или сельскохозяйственное образование.
5 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. Т. 14. М.: Политиздат, 1987. С. 292.
и, возможно, даже о доминировании технократической тенденции в партийных и других структурах управления.
Выводы
1. В первые послевоенные годы в кадровой политике перед ЦК ВКП (б) стояли, как минимум, две важнейшие задачи: 1) освободить партийный аппарат от текущих хозяйственных дел и блокировать тенденцию экономизации партии и партаппарата; 2) поднять уровень идеологической и организационно-партийной работы. Таким путем руководство партии-государства мыслило укрепить деформированный в годы войны тоталитарный политический режим. В 1946-1953 гг. политические и идеологические качества номенклатурного работника, безусловно, стояли на первом месте в качестве критериев выдвижения на руководящие посты.
2. В 1953-1964 гг. происходило постепенное превращение региональных партийных комитетов в хозяйственные органы, медленно освобождавшиеся в работе от методов администрирования. Это было связано и с невысоким уровнем экономического образования руководящих работников, прежде всего - городского и районного звена, и с объективной невозможностью задействовать экономические методы взаимоотношений с обществом, инициирующие и согласующие разнородные интересы.
3. В 1960-1980 гг. произошли значительные изменения в составе номенклатуры КПСС на местах. Доля первых секретарей горкомов и райкомов КПСС, имевших инженерно-техническое образование, увеличилась в три раза. В свою очередь, процент руководителей горкомов и райкомов с педагогическим образованием сократился почти в четыре раза. Это сказалось на появлении формации номенклатурных работников с новым стилем руководства. Они были склонны решать политические проблемы исходя скорее из прагматических соображений и технократических ценностей, отталкивая или оставляя в стороне идеологические и духовно-нравственные аспекты. Они пытаются действовать рационально на основе экономических и производственно-технических знаний, полученных в вузе. При этом,
однако, в их управленческом арсенале неизжитыми остаются административно-командные методы руководства. В итоге формируется достаточно противоречивый тип номенклатурного работника. В этой противоречивости, можем осторожно предположить, заложены многие проблемы советской системы и кроется ответ на вопрос «Почему номенклатура столь легко приняла перестройку, разрушавшую сложившуюся за десятилетия организацию власти в СССР?». Впрочем, это лишь гипотеза, требующая исследования.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Baker Richard (Бейкер Ричард) is a fourth year undergraduate majoring Political Science. He is from Clemson, South Carolina.
Brackett Katherine (Бракэтт Катерина) is a fourth year undergraduate at Clemson University majoring in political science. She expects to attend law school next year and ultimately be a lawyer. She began her undergraduate career at the University of Southern Maine before transferring to Clemson.
Meghan Buch (Меган Бух) is a fourth year undergraduate majoring in Education. She intends to pursue an elementary school teaching career upon graduating from Clemson.
Espy Parke (Ест Парк) is a fourth year undergraduate majoring in Political Science. She is from Columbia, South Carolina and is seriously considering graduate school.
Murphy Lindsay (Мерфи Линдзей) graduated from Clemson this August with a major in English and a minor in Political Science. She is from Alexandria, VA, just outside of Washington DC. She is at present considering opportunities with several firms while still mulling over graduate school as a possible future option.
Purvis Kristen (Пурвис Кристэн) is a third year psychology major at Clemson University. She is also from Clemson, SC. She hopes to pursue a graduate degree in human resources/organizational behavior after completing her undergraduate studies at Clemson University.
Schendel David (Шендэл Давид) is a fourth year undergraduate majoring in Economics with a minor in Political Science. He is from South Carolina and is likely to enter the business world after graduation from Clemson.
Witzeman Kean (Уайтзман Киан) is a fourth year undergraduate majoring in Political Science with a minor in Psychology. He is from Kingsport, Tennessee. He is considering graduate school opportunities following the receipt of his diploma.
Айрапетов Виталий Арутюнович - студент 5 курса ТГУ им. Г. Р. Державина (отделение «история»);
Балабанов Сергей Игоревич - студент 3 курса ТГУ им. Г. Р. Державина (отделение «политология»);
Бучкевич Ольга Леонидовна - студентка 4 курса ТГУ им. Г. Р. Державина (отделение «международные отношения);